Психология

Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - роман о русском капитализме Почему я выбрала эту тему

Проблема семьи Мармеладовых. Роль семьи Мармеладовых в романе "Преступление и наказание" не ограничивается одним лишь созданием фона, она играет особую роль в этом произведении. Ведь именно Соне Мармеладовой Раскольников обязан своим духовным возрождением. Впервые мы слышим об этой семье в бедной и душной распивочной, когда у Раскольникова завязывается разговор с Семёном Захарычем Мармеладовым. Это был не совсем разговор, скорее пьяная исповедь Семена Захарыча, в которой он повествует о бедственном положении его семьи, описывает общую картину тяжёлого существования Мармеладовых. Семён Захарыч презирает себя за то, что при всём желании не может исправить положение своих родных. Некоторое время он был чиновником, приносил в семью деньги. Этот период был самым счастливым в жизни его семьи, все её члены будто воспряли духом, поверили что ещё не всё потеряно. Но как бы не боялся Мармеладов разочаровать свою семью, он это делает, полностью отдавшись в лапы своей слабости-пьянству. Теперь же боится показаться дома, и не из-за того что жена его обругает или станет бить, этому он даже рад, этого он сам желает, жаждит понести телесное наказание, он боится взглянуть ей в глаза и увидеть там боль разочарования, он боится увидеть голодных, босых детей. Семён Захарыч понимает что может исправить все беды, обеспечить родных, однако, вместо этого уносит из семьи последнюю копейку, чтобы потешить свою слабость, которой не в силах противостоять, и которая, по большому счёту, является основой несчастий.

Он пьёт чтобы забыть своё горе, забываясь, запускает его и снова с той же целью напивается, ещё более усугубляя положение. В очередной раз напившись, он не находит сил, для того чтобы ещё раз взглянуть в глаза жене, увидеть босых детей и решается на самоубийство. Пытаясь спасти жизнь Мармеладова, Раскольников доставляет его домой, где впервые встречает Софью Семёновну. Соня-это молодая, застенчивая девушка, перетерпевшая, не смотря на свой юный возраст, много страданий. Особого образования и воспитания она не получила, глядя на своего отца унаследовала одну черту характера-робость: она никогда не пыталась защититься, всегда молча принимала все обвинения или оскорбления и считала, что лучше стерпеть обиду, чем вступать в конфликт. Свою семью она любила до самопожертвования, и, пытаясь прокормить отца-пьяницу, больную мачеху, маленьких братьев и сестрёнку, пошла на самопродажу.

Однако вынужденая зарабатывать таким неприглядным образом, не потеряла высоких человеческих качеств, душа её осталась неосквернённой. Катерина Ивановна Мармеладова, её мы встречаем после "исповеди" Семёна Захарыча, когда Раскольников помогает ему вернуться домой. На мой взгляд, именно ей пришлось тяжелее всех из этого семейства. Она имела счастливое детство и юность, видела богатство и роскошь, красивую жизнь. И после этого она оказывается на самом дне, в нищете, с тремя детьми, с тяжёлой болезнью.

К тому же у неё не было никакой отдушины, Семен Захарыч находил утешение в вине, Соня в библие и вере в Бога, а у Катерины Ивановны не было ничего, она всё время только и думала о своей тяжелой судьбе, что не могло не отразиться на её душевном здоровье. Также она была очень наивна, имела привычку превозносить едва знакомого человека до уровня благодетеля, а чуть только узнав его получше, больно ранясь, разочаровывалась в нём. Семён Захарыч характером слабее и Сони, и Катерины Ивановны, а мужчина, как известно, это глава и защитник семьи. Беда семьи Мармеладовых, по моему мнению, в том, что она не имеет своего заступника.

Александр ШУРАЛЁВ,
с. Кушнарёнково,
Башкортостан

История постепенного обновления человека

Роль исповеди Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В рассказе И.А. Бунина «Лапти» замерзает некий Нефёд, но, погибнув, уже за пределами своей жизни спасает мечущегося в бреду мальчика и заплутавших в страшном снегу людей.

В определённом смысле бунинский персонаж повторяет парадоксальную роль Мармеладова, случайная встреча с которым в начале романа помогает Раскольникову впоследствии обрести надежду на новую жизнь, пройти путь "постепенного обновления" и "перерождения".

В исповеди-самобичевании "титулярного советника" доброе, трепетное сердце "бывшего студента", противоречащее жестокому, циничному разуму, угадало ту дверь, за которой его приветят и поймут, когда ему будет "уже некуда больше идти". За этой дверью его ждала "падшая женщина" с непорочной душой невинного ребёнка, несущая на хрупких плечах тяжёлый крест человеческого страдания ("Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился").

Неисповедимые пути Господни, избравшие проводником маленького чиновника, свели вместе убийцу и блудницу и озарили их, не дав погрязнуть во мраке безысходности, свечой Благой Вести о воскресении и прощении. В воскресении Лазаря, о котором вдохновенно прочитала кроткая ("Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю") и чистая сердцем ("Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят") Соня, для обиженного на Бога и оттого неверующего повзрослевшего "бедного мальчика", в исступлении бросившегося уже не с "кулачонками", а с топором на призрак Миколки, обернувшийся старухой процентщицей, начал открываться ответ на мучительный вопрос-просьбу: "Господи! Покажи мне путь мой". После чего между двумя кошмарными снами в Раскольникове в страшных конвульсиях испустил свой злой дух теоретизирующий террорист и в не менее страшных муках родился просто человек.

Так опустившийся до самого жизненного дна пьяница, называющий себя "прирождённым скотом" и раздавленный пороком нищеты, поднялся в последние мгновения своего никчёмного существования до евангельской правды исповедального завещания, ставшего спасительным для преданной им же самим несчастной дочери и воскрешённого её самоотверженной любовью страдальца, возомнившего себя сверхчеловеком ("И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём!.. Господи, да приидет Царствие Твое!").

"Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Вот та Церковь, к которой пришли мимо кабака нещадно битые кнутом несправедливости два заблудившихся в петербургских трущобах существа, одно из которых слезами скорби смыло с больной совести другого кровь преступления, и произошло чудо: сквозь изжёлта-красные тучи, на протяжении всего романа заслонявшие небесную чистоту, забрезжил Божественный свет истинного человеческого предназначения.

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете. Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел. Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела. Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.

У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором. Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ. Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией... Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет. Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.

Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.

С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения. Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть. Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.

Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии. Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора». То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».

Но сколько бы ни рассуждал погруженный в свои мечты пьянчужка Мармеладов в романе «Преступление и наказание» о «прощении», в реальной жизни у него нет никаких перспектив. Сколько бы ни говорил он о Страшном Суде, в этом жестоком мире неудачнику и ничтожеству не так просто обрести утешение. И жизнь Мармеладова — это настоящая пытка.

На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»

Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.

(357 слов) Характер каждого человека определяет его дальнейшую судьбу. Одни из нас, подобно тонким ветвям ивы, гнутся от порыва ветра, других, как прочные железные прутья, не так просто сломить. К числу первых можно отнести и героя знаменитого социально-психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», бывшего мелкого чиновника Семена Мармеладова.

Мармеладова можно назвать одним из важнейших персонажей в произведении. С помощью этого героя автор преподносит читателю важные жизненные уроки. И самым главным является урок под названием «самоуважение». Уважение к себе - залог уважительного отношения к вам со стороны окружающих людей. Часто об этом говорят профессиональные психологи. Ф.М. Достоевский считается умелым мастером по изучению человеческих душ. Именно поэтому на примере Мармеладова мы можем понять, как важно видеть в себе личность, любить и ценить свои старания, заслуги и жизнь в целом.

Знакомство Мармеладова с главным героем романа Родионом Раскольниковым стало для второго катализатором внутренних перемен. История пьяницы и далеко не самого примерного семьянина тронула душу разочарованного в жизни студента. Раскольников еще больше убеждается в несправедливости этого мира, он принимает для себя решение искоренять все источники алчности и зла, которые окружают людей. Конечно, в дальнейшем это приводит героя к роковым ошибкам, но начало было положено доброе: молодой человек помог семье Мармеладова, тайком оставив немного денег.

История бывшего титулярного советника - антипример человеческого поведения и отношения к происходящему вокруг. Из монолога героя стоит подчеркнуть следующие важные правила для того, чтобы предотвратить совершение таких же ошибок, как у Семена Мармеладова. Так, ни в коем случае не нужно чересчур жалеть себя. Подобное отношение к себе может стать камнем преткновения на пути к личностному росту и счастью. Именно чувство сострадания к себе самому не дает мужчине справиться со своим недугом - пьянством. Сам он объясняет Раскольникову, что пьет лишь потому, что на дне стакана видит собственное горе.

Нельзя назвать главу семейства Мармеладовых абсолютно безнадежным и слабым человеком. Герой довольно часто слышит голос собственной совести и даже прислушивается к ней. Об этом свидетельствуют его многократные, пусть и неудачные, попытки все исправить. Однако нерешительность, боязнь поражения оставляют его в тупиковом положении. Таким образом, на примере персонажа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» читатель может усвоить для себя нравственные уроки, цель которых заключается в том, чтобы помочь личности в сохранении своего человеческого «Я».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!