Производство

Александр невский образец нравственных и духовных ценностей. Сочинение- "святой александр невский-лицо россии. I этап. Подготовка к восприятию и осмыслению текста

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу

Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220-1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

Святые отцы Церкви рекомендуют совершен­ствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

  • Воспитание духа – это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
  • Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
  • Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу.

Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220–1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности.

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

Святые отцы Церкви рекомендуют совершен­ствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

  • Воспитание духа – это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
  • Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
  • Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

Русское воинство издавна славилось своими великими полководцами. Большинству, вне всякого сомнения, в первую очередь приходят на ум фамилии Суворов, Кутузов, Багратион, Жуков. Но особо следует назвать святого благоверного князя Александра Невского, своими ратными подвигами навсегда прославившего русское воинство во всем мире. Историческую ценность и значимость двукратного отражение Александром Невским отрядов крестоносцев на реке Неве и Чудском озере невозможно недооценить. Это были первые действительно крупные победы России над иностранными европейскими захватчиками, надолго остудившие пыл католической Европы в своих притязаниях на территорию России.

За всю свою жизнь Александр Невский неоднократно своими личными отвагой, храбростью и мудростью спасал Россию от опустошающих набегов татаро-монгол, попутно вселяя в сердца русских людей надежду на будущее укрепление русского воинства и изгнание неприятеля с родных земель. За невероятные заслуги, за жертвенное служение России, за принятую в жесточайшем речном сражении смертельную болезнь «за други своя» великий князь Александр Невский, принявший перед смертью монашеский постриг в схиму с именем Алексий, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Но прижизненные подвиги благоверного князя не были забыты и после его смерти. 21 мая (1 июня н.ст.) 1725 г. по завещанию Петра I высочайшим указом императрицы Екатерины I была учреждена одна из высших наград Российской Империи - Орден во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. По замыслу Петра Великого орден должен был стать исключительно военной наградой, однако среди первых награжденных им лиц были и гражданские, в результате чего орденом награждались особо отличившиеся на государственной как военной, так и светской службе высокопоставленные лица. В 1917 году вместе с прочими имперскими наградами орден Александра Невского был упразднен, но восстановлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. В СССР орденом Александра Невского было награждено свыше 40 тысяч человек, эта награда выдавалась исключительно офицерскому составу и была весьма почитаема среди военных - никто никогда не забывал ратных подвигов благоверного князя и с великим почтением относился к нему.

В настоящее время переосмысление роли духовности в жизни человека и общества получило новый импульс развития, в том числе и в области военного дела. Лишенный статута в лихолетье перестроечного бреда 1992 года орден Александра Невского был возвращен в список государственных наград в 2010 году. Этот факт свидетельствует о возрождении почитания святых русских воинов в России. В результате поиска новых духовных ориентиров многие обращаются к русской истории и находят примеры неоценимой пользы религиозно-нравственного воспитания в русле православной церкви. Проблемы современной российской армии обуславливают необходимость поиска таких подходов к воспитанию защитника Родины, которые должны формировать военнослужащего нового типа, отличающегося не только высоким профессионализмом, но и высоким уровнем духовно-нравственных качеств личности, примером для которых может стать и образ святого благоверного князя Александра Невского. Важно отметить, что исключительно силами Русской Православной Церкви невозможно решить вопрос религиозно-нравственного воспитания в российской армии, необходимо также провести глубокую реформу в области образования и воспитания будущих защитников отечества.

Перед современной российской армией стоит очень серьезная и важная задача - воспитание подлинного боевого духа, сочетающего в себе не только достойное физическое развитие воина, но в первую очередь духовно-нравственное воспитание. При этом необходимо учитывать опыт таких русских полководцев, как святой благоверный князь Александр Невский - один из самых достойных образцов для подражания, в котором мы находим обоснованные свидетельства необходимости православной веры для защитника отечества, как духовной опоры и поддержки для достойного прохождения всех тягот воинской службы.

Необходимо указать, что воспитание настоящего патриота, способного с оружием в руках защитить свою страну, следует начинать в школе. Это направление в реформировании образовательной системы РФ должно стать одним из важнейших, поскольку именно в школе закладываются нравственные основы воспитания. К сожалению, в последнее время образовательный ценз падает, в некоторой степени из-за интенсивного притока мигрантов в школы. Иммигрировавшие в нашу страну люди не только не отказываются от своих этно-культурных традиций и особенностей, но и продолжают ощущать себя гражданами своих родных государств и не стремятся к ассимиляции с коренным населением России - русскими, но держаться обособленно и не являются патриотами нашей страны, о чем говориться в частности в исследованиях военного историка и социолога Широкорада А. Б. О проблемах с мигрантами недавно говорил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский на встрече с Ассоциацией европейского бизнеса в Москве:

«Мигранты из СНГ, прежде всего, из стран Центральной Азии, которые едут работать в Россию, должны вести себя по правилам нашей страны, нарушениям должен быть положен конец. Я отлично отношусь к представителям всех государств, но они тоже должны нас уважать. Мы должны создать цивилизованную миграцию, чтобы люди жили по нашим правилам», - сказал глава ФМС. Также Ромодановский отметил, что россияне должны иметь приоритет при приеме на работу.

Мигранты в большинстве своем относятся к России как к месту большого заработка, соответственно и их дети, обучающиеся в наших школах, могут проявлять неуважение как к учителям, так и к учебному процессу, в связи с чем темп обучения вынужденно снижается и преподаватели не успевают подробно изложить всю программу обучения. Параллельно растет количество случаев хулиганства, пьянства, наркомании, источником которых нередко являются мигранты.

Огромные пробелы в воспитании и дисциплине, как в средних, так и в высших учебных заведениях приводят к оскудению нравственности, источником которой нередко являются антиправославные взгляды, широко распространенные среди всех слоев населения. В свою очередь совокупность этих факторов приводит к упадку духовности, что не способствует воспитанию будущих защитников Родины. К сожалению, сегодня и в армии, и в МВД офицерский состав относится к своим обязанностям весьма поверхностно: известны сотни случаев коррупции, превышения должностных полномочий. Отдельно стоит отметить резкое увеличение случаев применения огнестрельного и травматического оружия сотрудниками МВД в нетрезвом состоянии против мирных жителей. Офицер полиции, армии или других структур должен с честью носить свое звание и быть офицером и защитником интересов своей родины и ее граждан как на рабочем месте, так и вне его.

Но проблемы нравственности и чувства морали есть не только у офицерского состава - несущие службу в ВС РФ солдаты также бывают подвержены моральному разложению, о чем свидетельствует огромное количество случаев дедовщины, нарушения субординации в рядах военнослужащих. Разные источники сообщают о довольно значительном проценте отслуживших в рядах российской армии людей среди заключенных, но, к сожалению, на сегодняшний день еще нет ни одного объективного исследования на эту тему, поэтому проблема только обозначена.

Проблемы российской армии существенны и не могли не обратить на себя внимание. В частности, Президент Российской Федерации В. В. Путин еще в своей предвыборной кампании уделил много внимания вопросам реформирования всей армейской структуры. В одной из программных статей он заявляет, что в предельно сжатые сроки необходимо оснастить российскую армию принципиально новой техникой, «которая видит дальше, стреляет точнее и реагирует быстрее», чем аналогичные системы у любого потенциального противника. По мнению экспертов, энергичное перевооружение армии поднимает ее престиж в глазах молодежи. Еще одним направлением работы В. В. Путин назвал получение отслужившим в армии льгот для поступления в ВУЗы и на государственную службу.

Исключительно полезной для религиозно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии можно назвать внимание президента к славной военной истории нашей Родины. Глава государства напомнил, напомнил, что рождение России началось не с 1917 и даже не с 1991г., и у страны есть неразрывная тысячелетняя история. Но, например, Первая мировая война была вычеркнута из памяти по ряду политических соображений, что «неправильно, и с этим необходимо покончить». Стране нужны памятники героям Первой мировой войны. «Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта», - указал он.

Российский лидер выступил с неожиданной инициативой и предложил возродить Преображенский и Семеновский полки, которые являлись элитой российской армии в течение нескольких веков. «Боевой дух вооруженных сил держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев», - сказал В. В. Путин.

Владимир Владимирович регулярно напоминает соответствующим ведомствам о социальных проблемах среди призывников. Нынешняя система призыва содержит большой элемент социального неравенства, считает Путин, поскольку в армию преимущественно попадают молодые люди из малоимущих семей, в то время как на защиту своей страны должен вставать каждый ее истинный гражданин и патриот. Дополнительными мерами по поднятию престижа военной службы как среди призывников и офицерского состава, так и среди остального населения, должны стать масштабное перевооружение и улучшенное финансирование вооруженных сил.

«Мы будем реализовывать программы, связанные с развитием ракетной техники, авиации, флота, средств связи и разведки. На каждую компоненту у нас прописана отдельная программа. Нет оснований сомневаться в том, что она будет выполнена», - заявил президент на встрече. Стоит подчеркнуть, что политика наращивания военной мощи пользуется явной поддержкой общества. Согласно данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 46% респондентов поддерживают рост военных расходов, даже если он замедлит темпы экономического роста. 41% опрошенных высказался против. Предыдущий такой опрос проводился в 1998 году. Тогда 35% поддержали увеличение расходов, а 53% - нет. Институт русского социологического исследования получил несколько иные данные. Рост оборонных расходов одобряет 68% опрошенных, 12% опрошенных затруднились ответить и только 20% высказались против роста увеличения военных расходов.

В. Путин напомнил, что на комплексную программу перевооружения армии и флота предусмотрено финансирование в объеме 20 трлн руб. до 2020г. и еще 3 трлн руб. - на модернизацию производств предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Сегодня общество активно ищет религиозные идеалы, нравственную опору, моральную поддержку, которую оно может найти и находит в Православной Церкви. Нельзя недооценивать возможность приобщения к нравственным идеалам не только гражданского общества, но и армии. О важной роли религии в воспитании воина свидетельствуют судьбы выдающихся полководцев: Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Дмитрия Скобелева, Михаила Драгомирова - их образ был для солдат примером, они поддерживали свое воинство.

Образ российской армии на протяжении веков сочетал в себе два основополагающих принципа - это любовь к Родине и любовь к Богу. Патриотизм и вера были присущи как простому солдату, так и главнокомандующему. Российская армия была очень мощной структурой и была достойна великого государства, которое она защищала. Важнейшими основами службы были личный пример командира, взаимовыручка и уважение, общая идея божиего благословения воинам, с честью и достоинством совершающим свое служение, и каждый воин знал, что нет большей чести, чем «умереть за други своя».

Христолюбивое воинство полагалось не только на свое умение, но и на божию помощь, и таким образом одерживало победы. Два раза превосходящая русскую армию по многим статьям немецкая армия пыталась покорить нашу землю, но всякий раз получала достойный отпор. Прекрасная немецкая армия выродилась, такие понятия как честь, благородство, идея служения родине и ближним была заменена фашистской националистической идеологией и привела вместо блистательной победы к полному краху.

Неоднократные попытки знаменитых полководцев, таких как Наполеон, известные нам из истории, покорить русскую землю оканчивались безусловной победой русского оружия. При этом российская армия проявляла человеческое, доброе отношение к пленным и простым гражданам захваченных стран, человеколюбие и сострадание, чем не могли похвастаться воины других стран. Из рассмотренного мы знаем, что Бог помогает в войнам праведным, и очевидное свидетельство этой помощи можно увидеть на примере русского христолюбивого воинства.

Примеры победоносных армий великих полководцев нашей страны, свидетельства из Священного Писания о доблести и чести воина, мнения известных военных историков могут стать одной из тем для проведения миссионерской деятельности среди военнослужащих и из родственников. Важность данной церковной миссии невозможно переоценить, как и важно несение слова Божьего русским воинам совмещать с государственной инициативой - только таким образом можно будет воспитать и укрепить боевой дух в российской армии, вернув ей славу очень мощной и победоносной армии в мире.

Русское воинство издавна славилось своими великими полководцами, большинству, вне всякого сомнения, в первую очередь приходят на ум фамилии Суворов, Кутузов, Багратион, Жуков, но особо следует назвать святого благоверного князя Александра Невского, своими ратными подвигами навсегда прославившего русское воинство во всем мире, сообщает «Красноярское Время»

Историческую ценность и значимость двукратного отражение Александром Невским отрядов крестоносцев на реке Неве и Чудском озере невозможно недооценить. Это были первые действительно крупные победы России над иностранными европейскими захватчиками, надолго остудившие пыл католической Европы в своих притязаниях на территорию России.

За всю свою жизнь Александр Невский неоднократно своими личными отвагой, храбростью и мудростью спасал Россию от опустошающих набегов татаро-монгол, попутно вселяя в сердца русских людей надежду на будущее укрепление русского воинства и изгнание неприятеля с родных земель. За невероятные заслуги, за жертвенное служение России, за принятую в жесточайшем речном сражении смертельную болезнь «за други своя» великий князь Александр Невский, принявший перед смертью монашеский постриг в схиму с именем Алексий, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Но прижизненные подвиги благоверного князя не были забыты и после его смерти. 21 мая (1 июня н.ст.) 1725 г. по завещанию Петра I высочайшим указом императрицы Екатерины I была учреждена одна из высших наград Российской Империи - Орден во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. По замыслу Петра Великого орден должен был стать исключительно военной наградой, однако среди первых награжденных им лиц были и гражданские, в результате чего орденом награждались особо отличившиеся на государственной как военной, так и светской службе высокопоставленные лица. В 1917 году вместе с прочими имперскими наградами орден Александра Невского был упразднен, но восстановлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. В СССР орденом Александра Невского было награждено свыше 40 тысяч человек, эта награда выдавалась исключительно офицерскому составу и была весьма почитаема среди военных - никто никогда не забывал ратных подвигов благоверного князя и с великим почтением относился к нему.

В настоящее время переосмысление роли духовности в жизни человека и общества получило новый импульс развития, в том числе и в области военного дела. Лишенный статута в лихолетье перестроечного бреда 1992 года орден Александра Невского был возвращен в список государственных наград в 2010 году. Этот факт свидетельствует о возрождении почитания святых русских воинов в России. В результате поиска новых духовных ориентиров многие обращаются к русской истории и находят примеры неоценимой пользы религиозно-нравственного воспитания в русле православной церкви. Проблемы современной российской армии обуславливают необходимость поиска таких подходов к воспитанию защитника Родины, которые должны формировать военнослужащего нового типа, отличающегося не только высоким профессионализмом, но и высоким уровнем духовно-нравственных качеств личности, примером для которых может стать и образ святого благоверного князя Александра Невского. Важно отметить, что исключительно силами Русской Православной Церкви невозможно решить вопрос религиозно-нравственного воспитания в российской армии, необходимо также провести глубокую реформу в области образования и воспитания будущих защитников отечества.

Перед современной российской армией стоит очень серьезная и важная задача - воспитание подлинного боевого духа, сочетающего в себе не только достойное физическое развитие воина, но в первую очередь духовно-нравственное воспитание. При этом необходимо учитывать опыт таких русских полководцев, как святой благоверный князь Александр Невский - один из самых достойных образцов для подражания, в котором мы находим обоснованные свидетельства необходимости православной веры для защитника отечества, как духовной опоры и поддержки для достойного прохождения всех тягот воинской службы.

Необходимо указать, что воспитание настоящего патриота, способного с оружием в руках защитить свою страну, следует начинать в школе. Это направление в реформировании образовательной системы РФ должно стать одним из важнейших, поскольку именно в школе закладываются нравственные основы воспитания. К сожалению, в последнее время образовательный ценз падает, в некоторой степени из-за интенсивного притока мигрантов в школы. Иммигрировавшие в нашу страну люди не только не отказываются от своих этно-культурных традиций и особенностей, но и продолжают ощущать себя гражданами своих родных государств и не стремятся к ассимиляции с коренным населением России - русскими, но держаться обособленно и не являются патриотами нашей страны, о чем говориться в частности в исследованиях военного историка и социолога Широкорада А. Б. О проблемах с мигрантами недавно говорил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский на встрече с Ассоциацией европейского бизнеса в Москве:

«Мигранты из СНГ, прежде всего, из стран Центральной Азии, которые едут работать в Россию, должны вести себя по правилам нашей страны, нарушениям должен быть положен конец. Я отлично отношусь к представителям всех государств, но они тоже должны нас уважать. Мы должны создать цивилизованную миграцию, чтобы люди жили по нашим правилам», - сказал глава ФМС. Также Ромодановский отметил, что россияне должны иметь приоритет при приеме на работу.

Мигранты в большинстве своем относятся к России как к месту большого заработка, соответственно и их дети, обучающиеся в наших школах, могут проявлять неуважение как к учителям, так и к учебному процессу, в связи с чем темп обучения вынужденно снижается и преподаватели не успевают подробно изложить всю программу обучения. Параллельно растет количество случаев хулиганства, пьянства, наркомании, источником которых нередко являются мигранты.

Огромные пробелы в воспитании и дисциплине, как в средних, так и в высших учебных заведениях приводят к оскудению нравственности, источником которой нередко являются антиправославные взгляды, широко распространенные среди всех слоев населения. В свою очередь совокупность этих факторов приводит к упадку духовности, что не способствует воспитанию будущих защитников Родины. К сожалению, сегодня и в армии, и в МВД офицерский состав относится к своим обязанностям весьма поверхностно: известны сотни случаев коррупции, превышения должностных полномочий. Отдельно стоит отметить резкое увеличение случаев применения огнестрельного и травматического оружия сотрудниками МВД в нетрезвом состоянии против мирных жителей. Офицер полиции, армии или других структур должен с честью носить свое звание и быть офицером и защитником интересов своей родины и ее граждан как на рабочем месте, так и вне его.

Но проблемы нравственности и чувства морали есть не только у офицерского состава - несущие службу в ВС РФ солдаты также бывают подвержены моральному разложению, о чем свидетельствует огромное количество случаев дедовщины, нарушения субординации в рядах военнослужащих. Разные источники сообщают о довольно значительном проценте отслуживших в рядах российской армии людей среди заключенных, но, к сожалению, на сегодняшний день еще нет ни одного объективного исследования на эту тему, поэтому проблема только обозначена.

Проблемы российской армии существенны и не могли не обратить на себя внимание. В частности, Президент Российской Федерации В. В. Путин еще в своей предвыборной кампании уделил много внимания вопросам реформирования всей армейской структуры. В одной из программных статей он заявляет, что в предельно сжатые сроки необходимо оснастить российскую армию принципиально новой техникой, «которая видит дальше, стреляет точнее и реагирует быстрее», чем аналогичные системы у любого потенциального противника. По мнению экспертов, энергичное перевооружение армии поднимает ее престиж в глазах молодежи. Еще одним направлением работы В. В. Путин назвал получение отслужившим в армии льгот для поступления в ВУЗы и на государственную службу.

Исключительно полезной для религиозно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии можно назвать внимание президента к славной военной истории нашей Родины. Глава государства напомнил, напомнил, что рождение России началось не с 1917 и даже не с 1991г., и у страны есть неразрывная тысячелетняя история. Но, например, Первая мировая война была вычеркнута из памяти по ряду политических соображений, что «неправильно, и с этим необходимо покончить». Стране нужны памятники героям Первой мировой войны. «Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта», - указал он.

Российский лидер выступил с неожиданной инициативой и предложил возродить Преображенский и Семеновский полки, которые являлись элитой российской армии в течение нескольких веков. «Боевой дух вооруженных сил держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев», - сказал В. В. Путин.

Владимир Владимирович регулярно напоминает соответствующим ведомствам о социальных проблемах среди призывников. Нынешняя система призыва содержит большой элемент социального неравенства, считает Путин, поскольку в армию преимущественно попадают молодые люди из малоимущих семей, в то время как на защиту своей страны должен вставать каждый ее истинный гражданин и патриот. Дополнительными мерами по поднятию престижа военной службы как среди призывников и офицерского состава, так и среди остального населения, должны стать масштабное перевооружение и улучшенное финансирование вооруженных сил.

«Мы будем реализовывать программы, связанные с развитием ракетной техники, авиации, флота, средств связи и разведки. На каждую компоненту у нас прописана отдельная программа. Нет оснований сомневаться в том, что она будет выполнена», - заявил президент на встрече. Стоит подчеркнуть, что политика наращивания военной мощи пользуется явной поддержкой общества. Согласно данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 46% респондентов поддерживают рост военных расходов, даже если он замедлит темпы экономического роста. 41% опрошенных высказался против. Предыдущий такой опрос проводился в 1998 году. Тогда 35% поддержали увеличение расходов, а 53% - нет. Институт русского социологического исследования получил несколько иные данные. Рост оборонных расходов одобряет 68% опрошенных, 12% опрошенных затруднились ответить и только 20% высказались против роста увеличения военных расходов.

В. Путин напомнил, что на комплексную программу перевооружения армии и флота предусмотрено финансирование в объеме 20 трлн руб. до 2020г. и еще 3 трлн руб. - на модернизацию производств предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Сегодня общество активно ищет религиозные идеалы, нравственную опору, моральную поддержку, которую оно может найти и находит в Православной Церкви. Нельзя недооценивать возможность приобщения к нравственным идеалам не только гражданского общества, но и армии. О важной роли религии в воспитании воина свидетельствуют судьбы выдающихся полководцев: Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Дмитрия Скобелева, Михаила Драгомирова - их образ был для солдат примером, они поддерживали свое воинство.

Образ российской армии на протяжении веков сочетал в себе два основополагающих принципа - это любовь к Родине и любовь к Богу. Патриотизм и вера были присущи как простому солдату, так и главнокомандующему. Российская армия была очень мощной структурой и была достойна великого государства, которое она защищала. Важнейшими основами службы были личный пример командира, взаимовыручка и уважение, общая идея божиего благословения воинам, с честью и достоинством совершающим свое служение, и каждый воин знал, что нет большей чести, чем «умереть за други своя».

Христолюбивое воинство полагалось не только на свое умение, но и на божию помощь, и таким образом одерживало победы. Два раза превосходящая русскую армию по многим статьям немецкая армия пыталась покорить нашу землю, но всякий раз получала достойный отпор. Прекрасная немецкая армия выродилась, такие понятия как честь, благородство, идея служения родине и ближним была заменена фашистской националистической идеологией и привела вместо блистательной победы к полному краху.

Неоднократные попытки знаменитых полководцев, таких как Наполеон, известные нам из истории, покорить русскую землю оканчивались безусловной победой русского оружия. При этом российская армия проявляла человеческое, доброе отношение к пленным и простым гражданам захваченных стран, человеколюбие и сострадание, чем не могли похвастаться воины других стран. Из рассмотренного мы знаем, что Бог помогает в войнам праведным, и очевидное свидетельство этой помощи можно увидеть на примере русского христолюбивого воинства.

Примеры победоносных армий великих полководцев нашей страны, свидетельства из Священного Писания о доблести и чести воина, мнения известных военных историков могут стать одной из тем для проведения миссионерской деятельности среди военнослужащих и из родственников. Важность данной церковной миссии невозможно переоценить, как и важно несение слова Божьего русским воинам совмещать с государственной инициативой - только таким образом можно будет воспитать и укрепить боевой дух в российской армии, вернув ей славу очень мощной и победоносной армии в мире.