Социология

План-конспект урока по химии на тему "Массовая доля химического элемента в соединении" (8 класс). Урок по фгос. химия. массовая доля химического элемента в соединении II. Проверка домашнего задания

Ирина Агаркова
Урок по ФГОС. Химия. Массовая доля химического элемента в соединении

Разработка урока в соответствии с ФГОС по теме

ТЕМА УРОКА Массовая доля химического элемента в соединении .

Тип урока : урок изучения нового материала

Цели урока :

Научить вычислять массовую долю элементов в соединении по формуле соединения и устанавливать химическую .

Основные понятия. Массовая доля химического элемента .

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов .

Метапредметные. Формировать умения устанавливать аналогии, использовать алгоритмы для решения учебных и познавательных задач.

Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать . Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов .

Образовательные : усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков

Развивающие : развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Воспитательные : формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Методы проведения : самостоятельная работа учащихся.

Информационно-познавательная : умение работать с литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.

Коммуникативная : ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.

Предметные :. Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле . Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов

Оборудование : учебники, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика

1. Орг. момент

(Цель : создать мотивацию к учебной деятельности)

Создание проблемной ситуации

(Цель : формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку , проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Ребята, допустим у нас есть вещество - серная кислота H2SO4,

можем мы ли узнать какие атомы входят в состав соединения .

А их количество?

А в каком массовом соотношении они соединяются ?

Эти вещества являются сложными по составу.

2. Этап целеполагания на уроке (Цель : формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок ) -Назовите тему сегодняшнего урока ? Массовая доля химического элемента в соединении

3. (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности : выявление причинно-следственных связей) Ребята, а как вы думаете, можем ли мы рассчитать долю каждого элемента в соединении ?

Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием .

W - массовая доля элемента в соединении .

n - число атомов элемента .

Mr - относительная молекулярная масса .

Учащиеся заполняют тетрадь с новыми понятиями.

4. Этап «Открытие нового знания»

Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении .

Задача №1

Работа с учебником. Изучите алгоритм

Вывод химических формул , если известны массовые доли химических элементов ,входящих в состав данного вещества

5. Первичная проверка усвоения нового материала Решение задачи

Проверка задачи Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

6 Вторичная проверка усвоения нового материала. Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке ?

Ответы учащихся

7. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель : формирование у учащихся способности подводить итоги урока , обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) – Что нового вы узнали сегодня

Я понял, что …

Я научился …

Мне необходимо … Учащиеся отвечают на вопросы.

Дидактические карточки –индивидуально.

Зная химическую формулу, можно вычислить массовую долю химических элементов в веществе. элемента в вещества обозначается греч. буквой «омега» - ω Э/В и рассчитывается по формуле:

где k - число атомов этого элемента в молекуле.

Какова массовая доля водорода и кислорода в воде (Н 2 О)?

Решение:

M r (Н 2 О) = 2*А r (Н) + 1*А r (О) = 2*1 + 1* 16 = 18

2) Вычисляем массовую долю водорода в воде:

3) Вычисляем массовую долю кислорода в воде. Так как в состав воды входят атомы только двух химических элементов, массовая доля кислорода будет равна:

Рис. 1. Оформление решения задачи 1

Рассчитайте массовую долю элементов в веществе H 3 PO 4 .

1) Вычисляем относительную молекулярную массу вещества:

M r (Н 3 РО 4) = 3*А r (Н) + 1*А r (Р) + 4*А r (О)= 3*1 + 1* 31 +4*16 = 98

2) Вычисляем массовую долю водорода в веществе:

3) Вычисляем массовую долю фосфора в веществе:

4) Вычисляем массовую долю кислорода в веществе:

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.34-36)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§15)

4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

4. Видеоурок по теме «Массовая доля химического элемента в веществе» ().

Домашнее задание

1. с.78 № 2 из учебника «Химия: 8-й класс» (П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005).

2. с. 34-36 №№ 3,5 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении

ω, ω%

Цель: Адаптация понятия доля к предмету химия при решении задач с экологическим содержанием на нахождение массовой доли элемента в химическом соединении.

Задачи:

  1. Сформировать понятие массовой доли элемента;
  2. Развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении;
  3. Воспитывать личность с экологическим образом мышления.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Компьютер;
  3. Карточки;
  4. Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
  5. Тетради;
  6. Маркеры;
  7. Таблица Д.И.Менделеева;
  8. Листочки с номерами;
  9. Глобус.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться и день и ночь,
И день и ночь! (М.Заболоцкий).

1.Организационный момент. На демонстрационном столе стоит глобус.

Слова учителя: Составляющие нашей планеты органический и неорганический мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на глобус.

71 % нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода) Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью химической формулы. (Включается мультимедийный проектор, на экране высвечивается формула Н 2 O). Что вы можете определить по этой формуле?

Ответы учащихся (качественный и количественный состав, простое или сложное вещество, определить, что это за вещество, найти М r ).

Слова учителя: Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды? (водород и кислород). А сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? (ответы учащихся) А если изменить количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)? И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в определённых массовых отношениях, т.е. составляют определённую часть от общей молекулы. А как можно высчитать какую часть от молекулы составляет химический элемент (предложения учащихся)?

С вашей помощью мы определили тему нашего урока: “Вычисление массовой доли элемента в соединении”.

Как вы считаете, какова цель нашего урока (ученики определяют цель урока)?

У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия изученные ранее вам помогут в достижении цели (химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса, доля)?

Проверим, готовы ли вы к изучению нового материала. Проведём эстафету между рядами.

Учащиеся записывают названия химических элементов на листочке. Каждый ученик записывает только один химический знак и передает карточку своему товарищу. Группа первая выполнившая задание поднимает руку. Учитель показывает символы знаков химических элементов, а учащиеся последние в группе проверяют правильность выполнения задания (2 балла получает каждый учащийся ряда, если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд, который справился с заданием первым (если нет ошибок) и 0 баллов ученик не знающий химических знаков).

Второе задание (3 балла) выполняем индивидуально. Четыре варианта.

Найдите относительную молекулярную массу:

I CO 2

II Na 2 O

III NO 2

IV Na 2 O 2

(учащиеся работают в тетрадях) При правильном решении задачи ученик получает три балла, при допущении математической ошибки – 1 балл, неправильном решении - 0 баллов. Подсчитывается общее количество баллов за два задания.

Мы повторили необходимые определения, химические элементы, молекулярную массу, а что же обозначает понятие доля? Повторим понятие, решая задачи на нахождении доли.

(На экране появляется слайд с изображением колбы с круглыми и квадратными молекулами)

Задача № 1

Какова доля квадратных молекул в колбе? (учащиеся решают и сравнивают своё решение с решением предложенным учителем и изображённым на слайде)

Решение: всего 7 молекул, квадратных 3. Их доля равна 3/7 или 0,4286 или 42,86 %

Задача № 2

Какова доля площади зелёного прямоугольника? (сопровождается следующим слайдом, с изображением двух прямоугольников. Площадь одного равна 10 см 2 , зелёного 2см 2 )

Решение: 2/10 или 0,2 или 20 %.

Задача № 3

Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10 кг (слайд с изображением красных и зелёных шариков в ящике и решением задачи). Какова доля зелёных шариков в ящике?

Решение: каждый зелёный шарик весит 1кг, а всего их два, значит в сумме 2 кг зелёных шариков. Общая масса шариков 12 кг, значит 2/12 или 0,1667 или 16,67.

Все учащиеся активно участвующие в решении задач добавляют себе 1 балл.

Слова учителя: (демонстрация следующего слайда с изображением схемы молекулы воды) Рассмотрим молекулу воды. Массу этих шариков вы можете найти в таблице химических элементов Д.И.Менделеева. И так массовая доля кислорода? Попытайтесь решить задачу самостоятельно, познакомьтесь с алгоритмом решения задач. Кто не справился? Учащиеся могут получить помощь учителя или одноклассника. Решение проверяется на заранее подготовленном слайде.

Ученики, самостоятельно справившиеся с заданием получают 2 балла, остальные один.

Слова учителя: На уроке географии вы изучили основные источники загрязнения воды. Назовите их. Какой вывод мы должны сделать?

Учитель заостряет внимание на знании формулы нахождения массовой доли элемента. Эта формула появляется на слайде и прочитывается учащимися.

Слова учителя : Зачем человеку необходимо знание массовой доли?

Представим, что каждый из нас имеет свой металлургический завод. Для получения железа вам требуется закупить руду. Какую руду вам выгоднее приобрести Fe 3 O 4 или FeO?. Эту задачу лучше решать парами. Один учащийся находит массовую долю железа в руде Fe 3 O 4, другой FeO и сравнивают массовые доли.

Слова учителя : А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду? Беседа с учащимися.

Слова учителя: вы справились с сложной проблемой. Но в жизни вы можете столкнуться с более важными задачами. Массовая доля является одним из способов выражения концентрации, а этот фактор очень важен для человеческой деятельности. Ваши товарищи подготовили сообщения, давайте их послушаем.

Сообщение № 1

Сообщение № 2

Слова учителя:

Учащиеся решают задачу. Далее учитель сообщает о том, что при нагревании минерала киноварь выделяется ртуть в виде паров. На складе в 1000м 3 , где находилось 100кг киновари,случился пожар. Оцените опасность ситуации, воспользовавшись данными предыдущей задачи (эта задача решается самостоятельно или с помощью учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса). За решение этой задачи учащиеся получают 3 балла.

Слова учителя: Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя М.Заболоцкого? Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только систематический труд подымает их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработаете дома самостоятельно и завтра у вас всё получится. Поставьте себе оценку “5” если вы набрали 9 баллов и более, “4” - 7-8 баллов, “3” - 5-6 баллов, если вы набрали меньше 5 баллов оценку получим на следующем уроке.

Сообщение № 1

Углекислый газ-газ бесцветный с кисловатым запахом и вкусом, используется в пищевой промышленности для производства сахара, лимонада. Участвует в процессе фотосинтеза. Но если в воздухе его доля больше 2,5 %, то он вызывает отравление организма и может привести к смерти. Повышения содержания углекислого газа в атмосфере более 0,03% может привести к повышению температуры на нашей планете, т.е. к глобальным изменениям.

Сообщение № 2

Ртуть- высокотоксичный металл, поражающий кроветворную, центральную нервную систему, почки. В организме ртутные соединения проникают в различные органы и ткани, но больше всего их обнаруживают в крови, печени, почках, головном мозгу. Пары ртути имеют свойство равномерно распространяться по всему объёму, накапливаясь тканями. Если в небольшой комнате (2м 3 ) её паров будет 0,02 мг, то урон здоровью человека будет велик.

Задача № 1

Какова доля квадратных молекул в колбе?

Задача № 2

Какова доля площади зелёного прямоугольника? Площадь одного равна 10 см 2 , зелёного 2см 2

Задача № 3

Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10 кг Какова доля зелёных шариков в ящике?

Задача № 4

В природе существует минерал киноварь. Определите массовую долю ртути в киновари (HgS).


Гаврилова Елена Ивановна

Учитель химии высшей кв. категории.

МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

Предмет . Химия.

Тема урока: « Массовая доля элемента» .

8 КЛАСС.

УМК Г.Е. Рудзитис.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель : Сформировать навык решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.

Задачи

Образовательные:

  • .Сформировать понятие массовой доли элемента;
  • Научить установлению простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Развивающие:

  • Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке.

Воспитательные:

  • Воспитывать личность с экологическим образом мышления.
  • Воспитывать в учащихся чувство товарищества и ответственности.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • формирование систематизированных знаний о доле элемента в веществе;
  • развитие умения вычислять массовую долю в различных вещества;

метапредметные:

  • формирование компетентности в области использования полученных знаний на других учебных дисциплинах;

личностные:

  • формирование убежденности в необходимости химических знаний для жизни человека;

Средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Компьютер;
  3. Карточки;
  4. Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
  5. Тетради;
  6. Таблица Д.И.Менделеева;
  7. Авторская презентация по теме «Массовая доля элемента в соединении».

Эпиграф к уроку:

Природа окружает нас загадкам и, и

попытка их решения принадлежит

К величайшим радостям жизни.

У.Рамзай

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Проверяет готовность детей к уроку.

Приветствие, положительный настрой на урок.

Проверяют готовность к уроку.

2.Целеполагание и мотивация.

Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов :

Перед вами перечислены различные минералы, из которых можно получить железо.(FeO, Fe 2 O 3 , Fe 3 O 4 )

(на мультимедийном проекторе).

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой минерал наиболее выгодно использовать для получения железа.

Выдвигают свои предположения на поставленный вопрос.

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока.

Как вы считаете, какова цель нашего урока.

Определяют цель урока

У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее, вам помогут в достижении цели?

Химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса.

3.Актуализация и контроль знаний.

Что мы можем сказать об этих минералах?

Состоят из атомов железа и кислорода

Можно ли по качественному и количественному составу ответить на поставленный вопрос

Коллективная работа

Молекулярную массу веществ

Проверка домашнего задания

На выданных карточках учащиеся рассчитывают молярную массу оксидов железа.После выполнения задания меняются карточками с соседом по парте и проверяют совместно с учителем.

3.Изучение нового учебного материала.

Организует беседу, используя информацию презентации, текст учебника и рабочую тетрадь. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их.

  • Как графически можно изобразить записанные формулы?
  • Что такое доля?

Проводит аналогию расчета доли вещества с математикой.

  • Какая величина является главной в химии
  • Чему равна атомная масса железа?
  • Как, исходя из знаний атомной и молекулярной массы, можно вывести формулу вещества?

Рассчитайте массовую долю железа в каждом веществе и сделайте и дайте ответ на поставленный вопрос (возврат к первому слайду)

Обсуждение выполненных заданий.

А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду?

Физкультминутка.

Давайте вспомним химические элементы. Я вам называю название, если оно совпадает с произношением - поднимаем правую руку, если нет - левую.

Обобщение и систематизация

Знакомит с новыми веществами в который встречается один и тот же химический элемент. Рассчитайте в каждом его массовую долю.

SО 2 и SО 3 ω (S) =

СО 2 и СО ω (С) =

ω (N) = НNО 3 , НNО 2

Выполните задания в рабочей тетради по закреплению материала.

Отвечают на предложенные вопросы.

Рисуют состав веществ разными цветами.

Часть от целого.

Учащиеся вспоминают как рассчитывается доля в математике.

Атомная масса элемента

Выводят совместно с учителем формулу вещества

ω=(Аr·n/Мr)·100%

Рассчитывают.

3 ученика работают у доски

Отвечают на вопрос

Выдвигают свои предположения

Физкультминутка.

Один из учеников по направлению учителя – называет правильное произношение.

Производят расчеты

Выполняют работу.

4.Рефлексия и подведение итогов урока.

Организует рефлексию и подведение итогов урока.

Если бы мама попросила вас написать ей смс о самом главном на уроке, что бы вы написали? Достигли ли мы поставленных целей?

Ребята, заканчивая урок, прошу наклеить выданный кружок на один из плакатов у выхода. (Все усвоили, усвоили недостаточно, требуется серьезная доработка).

Произносят свои ответы.

Оценивают свою работу в плакатах у выхода.

5.Информация о домашнем задании.

Предлагает задание в соответствии с возможностями:

1.Рассчитайте в каком из предложенных соединений (пероксид водорода, вода, серная кислота, оксид кальция, пероксид натрия-формулы записаны учителем) массовая доля кислорода наибольшая?

2.Найдите массовую долю каждого элемента в соединении (Fe 3 (PO 4 ) 2 *8H 2 O)

Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме.

Использована литература:

1. Химия, 8 класс, Неорганическая химия, 8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., 2017.

2. Рабочая тетрадь. 8 класс.

3. Дидактические материалы. 8-9 классы.