Производство

Что не является религией. Понятие и формы религии. Какая религия самая древняя в мире

Религии бывают "примитивные" и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, или архаические - в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но, как правило, не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста "зачем нужна религия?"

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь - организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии :

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий различают:

  • мировые религии
  • национальные (религия отдельного народа)
  • архаические (умершие религии)

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Отдельно выделяются авраамические религии . К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

"Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это - чудо, счастье... А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, - просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. - то есть все то, что в 14-15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял - не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, - правда, и значит, правда и все остальное... И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь".

Религии мира

Религия — уверенность людей в существовании какой-то огромной, непознанной, сильной, могущественной, мудрой и справедливой силы, которая придумала, создала этот мир и руководит им — от жизни и смерти каждого человека до явлений природы и хода истории

Причины возникновения веры в бога

Страх жизни. С древности, перед лицом грозных сил природы и превратностями судьбы чувствовал человек свою малость, беззащитность и ущербность. Вера давала ему надежду на хотя бы чью-то помощь в борьбе за существование
Страх смерти. Человеку в принципе доступно любое свершение, он умеет преодолевать любые препятствия, решать любые задачи. Только смерть ему неподвластна. Жизнь, как бы трудна она ни была, хороша. Смерть страшна. Религия позволяла человеку надеяться на бесконечное существование души или тела, не в этом, так в ином мире или состоянии
Необходимость существования законов. Закон — это рамки, в которых живет человек. Отсутствие рамок или выход за их пределы грозят человечеству гибелью. Но человек — существо несовершенное, потому законы, придуманные человеком, менее авторитетны для него, чем законы, якобы, божьи. Если человеческие законы можно и даже приятно нарушать, то божьи установления и заповеди — нельзя

«Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Достоевский «Братья Карамазовы»)

Мировые религии

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Ислам

Буддизм. Кратко

: более 2,5 тысяч лет.
: Индия
— принц Сиддхартха Гуатама (VI век до н. э.), ставший Буддой — «просветленным».
. «Типитака» («три корзины» пальмовых листьев, на которых первоначально записывались откровения Будды):

  • Виная-питака — правила поведения для буддийских монахов,
  • Сутта-питака — изречения и проповеди Будды,
  • Абидхамма-питака — три трактата, систематизирующих положения буддизма

: народы Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Кореи, Монголии, Китая, Японии, Тибета, Бурятии, Калмыкии, Тувы
: человк может стать счастливым, только избавившись от всех желаний
: Лхаса (Тибет, Китай)
: Колесо закона (Дхармачакра)

Иудаизм. Кратко

: более 3,5 тысяч лет
: Земля Израиля (Ближний Восток)
Моисей, вождь еврейского народа, организатор Исход евреев из Египта (XVI-XII вв. до н. э.)
. ТаНаХ:

  • Пятикнижие Моисеево (Тора) — Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим);
  • Невиим (Пророки) — 6 книг старших Пророков, 15 книг младших Пророков;
  • Кетувим (Писания) — 13 книг

: Израиль
: не далай человеку того, чего не желаешь себе
: Иерусалим
: храмовый светильник(менора)

Христианство. Кратко

: около 2 тысяч лет
: Земля Израиля
: Иисус Христос — сын божий, спустившийся на землю ради того, чтобы принять страдания для искупления людей от первородного греха, воскресший после смерти и вознёсшийся обратно на небо (12-4 гг. до н. э. — 26-36 н. э.)
: Библия (Священное писание)

  • Ветхий Завет (ТаНаХ)
  • Новый Завет — Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов;
    Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

: народы Европы, Северной и Южной Америки, Австралии
: миром правит любовь, милосердие и всепрощение
:

  • Католичество
  • Православие
  • Греко-католичество

: Иерусалим, Рим
: крест, (на котором распяли Иисуса Христа)

Ислам. Кратко

: около 1,5 тысяч лет
: Аравийский полуостров (на юго-западе Азии)
: Мухаммад ибн Абдаллах, посланник бога и пророк (ок. 570-632 г. н. э.)
:

  • Коран
  • Сунна посланника Аллаха — истории о поступках и высказываниях Мухаммада

: народы Северной Африки, Индонезии, Ближнего и Среднего востока, Пакистана, Бангладеш
: поклонение Аллаху, который вечен и единственно способен оценить поведение человека для его определения в рай

Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.

Этот термин очень тесно связан с такими понятиями, как «вера» и «Бог». Исходя из этого, можно дать определение тому, что такое религия. Это такая форма сознания и совокупности духовных представлений и эмоциональных переживаний, которая основывается на вере в некоторые сверхъестественные существа и богов, ангелов, демонов, бесов и прочие), которые и являются объектами и предметами культа и поклонения. Обобщив, можно сказать, что такое религия простыми словами. Этот термин означает почитание определенных богов.

Однако для полноценного раскрытия этого сложного вопроса (о том, что такое религия) нужно обратиться к истории и понять роль религии в обществе и развитии человеческой цивилизации.

Еще на заре развития человечества люди не могли объяснить, как происходят те или иные природные процессы. Поэтому они предпочитали считать наводнение, засуху, гром, молнию, восход и закат действиями определенных злых или добрых богов и сверхъестественных существ. Со временем появились и специально обученные люди - шаманы, жрецы, друиды, браманы, которые умели общаться с проявлениями богами и духами. Основной их задачей было предсказание неурожайных или же урожайных лет, войн, а также задабривание тех или иных сверхъестественных существ. Каждое явление имело своего бога. Покровители были у войны, грома, солнца и так далее. Верования в многочисленность богов носят такие названия, как политеизм или язычество.

Постепенно, с развитием цивилизации и общества, начала отпадать необходимость в огромном количестве сверхъестественных сил. У людей появилась идея о единстве. Такая вера в единого бога носит название монотеизм. В истории религии считается, что первыми в этом вопросе были иудеи, которые верили в единого Существовали некоторые попытки введения монотеизма на территории Египта в виде культа единого покровителя солнечного света - Амона Ра, но такие попытки успехом не увенчались. Тут выходит на арену вопрос о том, что такое Такое течение имело не только религиозный, но и политическо-социальный характер. Для развития монотеизма требовалось объединение разрозненных племен и территорий в одно единое государство. Однако у каждого племени, у каждой деревни и общины были свои собственные верования и боги. Политически вера в одного бога могла сплотить и объединить людей. И вот языческие жрецы стали священниками, ритуалы превратились в таинства, заклинания трансформировались в молитвы.

Существуют три основные мировые религиозные конфессии: буддизм, ислам и христианство. Основными их назвали благодаря многочисленности их последователей - верующих. Однако, судя по определению термина, объясняющего, что такое религия, это будет не совсем верно. Тот же буддизм, по сути, не является конкретной религией, так как это - больше учение и вера в определенные догмы и силы природы, а не в одного единого бога. А вот христианство, наоборот, трансформировалось в религию из учения. В настоящее время большую популярность набирает так называемое «неоязычество» - попытки возродить политеистические, языческие религии прошлого.

Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

2. Происхождение религии.

Натуралистическая (от лат. natura - природа) гипоте­за, высказанная еще римским поэтом и философом Лу­крецием (I в. до н.э.), утверждает, что идея Бога и рели­гия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы (timor primus ecit deos - страх со­здал первых богов), непонимания причин их возникно­вения, незнания законов природы.

Анимистическая гипотеза (от лат. animus - дух) видит источник происхождения религии в сновидениях, обмороках, галлюцинациях, смерти и т.п. явлениях, наблюдения за которыми привели "неразвитого человека" к мысли о существовании другого, столь же реального мира, как и этот.

Несколько иную идею о происхождении религии высказал один из гегельянцев прошлого столетия Л.Фейербах (+1872 г.). Свою гипотезу он основывает на старом положении об олицетворении человеком сил природы как основе древних религиозных верований. Религия, по его мнению, непосредственно вырастала из олицетворения отдельных сторон и свойств абстрактной природы человека, превратного ее объяснения. Бог и боги - это, оказывается, олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные в самостоятельные существа.

Фейербах делит религии на "духовные": иудаизм, буддизм, христианство, ислам - и "естественные": все первобытные и древние языческие верования. В "духовных" религиях, по Фейербаху, "Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственное существо человека", а в "естественных" религиях "отличный от человека бог есть не что иное, как природа или существо природы".

Социальная гипотеза.

Религия «могла возникнуть лишь на определенной ступени развития... общества и самого человека»39, т.е. она - явление не изначальное в человеческом обществе.

Возникновение религии обусловлено:

а) социальным фактором - «ввиду неразвитости обще­ственного производства» (в первобытном обществе - чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах - чувством бессилия перед социальным гне­том);

б) гносеологическим фактором - умением «формули­ровать весьма отвлеченные понятия», когда «у человека развивается способность к абстрактному мышлению»40. Абстрактное же мышление дает возможность возникновению в человеческом сознании «фантастических отражений ре­альной действительности», т. е. сверхъестественных, рели­гиозных.

Существует несколько версий происхождения слова религия . По одной из них оно произошло от латинского religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение и др. По другой версии оно происходит от латинского глагола religare , означающего связывать, соединять. Есть также мнение, что оно могло произойти от еще одного глагола reeligere , то есть воссоединять.

Поскольку у данного слова столько вариантов происхождения, то и определение данному понятию дают большое множество. Но на самом деле религия — это способ общения людей с Богом. И потому их существует такое множество.

Бог один, но все люди разные и каждый выбирает в жизни для себя тот путь, который ему легче пройти. Именно поэтому Господь допустил существование стольких религиозных течений. Ведь все истинные религии в конечном счете приведут к Нему. У кого то этот путь будет коротким, а кому-то понадобится большое количество жизней. Это зависит от того, какое религиозное направление человек выбрал. И хотя проповедники разных религий утверждают, что только их путь истинен и короток, тем не менее, все они различны.

Как человек предается Богу, так и Бог отвечает ему. Если сердце человека полностью открыто для общения с Богом, то Он ведет его по кратчайшему пути. Если же в человеке существуют материальные привязанности, то Всевышний направляет его по пути, который даст человеку время на избавление от этих привязанностей. Все зависит от выбора самого человека.

Существует несколько направлений в религии :

  1. Атеизм — отрицание существования Бога.
  2. Монотеизм — поклонение одному Богу.
  3. Политеизм — поклонение нескольким Богам.
  4. Чистый теизм- признание права существования всех истинных религий, поскольку присутствует понимание того, что Бог один.

Если вкратце рассмотреть, что дали основные религиозные течения людям, то можно сказать следующее:

  1. Иудаизм — через иудеев Господь дал 10 Заповедей, соблюдая которые все в точности и той последовательности, в которой они идут, человек непременно достигнет совершенства своей жизни. Это очень важный момент. Так как, только осознав первые Заповеди, человек сможет без отклонений следовать остальным. Эти Заповеди важны настолько, что даже последователи вайшнавизма просят христиан следовать им.
  2. Христианство — Иисус учил людей любви к Богу и ближнему, чего ранее не существовало, так как все поклонения совершались из страха перед могуществом Всевышнего. Концепцию любовного служения Всевышнему он принес из своего путешествия по Индии и Гималаям, где на протяжении 7 лет он обучался у местных священников. В Евангелии подтверждается новизна учения, которое Иисус нес людям.
  3. Ислам — несмотря на то, что христианство относится к монотеизму, Коран отрицает это, утверждая политеизм христианства из-за приравнивания Иисуса к положению Всевышнего, а также поклонение матери Иисуса, как матери Бога, наравне с Самим Богом. Пророк Мухаммед попытался возродить религиозные устои и вернуть людей на путь монотеизма, на путь поклонения Самому Богу. При этом он дал то, чего не сделал Иисус: он описал часть качеств Бога. В Библии же о Боге почти ничего не говорится. Благодаря пророку Мухаммеду, люди смогли хоть немного узнать о том, кто такой Бог.
  4. Буддизм — данное течение проповедует любовь ко всем живым существам. Оно возникло тогда, когда жертвоприношения, совершаемые людьми, чтобы очистить свои грехи, приняли угрожающий характер, и животных оставалось не так много. Для защиты живых существ Господь воплотился в образе Будды (не путать с Самим Богом), отверг авторитетность ведических писаний и остановил массовые убийства. Это была временная мера, необходимая на тот момент. Поскольку Веды были признаны неавторитетными, то и был отвергнут личностный аспект Бога. В результате основной идеей является поклонение безличному Абсолюту и слияние с пустотой, с сиянием. Но, так как Бог является личностью, то в предсказаниях говорится о том, что данное направление со временем исчезнет.
  5. Индуизм — его уникальность состоит в том, что, несмотря на единое название, оно представляет собой множество религиозных направлений. Часть из них проповедует философию пустоты, часть следует политеизму, а вайшнавизм проповедует чистый теизм. Поэтому рассматривать его, как единое течение нельзя, нелогично. В древних ведических предсказаниях говорится о наступлении Золотого Века, который продлится около 10 000 лет, затем деградация людей продолжится. Ряд предсказателей говорят, что данный век наступит после катастрофы 2012 года. Однако последователи вайшнавизма считают, что он начался примерно около 500 лет назад с приходом Господа в образе Чайтанья Махапрабху, проповедовавшего славу Святого Имени на территории Индии. Он дал людям самый простой, самый легкий и самый короткий путь к Богу через воспевание маха-мантры: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе" .

Зачастую люди не знают, как правильно выбрать религию . Они не понимают, что мало знать, нужно следовать тому, что проповедует определенное религиозное течение. Ибо, как сказано в Библии, и демоны веруют в Бога и трепещут перед Ним, но вера без дел мертва. Чтобы достичь совершенства в жизни, нужно к нему идти. А чтобы легче было разобраться в том, какой путь выбрать, нужно найти ответы всего на три вопроса:

  1. Какую цель преследует данная религия ?
  2. Каким путем достигается данная цель?
  3. Что чувствуешь, глядя на тех, кто достиг этой цели?

Если все ответы на данные вопросы удовлетворяют человека, он может смело начинать свой путь домой к Богу.