Тест для итоговой аттестации (зачет) по курсу «Инклюзивное образование»
1. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
инклюзия Б) нтеракция,
индивидуализация.
2. Выберите правильный ответ: Инклюзия представляет собой:
A) форму сотрудничества;
Б) частный случай интеграции;
B) стиль поведения.
3. Выберите правильный ответ: Различают два вида интеграции:
внутреннюю и внешнюю,
Б) пассивную и творческую,
образовательную и социальную.
4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль
ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
A) групповая интеграция,
Б) образовательная интеграция,
B) коммуникация.
5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:
A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.
6. Выберите правильный ответ: Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а
трудах отечественного учёного:
А.Н, Леонтьева, Б) С.Л Рубинштейна,
Л.С. Выготского.
7. Выберите правильный ответ: Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
Великобритания, Б) Россия,
Франция.
8. Выберите правильный ответ: В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:
A) отсутствия детей с ОВЗ,
Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,
B) обучения детей с ОВЗ на дому.
9. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:
60-ые г.г. XX в., Б) 90-ые г.г. XX .,
70-ые г.г. XX в..
10. Выберите правильный ответ: В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:
зрительного анализатора,
Б) интеллекта,
слухового анализатора.
11. Выберите правильный ответ: В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:
А) инклюзия не может носить массовый характер,
Б) инклюзия должна носить массовый характер,
12. Выберите правильный ответ: В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:
детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,
Б) детей с нарушением интеллекта,
детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.
13. Выберите правильный ответ: Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:
A) интеграция через раннюю коррекцию;
Б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;
B) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;
Г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.
13.
Выберите правильный ответ: построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:
инклюзивная образовательная вертикаль,
Б) инклюзивная образовательная горизонталь,
инклюзивная образовательная параллель.
Г)
14. Выберите правильный ответ: На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:
общеобразовательной средней школы,
Б) дошкольных учреждений,
семьи.
15. Выберите правильный ответ: Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:
A) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возкновение профессиональных интересов и выборов,
Б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,
B) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.
16. Выберите правильный ответ: Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:
А) инклюзивной горизонтали,
Б) инклюзивной вертикали.
17. Выберите правильный ответ: Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:
A) юности,
Б) раннего детства,
B) младшего школьного возраста.
18. Выберите правильный ответ: Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:
комплексность непрерывность,
Б) шаговой доступности,
единства, целей.
19. Выберите правильный ответ: Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной
вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).
A) преемственности,
Б) профессиональной компетентности,
B) шаговой доступности.
20. Выберите правильный ответ: Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:
расширение доступа к образованию;
Б) интеграция;
мэйнстриминг;
21. Выберите правильный ответ: Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.
А) компонент «жизненной компетенции»,
Б) «академический» компонент.
22. Выберите правильный ответ: В СФГОС выделено образовательных областей:
Б) 4
23. Выберите правильный ответ: Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:
А) естествознание,
Б) искусство,
В)
Приведём некоторые примеры, позволяющие проиллюстрировать показания и противопоказания к инклюзивному обучению.
В первом случае речь идёт о слабослышащем ребёнке, коррекционная работа с которым была начата рано – с момента выявления нарушения в развитии. Уровень общего и речевого развития ребёнка близок к норме. Это проявляется в высокой познавательной активности, свободном установлении контактов со взрослыми и нормально развивающимися сверстниками благодаря словесной речи. Родители готовы принимать активное участие в сопровождении процесса инклюзивного образования их ребёнка. В данном случае противопоказания к инклюзии отсутствуют.
Во втором случае ребёнок имеет умственную отсталость. Его речевое и общее развитие значительно отстают от нормы. Овладение цензовым уровнем образования невозможно. В такой ситуации рекомендуется обучение в коррекционном учреждении по специальным программам, то есть наиболее приемлемой является не образовательная, а социальная интеграция.
По мнению многих исследователей (С.В. Алехина, О.С. Никольская, М.Л. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Сиротюк, Е.А. Стребелева и др.), инклюзивное образование детей с ОВЗ должно включать инклюзивную вертикаль и инклюзивную горизонталь .
Инклюзивная образовательная вертикаль – построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и видов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи (с рождения до профессионального самоопределения) .
Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдении следующих условий:
- комплексность / непрерывность – ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления;
- шаговой доступности – в каждом районе округа должна быть построена инклюзивная образовательная вертикаль «Детский сад – школа - Центр»;
- единства целей – все инклюзивные учреждения должны иметь общую стратегию развития и адекватное, сопрягаемое по уровням, методическое обеспечение;
- преемственности – все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте.
- профессиональной компетентности – должен быть отработан эффективный механизм подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании.
Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период раннего детства, когда комплексная помощь ребенку с ОВЗ и его семье как единому субъекту инклюзии позволит последнему адаптироваться:
1. Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы:
А) в Саламанкской декларации
Б) в Джомтьенской Конвенции
В) в Конвенции о правах инвалидов
2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), - это
А) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью
Б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей
В) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
3. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
А) инклюзия
Б) интеграция,
В) индивидуализация.
4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
A) групповая интеграция,
Б) образовательная интеграция,
B) коммуникация.
5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:
A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.
6. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?
А) дети с ограниченными возможностями здоровья
Б) дети с отклонениями в развитии
В дети с особыми образовательными потребностями
7. Выберите правильный ответ: Дети с ОВЗ – это
А) дети с различными отклонениями в психофизическом развитии: сенсорными, интеллектуальными, речевыми, двигательными и др.
Б) дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
В) дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
8. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится: А) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды Б) материально техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью В) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью Г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование.
9. Выберите правильный ответ: Адаптированная образовательная программа – это
А) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Б) учебно - методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
10. Адаптированная программа разрабатывается:
А) самостоятельно педагогом, работающим с ребенком с ОВЗ
Б) самостоятельно образовательной организацией на основе рекомендаций ПМПК
В) совместно педагогом и родителями
11. Что является основой для определения варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ?
А) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам комплексного обследования ребенка;
Б) письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка;
В) выбор самого ребенка;
Г) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам собеседования с родителями (законными представителями) ребенка.
12. Два основных показателя готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
А) профессиональная готовность
Б) психологическая готовность
В) информационная готовность
Г) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
13. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было заложено в трудах отечественного учёного:
А) А.Н. Леонтьева,
Б) С.Л. Рубинштейна,
В) Л.С. Выготского.
Ответы : 1А, 2В, 3А, 4Б, 5А, 6А, 7В, 8Б,9А, 10Б, 11А, 12А,Б, 13В