Маркетинг

Древнейшие люди - питекантропы. Питекантроп и синантроп получили название Древние люди питекантропы

Древнейшие люди - ранняя стадия становления человека. Предками их были различные ветви вида Человек умелый. Отдельные популяции этих людей стояли на разном уровне эволюции и находились в непримиримой борьбе, в которой побеждали более сообразительные и сильные, лучше владеющие изготовлением и применением орудий. Эти популяции побеждали и австралопи теков, и другие популяции человека умелого. Внутри популяций существовал каннибализм - поедание себе подобных. Древнейшие люди объединены в один вид - Человек прямоходящий (Homo erectus). Быстрое расселение этого вида началось около 2 млн лет назад и продолжалось 700 тыс. лет. Совместная трудовая деятельность, стадный образ жизни привели к дальнейшему развитию мозга, размеры которого дали ученым основание предполагать, что эти люди должны были обладать настоящей, хотя и очень примитивной речью. Все эти преимущества человека послужили толчком к дальнейшему прогрессивному развитию. Различные находки останков человека этой стадии носят собственные названия. Наиболее известны следующие: питекантроп (обезьяночеловек), обнаруженный на о. Ява; синантроп (китайский человек), найденный в Китае; гейдельбергский человек, обнаруженный близ Гейдельберга (Германия), и др. После периода максимального расцвета 600-400 тыс. лет назад эти люди быстро вымерли, дав начало новой ветви - неандертальцам (древним людям).

Питекаìнтроп (от греч. πίθηκος - «обезьяна» и ἄνθρωπος - «человек», «яванский человек») - ископаемый подвид людей, некогда рассматриваемый как промежуточное звено эволюции между австралопитеками и неандертальцами. Обитал около 700 - 27 тысяч лет назад. В настоящее время питекантропа рассматривают как локальный вариант Homo erectus (наряду с гейдельбергским человеком в Европе и синантропом в Китае), характерный исключительно для Юго-Восточной Азии и не породивший непосредственных предков человека. Не исключено, что прямым потомком яванского человека является Человек флоресский.

Питекантроп обладал невысоким ростом (чуть больше 1,5 метра), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). По объёму мозга (900-1200 см³) занимал промежуточное положение между человеком умелым (Homo habilis) и неандертальским человеком, человеком разумным.

Синантроп (лат. Sinanthropus pekinensis - «пекинский человек», в современной классификации - Homo erectus pekinensis) - форма (вид или подвид) рода Homo, близкая к питекантропу, однако более поздняя и развитая. Был обнаружен в Китае, отсюда и название. Жил около 600-400 тыс. лет назад, в период оледенения.



Гейдельбергский человек (лат. Homo heidelbergensis) - ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего (родственный восточноазиатскому синантропу и индонезийскому питекантропу), обитавший в Европе (от Испании и Британии до Белоруссии) 800-345 тыс. лет назад. По-видимому, является потомком европейского Homo antecessor (к переходной форме можно отнести Homo cepranensis) и непосредственным предшественником неандертальца.

Первая находка датируется 1907 годом, когда близ города Гейдельберг была обнаружена челюсть, похожая на обезьянью, но с зубами похожими на огромные зубы человека. Описана и выделена в отдельный вид профессором О. Шетензаком. Возраст находки был определён в 400 тыс. лет. Культура найденных поблизости орудий (каменные рубила и отщепы) охарактеризована как шелльская. Шёнингерские копья позволяют предположить, что гейдельбергские люди охотились с помощью деревянных копий даже на слонов, однако мясо ели сырым, поскольку следов огня на стоянках не обнаружено.

Обнаружение следов гейдельбергского человека на юге Италии позволило учёным сделать вывод, что он был прямоходящим, а его рост не превышал 1,5 м.

По мнению Анри де Люмле, гейдельбергский человек мог строить примитивные хижины и пользоваться огнём, о чём свидетельствует памятник Терра-Амата. С другой стороны, Паола Вилья относит этот памятник к более позднему виду, неандертальцам.

Питекантропы (Pithecanthropus) - род, выделяемый иногда для обозначения архантропов. Описан в 1894 г. (находка питекантропа Э. Дюбуа). Вероятно, включает несколько видов, в том числе наиболее признанные:

"Человек работающий" (Pithecanthropus ergaster или Homo ergaster), "Человек выпрямленный" (Pithecanthropus erectus или Homo erectus), "Человек гейдельбергский" (Pithecanthropus heidelbergensis или Homo heidelbergensis).

Временные рамки существования архантропов - примерно от 1700 до 500 или даже 130 тысяч лет. Распространен по всему Старому Свету - в Африке (Бодо, Данакиль, Боури, Олдувай 9, Ндуту, Тернифин и др.), Европе (Чепрано, Петралона, Мауэр, Вертешселлеш и др.), Азии (Триниль, Сангиран, Чжоукоудянь, Лантьянь, Наньчин и др.).

Отличается от более прогрессивных людей повышенной массивностью, крупными челюстями и зубами, меньшим мозгом (700-1100 см3).

Одним из ранних представителей этой таксономической группы является т.н. "Человек работающий" (Homo ergaster или Pithecanthropus ergaster). Это древнейшие архантропы.

Вид описан в 1975 г. по нижней челюсти KNM-ER 992 из Кооби-Форы в Эфиопии. Произошли в Африке около 1,8 или 1,7 млн. лет назад из "Ранних Homo", от которых отличаются большим мозгом (770-900 см3) и крупными размерами тела (до 1,8 м ростом). Около 1,4 млн. лет назад развились в "Человека выпрямленного" (см. рис. 1).

Важнейшие находки сделаны в Кооби-Фора в Эфиопии (например, черепа KNM-ER 3733, KNM-ER 3883 и множество других останков) и в Дманиси (Грузия, найдено 3 черепа, 3 нижних челюсти и метатарзальная кость). Это первые люди, вышедшие за пределы Африки. Однако они не покидали пределов тропического пояса. Пользовались орудиями олдувайской культуры.

Литература: 1. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/16810

История питекантропов

Есть такое мнение (у дарвинистов), что некоторые австралопитеки в результате эволюции превратились в питекантропов. Прежде считалось, что эти существа появились 900.000 - 1.000.000 лет назад. Недавний калий-аргоновый анализ костных останков увеличил эту дату до 1,9 миллиона лет. Правда, не все антропологи верят в столь древний возраст питекантропов. Они ссылаются на несовершенство метода исследований. Hо число 1,6 миллионов считается бесспорным. Именно такой возраст у почти целого скелета питекантропа, найденного в 1984.

Примем эту дату за начало эпохи питекантропов. Австралопитеки некоторое время сосуществовали с ними - примерно до 800.000 до Р.Х., затем исчезли. Возможно, питекантропы истребили своих менее удачливых конкурентов. Возможно, австралопитеки исчезли в силу других причин. Но вряд ли они вымерли из-за зависти к более совершенным существам, чем они сами. А питекантропы, в отношении разума, действительно были совершенней австралопитеков. У них гораздо больше мозг - 900 куб. см. (2/3 от объема человеческого мозга). Другие органы, например кисти рук, также более похожи на человеческие. А по габаритам - рост 160 см, вес 80 кг - питекантропы вообще не отличались от людей. По этой причине питекантропов нередко называют архантропами ("древнейшими людьми"). Биологи также используют обозначение Homo erectus - "человек прямоходящий".

Это существо было более умелым, чем Homo habilis. Кроме чопперов питекантропы изготовляли яйцевидные заостренные рубила, которыми легко и резать и рубить. Отщепы, образующиеся при создании рубил, также шли в дело. Из них делали кливеры для выскребания шкур от остатков жира и мяса. Появились и трёхгранники - возможно, это был колющий инструмент. В отличии от Homo habilis, делавших орудия только из кварцитов, питекантропы освоили обработку и более твердого кременя. Изготовить орудия из кpемня тpуднее, зато служат они намного дольше. Т.о. у питекантропов мы видим первую в истории борьбу за качество изделий. Кремень встречается намного реже кварцита, так что в течение всего каменного века он был одним из самых ценных материалов.

Кстати, насчет каменного века. Для обозначения дpевнейших эпох историки и археологи нередко используют наименования, хаpактеpизующие уровень технологии. Так время господства питекантропов принято называть ранним палеолитом (т.е."ранним каменным веком"). Hеpедко название эпохе дает место пеpвой находки оpудий опpеделенного типа.По этой пpичине вpемя Homo habilis называется олдувайской эпохой, а время питекантропов - ашельской эпохой.

Питекантропы отличались от австралопитеков не только внешним обликом и технологией, но и способом добычи пропитания. Они научились добывать пищу сообща. Эти создания изобрели загонную охоту, причем не только на мелких животных, но и на самых крупных. В результате мясная пища стала более разнообразной. Если австралопитеки довольствовались мелкими грызунами, то в меню питекантропов входили олени, антилопы, лошади, кабаны, бизоны и даже носороги и мамонты. Кроме того, они пробовали на вкус своих ближайших родственников - человекообразных обезьян. Есть основание считать, что у питекантропов существовало явление, которое вызывает возмущение у современных цивилизованных людей - каннибализм. (Правда, история знает случаи, когда и "цивилизованные" люди воспринимали заповедь "возлюби ближнего своего" исключительно в гастрономическом аспекте.) Рост потребления мяса привел к росту населения. Голод совсем не исчез, но выживать стало больше особей. По оценкам американского демографа Э.Диви около 1.000.000 до Р.Х. 125.000 питекантропов жило только в Африке - примерно столько же жителей в современных Бендерах, Мытищах или Ужгороде.

С помощью охоты на крупных животных питекантропы смогли не только улучшить питание, но и решить жилищный вопрос. После убийства саблезубых тигров или пещерных медведей, они занимали освободившуюся жилплощадь. Пещеры - более удобные и безопасные квартиры, чем гнезда или норы австралопитеков. Безопасное жилье тоже повлияло на рост численности населения.

Когда число обитателей пещеpы достигало определенного уровня, то возрастала опасность внутренних конфликтов. К счастью, вокруг лежали еще незаселенные просторы, куда могли удалиться несогласные с политическим курсом стада. А более высокие, чем у австралопитеков, технологические возможности позволяли переселенцам выжить на новом месте. Так питекантропы первыми начали расселяться по земной поверхности. На предыдущей странице мы упоминали, что австралопитеки жили только в восточной части Африки. Питекантропы же освоили и остальные области этого континента, и начали перебираться в Азию и Европу. Согласно современным данным заселение Европы началось не позднее 1.300.000 до Р.Х.

Термин расселение не означает, что питекантропы внезапно срывались с места и устремлялись за тридевять земель. За жизнь одного поколения, в поисках лучших охотничьих угодий, они уходили не так уж далеко. Но за сотни тысяч лет они пересекли огромные континенты, дойдя на востоке до низовий великих китайских рек и острова Ява, а на западе до Атлантики. В новых краях питекантропы селились не где попало. Нет, они предпочитали тропические и субтропические зоны, берега рек и озер, морское побережье и смешанные саванны. Не любили они пустынь и высокогорных районов, по крайней мере там не найдено их останков. Парадоксально, но факт - питекантропы избегали тропических лесов, откуда вышли их предки.

Загонная охота потребовала от питекантpопов лучшего взаимопонимания. Полагают, что pезультатом того стало появление у них зачатков речи, похожей на человеческую - т.е. состоящей не из звуков, а из слов. По крайней мере, строение их челюстей и мышц рта позволяло им говорить. Правда, слов в их словаре могло быть не больше, чем в словаре небезызвестной Эллочки Людоедки.

Однако мы ещё не упомянули главное достижение питекантропов. В этой связи вспоминается греческая мифология. У греков существует легенда, согласно которой огонь людям принес титан Прометей, похитив его с неба у олимпийских богов. Красивая легенда! Но в действительности было немного не так. Прометеями оказались питекантропы, внешне не столь симпатичные, как античный бог. А огонь с неба пришел сам. Он приходил с неба не раз и не два, когда молнии ударяли в деревья, вызывая лесные пожары. Огонь также приходил из-под земли при извержении вулканов. От огня в панике разбегалось все живое.

Питекантропы также боялись огня. Но они обладали самым продвинутым на то время разумом. А одним из главнейших свойств разума является ненасытное любопытство. Любопытство иногда бывает сильнее страха. Среди питекантропов находилось немало смельчаков, которые приближались к огню для исследования его свойств. Они могли заметить, что огонь не только обжигает, но и согревает, не только ослепляет, но освещает темноту. Они могли заметить, что огонь поджигает одни предметы и не трогает другие. Кому-то этих исследователей могло пpийти в голову самому поджечь ветки или куски дерева и pазложить их в пещеpе. Либо для обогрева в холодную погоду, либо для освещения ночного мрака, либо для отпугивания хищников.

Природный огонь редко возникает, поэтому со временем питекантропы научились поддерживать его, давая огню новую "пищу" - дрова, ветки и сухую траву. По нынешним представлениям использование огня началось 700.000 - 600.000 лет тому назад. Это случилось где-то в Европе или Азии. Около 500.000 - 300.000 до Р.Х. применение огня на этих континентах стало уже обычным явлением. Но в Африку огонь попал гораздо позже.

В самом конце раннего палеолита, когда жизнь без огня стала уже казаться невозможной, питекантропы научились сами зажигать огонь - трением двух кусков дерева друг о друга, высеканием искр из камня на трут или вращением палочки в куске дерева. Использование огня стало вторым, после изготовления орудий, технологическим скачком в истории человечества.

Открытие полезных свойств огня пришлось как нельзя кстати - после 35 миллионов лет теплого климата на Земле наступила поpа ледниковых периодов. Первый ледниковый период - Гюнцский, был примерно с 1.000.000 до 900.000 до Р.Х., второй - Миндельский, с 600.000 до 500.000 до Р.Х. Гюнцкий период был не слишком суровым. Льды покрыли только северные районы. На юге Европы и большей части Азии было тепло. Но Миндельский оказался суровее. Без внешнего подогрева жизнь питекантропов во многих местах стала бы весьма проблематичной. С огнем же они не только смогли удержаться на завоеванных рубежах, но и продвинуться дальше. Похолодание заставило их придумать ещё один способ обогрева - облачаться в шкуры убитых ими животных. Иначе говоря, у наших героев впервые появилась и одежда.

Что любопытно, примерно тогда, как стал использоваться огонь, появились более совершенные биологические виды (830.000 - 710.000 лет назад), которые называют классическими питекантропами. Их характеризует увеличенный объем мозга - более 1000 куб. см. Благодаря огню питекантропы продвинулись ещё дальше на север - в долины Рейна и Дуная, в Британию, на Северный Кавказ и на Алтай.

Позвольте представить одного древнейших из наших собратьев по роду… да-да, питекантропы принадлежат к одному роду с нами, к роду «Люди». На это указывает и название питекАНТРОП – «обезьяночеловек»… подходящее название для промежуточного звена между обезьяной и человеком! Его и предложил в 1866 г. немецкий естествоиспытатель Э.Геккель для такого гипотетического вида. Что касается Э.Геккеля, то он считал родиной человека Юго-Восточную Азию. И когда в 1890 г. голландец Э.Дюбуа обнаружил на острове Ява кости некоего существа, сочетающего черты человека и обезьяны – исследователь решил: вот он – питекантроп!

Правда, не все с ним согласились… ведь питекантропам далеко было до человеческой привычки хоронить умерших, поэтому обнаружить целый (или хотя бы почти целый) скелет такого существа – это удача невероятная. Э.Дюбуа такой удачи не выпало, всё, что у него было – это коренной зуб, черепная крышка да бедренная кость… он и это-то едва не потерял: забыл в кафе коробку – правда, спохватившись, вернулся и обнаружил её на том же месте (то ли люди тогда были более порядочные, то ли даже воры на такое добро не позарились). Так что вердикт Берлинского общества антропологии, этнологии и доистории во главе с Рудольфом Вирховом, был однозначен: череп принадлежит некой гигантской разновидности гиббона (надглазничные валики как у обезьяны, есть и другие черты, определённо не встречающиеся у человека), зуб тоже, несомненно, обезьяний (правда, признавалось, что нечто человеческое в нём усмотреть можно, но это суть дела не меняет), а бедренная кость – определённо человеческая, она принадлежала совсем другому существу (вообще непонятно, почему Дюбуа соотнёс её с черепом?).

Момент истины 40 лет спустя, когда другой голландский учёный – Г.Кенигсвальд – на том же острове Ява снова обнаружил останки такого существа (на сей раз – лучше сохранившиеся). Теперь уже не было сомнений – питекантроп существовал!

Каким же он был – питекантроп, живший на Земле довольно долго, 700-27 тысяч лет назад? Встретив такого, мы с вами вряд ли признали бы его за «родственника» (так что не будем судить строго противников Э.Дюбуа): ростом питекантропы были не выше полутора метров, строение черепа действительно напоминало обезьянье – скошенный подбородок, выступающие надглазничные валики, низкий лоб. Но вот объём мозга у него был уже не обезьяний (хотя ещё и не такой, как у нас с вами): от 900 до 1200 см3 . А главное – он ходил, как мы: на двух ногах! Потому-то вид, к которому он принадлежал, назвали Homo erectus – что буквально можно перевести как «Человек выпрямленный» (вспомните значение слова «эрекция»), но общепринятый русскоязычный термин – «Человек прямоходящий».

Стоп-стоп, мы же говорили о питекантропе – откуда же тут взялся какой-то прямоходящий эректус? Всё очень просто! Как мы уже говорили, питекантропы обитали в Юго-Восточной Азии (в частности – на острове Ява), но и в других местах жили люди (уже люди!) обладающий подобными чертами. Различия между ними были – но не до такой степени, чтобы выделять их в отдельные виды. Иными словами, перед нами вид, распавшийся на множество локальных подвидов, которые обычно называли по месту первого обнаружения: в Европе – гейдельбергский человек, синантроп – найденный в Китае, в Африке – атлантроп (по названию гор Атлас в Африке).

Изготовляли ли они орудия труда? По-видимому, изготовляли. Мы говорим «по-видимому», поскольку тому нет прямых доказательств (непосредственно рядом с останками орудий не находили), но на том же острове Ява, в тех же слоях (т.е. в ту же эпоху!) нашли орудия, похожие на те, которыми пользовались синантропы, гейдельбергские люди и другие «родственники» питекантропа: примитивные кремнёвые рубила, отщепы… археологи называют такую культуру ашёльской (поскольку впервые её обнаружили в предместье Амьена (Франция) – Сент-Ашёле).

И наконец – самый животрепещущий вопрос: был ли питекантроп нашим предком?

Нет, не был. Этот подвид Homo erectus обитал в Индонезии изолированно – и пережил многих иноземных «родственников» (и гейдельбергского человека, и синантропа), дотянув даже до времени появления Homo Sapiens! Так что же, это была абсолютно тупиковая ветвь – или у этого вида всё же были потомки?

Вполне возможно, что и были. Все мы наслышаны об открытом в 2003 году (совсем недавно по историческим меркам) человеке флоресском (Homo floresiensis), прозванном «хоббитом», обитавшем в тех же краях – в Индонезии. Так вот, ряд исследователей полагает, что «хоббиты» с острова Флорес – и есть потомки питекантропов. Строго говоря, ничего невероятного в этом нет: островные популяции часто «скатываются» на карликовость (так, примерно 4000 лет назад – когда в Египте уже строили пирамиды – на острове Врангеля ещё жили последние мамонты, и они были карликовыми). Учёные считают, что все представители этого вида погибли 12 тысяч лет назад из-за грандиозного извержения вулкана.

Впрочем, и по сей день на острове Флорес рассказывают о кровожадном ибу-гого – маленьком сгорбленном человечке, который якобы ходил по лесам ещё в XIX веке, до прихода европейцев. Возможно, прототип этого персонажа – макаки, а может быть…

Этот вопрос учёным ещё предстоит выяснить!

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Международное научное название

Homo erectus erectus (Dubois , 1892)

Внешний облик

Питекантроп обладал невысоким ростом (чуть больше 1,5 метра), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость , выступающие надглазничные валики , скошенный подбородок и большие щеки).

Материальная культура

Прямых доказательств того, изготовлял ли питекантроп орудия, нет, так как костные останки на острове Ява обнаружены в переотложеном состоянии, исключающем нахождение орудий. С другой стороны, в тех же слоях и с той же фауной , что и находки питекантропа, сделаны находки архаичных орудий аналогичных ашёльской культуре . Кроме того, среди позднейших находок (синантроп , гейдельбергский человек , атлантроп), принадлежавших к тому же виду Homo erectus или близким видам (Homo heidelbergensis , Homo ergaster , Homo antecessor ), найдены орудия той же культуры, что и яванские. Поэтому есть основания думать, что яванские орудия были сделаны питекантропами.

История открытия

Термин питекантроп предложен Геккелем в 1866 году , как обозначение гипотетического промежуточного звена между обезьяной и человеком .

В 1890 году голландский врач Эжен Дюбуа отправился на остров Ява в поисках предка современного человека. Через месяц раскопок на берегу реки Соло возле деревни Триниль был обнаружен окаменевший обезьяний коренной зуб , а ещё через месяц, в октябре 1891, - черепная крышка, после чего Дюбуа делает вывод, что эти части принадлежат крупной человекообразной обезьяне. Ещё через год в 14 метрах от места находки была найдена человеческая бедренная кость , которая была также отнесена к останкам неизвестного человекообразного. По форме бедренной кости был сделан вывод о прямохождении, а сам новый вид назван Pithecantropus erectus (обезьяночеловек прямоходящий). Позднее в трёх метрах от черепной крышки был найден ещё один коренной зуб. Эти кости Эжен привёз в Европу для изучения, забыл коробку с ними в кафе, но потом, вернувшись в это кафе, обнаружил её на том же месте, где и позабыл.

В декабре 1895 года в берлинском обществе антропологии, этнологии и доистории собралась конференция с целью заключения вывода по поводу останков, обнаруженных Дюбуа. Обилие примитивных черт, присущих черепной коробке питекантропа (низкий покатый лоб, массивный надглазничный валик и др.), обусловило скептицизм тогдашнего научного сообщества по отношению к находке как к возможному предку человека, а президент Общества Рудольф Вирхов даже заявил:

«В черепе есть глубокий шов между нижним сводом и верхним краем орбит. Такой шов находят только у обезьян, а не у человека, поэтому череп должен был принадлежать обезьяне. На мой взгляд это существо было животным, гигантским гиббоном . Бедренная кость никак не связана с черепом».

В 1930-е годы ван Кенигсвальд обнаружил другие, лучше сохранившиеся, останки питекантропа Homo erectus soloensis на острове Ява (местечко Моджокерто около Сангирана), после чего сомнения в принадлежности питекантропа к роду Homo отпали, однако похоронили надежду на то, что этот подвид сыграл какую-либо роль в эволюции людей современного вида.

Питекантроп и современные люди

Современные исследователи не склонны считать питекантропа предком современного человека. По всей видимости, он представляет собой дальнюю и изолированную популяцию Homo erectus , которые в условиях Афганистана дожили до появления современных людей и вымерли 27 тысяч лет назад.

Напишите отзыв о статье "Питекантроп"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (англ.)

Литература

  • Д. Джохансон, М. Иди. Люси. Истоки рода человеческого. Пер. с англ. М., 1984.
  • Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров ; Редкол.: А. А. Баев , Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - М .: Сов. энциклопедия, 1986. - С. 470-471. - 100 000 экз.
  • В. П. Алексеев, А. И. Першиц. История первобытного общества. М., 2001

Отрывок, характеризующий Питекантроп

2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела.
– Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d"Ideville. «Une ville occupee par l"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
«Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
– Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.

питекантропа - нижний левый первый премоляр.
Говоря о находках костных остатков древнейшего представителя человечества на острове Ява, следует упомянуть о том, что самому Дюбуа посчастливилось обнаружить фрагмент переднего отдела нижней челюсти питекантропа в Кедунг-Брубусе.
Находка остатков питекантропа возбудила огромный интерес и страстные споры в мире ученых. Многие выступили против трактовки питекантропа как переходной формы. Рудольф Вирхов (1895) считал питекантропа огромным гиббоном или другим крупным ископаемым антропоидом. По мнению Вирхова, питекантроп не является ни новым родом гоминид, ни долгожданным недостающим промежуточным звеном между человеком и обезьяной.
Еще до находки питекантропа Вирхов опорочивал находки неандертальских черепов, он считал их за патологические и деформировавшиеся в земле черепа современных людей.
П. А. Минаков (1923) пытался дискредитировать находку Дюбуа, объясняя характерное строение черепа его сильной посмертной деформацией. С этой целю он подверг мужской череп современного человека деминерализации и сильному давлению, в результате чего получился череп, по размерам и форме несколько похожий на череп питекантропа. Однако в ответном письме по этому поводу в Музей антропологии (Москва) Дюбуа указал, что не только черепная крышка питекантропа, но и ни одна из тысяч костей животных, найденных в тех же древних слоях не оказались деминерализованными либо деформированными. Если же размягчить кость и оказывать на нее механическое давление, то, как известно, она окажется очень податливой и деформируется.
Подобные попытки подвергнуть сомнению промежуточное звено между человекообразной обезьяной и человеком совершаются лишь теми, для кого теория происхождения человека от обезьяны является неприемлемой, так как подрывает веру в чудесное творение человека богом, подрывает религию - одну из крепчайших опор идеалистического, мировоззрения.

В 1932 г. Дюбуа и его ассистенты разыскали в старых ящиках с экспедиционными материалами 1900 г. четыре фрагмента бедренных костей питекантропов, а позже еще один фрагмент от шестого бедра. После изучения этих костей Дюбуа в 1933 г. высказал мысль о том, что питекантроп, вероятно, еще вел древесный образ жизни. Это мнение, однако, опровергается большинством исследователей, так как по форме и величине бедро питекантропа очень мало отличается от бедра современного человека.
Тогда же Дюбуа опубликовал работу, где доказывал, что строение специально исследованного им бедра V резко отличается от человеческого по микроструктурным особенностям наружного плотного слоя тела кости. Но советский антрополог Н. А. Синельников (1934, 1937), изучив строение бедра современного человека (рис. 101), показал, что утверждение об особом строении бедренной кости питекантропа не является обоснованным, в связи с чем позднейшее, по примеру Вирхова, выделение Дюбуа питекантропа в особый род гигантских гиббонов оказалось ошибочным. Питекантроп - представитель древнейшей стадии эволюции гоминид.
В высшей степени знаменательно, что правильность исследований и выводов Н. А. Синельникова получила полное подтверждение в опубликованной позже работе Дюбуа (Dubois, 1937). Этот ученый исследовал сам направление костных структурных элементов плотного поверхностного слоя, т. е. остео-нов, на семи человеческих бедрах из погребения 1752-1875 гг. в Лейдене и нашел, что у всех этих костей расположение остеонов идентично с имеющимся в бедре V питекантропа.
Таким образом, Дюбуа признал ошибочность своего первоначального вывода об особом характере расположения остеонов у питекантропа и его принадлежности к группе гиббонов. Дело в том, что Дюбуа прежде основывался на данных о строении плотности слоя бедра современного человека, которые и оказались неправильными.
В то время как Дюбуа одно время отмечал черты сходства пите-

кантропа не только с крупными человекообразными обезьянами, но и в особенности с гиббонами, Ганс Вейнерт (1935) показал, что питекантроп более родствен африканским человекообразным обезьянам. Он установил, что лобные пазухи в лобной кости кроме питекантропа имеются лишь в черепе человека, гориллы и большинства видов шимпанзе.
Между тем у гиббонов и орангутанов, равно как и у низших обезьян, лобные пазухи, как правило, не образуются. Это лишний раз подтвердило мнение о более тесном родстве между человеком, шимпанзе и гориллой, высказанное Дарвином и подтвержденное сравнительным анатомом и антропологом Густавом Швальбе, а также многими биологами.
В специальной монографии Вейнерт (1932) подробно разобрал черты сходства шимпанзе и других высших обезьян с человеком. Он пришел к выводу, что человек происходит от ископаемой формы антропоидов, которая должна была быть наиболее сходна с шимпанзе. У человека и шимпанзе должен был быть ближайший общий предок в плиоцене, горилла же ответвилась от общего ствола раньше их. К сожалению, Вейнерт мало останавливается на чертах сходства между человеком и другими высшими обезьянами, в особенности с гориллой, мозг и стопа которой имеют некоторые черты особого сходства с человеческими.
Так или иначе питекантроп представляет большой интерес и потому, что его черепная крышка имеет помимо лобных пазух еще другие черты сходства с черепом шимпанзе, как,например, сильное развитие надглазничного валика и сужение черепа сзади лобных пазух. Заметим, однако, что размеры черепа питекантропа гораздо крупнее, чем у шимпанзе. Соответственно и объем мозговой коробки питекантропа равен примерно 900 см 3 , а у шимпанзе всего 350-400 см 3 .
Алеш Хрдличка (Hrdlicka, 1930) считает, что черепная крышка питекантропа принадлежит женской пожилой особи и что рост питекантропа исчисляется в 165 см . По объему мозговой коробки питекантроп занимает промежуточное положение между обезьяной и человеком, вполне оправдывая свое название обезьяно-человека. Строение

же бедра свидетельствует о том, что питекантроп передвигался в выпрямленном положении. Древность питекантропа исчисляется примерно в 550 тыс. лет.
Принадлежность питекантропа к семейству гоминид подтверждается находкой черепа от другой особи питекантропа. 13 сентября 1937 г. голландский палеонтолог В. Кёнигсвальд в местности Сангиран, недалеко от места находки первой черепной крышки, нашел череп, а еще в 1936 г. - фрагмент большой нижней челюсти питекантропа с зубами, носившими человеческий характер, но имевшими значительные размеры (рис. 102). Остатки обнаружены в самом нижнем отделе слоев Триниля, в тех же вулканических туфах. Череп поступил к Кёнигсвальду разбитым на 30 фрагментов, из которых ему и пришлось его реконструировать.
Череп питекантропа II оказался весьма похожим на череп питекантропа I, но размеры его были несколько меньше. В отличие от черепа питекантропа I на нем оказались в сохранности обе височные кости, которые по своему строению носят человеческий характер и резко отличаются от височных костей гиббонов. Замечательно, однако, что на черепе питекантропа II, как и у большинства антропоидов, почти не развит сосцевидный отросток (у многих неандертальцев и у всех современных людей он хорошо развит). Правая сторона лобной кости, основание черепа и лицевой скелет от черепа питекантропа II не были найдены.
Таким образом, череп питекантропа II тоже весьма неполный, однако дает возможность сделать больше заключений, чем череп питекантропа I. Едва ли не самое поразительное - это малый объем его мозговой коробки, равный всего лишь 750 см 3 . По этому признаку питекантроп составляет действительно настоящее промежуточное звено между ближайшим предком человека и более поздними гоминидами.
Малая вместимость мозговой коробки черепа питекантропа II дала основание Кёнигсвальду считать его женским, а череп, который нашел Дюбуа, мужским. Разница в объеме мозговой коробки между вторым черепом и первым составляет около 150 см 3 . Кроме того, кости второго черепа оказались несколько более тонкими.
Во всяком случае череп питекантропа II, столь близкий по размерам своей мозговой коробки к черепам крупных антропоидов, представляет огромный научный интерес и подтверждает обезьяно-

человеческую природу питекантропа.
Пожалуй, не меньшее значение для суждения об истинной природе питекантропа имеет новый фрагмент его нижней челюсти. На нем сохранились четыре зуба - три моляра и второй премоляр, похожий на премоляр у антропоида. Судя по не очень глубокой ячейке от клыка, его коронка не была так развита, как у антропоидов. Третий моляр был крупнее, чем второй, а второй крупнее, чем первый, в то время как у других ископаемых гоминид и в особенности у современного человека третий моляр (зуб мудрости) в большей или меньшей степени обнаруживает явления редукции. Челюсть лишена подбородка и очень мощна. Все эти морфологические особенности тоже позволяют с полной уверенностью считать питекантропа обезьяночеловеком.
В 1938 г. Кёнигсвальд там же нашел фрагмент черепа (III) от молодой особи питекантропа: это была теменная кость с затылочной частью. В 1939 г. Кёнигсвальду удалось добыть и теменно-затылочную часть мозговой коробки с основанием от мужского черепа питекантропа и фрагмент верхней челюсти с диастемой между клыком и резцом. Вместе с нижней челюстью из находок 1937 г. эти части черепа дали возможность Вейденрейху (Weidenreich, 1940) реконструировать мужской череп (IV) питекантропа с объемом мозговой коробки в 950-1000 см 3 (рис. 103).
Еще раньше, в 1936 г., в восточной части острова Явы, близ Моджокерто у г. Сурабайи, в древнейших четвертичных слоях Кёнигсвальдом был найден череп ребенка примерно шестилетнего возраста. Длина черепа 138 мм, вместимость мозговой коробки 650 см 3 . Дюбуа считал, что это череп ребенка явантропа. В последнее время полагают, что этот череп принадлежит скорее ребенку питекантропа.
В 1965 г. были описаны геологом, С. Сартоно (Sartono из Индонезии) остатки мужского черепа(УП) питекантропа на острове Ява, в районе Сангирана, близ деревни Тутжанг, в слоях тринильского возраста (средний плейстоцен). Судя по реконструированным двум теменным костям, левой затылочной, частям затылочной и лобной, свод был значительно уплощен, затылочный валик развит, спереди подмечается слабый сагиттальный гребень, но хорошо выражен сосцевидный (Якимов, 1967; Sartono, 1968).
Одним из главнейших доводов, по которым Вирхов признавал