Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.
В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.
^ Первая инструкция испытуемому : Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован? (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра «0», а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1». Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой «0», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.
^ Вторая инструкция испытуемому : Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. «Отгадать загадку» – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0» и «1».
^ Замечания к проведению методики . Если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разгадыванию загадок.
Если испытуемый не может «отгадать загадку», то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью взрослого ребенок не справляется с заданием, то переходят к следующей загадке. При правильном решении новой загадки следует опять вернуться к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая загадка роль подсказки для предыдущей, Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз. Так, например, можно вернуться от IV загадки к III, а затем от III ко II.
Для уточнения характера обобщения при «отгадывании загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. Если ребенок правильно «отгадал загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.
5. МЕТОДИКА "САПОЖКИ"
(разработана Н.И.Гуткиной)
Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления \
Таким образом, методика "Сапожки" позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.
Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. В программе по исследованию психологической готовности к школе методика применяется для детей 6-7 лет, а в случае специального использования ее для определения у ребенка обучаемости и особенностей развития процесса обобщения возрастной диапазон может быть расширен от 5,5 до 10 лет.
В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок
1 Подробно о видах обобщения см. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
(лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака - сапожек на ногах. Есть сапожки - картинка обозначается "1", нет сапожек - "О" 1 . Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы (см. Стимульный материал), которая содержит: 1) правило кодирования (1,2 строчки); 2) этап закрепления правила (3, 4, 5 строчки); 3) так называемые "загадки", которые испытуемый должен "отгадать", правильно закодировав фигурки цифрами "0" и "1" (6, 7 строчки). Соответственно 6 строчка - это I загадка, а 7 строчка -II загадка.
Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется лист с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки (см. Стимульный материал), которые испытуемому также надо "отгадать", опираясь на введенное в двух первых строках таблицы правило кодирования картинок в зависимости от наличия или отсутствия отличительного признака. Соответственно, первый ряд геометрических фигур - это Ш загадка, а второй - IV загадка.
Все ответы и высказывания испытуемого фиксируются в протоколе, а каждое решение загадки должно быть объяснено ребенком, почему именно так он расставил цифры.
Первая инструкция испытуемому: "Сейчас я научу тебя игре, в которой фигурки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами "О" и "1". Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован?" (Испытуемый называет картинки. В случае затруднения экспериментатор помогает ему). "Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и-напротив них стоит цифра "О", а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра "1". Для правильного обозначения фигурок цифрами тебе необходимо запомнить, что, если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначать цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "1".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Домик"
(примеры детских рисунков)
Принцип кодирования картинок цифрами „1" и „О" по признаку наличия или отсутствия сапожек на ногах фигурок взят из игры А.Ледьевра „Забавная кибернетика"" (ж. „Веселые картинки", №7, 1986).
20
Ира (7 лет 5 мес.)
Не хочу.
Логопедические занятия. На них интересно.
Очень.
"Дюймовочка". "Буратино". "Барон Мюнхгаузен".
В школе интересно, потому что не надо спать.
Стараюсь.
Нет. В школе интересно.
Учителем. Учитель задает вопросы.
Перемена. Можно что-нибудь поделать, а на уроке только занимаешься.
Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. В случае, если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит его повторить правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно так он ответил. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и начинает применять его, то есть определяется скорость обучаемо сти ребенка. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить "0", а где "1", или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой "4", девочку - цифрой "2", а аиста - цифрой "1" и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того, как экспериментатор удостоверится, что ребенок научился применять правило, которому его обучали, испытуемому дается вторая инструкция.
Вторая инструкция испытуемому: «Ты уже научился обозначать фигурки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй "отгадать" нарисованные здесь загадки. "Отгадать" загадку - значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами "0" и "1"».
I загадка (расположена в 6 строке таблицы) представляет собой задачу на кодирование, в которую включен объект, ранее не встречавшийся испытуемому, но содержащий в себе ту же информацию, что и ранее встречавшиеся объекты. В этой строке впервые появляется картинка "ежик", прежде не попадавшаяся ребенку в таблице, кроме того, на ежике надеты сапожки не красного, а синего цвета. При решении этой загадки испытуемый должен строго следовать заданному правилу обозначения фигурок цифрами по наличию или отсутствию у них отличительного признака - сапожек, не отвлекаясь на цвет этого признака или
на появление совершенно новых объектов, не встречавшихся ранее, но также различающихся по этому признаку. Ребенок обязательно должен объяснить свой ответ, почему именно так он обозначил фигурки. При неправильном ответе экспериментатор больше не обращает внимание испытуемого на правило работы, а сразу переходит к следующей загадке. I загадка показывает обучаемость ребенка, проявляющуюся в том, что он должен примет нить заданное правило на аналогичном объекте (ежик в голубых сапожках). При хорошей обучаемости испытуемый без труда осуществляет перенос правила на новый объект и обращается с ним так же, как с уже знакомыми (за счет процесса обобщения).
Ошибки, допускаемые детьми при "отгадывании" этой загадки, бывают самые разнообразные: неиспользование выученного правила или неправильное применение его на тех картинках, на которых испытуемый уже тренировался (то есть тот же характер ошибок, что и на закрепляющем этапе, хотя именно у этого испытуемого на закрепляющем этапе могло и не быть ошибок), а может быть ошибка, обусловленная тем, что испытуемый не смог применить введенное правило на новом объекте (ошибка только при обозначении ежика). Поэтому в случае неправильного "отгадывания" загадки необходимо проанализировать характер допущенных ошибок, чтобы понять, что именно помешало ребенку справиться с заданием.
П загадка (расположена в 7 строке таблицы) представляет собой задачу на кодирование, решение которой зависит от того, увидит ли испытуемый между различными классами объектов то общее, что позволит ему применить одно и то же правило к со-вершенно различным объектам. В клетках этой строки нарисованы снеговики, то есть картинки, не встречавшиеся до этого ребенку в таблице. Различаются снеговики тем, что у трех из них есть головной убор, а. у одного нет. А поскольку это снеговики, то в качестве головного убора, кроме настоящей шляпы, используется любой более-менее подходящий предмет (ведро, сковородка). Решение этой задачи предполагает следующее рассуждение. У снеговиков вообще нет ног, значит, введенное правило обозначения фигурок цифрами либо вообще к ним неприменимо,
Учителем, потому что она - тетя, а я хочу быть тетей.
Перемена. Можно играть на перемене.
Очень хочу.
Не хочу.
Читать сказки. Есть интересные, есть неинтересные.
Люблю.
Прошу иногда.
"Французские сказки". "Сказки русских писателей".
В саду надоело.
Один раз я стала шить юбку. Затем не захотела, бросила ее. Мама дошила.
Нравятся.
Устроит. В школу можно поиграть,
Учеником. Я еще не умею хорошо писать, решать.
Перемена. Нравится на перемене побегать, поиграть в резиночку.
Нет, хочу в школу.
Рисование. Я очень люблю рисовать.
Когда как.
"Незнайка". "Остров сокровищ". "Доктор Айболит".
Чтобы учиться.
Доделываю.
Нет. Не знаю почему.
Учителем. Так нравится.
Перемена. Побольше отдыхать от уроков.
Мне потом разрешат ходить одной гулять. Хочу одна ездить к сестре.
Буду стараться.
Нет. Все равно скучно сидеть дома.
Учеником. Мы так играли в саду. \
Перемена. Можно бегать домой, а потом опять прийти в школу.
Собирать из конструктора автоматы, так как я люблю смотреть фильмы про войну.
5-Да.
"Веселая семейка". "Незнайка".
Хочется быть умным.
Буду делать другую работу.
Нет. Дома сидеть не хочется.
Учителем. Решать задачи не хочется, а задавать их хочется.
Перемена. Можно отдохнуть.
Хочу.
Хочу.
Рисовать. Это нетрудно.
Люблю.
"Доктор Айболит". "Красная шапочка". "Ну, заяц, погоди!"
Не знаю.
Не бросаю, а доделываю.
Дети, правильно "отгадавшие" эту загадку, распределяются на две группы. Одна группа - это испытуемые, пришедшие к правильному решению за счет эмпирического обобщения отличительных признаков-ориентиров, когда сапоги и "шляпы" рассматриваются как один класс признаков - "одежда". А потому "1" они обозначают те фигурки, у которых есть выделенный ими элемент одежды, служащий признаком-ориентиром в данной загадке ("шляпы"), а "0" - фигурки без этого элемента одежды. Соответствующим образом звучат и объяснения детей: «"1" ставим тем, у кого есть шляпки (шапки), а "0" - тем, у кого нет шляпок (шапок)». Среди испытуемых этой группы встречаются дети, частично справляющиеся с заданием. Проявляется это в том, что снеговика в шляпе и снеговика с ведром на голове они обозначают цифрой "1", а снеговика с непокрытой головой и снеговика со
сковородкой - цифрой "О". Объясняя свой ответ, они ссылаются на то, что у двух снеговиков есть шляпы, а у двух - нет. Сковородку на голове снеговика они отказываются рассматривать как "шляпу", считая, что сковородку нельзя использовать в качестве головного убора даже для снеговика. Возможно, такие ответы свидетельствуют о некоторой ригидности мышления ребенка, поскольку ему трудно помыслить предметы, обычно не относящиеся к шляпам, в новом для них значении. Ведро же не вызывает подобных затруднений, так как оно традиционно надевается снеговику на голову (на картинках, детских новогодних утренниках и т.д.). Встретившись с таким ответом, экспериментатор должен попробовать убедить ребенка, что сковорода тоже может быть головным убором для снеговика, если ничего другого подходящего нет. Если ребенок согласится с доводами взрослого, то его просят еще раз расставить в загадке цифры и наново объяснить свой ответ. Засчитывается лучший ответ.
Другая группа - это испытуемые, нашедшие отгадку на основе содержательной абстракции, то есть выявления принципа решения целого класса задач, заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления.
Внутри этой группы испытуемые делятся на две подгруппы. Первая подгруппа - это те, кто, ориентируясь на абстрактный признак, находит его здесь в конкретном - "шляпах", осуществляя эмпирическое обобщение всех предметов на головах снеговиков как "шляпы" (головные уборы). Объясняя свой ответ, они также, как дети первой группы, ссылаются на наличие или отсут--ствие "шляп" на головах снеговиков. Вторая подгруппа, представленная небольшим количеством детей, - это те, кто выделяет абстрактный признак различия снеговиков по наличию или отсутствию у них чего-либо на голове. При этом испытуемые, объясняя свой ответ, говорят: «"1" ставим тем, у кого есть что-то на голове, а "О" - тем, у кого ничего нет на голове.» Для того, чтобы понять, могут ли испытуемые второй подгруппы осуществлять эмпирическое обобщение, экспериментатор должен задать им вопрос: «Можно ли нарисованные на головах снеговиков предме-
Физкультура. Не знаю почему.
Люблю.
"Три поросенка". "Гуси-лебеди". "Гадкий утенок".
Хочется побыстрее научиться водить машину.
Стараюсь доделать до конца.
Устроит, потому что дома лучше, чем в школе.
Учеником. Так мне больше нравится.
Перемена, потому что хочется гулять.
Задачи 7-8 Задачи 9-10
Ключ к задачам 9-10 (номера домиков).
Протокол к методике «Лабиринт»
Ф. И. ребенка __________________________________________________
Класс/ Группа__________ Дата___________________
Проверяющий ____________________________________________________
Фамилия, имя ребенка | Задача № | Примечания |
|||||||||||
Методика «Сапожки»
Цель: определение уровня развития операции обобщения, проследить применение им при решении задач введенного правила, которое ранее не встречалось.
Оборудование: Испытуемому предлагается таблица, содержащая предметную картинку (собака, человек, птица) с наличием или отсутствием одного признака – сапожек на ногах. Если есть сапожки – картинка обозначается цифрой «1», если нет – цифрой «0». Таблица из цветных картинок содержащит: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые "загадки", которые испытуемый должен разгадать путем кодирования.
Методика проведения и инструкции
В рамках исследования готовности к школьному обучению - интеллектуального аспекта - в исследовании участвуют дети 6-7 лет. Задачи, используемые в методике, построены так, что при их решении необходимо осуществить эмпирическое обобщение (умении классифицировать предметы по существенным признакам или подводить под общее понятие) или теоретическое обобщение (обобщение на основе содержательной абстракции). Задачи постепенно усложняются за счет введения в них объектов, к которым требуется осуществить то или иное обобщение.
Экспериментатор дает инструкцию и определяет правило: «Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "1". Запомнил? Повтори, пожалуйста".
После повторения правила испытуемому предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы, как этап закрепления выученного правила. Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему так.
В случае ошибки, экспериментатор анализирует характер ошибок, просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы), добивается стопроцентного результата.
На закрепляющем этапе определяется скорость обучаемости ребенка, т. е. показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач.
Вторая инструкция к «разгадыванию загадок» дается экспериментатором тогда, когда он уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили. "Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. "Отгадать загадку" - значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами "О" и "1". После первой загадки, даже если была допущена ошибка, предлагается решить следующую. При проведении используется повторное возвращение к предыдущим загадкам. При «отгадывании», для уточнения характера обобщения, экспериментатор просит ребенка объяснить, почему обозначено именно так. При этом, на всех этапах работы, первые две строчки таблицы должны быть открыты.
Обработка: В ходе диагностики ведется протокол с фиксацией правильных ответов,
ошибок и объяснений испытуемого и вопросы и замечания экспериментатора.
Данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей. Полученные результаты интерпретируются с точки зрения особенностей развития у ребенка процесса обобщения.
Методика исследования словесно-логического мышления
(по Й. Ерасеку).
Одна из удачных методик исследования словесно-логического мышления как компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе предложена Й. Ерасеком.
Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.
Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.
Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.
Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».
Правильный ответ | Неправильный ответ | Другие ответы |
||
Какое из животных больше - лошадь или собака? | ||||
Утром люди завтракают. А вечером? | ||||
Днем на улице светло, а ночью? | ||||
Небо голубое, а трава? | ||||
Яблоки, груши, сливы, персики – это что? | ||||
Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск? | Станции 0 |
|||
Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это… | Спорт, физкультура +3 | Игры, упраж. +2 |
||
Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь? | Щенок, жеребенок +4 | Кто-то один щенок или жеребенок 0 |
||
Почему у всех автомобилей тормоза? | 2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 | Названа одна причина |
||
Чем похожи друг на друга молоток и топор? | 2 общих признака +3 | Назван один признак +2 |
||
Чем различаются гвоздь и винт? | У винта нарезка +3 | Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 |
||
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? | На кошку (с выделением признаков подобия) 0 | На курицу - 3 | На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 |
|
Чем похожи друг на друга белка и кошка? | 2 признака +3 | 1 признак +2 |
||
Какие ты знаешь транспортные средства? | 3 средства: наземное, водное, воздушное и т. п. +4 | Ничего не названо или неправильно 0 | 3 наземных средства |
|
Чем отличается молодой человек от старого? | 3 признака +4 | 1-2 признака +2 |
||
Обработка: У проводящего ключ. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса.
I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14 – 23 - высокий
III уровень – от 0 –13 - средний
IV уровень –– (-10) - низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий
Методика «Назови одним словом»
Цель: определение уровня развития операции обобщения
Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.
Троллейбус, автобус, трамвай -
Шкаф, тумбочка, кровать -
Волк, медведь, заяц -
Синий, красный, зелёный -
Каша, хлеб, конфеты -
Роза, гвоздика, ландыш –
Дуб, береза, липа –
Сыроежка, мухомор, подберезовик –
Сом, карась, окунь –
Капуста, картошка, лук –
Ручка, карандаш, фломастер –
Рука, нога, голова -
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:
Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 13. Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:
I уровень – 13 баллов – высокий
II уровень – 11-13 - средний
III уровень – 7-11 - низкий
IV уровень – менее 7 – очень низкий
Социальная и психологическая готовность.
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.
Личностная и психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Задание. Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Что в школе интересного?
3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?
Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.
Задание. Проведите тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по).
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.
1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка , математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы
сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с
тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?
Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".
Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.
Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.
Задание. Проведите тест "Лесенка" для исследования самооценки (По).
Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.
Инструкция. Ребенку предлагают: "Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорошие дети". В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.
При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности , связанной с познавательной деятельностью . Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему").
Методика «Сапожки»
Методика позволяет выявить актуальный уровень процесса обобщения и зону ближайшего развития у детей 6-9 лет.
В качестве экспериментального материала используется цветная таблица рисунков, состоящая из 55 клеток (7 рядов по 5 клеток в каждом), и лист бумаги с изображением геометрических фигур. Цветная таблица имеет следующий вид:
- 1 ряд- первая клетка пустая, во второй нарисована собака, в третьей- ,Чиполлино босиком, в четвертой- цапля, стоящая на одной ноге, в пятой- цифра «0».
- 2 ряд- первая клетка пустая, во второй нарисована та же собака, что и в первом ряду, но только на всех ее четырех лапах надеты красные сапожки, в третьей- Чиполлино в красных сапожках, а в четвертой- та же самая цапля на одной ноге, но в красном сапоге, в пятой- цифра «1».
- 3 ряд- первая, вторая и пятая клетки- пустые, в третьей нарисован Чиполлино в красных сапожках, в четвертой- цапля без сапога.
- 4 ряд- первая, вторая и пятая клетки- пустые, в третьей нарисован Чиполлино в красных сапожках, в четвертой- цапля в красном сапоге.
- 5 ряд- первая и пятая клетки- пустые, во второй нарисована собака в красных сапожках, в третьей- Чиполлино босиком, в четвертой- цапля босиком.
- 6 ряд- в первой клетке нарисован ежик в синих сапожках, во второй- собака в красных сапожках, в третьей- Чиполлино босиком, в четвертой- цапля в красном сапоге, пятая клетка- пустая.
- 7 ряд- в первой клетке нарисован снеговик, на голове которого одета шляпа-цилиндр, во второй- снеговик без шляпы, в третьей- снеговик с ведром на голове, в четвертой снеговик, на голове которого- сковородка, пятая клетка- пустая.
На листе бумаги изображены два ряда геометрических фигур:
В 1 ряду- заштрихованные квадраты, круг (штриховка одинаковая),незаштрихованные треугольник и прямоугольник; во П ряду - ромб, " расчерченный в мелкую клетку, пустая "трапеция; треугольник, рас-, * черченный в мелкую клетку; прямоугольник, расчерченный в мелкую клетку (как и ромб).Педагог обращается к испытуемому: "Сейчас я научу тебя отгадывать интересные загадки. Посмотри на картинки (показывается первый ряд на цветной таблице рисунков), кто здесь нарисован?" (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) ""Правильно, а теперь обрати внимание: в первом ряду зверюшки и Чиполлино нарисованы босиком, и напротив них - цифра "О", во втором ряду все они в сапожках, и напротив них стоит цифра "I". Для отгадывания загадок тебе надо Запомнить, что если на картинке фигурка будет нарисована босиком, то.ты должен обозначать ее цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "I". Запомнил? Повтори, пожалуйста. (Испытуемый повторяет правило.);
Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех рядах клеток. Этот этап рассматривается как обучение и закрепление выученного правила. В случае, если он делает ошибки, то экспериментатор просит повторить его правило работа, показывает на образец (первые два ряда). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно он так ответил. Обучающий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все его ошибочные ответы не только количественно (неправильный ответ оценивается I баллом), но и качественно, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить "011, а где "I", *или же он вообще не применяет в работе правило. Так, например, бывают ошибки, когда собаку обозначают цифрой "4", Чиполлино -"2", а цаплю - "I" и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того, как экспериментатор уверен, что ребенок научился- применять правило, которому его обучали, начинается этап "отгадывания загадок", "Отгадать загадку" - значит правильно обозначить фигурки цифрами "О" и "I".
I "загадка" (расположена в У1 ряду) позволяет выявить умение применить правило на новом конкретном материале.
В этом ряду впервые встречается картинка "ежик", прежде не попадавшаяся ребенку в таблице, крале того, на ежике надеты сапожки не красного, а синего цвета. Таким образом, для успешного решения задачи должен произойти перенос усвоенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал (новая фигурка в сапожках другого цвета).
Ошибки», допускаемые детьми при решении этой "загадки", бывают самые разнообразные. Это может быть неиспользование выученного правила или неправильное применение его на тех картинках, на которых ребенок уже тренировался (т.е. тот же характер ошибок, что и на обучающем этапе, хотя именно у этого испытуемого на обучающем этапе могло и не быть ошибок), а может быть ошибка, вызванная отсутствием собственно переноса введенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал. Поэтому в случае неправильного решения "загадки" нужно проанализировать характер ошибок, чтобы не сделать неправильный вывод о неумении ребенка применять правило на новом конкретном материале.
П "загадка" (расположена в У1 ряду) позволяет выявить умение осуществить эмпирическое обобщение.
В клетках этого ряда нарисованы снеговики, т.е. картинки, не встречающиеся до этого в таблице. Различаются снеговики тем, что у трех из них есть головной убор, а у одного нет. А поскольку это снеговики, то в качестве головного убора, кроме шляпы, используется любой более- менее подходящий предмет (ведро, сковородка). Ребенку и в этом случае предлагается обозначить картинки цифрами "О" и "I". Чтобы справиться с такой задачей, требуется сравнить I. и П "загадки" и увидеть между ними связь, заключающуюся в том, что и в первом, и во втором случаях три фигурки отличаются от четвертой тем," что у трех имеется что-то такое, чего нет. у четвертой: в первом случае сапожки, во втором - шляпы. Но чтобы понять, что различные предмета на головах снеговиков - это все - "шляпы", испытуемому следует сделать эмпирическое обобщение. Такому обобщению, с нашей точки зрения, должно способствовать то, что на голове первого снеговика надета шляпа, дающая установку на рассмотрение остальных предметов с этой же точки зрения. Поскольку и в загадке со снеговиками ребенку требуется расставить цифры "О" и "I", то ему необходимо предположить, что ориентирам для этого должно служить наличие или отсутствие шляпы, как в прошлой загадке таким ориентиром выступало наличие или. отсутствие сапожек. Если при сравнении 1„и П "загадок" он выделил отличительные признаки- ориентиры, позволяющие решить задачу, и смог осуществить перенос усвоенного им правила обозначения фигурок с одного конкретного признака на другой (с сапожек на шляпы), то испытуемый правильно решает "загадку". При анализе результатов возникает вопрос, за счет чего ребенок осуществляет перенос правила обозначения фигурок с одного признака на другой (с сапожек на шляпы)? Объясняется ли такой перенос правила эмпирическим обобщением отличительных признаков - и сапожки, и шляпы представляют собой детали одежды или же содержательной абстракцией, т.е. выявлением принципа решения целого класса задач, заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления? Ответить на этот вопрос помогают следующие две "загадки".
Ш и 1У. "загадки", расположенные на отдельном листе бумаги и представляющие собой ряд геометрических фигур, позволяют выяснить, может ли ребенок решить задачу, требующую мышления на абстрактном уровне. Здесь уже нет фигурок, изображающих животных или сказочных персонажей, соответственно нет и никаких деталей одежды. Изображенные геометрические фигуры различаются по признаку наличия или отсутствия штриховки.
Если испытуемый во П "загадке" открыл для себя общий принцип решения аналогичных задач, абстрагируясь от конкретной формы отличительного признака как от несущественного момента, то он легко справляется и с этими новыми заданиями. Возможен вариант, когда решение П "загадки" осуществилось вследствие эмпирического обобщения отличительных признаков, а в Ш и 1У "загадках" он находит принцип решения всего класса подобных задач, т.е. поднимается на уровень абстрактного мышления.
Тем детям, которые "отгадали П загадку" при помощи эмпирического обобщения отличительных признаков, чтобы решить Ш и 1У "загадки", надо увидеть связь между ними и предшествующими, заключающуюся в том, что и изображения конкретных персонажей, и геометрические фигуры различаются между собой (внутри каждой "загадки") по одному признаку, который каждый раз меняется.
Следующим шагом испытуемого должно быть понимание, что для решения задачи форма отличительного признака - несущественный момент, а важен сам факт наличия или отсутствия признака.
Таким образом, ребенок переходит на уровень теоретического мышления, где он, абстрагируясь от формы отличительного признака и ориентируясь только на факт его наличия или отсутствии, приходит к выявлению принципа решения целого класса задач.
Таким образом, решение Ш и 1У "загадок" может прояснить, осуществляет ли испытуемый перенос правила обозначения фигурок о одного признака на другой в результате эмпирического обобщения отличительных», признаков или в результате содержательной абстракции.
Для уточнения характера обобщения при "отгадывании загадок" следует беседовать с детьми после каждой "отгадки", расспрашивая их о том, почему именно так обозначены фигурки, причем вслед за выделением ребенком отличительного признака в качестве ориентира в его работе должен следовать вопрос: "Почему если этот признак есть (напр., шляпы), то ты обозначаешь фигурку "I"? Такой вопрос может позволить выделить детей с эмпирическим обобщением отличительных признаков, которое чаще осознается и легче вербализуется, чем выделенный общий принцип решения.
Обработка результатов методики проводится количественно и качественно.
Ранее уже отмечалось, что на этапе обучения каждый неправильный ответ оценивается 1 баллом. Неправильно решенная "загадка" также оценивается 1 баллом, а правильно решенная - "О", затем вычисляется суммарный балл по всем четырем "загадкам" (обучающий этап в суммарный балл не входит). Чем хуже справился ребенок с заданием, тем больше его суммарный балл.
Качественный анализ ошибок позволяет лучше понять причину неудачи испытуемого в том или ином задании и выявить, какого рода обучение нужно ему для овладения той или иной мыслительной операцией.
В начале описания методики мы отметили, что она позволяет выявить как актуальный уровень процесса обобщения у испытуемого так и зону его ближайшего развития.
Объясним это на примере. Обследование ребенка по методике показало, что он легко освоил обучающий этап., может самостоятельно справиться с 1 "загадкой, П может одолеть с помощью взрослого, а Ш и 1У не понимает даже тогда, когда экспериментатор показывает ему решение. Интерпретируются полученные результаты следующим образом: испытуемый умеет работать по правилу (хорошее усвоение обучающего этапа), может применить известное ему правило на новом конкретном материале (самостоятельно решил 1 "загадку"), в зоне его ближайшего развития лежит построение эмпирического обобщения (решенная с помощью взрослого П "загадка") , а теоретическое обобщение пока не находится в зоне его ближайшего развития, о чем свидетельствует непонимание испытуемым решения III и IУ "загадок", требующих обобщения на абстрактном уровне. Получив такие данные, можно сделать вывод, что в данный момент этому ребенку необходимо обучение, которое будет способствовать развитие эмпирического обобщения, поскольку именно этот тип обобщения находится в зоне его ближайшего развития.
Главная > ДокументДиагностики определения интеллектуальной готовности детей к школе.
Современная школа, ориентированная на развитие разностороннее развитие личности с учетом индивидуализации учебного процесса, нуждается в грамотной диагностике психологической готовности ребенка к школьному обучению. Результаты различных многолетних исследований школьной готовности показали, что фактор интеллектуального развития является хоть и недостаточным, но бесспорно необходимым условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Именно запрос на исследование интеллектуальной готовности и обусловил необходимость разработки различных методик для диагностирования этого аспекта школьной зрелости.1.1. Методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера. Доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер, который руководил лабораторией НИИ дошкольного воспитания, и его коллеги работали над проблемой диагностики умственного развития. Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Центральным звеном. Как показали авторы исследования, именно лежит детей раннего и дошкольного возраста. Авторами методик главным ориентиром при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. По их мнению, в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (перцептивными и мыслительными).Венгером были выделены 5 типов познавательных действий:3 типа перцептивных действий- перцептивное моделирование- действия идентификации- приравнивание к эталону 2 типа мыслительных действий.- наглядно-образное мышление
- логическое мышление
Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».
Вопросы | Правильный ответ | Неправильный ответ | Другие ответы | |
Какое из животных больше - лошадь или собака? | 0 | -5 | ||
Утром люди завтракают. А вечером? | 0 | -3 | ||
Днем на улице светло, а ночью? | 0 | -4 | ||
Небо голубое, а трава? | 0 | -4 | ||
Яблоки, груши, сливы, персики – это что? | +1 | -1 | ||
Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск? | Города +1 | -1 | Станции 0 | |
Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это… | Спорт, физкультура +3 | 0 | Игры, упраж. +2 | |
Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь? | Щенок, жеребенок +4 | - 1 | Кто-то один щенок или жеребенок 0 | |
Почему у всех автомобилей тормоза? | 2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 | -1 | Названа одна причина0 | |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? | 2 общих признака +3 | 0 | Назван один признак +2 | |
Чем различаются гвоздь и винт? | У винта нарезка +3 | 0 | Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 | |
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? | На кошку (с выделением признаков подобия) 0 | На курицу - 3 | На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 | |
Чем похожи друг на друга белка и кошка? | 2 признака +3 | 0 | 1 признак +2 | |
Какие ты знаешь транспортные средства? | 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 | Ничего не названо или неправильно 0 | 3 наземных средства | |
Чем отличается молодой человек от старого? | 3 признака +4 | 0 | 1-2 признака +2 | |
ИТОГО: |
- обобщение по существенному признаку – 2 балла; употребление обобщающего слова – 1 балл.
Троллейбус, автобус, трамвай -
Шкаф, тумбочка, кровать -
Волк, медведь, заяц -
Синий, красный, зелёный -
Каша, хлеб, конфеты -
Роза, гвоздика, ландыш –
Дуб, береза, липа –
Сыроежка, мухомор, подберезовик –
Сом, карась, окунь –
Капуста, картошка, лук –
Ручка, карандаш, фломастер –
Рука, нога, голова -
ЛИТЕРАТУРА
- Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики (Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой) М. 1980 Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003. Н.И.Гуткина Психологическая готовность к школе. (4 издание) Изд.Питер, 2004. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. Справочник дошкольного психолога. под. Ред.Г.А.Широкова Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. Безруких М.М. «Ступеньки к школе» Москва, Дрофа, 2002. Гленн Доман "Гармоничное развитие ребенка" Москва, Аквариум ЛТД, 1996