Финансы, деньги

Сборник идеальных эссе по обществознанию. Человек и природа по тексту В. Астафьева По возвращении из краев далеких засаживал я свой огород (ЕГЭ по русскому) Астафьев по возвращении из далеких

водор..слевый пред по л. .жение

ПОДСК..ЧИТБ

соб. .рательный г..ристый

Ответ: .,■■■■--■ ■ - ________

превысил, пр..тушить р.. зойтись, от.. брать бе..шумный, во..петь о..гибал, по..стеречь пр..чал, пр..возмочь

Ответ: - ____ ■

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расстраиваться причудливый опрометч.. вый устар.. вать вздраг..вать

Ответ: ________________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

разруш.. нный отча..шься неумолкаемый выглаж.. нный рассердишься

Ответ:_______________ ~

Огромная по площади могущественная Римская империя, на территории которой в наши дни находится более тридцати государств, (не)могла существовать без дорог.

Работа Юрия Кнорозова о расшифровке письменности майя была настолько впечатляющей, что молодому учёному присвоили звание (не)кандидата, а сразу доктора наук.

(Не)смотря на препоны, из века в век печатная книга набирала силу: типографские станки совершенствовались, а бумага дешевела. " (Не)выходя из дома, сегодня можно записаться на приём к врачу в поликлинику, подать заявление на получение установленных законом пособий и компенсаций. На столе лежали ещё (не)распечатанные письма.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, человек с большим интересом и даже восторгом относится к бабочкам, ПОТОМУ(ЧТО) бабочки - настоящее чудо природы, может быть, одно из лучших её творений. Современная европейская цивилизация зародилась и выросла (ВО)КРУГ Средиземного моря, и достаточно взглянуть на карту или на глобус, ЧТО(БЫ) понять: это уникальные места. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, (ПРИ)ЧЁМ делали их (НА)ВЕКА: часть дорожной сети, построенной ими два тысячелетия назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала XX века!

Архимед, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, умел ценить красоту геометрических фигур и математических формул, ТАК(ЧТО) неслучайно не катапульта и не горящая галера украшают его могилу, а изображение шара, вписанного в цилиндр.

Созданию в теплице благоприятного для растений микроклимата (ВО)МНОГОМ способствует каменная стена дома, которая нагревается (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

Ответ:_______________________________ .

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Известны многочисле(1)ые публикации о неожида(2)ом изобретении Дагера, которое было запатентовало в Англии, Австрии и Германии, где открывались бесчисле(4)ые фотостудии и любители осваивали методику дагеротипии.

Ответ:_______________________________ .

1) Интерьеры дворца украсили позолоченная резьба и лепнина причудливые зеркала расписные плафоны изразцовые печи.

2) Городская интеллигенция и работники музеев приложили немало усилий для сохранения старинной городской застройки а также памятников старины.

3) Древний Городок известен но столько почтенным возрастом жителей их отвагой и успехами здешних купцов и промышленников сколько мастерами-ремесленниками.

4) Художники Городци на гладко обструганных досках изображали всадников и кареты с барынями деревенских франтов и гарцующих лошадей волшебные цветы и сказочных птиц.

5) Современную Красную площадь невозможно представить без яркого нарядного девятиглавого Покровского собора.

Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в солнечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение (4) вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

С помощью Академии наук Россия (1) поистине (2) осознала себя на всём пространстве от Петербурга до Камчатки, выяснила свою замечательную Историю, упорядочила русский язык и создала свою (3) без сомнения (4) великую науку, поэзию и литературу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Насыщенная деловая программа (1) в рамках (2) которой (3) были организованы семинары по актуальным вопросам обучения с использованием новейших технологий (4) по традиции сопровождала выставку компьютерной техники .

Ответ:_________________________________ .

Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)0дну рябин ку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (б)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прйлетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-преЖнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснярка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья - и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я - доблестный хозяин - к тётке присоединился.

(ЗО)Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.

(ЗЗ)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слови. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и привольно. («35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нетГробовал посадить - одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.

(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.

(По В. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 гг.) - российский писатель, видный представитель «деревенской прозы», участник Великой Отечественной войны.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик с удовольствием сажает и выращивает на своей земле деревья, потому что они дарят красоту, дают корм птицам.

2) В своём деревенском огороде рассказчик сажает и выращивает только дикие растения, а не окультуренные, из питомников.

3) В огороде рассказчика растут разнообразные деревья, кустарники, травы, среди которых рябина, калина, медуница.

4) Другое название календулы - лекарственные ноготки.

5) Медуница, в отличие от календулы, в огороде рассказчика хорошо размножается самосевом.

Ответ:_________________________________ .

21; Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 изложена причина того, о чём говорится в предложении 3.

2) В предложениях 4-6 представлено рассуждение.

3) Предложение 21 содержит аргумент к высказанному в предложении 20 утверждению.

4) В предложениях 24-26 представлено рассуждение.

5) Предложение 30 включает описание.

Ответ:_________________________________ .

22. Из предложений 34-35 выпишите синонимы (синонимическую пару). Ответ:

Среди предложений 28-33 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________ .

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов

«Чувствуя душу растений, Виктор Астафьев стремится передать читателю своё восприятие природы. Речь писателя образна, эмоциональна, насыщена разнообразными средствами выразительности. Говоря о природе как о живой, подчёркивая её красоту, автор использует лексическое средство выразительности - (А)

________ («глаз не оторвать» в предложении 7), а также тропы: (Б)

________ («душа вещей», «душа растений» в предложении 20), (В)

________ («скорбная земля» в предложении 30). А говоря об отношении человека к природе, автор использует такой троп, как (Г) (предложение 29)».

Список терминов:

2) сравнение

4) фразеологизм

6) противопоставление

7) метафоры

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Работа, написанная без оноры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 9

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание. число или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ Л? 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных j символов . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон - главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н. э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных - тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана

ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Архитекторы Древней Греции делали колонны своих построек разной толщины, благодаря чему при непосредственном измерении между ними обнаруживалась разница.

2) Чтобы по-разному освещённые колонны построек выглядели одинаковыми, архитекторы Древней Греции делали их разной толщины.

3) При строительстве Парфенона архитекторы сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.

4) Архитекторы Древней Греции учитывали степень освещённости колонн храмов и, чтобы они выглядели одинаковыми, делали их разной толщины.

5) Колонны храмов в Древней Греции издали выглядели одинаковыми.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

во-первык, иными словами, поэтому хотя

потому что

Ответ: ______________ ; _________________ .

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОН. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОН, - а, м.

1) Основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор. Купили ситец - на красном фоне мелкие цветочки.

2) Задний план картины, рисунка, способствующий выделению главных элементов композиции. Золотой фон иконы.

3) Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, выделяется кто - или что-либо. Кружево чугунной решётки чётко вырисовывается на фоне жёлтой листвы.

4) Обстановка, среда, окружение, в которых кто-либо находится или что-либо происходит. Этот ученик выделяется на общем фоне.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.



В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БЫВАЛЫЙ моряк избороздил все моря и океаны, заходил в порты Индонезии, Малайзии, Африки и Европы, дважды пересекал экватор. Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты. В пруду парка жили лебеди, ослепительно белые, с ГОРДЕЛИВОЙ осанкой, они плавали вдоль берега, неизменно вызывая восторг посетителей.

Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит того, что может кого-нибудь огорчить.

Наш родной язык, имеющий статус мирового, нуждается в уважительном и БЕРЕЖНОМ отношении.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой. Благодаря ежегодного обильного плодоношения, морозостойкости, способности легко размножаться, слива получила широкое распространение на территории России.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом


Омредшште олово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корпя. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

НМ1\.р«Т»%0Я

отр «,олввой аап..роть инерционный винегрет

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..бол ил, по. .ставить и..целить, во..петь пр..молк, пр..успел поз..вчера, под..брал и р.. писал, пр.. добрый

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

придирчивый опасливый наста., вать ма гни., вый ВЫНОСЛ..ВЫЙ

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

ЗАКВАШЕННЫЙ ИСКОПАЕМЫЙ

измученный

рАССЛАб». ШЬСЯ

под вергн.. шься Ответ:

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Портал государственных услуг обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими службами, которой часто так (не)хватает. Достичь (не)ограниченной никакими рамками вычислительной мощности можно при использовании технологии облачных вычислений.

| Под вычислительным облаком понимается структура из

(не)исчислимого множества компьютеров и серверов, соединённых между собой.

Учитель, (не)смотря в журнал, перечислил фамилии всех учеников, | хорошо и отлично выполнивших письменную работу.

Где только (не)побывали туристы в течение последних лет!

| Ответ: ■_______________________________ .

I 13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся | СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

j Интернет, а ТАК(ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспе-

I чивают доступ к сети в любое время и почти в любом месте и в

ТО(ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сайтов.

На (ПОЛУ)ОСТРОВ Юкатан, населённый индейцами майя, испанцы I высадились в 1517 году, но, (В)ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя

упорно сопротивлялись завоевателям.

В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древнее в мире письмо - глиняную"табличку с клинописью: КТО(ТО) | четыре тысячи лет (НА)ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой

глине всего несколько слов.

Следует иметь (В)ВИДУ, что бумага долгое время оставалась дорогой, ПОТОМУ(ЧТО) способ её производства был примитивным и | очень трудоёмким.

(С)НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями, (ЗА)ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.

| ■""■, йь

J 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

I Книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» переведе(1)а

на все языки мира, много раз экранизирова(2)а и поставле(3)а на

сцене, известна практически всем, кто умеет читать, и, как правило, I "

I прекрасно иллюстрирова(4)а.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Дома с дивными наличниками на окнах и ажурными дымниками на крышах и расписными или резными воротами и узорчатыми решётками над крыльцом словно обступают нас.

2) Преданность своей малой родине и интерес к исследованию её истории и быта культуры и искусства сохранились и в современном поколении горожан.

3) Много было в Шуе кожевенных и овчинно-шубных и мыловаренных мастерских.

4) Перед домом в Плёсе расстилалась широкая гладь Волги с её неповторимыми закатами рассветами с бесконечным простором заречных далей.

5) Солнце пряталось за холодные вершины и мягкий туман начинал расходиться в долинах.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

(1) в возрасте тридцати трёх лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и её особых положительных черт (3) характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригинальное.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Светлый предмет на тёмном фоне (1) кажется (2) большим, чем есть на самом деле, а тёмный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.

Ответ:_________________________________ .

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

Ответ:______________ "_________ .

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую - схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (Ю)Только время от времени слышатся восклицания:

Какая прелесть, какое очарование! (И)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе , и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке , да й очерёдностьНадо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) - «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери », «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице - красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение - всё, что

мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (ЗО)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, ШишкинТак что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) При чтении текстов различного содержания люди пользуются разными методами.

2) Современные молодые читатели, в отличие от их родителей, активно пользуются методом скорочтения.

3) Молодым читателям трудно понять прелесть произведений.

4) Метод скорочтения подходит прежде всего для чтения высокохудожественных произведений.

5) Произведения великих русских поэтов, прозаиков, художников пробуждают в людях любовь к Отечеству.

Ответ: _________ . ___________ ■

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 2-4 содержат доказательство того, о чём говорится в предложении 1.

2) В предложениях 5-6 содержится рассуждение.

3) Предложения 13-17 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 12.

4) В предложении 21 содержится повествование.

5) В предложении 28 содержится описание.

Ответ: _______________________________ .

22. Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм. Ответ: " .

23. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения , синонимов и противительного союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ: , " ; . .

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчёркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых

тропы: (А)___________ («добрые и светлые чувства» в предложении

26), (Б) _________ («омывается душа» в предложении 27), а также

одно синтаксическое средство - (Г)_________ (предложение 32) -

Список терминов:

риторическое обращение сравнение

риторический вопрос ряд однородных членов эпитеты

противопоставление

метафора

антонимы

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ Щ1.

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Задумайтесь, что для Вас означает слово «природа»? Красота или ресурс удовлетворения потребностей? Как природа взаимосвязана с жизнью человека? В предложенном для анализа тексте В.П. Астафьев предлагает читателю поразмышлять о проблеме бережного отношения человека к природе.

Обидев колким словом медуницу с календулой, он даже не задумался о том, какую боль он причинил растению, которое не сделало ничего плохого. Растение тоже способно обидеться, показать свой характер, все жители растительного мира что-то чувствуют. Разве может человек возвышать себя над этим хрупким миром природы? Анализируя текст, мы понимаем, что не каждому дано разглядеть душу растений. Автор с особой трепетностью и теплотой описывает красоту цветущей рябины, калины и медуницы. Он любит свой огород и готов всегда трудиться. Для него огород-это его цветущий дом, где он находит успокоение для души.

Позиция автора выражена довольно чётко. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что важно беречь природу, сохранять и оберегать ее, гордиться и восхищаться ее богатствами. Любой гриб, любое растение, животное-живое существо, которое хочет жить, существовать и не нужно ставить свои цели превыше всего.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Природа - главное составляющее нашей планеты. Без неё и вовсе не будет жизни на Земле. Ведь если раньше в индустриальном обществе люди задумывались о том, что делать с этими неисчерпаемыми богатствами природы, то сейчас всех нас волнует вопрос, как выжить с этими ограниченными ресурсами. Человек сам разрушает красоту природу, а ведь люди не должны обособляться от природы. Общество и природа должны быть в единстве.

Данная проблема волновала многих великих русских поэтов и писателей, в частности, С.А. Есенина. При прочтении его стихотворений, мы понимаем, что поэт любил любоваться природой, восхищался ее необыкновенной красотой. Стихотворение «Береза» проникнуто глубокими чувствами автора ко всему живому. Береза – это испокон веков символ России. В этом стихотворении она очень похожа на горделивую девушку, красота которой не может угаснуть даже в мороз. Поэт олицетворяет природу и дает понять, что она не просто существует в этом мире, а живёт своей жизнью («стоит береза», «горят снежинки», заря обсыпает») С.А.Есенин призывает читателей взглянуть в окно и своими глазами убедиться, насколько неповторима красота природы родного края.

Красоту природы описывал в своих произведениях знаменитый русский писатель Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» Природа связана неразрывно с героями, отражает состояние их души в различные моменты времени. Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, спокойствия. Так и главная героиня Наташа Ростова трепетно относится к природе. Восхищаясь красотой ночи в Отрадном, героиня не может заснуть от увиденной красоты. Мы видим, что природа обогащает героев, заполняет их душу «светом», добром, открывает глаза на истинное искусство.

Подводя итог своим размышлениям, хочется сказать, что природа дает человеку все самое необходимое для существования. Нужно не забывать о том, что охранять и оберегать природу – это долг и обязанность каждого!

Человек и природа всегда были взаимосвязаны друг с другом. Но почему же многие люди проявляют жестокость по отношению к диким или бездомным животным?

В данном тексте В. Астафьев затрагивает проблему взаимоотношения человека с природой. Мы неразрывно связаны с окружающим нас миром. Природа является единственным источником нашего существования. Люди пользуются всеми благами природы, удовлетворяя свои жизненные потребности.

есть, есть душа растений”.

Эта тема очень актуальна особенно на сегодняшний момент. Достигнув столь высокого уровня развития человек забыл, что сам является частью природы, ее творением. Не задумываясь о последствиях, он наносит вред всему живому. Но нельзя забывать, что уничтожая природу он, прежде всего, уничтожает себя.

Автор призывает нас бережно относиться к природе, подумать, прежде чем причинить ей вред. Астафьев пишет: “Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чес оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую”.

К теме природы обращались и различные писатели. Так в произведении “Кладовая солнца” М. Пришвин высказал свои мысли об отношениях природы и человека. Автор писал, что люди – “хозяева природы”, а она для них “кладовая солнца с великими сокровищами жизни”.

Человек долго думал, что из природы можно черпать бесконечно, но это привело к угрозе экологической катастрофе. Взрыв в Чернобыле, например, еще долго будет иметь значительное влияние на состояние окружающей среды.

В конце хочется сказать, что охранять природу-наша обязанность. Необходимо жить с ней в гармонии, ведь без нее не было бы и нас.


Другие работы по этой теме:

  1. Задумайтесь, что для Вас означает слово “природа”? Красота или ресурс удовлетворения потребностей? Как природа взаимосвязана с жизнью человека? В предложенном для анализа тексте В. П....
  2. С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Мы не знаем, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем ее представить по тем картинам,...
  3. Окружающая нас природа полна самых разнообразных звуков, запахов, красок. Они могут быть едва уловимыми и пугающими одновременно. Шум прибоя и раскаты грома, шелест листвы и...
  4. Дружба в жизни человека играет важную роль. Ведь мы не можем жить без друзей так, как нам всегда надо с кем-то посоветоваться или поделиться какой-то...
  5. Человек и природа тесно взаимосвязаны. Однако природа вполне может без человека обойтись, а вот человек без нее существовать не сможет. Именно поэтому, вопрос гармонии с...
  6. Природа и человек тесно взаимодействуют между собой. Природа создает уют и гармонию вокруг нас. Одежда, мебель, продукты – все это её дары. Она вдохновляет на...
  7. Астафьев замечательный русский писатель 20-го века. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе. Автор в своем произведении ставит актуальную проблему: воздействие природы на...
  1. Задумайтесь, что для Вас означает слово “природа”? Красота или ресурс удовлетворения потребностей? Как природа взаимосвязана с жизнью человека? В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев предлагает читателю поразмышлять о проблеме бережного отношения человека к природе. Обидев колким словом медуницу с календулой, он даже не задумался о том, какую боль он причинил растению, которое не […]...
  2. Дружба в жизни человека играет важную роль. Ведь мы не можем жить без друзей так, как нам всегда надо с кем-то посоветоваться или поделиться какой-то новостью. Что такое настоящая дружба и какую роль она играет в жизни человека? Над этой проблемой размышляет В. П. Астафьев. Автор убеждает нас в том, что друзья людям несомненно нужны […]...
  3. С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Мы не знаем, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем ее представить по тем картинам, которые нам дали в своих произведениях И. Тургенев, Л. Толстой, И. Бунин… Люди научились добывать огонь, строить жилища и создавать орудия труда. Человек подчинил себе саму природу. Провозгласив себя царем […]...
  4. Астафьев замечательный русский писатель 20-го века. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе. Автор в своем произведении ставит актуальную проблему: воздействие природы на душу человека. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте писатель рассуждает о том что природа способна побудить человека к размышлениям о скоротечности времени:”…и самая бесценная, бескорыстно дарованная […]...
  5. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина. Это Сочинение по одной из наиболее популярных проблем ЕГЭ. Рассматривая взаимоотношения природы и человека, автор вслед за известным публицистом приходит у выводу о необходимости бережно относиться к природным богатствам. В текст сочинения “Природа и человек” включены аргументы ЕГЭ, взятые из художественной литературы. В предложенном тексте русский публицист В. Солоухин […]...
  6. Роман В. Астафьева относится к онтологической прозе, проблемы взаимоотношений природы и человека являются центральными в произведении. Форма повествования в рассказах, выбранная В. Астафьевым определила дискретность романа: каждая новелла содержит определенную ситуацию, конфликт, который разрешается в финале рассказа, но, тем не менее, художественная целостность романа сохраняется благодаря развитию объединяющих авторских тем. Две центральные темы романа – […]...
  7. К чему ведет жестокое, потребительское отношение к природе? Достигло ли человечество черты, перейдя которую ему грозит самоуничтожение, или все же есть надежда пробудить в сердцах ответственность ради сохранения нашей уникальной планеты? Российский писатель В. П. Астафьев заставляет читателя задуматься над этими насущными вопросами. Автор поднимает проблему варварского отношения человека к окружающему живому миру. Он с […]...
  8. Вступление Известный поэт, Василий Федоров, в одном из своих стихотворений призывал ввести непогрешимый культ “природы”. Зачем? Дело в том, что связь между человеком и окружающим его миром сегодня разрывается. “Сильный мира сего” забыл простую истину: потеряв природу, люди постепенно теряют себя и свои нравственные устои. Проблема, которую поднял автор текста Виктор Астафьев поднимает в […]...
  9. Я считаю, что человечность это, прежде всего, осмысленное и гуманное отношение к окружающим. Доброта, любовь, забота – качества определяющие настоящего человека. Ведь именно это отличает нас от зверей. Только человек может сочувствовать чужому горю, или наоборот порадоваться успеху другого человека. Для того что бы это доказать приведу пример из текста и из жизни. Так, например, […]...
  10. Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать: – Я был в лесу листом! Н. Рубцов В 70-е и 80-е годы нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и […]...
  11. “Царь-рыба” В. Астафьева Человек и природа, их единство и противоборство – стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Пожалуй, никогда еще проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. “Нам не привыкать к потерям, – писал С. Залыгин, – но только до тех пор, пока не […]...
  12. Есть ли люди, которые не уважают труд и старания других людей? Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев раскрывает проблему неуважительного отношения к людям. В предложенном для анализа тексте автор говорит о том, что нередко люди проявляют неуважение друг к другу. Для понимания данной проблемы важны примеры из текста, один из которых является собственным примером рассказчика. […]...
  13. В момент проговаривания персонажем внутреннего монолога, мы понимаем, каков его характер, а не только чувства и мысли. Приведу примеры на основе текста В. П. Астафьева. Во-первых, в предложениях 13 и 19 мы видим, как главный герой очень сильно хочет есть и как подозревает своего напарника в том, что тот один съест их общую макаронину. Это […]...
  14. Какие нравственные уроки усваиваются лучше всего? Те, которые преподает нам жизнь, особенно в тяжелое кризисное время. Они остаются надолго в памяти и служат ориентиром в жизни. Об одном из таких уроков, преподанном молодому солдату пожилым бойцом, рассказывает в предложенном тексте В. П. Астафьев. Писатель, как исследователь человеческих душ, прошедший через огненные годы войны, поднимает важную […]...
  15. Природа в литературе играет далеко не самую последнюю. С помощью наделенной автором живописностью природы, мы можем увидеть, ка она идеально подчеркивает образ, действия или события в произведении. Природа в “Слове…” наделена своим особым символизмом. Изумительно тонкой и мощной связью наделил автор природу с людьми. Благодаря слиянию природы с героями, действиями, происходящими перед битвой, читатель может […]...
  16. В центре нашего внимания текст выдающегося советского и российского писателя Виктора Петровича Астафьева описана проблема роли музыки в нашей жизни, силы ее воздействия на человека. Автор размышляет над этой проблемой и рассказывает читателям о чудодейственной силе музыки в жестоком и трудном мире. Виктор Петрович говорит, что духовное песнопение позволяет его сердцу и мыслям очиститься, открыться […]...
  17. Текст известного писателя В. П. Астафьева наводит на размышление о возможном исчезновении из нашей жизни такого понятия, как бескорыстие. Не уничтожат ли “высоковельможные чиновники” скромность и честность в людях? Виктор Петрович поднимает одну из важнейших проблем современности – человеческое бескорыстие. Для привлечения внимания читателя писатель повествует притчу о парнях, живущих среди природы, вдали от “оголтелого […]...
  18. Известный писатель В. П. Астафьев в своем тексте задается сложным философским вопросом: до каких пор человек будет с содроганием относиться к внезапной мысли о скоротечности жизни? Чтобы подойти ближе к ответам на вечные вопросы бытия, Виктор Петрович проводит параллель между осенью жизни человека и природы. По мнению автора, горестно опадающий на холодную землю лист подобен […]...
  19. Еще с самого детства сказки учат детей жить в полной гармонии с природой. Нет ни одного ребенка, у которого бы не было любимой игрушки – зверя. Дети считают животных самыми дорогими и верными друзьями. Всю красоту и Явления природы описывают и многие писатели, пытаясь приблизить человека к ее истокам. Ведь в природе существует тесная связь […]...
  20. 1. Образ рыбака-браконьера. 2. Поединок человека с рыбой. 3. Нравственное очищение человека природой. Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!” – молвил ловец, и ему сделалось легче. В. П. Астафьев В рассказе показан один день из жизни умелого рыбака-браконьера Зиновия Игнатьича Утробина, который жил в сибирском поселке Чуш на Енисее. […]...
  21. Могут ли близкие отношения строиться на неуважении одного человека другим? Каково быть с человеком, который не любит, а позволяет себя любить? Я задумалась над этими серьезными вопросами после прочтения текста В. Астафьева. В центре внимания автора проблема взаимоотношения между близкими людьми. Астафьев раскрывает данную проблему на примере жизни инвалида войны и его супруги. “Инвалид был […]...
  22. К сожалению, в современном мире люди все больше и больше отрываются от природы. Это грустно и неприятно, но в этом мало удивительного. Концентрация людей, которые проживают в городах, постоянно растет. В свою очередь, города представляют собой места с ограниченным количеством природы. Таким образом, человек отрывается от природы, начинает чувствовать себя чем-то другим, чем природа, хотя […]...
  23. Жанна д’Арк, Иисус Христос, Моисей, этот список можно еще продолжить. Все эти люди отдавали себя народу, не щадили собственных сил, чтобы помочь людям. Но люди не всегда готовы были благодарить их за добро. Но разумно ли это, любить, спасать народ, а взамен быть сожженным на костре или распятым на кресте? В предложенном для анализа тексте […]...
  24. Как человек должен относиться к природе – вот вопрос, над которым рассуждает Г. Черников. Автор раскрывает данную проблему на примерах из повседневной жизни, когда человека наказывают силы природы по его же вине. Публицист убежден в том, что большинство катастроф происходит из-за разгильдяйства и халатного отношения человека к природе. Г. Черников призывает нас задуматься над своей […]...
  25. Природа – это наша мать, верный друг и самый ярый союзник. Относится к природе и ее дарам нужно не только бережно, но и с любовью. Ведь каждое дерево, каждый маленький цветок – это прекрасная жизнь. Автор текста поднимает проблему взаимоотношения с природой. Он считает, что природа выступает как друг человека, помогает преодолевать одиночество, учит мудрости […]...
  26. Проблема, которую поднял автор текста Современный писатель-прозаик А. П. Владимиров в своем тексте поднимает проблему взаимоотношений человека с природой. В век научно-технического прогресса по-прежнему актуален вопрос о единстве человека и природы. Невозможно представить жизнь на Земле без животных растений, но проблема состоит в том, что часто человек вредит живой природе, не задумываясь о последствиях. Текст […]...
  27. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до понимания умной серьезной музыки! Проблема, связанная с восприятием музыкального произведения и зависимостью чуткости человеческой души к мелодии от общей культуры развития личности, затронута в данном тексте. Проблема, которую поднял автор […]...
  28. А. Пьерон говорил: “Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека”. Мне хотелось бы начать свое сочинение-рассуждение с понятия человека. Что есть человек? Это существо, которое стоит на самой высокой ступени развития жизни, он является субъектом общественной и исторической деятельности. Кроме того, человек – это своеобразная система, где объединяются физическое и психическое […]...
  29. Настоящее искусство затрагивает самые глубокие душевные струны, оно способно пробуждать светлые чувства, дарить незабываемые мгновения. Подлинное искусство нейтрализует отрицательные эмоции и очищает душу. Порой только истинное искусство способно возродить волю к жизни. Оно может окрылять, заставлять совершенствоваться и думать о смысле бытия. Искусство обогащает духовно, расширяет горизонты представлений об окружающем нас мире. Огромное достоинство искусства […]...
  30. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Н. А. Заболоцкий В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь […]...
  31. Если вы живете в городе, то задумайтесь, как часто вы видите землю? Я говорю не про парки и клумбы, а про настоящие леса, равнины, поля. На данный момент, в нашей стране около семидесяти трех процентов населения живет в городах. Люди ведут сумасшедший образ жизни: постоянная работа, шумный транспорт, толпы людей. У них не остается времени […]...
  32. В предложенном тексте Дмитрием Сергеевичем Лихачевым поднимается такая проблема, как интеллигентность человека. Она продолжает оставаться актуальной в современное время. Раскрытие проблемы проводится в тексте на основе стереотипов, царствующих в обществе, а так же на личном жизненном опыте автора. Кроме этого, помогают развивать мысль множество риторических вопросов, также используемых в рассуждении. Дмитрий Сергеевич в своем тексте […]...
  33. Как влияет на человека весенний лес? Многие из вас были в весеннем лесу, и вы, наверное, замечали, что лес влияет на человека, что-то меняет в нем. Вот и в предложенном тексте Г. Н. Троепольский поднимает проблему влияния природы на человека. Затронутая автором проблема актуальна в любое время, ведь природа влияет на человека круглогодично. В то […]...
  34. Зачастую нам не удается вовремя осознать силу той любви, которую испытывает в наш адрес самый близкий нам человек – наша мама. Подобное отношение не есть показателем черствости и равнодушия. Порой присутствие в нашей жизни мамы становится настолько привычным для ребенка, что он и представить себе не может ее отсутствия. Он думает, что мама будет в […]...
  35. А. де Сент-Экзюпери Эрнест Миллер Хемингуэй – крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: “Я ничего не боюсь”. Создатель известных всему миру романов “Прощай, оружие!”, “По ком звонит колокол”, Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом. […]...
  36. В центре нашего внимания текст Михаила Михайловича Пришвина, русского писателя и публициста, в котором описана проблема доброго и сострадательного отношения к природе. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает читателям историю, произошедшую ранней весной. Мануйло вместе с детьми отправляется на охоту за глухарями. Проходя по лесу, люди наслаждаются природой и понимают, что она прекрасна. Но выйдя […]...
  37. Я считаю, что данное высказывание известного литературного критика Виссариона Белинского можно отнести к разделу обществознания – философии. Это вполне логично, так как это высказывание затрагивает весьма важные проблемы не только в науке, но и в жизни, – человек, природа и общество. Объяснить мой выбор темы достаточно легко: эта тема мне интересна, и она является одной […]...
  38. Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав “Центрифуги” – футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник “Поверх барьеров” (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых авангардистов. Своеобразие это состояло, прежде всего, в философском осознании единства человека […]...
  39. Владимир Солоухин – автор многих текстов о значении природы для человека. Он затрагивает важную проблему взаимоотношений человека и окружающей среды. Чем дальше развивается человечество, тем меньше оно перестает заботиться о природе. Недальновидному человеку кажется, что богатства природы никогда не закончатся. “На мой век хватит” – рассуждают многие и спешат взять от окружающей среды по максимуму, […]...
  40. В данном тексте Сергей Иванович Сивоконь поднимает проблему качеств, характерных для талантливого человека. В предложениях 1-2 говорится о том, что главное качество талантливого человека – это любовь к людям и своему делу. Действительно, без этих качеств невозможно раскрыть свой талант, не возможно даже узнать о его существовании. Это два больших кита, на которых держится все […]...

Сочинение ЕГЭ:

Часто ли вы задумываетесь о своём восприятии мира, окружающего вас? Проблему бережного, уважительного отношения ко всему «что Богом сотворено» поднимает известный писатель В.П.Астафьев в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор описывает фрагмент из жизни своего героя. Писатель иронично повествует о том, как «доблестный хозяин» вместе со своей тёткой, невоздержанной на слова, «по-чёрному» бранил растения на своём огороде, а на следующий год увидел там голую скорбную землю. Не случайно основным композиционным приёмом текста является антитеза. Таким образом автор противопоставляет две точки зрения по этой проблеме. На примере дикой рябинки, раздавленной колёсами машин, которая отплатила герою за спасение «всей своей благодарной и тихой душой» автор показывает, что уважение к природе всегда вызовет её благодарность. И наоборот, потребительское отношение к окружающему миру (так повёл себя герой-рассказчик по отношению к календуле и медунице) чревато серьёзными проблемами. Финальным размышлением горе-огородника автор убеждает нас: ни одно действие во вред природе не проходит без последствий и поэтому очень важно глядеть вокруг и думать, прежде чем «худое слово уронить на землю».

В.П.Астафьев не сомневается: к миру, окружающему нас, нужно относиться бережно и уважительно. На мой взгляд, финальное предложение текста - это призыв писателя к каждому с просьбой задуматься о своём отношении к природе.

Мнение автора о том, что нельзя потребительски относиться к окружающему миру, не вызывает сомнения. Убедиться в том, что писатель прав, можно, обратившись к публикациям газет и журналов. Извержения вулканов, землетрясения, наводнения - это лишь небольшая часть тех катастроф - предупреждений природы человеку.

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к сборнику новелл В.П.Астафьева «Царь-Рыба». Природа не прощает хищнического отношения к себе - в этом убеждается главный герой произведения, рыбак-браконьер Игнатьич. Оказавшись за бортом лодки бок о бок с огромным осетром, он начинает вспоминать свои грехи и понимает, что прожил жизнь неправильно,чть относился к природе хищнически, варварски и война с ней бессмысленна и губительна. Читая произведение, убеждаешься в том, что необходимо жить в гармонии с природой и относиться к ней не как к источнику дохода, а как к верному другу, который всегда придёт на помощь.

Задуматься о том, как нужно относиться к окружающему миру, помогают «Письма о добром и прекрасном» академика Д.С.Лихачёва. С точки зрения публициста, человек может соседствовать с природой, только если он бережёт её, не наносит ей неисправимого ущерба. Вместе с автором мы анализируем взаимоотношения человека и природы и понимаем, что изначально человек ухаживал за природой, создавал её красоту. Д.С.Лихачёв сожалеет о том, что СЕГОДНЯ нарушена гармония между двумя великими культурами: человека и природы. Обращение автора к молодому поколению позволяет понять, что дело каждого- восстановить равновесие между окружающим нас миром и людьми.

Текст В.П.Астафьева обращён к каждому из нас. История главного героя заставляет переосмыслить многое и понять, как важна природа в жизни человека какого бережного, почтительного отношения к себе она заслуживает.

Текст В. Астафьева:

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.
(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (б)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась — глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.
(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.
(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.
(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.
(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают — не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.
(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут — медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья — и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я — доблестный хозяин — к тётке присоединился.
(З0)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.
(33)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и привольно.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (З6)Пробовал посадить — одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.
(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.
(По В. Астафьеву)