Маркетинг

Глаголы с корнем гар примеры. Какие можно привести примеры слов с корнем ЛАГ - ЛОЖ; ГОР - ГАР? Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней

Л.И.НОВИКОВА,
г. Троицк, Московская обл.

Правописание корней -гар- и -гор-

Тема урока: «Правописание гласных о и а в корнях -гар- и -гор- ».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока :

– научить школьников различать написание корней с чередующимися гласными;
– выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
– способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

ХОД УРОКА

1. Комплексная работа с текстом.

Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.

У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.

Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    Прочитайте текст выразительно вслух.

    О чем говорится в тексте?

    Чему учат нас сказки, которые мы читаем?

    Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор написания.

    Составьте схему последнего предложения текста.

2. Проверка текста, работа с орфограммами.

Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.

    В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (рассказывали) , в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)

    Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.

    Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)

    Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос- .)

    Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

    Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

    Какие примеры вы подобрали на правописание корня -раст-, -ращ-//-рос- ? (Расти, растение, выросли, выращенный, отраслевой.)

    Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые ни в коем случае нельзя проверять ударением.

Мы познакомились с вами с правописанием двух корней, в которых выбор гласного зависит от последующего согласного в корне слова.

Сегодня мы познакомились с вами еще с одним корнем с чередованием.

4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

    Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней. Запись на доске:

(В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а , без ударения о .)

    Откройте учебник, посмотрите правило, которое там дано, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.) Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила?

5. Первичное закрепление изученного материала (словарный объяснительный диктант).

Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.

6. Углубленное изучение материала.

    Сложное ли правило правописания корней -гар- //-гор- , которое мы узнали на уроке? (Несложное.)

    Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.

Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
Помогите корню -гор- !

    Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

    Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора ?

    Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.

Одинаковы мы внешне,
Схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде
Ты подумай, не спеши.
Размышляй над нашим смыслом,
В содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты,
Лишь тогда не будет тайн.

7. Выполнение тренировочных упражнений.

Задание 1 (распределительный диктант): запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Задание 2 (диктант-путаница): даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

8. Подведение итогов урока. Организация домашнего задания.

    Составьте словарный диктант со словами, в которых есть корни -гар- и -гор- .

    Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

Определите по таблице, какая из двух чередующихся гласных в корне >-гор- - -гар- находится под ударением и какая - в безударном положении.

Образец рассуждения . Сг..ревший: в этом слове есть вариант корня -гор- - -гар- ; гласная в корне безударная, поэтому в нём нужно писать букву о .

140 . Запишите с корнем -гор- - -гар- и с приставками с-, вы-, до-, на-, за-, раз- глаголы несовершенного вида, обозначая условия выбора буквы о в корнях слов. Составьте 2-3 словосочетания с записанными глаголами.

141 . Запишите с корнем -гор- - -гар- и с приставками про-, при-, пере-, об-, у- глаголы совершенного вида, обозначая условия выбора буквы о в корнях слов. Составьте с любыми записанными глаголами словосочетания «глагол+существительное».

142 . Прочитайте. Кто из спорящих прав? Выпишите сначала слова с корнями -кос- - -кас-, -гор- - -гар-, -лож- - -лаг- , затем остальные слова, в которых пропущены буквы. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. Можно ли заменить выделенное слово синонимами из рамки?

Разгорелся между Любой и Верой спор. Мигом их окружили почти все ребята из класса. Ведь спорят-то о вежливости , а это к..сает(?)ся всех!

Пр..шла Люба к одной подруг., смотреть кинофильм по т..левизору. Подруг., картина (не)понравилась, и она ушла спать. Остались у т..левизора отец подруг., и Люба. Как тут поступить? Уйти домой или остаться? Люба досмотрела фильм (до)конца. «Нет, ты должна была уйти, как только подруга решила л..жит(?)ся спать»,- утверждала потом Вера.

143 . Определите виды орфограмм на месте пропусков. Нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм? При списывании внесите необходимые исправления. Добавьте по 2-3 своих примера.

  1. Слагаемое, полагаться, предположить, р..сток1,------;
  2. подр..сли, срастаться, возр..ст, прир.хли, к..снуться,------;
  3. собирание, сд..рать, подп..рать, предлагать, ст..реть,------;
  4. к..снуться, приложение, перег..реть, соприкасаться, прикосновение, к..саться,------;
  5. прог..реть, дог..рает, соб..ру, выг..рать, приг..рать, к..сание, ------.

144 . Запишите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Учтите, что не ко всем словам могут присоединяться эти приставки. Составьте сложные предложения с любыми 2-3 записанными словами.

у-, вы-, с-, об-: г..реть(ся), к..саться, р..ти(сь), т..реть.

145 . Подберите к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Составьте словосочетания «сущ.+сущ.».

под-, раз-(рас-), при-, на-: сл..гать, зап.реться, к..снуться, зап..реть, выр..сли.

146 . Подберите по четыре слова с чередующимися гласными о - а в корнях -рос- - -раст-, -лож- - -лаг-, -кос- - -кас-, -гор- - -гар- и с чередующимися гласными е - и .

147 . Прочитайте. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите слова с корнем -зар- - -зор- . Сформулируйте правило о правописании чередующихся о и а в этом корне. Спишите, вставляя орфограммы на месте пропусков.

Отечество моё Россия

Росинка

      В колокольчике таится
      Перелив колоколов,
      Спит полночная зарница
      В зорях дремлющих цветов.
      В предрассветную росинку
      Окунулась тишина.
      И в росинке вся Россия,
      Вся Россия мне видна.

(Б. Дубровин.)

148 . Составьте таблицу «Чередующиеся о - а и е - и в корнях слов» и заполните её двумя примерами на каждую орфограмму.

149 . Прочитайте выразительно. Найдите слова с чередующейся гласной в корне и впишите в составленную в упр. 148 таблицу. Какую роль в тексте выполняют однокоренные слова?

      Вот и лето. Жарко, сухо;
      От жары нет мочи.
      Зорька сходится с зарёю,
      Нет совсем и ночи.
      По лугам идут работы
      В утренние росы;
      Только зорюшка займётся,
      Звякают уж косы.

(И. Суриков.)

150 . Рассмотрите рисунки. Составьте по ним рассказ о догадливом рыбаке. Какова основная мысль вашего рассказа? Озаглавьте его.

Закончите рассказ так: Никита сиял от удовольствия. Прекрасная память об улове! Вот что значит быть догадливым человеком!

слова с корнем гар гор

  1. 1. Корень зар - пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением зрево, лучезрный) и во всех образованных от них словах (озарение) ; корень зор- пишется под ударением в отдельных словах и формах: зрька, зренька, зри.

    4. Корень гар - пишется под ударением а, например: загр, нагр, а также в словах згарь; корень гор- пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.

  2. Под ударением А, без ударения О.
    ЗагАр - горЕть.
  3. как то так
  4. ВЫ Серьезно?
  5. Загар - загореть
  6. ЗагАр-загорАть
  7. СПС СПС СПС
  8. Что пишется под ударением, запоминать не рекоменую: вряд ли Вы ошибтесь в написании слов ЗАГАР, ОГАРОК, НАГАР, УГАР, УГАРНЫЙ. Гласная корня в данном случае находится в сильной позиции, поэтому и орфограммы (то есть такого места, которое требует применения орфографического правила) в корне НЕТ.

    Правило гласит, что в корне ГАР//ГОР в БЕЗУДАРНОМ положении пишется буква О: подгорать, пригоревший, горение, сгорая, угоревший, загореться, загорелый и т. п. И исключений из этого правила больше, чем назвала Евгения. Кроме названного уже слова ИЗГАРЬ, к ним относятся слова ПРИГАРЬ и ВЫГАРКИ.

  9. Ну да
  10. С корнем гор пригореть прогореть выгореть загореть на крень гар перегар угарать гаркать гаркнуть.
  11. Привет, мне 15 лет, кто будет моей мечтой?
  12. загореть, загар, загорелый, нагореть, загорел, горелый

    А и о в корнях слов корнях зар, - зор, - рас (т) - рос (т) , равн ровн-, гар- - гор-, плав- - плов

    Следует различать гласные а и о в корнях зар, - зор, - рас (т) - рос (т) , равн ровн-, гар- - гор-, плав- - плов:

    1. Корень зар - пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением з#225;рево, лучез#225;рный) и во всех образованных от них словах (озарение) ; корень зор- пишется под ударением в отдельных словах и формах: з#243;рька, з#243;ренька, з#243;ри.

    2. Корень рас (т) пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, а также в слове отрасль; корень рос (т) - пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, вырос, а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.

    3. Корень равн- пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный (одинаковый) , например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение; корень ровн- пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный (гладкий) , например: ровнять, сровнять, уровень; в слове равнина пишется а.

    4. Корень гар - пишется под ударением а, например: заг#225;р, наг#225;р, а также в словах #250;згарь; корень гор- пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.

    5. Корень плав - пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

    Чередование а и о находим также в глаголах скакать выскочить, кланяться- поклониться, касаться коснуться, предлагать предложить, излагать изложить, а также макать мочить и в образованных от них словах: скакун- выскочка, касательство прикосновение, облагание обложение.

У загорелого повара Прошки

Подгорела сегодня картошка,

Потому что из печки сочился угар

И не вовремя сняли со свечки нагар.

В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и -гар-. Каково же правило написания этого корня?

Корень -гор-/-гар-. Правило правописания

Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

  • с буквой "о": загорелый, подгорела;
  • с буквой "а": угар, нагар.

Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» - под ударением. Отсюда формулируется правило:

  • Гласные в корне с чередованием -гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный - это буква «а», безударный - буква «о».

Слова с корнем -гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

Не всё так просто

Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем -гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем -гор-:

Дом сгорел - семья горюет.

Подгорели блины - вот горе у жены.

Горько Егорке - сгорели опорки.

Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат - бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень -гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

Горевать - страдать, переживать печаль, скорбь.

Горько - неприятно, грустно, больно.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем -гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

Гореть - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

Существуют и переносные значения:

  • светить (снежинки горят на солнце);
  • сильно желать (горел жаждой перемен);
  • быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Итак, получается, что столь разительно похожие корни -гор- (горе) и -гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном - в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

А вот корень -гар- всегда будет неотъемлемой частью корня -гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:

  • загар - тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
  • нагар - нарост от горения;
  • угар - газ, остающийся после горения;
  • гарь - место, на котором что-то горело.

Слова с корнем -гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления - омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы -гор-, можно привести в пример корень -кос-, омонимом его является корень с чередованием -кас-/-кос: косить - прикасаться.

Правописание корней -гор- и -гор-/-гар-

Являясь омонимами, корни -гор- и -гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня -гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне -гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

В соответствии с этим правилом слова с корнем -гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Эти слова с корнем -гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

Корень с чередованием -зор-/зар-

Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень -зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

В нём, в отличие от корня -гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения - «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

Таким образом, необходимо запомнить, что слова с корнем -гор-/-гар-,-зор-/-зар- имеют сходство, определяющееся зависимостью правописания от ударения.

Слова-исключения

Из каждого правила есть исключения. Имеются они и в орфограммах, связанных с корнями -зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

Гор-/-гар-

Зор-/-зар-

изгарь, пригарь, выгарки

зоревать, зорянка

Все исключения относятся к орфограмме «Непроверяемые гласные и согласные». Правило написания таких слов следующее: написание непроверяемых слов следует запомнить.