Педагогика

Персонаж германо-скандинавской мифологии Зигфрид: характеристика, главные подвиги. Как зигфрид был убит Кто такой зигфрид

Поутру Гунтер и Хаген с веселым видом отправлялись в лес травить дикого зверя. С собой бургунды везли много съестных припасов. Без всяких опасений Зигфрид тоже собрался в путь-дорогу. Он пошел проститься с супругой, на сердце у Кримхильды было неспокойно. Она боялась признаться мужу, что открыла Хагену его тайну . Душу королевы томили тяжелые предчувствия. Она сказала мужу, что видела дурной сон, и уговаривала его не ездить на охоту. Успокоил супругу Зигфрид, обещая скоро вернуться живым и здоровым. Простился и поспешил вдогонку за своим шурином. Больше не довелось Кримхильде увидеть его живым.

Весь цвет страны взял с собой державный Гунтер, лишь Гернот и юный Гизельхер отсутствовали – не шло веселье на ум двум младшим королям. Узнав от приближенных, что прибыл зять, владыка бургундов велел начинать охоту. Хаген посоветовал охотникам разделиться и промышлять поодиночке, потом, мол, поглядим, кто был удачливее всех. Король Нидерландов взял с собою лишь искусного ловчего и одну гончую. Зигфрид служил всем примером во всяком деле. Дичь, поднятая его собакой, ни разу не ушла от меткого удара витязя. Он первым уложил в это утро добычу, и весь день ему сопутствовала удача. Охотники даже шутили, что на их долю дичи не останется. Все богатыри настреляли немало зверя, однако никто из них не мог сравниться с нидерландцем. Пришло время возвращаться на привал, чтобы подкрепить силы. Зигфрид тоже поспешил на звук рога, сзывавшего охотников. На пути ему попался медведь. Богатырь поймал его живьем, приторочил к седлу и привез в стан. Там он отпустил зверя на волю. Медведь устроил большой переполох на привале, лишь Зигфриду удалось настичь его в лесной глуши и убить мечом. Бургунды пришли в изумленье, видя такую силу и ловкость. Тут хозяин пригласил охотников за стол. На зеленом лугу устроил Гунтер пир для гостей. Угощенье удалось на славу, но, по злому умыслу, не было подано вина. Заметил это, Зигфрид и сказал шурину. С лицемерным прискорбьем король отвечал ему, что вино придется чем-то заменить, так как по вине Хагена обоз с питьем был послан в другое место. Хитрый вассал подтвердил слова своего господина и предложил нидерландскому королю показать дорогу к ручью со студеной водой. Отважный Зигфрид был вконец измучен жаждой, поэтому поспешил принять совет Хагена. Зверей, которых успел настрелять сын Зигмунда, велели на телегах отослать в столицу. Всяк, кто видел добычу, хвалил охотника. По пути к ручью Хаген предложил Зигфриду проверить, кто из них быстрее добежит до цели. Тот согласился на состязание. Гунтер и его вассал бежали, как две пантеры, но нидерландец все равно одержал победу, хоть и бежал в доспехах. Доблестный муж Кримхильды был еле жив от жажды, но любезно дал сперва напиться рыцарю бургундов. Плохо был вознагражден храбрец за свою вежливость. Как только Зигфрид наклонился к роднику, Хаген отнес подальше его меч и лук, схватил копье героя и нацелился в крестик на его одежде. Тут нидерландец зачерпнул воду рукою, а мстительный вассал метнул в него копье. Оно прошло до самого сердца рыцаря, кровь из раны струей брызнула на Хагена. Едва лишь раненый богатырь сообразил, что с ним, как попытался найти свое оружие, чтобы покарать смертью предателя. Ни от кого в жизни Хаген еще так быстро не бегал. Из-за тяжкой раны Зигфрид не нашел меча, но сумел пустить в убийцу своим щитом. Злодей свалился с ног от такого мощного удара, если бы у нидерландца был меч, то изменнику пришел бы конец. Даже перед смертью был могуч сын Зигмунда. Но вот он пошатнулся, внезапно ослабел, померкли глаза героя, и смерть поставила свою печать на его челе. Он упал на траву, но, умирая, успел проклясть своих убийц. Сказал отважный Зигфрид: «Коль так вы отплатили за мои услуги и верность, ждут весь ваш род позор и вечный стыд. Моя кровь пребудет на вас и ваших детях».

Тут к нему сбежались охотники, всякий честный рыцарь лил слезы по отважному богатырю. Стал его оплакивать и бургундский король. Но промолвил раненый: «Что толку виновнику зла лить слезы о своем злодействе? Притворная скорбь не скроет постыдные дела». Сказал жестокий Хаген: «Теперь не о чем скорбеть. Отныне ни один боец нам не опасен. Я рад, что избавил моего короля от этого гордеца». Чуть слышно Зигфрид вымолвил: «Теперь легко хвалиться! Знай я об измене, давно бы смел вас с лица земли. Но теперь я должен думать лишь о судьбе жены и сына. Коль осталась в вас, король, хоть капля честности, я молю вас позаботиться о Кримхильде и быть ей во всем защитой и опорой». После этого пришел конец земным дням героя.

Когда все убедились, что он спит вечным сном, положили Зигфрида на золоченый щит, и стали бургунды думать, как им схитрить, чтобы скрыть преступление Хагена. Вельможи решили сказать, что нидерландец любил охотиться в одиночку, заблудился в лесу и был убит разбойниками. Хаген сам вызвался отвезти труп. Он хотел, чтобы гордая Кримхильда все знала. Жена Зигфрида осмелилась задеть честь бургундской королевы, и мстительный вассал не желал ее щадить.

По пересказу «Песни о Нибелунгах» А. Чантурия

Герой «Песни о Нибелунгах» .

Происхождение легенды

Зигфрид в «Песне о Нибелунгах »

Зигфрид - главный герой «Песни о Нибелунгах». Королевич с Нижнего Рейна, сын франкского короля Зигмунда и крос об исходном пункте эпической личности Зигфрида ещё не вполне выяснен. Некоторые хотели видеть в нём эпическое отражение воспоминаний об историческом князе херусков Арминии , победителе Вара в Тевтобургском Лесу (Гизебрехт, Вигфуссон). Вероятнее всего, что Зигфрид, рядом с Брюнхильдой и Хагеном , - носитель центрального мифического мотива саги, к которому впоследствии примкнули другие, отчасти исторические элементы.

В основе саги лежит общеиндоевропейский миф (божественный или демонический), который толкуется различно: одни видят в борьбе героя с противниками мифическое выражение смены зимы и лета, другие - света и тьмы, дня и ночи; отсюда отождествление Зигфрида то с богом Бальдром (Лахманн), то с Фрейром (В. Мюллер) или Тором - Донаром, богом грозы; в зависимости от этого Брюнхильда понимается либо как весна, либо как солнце, или земная растительность. Есть также учёные (Фишер , Хайнцель), видящие в преданиях о Зигфриде результат слияния нескольких мифов или сказаний.

Ту форму, в которой основной мотив сохранился в «Песни о Нибелунгах », он получил у франков на Рейне ; отсюда он, не раньше VI века , перешёл к другим германским народностям, в том числе и в Скандинавию , где непонятное там франкское имя Sigifrid было заменено именем Сигурда. Там же получили богатое развитие предания о его отце, Сигмунде , и его предках, имевшиеся отчасти уже на материке. «Сага о Вёл оролевы Зиглинды , победитель Нибелунгов, овладевший их кладом - золотом Рейна, наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. В «Песне» неоднократно подчеркивается его необыкновенная привлекательность и физическая мощь.

Еще юнцом безусым был королевич смелый,

А уж везде и всюду хвала ему гремела.
Был так высок он духом и так пригож лицом,
Что не одной красавице пришлось вздыхать о нем.

Отменно воспитали родители его,
Хоть был природой щедро он взыскан без того.
Поэтому по праву воитель молодой

Считался украшением страны своей родной.

В массовой культуре

В кино

  • Нибелунги: Зигфрид / Die Nibelungen: Siegfried (1924; Германия) режиссёр Фриц Ланг , в роли Зигфрида Пауль Рихтер .
  • Кольцо Нибелунгов (2004), в роли Бенно Фюрманн .

Литература

  • Гуревич А. Я. Сигурд // Мифы народов мира : Энциклопедия. - М .: Российская энциклопедия, 1994. - Т. 2 . - С. 432-433 . - ISBN 5-85270-072-X .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Напишите отзыв о статье "Зигфрид"

Примечания

Отрывок, характеризующий Зигфрид

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.

Лавниченко Максим

Зигфрид

Краткое содержание мифа

Сигурд и Брунхильда -
Артур Ракхэм

Зигфрид (нем. Siegfried, средневерхненем. Sivrit) или Сигурд (др.-исл. Sigurðr, от sigr — «победа») — один из важнейших героев германо-скандинавской мифологии и эпоса.

Cкандинавские и немецкие эпические произведения дают разные варианты легенды о Сигурде, отражающие этапы её формирования в устной традиции, в меняющихся культурных и социальных условиях. В общих чертах миф о Сигурде можно пересказать следующим образом.

Колдун-кузнец Регин, брата дракона Фафнира, стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари, нашел на берегу реки в стеклянном сосуде младенца Зигфрида и стал его воспитывать. Когда Зигфрид подрос, Регин выковал герою меч Бальмунг.

В «Эдде» меч называется Грамм. До того, как этот меч стал называться Грамом, он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый), т.к. Зигмунд (отец Зигфрида) вынул его из ствола дерева. По другой версии Зигфрид сам нашел обломки отцовского меча и сковал их.

Зигфрид в кузнице Регина
В. фон Ханшильд, 1880 г.

Кузнец рассказал Зигфриду о драконе Фафнире, который охраняет клад. Регин подстрекал юношу убить дракона, поскольку сам стремился завладеть роковым богатством. На все просьбы Регина Зигфрид отвечал, что сначала должен отомстить убийцам его отца, а уж потом может сражаться за золото. Вскоре Зигфрид отомстил за смерть отца и вместе с Регином отправился на гору Гнитахейд, где обитал Фафнир. Но дракона они там не нашли, зато увидели его след, который Фафнир оставил за собой, уползая к водопою. Тогда Зигфрид решил пойти на хитрость и вырыл яму у дороги, по которой полз Фафнир. Когда Фафнир проползал над ямой обратно, Зигфрид вонзил ему в сердце меч. Кровь Фафнира попала ему на язык, и он стал понимать язык птиц. Так он узнал о замысле кузнеца умертвить его. В некоторых источниках упоминается, что Зигфрид омылся кровью дракона и стал неуязвим. Но, когда он омывался кровью Фафнира, на его лопатку прилип липовый листок, и это стало его уязвимым местом - отсюда пошло выражение «роговой Зигфрид». Затем, убив своего «приемного отца» и похитив клад Фафнира, герой попал на вершину холма Хиндарфьялль, где покоилась окруженная огненными щитами валькирия Брунхильда, усыпленная Одином за то, что даровала победу в битве не тому, кому предназначал бог.

Пробудив валькирию, Зигфрид получил от нее мудрые советы и обручился с ней. Затем герой приехал в королевство бургундов, где мать короля Гуннара (Гюнтера) - Гримхильд дала испить ему напиток забвения. Зигфрид забывает о своей невесте и женится на дочери Гримхильд - красавице Гудрун (Кримхильде).

Убийство Зигфрида на охоте - рисунок С. Борина

Тем временем к Брунхильде посватался Гуннар. Но валькирия дала клятву выйти замуж лишь за того, кто преодолеет окружающий ее огонь, а подобное было под силу только Зигфриду. Зигфрид согласился помочь Гуннару. На время брачного испытания герой поменялся с Гуннаром обличьем и прошел сквозь огонь вместо него. Брунхильда была вынуждена выйти замуж за Гуннара. Но впоследствии когда обман раскрылся, разгневанная Брунхильда потребовала от мужа убить Сигурда. Наущенный женой, желавшей восстановить свою честь, а также, желая завладеть кладом Зигфрида, Гуннар и его брат Хёгни (Хаген) смертельно ранили Сигурда на охоте.

На смертном ложе, умирая, Сигурд призывал к себе любимую Брунхильду. Не в силах вынести угрызений совести, Брунхильда покончила с собой, чтобы хоть в могиле быть рядом с любимым.

Образы и символы мифа

Зигфрид вызывает на бой
Константин Васильев

Зигфрид представляет собой идеальный образ прекрасного богатыря, которому суждена ранняя смерть (так же, как Гильгамешу, Ахиллу, Кухулину). При этом невольная вина Зигфрида трактуется как следствие злого рока. Древние героические баллады изображают его победителем великанов и драконов. Рассказы о юном герое, который наделен «солнечными» чертами, пронизаны волшебством; его жизнь заканчивается в результате гнусных злодеяний, но он находит отмщение благодаря хитроумным действиям своей вдовы. Зигфрид наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. Авторы "Песни о Нибелунгах" подчеркивают его необыкновенную привлекательность и физическую мощь. Само его имя, состоящее из двух частей (Sieg — победа, Fried — мир), — выражает национальное немецкое самосознание в пору средневековых распрей.

В безродности Зигфрида допустимо видеть реликт представлений о богатыре-родоначальнике, «первом человеке».

Меч, как правило, символизирует духовную активность, либо смелость героя, сломанный меч служит символом тех же качеств, пребывающих в состоянии уничтожения. Тем не менее, как и «похороненный меч», он чаще выступает в средневековых легендах в качестве наследства, которое предстоит отвоевать с помощью личной доблести. Так, в молодости Зигфрид находит обломки меча Бальмунга, который Один, как говорили, вручил его отцу.

Интересен и образ сокровища Фафнира. По легенде, клад достался Фафниру после убийства им собственного отца Хрейдмара, а последний получил его от асов (богов) в качестве выкупа за убитого ими сына Хрейдмара - Отра. Асы же добыли эти сокровища у карлика Андвари, причём тот наложил на золото проклятье: оно погубит всякого, кто будет им владеть. Таким образом, магическое средство изобилия - сокровища карликов и богов - превращается в роковое богатство, приносящее несчастье его обладателям.

Сигурд побеждает дракона
Фафнира. Резьба по дереву
Норвегия, XII в

Главный подвиг Зигфрида - умерщвление дракона Фафнира. Этот подвиг можно трактовать как акт культурного героя, одолевающего силы хаоса. В большом количестве легенд, обладающих глубоким символическим смыслом, дракон появляется именно в этом значении — первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием. Так, святые — покровители рыцарства — Святой Георгий и Святой Архангел Михаил изображены как раз в момент, когда они убивают чудовище. Драконы символизируют бедствия, преследующие страну или человека.

Мифологический по происхождению сюжет, когда Зигфрид будит Брунхгильду (история Спящей Красавицы), появляется в языческих и христианских легендах и в книгах о странствующих рыцарях.

Брунгильда кадр
из фильма «Кольцо
Нибелунгов»

Можно найти большое количество примеров освобождения девушек рыцарями, что считалось едва ли не их основной миссией. Сюжет является символом поиска душевного пути и ее освобождения от плена.

В новое время особую известность приобрела валькирия Брунхильда, которая в «Песне о Нибелунгах» играет трагическую роль, приводя к гибели героя, который незримо сражался за короля Гюнтера. В немецком эпосе Брюнхильда выступает как правительница сказочной страны Исландии, где и совершаются брачные испытания. Брунхильда является образом сильной женщины.

Образ Кримхильды (Гудрун) можно охарактеризовать как идеал женственности. Она обладает не только физической красотой, но и высокими моральными качествами. Следовательно, в образе Кримхильды мы видим отражение культа «Прекрасной дамы», который является характерной чертой рыцарского романа.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Подвиги Сигурда. Фрагмент рунического камня XI в. из Упланда (Швеция)

Основным средством передачи мифа о Зигфриде служил древнескандинавский эпос. Подвиги Зигфрида воспевают песни «Старшей Эдды» («Пророчество Грипира», «Речи Регина», «Речи Фафнира»), о его гибели рассказывается в «Отрывке песни о Сигурде», «Первой песни о Гудрун», «Краткой песни о Сигурде», «Поездке Брюнхильд в хель» («Старшая Эдда»). О Сигурде повествуют «Младшая Эдда», «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке» и скандинавские средневековые баллады. Так же Зигфрид - центральный герой первой части немецкой «Песни о нибелунгах», упоминается он и в средне-верхненемецкой эпической поэзии, в «Песни о роговом Зигфриде».

Несмотря на то, что образ Сигурда, скорее всего, полностью вымышлен, в Исландии его почитают как реального героя. Современный исландский историк Эйнар Ольгейрссон в своей книге «Из прошлого исландского народа» пишет: «И по сей день каждый исландец с легкостью может возвести свой род к Сигурду».

Зигфрид убивает Фавнира -
памятник в г.Бремен

Еще одним важным средством передачи мифа являлась традиционная скандинавская резьба по дереву и камню, изображающая сцены подвигов Зигфрида. Так же существовала и устная форма передачи мифа с помощью миннезингеров и труверов - поэтов, которые воспевали подвиги славного Зигфрида.

Существуют и современные коммуникативные средства передающие миф о Зигфриде. Так в Германии в городе Вормсе был открыт музей, носящий имя Зигфрида. Его образ запечатлен во многих литературных произведениях, кинофильмах и в живописи. Композитор Рихард Вагнер использовал эпос в своей оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». Его мотивы нашли отражение во «Властелине колец» Толкиена.

Белокурый, с голубыми глазами, Зигфрид нашел свое место и среди кумиров германских националистических сил. Еще в 1755 г., когда была найдена рукопись «Песни о нибелунгах», она была возведена в ранг «Илиады Севера», которая принесла возвращение «германской славе». Когда прусские войска в 1871 году вошли в Париж, канцлера Бисмарка называли двумя частями имени Зигфрида «Siege - Fried», т.е. «победа - мир». В Первую мировую войну по указанию кайзера Вильгельма Второго на границе с Францией была построена оборонительная полоса «Линия Зигфрида», усовершенствованная Гитлером в 1936-39 гг. Для нацистов гунн Зигфрид был символом превосходства германской расы над другими народами.

Социальное значение мифа

Подвиги Сигурда
Резьба по дереву
Портал Церкви 12 в.
в Урнесе (Норвегия)

Безусловно, миф о Зигфриде стал одним из важнейших текстов для германцев, а его различные варианты восходят еще к языческой эпохе. Для Германии Зигфрид - культовая фигура. Зигфрид в мироощущении германцев является идеалом равновесия духа и тела.

«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», в которых описаны подвиги Зигфрида стали великими памятниками культуры исландцев, чье творчество сохранило миру древнейшие предания народов Северной Европы.

В искусстве Скандинавии образ Сигурда нашел свое яркое художественное воплощение. В Норвегии важным средством художественного выражения всегда была резьба по дереву. Так до наших дней сохранилось множество фрагментов с резьбой по дереву в скандинавском стиле с изображением подвигов Сигурда.

Необходимо отметить, что с помощью мифа о Зигфриде сформировались образы, ставшие архетипичными в мировой культуре. Древние германо-скандинавские сказания в XIX и XX вв. заняли важное место в европейском культурном сознании, и стали значимой его составляющей.

Германию узнавал постепенно, годами. Сначала книжки со смешными картинками и стишками о Фрице и Морисе, в школе иностранным языком был немецкий. Затем война, когда он стал вызывать совсем другие чувства. А позже Гейне, Гете, Шиллер, и уж намного позднее книги Ремарка, Беля, Зегерс. Вот, пожалуй, и все. И только в течение многих лет проживания Германия становилась понятней и раскрывалась с разных сторон. А поскольку статья с некоторым литературным уклоном, то отмечу лишь, что меня привлек немецкий фольклор. Конечно, все сказки похожи и есть теория о происхождении их сюжетов из Индии. Но в германских сагах свой колорит.

В предыдущих номерах я познакомил вас с Лебединым рыцарем и Лорелеей. Хочу сегодня закончить этот маленький цикл легендой о Зигфриде.

«Песнь о Нибелунгах»

Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является «Песнь о Нибелунгах». В его основу легли сказания германских племен о давних событиях, происшедших в эпоху Переселения народов. Исторической базой поэмы послужила гибель Бургундского государства, разоренного гуннами.

Легенда состоит из двух частей: в первой описываются подвиги Зигфрида (расскажу только о некоторых) и его смерть, а во второй – месть вдовы героя.

По преданию Зигфрид сын короля страны в низовье Рейна; с детства он отличался необыкновенной отвагой, силой и ловкостью. Став юношей, Зигфрид отправился странствовать по миру. Однажды он нанялся подручным в кузницу. Но от ударов его молота наковальня наполовину уходила в землю, выкованное оружие он легко ломал руками. Кузнец испугался такого помощника и решил от него избавиться. Послал Зигфрида за дровами в лес, к болоту, зная, что там обитает страшный змей.

Но юноша зарубил чудовище. Хлынуло много крови и натекло целое озеро. Зигфрид сунул в кровь палец и почувствовал, что тот затвердел. А когда провел им по лезвию топора, то не только не почувствовал боли, но и царапин на коже не осталось. Зигфрид разделся и с головой погрузился в кровь змея. Стал королевич неуязвимым для любого оружия. Но не заметил, что упавший с липы листок приклеился к спине между лопаток. И это место осталось неомытым (вспомнили об Ахиллесовой пяте?).

В кузницу Зигфрид не вернулся и отправился странствовать дальше. Вскоре он оказался в волшебной стране нибелунгов. Два великана, обладавших непомерной силой и владевших огромными богатствами, как раз в это время делили добро. Обратились они за помощью к Зигфриду, а чтобы он не отказался, подарили чудесный меч. Королевич поделил сокровища, но не так как каждый из них хотел. Тогда спорщики в ярости набросились на юношу, но он убил их подаренным мечом. А затем отбился от напавшего на него хранителя богатств, завладев его шлемом-невидимкой. Зигфрид стал обладателем чудесного меча, волшебного шлема и несметных богатств. Их он оставил под землей под присмотром карлика Альберихта.

Принцессы из Бургундии и Исландии

В далекие времена на берегах Рейна осело германское племя бургундов, основавшее королевство со столицей в городе Вормс. Правили государством три брата — Гунтер, Гернот и Гизельхер. И была у них прекрасная сестра Кримхильда. Отвергала она всех женихов, поскольку верила в предсказанье: будет у нее славный муж, который безвременно погибнет.

Зигфрид слышал о красоте принцессы, но прежде чем свататься, решил убедиться в правдивости молвы и отправился в Бургундию. Его приняли с почетом, а когда на страну напали саксы, то рыцарь выступил вместе со своими гостеприимными братьями-королями. Смелый воин сражался вместе с бургундским войском и помог одержать победу.

Но за целый год пребывания в гостях Зигфрид ни разу не смог взглянуть на Кримхильду. И только когда праздновали окончание войны, мать королей и сестра были приглашены к столу. Молодые увидели друг друга. И подумал Зигфрид – если она не полюбит меня, то я умру. А сердце Кримхильды сладко забилось, почувствовав ответную любовь. Мать и братья дали согласие на брак. Но Гунтер попросил Зигфрида оказать ему сначала одну услугу.

Король давно хотел жениться. В прирейнских странах знали о красоте исландской владычицы Брунхильды. Она не была обычной девушкой: силой, ловкостью и отвагой превосходила любого мужчину, и тем, кто отваживался просить ее руки, предлагала вступить с ней в состязание. Пришельцев, не сумевших победить хозяйку, ожидала бесславная гибель. Гунтер хотел посвататься к гордой королеве, но не был уверен в своих силах и попросил Зигфрида помочь ему.

Снарядили корабль, и через несколько дней пути он достиг скалистого северного острова, где жилая гордая Брунхильда. Зигфрид, в одежде простого рыцаря, представил короля бургундов: «Он прибыл просить твоей руки». Дева с усмешкой взглянула на жениха: «Мои условия таковы – мы метнем друг в друга копья; затем бросим камни и прыгнем вслед за ними – кто дальше. Если победителем выйдешь ты – владей Исландией и мною. Но в случае поражения тебя ждет смерть».

Назначили час испытания. Воинственная дева облачилась в доспехи, взяла щит, а трое слуг принесли ей копье – таким оно было тяжелым. Зигфрид шепнул Гунтеру: «Не бойся, я помогу тебе». Он надел шлем-невидимку и последовал на поле боя. Брунхильда метнула копье с такой силой, что оно должно было бы пронзить Гунтера насквозь. Но Зигфрид подставил под удар свой щит, а затем поднял копье и метнул его обратно, но не острием, а тупым концом. Ударило оно в крепкие доспехи, покачнулась Брунхильда и едва устояла на ногах. Разгневалась, схватила огромный камень, подняла его над собой и, кинув, прыгнула вслед. Зигфрид не отставал: валун героя улетел гораздо дальше. Затем незримый витязь подхватил жениха и прыгнул вместе с ним, вновь обыграв воинственную деву. Слезы брызнули из глаз красавицы – победа бургунда была неоспорима.

Отныне Исландия и Брунхильда принадлежали Гунтеру. Двор пышно отпраздновал сразу две свадьбы: Гунтер женился на Брунхильде, а Зигфрид — на желанной Кримхильде, которой подарил к свадьбе все золото нибелунгов.

Укрощение строптивой

На следующее утро Гунтер пожаловался Зигфриду на то, что он был связан Брунхильдой и всю ночь провисел на крюке в спальне. Лишь под утро она освободила его. Мы проучим строптивицу, сказал Зигфрид. Когда настал вечер, молодожены удалились в опочивальню, и вслед за ними вошел укрытый волшебной шапкой Зигфрид. Дева погасила огни и вновь хотела связать супруга. Внезапно мощные руки обхватили ее и повалили на ложе. Яростно боролась Брунхильда, изнемогла и признала свое поражение. Король ликовал, а Зигфрид тихо покинул чертог, забрав у королевы магический пояс и перстень. Теперь лишенная волшебной силы Брунхильда утратила свою сказочную мощь.

Миновало десять счастливых лет. И все было бы хорошо, да как-то раз перед утренней службой заспорили Брунхильда с Кримхильдой – которой из них подобает первой войти в храм. На это претендовала жена короля Бургундии (дело было в Вормсе), считая Зигфрида своим вассалом. Кримхильда не стерпела обиды и рассказала свояченице как было на самом деле при состязании и в спальне. Гнев и стыд охватили Брунхильду, и она потребовала объяснений от Гунтера и Зигфрида.

Желая спасти честь своего шурина, наш герой сказал, что Кримхильда солгала. Скандал прекратился, но с той поры не стало Гунтеру покоя, и он решил убить Зигфрида, чтобы вместе с ним умерла их общая тайна. Помощником в этом злом деле он избрал верного вассала бургундских королей коварного Хагена фон Тронье.

Злодей хитростью узнал у Кримхильды уязвимое место Зигфрида. И вскоре Гунтер позвал его и Хагена на охоту. Кримхильда перед их отъездом заплакала и сказала мужу: «Молю тебя, не ходи сегодня на охоту! Нынче ночью мне приснилось, что растерзали тебя в лесу два кабана. Чует мое сердце — с тобой приключится беда». Но Зигфрид ответил: «Не тревожься! Друзья не могут желать мне зла, а диких зверей я не боюсь». Много дичи настреляли охотники, а затем расположились, чтобы отдохнуть и пообедать. И тут-то обнаружилось, что еды у них вдоволь, а утолить жажду нечем. Ведь слуги исполнили тайный приказ короля (по подсказке Хагена) – не брать с собой ни вина, ни другого питья.

И тогда Гунтер сказал: «Раз уж наши слуги так оплошали, придется нам пить воду из ручья. Хорошо, что он протекает совсем близко. Давайте устроим состязанье, кто из нас быстрее добежит до него». И все трое помчались. Зигфрид оказался у ручья раньше своих соперников, положил на траву свои доспехи и, склонившись над ручьем, припал к воде. Тогда Хаген украдкой взял копье Зигфрида и со всей силой вонзил его между лопаток. Свершив злое дело, Хаген бросился бежать. Зигфрид упал на землю, цветы, что росли вокруг, стали алыми от его крови.

Всем объявили, что отважный Зигфрид погиб на охоте от кабаньих клыков. Горестно рыдала Кримхильда над телом мужа. Она догадалась, что рана его нанесена не кабаном, а человеческой рукой и Зигфрид был убит ее братом и Хагеном. С этой минуты не осталось в душе Кримхильды ничего, кроме горя, ненависти и жажды мщения. Зигфрида схоронили в монастыре близ Вормса, а Кримхильда стала жить в одной из келий, чтобы быть поближе к дорогой могиле. Братья вдовы завладели принадлежавшим ей богатством, и Хаген спрятал его на дне Рейна.

Месть вдовы героя

Однажды в Вормс прибыло посольство из страны гуннов. Их предводитель овдовел и теперь просил отдать ему в жены Кримхильду. Короли стали уговаривать сестру принять предложение. Сначала она наотрез отказывалась, но позже рассудила, что, став женой могущественного гунна, она обретет власть и силу, чтобы отомстить убийцам незабвенного Зигфрида, и согласилась. Прошло несколько лет, и как-то раз Кримхильда сказала мужу: «Давно не видела я своих братьев и хочу, чтобы они приехали к нам в гости». Тут же снарядили гонцов. Кримхильда велела передать королям, чтобы они непременно взяли с собой Хагена. Тот сразу заподозрил, что приглашение Кримхильды не сулит добра и попытался уговорить братьев-королей не ехать, но безуспешно. Взяв с собой тысячу воинов, приглашенные тронулись в путь и прибыли бургунды к гуннам.

Кримхильда встретила братьев и Хагена с приветливой улыбкой. Гости отдохнули с дороги, а затем сели с хозяевами за стол для пиршества. Кримхильда подала знак, и гунны с мечами набросились на приехавших. Завязался бой, и стены дрожали от воинственных криков, по полу текли реки крови. Погибли все бургундские воины и младшие братья-короли.

Гунтер и Хаген были захвачены в плен и предстали перед Кримхильдой. Она сказала: «Пришло время расплатиться вам за смерть благородного Зигфрида». Приказала гуннам немедля убить Гунтера, а когда это было исполнено, отобрала меч Зигфрида у Хагена и своею рукою снесла ему голову. Рыцарь Гильдербрандт, который не был гунном, а служил у них, в негодовании воскликнул: «О, горе! Нет оправдания женщине, поднявшей руку на Воина. Пусть навлеку я на себя беду, но дерзкая не останется безнаказанной!» С этими словами он поразил Кримхильду мечом. Она упала замертво на пол, залитый кровью. Так прекратился род бургундских королей, а золото нибелунгов осталось на дне Рейна.

Примечание для туристов

Зигфрид в Германии наиболее популярный герой сказаний. Его именем названа туристическая трасса (Siegfriedstrasse), протянувшаяся от Worms через Lorsch до Wertheim, улицы и площади во многих городах, а также общества, компании и пр. В ряде мест встречаются скульптуры и горельефы Зигфрида и героев повествований. В Wormse открыт Музей нибелунгов, а в Grasselenbache местные краеведы показали нам место, где был убит Зигфрид. Правда, позже выяснилось, что то же самое показывают, как минимум еще в двух местностях другие экскурсоводы. Не будем их винить, ведь сегодня нет живых свидетелей этой драмы.

Кто такой Зигфрид? Мифология скандинавов что о нём рассказывает? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. Зигфрид (Сигурд) является одним из важнейших персонажей скандинаво-германского эпоса и мифологии. Именно он - главное действующее лицо «Песни о Нибелунгах».

Мифология

Персонажи удивительны. Скандинавский одинизм - часть древнегерманской мифологии. Базовым источником данных о нём являются работы «Младшая Эдда» (прозаическая) и «Старшая Эдда» (поэтическая) С. Стурлусона XII века н. э.

Приблизительно в этот же период в «Деяниях датчан» датский хронист Грамматик Саксон передаёт многие сюжеты легенд. Ценная информация о мифологии Древней Германии есть в «Германии» Тацита.

Происхождение сказания

Так кем является Зигфрид? В мифологии что о нём говорится? Вопрос об исходном пункте этой эпической личности не выяснен ещё полностью. Некоторые желали в нём видеть эпический отблеск воспоминаний об Арминии (исторический князь херусков), который в победил Вара. Вероятнее всего, что Зигфрид, рядом с Хагеном и Брунгильда, является носителем мифического центрального мотива саги, к которому далее примкнули иные, отчасти исторические детали.

В основе саги находится общеиндоевропейский миф (демонический или божественный), который различно толкуется: одни находят в борьбе героя с врагами мифическое выражение смены ночи и дня, тьмы и света, другие - лета и зимы. Поэтому Зигфрид отождествляется то с Тором (Донаром), то с то с Фрейером. Брунгильда в зависимости от этого понимается либо как земная растительность, либо как весна, или солнце. Есть также учёные (Хайнцель, Фишер), которые в сказаниях о Зигфриде видят итог слияния нескольких преданий и мифов.

«Песнь о Нибелунгах» великолепна. Ту форму, в которой в ней сохранился базовый мотив, он получил на Рейне у франков. Отсюда он, не ранее VI века, перешёл к иным германским народам, в том числе и в Скандинавию. Здесь непонятное людям имя Sigfrid было заменено на имя Сигурд. Там же получили богатое развитие сказания о его отце, Зигмунде, и его пращурах, имевшиеся на материке. «Сага о Вёльсунгах» род героя связывает с Одином - верховным божеством.

Зигфрид

Каков Зигфрид в мифологии? Он является сыном франкской королевы Зиглинды и короля Зигмунда, королевичем с Нижнего Рейна. Зигфрид - победитель Нибелунгов, захвативший их клад - золото Рейна. У него есть все черты эпического идеального героя. Он учтив, храбр и благороден. Честь и долг для него превыше всего. В «Песне» беспрестанно подчёркиваются его необыкновенные физическая мощь и привлекательность.

Сюжет

«Песнь», о которой мы говорили выше, является эпической средневековой поэмой, написанной безымянным автором в XII-XIII веках. Она находится в числе наиболее знаменитых эпических писаний человечества. В ней повествуется об отношениях германских племён V века и о желании установить родственные связи с гуннами, которые в то время укрепились в Восточной Европе и угрожали берегам Рейна.

Сюжет поэмы базируется на женитьбе франкского легендарного героя - «драконоборца» Зигфрида на принцессе Бургундии Кримхильде, его гибели из-за ссоры Кримхильды с Брунгильдой - женой её брата Гунтера. Важным моментом также является месть Кримхильды с помощью властителя гуннов Этцеля своим сородичам бургундам за ликвидацию своего первого любимого мужа Зигфрида. Катализатором всех действий является загадочная третья сила в лице всезнающего и вездесущего злодея Хагена.

Победитель дракона

Что собой представляют главные подвиги Зигфрида? В древние времена правили на нижнем Рейне, в городе Ксантене королева Зиглинда и король Зигмунд. У них рос сын Зигфрид. Мальчик с детства отличался силой, красотой и мужеством. Уже в юные годы он проявил невиданное геройство.

Как-то раз приехал молодой Зигфрид к кузнецу Миме, опытному старому искуснику. Он увидел, как мастер и его подручные работают у наковальни, и пожелал стать учеником почтенного Мимы. Кузнец оставил его у себя. На следующий день кузнец привёл своего новоиспечённого воспитанника в кузницу и велел ему самым тяжёлым молотом ударить по заготовке.

Зигфрид выполнил его желание, и наковальня ушла в землю, а раскалённая заготовка разлетелась на куски. Подручные удивились, а недовольный кузнец отказал Зигфриду в обучении. Но юноша сказал мастеру, что умерит свою силу, и кузнец оставил его у себя.

Вскоре Зигфрид начал ссориться с подмастерьями, и кузнец пожалел о своём решении. Подручные угрожали покинуть кузню, если останется новичок. Тогда хозяин решил избавиться от Зигфрида. Он его послал в лес заготавливать уголь древесный. А в лесу под липой жил могучий дракон. Мастер думал, что чудовище проглотит юного ученика.

И вот Зигфрид отправился в лес и принялся валить деревья. Он выполнил свою работу, зажёг огонь, а сам сел на пень и стал наблюдать за костром. Вдруг из-под корней выползло огромное чудовище с огромной пастью. Дракон приблизился к Зигфриду и стал принюхиваться. Зигфрид тот час же выхватил из костра горящее дерево и стал им бить дракона до тех пор, пока тот не свалился замертво.

Потекла ручьём драконья дымящаяся кровь. Зигфрид окунул палец в неё и увидел, что палец ороговел так, что его никакой меч не сможет разрубить. Тогда он разделся и искупался в этой крови. Зигфрид стал весь роговой, за исключением маленькой зоны между лопатками на спине, куда упал липовый листок. Далее юноша оделся и отправился в замок родителей.

Делёж

Рассмотрим ещё один главный подвиг Зигфрида. Он не засиживался дома, часто путешествовал в поисках приключений и много чудес совершил, так как был весьма силён. Однажды Зигфрид оказался в лесу, где увидел, как благородные мужи выносят из пещеры внушительный клад. Это были сокровища нибелунгов. Зигфрид никогда не видел ранее такое богатство.

Шильбунг и Нибелунг - два короля собирались клад делить. Зигфрид приблизился к ним. Короли поздоровались с ним и попросили его поделить сокровища честно. У них было столько золота и драгоценных камней, что их и на сотне повозок не увезти. В награду короли подарили Зигфриду меч Бальмунг, принадлежащий нибелунгам.

Начал Зигфрид делить клад, но каждый из королей решил, что его обделили. Не успел витязь завершить раздел, как короли на него напали. Но Зигфрид уничтожил спорщиков славным мечом Бельмунгом.

Это увидел могущественный карлик Альберих. Он решил за смерть своих господ отомстить. У карлика был плащ-невидимка, дающий силу двенадцати воинов. Он накинул его на себя и ринулся на Зигфрида. Витязь одолел карлика в честном бою, затем отнял у него плащ-невидимку и забрал все сокровища нибелунгов.

Так Зигфрид поборол заморских витязей, стал правителем земли нибелунгов и хозяином их сокровищ. Зигфрид приказал вновь отнести клад в пещеру, карлика Альбериха приставил его охранять и взял с него клятву быть ему слугою верным.

Брунгильда

Итак, вы знаете, что о Зигфриде в мифологии говорится. А кто такая Брунгильда? Она является героиней скандинаво-германской мифологии. Брюнхильд или Брунгильда («поединок») - самая прекрасная и воинственная валькирия, которая Одину бросила вызов: она подарила победу в бою не тому, кому уготовил её бог. Всевышний в наказание её в сон погрузил и отправил на землю, где Брюнхильд должна была спать на холме Хиндарфьялль, окружённая стеной огня.

Сквозь свирепствующее пламя мог прорваться лишь Сигурд (Зигфрид в германском эпосе), известный герой, победивший дракона Фафнира. Что говорится далее в легенде о Зигфриде и Брунгильде? Зигфрид разбудил прекрасную Брунгильду, и пообещал на ней жениться. Он оставил воинственной красавице в залог кольцо карлика Адвари, не зная, что над этим кольцом нависло проклятие.

Ведьма Гримхильд дала Зигфриду нектар забвения, и он, позабыв о своей невесте, взял в жёны дочь колдуньи - красавицу Гудрун (в германских сказаниях Кримхильда). Когда к нему вернулась память, сердце Зигфрида наполнилось печалью, стыдом и страданием.

К Брунгильде тем временем посватался брат Кримхильды, бургундский король бургундов (в германских легендах Гунтер). Но валькирия поклялась выйти замуж за того, кто пройдёт через окружающую её стену огня, что под силу было лишь Зигфриду.

Зигфрид выразил готовность помочь Гунтеру. Он на время брачного испытания поменялся с Гунтером обличьем и прошёл вместо него сквозь огонь. Брунгильда была вынуждена стать женой Гунтера. Когда же раскрылся обман, озлобленная Брунгильда потребовала, чтобы муж убил Зигфрида. В итоге, Гунтер и его брат Хаген смертельно ранили Зигфрида на охоте. Изменник Хаген, целясь меж лопаток, метнул в безоружного героя копьё. Ему удалось попасть именно в то место, которое когда-то прикрыл упавший липовый лист.

Умирая на смертном ложе, Зигфрид позвал к себе любимую Брунгильду. Красавица не смогла вынести угрызений совести и убила себя, чтобы быть рядом с возлюбленным хоть в могиле.

Лишь после смерти Зигфрид и Брунгильда покой обрели в любви, ранее уничтоженной подлыми интригами. А анафема карлика Андвари вместе с кольцом, полученным в наследство, перешла к Хагену и Гунтеру. В дальнейшем они оба погибли мучительной смертью, но тайны злополучного клада нибелунгов не выдали.

Символический смысл

Убийство дракона Фафнира Зигфридом можно истолковывать как акт культурного героя, одерживающего верх над силами хаоса. В большом числе сказаний, владеющих символическим глубоким смыслом, появляется дракон именно в этом значении - первобытного противника, битва с которым представляет собой высший экзамен.

Так, покровители рыцарства святой архангел Михаил и праведный Георгий изображены в тот момент, когда они умерщвляют чудовище. Дракона символизируют бедствия, которые преследуют человека или страну.

Сюжет, когда Зигфрид будит Брунгильду, является символом выискивания пути души и освобождения её из темницы.

Значение легенды

Итак, вам уже известна характеристика Зигфрида. Миф о нём стал одним из основных текстов для германцев, а его разные версии восходят ещё к языческому периоду. Для Германии Зигфрид является культовой фигурой. В мироощущении народа этой страны он представлен как идеал равновесия тела и духа.

С помощью легенды о Зигфриде были созданы образы, ставшие в мировой культуре архетипическими. Древние германо-скандинавские легенды в XIX и XX веках заняли важное место в культурном сознании европейцев, и стали его значимым компонентом.