Психология

Наставничество в образовании и кружковом движении. Методическая разработка "наставничество как способ сопровождения и поддержки молодых учителей" Опыт наставнической деятельности

«Самое главное и сложное искусство наставника

состоит в умении ничего не делать с учеником»
Ж. Ж. Руссо

Организация наставничества в образовательном учреждении.

В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль отведена наставничеству. Молодой специалист, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи коллег направляющих его деятельность, в обучении трудовым навыкам. Опытный наставник сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.

Деятельность наставника - важное общественное поручение в школе. Наставником может быть работник, достигший успехов в повышении квалификации, с богатым жизненным опытом, обладающий высокими нравственными качествами и имеющий навыки воспитательной работы. Наставничество помогает обеспечить единство нравственного и трудового воспитания молодежи, успешной адаптации молодежи в школе.

Роль наставника педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение.

Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

Задачи школьного наставничества:

Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

Документы, необходимые для работы наставника:

Приказ о «Об организации работы с молодым специалистом»

Положение о наставничестве

План работы с молодыми специалистами

Аналитическая документация контроля адаптации молодого учителя.

Отчеты наставника о проделанной работе представляются на:

заседание методического объединения учителей начальной школы

заседание методического совета школы

Примерное положение

об организации наставничества в школе.

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для Школы…. в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Уставом школы регламентирует деятельность педагогов.

1.2. Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в Школе или имеющими трудовой стаж не более 3 лет.

1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.

1.4. Основными принципами наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.

1.5. Действие настоящего положения распространяется на педагогов школы.

1.6. Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников образовательного процесса.

1.7. Срок данного положения не ограничен. Действует до принятия нового.

II. Цели и задачи наставничества.

2.1. Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении; формирование в Школе кадрового ядра.

2.2. Задачи школьного наставничества:

Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в Школе;

Ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

Способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в Школе.

III. Организационные основы наставничества.

3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора Школы и руководители школьных методических объединений, в которых организуется наставничество.

3.3. Руководитель методического объединения выбирает наставника из подготовленных учителей по следующим критериям:

Высокий уровень профессиональной подготовки;

развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;

опыт воспитательной и методической работы;

стабильные результаты в работе;

богатый жизненный опыт;

способность и готовность делиться профессиональным опытом;

стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

3.4. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.

3.5. Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания методического объединения, согласованная с заместителем директора.

3.6. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, приказом директора Школы с указанием срока наставничества (не менее одного года). Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность.

3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников Школы:

учителей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в школе;

специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет;

учителей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками;

выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшим в Школу по распределению;

выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в Школе.

3.8. Замена наставника производится приказом директора Школы в случаях:

увольнения наставника;

перевода на другую работу подшефного или наставника;

привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым учителем целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

3.10. За успешную работу наставник отмечается директором Школы по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.

IV. Обязанности наставника.

Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу Школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности;

Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю - предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

Проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления, давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

Периодически докладывать заместителю директора о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

V. Права наставника

  • с согласия заместителя директора подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников Школы;
  • требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

VI. Обязанности молодого специалиста.

В период наставничества молодой специалист обязан:

изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности Школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

Выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

VII. Права молодого специалиста.

Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;

Защищать профессиональную честь и достоинство;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;

Посещать уроки других учителей с их согласия;

Повышать квалификацию удобным для себя способом.

VIII. Руководство работой наставника.

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора.

8.2. Заместитель директора обязан:

Представить назначенного молодого специалиста учителям Школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;

Создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

Организовать работу наставника с молодым специалистом;

Посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые молодым специалистом;

Организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

Осуществлять систематический контроль работы наставника;

Определить меры поощрения наставников.

8.3 Руководитель методического объединения обязан:

Рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы с молодым специалистом;

Провести инструктаж наставников и молодых специалистов;

Обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;

Заслушать и утвердить на заседании методического центра отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора.

IX. Документы, регламентирующие наставничество.

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

настоящее Положение;

приказ директора Школы об организации наставничества;

планы работы педагогического, научно-методического совета, методических объединений;

протоколы заседаний педагогического, научно-методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;

9.2. По окончании срока наставничества молодой специалист и наставник в течение 10 дней должны сдать методисту школы следующие документы:

отчет о проделанной работе;

план профессионального становления с оценкой наставника, отзывом и предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Примерный приказ «Об организации работы с молодым специалистом»

С целью диагностики профессиональной компетенции и адаптационной способности молодых специалистов, обеспечения условий для их профессионального роста, оказания им методической помощи, в соответствии с планом работы школы на ___________ учебный год,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Назначить на ___________ учебный год в качестве наставников за молодыми педагогами на срок от 1 года до3 лет:

ФИО, учителя начальных классов высшей квалификационной категории наставником ФИО., учителем начальных классов, молодым специалистом;

2. Утвердить план работы с молодыми специалистами. (Приложение 1)

3. Утвердить Положением о наставничестве (Приложение 2)

4. Контроль над исполнением приказа возложить на заместителя директора по научно-методической работе или методиста.

Директор школы: ________________

Приложение1

К приказу №---од

Примерный план работы с молодыми специалистами

Цель:

создание условий для молодых специалистов по самореализации, приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности,

закрепления молодых специалистов в коллективе.

Задачи:

создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодых педагогов,

оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.

Основные принципы:

Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип целостности.
Принцип сотрудничества.
Принцип индивидуализации

Основные направления работы:

Планирование и организация работы по предмету.
Планирование и организация воспитательной работы.
Работа с документацией.
Работа по самообразованию.
Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
Психолого - педагогическая поддержка.

Этапы работы с молодым специалистом

1 этап – адаптационный

2 этап - основной проектировочный

3 этап - контрольно-оценочный

Список наставников и молодых специалистов

Молодые специалисты:

Наставник: _______________________________

Приложение к приказу

от 01.09.20___г № ____-од

План работы с молодыми специалистами на ___ учебный год

Примечание: составляется молодым социалистом совместно с наставником.


ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

СЕРГЕЕВА С.В., КАЛАШНИКОВА С.С., ВОСКРЕКАСЕНКО О.А.

В статье раскрываются сущность, функции и основные направления деятельности наставника в высшей школе. Обосновывается необходимость его пси-холого-педагогического сопровождения с целью повышения качества профессиональной деятельности по воспитанию обучающихся. Особое внимание в статье уделено характеристике модели психологопедагогического сопровождения деятельности наставников и условий её эффективного внедрения в образовательный процесс высшего учебного заведения.

In article functions and the basic directions of activity of the instructor in the higher school reveal essence. Necessity of its psihologo-pedagogical support for the purpose of professional work improvement of quality on education of the trained is proved. The special attention in article is given the characteristic of model of psihologo-pedagogical support of activity of instructors and conditions of its effective introduction in educational process of a higher educational institution.

Перед современной системой профессионального образования стоит важная задача развития личности будущего специалиста, предполагающая раскрытие его творческого потенциала и субъектных свойств. Эта задача неизбежно меняет ключевые педагогические позиции в осуществлении воспитательного процесса в высшей школе. Получают развитие такие его основания как вариативность, демократизация отношений субъектов воспитания, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов воспитательного процесса.

Особая роль в приобретении студентами опыта взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений в процессе профессионального образования отводится наставнику академической группы. Образцы складывающихся в воспитательной работе отношений между субъектами образовательного процесса оказывают существенное воздействие на становление личности будущего профессионала, формируют социальную и профессиональную позицию будущих специалистов. Являясь субъектом образовательного процесса, наставник занимает центральное место в системе отношений «наставник - студент». Его влияние на воспитание студентов во многом определяется степенью его участия в решении проблем каждого студента в отдельности и студенческой группы в целом.

В этой связи особую значимость приобретает совершенствование психолого-педагогической подготовки наставников и формирование у них готовности к эффективному взаимодействию со студентами в высшей школе.

В современной справочно-энциклопедической литературе по педагогике и психологии представлены близкие по значению понятия: куратор, наставник, тьютор.

В энциклопедическом словаре под редакцией Б.А. Введенского понятие «наставник» трактуется как попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ .

В словаре иностранных слов под куратором [от лат. си^ог-попечитель] понимается лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы; а под «тьютором» [от лат. Шеог -наблюдаю, забочусь] - педагог-наставник . Авторы словаря поясняют, что такого рода педагог выдвигается из числа опытных преподавателей. В учебное время он осуществляет преподавательскую деятельность, а во внеучебное - воспитательную работу со студентами.

В педагогической энциклопедии Б.М. Бим-Бад даёт следующие определения: «куратор -это преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов)»; «наставничество - это процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником» .

В словаре русского языка С.И. Ожегова «наставник - это учитель и воспитатель, руководитель»; «куратор - человек, курирующий что-нибудь».

Предпринятый анализ понятий «наставник», «куратор», «тьютор» позволяет рассматривать их как синонимичные понятию «воспитатель». Согласимся с мнением современных исследователей в области педагогики (В.А. Волчека и др.), которые справедливо считают, что наставник - это воспитатель-профессионал, духовный посредник между обществом и студентом в освоении культуры, накопленной человечеством.

Прежде чем рассматривать проблему совершенствования психолого-педагогической подготовки наставников и формирования у них готовности к эффективному взаимодействию с обучающимися, целесообразно остановиться на характеристике основных функций и направлений деятельности наставника в высшей школе.

Среди функций наставника традиционно выделяют: когнитивно-диагностическую, прогностическую, организационно-воспитательную, объединительно-сплачивающую, социальнопедагогическую, координирующую, научно-методическую, коммуникативную, аналитикорефлексивную .

Когнитивно-диагностическая функция наставника связана с необходимостью изучения, с одной стороны, особенностей развития и поведения обучающихся с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе, с другой - психологического микроклимата в студенческой группе, структуры и уровня развития коллектива обучающихся.

Как правило, диагностику проводят практические психологи учреждения. Вместе с тем, такие возможности есть далеко не в каждом вузе. Поэтому диагностическую работу целесообразно рекомендовать для проведения наставникам студенческих групп. В этой связи необходимо предварительно провести ряд обучающих семинаров с целью обучения наставников основам применения диагностического инструментария. В качестве последнего могут быть использованы: «Тест Шмишека» (о наличии акцентуированных черт характера), тест «Дом. Дерево. Человек», «Исследование тревожности» (Ч. Спилберга), опросник Айзенка (на выявление особенностей темперамента личности), «Социометрия» (выявление лидеров и аутсайдеров в группе). Различного рода педагогические анкеты, вопросники помогают наставнику более эффективно организовать работу со студентами, помочь в преодолении трудностей.

Прогностическая функция заключается в предвидении наставником результата намеченного воспитательного воздействия, последствий отношений, складывающихся между педагогами, воспитанниками и родителями, прогнозировании уровней индивидуального развития студентов и этапов формирования коллектива, построении модели воспитательной подсистемы группы, соответствующей воспитательной системе учебного учреждения.

Организационно-воспитательная функция наставника студенческой группы связана с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина. В своей деятельности наставник использует богатый набор педагогических форм, методов, средств воспитательной работы со студентами.

Воспитательная функция наставника предполагает приобщение студентов к системе культурных традиций вуза, помощь в решении важных для группы коллективных личностноориентированных творческих дел, приобщает к трудовому воспитанию, активизирует творческий потенциал каждого студента и группы в целом, приобщает студентов к воспитанию системы освоения культурных ценностей, духовно-нравственных идеалов, эстетической культуры, этической морали и правил этикета, гражданской ответственности будущих педагогов.

Объединительно-сплачивающая функция направлена на формирование наставником студенческого коллектива. Реализация данной функции может осуществляться через организацию разнообразной деятельности, отвечающей актуальным потребностям студентов (учебной, научноисследовательской, коммуникативной, досуговой и т.д.); использование педагогического потенциала коллективных традиций образовательного учреждения, студенческого самоуправления, общественного мнения и т.д.; организацию межгруппового взаимодействия как внутри, так и между факультетами по направлениям (учебному, научно-исследовательскому, досуговому); оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций, формирование умений и навыков бесконфликтного поведения; ознакомление студентов-первокурсников с традициями и организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, правами и обязанностями студентов и др.

Для успешной реализации наставниками объединительно-сплачивающей функции, целесообразна организация и осуществление их психологической поддержки со стороны специалистов - психологов и педагогов. Её содержанием может стать обучение наставников основам проведения тренинга групповой сплоченности.

Социально-педагогическая функция наставника предполагает оказание наставником педагогической помощи в социальной адаптации студентов (усвоение социальных норм, установок данного общества, формирование ценностных ориентаций и отношений, овладение социальными ролями и др.) через их включение в различные виды социально-значимой деятельности (учебной, трудовой, досуговой, общения).

Координирующая функция связана с необходимостью согласования наставником педагогических усилий (администрации образовательного учреждения, профессорско-преподавательского состава, общественности и родителей) по решению образовательных задач и осуществлению единого подхода к обучающимся. Данная функция направлена на организацию взаимодействия с семьями студентов, сотрудничество с социальными институтами, координацию воспитательных усилий педагогов, защиту интересов студентов.

Научно-методическая функция предполагает содействие наставника вместе с преподавателем приобщению студента к научно-исследовательской деятельности, тем самым решению задачи подготовки конкурентоспособного на рынке труда будущего специалиста. Используя в своем арсенале огромный методический комплекс, наставник помогает студентам в овладении основами организационной деятельности, а также в самовоспитании, самообразовании, самоорганизации и проведении досуга.

В соответствии с коммуникативной функцией наставник должен способствовать развитию коммуникативных способностей, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышению культуры межличностного взаимодействия в студенческой среде, с одной стороны, и во взаимоотношениях с преподавателями, с другой.

Аналитико-рефлексивная функция предполагает осуществление наставником анализа и самоанализа проделанной со студентами воспитательной работы (уровень достижения цели и задач; реализации функций в соответствии с ведущими принципами, положенными в основу деятельности наставника, а также основных направлений содержания деятельности; выбранными формами, методами и средствами осуществления педагогического взаимодействия; соответствия результата поставленным целям и задачам).

В соответствии с вышеназванными функциями можно выделить следующие направления деятельности наставника в высшем учебном учреждении:

1. Знакомство обучающихся с уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студента, традициями вуза, организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса и т.п.

2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза.

3. Формирование студенческого коллектива.

4. Оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, в привлечении студентов к научно-исследовательской, общественной работе и развитию различных форм студенческого самоуправления.

5. Создание атмосферы доброжелательных, доверительных, творческих отношений между преподавателями и студентами.

6. Взаимодействие с заведующим кафедрой, профессорско-преподавательским составом, администрацией вуза по проблемам обучения и воспитания в студенческой группе и т.п.

7. Взаимодействие с родителями студентов по вопросам обучения и воспитания.

Разносторонний характер деятельности требует от наставника студенческой группы высокого уровня профессионализма. Однако её осуществление в высших учебных учреждениях, где наставниками являются зачастую специалисты, не имеющие достаточной для выполнения функциональных обязанностей психолого-педагогической подготовки, представляется затруднительным.

С целью совершенствования психолого-педагогической подготовки наставников студенческой группы и развития их профессионально значимых умений и навыков в ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия» (ПГТА) специалистами кафедры «Педагогика и психология высшей школы» и отделом воспитания был разработан и внедрён в образовательный процесс учебного учреждения проект «Наставник ученической и студенческой группы в ПГТА». Одной из ключевых задач проекта стала разработка и апробация «Модели психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования». Целесообразность охвата учреждений непрерывного профессионального образования была обусловлена спецификой структуры ПГТА, включающей в себя учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Остановимся подробнее на характеристике разработанной модели.

Под моделью понимается «мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование её служит опосредованным способом получения знания об оригинале» . В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте путём вывода по аналогии. Базой вывода при этом служит модель, то есть некоторая известная система отношения, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Это становится возможным благодаря тому, что модель: формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные; визуализирует представления о структуре изучаемого объекта; даёт возможность перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам .

Структурно модель традиционно включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный (В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др.). Остановимся подробнее на характеристике разработанной модели.

Целевой компонент. Цель заключается в повышении качества профессиональной деятельности наставника по воспитанию обучающихся в учреждениях непрерывного профессионального образования.

Содержательный компонент «Модели психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования» включает в себя психолого-педагогическую и методическую подготовку наставников по организации и осуществлению воспитательной работы с обучающимися учреждений непрерывного профессионального образования. Он представлен программой «Школы наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА», занятия в которой осуществляются по следующей тематике:

1. Личность наставника, его коммуникативная культура, самообразование и самодиагностика.

2. Цель, задачи и содержание работы наставника в учебной группе.

3. Права и обязанности обучающихся в учебном учреждении.

4. Психолого-педагогические особенности обучающихся 1-х и 2-х курсов.

5. Программа и методики изучения личности обучающихся.

6. Студенческий коллектив и пути его формирования.

7. Организация ученического самоуправления.

8. Планирование воспитательной работы в учебной группе.

9. Методы, формы и приемы взаимодействия наставника с обучающимися.

10. Методика организации деятельности (проектной, коллективно-творческой и др.) в учебной группе.

11. Методика изучения уровня развития коллектива и межличностных отношений в нем.

12. Методика организации и проведения часов наставника с обучающимися.

13. Управление учебной и научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

14. Формы и методы взаимодействия наставника с родителями обучающихся и администрацией учебного учреждения.

Операционно-деятельностный компонент «Модели» включает используемые в процессе психологической, педагогической и методической подготовки наставников формы, методы и средства.

Наиболее действенными формами подготовки выступают тренинги, тематические семинары, лектории, дискуссии, конференции, круглые столы, ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые консультации, погружения, творческие недели, мастерские и студии.

Основными методами подготовки наставников являются активные (дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решений проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака и др.) и интенсивные методы (метод погружения, социально-психологический тренинг и др.).

В процессе подготовки наставников целесообразно использовать технологии коллективного взаимодействия, адаптивного и компьютерного обучения, технологии педагогической поддержки, информационного воздействия, индивидуального и дифференцированного подхода и др.

Значимыми средствами в процессе подготовки наставников являются инструментальные, визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

Оценочно-результативный компонент представлен критериями, показателями, уровнями и собственно самим результатом.

Основными критериями качества профессиональной деятельности наставника по воспитанию обучающихся в учреждениях непрерывного профессионального образования являются: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивно-деятельностный.

Мотивационный критерий включает мотивы наставников по организации и осуществлению воспитательной работы с обучающимися и установку на «сотрудничество» с другими субъектами образовательного процесса.

Эмоционально-волевой критерий отражает характер отношения к складывающемуся взаимодействию с обучающимися в процессе формирования у них социальнопрофессиональных качеств, с одной стороны, и умение преодолевать внутренние и внешние трудности, возникающие в ходе этого взаимодействия, с другой; характер эмоциональных переживаний, связанных с процессом воспитания обучающихся; интерес и склонность к воспитательной работе как виду профессиональной деятельности наставника.

Когнитивно-деятельностный критерий предполагает осознание профессиональных целей и задач по реализации содержания деятельности наставника; осознание необходимости в овладении ЗУН для успешной реализации воспитательной работы в учреждениях непрерывного профессионального образования.

Основными уровнями являются: высокий, средний, достаточный, критический и низкий.

Эффективная реализация в образовательном процессе вуза представленной выше модели возможна при следующих условиях:

1. Психологических:

Формирование мотивационно-ценностной ориентации наставников на осуществление профессиональной деятельности;

Мониторинг деятельности наставников;

Оказание психологической помощи наставникам в осуществлении профессиональных обязанностей;

Организация и реализация механизма стимулирования деятельности наставников;

Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

2. Педагогических:

Профессионализация взаимодействия субъектов воспитательного процесса;

Организация и осуществление деятельности координационного центра по взаимодействию с наставниками учреждений непрерывного профессионального образования;

Организация и деятельность семинара «Школа наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА»; организация экспертизы проекта «Наставник ученической и студенческой группы в ПГТА»;

Оказание педагогической поддержки наставникам при реализации ими воспитательного взаимодействия с обучающимися.

3. Методических:

Развитие творческой активности наставников путем включения их в организационнометодическую и научно-исследовательскую деятельность;

Разработка и оформление журнала наставника;

Разработка программы и систематическое проведение семинаров в рамках «Школы наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА»;

Осуществление публикаций по организации и осуществлению деятельности наставников;

Подготовка раздаточного материала и др.

4. Нормативно-правовых:

Подготовка нормативно-правового обеспечения, регулирующего и регламентирующего деятельность наставника в учреждениях непрерывного профессионального образования (Положение о наставнике академической группы, положение о совете наставников в подразделениях ПГТА, положение о научно-методическом совете и др.);

Повышение правовой грамотности наставников.

Признавая наставника ключевой фигурой в воспитательном процессе, администрация образовательного учреждения справедливо стремится обеспечить соответствующее статусное положение данной весьма значимой социально-профессиональной группы. Интегрированным показателем статуса наставника выступает его профессиональная компетентность, обусловленная системным подходом к организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки в процессе выполнения наставником функциональных обязанностей. Разработанная авторами статьи «Модель психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования» способствует эффективной реализации целей организации воспитательной работы в образовательном учреждении. От профессионализма наставника во многом зависит качество становления будущего специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Библиографический список

1. Энциклопедический словарь: в З-х томах //Под ред. Б.А. Введенского. - М.: Изд-во «БСЭ», 1954. - С. 164.

2. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1986. - С.214.

3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Б.М. Бим-Бад. -М., 2002. - С. 54.

4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] /С.И. Ожегов. - М., 1984.- С. З21

5. Исаев, И., Кролевецкая Е. Институт кураторства: проблемы эффективности [Текст] /И. Исаев, Е. Кролевецкая //Высшее образование в России. - 2007. - №10. - С. 90 - 9З.

7. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.М. Борытко //под ред. В.А. Сластёнина, И.А.Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 288 с.

Ключевые слова: наблюдатель, психолого-педагогическое сопровождение наставника средней школы, модели, условия.

Keywords: supervisor, psyhologico-pedagogical accompaniment of the mentor"s, high school, model, condition.

Использование коучингового подхода и репрезентативных систем обучающихся для управления траекторией образования лицеистов.

Ольга Алексеевна Уманец

учитель биологии и химии, заведующая кафкдрой естественнонаучных дисциплин, руководитель научного общества обучающихся лицея "МОЗГ", стаж 22 года.

Место работы: Ростовская область, г. Таганрог, ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей - интернат"

Описание текущей ситуации и актуальности практики: В лицей-интернат поступают дети из образовательных учреждений муниципалитетов Ростовской области, следовательно, они имеют разный уровень образования и мотивации к осуществлению учебной деятельности. Возникает проблема: необходимо повысить эффективность образовательного процесса при наличии разных стартовых возможностей обучающихся. Следовательно, надо индивидуализировать обучение, но при этом усилить мотивацию и обучить ребят навыкам целеполагания и регуляции своего образовательного маршрута. В настоящий момент применяемая практика позволяет сохранять позитивный психологический климат в ученическом коллективе, всем известна цель деятельности на уроке, факультативе, занятий по самоподготовке, у каждого лицеиста, обучающегося в профильном биологическом классе есть свой индивидуальный маршрут достижения результата, цели, что мотивирует их принимать решения о качестве своего обучения, количестве времени, затрачиваемом на этот процесс, корректировать свой маршрут овладения образовательным курсом

Предмет наставничества: Наставник помогает обучающимся поставить личную цель, создаёт условия для планирования образовательного процесса, контроля, коррекции, волевой саморегуляции. При этом формируется готовность обучающихся к саморазвитию, проектируется и конструируется образовательная среда, а значит, образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных личностных качеств обучающегося.


Задачи и функции наставников: Организовывать обучающихся для проведения коуч-сессий, проводить диагностику и обработку её результатов для определения репрезентативных систем лицеистов. Систематически определять уровень достижений обучающихся по предмету и помогать наставляемым переводить эту информацию в визуальную. Консультировать обучающихся по применению индивидуального стиля обучения на основе особенностей их ведущих репрезентативных систем. Привлекать помощников из наставляемых для консультирования вновь прибывших обучающихся. На наставническую деятельность уделяется 35 % времени.

Требования к наставникам: Владение навыками психологического консультирования, знание методики диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева, умение использовать элементы коучинга.

Требования к наставляемым: Применяется к обучающимся 10-11 классов в профильном обучении и внеучебной деятельности.

Механизмы отбора наставников/наставляемых: Наставники определяются из числа педагогов, осуществляющих профильное обучение, а также ведущих внеурочную деятельность по предмету. Помощники наставников - из числа наставляемых, наиболее овладевших элементами наставничества. Наставляемые - из числа обучающихся профильных классов.

Механизмы и инструменты наставничества:

Проведение вводного занятия с целью мотивации и целеполагания на основе коучингового подхода с составлением колеса достижения. Второе занятие - диагностика Ефремцева С. Для понимания своей репрезентативной системы, обработка данных и консультация по использованию сильных и слабых сторон своего стиля обучения. Дальнейшие занятия по мере прохождения определённого блока знаний и/или диагностики (пробный ЕГЭ) для коррекции линии образования и поддержания уровня.

Мотивация наставника: Наставник получает результаты обученности лицеистов, которые может использовать при прохождении аттестации на установление квалификационной категории, для получения премий стимулирующего характера. Повышается эффективность работы, что обеспечивает психологическое удовлетворение от труда как у наставника, так и у наставляемых.

Обучение наставников: Проведение обучающих семинаров и коучинговых мероприятий с педагогическими работниками лицея-интерната в рамках научно-методической работы.

Нормативная база:

  1. План научно-методической работы ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на 2017-2018 учебный год, который отражает проведение методических семинаров по осуществлению наставничества с использованием коучингового подхода.

2.Рабочая программа курса дополнительного образования "Решение биологических задач" включает раздел о наставничестве с использованием репрезентативных систем и коучингового подхода.

3. Программа деятельности инновационной площадки по теме: «Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов во внеурочной деятельности обучающихся через реализацию образовательных технологий».



Ключевые показатели практики: В 2017-2018 учебном году 1 наставник работает с 29-30 наставляемыми. С увеличением числа наставников, число наставляемых будет соответствовать числу 10-11 -классников лицея-интерната. За два года применения практики 1 наставник осуществил деятельность с 44 наставляемыми, из них 4 человека стали помощниками наставника для работы с новыми членами группы, прибывшими после формирования групп.

Ключевые факторы успеха: Мотивированность педагога - наставника, ответственность, неравнодушие к результатам обучения лицеистов, заинтересованность в положительном результате.

Характеристика личных качеств наставника: Профессионально компетентный, ответственный, уважающий учеников, считающий их личностями, заинтересованный в учениках и их успехах, посвящённый своей профессии, умеющий задавать открытые вопросы, владеющий навыками психологического консультирования, педагогический такт, использующий преимущества всех модальностей в образовательном процессе, эрудированный.

Опыт наставнической деятельности:

Главным для меня как наставника является достижение следующих целей: 1. Создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных программ.

  1. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Как достичь такого результата? Необходимо начать конструировать образовательное пространство.

Поработав несколько лет в профильных классах, я для себя определила основные точки напряжения, преодолев которые можно достичь требуемый результат.

Первая «точка напряжения» - особенности работы конкретных учеников с информацией, т.е. надо понять, как они думают? Как помочь ребятам осваивать материал? Что сделать, чтобы они впитали то, что происходит на занятии?

В этом отношение мне нравиться использовать материал по определению стиля обучения К. Д. Дятловой «Формирование индивидуального стиля учения на уроках биологии», где описывается и методика определения репрезентативной системы, и методы работы учителя, ребёнка в соответствии с определённым стилем.

К. Д. Дятлова (Апробирована в Нижегородском гос университете) рекомендует использовать диагностику доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева (методика выявления ведущего канала восприятия).

Ещё одна «точка напряжения» - уровень сформированности регулятивных УУД, которые обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. Основной материал углубленного изучения биологии требует интеллектуальных, физических и даже моральных усилий от ребят, чтобы освоить его. Как помочь им поставить цель так, чтобы это была их цель, а не моя? Как создать условия для планирования этого процесса, контроля, коррекции, волевой саморегуляции?

Наиболее эффективным, по – моему мнению, является применение коучингового подхода. При этом формируется готовность учащихся к саморазвитию, проектируется и конструируется образовательная среда, а значит, образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных личностных качеств обучающегося.

Результат: педагог может по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение обучающихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных.

Первое вводное занятие проходит обязательно с применением коучингового подхода, оно призвано через визуализацию уровня освоения программного материала показать ребятам, насколько они нуждаются в изменении подхода к учёбе или его коррекции, с какой проблемой сталкивается именно этот ученик, а не все обучающиеся в целом. Например, можно использовать колесо познания биологии, разделив его на семь секторов, что соответствует семи блокам знаний, проверяемых на ЕГЭ по биологии. Каждый блок подписываем и ребёнок сам определяет по каждому блоку уровень его знаний раздела. Происходит самоанализ.

Не бойтесь того, что дети завысят свой уровень или занизят (таких меньше). Это откорректируется после первой диагностической работы. Здесь обучающаяся оценила себя, указав процент освоения. А после диагностической работы результат указан карандашом. При этом жёлтый цвет она использовала, чтобы показать, где у неё увеличился или подтвердился изначальный результат.

В большинстве случаев дети адекватно оценивают свои знаний. Работая с колесом, у них возникает естественный вопрос: «Что делать?». А у меня уже готово предложение. Я им рассказываю, что в рамках учебной деятельности я помогу им улучшить позиции по пяти блокам, главное - систематическая подготовка к урокам. Два блока «Человек» и «Многообразие организмов» приезжие дети, как правило, не знают. Здесь у большинства лицеистов проявляется нервозность, т.к. они понимают масштаб влияния неосвоенных тем на результат ЕГЭ, а как изменить ситуацию к лучшему - не знают. Они невольно задают вопрос: «А Вы можете нам помочь?» Очень важно, что это - их инициатива! Мой вариант: система занятий дополнительного образования. Приступаем к совместному планированию. Что мы будем изучать в 10 классе (человека или растения, грибы и животные), а что в 11 классе. Я им предоставляю право выбрать, чтобы часть планирования была основана на их выборе.


После первой диагностической работы каждый наставляемый с помощью наставника обрабатывает свои результаты и наносит новые данные, переводя в процентное соотношение, на колесо, что даёт им возможность сравнить желаемый и достигнутый результат, что предусматривает корректировку образовательной линии, увеличив усилия в одном блоке и уменьшив в другом или перераспределить нагрузку по-другому. Каждый находит свой вариант решения, который будет устраивать его, который будет комфортен для него и который будет осуществляться с той скоростью, которую выберет сам наставляемый, чтобы достичь свой запланированный уровень.

Такие корректировки колеса проходят после каждой диагностической работы по материалам ЕГЭ, после окончания изучения тем учебной программы, которые соответствуют блокам ЕГЭ. Такой подход обеспечивает успешность тандема наставник-наставляемый, т.к. у обоих есть представление куда они должны прийти и каким маршрутом.

На втором занятии обязательной частью является определение модальностей или ведущих репрезентативных систем лицеистов с использованием диагностики С. Ефремцева. Диагностика не трудоёмка, легко обрабатывается сразу же с обучающимися. Необходимо рассказать наставляемым важность понимания процесса переработки и транслирования информации, в данном случае знаний. Обычно это занятие для ребят лёгкое и интересное, потому что они узнают о себе, о своих друзьях, соседях по парте... Они активно включаются в процесс обсуждения характеристик основных систем (визуал, аудиал, кинестетик), соотносят эти характеристики со своим опытом получают инструменты для успешной работы на уроках и дома. Наставник на этом занятии сразу отмечает в своём журнале напротив фамилии лицеиста его ведущую репрезентативную систему.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Детское наставничество как способ индивидуального сопровождения ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации» Ярлыкова М.Г., методист ЦДЮТТ, Жукова Н.Н., зам. директора по НМР Современный подход к организации образовательного процесса требует усиления воспитательного потенциала образовательной организации. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая составляющая образовательного процесса. К совершению правонарушений приводят различные причины, но во всех случаях общей является проблема неорганизованного досуга времени, когда дети оказываются предоставленными сами себе. Ребёнок с несформированными понятиями о нормах нравственности, не имеющий положительного опыта организации досуга, наиболее подвержен влиянию лиц с асоциальным поведением. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная задача, которая стоит перед современным обществом, заинтересованным в передаче подрастающему поколению богатства имеющегося социального опыта с целью формирования стабильности своего существования. Одной из форм социального взаимодействия подростков может выступать детское наставничество. В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского и юношеского технического творчества разработана модель детского наставничества (рис.1). Она апробируется в ходе реализации регионального инновационного проекта по теме «Организация деятельности ОУ по профилактике правонарушений несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации». Научными руководителями и консультантами проекта выступают специалисты кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования».

2 Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей, готовых понять, принять и помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом. Результаты мониторинга контингента обучающихся показали, что в МОУДОД ЦДЮТТ на начало учебного года обучается 1350 человек, из них 25 человек (1,7 %) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 20 человек (1,4 %) из многодетных семей, 207 человек (16 %) из неполных семей, 7 человек (0, 4 %) из неблагополучных семей, более 50 % обучающихся составляют мальчики и юноши. Данный контингент несовершеннолетних является потенциальной группой риска. У многих детей наблюдается дефицит развития навыков общения. Цель разработки модели - создание образовательного пространства, способствующего развитию и распространению технологии детского наставничества для осуществления профилактики девиантного поведения в среде несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом. Задачи: Содействовать организации взаимодействия образовательных организаций разных видов и типов в осуществлении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в зоне риска развития девиантного поведения. Организовать индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом, силами наставников-волонтёров. Способствовать развитию института наставничества как эффективной технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.

3 Рис. 1. Модель детского наставничества МОУДОД ЦДЮТТ Управляющий процесс ФЗ «Об образовании» ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Закон ЯО «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» Основные процессы 1 ДИАГНОСТИКА 2 КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 2.1 Процесс сопровождения ребёнка-наставника 3 РЕФЛЕКСИЯ 2.2 Процесс сопровождения ребёнка-подопечного Обеспечивающий процесс Кадровые ресурсы (Директор) Методическое сопровождение (Зам.директора по НМР) Информационное обеспечение (Зам.директора по НМР) Организационные и материальнотехнические условия (Зам.директора по УВР и АХР) Личностная корректировка потребностей

4 Модель разработана в первую очередь для того, чтобы помочь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в решении их личностных и жизненных проблем. Такие ребята нуждаются во внимании и поддержке своих ровесников, которые выступают в роли эксперта-советчика или консультанта, становятся настоящими друзьями. Методологической основой модели является технология детского наставничества, подразумевающая организацию воспитательного процесса, при которой у молодых людей формируется способность к эффективному социальному взаимодействию на основе имеющихся общих интересов. Процесс этот непростой и требует тщательной подготовки. Мы выделяем 5 этапов: подготовительный, мотивационный, деятельностный, рефлексивнодиагностический, коррекционный на протяжении которых ребёнок-наставник выстраивает своё сотрудничество с избранным подопечным. Важно, чтобы в рамках сотрудничества повышалась социальная значимость деятельности наставников и подопечных, чтобы взаимодействие делало их более «взрослыми». Общение в процессе равный равному, как правило, предполагает влияние членов определённой группы на других членов той же группы с целью добиться изменения поведения последних. На индивидуальном уровне использование этого метода рассчитано на то, чтобы попытаться изменить знания, установки, убеждения или поведение того или иного человека, а также способствовать изменениям на уровне группы или сообщества, корректируя нормы и стимулируя социально полезные коллективные действия. Основной метод деятельности, используемый наставниками индивидуальное сопровождение ребенка в различных сферах его жизнедеятельности. Технология детского наставничества способствует более глубокому познанию детьми самих себя, своих возможностей, проявлению уважения к правам, интересам и особенностям других

5 людей, воспитанию сочувствия и взаимоуважения, возникновению желания сделать жизнь живущего рядом с тобой комфортной, стремлению к самоуправлению. Модель детского наставничества представляет собой систему, состоящую из трех процессов: управляющего, обеспечивающего и основного, который, в свою очередь, подразделяется на блоки «Диагностика», «Конструирование воспитательного пространства», «Рефлексия». Управляющий процесс раскрывает правовую основу внедрения «института наставничества»: - Федеральный закон 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральный закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Закон ЯО 50 «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области». Основной процесс состоит из трёх блоков: «Диагностика», «Конструирование воспитательного пространства», «Рефлексия» (рис. 2). Блок «Диагностика» предусматривает изучение мотивации подростков на совместную деятельность, индивидуальных качеств предполагаемых участников процесса детского наставничества, формирование пар наставник-подопечный.

6 рис. 2. Задачи и содержание основного процесса

7 Блок «Конструирование воспитательного пространства» направлен на создание реальных условий для динамичного общения, ситуаций успеха для обоих субъектов процесса. Интенсивность общения и специальная заданная деятельность способствуют изменению подростками своих представлений, стереотипов, взглядов на самого себя, сверстников, взрослых. В процессе сопровождения наставник оказывает необходимую и достаточную (но не избыточную) поддержку для перехода подопечного от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Доброжелательная обстановка, внимание со стороны наставника помогает подопечному создать положительную модель поведения, получить эмоциональную «реабилитацию», приобрести уверенность в своих силах, желание творить и созидать. Блок «Рефлексия» предполагает подведение итогов наставничества за определённый период, получение обратной связи от наставников и подопечных с использованием различных форм и методик. Результатом сопровождения личности признается возникновение способности ребенка самостоятельно достигать внутренней гармонии, равновесия в отношениях с окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Показателями оценки эффективности взаимодействия наставник-подопечный являются отсутствие конфликтных ситуаций, нарушений общественного порядка, активность подопечного в досуговых мероприятиях и социальных акциях. Сам наставник обретает уверенность в своих организаторских способностях благодаря реализации собственного лидерского потенциала в ситуации общения «равный-равный». Обеспечивающий процесс включает кадровые, методические, информационные и организационные ресурсы. В ходе реализации проекта осуществляются организационные и управленческие мероприятия, направленные на выполнение поставленных задач:

8 1. Выявление специалистами образовательных организаций несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом. 2. Назначение куратора, ответственного за деятельность наставников по индивидуальному сопровождению несовершеннолетнего. 3. Определение кандидатуры наставника. 4. Работа наставника по социализации несовершеннолетнего согласно разработанному плану индивидуального сопровождения. Взаимодействие участников процесса Партнер - потребитель услуг МОУДОД ЦДЮТТ Партнеры - специалисты Куратор Наставник из числа обучающихся МОУДОД ЦДЮТТ Подросток (воспитанник) (подопечный)

9 Показателями оценки эффективности работы наставника являются отсутствие конфликтных ситуаций, нарушений общественного порядка, активность подопечного в досуговых мероприятиях и социальных акциях. В процессе сопровождения наставник оказывает необходимую и достаточную (но не избыточную) поддержку для перехода подопечного от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». В ходе реализации модели мы ожидаем получить следующие результаты: 1. Для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом: приобретение опыта общения и развития доверительных отношений; приобретение навыков самостоятельной творческой деятельности; формирование ценностей, необходимых для успешной социализации; обретение уверенности в себе; выработка устойчивых навыков самоорганизации, полезной привычки использования свободного времени с целью самообразования и общения с интересными людьми; умение выстраивать конструктивные отношения с наставником, социумом. 2. Для подростков-наставников: обретение уверенности в своих организаторских способностях; реализация собственного лидерского потенциала в ситуации общения «равный-равный». 3. Для педагогов-кураторов: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при организации работы по созданию безопасной

10 среды общения для несовершеннолетних. 4. Для родителей: повышение общей досуговой культуры детей и уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям в подростковой среде. В ходе реализации инновационного продукта мы предполагаем возникновение рисков и допущений, следовательно, предусматриваем и способы их нивелирования (табл. 1). Табл. 1. Риски и допущения Риски негативное влияние воспитанника на обучающихся творческого объединения патологическое отсутствие интереса подростка к какой-либо деятельности Допущения интерес подростка к нескольким видам творческой деятельности не обозначилась сфера интересов Способ нивелирования контроль со стороны куратора, привлечение партнёровспециалистов к своевременному принятию мер формирование максимально привлекательной образовательной среды Способ нивелирования подбор наставника с разносторонними интересами привлечение партнёров-специалистов К модели подобран диагностический инструментарий по оценке уровня развития совместной деятельности обучающихся; памятки, правила, рекомендации для субъектов процесса детского наставничества; разработаны технология детского наставничества и портфолио наставника.


Паспорт проекта «Наставник» Название проекта Предмет, в рамках которого проводится работа по проекту Актуальность проекта Разработчики проекта «Наставник» Профилактика правонарушений несовершеннолетних

«Наставники: не рядом, а вместе!» - программа индивидуального наставничества для детей в трудной жизненной ситуации Наставничество технология эффективной социальнопедагогической работы с детьми, нуждающимися

Утверждаю Директор МОУДОД ЦДЮТТ Н.А. Роговская 11 ноября 2015 года Программа деятельности службы медиации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского и юношеского

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Заволжский политехнический колледж Утверждаю Директор колледжа Л.А.Кригер Модель Службы медиации колледжа «УСПЕХ» 2017 год 1 I. Обоснование

Утверждаю начальник управления образованием МО Ейский район Л.И.Перегудова 12 декабря 2016г. Положение о психолого-социально-педагогической службе образования Ейского района Введено в действие приказом

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Основания для разработки Разработчики Программы «Шанс» Долгосрочная целевая программа по работе с социально неблагополучными семьями МБДОУ ДС 56 «Северяночка» на

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»

Квалификация выпускника: Бакалавр Область профессиональной деятельности: Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения,

Методическое объединение социальных педагогов образовательных организаций Московского района «Из опыта работы ГБОУ школы 362 Московского района по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних»

77 Принято Общим собранием работников и обучающихся СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» Протокол от «17» 01. 2017 г. 218 «Утверждаю» Директор СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» В.П. Гузун Приказ от

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 21 ОАО «РЖД» 1.Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба является структурным подразделением школы интерната 21 ОАО «РЖД», находящимся

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий техникум сервиса и дизайна» Программам «ЗДОРОВЬЕ» По формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж» Утверждаю «20» февраля

Информационно-аналитическая справка о государственной организации ГОБОУ "Школа-интернат 1" г. Боровичи создано в 1992 году. Оно объединило четыре, ранее самостоятельные, учреждения: школьный детский дом,

Обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления; - Осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский педагогический колледж» Программа социально-педагогического сопровождения студентов областного бюджетного профессионального образовательного

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 6 Л.А. Култышева 2013г. ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК» МБОУ СОШ 6 на 2013-2016 гг. Составитель программы:

Психологопедагогическое сопровождение дисфункциональных семей Тетерятникова Л.Н. к.п.н. доцент кафедры педагогики, психологии и УОС ИРО Кировской обл. Дисфункциональные семьи можно условно разделить на

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «10» января 2017г. 10н ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист в области воспитания 571 Содержание I. Общие сведения... 1

"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406) www.consultant.ru Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г.

СМК.2-ПО-4.2.3-38.2-2013 ПОЛОЖЕНИЕ 4.2.3. Управление документацией Утверждено на заседании Педагогического Совета техникума от 30.10.2013 г. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОЛОЖЕНИЕ о работе со студентами

1 Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 201 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Специалист в области воспитания» Регистрационный номер Содержание I. Общие сведения......2

Табака»; Законом Российской Федерации 3 от 8.01. 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Законом Правительства республики Хакасия от 08 июля 2005 года N 50-ЗРХ «О профилактике безнадзорности

Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних «Выбор». Паспорт программы Наименование Основание для разработки Разработчики программы Цель Задачи Целевые группы Основные направления реализации

Департамент образования Ивановской области Родителям о Стратегии развития воспитания в Российской Федерации «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека,

Министерство образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сосновоборский механико-технологический техникум» Программа социально-педагогической

Приложение к приказу министерства образования Тульской области от 2016 Концепция развития психологической службы в системе образования Тульской области 1. Общие положения о психологической службе Настоящая

1 Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2016 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист в области воспитания Регистрационный номер Содержание I. Общие сведения......2

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ" (Извлечение) от 10 января 2017 г. N 10н В соответствии с

План работы социального педагога МАОУ СОШ 4 по профилактике правонарушений на 2017-2018 учебный год Цель: обеспечение социальной защиты обучающихся, их развития, воспитания, образования. Задачи: 1. Выявлять

Из опыта работы МАОУ «СОШ 4» о механизмах социализации и воспитания детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, находящихся

Страница 1 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 10 января 2017 года N 10н В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных

Введение Программа «Гражданин XXI века» МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мытищинская школа музыкального воспитания» на 2016-2020 годы разработана на основе: 1. Конституции

Актуальность программы Период летних каникул это особый период в школьной жизни каждого ребёнка. Летом образовательное учреждение не должно завершать своё педагогическое воздействие на учащихся. Школа

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА. Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций, осуществляющих профилактическую работу Москва, 2018 Пояснительная

Присутствовали: 13 человек Протокол 2 заседания РМО социальных педагогов на базе МБОУ «Верхососенская СОШ» от 10 января 2014 г Тема: «Профилактическая работа с семьями и подростками «группы риска» Повестка

Деятельность социально-психологической службы В целях качественного осуществления образовательного процесса в гимназии создана социальнопсихологическая служба (социальный педагог, два педагога-психолога).

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области П Р И К А З _26 января 2012 33 Воронеж Об утверждении порядка организации постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся

Согласовано на заседании Управляющего Совета МОУ Школа с.аксарка Протокол J? cfjf.m./s" Положение о социально-психологическо! 1. Общие положения СПС работает в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,

Информационный паспорт плана внеурочной обучающихся начальной ступени обучения МБОУ СОШ 68 Организационная модель внеурочной: оптимизационная Наименование документа, обеспечивающего реализацию организационной

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МишрудРосеий) М И Н И С Т Е Р С ^ 1 1 р г Щ р р 9 ^ д К 0 Й Ф ЕД ЕРАЦИИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО РегистрациАЛШ* ОТ / Л / Об утверждении профессионального

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа План работы социального педагога на 2014 2015 учебный год Цель работы социального педагога: координировать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ МБОУ СОШ 2 г. КОНСТАНТИНОВСКА НА

Программа развития студенческого самоуправления ГБПОУ МО «СтАМТ им. А. Т. Туманова» I Концептуальные основы программы Настоящая Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Устава техникума.

МБОУ «Комсомольская СОШ» Согласовано Заместитель директора по НМР Н.В.Петрова Утверждено Приказ от Директор МБОУ«Комсомольская СОШ» О.В.Зоткина ПРОГРАММА «Профилактической работы с обучающимися, систематически

Аннотация основной образовательной программы по специальности 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения Квалификация выпускника Специалист Форма обучения очная Нормативный срок освоения основной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание подрастающего поколения обязанность граждан России, которая определяется Конституцией российской Федерации. Все общество заинтересованно, чтобы дети наша смена вырастали

Цель работы социального педагога: Координировать действия с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление

5. Модель "Менторинг"("Mentoring" англ. - наставничество) - реализует жесткий, авторитарный стиль взаимодействия специалиста с одаренной личностью (или его родителями, законными представителями, педагогами,

Программное обеспечение социально-педагогической деятельности Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2014 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД ЦЕЛЬ: Совершенствование воспитательного процесса и его постоянного саморазвития ЗАДАЧИ: 1. Способствовать личностному и профессиональному развитию педагогов

Описание модели Типовая модель психолого-педагогического сопровождения поведения обучающихся, основывается на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи,

Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Арский педагогический колледж имени Г.Тукая» УТВЕРЖДАЮ:

Пояснительная записка Современная школа это не только система передачи знаний. Во многом школа третьего тысячелетия это школа формирования образа жизни, воспитание ценностей, основа будущего благосостояния

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Название программы Основание для разработки Программы Паспорт программы Программа «Семья» по взаимодействию с родительской общественностью МБОУ СОШ 1 г. Покров Петушинского

Анализ работы классных с целью оказания помощи. 2. Информационная деятельность: Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности классных. Работа с ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТАЗОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2013 2020 годы Совершенствование

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ОГРН 1022602422480 ИНН 2605011675 356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г.благодарный, ул.первомайская,48

П рилож ение 42 ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе 1. Общие положения УТВЕРЖДЕНО приказом директора филиала Финуниверситета от «08» сентября 2017 71а о/д 1.1. Настоящие рекомендации регулируют

Опыт оценки долгосрочной волонтерской программы наставничества для детей, оказавшихся в ТЖС ТЕЛИЦЫНА А.Ю., ГОРЯЧЕВА А.А. МОО «СТАРШИЕ БРАТЬЯ СТАРШИЕ СЕСТРЫ» Программа «Старшие Братья Старшие Сестры» -

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3.1 Должностной круг обязанностей социального педагога определяется исходя из потребностей конкретного образовательного учреждения, его специфики и задач. 3.2 Главной сферой деятельности

1 Цель деятельности Службы: обеспечение обучающимся психолого-педагогических и социальных условий, способствующих максимальному достижению ими образовательных результатов, в соответствии с требованиями

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета,

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА на педагогическом совете приказом МБОУ СОШ МБОУ СОШ с.лесогорское с.лесогорское протокол 11 от 09.11.2016 г. от 10.11.2016 г. 362-А Программа по работе с семьями, находящимися в трудной

Профессиональный стандарт «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ» Шумских Марина Алексеевна, заместитель директора ФРЦ МГППУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ» Утвержден приказом Министерства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 8 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Г. СМОЛЕНСКА Программа комплексно-целевого развития на 2011-2015 учебный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВОСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО МО «МОКОВСКОЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол 7 от 02.07.2013 г. УТВЕРЖДАЮ: техникума

Негосударственное образовательное учреждение «Частная Школа «Дипломат» ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол / от «; /» o J 2«-в года Негосударственное образовательное учреждение «Частная школа

2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность психологопедагогической службы (далее Служба) в ГБОУ Школа 1541(далее Учреждение). 1.2. Служба является одной из форм взаимодействия

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ МГДМЦ им. Петра Великого Н.А. Сусов 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе ГБОУ МГДМЦ имени Петра Великого I. Общие положения. 1.1. Настоящее положение определяет

Кивалкина Светлана Владимировна,

учитель химии МАОУ СОШ №5 г. Томска

Наставничество как способ сопровождения и поддержки молодых учителей

В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55 ) сказано: «При выполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников…». Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.

Для начала давайте определим: Кто же это «молодой учитель»? Это бывший студент, отучившийся в ВУЗе 4–6 лет и изучавший множество научных дисциплин, методик, прошедший педагогическую практику в школе или в ином образовательном учреждении. На первый взгляд может показаться, что все хорошо, ВУЗы выпустили первоклассного специалиста, но любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление же учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями» . Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Прежде чем перейти к методике, которая поможет молодому специалисту в педагогической сфере адаптироваться более успешно, хотелось бы рассмотреть наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются учителя-новички. Во-первых, это неумение точно рассчитать время на уроке. Молодой преподаватель не всегда способен произвести хронометрирование учебного времени, большее время урока он может потратить на проверку домашнего задания или объяснение нового материала, совершенно забыв о времени или о других этапах урока. Часто остается «за кадром» этап задания на дом и подведения итога урока, которые не менее значимы в структуре современного урока. Во-вторых, молодой учитель сталкивается с затруднениями при объяснении материала. Это может выражаться в том, что учитель иногда отклоняется от темы урока. Также трудности подстерегают в выборе форм и методов обучения. Кроме того, отсутствие взаимопонимания с коллегами оказывает достаточно негативное влияние на эмоциональное состояние молодого учителя, что напрямую отражается на его работе в классе с учениками. А также межличностные взаимодействия с учениками класса и с их родителями оказываются довольно проблематичными из-за того, что родитель, являясь по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам.

Среди факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. И не случайно, ведь профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые годы его работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением и даже истощением, так как глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов . Вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка. Поэтому очень важно, чтобы в начале профессионального пути молодой учитель почуствовал плечо компетентного опытного профессионала: учителя-наставника.

Сопровождение молодого учителя по его профессиональному пути – это движение рядом с ним, возможно, впереди него. Сопровождающий прислушивается к мнению, потребностям сопровождаемого, помогает и советует, но при этом не навязывает свои ориентиры.

Каковы же основные функции наставника при сопровождения молодого учителя?

В своей статье Е.Р. Севостьянова выделяет основные функции сопровождения учителей. . Среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:

Обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;

Консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;

Диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности учителя;

Психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;

Коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;

Адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;

Информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;

Проектная функция связана с обучением учителя экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;

Направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между учителем и учеником;

Выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;

Оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;

Осуществление редакционно-издательской деятельности;

организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.

В период внедрения новых инновационных технологий в образовательный процесс, важно, чтобы учитель успевал адаптироваться к ним, принимал их и был компетентен, работая в новых условиях.

Какие же формы сопровождения молодого специалиста приемлемы при наставничестве?

Обратимся к «Положению об индивидуальном сопровождении молодого специалиста в ОУ» , в котором указаны следующие формы:

Индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя собеседования с зам. директора по НМР, методистами или с наставником индивидуального самообразования педагога, ведение дневника индивидуального образовательного маршрута, выступления на заседаниях педагогического совета и/или методического объединения, проведение открытых уроков, защита методических или дидактических материалов, написание статей в профессиональный журнал и другое;

Занятия в Школе молодого специалиста, организация консультаций по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами, юристами и т. п.);

Организованное посещение и анализ уроков;

Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне школы, так и на уровне города, области, страны;

Организация обратной связи "учитель – наставник – методист". Она может осуществляться в следующих формах: индивидуальное и групповое собеседование с педагогами; предоставление "свободного микрофона" молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в школе; анкетирование молодых педагогов.

Данные формы сопровождения, не могут быть использованы в работе с опытными педагогами, они специфичны, но это нисколько не умаляет их важности, поскольку направлены на адаптацию молодого специалиста в педагогическом обществе, решение проблем, возникающих у любого начинающего педагогического работника.

Очень часто проблемы молодых педегогов возникают касаемо поведенческого аспекта. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. Здесь педагогу - наставнику важно помимо своих рекомендаций сориентировать молодого специалиста на обращение к школьному психологу. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Педагог-наставник разрабатывает план работы с молодым специалистом. В плане указываются: основные профессиональные трудности, которые испытывает молодой специалист, цель и задачи профессионального взаимодействия, этапы работы, основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки.

Наставничество является наиболее значительным фактором в процессе профессиональной адаптации молодого преподавателя, специфической методикой, которая представляет собой постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей .

Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от даноо процеса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.

Список литературы:

1. Барыбина И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справ. педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.

2. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / А.А. Глебов, Н.М. Борытко, Н.И. Кузнецова [и др.]; науч. ред. Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 1998.

3. Дворядкина Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
4. Зарина Г.Д. Адаптация молодого специалиста / Г.Д. Зарина // Директор шк. – 2009. – №2. – 84c.

5. Круглова И.В. Значение наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сборник научных трудов. Серия: Наука – образованию. Вып. 2 / Под ред. проф. В.П. Симонова. – М.: Изд-во Междунар. педагогич. академия, 2005
6. Подготовка высококвалифицированных педагогов: международный опыт Институт международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) 24 августа 2011 г [Электронный ресурс] -http://iori.hse.ru/news/oecd/page2.html

7. Севостьянова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителя