Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.
Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.
Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .
Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?
Коммуникативные навыки
Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.
Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.
Пути развития коммуникативных способностей:
- Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
- Находить решение конфликтных ситуаций.
- Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
- Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.
Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.
Трудовые навыки
Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.
Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.
Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:
- организация работы;
- сбор всего необходимого для труда;
- уборка рабочего места по окончанию занятий;
- очистка инструментов и распределение их по местам.
В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.
Культурно-гигиенические навыки
К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:
- гигиена рук после прогулки и перед едой;
- водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
- полоскание рта после приема пищи;
- опрятность одежды;
- порядок среди игрушек в комнате;
- культура приема пищи.
Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.
Двигательные навыки
Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.
Этапы формирования:
- Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
- Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
- Зрительная ориентация.
Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.
Социально-бытовые навыки
На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :
- Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
- Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
- Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
- Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
- Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.
Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.
Графомоторные навыки
Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.
Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.
Этапы формирования:
- 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
- 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
- 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
- 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.
Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.
Творческие навыки
Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.
Существует немало развивающих методик:
Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).
Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.
Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.
Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).
Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.
Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.
Ребенок собирается стать первоклассником. Событие это у большинства родителей вызывает не только (а иногда не столько) радостные эмоции, но и заставляет волноваться: как все у ребенка будет складываться? Легко ли он войдет в школьную жизнь? Как же помочь ребенку с наименьшими проблемами вступить в новый для него этап жизни, что может сделать каждый из вас уже сейчас?
Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность - это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук. Она складывается постепенно, формирование ее происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В то же время созданию предпосылок для формирования учебной деятельности надо уделять внимание уже в старшем дошкольном возрасте. Создание предпосылок для формирования учебной деятельности предусматривает:
Достаточно высокий уровень произвольности;
умение планировать и контролировать собственные действия;
высокий уровень активности и инициативности;
самостоятельность в работе;
умение оценивать правильность выполнения собственной работы. Как видите, задачи непростые. Как же успешно их решить?
Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах ребенка - его активности и самостоятельности .
В формировании активности и самостоятельности, как это ни покажется странным на первый взгляд, ведущую роль играет характер ваших отношений с ребенком. Для того чтобы сформировать у дошкольника умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже не верный, но самостоятельно найденный ответ, решение какой-то проблемы. Необходимо хвалить ребенка за саму попытку действовать самостоятельно. Если работа сделана неправильно или ответ не верен, вы можете по¬том вместе это исправить. Если же каждый раз, пытаясь вы¬полнить какую-то работу самостоятельно и не добившись нужного результата, ребенок будет слышать упреки, то в конце концов он перестанет проявлять инициативу, будет ждать вашей помощи, перестанет надеяться на свои силы, что при¬ведет к снижению его самооценки. Дайте ребенку поспорить, доказывая свою точку зрения, свой взгляд на выполнение какой-то работы. Даже если он не прав, всячески поощряйте такие споры, умело руководите ими, учите ребенка отстаивать свое мнение и вместе приходите к правильному решению.
Напротив, беспокойство должна вызывать низкая активность, безынициативность ребенка. У таких детей в будущем довольно часто и быстро снижается интерес к учебе, нарушаются контакты с одноклассниками. Главная задача родителей таких детей - приветствовать любое проявление инициативы с их стороны, чаще поощрять, хвалить, снизить уровень своей опеки, возложить на ребенка несложные, но постоянные обязанности по дому и поощрять его за их выполнение.
Следующая необходимая предпосылка учебной деятельности - умение планировать свои действия . Наиболее удобны для этого различные виды конструирования, лепка, аппликация, работа с конструктором (особенно любят современные дети маленькие наборы «Лего»). Обсудите с ребенком предстоящую работу, узнайте порядок его действий, внесите поправки в его план, посоветовавшись с ним, спросив его мнение. То же касается и выполнения ребенком каких-то ваших поручений по хозяйству. Учите его: прежде чем делать работу, надо обдумать, как ты ее будешь делать, с чего лучше начать.
Важно учить в этом возрасте и самоконтролю, самооценке : проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, оценивать, видеть недочеты, находить ошибки и исправлять их. Это очень трудно! Без вашей поддержки, вашей терпеливой помощи дошкольнику с этим не справиться, ведь в этом возрасте ребенок не всегда способен адекватно оценить результаты своей деятельности (чаще всего эта оценка бывает завышена).
Чаще обращайтесь за советами к воспитателям своих детей. Не стесняйтесь и не забывайте спрашивать, интересоваться у них, как ребенок ведет себя на занятиях, успевает ли вместе со всеми выполнить задание, проявляет ли активность, с желанием ли занимается, насколько самостоятелен (часто ли воспитателю приходится оказывать ему помощь), как относится к похвале или порицанию. Мнение воспитателей очень важно, ведь они наблюдают вашего ребенка в течение всего дня. Не обижайтесь, если отзывы о работе ребенка на занятиях не всегда будут положительными, а попробуйте вместе разобраться в причинах, узнайте, какое объяснение дает этому воспитатель, прислушайтесь к мнению специалиста. А затем уже дома постарайтесь строить свою работу с ребенком, свое общение с ним таким образом, чтобы помочь ему преодолеть все затруднения.
Например, воспитатели отмечают, что ребёнок работает медленно, не успевает за всеми детьми, ему требуется затратить больше времени, чем сверстникам, но работа всегда бывает выполнена аккуратно, правильно. Как поступать в этом случае? У всех людей очень разный темп работы, и об этом надо постоянно помнить. Если такого ребенка торопить - результат будет прямо противоположный, и кроме того, вы можете сформировать у него состояние постоянной тревожности, неуверенности в своих силах. Не забыв похвалить ребенка за хорошую работу, отметьте, что вам хотелось бы, чтобы он работал немного быстрее, посоветуйте, что для этого может сделать ребенок, где он теряет время. В следующий раз попробуйте поставить перед ребенком часы, предложите поиграть в игру «Обгони минутку», сделайте одну и ту же операцию несколько раз, каждый раз замечая затраченное время, радуйтесь вместе с ребенком, если время сокращается. Отмечайте любые, даже малейшие успехи - это вселит в ребенка уверенность в своих силах. Хвалите его каждый раз, когда ему удается выполнить какую-то работу по дому не толь¬ко хорошо, но и быстро. Таким образом, обращая специальное внимание на эту проблему, постепенно вы приучите ребенка работать быстрее.
Чтобы проблем при поступлении в школу было меньше, учите дошкольника правильно организовывать свое рабочее место . У каждого ребенка есть в квартире или доме свой уголок: это столик, за которым он работает, либо место, где находятся его игрушки, книги. Приучайте его содержать эти места в порядке, самостоятельно убирать игрушки после игры, заправлять свою кровать (не думайте, что он мал для этой работы, - в детском саду он прекрасно с этим справляется), развешивать свою одежду, расставлять на полке свои книги, после работы закрывать и убирать на место пластилин, альбом, краски, выливать воду, вытирать стол. Не секрет, что некоторые из вас периодически или регулярно выполняют эту работу за своего ребенка: для экономии времени, из соображений аккуратности («Ребенок все равно не сделает так, как я») и просто из-за того, что так заведено («Ребенок никогда не делает этого»). Но привычка не придет сама собой, а значит, скорее всего, в будущем вам трудно будет добиться, чтобы ваш первоклассник сам собирая портфель, убирал тетради в папку, а ручку - в пенал. Отсутствие привычки организовывать и убирать рабочее место неизменно скажется на учебном процессе.
Тесно связана с предыдущей и следующая задача - формирование умения доводить начатое дело до конца . Речь идет в первую очередь о тех видах работы, которые требуют от ребенка умственного или физического усилия, не очень интересны ребенку, но важны, например, с точки зрения его подготовки к школе. К таким видам работы можно отнести выполнение штриховки или графический диктант. Не нагружайте ребенка непосильным объемом работы, обсудите с ним этот вопрос: пусть сегодня он заштрихует только одну фигуру, но аккуратно и до конца, а завтра уже попробует заштриховать две фигуры. Излишне говорить, что надо учить ребенка доводить до конца и другую, более привлекательную работу.
Следует задуматься и тем родителям, чьи дети не сразу слышат обращенные к ним слова, кому приходится повторять свои просьбы по нескольку раз, прежде чем они будут услышаны и выполнены. Не отступайте от своих слов («Легче самой сделать, быстрее получится»), добивайтесь своего. По¬пробуйте однажды поступить в ответ на его просьбу так же, спросите потом, понравилось ли ему такое отношение, постарайтесь объяснить, что вам тоже бывает неприятно его поведение. Постепенно учите ребенка слышать и выполнять ваши требования, просьбы с первого раза. Умение слушать и слышать , действовать по инструкции взрослого - необходимые условия успешного обучения в школе.
Формируя и закрепляя у ребенка до поступления в школу вышеназванные умения и навыки, вы тем самым облегчите, сделаете наиболее успешным и безболезненным процесс вступления его в школьную жизнь.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМОКОНТРОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Приведу некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.
Игра «Сделай так же».
Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.
Можно предложить сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
Квадрат из треугольников по заданному образцу;
елочку из треугольников;
узор из разных геометрических фигур;
композицию из разных геометрических фигур.
Можно разложить геометрические фигуры в заданном порядке.
Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома ребенку, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец) - нужно собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, взрослый дает ребенку кар¬точку с нарисованными незакрашенными кружочками и предлагает их закрасить, ориентируясь на образец: 5 - красный, 4 - синий, 3 - желтый, 2 - коричневый, 1 - черный.
Игра «Сохрани слово в секрете». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга и т.д. Основная задача этого упражнения - научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано, - подойдет любое.
Варианты правил:
1. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].
2. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.
3. Нельзя повторять названия животных. 4. Нельзя повторять имена девочек.
5. Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов и т. д. Когда ребенок станет хорошо и постоянно «удерживать» правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил, например:
1. Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.
2. Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.
Игра «Можешь ли ты делать два дела сразу?»
(для читающих дошкольников). Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и
про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказ про себя, но каждое второе слово произноси громко.
Правила чтения можно менять:
1. Произносить вслух каждое третье слово.
2. Произносить вслух последнее слово в предложении.
3. Произносить вслух все имена собственные.
4. Произносить вслух все слова, начинающиеся, например, на звук [к].
Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.
Игра «Следи за своей речью» (аналог русской народной словесной игры «В барыню»). Ведущий говорит: «Барыня купила туалет. В туалете сто рублей, что хотите, то купите, „да" и „нет" не говорите, черное и белое не покупайте». И начинает задавать «каверзные» вопросы, пытаясь вынудить отвечающего говорить запрещенные слова, например:
Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да. (Ой!)
Проигрыш: надо было сказать, например, «разумеется».
Это игра, с одной стороны, вырабатывает умение задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, а с другой - развивает внимание у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить, и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много - это откровенная проверка внимания.
Например:
Вы сегодня завтракали?
Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия?
Вы левша?
Вы любите кино?
Игра «Что изменилось?» Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. «Кто первый желает проверить свою наблюдательность - пожалуйста, просим к столу!» Игроку предлагают в течение 30 секунд (считают до тридцати) ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим игрока: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены
Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
Перемешаем свою «коллекцию», разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого игрока. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого игрока меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.
Игра-упражнение «Что изменилось?» Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Взрослый вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это даются 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, рас¬плести косичку и т.д., а также поменяться друг с другом местами. Затем водящий должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.
Игра-упражнение «Найди отличие» Все ребята любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где изображены, например, два жирафа (два гнома, два котенка, две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Можно также подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
Игра-упражнение «Топ-хлоп» . Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное - топают. Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырой», «Ворона - перелетная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.
Упражнения на распределение внимания направлены на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
1. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 минута. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
2.Задание похоже на предыдущее. В течение минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. При этом треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка - нарисовать как можно больше «правильных» треугольников и кругов.
3.Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров, запись слов и прослушивание отрывка стихотворения и т. д. Важно сформировать у ребенка такое качество, как помехоустойчивость.
которые ютй.
Ействий
Ли.. .есоеа условия
й..яяя.ихироия..еив.
Льамдействий.
Ое. . . че.
Динные.свои.. . е,м.
Эееиеыеительныеые.их..
Уюуюу. ен. й
Обучаемость.
мамкамгим
Может св
Еговзрослым
Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.
Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:
Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;
Разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);
Понимание необходимости и важности учебного материала;
Связь нового материала с усвоенным ранее;
Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);
Яркость и эмоциональность учебного материала;
Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.
Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.
В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.
которые ютй.
Ействий
Ли.. .есоеа условия
й..яяя.ихироия..еив.
Льамдействий.
Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста
Ое. . . че.
Динные.свои.. . е,м.
Эееиеыеительныеые.их..
Уюуюу. ен. й
Лируются ю. . . ых тов.абудет и
Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению
Обучаемость.
мамкамгим
Может св
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками
Еговзрослым
енимеет....воспита. е сойс емс отцом
Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.
Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:
Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;
Разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);
Понимание необходимости и важности учебного материала;
Связь нового материала с усвоенным ранее;
Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);
Яркость и эмоциональность учебного материала;
Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.
Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.
В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.
которые ютй.
Ействий
Ли.. .есоеа условия
й..яяя.ихироия..еив.
Льамдействий.
Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста
Ое. . . че.
Динные.свои.. . е,м.
Эееиеыеительныеые.их..
Уюуюу. ен. й
Лируются ю. . . ых тов.абудет и
Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению
Обучаемость.
мамкамгим
Может св
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками
Еговзрослым
енимеет....воспита. е сойс емс отцом
Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста. Информируют специалисты. Данный материал полезен как педагогам, так и родителям.
Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольника
К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.
Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.
Познавательные интересы формируются в процессе:
2.Познавательной активности ребёнка;
3.Усвоения материала в форме дидактической игры;
4.Понимания ребенком характера вопросов.
Именно познавательные интересы являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.
Умение учиться проявляется в навыках ребёнка:
1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);
3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;
4.Достигает результата;
5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.
Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:
Создавать условия ребенку для его активных действий;
Вовлекать в процесс самостоятельного поиска;
Ставить вопросы проблемного характера;
Разнообразить учебную деятельность;
Показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);
Предлагать задания трудные, но посильные;
Планировать достижение результата, положительно оценивать;
Предлагать эмоциональный учебный материал.
Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.
Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.
Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:
а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);
в) контролирует себя в процессе выполнения задания;
г) достигает результата;
д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.
А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников
3 УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок слушает указания.
1. Слушают указания, руководствуются ими в работе.
В случае непонимания задают вопросы.
Правильно оценивают работу других.
Правильно оценивают свою работу.
Достигают нужных результатов.
2. Слушают указания, условно придерживаются их в работе.
Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей.
При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.
Результаты условны.
3. Слушают указания, но как бы, не слышат их.
Не руководствуются ими в работе. К оценке не чувствительны.
Результата не достигают.
Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.