Политология

Зоопсихология. Поведение и психика животных. Психология детство поведение социальный животный

4 выбрали

Вообще-то, собственнический инстинкт – штука полезная и даже жизненно необходимая. Причем встречается он не только у людей, но и у животных. Ну скажите, какой хищник в здравом уме и трезвой памяти добровольно отдаст свою добычу другому зверю? Впрочем, за пищу, самок, территорию и место под солнцем агрессивно сражаются даже милые травоядные зверьки.

Но у людей собственнический инстинкт вышел на новый уровень по одной простой причине: собственности у нас гораздо больше, чем у меньших братьев из животного мира. Но одно дело, когда речь идет только о материальных ценностях, и совсем другое, когда этот инстинкт распространяется на окружающих людей. Собственнические чувства по отношению к любимому человеку могут разрушить даже самые теплые отношения.

Чем отличается мужчина-собственник? Он пытается проникнуть во все сферы жизни женщины. А те, в которые проникнуть не может, просто запрещает. Без него нельзя поехать в отпуск, встретиться со старой подругой, навестить родителей или сходить в спортзал. Даже задержка на работе вызывает вопросы, а то и негодование.

При этом отличие мужчины-собственника от обычного ревнивца в том, что он не подозревает женщину в измене. При этом он ревнует ее абсолютно ко всем: подругам, коллегам, родственникам. Ревнует к тому времени, которое она с ними проводит, и к тем чувствам, которые к ним испытывает. В его понимании все свое время, внимание и любовь женщина должна отдавать только ему. Так что все скандалы и ссоры – это отчаянная попытка привлечь к себе внимание.

Есть несколько причин, по которым мужчина становится ярым собственником.

Первая – эмоциональная зависимость от женщины. Такой человек посвящает свою жизнь женщине и отказывается от собственных интересов. Он хочет все свободное время проводить с любимой и требует от нее такого же отношения. Он действительно скучает и страдает, если его жена проводит время не с ним, а с подругой. Но к таким отношениям готовы далеко не все. Ведь одно дело – сблизиться с человеком, другое – полностью раствориться в нем.

Впрочем, собственнические наклонности не обязательно являются симптомом глубоких и нежных чувств. Возможно, человек по натуре – тиран, и командовать ему важнее, чем сохранить отношения. В таком случае требования становятся все жестче, а наказания – все суровее. Он как будто специально проверяет, есть ли предел у его власти. Отношения с таким человеком обречены на провал. Сколько не подстраивайся – угодить ему невозможно.

А, возможно, человек не понимает, в чем проблема такого отношения к женщине. Потому что в его семье именно так было принято: мать занималась исключительно домашними делами, не имела собственных интересов и во всем слушалась мужа. Он перенес эту схему в собственные отношения и искренне не понимает, почему девушка этим недовольна. Ведь для него такие отношения – норма. Такая проблема часто возникает в браках между людьми из разных стран: сказывается культурная разница. Скажем, во многих восточных странах представления о женской свободе сильно отличаются от западных. Так что, заводя такие отношения, хорошо бы "на берегу" договориться о том, какое будущее вас ждет.

Конечно, в какой-то степени мы все – собственники в отношениях. Мы в отличие от первобытных людей не живем общиной и не желаем делиться любимыми. Но комфортные отношения возможны только в том случае, если оба человека приблизительно одинаково понимают, какая степень свободы необходима и допустима для каждого из них. В противном случае один из партнеров будет стараться натянуть поводок, а другой неизбежно начнет задыхаться.

А вот более забавные примеры. У хвостатых приматов детеныш, обследуя мир, сохраняет спасительный контакт с матерью, держась за ее хвост. Макаки, воспитанные на макетах матерей с длинными хвостами, вырастали более смелыми и общительными, чем воспитанные на макетах с короткими хвостами или вовсе без хвостов, потому что имели больше возможностей обследовать мир. Миллионы лет у всех гоминид нет хвоста, а инстинкт цепляться за хвост сохранился. Ребенок, если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери. Совет: если вы - мать, выходите на прогулку с ребенком в узких джинсах, совсем не лишне было бы повязать на пояс искусственный хвост. Выше уже сказано, что ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать, покрытою шерстью. Когда он волнуется или хочет спать, ему очень хочется, чтобы рядом был пушистый предмет - игрушка, одеяло, волосы матери. Инстинктивная потребность - успокоить себя контактом с матерью - остается на всю жизнь. В любом возрасте чаще других слов человек в отчаянии кричит: «Мама!» И хватается руками за шерсть, которая всегда под руками, - за собственные волосы. Точно так же поступают несчастные обезьянки, у которых на глазах экспериментаторы хватают и утаскивают мать. Но они хватаются за собственную шерсть в любом месте своего тела, так как она есть везде.

Метод «Каспар-Гаузенов». В таких безжалостных опытах с «искусственными матерями» этологи опровергали теоретиков «табула раса» и «рационалистических» методов воспитания человеческих детей. Поставленные перед жестоким выбором между «матерью ласковой» (мягкой), но некормящей, и «неласковой» (проволочной), но кормящей, дети приматов, с рождения никого не видавшие, выбирают «ласковую мать».

Инстинкт собственности

Инстинкт собственности - один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе. Нам такое дитя кажется жадным, упрямым, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку - и еще более увеличиваем его горе. Несколько десятилетий назад прекрасный этолог детей доктор Бенджамин Спок призвал американских матерей изменить свое поведение, понимать и щадить детей с сильным инстинктом собственности. Эти дети теперь давно взрослые. Они не стали ни жадными, ни грабителями. Дети, из которых «жадность» выколачивали, часто становились ими.

Полагают, что у наших первобытных предков, не имевших ни сейфов, ни сундуков, ни замков, личная собственность являлась неприкосновенностью. Поэтому после смерти человека никто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, позднее его жену погребали вместе с ним. Возможно, тогда еще у людей не было идей о загробной жизни, где эти предметы могут понадобиться покойнику.

Лишение собственности или ограничение на владение ею деформирует психику и взрослого человека, делает его агрессивным, завистливым и вороватым. Это прекрасно понимали античные законодатели, наделяя гражданским правом участвовать в выборах и защищать отечество лишь тех членов общества, у которых была собственность. Это не притеснение «правящим классом» «угнетенных», а вынужденная мера, делавшая демократию более стабильной, а войско храбрым.

В XX веке эксперимент по массовому лишению людей частной собственности ясно показал, что противодействие этому инстинкту делает людей не лучше, а хуже, чем они могли бы быть, владей они собственностью.

Полны карманы всякой всячины

Мы с вами уже поняли, что в древности мы были собирателями. А в детстве? В детстве мы все собиратели. Ребенок еще ползает, но уже все замечает на полу, подбирает и тянет в рот. Отучить его от этого занятия просто невозможно. Став постарше, он значительную часть своего времени удовлетворяет свои инстинктивные позывы, собирая всякую всячину в самых разных местах. Какая мать не приходила в ужас от переполненных карманов, набитых самыми неожиданными предметами - орехами, косточками, раковинами, камешками, кусочками цветных стекол, железками, тряпочками, веревочками, зачастую вперемешку с жуками, пробками, проволочками?! У кого в детстве родители не обнаруживали однажды и не разоряли припрятанный где-нибудь в укромном уголке клад, столь дорогой сердцу собирателя всякой всячины?! А многим пришлось пройти и через зашивание карманов как наказательно-воспитательного средства. Почему бы нам не перестать воевать с этим в сущности безобидным проявлением инстинкта? Почему бы не позволить детям удовлетворять его позывы? Вы ведь и сами что-нибудь собираете: дедушка - книги, бабушка - кулинарные рецепты, папа - марки, мама - тряпочки. В основе ваших пристрастий лежит все та же потребность собирать, только объекты ее стали свойственными взрослому человеку.

Лгунишки и дипломаты

Замещающее поведение широчайше распространено среди животных. Два петуха конфликтуют. Драки не миновать. Один напирает, а другой боится драться, но и отступить не хочет. И в самый драматический момент он вдруг начинает клевать мнимые зерна. Забияка растерян: пищевое поведение второго петуха совсем не агрессивно, драться не с кем. Попробуйте давать ребенку задачи возрастающей трудности или затейте неприятный для него разговор, принудите его делать что-нибудь скучное. И вдруг - экая бестия! - он неожиданно переключит ваше внимание на другое. Что-нибудь спросит, увидит что-то за окном, уронит что-то на пол, а то и скажет, что звонят в дверь. Иногда он кажется не по возрасту хитрым, находчивым, лживым. Но пока все это не он придумал - сработала, спасая его из сложной ситуации, программа замещающего поведения. В таких ситуациях некоторые насекомые ведут себя не менее хитро. Часть ученых считает, что ложь, такое, если вдуматься, странное поведение столь точной машины, как мозг, имеет в основе своего формирования программы замещающего поведения.

Пример переадресования поведения: лось, в присутствии соперника, который его раздражает и которго он боится, переадресует свою агрессию безопасному кусту.

У собак замещающее поведение похоже на детское. Даже этолог, прекрасно знающий, как проявляются инстинктивные программы, часто затрудняется, к чему отнести те или иные действия собственной собаки. Когда ваш четвероногий друг, перед тем как лечь, скребет лапой паркет (это сработала начальная часть врожденной программы - образование центральной ямки в траве и земле), а затем, изогнувшись дугой, крутится на месте (это следующая часть программы - примятие травы в форме лунки), то все ясно: ваша собака полностью перешла на инстинктивное поведение. Ведь она прекрасно видит, что никакой травы вокруг нет, а в том, что паркет бесполезно рыть лапой, убеждалась сотни раз. Но вот когда та же собака, чтобы прекратить ваше скучное для нее занятие, вдруг бросается с лаем к калитке во дворе или к входной двери в доме, изображая, что пришел кто-то посторонний, и не успокаивается, пока вы не прекратите свое скучное занятие и не займетесь ею, очень трудно понять, хитрый ли это замысел или замещающее поведение.

Пример замещающего поведения: побаиваясь соперника, лось вдруг начинает изображать пищевое поведение, с точки зрения соперника, безобидное и к ссоре отношения не имеющее.

Когда дипломаты двух стран, получив инструкцию затягивать переговоры, годами на полном серьезе обсуждают вопрос о протоколе и повестке дня, возможности программы замещающего поведения проявляются в полном блеске.

Инстинкт собственности

Инстинкт собственности - один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе. Нам такое дитя кажется жадным, упрямым, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку - и еще более увеличиваем его горе. Несколько десятилетий назад прекрасный этолог детей доктор Бенджамин Спок призвал американских матерей изменить свое поведение, понимать и щадить детей с сильным инстинктом собственности. Эти дети теперь давно взрослые. Они не стали ни жадными, ни грабителями. Дети, из которых «жадность» выколачивали, часто становились ими.

Полагают, что у наших первобытных предков, не имевших ни сейфов, ни сундуков, ни замков, личная собственность являлась неприкосновенностью. Поэтому после смерти человека никто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, позднее его жену погребали вместе с ним. Возможно, тогда еще у людей не было идей о загробной жизни, где эти предметы могут понадобиться покойнику.

Лишение собственности или ограничение на владение ею деформирует психику и взрослого человека, делает его агрессивным, завистливым и вороватым. Это прекрасно понимали античные законодатели, наделяя гражданским правом участвовать в выборах и защищать отечество лишь тех членов общества, у которых была собственность. Это не притеснение «правящим классом» «угнетенных», а вынужденная мера, делавшая демократию более стабильной, а войско храбрым.

В XX веке эксперимент по массовому лишению людей частной собственности ясно показал, что противодействие этому инстинкту делает людей не лучше, а хуже, чем они могли бы быть, владей они собственностью.

Полны карманы всякой всячины

Мы с вами уже поняли, что в древности мы были собирателями. А в детстве? В детстве мы все собиратели. Ребенок еще ползает, но уже все замечает на полу, подбирает и тянет в рот. Отучить его от этого занятия просто невозможно. Став постарше, он значительную часть своего времени удовлетворяет свои инстинктивные позывы, собирая всякую всячину в самых разных местах. Какая мать не приходила в ужас от переполненных карманов, набитых самыми неожиданными предметами - орехами, косточками, раковинами, камешками, кусочками цветных стекол, железками, тряпочками, веревочками, зачастую вперемешку с жуками, пробками, проволочками?! У кого в детстве родители не обнаруживали однажды и не разоряли припрятанный где-нибудь в укромном уголке клад, столь дорогой сердцу собирателя всякой всячины?! А многим пришлось пройти и через зашивание карманов как наказательно-воспитательного средства. Почему бы нам не перестать воевать с этим в сущности безобидным проявлением инстинкта? Почему бы не позволить детям удовлетворять его позывы? Вы ведь и сами что-нибудь собираете: дедушка - книги, бабушка - кулинарные рецепты, папа - марки, мама - тряпочки. В основе ваших пристрастий лежит все та же потребность собирать, только объекты ее стали свойственными взрослому человеку.

Б. Инстинкт собственности (запасания). Биологи давно изучают действия животных, связанные с запасанием пищи впрок, справедливо связывая это с повышением шансов вида на выживание в неблагополучных условиях. Многие животные умеют это делать. Известна, в частности, способность муравьев-жнецов припрятывать пищу на «чёрный день». Могут запасать и птицы. Кедровка собирает орехи лещины и складывает их, прикрывая сверху лишайниками. Причем она находит свои кладовые даже после того, как их покрывает снег, вспоминая и используя не менее 85 % таких тайников. Среди млекопитающих запасание особенно широко распространено:
Хищные млекопитающие от мала до велика прячут свои «неприкосновенные пайки» от возможных конкурентов И маленькие ласки оставляют всевозможную добычу в укромных местах, и огромный гризли ревностно охраняет свои запасы от посягательств посторонних Пума зарывает жертву в землю, а потом возвращается к ней раз десять чтобы полакомиться мясом.* (* Тинберген Н Поведение животных- М Мир, 1978)
У человека влечение к запасанию и к охране своих запасов может быть обозначено как «инстинкт собственности-». Для наших детей эта страсть особенно мучительна, поскольку она чревата конфликтами, источник которых им не вполне понятен
Ребенок может быть добрым, нежадным, но, если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе. Нам такое дитя кажется жадным, упрямым, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку - и еще более увеличиваем его горе Несколько десятилетий назад прекрасный этолог детей доктор Б Спок призвал американских матерей изменить свое поведение, понимать и щадить детей с сильным инстинктом собственности Эти дети теперь давно взрослые Они не стали ни жадными, не грабителями А дети, из которых «жадность» выколачивали, часто становились ими ** (** Дольник В Непослушное дитя биосферы - М Педагогика-Пресс, 1994)
На самом деле такое свойство характера человека, как «жадность» - это не столько чрезмерный, сколько социально деформированный инстинкт собственности. Социальное «форматирование» большинства инстинктов (придание им вида, допустимого в рамках данной культуры) - явление неизбежное и необходимое в человеческой среде. Но неудачное применение такого рода форматирования, как раз и влечёт уродливые, неприемлемые или «низменные» проявления естественных форм поведения В частности, деформация инстинкта собственности делает человека агрессивным, завистливым, вороватым и коварным накопителем, делает его жадным.
Не менее важно и то, что лишение собственности легко деформирует психику у вполне взрослых людей. Все те, кто был участником грандиозного эксперимента с «социализмом», прекрасно знают, что вороватость, безынициативность и некачественный труд - неотъемлемая его часть. В принципе это понимали еще в античные времена, когда наделяли гражданскими правами (правом ответственно участвовать в управлении государством и в защите его) исключительно тех членов общества, кто обладал собственным имуществом.
Что касается присвоения чужого тайно - путем воровства, то оно, как уже известно, у общественных животных является одной из инстинктивных программ, обеспечивающих выживание в трудных обстоятельствах. Данная программа свойственна животным, стоящим на низких ступенях иерархии, а значит - и детям. У людей в крайних своих выражениях воровство может характеризоваться как болезнь - клептомания. Этологи считают, что для некоторых видов присвоение чужого добра может быть подлинной «профессией» в добывании корма. Так, например, поморники паразитируют за счёт грабежа добычи у птиц других видов. Они попросту ждут, когда какая-либо птица поймает рыбу, затем преследуют её до тех пор, пока удачливый охотник не выбрасывает улов. Чем и живут.
Одно время психологи и педагоги полагали, что дети воруют по незнанию. Если им объяснить, что этого делать нельзя, припугнуть, наказать, то всё уладится. Но дети крадут как раз потому, что знают - делать этого нельзя. Крадут то, что им самим не очень и нужно, а неодолимо хочется овладеть тем, что запрещено Иногда это игра. Так же в игре может проявляться «инстинкт воровства» у сытого детёныша животного. У ребенка (благополучного и сытого) это может быть результат драматизации своего истинного или мнимого низкого ранга среди сверстников или в семье.
В любом возрасте одна из причин воровства - неудовлетворенная потребность в любви и ласке Другие причины индивидуальны страх, ревность, недовольство * (Спок Б Ребенок и уход за ним - Новосибирск Наука, 1991)

Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет? Ошо.

Любая заимствованная истина есть ложь. Пока она не пережита тобой самим, это никогда не истина. Ошо.

Величайший в мире страх - это страх перед мнениями других. В то мгновение, когда ты не боишься толпы, ты больше не овца, ты становишься львом. Великий рев раздается в твоем сердце - рев свободы. Ошо.

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

Грех, это когда вы не радуетесь жизни. Ошо.

Если вы солгали однажды, то вы будете вынуждены лгать тысячу и один раз, чтобы скрыть первую ложь. Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

В это самое мгновение ты можешь отбросить все проблемы, потому что все они созданы тобой. Ошо.

Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.

Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет… Ошо

Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Ошо.

Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар. Ошо.

Всё, что пережито, можно перешагнуть; то, что подавлено, перешагнуть невозможно. Ошо.

Не принимайте жизнь как проблему, это мистерия потрясающей красоты. Пейте из неё, это чистое вино! Будьте полны ею! Ошо.

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит. Ошо.

Не беги от самого себя, ты не можешь быть никем другим. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

Никто не должен следовать ни за кем, каждый должен идти в свою собственную душу. Ошо.

Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, вы понимаете все. Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

Единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами Ошо.

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Учитесь больше смеяться. Смех так же свят, как и молитва. Ваш смех раскроет в вас тысячу и одну розу. Ошо.

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

Самый бесчеловечный акт, который может совершить человек - превратить кого-либо в вещь. Ошо.