Биология

Майоль работы. Своеобразное понимание красоты женского тела. Аристид Майоль "Средиземное море. Мысль"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Кафедра истории и теории искусств

Курсовая работа

по дисциплине Анализ произведения искусства

Тема: Своеобразное понимание красоты женского тела. Аристид Майоль "Средиземное море. Мысль"

Введение

1.1 Становление скульптора

1.2 Рисунки и скульптура

Заключение

Список литературы

Альбом иллюстраций

Введение

Творчество Аристида Майоля - многогранно. Он создавал художественные полотна, мелкую пластику, разнообразные работы прикладного характера, такие как гобелены или фонтаны. Но основным его направлением была скульптура. Создавая монументы, он ограничивался обычно единственной фигурой, и в его статуях было минимум движения. Как это видно на примере его ранней работы «Средиземное море» (рис.1). Многие из художников и критиков, например Андре Жид, восторгались этой работой Майоля, проводя нечаянную параллель тяжеловесно-смятенному роденовскому «Мыслителю» (рис.2)1, и критиковали, проницательно разгадав в новом скульпторе нечто в корне чуждое высокочтимой в тот период эстетике. В этой работе виделось что-то новое, непривычное, и усматривались несомненные приметы рождения нового современного искусства. Аристит Майоль не совершал переворота в мире искусств, он был пацифистом в борьбе современных ему художественных течений. В скульптуре он не употреблял литературных сюжетов, не приписывал своим фигурам конкретные поэтические или драматические ассоциации.*1 В сюжетном плане он всегда изображал обнаженное женское тело- от мелкой пластики до памятников знаменитых современников. Он не желает знать иного сюжета, чем изображение обнаженной или, реже, слегка драпированной женской фигуры. Причем редкие исключения только сильнее оттеняют его целенаправленность. Но тема его произведений всегда разная и на первый взгляд никак не связана с самими произведением. И его работа «Средиземное море» является ярким тому примером.

В своих скульптурах Аристид Майоль добивался простоты образа, совершенно исключая использования лишних деталей. Он очень качественно относился к мрамору, из которого возводил свои шедевры, абсолютно без пафоса. И его всерьез огорчало всякое пренебрежение прекрасного материала ради внешнего, чисто сценического эффекта. Майоль не любит скульптуры в духе Бернини (рис. 3), дымчатые фигуры Праксителя (рис.3), видя в этом упадок сильного и серьезного стиля. Он называл это «помадой в скульптуре»2. Это его отношение к мрамору можно так же увидеть в «Средиземном море». Ничего кроме женского тела, ни одной лишней детали. Работал Майоль в просторной мастерской, как и в его скульптурах, в ней тоже ничего не было лишнего. Его мастерская была скромна. Для художника было главным не обстановка, ни декорация стен, а свет и пространство, дающие свободу действий, в которой легко дышится. Аристид Майоль никогда не следовал моде, не смотря на эпоху всеобщей погони за скоростью, эпоху модной искусственности. Он выглядел человеком, который как будто держится в тени, в стороне от каких бы то ни было популярных течений своего времени. (Скульптуры Родена, живопись Мориса Дени, художник Анри Матисс, Деспио, Альбер Марке). И его естественность, которую он выражал в своей скульптуре, особенно выделялась. Его отличала редкая для художника новейшего времени цельность и последовательность в работах. Он имел несколько замкнутую позицию и свой взгляд на жизнь, природу и искусство. Во всех его скульптурах яркое проявление своеобразного понимания и индивидуального видения красоты.

Удивляли в Майоле его внутренняя безмятежность и тихость, как бы противостоящие лихорадке больного времени. Удивляла обстоятельная неторопливость в эпоху всеобщей погони за скоростью. В эпоху модной искусственности его абсолютная естественность особенно выделялась. И все же противоположность стилистики Аристида Майоля была признана.

Цель: Выявить особенности Майолевского стиля в скульптуре.

1. Проанализировать жизнь и творчество.

2. Выявить влияние живописи на скульптуру, рассмотрев его ранние рисунки и скульптуру.

3. Проанализировать скульптуру «Средиземное море»

4. Сравнить работы с другими скульпторами современниками.

Глава 1. Творческий поиск и путь к признанию

1.1 Становление скульптора

майоль скульптор композиция средиземный

Аристид Жозеф Бонавантюр Майоль родился8 декабря в 1861 г. на юге Франции в городке Баньюльс-сюр-Мер, окруженном горами и морем. Природа окружала маленького Аристида, природа каждодневно заглядывала в его окно. «…..море, солнце, вино! - скажет он позднее - Здесь невозможно создавать бесчувственное искусство» (из записей бесед Майоля с Альфредом Куном. Сборник «Мастера искусства об искусстве. т.III. М. 1934г. стр. 725). Он был застенчивым, тихим и мечтательным ребенком. Рос в фамильном большом розовом доме среди виноградников под строгим надзором матери и одинокой тетки, под покровительством бывшего контрабандиста. В семье было четверо детей.

Во время учения в колледже в Перпиньяне Майоль начинает рисовать. И все свое свободное время от учебы и домашних хлопот он посвящает своему увлечению. Тягу ученика заметили и нашли небесполезной. Стипендия, назначенная Генеральным советом в Перпиньяне - суммой в 20 франков, подвигла его на прилежное копирование античных гипсов в местном музее.4

В 1881 г., бросив учебу в колледже, Майоль уехал в Париж с намерением посвятить себя живописи. Майоль учился в Школе изящных искусств. После из Школы он был исключен, и отправился в Школу декоративного искусства. Осенью в 1883 году сильно заболел и заработал на всю жизнь ревматизм. После болезни вновь вернулся в Школу декоративных искусств и был аттестован как ученик аккуратный, прилежный и превосходного поведения. Когда Майоль наконец вышел из Академии, после иссушающего периода ученичества, он открывает для себя искусство, безусловно ищущее и новое. Он увидел полотна Гогена(рис.5). Это было свежо, красочно, декоративно и слегка опьяняло. Казалось, оно обещало многое. Затем Майоль открывает для себя очарование живописи Огюста Ренуаре (рис.6). Влияние этих художников, своеобразно переломившись, отразились в ранней живописи Аристида Майоля. Тематика ее - нагие женщины, пейзажи и человеческие фигуры, бессюжетно движущиеся или покоящиеся в природном пространстве. В дальнейшем, одна из тем ранней живописи «нагие женщины» стала главным и единственным сюжетом в его творчестве. Весь импрессионизм его живописных произведений безусловно отразился в скульптуре. Затем художник на время вообще оставляет живопись ради новой идеи чисто декоративного творчества. Он организует у себя на родине экспериментальную мастерскую по производству гобеленов. Он сооружает ткацкий станок, собственной, лично усовершенствованной конструкции. Большая часть продукции майолевской мастерской разошлась и потонула в частных собраниях состоятельных меценатов.

В 1893 году Майоль женится на одной из своих мастериц. Она же была его излюбленной моделью и музой. Он изображал свою любимую на рисунках, в скульптуре из дерева, камня и бронзы.

В 1900 году в результате работы по вечерам при тусклом свете художник приобретает болезнь глаз. И он оставляет работу над гобеленами и живопись.

После непродолжительной болезни и депрессии, художника посещают идеи - в виде перспективы новой профессии, нового дела. Аристид Майоль начал заниматься скульптурой. Его это занятие забавляло, развлекало и веселило. И так, в сорок лет Майоль начинает новую жизнь в художественном творчестве. Первой его пробой на новом поприще стала керамика. Он изготавливал статуэтки и вазы из обожженной глины и фаянса. И свои изделия продавал. Делая фигурки из терракоты, бронзы и дерева, пробуя себя в мелкой пластике. Майоль намеревался создавать и производить вещи - осязательно добротные и основательные 6. Позже он пробует себя в рельефе, переходя затем к круглой пластике.

В 1902 году скульптор увеличивает до размера натуры первый терракотовый эскиз - «Средиземное море», а затем в 1905 году переводит его в камень. В 1907 году он создает горельеф « Желание»- где развивает тему пробуждения нежности. А в 1908-1910 годах Майоль определяется окончательно как скульптор, уже обладающий индивидуальными приемами видением, утвердив свое право на собственный творческий язык.

В течении 1912-1925 годов Майоль выполнил несколько вполне самостоятельных вещей: мемориалы, памятники царственного величия… Теперь статуи Майоля не только четко вырисовываются в пейзаже, но господствуют над пространством, организуя его. В 1932 году Майоль встречает музу, любовь и свою наследницу 15 летнюю Дину Верни. Его последняя работа «Гармония» (рис.), которая осталась не завершенной в 1944 году, была посвящена именно ей. Его любимой Дине.

1.2 Рисунки и скульптура

Аристид Майоль делал некоторые наброски по памяти, без конкретного позирования определенной модели. Где бы он не находился, на улице, в домах, он с натуры зарисовывал мгновенные движения, повороты фигур. Он пытался выявить всю механику движений, понять ясность игры мускулов и функций тела. Иногда он вообще рисовал эскизы исключительно по воображению. Это были рисунки нечетких и неопределенных линий. Он рисовал свою идею. Так же удожник делал рисунки и с моделей. Это были более длительные и выразительные работы, где он прорисовывал тщательно все детали. У Майоля были и более большие рисунки, монументальные, фрескового типа. Это был почти самостоятельный жанр - типично Майолевский, где он давал себе полную волю. Одно только женское тело и больше ничего, но рисунки содержательней и величественней иных многосюжетных фресок. Сюжет элементарен, но говорит сама за себя живая форма женского тела, как основная идея и способ выражения, который художник переносил на камень.

Аристид Майль постоянно жил в творческом поиске, пробуя себя в различных видах искусства: в живописи, гобеленах, мелкой пластике, и приходя к монументальной скульптуре, не переставал искать дух, создавая новые и никогда не повторяющиеся образы. И он добился признания его великим скульптором в мире искусства.

Глава 2. Особенности скульптурного произведения «Средиземное море»

2.1 Композиция, техника и материал

Скульптура имеет два названия -- «Мысль» и «Средиземное море». В 1902 год появляется терракотовый эскиз в натуральную величину, а затем в 1905 году переводит его в камень. Работа была выставлена в осеннем Салоне Парижа в 1905 г. Успех ее был огромен. И не только высочайшее техническое мастерство скульптора потрясло зрителей. В удивительно пластичной, безупречной по композиции, выполненной в классических традициях скульптуре были заключены поэтичность, музыкальность, особое майолевское видение мира. Скульптура натуральной величины, сопоставима с ростом человека. Это круглая скульптура и совершенно независимое самостоятельное произведение, рассчитанное на точку зрения вблизи, которую хочется обойти со всех сторон и почувствовать её трехмерность. Если посмотреть на фигуру слева, справа (рис.1), спереди (рис.12) и даже сзади (рис.13), композиционный смысл останется неизменным. Каждый новый ракурс помогает глубже понять содержание скульптуры. К ней хочется прикоснуться рукой, так как осязание дополняет зрительный образ. В скульптуре изображена фигура сидящей обнаженной женщины. Опираясь головой на одну руку, погружена в задумчивость, словно застыла в вечности. Мы видим как майолевский классический стиль обнаженного женского тела гармонирует с основной темой, символизирующей положение человека думающего. Вторая рука запрокинута назад, на которую фигура немного опирается. Ноги согнуты в коленях. Одна нога лежит на плите, а другая поставлена перекрещиваясь, на которую женщина облокачивается локтем. Прекрасная и грациозная, полная жизни и теплоты, она одновременно воплощает некое общечеловеческое начало, являя собой совершенство форм, созданных природой, разумную красоту мироздания. Сама по себе статуя представляет собой очень обдуманное соотношение несущих и несомых архитектурных частей, которыми служат очень женственные, но крепкие руки и ноги. Женская фигура имеет пропорциональные округлые, пышные формы. Идеальная комбинация линий, более или менее плавных, нисколько не мешают непосредственности ощущения, а, напротив, усиленно служат ему, образуя легко читаемый, ясный и четкий силуэт объемов в пространстве, где они не теряются, а господствуют.

Скульптура выполнена из белого мрамора. Камен тщательно отполирован и сглажен. Структура совершенно однородна. На камне художник точно и аккуратно повторил анатомическую сущность женского тела. Холодный белый цвет мрамора абсолютно точно передает смысловое настроение самого произведения. Белый мрамор как никакой другой материал подходит для скульптуры «Средиземное море». Он придает фигуре объемность и добавляет в сюжет нежность, грациозность и некую отрешенность. Плита, на которой восседает женщина из мрамора другой обработки. Фактура не ровная и шершавая. Ее размер едва подходит для того, что бы изображаемая фигура смогла уместиться.

2.2 Скульптура Майоля и работы его современников

Один из выдающихся скульпторов этого времени был Антуан Бурдель (1861--1929). Его работы: Стреляющий Геракл(рис.14), Сафо (рис.15).. Его искусство, исполненное напряженного драматизма, бурной экспрессии, подчас противоречивое и эклектичное, в какой-то степени может служить прямой антитезой ясному и цельному творчеству Майоля. Если у Майоля поиски пластичности были неразрывно связаны с распределением объемов в статичной композиции, то Бурделя интересует форма в движении, динамика монументально понятой пластической массы. У Бурделя характерно стремление к героически-возвышенным образам, к ярким и самобытным характерам. Бурделъ выдвигает концепцию активной человеческой личности. Словно мастер стремится вернуть человечеству сознание первозданной силы и мощи. Другая работа Бурделя, Сафо (рис15) характеризуется поисками высокого этического идеала. Что более близко к творчеству Майоля. Лучшие работы Бурделя 10-х гг. поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. На смену повышенной экзальтации приходит спокойная, основанная на ясной архитектонической основе монументальность, которая присутствует во всех скульптурах Майоля. Бурдель в поисках идеала чаще всего обращался к наследию античности. Майоль же не любил античные скульптуры. Бурдель изображает стройные фигуры с удлиненными пропорциями, стремящиеся вверх. (рис.16) Его образы с тонкими запястьями и длинными стройными ногами, что совершенно не свойственной майолевским женщинам. Так же отличие Бурделя от Майоля в том, что Бурдель изображает не только женское обнаженное тело. Еще одним современником Аристида Майоля был скульптор-портретист Шарль Деспио (1874--1946). Сравним его работу Ася. Если работы Майоля поражают гармонической цельностью образов, плотность объемов, весомость пластических масс, то Деспио четко и индивидуально передает особенности грудной клетки, бедра, голени. Он стремиться довести пластический объем до особой уплотненности, цельности. Он пытается максимально сделать образ идеальным. У него скульптура с четким, изящным силуэтом. А Майоль больше стремиться изобразить красоту, наполненную здоровьем и силой. Сравнив несколько современников Аристила Майоля: Огюст Роден, Антуан Бурдель, Шарль Деспио, можно сказать, что скульпторы работали в совершенно разных стилях и темах. И в их искусстве есть как сходства так и различия. Создание скульптуры - это активный трудовой процесс. Творчество скульптора - тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ. Где материал всецело подчиняется замыслу мастера, не утрачивая ничего из своих блистательных качеств. В скульптурное произведение «Средиземное море» художник вложил душу. Он искусно вдохнул жизнь в холодный кусок белого мрамора в образе задумчивой, по своему, грациозно, по-своему красивой женщины.

Заключение

Изучив биографию и творчество скульптора. Подробно рассмотрев его раннее произведение «Средиземное море, можно сказать, что Аристид Майол был потрясающим художником своего времени. Его классическая простота поражает изяществом. Он понимает скульптуру как внешнюю стабильность при внутренней насыщенности. Его композиции невозмутимы и спокойны. Главная непохожесть и индивидуальная особенность, и вместе с тем особая современность языка Майоля заключается в том, что у него монументальное постоянно соседствует и сливается с сугубо личным, интимным. Взаимное равновесие того и другого придает исключительную неповторимость окраски майолевскому стилю. Аристид Майоль всю жизнь был в поиске прекрасного. Это его главные эстетические и идейные принципы. Он изображал обнаженное женское тело полное здоровья и силы. Он передавал реальную красоту женского тела без преукрас. В его скульптурах не стройные, худощавые нимфы с идеальными формами, а упитанные, плотные фигуры, далеко не имеющие идеальных форм. А это значит, что его способ показать здоровье и силу - это стремление к плотности и радости. Это средство выразить идею, выразить то, что нельзя почувствовать на ощупь. Все это он воплощал в своих произведениях. Все творчество Майоля воплощает собой идею гуманизма деятельного, последовательно активного, мужественно утверждая естественное право человека на радость вопреки всякому злу жизни, социальному или моральному, и вместе с тем призывает не забывать о возвышенном и прекрасном даже в эпоху всеобщего буржуазного утилитаризма.

Миролюбивое искусство Майоля борется, защищая неистребимость прекрасного, утверждая бессмертие радости на земле. И его произведения несомненно относятся к непреходящим ценностям человечества.

Список используемой литературы

1. Апчинская Н.. Аристид Майоль. Серия зарубежные художники XX века. Альбом репродукций.- М. Изобразительное искусство. 1981

2. Бачурина И..А.Майоль, А. Бурдель. Мастера Французской скульптуры. Юный художник. 2001

3. Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры - СССР.М.: Искусство, 1964.

4. Петрочук О.К. Аристид Майоль. - М. Искусство. 1977

5. Фрер А.. Беседы с Майолем. - М. Искусство 1962

6. Чегодаев А. Аристид Майоль. - М. Искусство. 1962

Альбом иллюстраций

Рис. 1 Аристид Майоль «Средиземное море. Мысль» 1901-1905 г. Музей Орсе, Париж (ракурс спереди)

Рис. 2 Огюст Роден «Мыслитель» Бронза 1880 г Париж. Музей О. Родена

Рис. 3 Пракситель "Гермес с младенцем Дионисом" скульптурная группа мрамор 330 год до н. э. Археологический музей Олимпия.

Рис. 4 Лоренцо Бернини Джованни Давид 1623 г Мрамор Галлерея Боргезе. Рим

Рис. 5 Поль Гоген Две девушки 1899 г. Холст, масло Метрополитен, Нью-Йорк

Рис. 6 Ренуар Пьер Огюст Нагая женщина, сидящая на кушетки. 1876 г. Холст, масло. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

Рис. 7 Аристид Майоль «Стоящая купальщица». 1937 Бумага. Цветной карандаш

Рис. 8 Аристид Майоль «Женщина за работой» 1937 г. Бумага, карандаш

Рис. 9 Аристид Майоль «Жена и сын Майоля» 1902 г Бумага, карандаш

Рис.10 Аристид Майоль «Две купальщицы» Бумага, карандаш

Рис. 11 Аристид Майоль «Стоящий юноша» Бумага, карандаш

Рис. 12 Аристид Майоль «Средиземное море. Мысль» 1901-1905 г. Мрамор Музей Орсе, Париж (ракурс слева)

Рис. 13 Аристид Майоль «Средиземное море. Мысль» 1901-1905 г.Мрамор Музей Орсе, Париж (ракурс сзади)

Рис. 14 Антуан Бурдель. «Стреляющий Геракл» Бронза. 1909 г. Прага, Национальная галлерея

Рис. 15 Антуан Бурдель «Сафо» Гипс 1925 г. Париж, музей Бурделя

Рис. 16 Э. А. Бурдель. «Плод», или «Гесперида». Бронза. 1906-11. Музей Бурделя. Париж

Рис. 17 Шарль Деспио «Ася» Бронза 1937 г. Париж, Музей современного искусства

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правила и техника работы над скульптурной композицией. Выдающиеся произведения скульптуры. Анатомические особенности (голова, фигура). Материалы и инструменты скульптора. Методические приемы обучения школьников работе с пластическими материалами.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Скульптура, своеобразие ее содержания, место в искусстве и виды в зависимости от формы и назначений. Основные применяемые материалы для изготовления моделей скульптур, цветовая гамма. Характеристика процесса создания скульптурного произведения.

    реферат , добавлен 03.06.2009

    Рассмотрение творений гениального греческого скульптора Фидия: девятиметровая композиция Афина-Промахос в дельфийской храме Аполлона, скульптура Афина-"Лемниянка", статуи Зевса Олимпийского (хризоэлефантийная техника), Афины-Парфенос, ансамбль Парфенона.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    История скульптуры Франции. Сравнение творчества Родена и Микеланджело. Роден и импрессионисты. Пластика главных работ Родена. Творчество учеников и последователей Родена: Анны Голубкиной, Камиллы Клодель, Эмиля Бурдель, Аристида Майоль, Шарля Деспио.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Культурологическая мысль П.Я.Чаадаева. Взгляды на культуру Н.Я. Данилевского, В.С.Соловьева и Н.А. Бердяева. Философы, которые внесли свой вклад в развитие культурологической мысли. Славянофильство и западничество как основные духовные направления.

    реферат , добавлен 15.07.2009

    Скульптор – художник, занимающийся созданием произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых. Профессиональные навыки и знания для создания скульптуры; материалы, техники, современные технологии. Обучение и личные качества скульптора.

    презентация , добавлен 14.05.2014

    Готическая скульптура – органическая часть храмовой архитектуры. Отличительные особенности витражей, скульптурного убранства Шартрского, Реймского и Амьенского кафедральных соборов. Направления развития пластического мастерства в области создания статуй.

    презентация , добавлен 19.05.2015

    Скульптура "Рабочий и колхозница" и другие скульптурные произведения Веры Мухиной. Произведения скульптора Ивана Шадрина. Живописные полотна советских художников Митрофана Грекова, Аркадия Пластова. Архитекторы-конструктивисты Виктор и Леонид Веснины.

    презентация , добавлен 06.01.2013

    Искусство тоталитаризма Германии. Художественное наследие немецкого скульптора Арно Брекера. Пластическое искусство ХХ века и его особенности. Изображение обнаженного мужского и женского тела в скульптуре. Произведения, созданные в период Третьего рейха.

    реферат , добавлен 04.03.2013

    Общие особенности скульптурного портрета раннего периода. Характеристика основных видов скульптурного портрета периода Республики. Особенности римского скульптурного портрета эпохи Августа, Флавиев, Антонинов. Специфика римского исторического рельефа.

Аристид Майоль (фр. Aristide Maillol, 8 декабря 1861 года, Баньюльс-сюр-Мер - 27 сентября 1944 года, там же) - французский скульптор и живописец каталонского происхождения.

Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года на юге Франции - в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи).
Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже, занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля , но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре.

Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Именно там, на родине, в крестьянском труде и первых, ещё неумелых, но упорных попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни.

В 1881 году Майоль поселился в Париже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов - вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса.

Он вернулся домой и организовал мастерскую. В 1894 году первые его работы были представлены публике.

Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой.

Огюст Роден , посетив первую персональную выставку Майоля в 1902 году, был восхищён его работой «Леда» (1902). Это было признанием правильности избранного пути, более того - своеобразным благословением знаменитого Родена.

В 1901-1905 годах Майоль создал первую большую мраморную статую, у которой два названия: «Средиземное море» и «Мысль». Её композиция чиста и логична, а пластика формы представляется как сама собой разумеющаяся.

Майоль, поверив в свои силы, начал участвовать в конкурсах проектов памятников. В 1906 г. появился монумент «Скованная свобода» (1905-1906 гг.), изображающий могучую женщину, воплощение жизненной энергии, способной к преобразованию мира.

Таким Майоль представил и памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Но, как и в случае с Диего Риверой, в 1934 г. представившего Фонду Рокфеллера фреску, изображавшую суть современной эпохи как переход власти в руки людей труда, заказчики остались недовольны. Но если по распоряжению Фонда Рокфеллера фреска Диего Риверы была уничтожена, то в данном случае заказчики попытались скрыть непозволительный для них облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями. Аналогичный прием был применен в наши дни - на этот раз в Москве: памятник В. В. Маяковскому (скульптор А. Кибальников, архитектор Д. Чечулин) был окружен застройками, препятствующими пониманию образа великого поэта.

Скульптор мечтал увидеть памятники Древней Греции. В 1908 г. у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер помог осуществлению его желания. Изучая скульптуры Парфенона и храма Зевса в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер выявлял близость своего видения задач скульптора пластическому мышлению древних греков. Майоль осознавал, конечно, огромный разрыв культур - древней и ему современной. «Что должен был я выбрать? - вопрошал скульптор. - Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать природе…»

Так появилась «Флора» (1911 г.), спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ней последовала более изящная скульптура, олицетворяющая Иль-де-Франс, историческую область в центре Франции («Иль-де-Франс», 1910-1932 гг.). «Не подражая природе, я работаю, как она», - говорил Майоль.

В 1912 году скульптор начал памятник художнику Полю Сезанну . (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он нашёл приют в парижском саду Тюильри.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Происхождения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Майоль. А.

Субтитры

Биография

Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года на юге Франции - в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи). Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже , занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля , но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре .

Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Именно там, на родине, в крестьянском труде и первых, ещё неумелых, но упорных попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни.

В 1881 году Майоль поселился в Париже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов - вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса.

Он вернулся домой и организовал мастерскую. В 1894 году первые его работы были представлены публике.

Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой.

В 1934 году архитектор Жан-Клод Дондель познакомил 73-летнего Майоля с эмигранткой из Бессарабии , 15-летней Диной Верни , которая стала сначала его натурщицей , а затем и музой . Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начал рисовать.

В 1930-х годах Майоля всё больше привлекала природа («Гора», 1935-1938 гг.; «Река», 1938-1943 гг.). Скульптура «Гора» - снова женщина, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога женщины уходит в камень, другая согнута; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх - это вершина горы. Волнистые развевающиеся волосы олицетворяют облака, наползающие на вершину.

«Гармония» (1940-1944 гг.) - последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. «Гармония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам.

Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Простые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, - это законы гармонии и красоты. Они были надолго забыты; их подменили условной красивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX века её древние основы.

Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, и после его гибели в

Аристид Майоль родился 8 апреля 1861 г. на юге Франции - в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи). Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже, занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля. Но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре.

Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). На родине в крестьянском труде и робких попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни.

В 1881 г. Майоль поселился в Париже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов - вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса. Он вернулся домой и организовал мастерскую. В 1894 г. первые его работы были представлены публике. Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку мастера в 1902 г., был восхищён его работой «Леда» (1902 г.). Это был невероятный успех, признание правильности избранного пути, более того - своеобразное благословение великого Родена.

В 1901-1905 гг. Майоль создал первую большую мраморную статую, у которой два названия: «Средиземное море» и «Мысль». Её композиция чиста и логична, а пластика формы естественна и проста.

Майоль, проверив в свои силы, начал участвовать в конкурсах проектов памятников. В 1906 г. появился монумент «Скованная свобода» (1905-1906 гг.), изображающий могучую женщину, воплощение жизненной энергии, способной к преобразованию мира. Таким Майоль представил памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Заказчики остались недовольны. Они попытались скрыть непривычный облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями.

Скульптор мечтал увидеть памятники Древней Греции. В 1908 г. у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер осуществил его желание. Созерцая скульптуры Парфенона и храма Зевса в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер ощутил родство своего таланта с пластическим мышлением древних греков, почувствовал связь, прошедшую через тысячелетия. Одновременно Майоль осознал невероятный разрыв культур - древней и современной. «Что должен был я выбрать? - спрашивал себя скульптор. - Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать природе…»

Так появилась «Флора» (1911 г.), спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ней последовала более изящная скульптура, олицетворяющая Иль-де-Франс, историческую область в центре Франции («Иль-де-Франс», 1910-1932 гг.). «Не подражая природе, я работаю, как она», - говорил Майоль.

Лучшие дня

В 1912 г, скульптор начал памятник художнику Полю Сезанну. (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он нашёл приют в парижском саду Тюильри.

В 1934 г архитектор Жан-Клод Дондел познакомил 73-х летнего Майоля с иммигранткой из Советского союза, 15-ти летней Диной Верни, которая стала сначала его натурщицей, а затем и музой. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начал рисовать.

В 30-х гг. Майоля всё больше привлекала природа («Гора», 1935-1938 гг.; «Река», 1939-1943 гг.). Скульптура «Гора» - снова женщина, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога женщины уходит в камень, другая согнута; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх - это вершина горы. Волнистые развевающиеся волосы олицетворяют облака, наползающие на вершину.

«Гармония» (1940-1944 гг.) - последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. «Гармония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам.

Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Простые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, - это законы гармонии и красоты. Они были надолго забыты; их подменили условной красивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX в. её древние основы.

27 сентября 1944 годa Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал Дине Верни. С этого момента она становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля - «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).



Рисунок в скульптуре принято считать вспомогательным средством, подготовительным этапом воплощения образа в материале. Но не в том случае, когда речь идет о больших мастерах, таких как Огюст Роден, Аристид Майоль и Шарль Деспио, около 70 графических работ которых вместе с небольшими скульптурами будут представлены на выставке в фонде IN ARTIBUS. Все произведения — из собрания учредителя фонда, Инны Баженовой.

Впечатляющее количество рисунков, которое оставил Роден (только ню более 6 тыс.), ценится столь же высоко, как и его скульптура, свидетельствуя о том, сколь важную роль мастер отводил рисунку. Не случайно он как-то признался: «Мои рисунки — ключ к моему творчеству». На одной выставке Роден, Майоль и Деспио тоже окажутся не случайно: в судьбе двух последних Роден сыграл важную роль. Молодой Деспио работал у него в мастерской, а Майоль, до 40 лет занимавшийся живописью и гобеленами, решил стать скульптором после того, как Роден похвалил его «Леду» на выставке в 1902 году. При этом и Деспио и Майоль, преклоняясь перед мэтром, пошли своим путем. И рисунок у них разный: живописно-импрессионистический у Родена, лаконичный и точный у Деспио, классически простой у Майоля.

И тем не менее рисунок скульптора отличается и от станковой графики, и от рисунка живописца. «Скульптура — это трехмерное искусство, а рисунок двухмерен. Интересно наблюдать, как в рисунке скульптор ищет форму, разнообразно поворачивая модель, как он находит ее графическое воплощение и как рисует, специфически ваятельским образом, чтобы сохранить баланс между иллюзией пространства и формой, которую он хочет погрузить в это пространство», — говорит куратор выставки Елена Руденко.

Выставка эта замечательна и тем, что на ней широкая публика впервые увидит серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы Шарля Деспио, практически не представленного в российских музеях. Известно, что Роден пригласил Деспио в помощники после того, как заметил на выставке в 1907 году его скульптуру «Полетта», которую назвал работой «для настоящих ценителей». Такой же обещает стать и эта выставка.