Социология

Код и наименование направления подготовки. Приказ Минобрнауки об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования — Российская газета. Какие объекты классифицируются в оксо

  • Ответственный за поддержку классификатора: Минобрнауки России
  • Основание: Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст 01.01.2004
  • Утвержден: 15.06.2005
  • Вступил в действие: 01.10.2005
Код ОКСО Наименование специальности Квалификация
Код Наименование
90000 Информационная безопасность
210000 Электронная техника, радиотехника и связь
30000 Гуманитарные науки
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
100000 Сфера обслуживания
280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
50000 Образование и педагогика
240000 Химическая и биотехнологии
170000 Оружие и системы вооружения
80000 Экономика и управление
10000 Физико-математические науки
200000 Приборостроение и оптотехника
150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
270000 Архитектура и строительство
120000 Геодезия и землеустройство
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
230000 Информатика и вычислительная техника
20000 Естественные науки
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника
190000 Транспортные средства
60000 Здравоохранение
110000 Сельское и рыбное хозяйство
40000 Социальные науки
220000 Автоматика и управление
180000 Морская техника
70000 Культура и искусство

Что такое ОКСО

ОКСО – это сокращенное название Общероссийского классификатора специальностей. Классификатор создан для того, чтобы обеспечивать обмен данными между государственными ведомствами в области образования. ОКСО призван решать задачи в сфере подготовки нужных специалистов в производственной либо иной области. Другими словами, Общероссийский классификатор специальностей учитывает потребности рынка в различных областях деятельности, что приводит в конечном итоге к снижению уровня безработицы.

Среди остальных задач ОКСО выделяют такие, как регулирование лицензирования в образовательной области, статистический анализ, учет и обработку информации, регулирование соотношения уровня подготовки российских специалистов в соответствии с международными стандартами.

ОКСО включает в себя как высшее, так и среднее профессиональное образование. Классификатор опирается на закон «Об образовании», а также на списки направлений в подготовке кадров, составленные в соответствии с данным законом. Ведение классификатора регулируется Министерством образования РФ и ВНИИКИ Госстандарта.

Какие объекты классифицируются в ОКСО

Объектами Общероссийского классификатора специальностей являются специальности высшего и среднего профессионального образования. Под специальностью в данном случае понимаются навыки, знания, умения, которые были получены в процессе обучения в образовательном учреждении, когда становятся способны решать подготовленные специалисты поставленные профессиональные задачи.

Какова структура и коды в ОКСО

ОКСО в целом представляет свод кодовых обозначений объектов для классификации, наименований данных объектов и дополнительные классификационные признаки.

Включает структурное описание объекта:

  • Блок наименования
  • Блок идентификации
  • Блок классификационных дополнительных признаков

В ОКСО блок идентификации строится с применением иерархического метода классификации, а также при помощи последовательного метода кодирования. Можно выделить три уровня иерархической классификации:

  • Специальности
  • Направления подготовки
  • Укрупненные группы направлений и специальностей

В структуру кодового обозначения включены шесть десятичных цифровых знака. Она обладает следующим видом: ХХХХХХ, где:

  • Первый и второй знак соответствует укрупненным группам направлений и специальностей подготовки
  • Третий и четвертый знак – это направления подготовки
  • Пятый и шестой знак – специальности

В ОКСО блок наименования включает в себя наименования специальностей, направлений подготовки, наименования укрупненных групп направлений и специальностей. Для удобства использования классификатора наименования направлений выделены полужирным, специальностей – курсивом. В блоке классификационных дополнительных признаков содержится информация о квалификации, которая присваивается по специальности и направлению подготовки. В 1 графе блока квалификационных дополнительных признаков указывают код, во 2 графе блока – наименование квалификации. Определяется наименование квалификации утвержденными Министерством образования РФ перечням направлений и специальностей среднего профессионального и высшего образования.

Регистрационный N 30163

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326), подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

1. Утвердить:

перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата (приложение N 1);

перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры (приложение N 2);

перечень специальностей высшего образования - специалитета (приложение N 3);

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (приложение N 4);

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (приложение N 5);

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (приложение N 6);

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (приложение N 7).

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе применять перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст. 199; N 40, ст. 5091; 2011, N 28, ст. 4215), перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный N 15158), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168 "О внесении изменений в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17016), от 12 августа 2010 г. N 856 "О внесении изменений в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2010 г., регистрационный N 18418), от 11 марта 2011 г. N 1352 "О внесении изменений в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168 и от 12 августа 2010 г. N 856" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20389), от 5 июля 2011 г. N 2099 "О внесении изменений в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168, от 12 августа 2010 г. N 856 и от 11 марта 2011 г. N. 1352" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2011 г., регистрационный N 21577) (далее - перечни) до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в перечнях.

Министр Д. Ливанов

Окончание школы знаменуется для многих выпускников началом нового жизненного этапа - поступлением в От выбора образовательного учреждения во многом зависит будущее ребенка, а потому делать его необходимо осознанно. И первое, на что следует обращать внимание - не отзывы или репутация вуза, а соответствие выбранного направления подготовки профильности заведения.

Направление подготовки в вузе - что это такое?

Удивительно, но, определяясь с местом получения высшего образования, важно ориентироваться на профессиональные программы. Профильность учреждения обуславливает наличие тех или иных дисциплин в соответствии с Прежде чем подавать заявление для поступления в выбранный вуз, необходимо предварительно ознакомиться с его образовательной программой.

Итак, что значит направление подготовки? Для реализации основополагающих учебных программ Министерством образования и науки России были утверждены стандарты, поэтому для каждого уровня высшего образования сегодня действует свой ФГОС. Соответственно, проводить обучение на бакалавриате или специалитете по стандартам магистратуры или аспирантуры недопустимо. Так, наша страна гарантирует функциональность созданной системы профессиональной кадров различной профильности и специализации, в которых нуждается народное хозяйство и предпринимательский сектор.

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

Каждый ФГОС предусматривает десятки укрупненных направлений подготовки, которые, в свою очередь, включают в себя несколько специальностей. Например, 11.00.00 «Электроника, системы связи и радиотехника» является базисным укрупненным направлением со специальностями:

  • 11.03.01 «Радиотехника».
  • 11.03.02 «Наноэлектроника».
  • 11.03.03 «Конструирование электронных средств».
  • 11.03.04 «Системы связи и инфокоммуникации».

Профили направлений и специализаций в университетах

Далее следует назвать разделение на профили по направленности образования, предусмотренного федеральными стандартами. При этом за каждым остается право создания уникальных профилей образования в соответствующем порядке и утверждения их в Министерстве.

К примеру, профили специальности 01.03.04 «Прикладная математика» могут быть предложены в вузе следующим образом:

  • Обеспечение математических и алгоритмических систем и технологий информации.
  • Математическая методика в информационных технологиях.
  • Прикладная информатика в химии.
  • Моделирование и математические методы в экономике.
  • Обеспечение искусственных интеллектуальных систем и программирование.

Чем отличается профиль от направлений и специальности?

Как уже говорилось, к выбору направления подготовки и специальности необходимо подходить ответственно. Несмотря на общие блоки фундаментальных дисциплин, входящих в образовательную программу профилей конкретной специализации, в каждом из них имеются уникальные предметы, учитывающие специфику профессии выпускника в будущем. Именно поэтому, знакомясь с перечнем направлений подготовки, абитуриенты должны знать, что все они могут включать в себя десятки профилей. Для наглядности в качестве примера следует рассмотреть специальность «Строительство», предполагающую варианты профессий в не имеющих ничего общего между собой сферах строительства:

  • «Строительство гидротехнических сооружений».
  • «Строительство промышленных зданий».
  • «Возведение гидроэлектростанций и насосных станций».
  • «Городское строительство и хозяйство».
  • «Экспертиза недвижимости и управление».
  • «Прокладывание автомобильных дорог и строительство аэродромов».
  • «Вентиляционные и инженерные системы».
  • «Строительство и компьютерное моделирование».

Как правильно выбрать будущую профессию?

Таким образом, знакомиться с образовательной программой необходимо задолго до подачи документов в вуз. Ведь получив представление о профессиональном блоке дисциплин учебного плана, несложно догадаться, обладателем какой профессии станет выпускник учреждения.

На данном этапе важно не ошибиться с направлением подготовки и профилем, соответственно. Зачастую неразборчивых абитуриентов часто с толку сбивает и то, что специальности обладают практически идентичными названиями, несмотря на кардинальные различия в блоках профессиональных дисциплин. В итоге студенты приобретают знания, не соответствующие их первоначальным стремлениям и планам, а значит, на выходе из вуза они получают неравные возможности для успешного карьерного роста.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Перечень направлений подготовки и специальностей можно найти на официальном сайте практически любого университета, однако быстро отыскать профили и соответствующие им образовательные программы вряд ли получится. Все дело в том, что уставными документами учреждения обязаны публиковать данные о квотах бюджетных и контрактных мест по той или иной специальности. Вуз может не детализировать профессиональные программы, относящиеся к каждому направлению. При этом большинство учебных заведений, имеющих прозрачную репутацию, не скрывают профилей образования и указывают их в разделе «Приемная комиссия».

Данная информация может содержаться и в другом разделе сайта. Часто сведения о профилях присутствуют в описании самого вуза, его структуры. Но если перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования открыт и доступен для каждого посетителя сайта, то информацию о профилях нередко осознанно скрывается от абитуриентов. Причиной тому может быть непопулярность и невостребованность определенной образовательной программы в сравнении со специальностью, звучащей более престижно и привлекательно для поступающих. Такой недобросовестный шаг, несомненно, выгоден вузу.

Основные отличия специальности от профильного направления

Кстати, в контексте вышесказанного стоит отметить, что большинство абитуриентов не видит принципиальных различий в понятиях «направление» и собственно «специальность». На самом же деле общего у этих двух терминов не так уж и много. Основное отличие заключается в разнице периодов обучения. В соответствии с знания по направлениям получают бакалавры и магистры на протяжении четырех и двух лет соответственно. Здесь скорее идет речь о форме обучения, соответствующей европейским стандартам и предоставляющей студентам широчайший спектр возможностей для выстраивания персонального плана обучения. Таким образом, к моменту окончания бакалавриата студенты становятся обладателями дипломов о высшем образовании, что позволяет им официально трудоустроиться.

Но для тех выпускников, которые хотели бы продолжить учебу для повышения своего квалификационного уровня или изменить профессиональное направление, существует магистратура. По ее окончании выпускник может стать обладателем двух профессий и двух дипломов о высшем образовании.

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

При выборе специализации и профиля только внимательность и осторожность убережет поступающего от совершения ошибки. Недобросовестные учебные учреждения с целью повышения дохода иногда включают в перечень профессиональных программ профили, не соответствующие их общей специализации.

Самыми распространенными и прибыльными с точки зрения коммерческой системы предоставления образовательных услуг являются профили «Дизайн», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», а потому при поступлении в вуз, для которого данные специальности не являются профильными, следует не терять бдительность и быть настороже - вполне вероятно, что данная учебная организация ставит перед собой цель поправить финансовое положение.

Как правило, университеты, которые обучают технологов или биологов, строителей и инженеров, не производят набор студентов на кардинально отличающиеся от базисных направления подготовки.

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Конечно, исключения бывают из всех правил, но чтобы не попасться на обман, желательно провести серьезный анализ заведения перед подачей документов. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • на выбранном профиле отсутствуют бюджетные места;
  • количество контрактных мест значительно преобладает над остальными специализациями;
  • совершенно уникальное название профиля, которое не встречается в других вузах (это может быть, конечно, и признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но также может нести и другую цель - подменить необычным названием обычное содержание, чтобы выделиться из фона).

В большинстве своем высшие учебные заведения обладают балансом контрактных и бесплатных мест на ту или иную специальность. Востребованные вузы имеют больше бюджетных мест для студентов, нежели платных. Преобладание контрактных мест на программы над бесплатными - повод для дополнительного сбора информации на счет качества предоставляемых образовательных услуг в данной организации.

Насколько важен правильный выбор профессионального направления и специальности?

Ознакомившись с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, помните, что университет является не только местом учебы студентов. Каждый вуз можно назвать местом аккумулирования знаний, развития научной школы и формирования новых представлений о научном и техническом прогрессе, культуре и искусстве. Однако сосредоточить силы на всех направлениях одновременно невозможно.

Деятельность институтов, академий и университетов, проверенных десятилетиями, основывается на их стержневой профильности. Принимая решение о поступлении в непрофильное учебное учреждение, потенциальный студент серьезно рискует получить образование недостаточно высокого уровня. Правильный выбор профессиональной программы и специальности - шанс воплотить свою мечту и стать тем, кем хотелось еще со времен школьной скамьи.

<11> К другим товарам аптечного ассортимента относятся медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуда для медицинских целей; предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет; очковая оптика и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства; медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни - Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815 N 31, ст. 4161, N 42, ст. 5293, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446, N 53, ст. 7587; 2013, N 27, ст. 3477, N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1098, N 43, ст. 5797, N 52, ст. 7540; 2015, N 10, ст. 1404, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, 4367, 4388; N 43, ст. 5797; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, ст. 9, N 23, ст. 3287, N 27, ст. 4194, 4238, 4283).


<7> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

<8> Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. ст. 4673, 8220, 8221, 8222, 8223, 8224, 8225, 8226, 8227, 8228, 8229, 8230, 8231, 8232, 8233, 8234, 8235; 2002, N 52, ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596, N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393).

Специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).


<1> Перечень специальностей высшего образования - бакалавриата, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355) и от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807).