Социология

Развитие военно-промышленного комплекса российской империи в годы пмв. Проблемы военно-промышленного комплекса россии

Исторические предпосылки формирования военно-промышленного комплекса в России

ВПК в СССР появился фактически с начала индустриализации. Но можно считать, что индустриализация прежде всего и решала задачи создания ВПК. Поэтому Сталину некогда было ждать прохождения естественных фаз первоначального накопления, и он вопреки экономическим законам начал строительство промышленности с самых нижних ее этажей. Кроме того, к производству оружия всегда предъявляются требования, существенно отличные от производства гражданской продукции.

Оружие должно быть высоконадежным, эргономичным, а обучение пользованию им подразумевает не слишком высокий образовательный уровень солдат. Высокое качество труда в ВПК всегда поощрялось и поддерживалось высокой заработной платой и несравненно более высоким уровнем социального обслуживания.

По имеющимся оценкам, в конце эпохи перестройки продукция оборонного значения производилась в СССР на почти двух тысячах предприятий, на которых было занято 5 млн. человек (это 1/4 занятых тогда в промышленности), в том числе около 1 млн. человек представляли собой научные кадры. Если учесть членов семей, то непосредственно с ВПК было связано 12-15 млн. жителей страны.

Расходы на содержание армии (представляющей собой сектор непроизводственной сферы) и ВПК всегда ложились на плечи населения страны и в существенной степени снижали уровень его жизни. При этом оружие разрабатывалось и производилось не обязательно для целей непосредственного его применения в боевых действиях.

Человечество придумало достаточно слов, чтобы оправдать производство оружия. Самая, пожалуй, знакомая из всех этих концепций - Vis pacem, para bellum («Хочешь мира - готовься к войне») - известна уже несколько тысяч лет, т. е., оружие чаще всего выступает в качестве фактора сдерживания. И это, в общем-то, никем не отрицается.

Методической базой для развития ВПК и определения объемов и видов необходимых вооружений является военная доктрина. Это документ, разрабатываемый и обновляемый каждым государством, не объявившим себя нейтральным. В нем на основе анализа геополитической и международной обстановки определяются вероятные противники и союзники, цели и задачи обороны, а также методы и средства решения данных задач.

ВПК всегда ориентирован на производство максимально возможного количества оружия. В связи с этим СССР занялся вплотную выпуском и накоплением бронетанковой техники, тактической авиации, артиллерийских систем: подчас больше, чем все его потенциальные противники, вместе взятые. Отчасти это можно объяснить спецификой предполагавшегося театра военных действий, а также переоценкой эффективности тех или иных видов вооружений. Так, например, после Второй мировой войны танк считался основным и важнейшим инструментом решения тактических задач на сухопутном театре военных действий.

Но арабо-израильские войны и другие локальные конфликты последних лет со всей очевидностью показали, что это не совсем так.

Разработка оружия - весьма эффективный двигатель научно-технического прогресса.

Сейчас люди активно пользуются такими совершенными самолетами, кораблями, автомобилями, тракторами, средствами связи и вычислительной техники именно потому, что в свое время на их жалкие и неуклюжие прототипы обратили внимание военные специалисты.

Определение и отраслевая структура ВПК. Теперь попытаемся дать определение ВПК. ВПК - это совокупность предприятий и организаций различных отраслей хозяйства, прежде всего промышленности, науки и техники, обеспечивающих вооруженные силы страны необходимым оружием, боеприпасами, оборудованием и обмундированием, а также занимающихся продажей и экспортом этого вооружения, военной техники и другой продукции. В широком смысле ВПК включает также руководство вооруженными силами и связанную с ними часть государственно-административного аппарата и общественно-политических сил.

В состав военно-промышленного комплекса входят: научно-исследовательские организации, КБ (конструкторские бюро), испытательные лаборатории и полигоны, НПО (научно-производственные объединения) и производственные предприятия, организации, занимающиеся продажей продукции. ВПК концентрирует производство сложной продукции, в том числе и гражданского назначения. Этому способствует высокий технический уровень большинства предприятий ВПК. Здесь сосредоточены лучшая техника и высококвалифицированные кадры. ВПК в нашей стране имеет огромные масштабы, причиной тому являлась холодная война, которую вела наша страна с США с 1949 г., и непосредственно связанная с ней гонка вооружений. Отраслевая структура ВПК России представляет собой довольно сложное и многообразное явление. Она обычно рассматривается в следующем виде.

  • 1. Ядерно-оружейный комплекс:
    • - добыча урановой руды;
    • - изготовление уранового концентрата;
    • - производство ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов);
    • - производство оружейного плутония;
    • - сборка ядерных боеголовок;
    • - утилизация и захоронение ядерных отходов.
  • 2. Авиационная промышленность:
    • - производство самолетов;
    • - производство вертолетов;
    • - производство авиадвигателей.
  • 3. Ракетно-космическая промышленность:
    • - производство баллистических ракет;
    • - производство межконтинентальных ракет;
    • - производство крылатых ракет;
    • - производство зенитно-ракетных комплексов;
    • - производство космических аппаратов;
    • - производство ракетных двигателей;
    • - производство оборудования для космической техники.
  • 4. Производство артиллерийско-стрелкового оружия:
    • - производство стрелкового оружия;
    • - производство артиллерийских систем.
  • 5. Бронетанковая промышленность:
    • - производство танков;
    • - производство бронетранспортеров (БТР);
    • - производство боевых машин пехоты (БМП) и боевых машин десанта (БМД).
  • 6. Военное судостроение:
    • - производство надводных кораблей;
    • - производство атомных и дизельных подводных лодок.
  • 7. Радиоэлектроника и приборостроение.

География ВПК. К моменту выхода Российской Федерации из состава Советского Союза на ее территории практически не имелось ни одной области и ни одного крупного города, где не были бы представлены те или иные звенья ВПК. И все же, в первом приближении, можно выделить основные черты отечественной географии этого комплекса. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, экспериментальные и верхние, в техническом отношении наиболее сложные и во многом наукоемкие, требующие высококвалифицированных кадров производства ВПК имеют ярко выраженную концентрацию в крупнейших городах-миллионерах и их спутниках. В первую очередь в этом отношении выделяются Москва с ее ближайшим окружением, а также Санкт-Петербург и Новосибирск. Другой специфической чертой для Советского Союза и России, как главной наследницы в области ВПК, является размещение его объектов в так называемых закрытых городах, долгое время числившихся под номерами и лишь в последние годы получивших официальные названия. В таких городах было легче обеспечивать необходимый режим секретности, а также организовывать более высокий, чем в среднем по стране, уровень социального обслуживания населения. Большое влияние на размещение всех звеньев ВПК оказывали географические особенности местности, стратегические и многие другие факторы, набор которых специфичен для каждой отрасли комплекса.

Так, например, размещение военного судостроения и строительства гидросамолетов обусловлено наличием определенных акваторий (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Комсомольск-на-Амуре, Северодвинск, Таганрог). Производство ядерного оружия стремились упрятать как можно дальше в глубь страны (Зеленогорск, Северск, Ангарск, Железногорск). Впрочем, строительство военной судоверфи в Комсомольске-на-Амуре преследовало примерно такую же цель, но скорректированную временем и обстановкой - нахождение предприятия вне радиуса действия японской бомбардировочной авиации. Размещение судостроения в Санкт-Петербурге традиционно обусловлено концентрацией там значительного научного потенциала. А строительство атомных подводных лодок в Северодвинске упрощает их перевод на важнейший - североморский - театр военных действий. Размещение производства, имеющее непосредственное отношение к артиллерии на Урале, а стрелкового оружия - в Туле, связано с традициями и огромным накопленным там опытом. Из двух имеющихся теперь в России космодромов один находится в Плесецке (ныне г. Мирный в малообжитом районе Архангельской области). Законспирированный полигон для испытаний ядерного оружия на территории практически необитаемого северного острова Новая Земля расположен на большом удалении от ближайших населенных пунктов. Наибольшая территориальная концентрация учреждений и производств ВПК наблюдается в Центральном экономическом районе, где лидирует Москва с ее ближайшими городами-спутниками, Поволжском, Уральском и Волго-Вятском экономических районах. По степени развития ВПК эти районы выделяются и в мировых масштабах. Так, например, в середине 80-х г. Поволжье и Урал входили в четверку районов - лидеров мировой аэрокосмической промышленности (два других района находились на территории США - Калифорния и Техас). За пределами этих четырех экономических районов по масштабам концентрации предприятий ВПК выделяются Санкт-Петербург, Омск, Верхнее Приобье, Красноярск с ближайшими городами-спутниками и Прибайкальский район.

Характеристика отдельных отраслей ВПК. Почти сразу же после начала перестройки было заявлено о необходимости конверсии, под которой понимается перевод части военного производства на выпуск гражданской продукции. Трудно не согласиться с этим, поскольку экономике страны, находящейся в глубоком и затяжном кризисе, нереально сохранять прежние темпы и объемы производства оружия. Хотя чисто военный аспект решения не бесспорен, поскольку наши бывшие потенциальные противники вовсе не торопятся делать встречные шаги по пути разоружения и сокращения военного присутствия вблизи границ России. Как показали прошедшие годы, решение задач конверсии таким привычным для правительства директивным путем ни к чему, кроме развала производства и потере высококвалифицированных кадров, не приводит. Вероятно, конверсия - это длительный и мучительный путь, на котором экономические факторы и рычаги должны играть главенствующую роль. Тем более что пути конверсии могут быть вовсе не прямыми, а скорее неожиданными и нетрадиционными. Конверсия подразумевает также и сохранение производства самых эффективных видов вооружения, и переход на выпуск так называемых высокоточных видов оружия. Необходимо развивать и выпуск таких вооружений и систем, которые пользуются спросом на мировом рынке. Было бы неоправданным терять позиции в разработке и производстве таких видов оружия, где Россия считается признанным лидером. По западным оценкам, мировой ВПК производит 31 класс вооружений, среди которых наша страна лидирует по пяти видам: химическое и бактериологическое оружие, баллистические ракеты, ракеты "земля - воздух" и антиспутники.

Авиационная промышленность. Эта отрасль ВПК размещена в основном в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются из деталей и узлов, поставляемых сотнями связанных производителей. Факторами размещения предприятий авиационной промышленности являются удобство транспортных путей и наличие квалифицированной рабочей силы. Проектирование почти всех видов самолетов и вертолетов осуществляют конструкторские бюро Москвы и Подмосковья. Исключение составляет лишь конструкторское бюро им. Бериева в Таганроге, занимающееся разработкой и производством самолетов-амфибий. Крупнейшим научно-производственным центром авиационной промышленности несомненно является Москва. Здесь размещены ведущие конструкторские бюро страны: Як, Ил, Ту, Су, Миг, Ми, КА и др.

В пригородах Москвы выпускают узлы и агрегаты для самолетов и вертолетов. В авиационной промышленности на данный момент функционируют более 335 предприятий и организаций.

Кроме разработанных и выпускаемых гражданских самолетов и вертолетов, создан целый комплекс боевых машин - Миг-29, Миг-31, Су-27, Су-37, КА-50, КА-52 и др.

Крупнейшими центрами авиационной промышленности являются: Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М), Смоленск (Як-42), Воронеж (Ил-86, Ил-96-300), Таганрог (Ту-334), Казань (Ил-62), Ульяновск (Ту-204, Ан-124), Самара (Ту-154, Ан-70), Саратов (Як-42), Омск (Ан-74), Новосибирск (Ан-38). Заводы по производству военных самолетов имеются в Москве (Миг), Нижнем Новгороде (Миг), Иркутске (Су), Улан-Удэ (Су), Арсеньеве, Комсомольске-на-Амуре. Вертолеты производятся в Люберцах, Казани, Кумертау, Улан-Удэ, Ростове-на-Дону, Москве, Арсеньеве. Созданы также крупные производства авиадвигателей в Санкт-Петербурге, Рыбинске, Ростове-на-Дону, Перми, Уфе, Омске, Тюмени и других городах.

Ракетно-космическая промышленность. Это наиболее наукоемкая и технически сложная отрасль военно-промышленного комплекса. Научно-исследовательские институты и конструкторские бюро данной отрасли ВПК сосредоточены в основном в Москве и Подмосковье. Это объясняется наличием в данном районе высококвалифицированной рабочей силы, а также давними традициями в производстве точной и наукоемкой продукции. Здесь разрабатываются межконтинентальные баллистические ракеты (Москва и Реутов), ракетные двигатели (Химки и Королев), крылатые ракеты (Дубна и Реутов), зенитные ракеты (Химки).

Производство этой продукции разбросано практически по всей территории России. В настоящее время в подмосковном городе Королев работает мощная корпорация "Энергия", которая специализируется на создании ИСЗ (искусственных спутников земли, космических кораблей). В г. Химки работают научно-производственные объединения "Энергомаш" и им. Лавочкина. В Химках и Королеве производят ракетные двигатели для большинства космических систем. В небольшом подмосковном городе Реутов создавали ракеты-носители и искусственные спутники Земли. В Москве, в научно-производственном объединении им.

Хруничева создавались баллистические ракеты и долговременные орбитальные станции "Мир", а сейчас создаются элементы международной космической станции "Альфа". В Подмосковье размещается также ряд производств, обслуживающих ракетно-космическую промышленность, то есть производящих необходимые узлы и оборудование для нужд данной отрасли ВПК. Производственные предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в соответствии с принципами безопасности и дублирования, то есть в отдаленных от государственных границ районах страны. В частности, работают заводы по производству баллистических ракет на Урале (Воткинск, Златоуст) и в Сибири (Омск, Красноярск). Ракеты-носители производят в Самаре, Омске, Москве и других городах. Воткинск и Красноярск специализируются на производстве баллистических ракет для подводных лодок. Крупное производство ракетной техники имеется также в Санкт-Петербурге, Приморске и Калининграде.

Главный военный космодром России Плесецк расположен в Архангельской области близ г. Мирный. С него производят старт все беспилотные космические аппараты, а также военные искусственные спутники Земли. Следует также отметить, что наша страна продолжает арендовать у Казахстана космодром Байконур для запуска космических ракет с космонавтами на борту. Существует, помимо названных полигонов, и полигон Капустин Яр в Астраханской области, где производят испытание ракет и боевой техники. В 1997 г. в Амурской области был создан космодром Свободный. Для управления военно-космическими силами РФ создан центр по управлению беспилотными полетами (Краснознаменск, ранее Голицино-2). Центр управления полетами (ЦУП) находится в г. Королев. Близ него имеется центр по подготовке космонавтов - городок Звездный.

Производство артиллерийско-стрелкового оружия. Самый знаменитый и массовый вид стрелкового оружия - автомат Калашникова, используемый сегодня более чем в 60 странах мира, изображен даже на гербах и флагах некоторых африканских государств. Производство артиллерийско-стрелкового оружия исторически возникло в крупных районах и развитых центрах металлургии (Тула, Ковров, Ижевск и др.). Стрелковое оружие и его основные части разрабатываются и производятся в Москве и ряде городов Подмосковья (Рошаль, Красноармейск, Краснозаводск и др.) Научный центр разработок стрелкового оружия находится в небольшом подмосковном городе Климовске. Артиллерийские системы производят в основном на Урале. Екатеринбург является самым крупным центром артиллерийско-стрелковой и оружейной промышленности и специализируется на производстве самоходных орудий, зенитно-ракетных комплексов, полевых и танковых пушек, гаубиц, самоходных минометов. Другой уральский город, Пермь, известен производством самоходных вариантов орудий, реактивных снарядов, систем залпового огня "Смерч", "Ураган". В Ижевске производят противотанковые и зенитные ракеты. Следует заметить, что Ижевск более славится продукцией своей оружейной промышленности. Небольшой удмуртский город Воткинск - основной центр производства стратегических и тактических ракет. Башкирский город Стерлитамак является основным центром производства самоходных гаубиц на шасси. За пределами Урала крупные производства имеются в Нижнем Новгороде (орудия для БМП, боевые башни для ЗРК, артиллерийские орудия др.), Санкт-Петербурге (самоходные орудия), Муроме (башенные пулеметные установки). Подмосковный городок Фрязино специализируется на производстве оборудования для систем ПВО.

Бронетанковая промышленность. Первоначально в стране выпускались танки моделей Ту-54/55, затем Т-62, Т-64. Помимо танков, самоходных орудий и тягачей, был освоен выпуск БТР, БМП, БМД, БРМД и др. Сейчас российские заводы по выпуску танков находятся в глубоком кризисе. Перепрофилированы и уже больше не выпускают танки заводы Челябинска и Санкт-Петербурга. Танковых заводов в России осталось только два - в Омске и Нижнем Тагиле. В то же время относительно стабильное положение наблюдается на единственном пока заводе в стране, расположенном в Кургане, который выпускает боевые машины пехоты типа БМП. Это связано с экспортными поставками этого вида продукции.

В планах российских танковых заводов (в частности Омского) - переход на выпуск Т-90 на основе Т-72С и Т-80У.

Крупное производство бронетранспортеров (БТР) создано в Арзамасе. Освоен также выпуск бронированных банковских автомобилей и плавающих бронеавтомобилей. В ряде городов Центральной России и Урало-Поволжья созданы различного рода производства бронетанковой техники.

В Муроме выпускают инженерные разведывательные и инкассаторские машины на шасси боевых разведывательных машин десанта (БРМД). На данном заводе также бронируют легковые автомобили. В Саратове производят самоходный зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "Стрела", а в Вольске Саратовской области - противотанковый самоходный ракетный комплекс "Штурм". Волгоград специализируется на производстве боевых машин десанта БМД-3. В Екатеринбурге налажен выпуск самоходного комплекса разведки управления "Зоопарк", самоходных орудий, минометов, гаубиц и пушек и др.

Военное судостроение. Военное судостроение обеспечивает стабильную работу строительного комплекса, направленного на выпуск всех видов военных кораблей. Большинство заводов стремились размещать в центре страны, в условиях повышенной безопасности.

Выпуск подводных кораблей для Военно-морского флота (ВМФ) практически прекращен. Работают только заводы боевых кораблей в Санкт-Петербурге и Калининграде. Из 5 центров атомного подводного кораблестроения (Калининград, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Северодвинск, Комсомольск-на-Амуре) производство сохранилось только в Северодвинске. Большая часть предприятий военного кораблестроения находится в Санкт-Петербурге (6 заводов) и его пригородах. Рассмотрим теперь географию производства по отдельным типам военных судов. Катера на воздушной подушке производятся в поселке Никольский, Москве, Нижнем Новгороде, Сосновке, ремонт, модернизация и утилизация атомных подлодок ведется в Мурманске, городе Большой Камень, Северодвинске, патрульные катера производят в Рыбинске, Ярославле, Костроме, Санкт-Петербурге, сторожевые и ракетные катера - в Рыбинске, Зеленодольске, Перми, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Калининграде, дизельные подлодки производятся сегодня только в Нижнем Новгороде, на производстве десантных кораблей специализируются предприятия Калининграда, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Нижнего Новгорода, суда на подводных крыльях, корабельные орудия, атомные судовые реакторы производятся только в Нижнем Новгороде, основные мощности по производству боевых кораблей сосредоточены в Зеленодольске, Комсомольске-на-Амуре и некоторых других центрах.

Таким образом, несмотря на казалось бы широкую географию военного судостроения, его производства концентрируются в нескольких наиболее крупных центрах страны. К таковым, в частности, можно отнести Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Калининград (на долю этих 4 центров приходится львиная доля выпускаемых в России военных судов), Комсомольск-на-Амуре, Рыбинск, Зеленодольск и некоторые другие.

Для российского военного судостроения характерны высокий уровень монополизации производства, глубокая специализация отдельных предприятий и центров на производстве определенной продукции, системный экономический кризис, охвативший экономику всей страны. Из всех отраслей и производств ВПК наиболее остро экономический кризис проявился на предприятиях именно военного судостроения.

География атомно-промышленного комплекса России. Ядерная отрасль России была создана в апреле 1943 г. Атомно-промышленный комплекс состоит из 2 групп производств - атомная энергетика и ядерно-оружейный комплекс. О ядерной энергетике мы уже говорили раньше. Отметим только, что кроме производственных, имеются еще и исследовательские реакторы. Размещены они, как правило, в крупных научных центрах и закрытых городах. Это Москва и Подмосковье, Обнинск, Саров, Челябинская область, Димитровград, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Екатеринбург, Уфа, Белгород, Норильск.

Известно о существовании 11 реакторов в Москве и 9 в Московской области (2 в Дубне, 5 в Лыткарино, 2 в Сергиевом Посаде). Крупным исследовательским и научным центром по ядерной энергетике является г. Обнинск, где имеются 4 реактора. Действуют также реакторы НИИ ядерной физики в г. Гатчина. Здесь же достраивается самый мощный в Восточной Европе исследовательский реактор.

9 реакторов размещены около г. Димитровград, где расположен НИИ атомных реакторов. Крупными научно-исследовательскими атомными центрами являются следующие города: Сосновый Бор, Санкт-Петербург, Дубна, Протвино, Москва, Обнинск, Екатеринбург, Новосибирск, Троицк, Димитровград, Нижний Новгород, Гатчина, Норильск, Подольск и др.

Особенностью ВПК является размещение многих его предприятий в закрытых городах, которые нельзя было найти ни на одной географической карте. Они возникли в 50-60-е гг., в российской глубинке вне досягаемости иностранной разведки. Всего в России 10 закрытых городов. Вместе они составляют так называемый Архипелаг Минатома.

В таких городах, называемых атомными, проживает сегодня около 800 тыс. чел. Закрытые города расположены в Сибири и Урало-Поволжье. Главная задача атомных городов - создание ядерного щита страны и оснащение им российских Вооруженных сил. Закрытые города создавались как элитные поселения. В них был высокий уровень жилищной обеспеченности и развитая социальная инфраструктура. Это позволило сконцентрировать здесь лучших специалистов страны. Но в настоящее время объем военных заказов резко сократился. Эти города стали терять свои бывшие позиции, научный потенциал и стали заметно беднеть. Иногда вокруг основного вида деятельности возникают вспомогательные или смежные производства. Так, в Новоуральске возник филиал ЗИЛа - автомоторный завод. В Железногорске возникло ПО "Сибволокно", а в Зеленогорске - производство космической техники.

Таким образом, города Минатома совершают переход от узкой специализации к многофункциональности. Лидирующая роль среди них принадлежит федеральным атомным центрам - Сарову и Снежинску. С ядерным оружием связаны 3 составные части стратегических вооружений: Ракетные войска (РВ), Военно-морской флот (ВМФ), Военно-воздушные силы (ВВС). Тяжелые стратегические бомбардировщики и ракетоносцы с крылатыми ядерными ракетами базируются в Моздоке и Энгельсе. Всего их в России около 80. В стране находится около 6900 ядерных зарядов. Большая их часть расположена в Татищеве (720), Костроме (120), Моздоке (316), Домбаровском (560), Карталах (460), Алейске (300), Рыбачьем (500), Украинке (444), Ужуре (520), Нерпичьей (1200), Ягельной (704 Яб), Козельске (360), Красноярске (120). Стратегические ядерные силы морского базирования входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов. В настоящее время в России решаются следующие задачи: ликвидация российского ядерного оружия, разборка ядерных боеголовок, производство новых боеголовок к межконтинентальным баллистическим ракетам SS-25. Демонтаж боеголовок ведут 4 предприятия России (Заречный, Саров, Трехгорный, Новоуральск).

Ядерные материалы возвращают в Новоуральск (высокообогащенный уран) и Северск (плутоний и высокообогащенный уран).

В связи с демонтажем боеголовок реализуются планы создания на Урале (ПО "Маяк") и в Сибири (под Томском) складов для хранения более 100 т. оружейного плутония.

Урановая промышленность России. военный оружие оборона

В данную группу отраслей входит добыча и обогащение урана, а также урановая металлургия. Добыча и обогащение урана проводится обычно на урановых рудниках и горно-химических комбинатах. В России это Краснокаменский урановый рудник (Читинская область). Там же расположены Приаргунский и Забайкальский (поселок Первомайский) горно-химические комбинаты, производящие урановый концентрат.

Ранее, в 60-х гг. ХХ века, добыча и обогащение урановой руды проводились на Лермонтовском руднике и расположенном там же ПО "Алмаз". Но немного позднее, с широким вовлечением в использование курортных ресурсов данной территории (а это территория известнейшего курортного района Кавказские Минеральные Воды), все работы, связанные с добычей и обогащением урана были свернуты.

Открыты также крупные залежи урановой и ториевой руды близ городов Вихоревка Иркутской области (Вихоревское месторождение), Слюдянка (месторождение ураносодержащих и редкоземельных элементов), Ловозеро (урановые и ториевые минералы), район Онежского озера (урановые и ванадиевые минералы), Вишневогорск, Новогорный (урановая минерализация). Урановая металлургия получила распространение всего в 3 городах России: Электросталь (ПО "Машиностроительный завод"), Новосибирск (ПО "Завод химических концентратов"), Глазов (ПО "Чепецкий механический завод").

Отправить другу



Принимая во внимание незагруженность производственных мощностей в российском ОПК, а также его особое место в системе национального хозяйства (от 65% до 75%150 в области общенациональных научных разработок и до 30% валового производства в машиностроении), учитывая сохранившуюся опытно- конструкторскую базу, научные и конструкторские коллективы, следует согласиться с мнением ряда российских экспертов, что необходимо «создать экономические предпосылки для энергичной диверсификации предприятий», что может стать мощным фактором построения высокотехнологичной гражданской .

Военно-промышленный комплекс СССР развивался по концепции преференциального финансирования 70 лет (условно 1917-1987 гг.), в нем были сконцентрированы лучшие кадры ученых, инженеров, конструкторов, техников, рабочих; создавались новейшие технологии и производились новые виды В и ВТ; разрабатывались и применялись новые виды материалов, энергии, и в последние десятилетия компьютерные и информационные технологии. Постепенно все хозяйство страны было пронизано заказами военно-промышленного комплекса и жило его нуждами, а гражданская финансировалась фактически по остаточному принципу. Следует особо отметить, что модернизация ВПК СССР происходила непрерывно, систематически, с монотонно повышающимися объемами инвестиций и других затрат. Эти условия дали свой результат: постепенно ВПК составил каркас хозяйства страны, и уже трудно было найти гражданскую отрасль промышленности, сельского хозяйства, строительства, которая не имела бы хотя бы небольшой оборонный заказ.

Следует различать два последствия такого положения. С одной стороны происходила милитаризация всей экономики, с другой - высокие требования военно-промышленного комплекса к качеству, техническому уровню, новизне военного заказа заставляли не только отрасли военной промышленности, но и отрасли гражданской экономики повышать свой технологический уровень. Широкая материально-техническая база комплекса непрерывно изменялась в лучшую сторону, неизменной оставалась лишь система управления им: министерства, главки, ГУП"ы (государственные унитарные предприятия), в которых государственная собственность была передана в управление директору, назначаемому в высших административных структурах.

Начиная с 1991 г., т.е. уже 20 лет, идет непрерывный поиск новых форм управления военно-промышленного комплекса. Вначале был создан Комитет по промышленности, которому передали управленческий аппарат восьми оборонных Министерств; затем их передали Минпромэнергии, где они были преобразованы в департаменты; затем возникла идея воссоздать их в виде самостоятельных агентств; потом в виде финансово-промышленных групп, и наконец - в форме госкорпораций. Однако в процессе этих поисков эффективной системы управления военно-промышленного комплекса были забыты задачи систематической, ежегодной модернизации технологической, институциональной и кадровой базы предприятий. Поскольку за 20 лет государство сделало чрезвычайно мало, а частный бизнес туда практически не допущен, этот потенциально самый высокотехнологичный сектор нашей экономики потерял значение как важнейший двигатель преобразования гражданской отечественной промышленности и диверсификации всего хозяйства.

Главное противоречие сегодняшней ситуации заключается в том, что костяк ОПК составляют ФГУП"ы и ГУП"ы, построенные на советских принципах управления, не вписывающиеся в открытую рыночную конкурентную среду. Поскольку государственное финансирование ГУПов было небольшим, каждый из них начал выживать в одиночку. Одни стали продавать свою продукцию за рубеж, другие, обладая огромными незагруженными производственными площадями, необходимой инфраструктурой, стали сдавать государственную собственность в субаренду. Известно, что во многих случаях на площадях оборонных ГУПов производилась контрафактная продукция. Поэтому, когда в связи с созданием госкорпораций встал вопрос о преобразовании ГУПов в акционерные общества, началось серьезное сопротивление реформе изнутри. Институциональная и управленческая модернизация оказались для ВПК самыми тяжелыми.

Особо следует отметить, что коллективы многих ГУПов не просили для себя чего-то невероятного: зарплату и обычный социальный пакет. Когда эти минимальные требования не были выполнены, впервые в российской истории начался отток кадров из ВПК, что сейчас, когда забрезжил свет в конце тоннеля, стало особенно очевидным. Конечно, в таких невероятно тяжелых условиях, когда высшие власти могли только назначить директора, но денег для финансирования предприятий ВПК у них не было, никто не думал о технологической модернизации. Задача была простая: выжить. Но в своем большинстве выжившие предприятия ВПК не воспринимают новые стратегические задачи, которые к тому же носят противоречивый характер. С одной стороны в вооруженные силы двадцать лет не поставлялись новые В и ВТ, поэтому задача перевооружить армию по новой, современной технической основе, остается первоочередной. Такие задачи поставлены и они реально означают крен ВПК в сторону военной составляющей его дальнейшего развития. С другой стороны высшие власти говорят о том, что главная стратегическая задача ВПК - перестроится в ОПК и имеющийся потенциал использовать для качественно нового роста гражданских отраслей промышленности (в первую очередь высокотехнологичного машиностроения). Другими словами, в рамках ВПК необходимо ускоренными темпами по сравнению с оборонной продукцией выпускать гражданскую продукцию. Две прямо противоположные задачи решить весьма сложно.

Непрерывные реорганизации, усложняющие проведение долгосрочной военно-промышленной политики привели к серьезному ослаблению централизованного управления развитием российской оборонной промышленности, Это выразилось, например, в невыполнении двух программ перевооружения армии и развития оборонной промышленности РФ 1996-2005 гг. и 2002-2006 гг. По оценкам Министерства Обороны РФ, расходы на поставку военного оборудования и научно- исследовательские работы за 1996-2005 гг. составили 23% от планировавшихся, а недофинансирование за 2002-2005 гг. по военным статьям - 5,5-5,9 млрд. долл. В эти годы было остановлено финансирование разработки многих новейших видов вооружений.

Как известно, с начала 1990-х годов наблюдалось неуклонное падение объема товарной продукции ОПК России вплоть по 1998 г. Несмотря на рост ОПК РФ с 1999 г., объемы производства продукции, согласно расчетам, еще не достигли уровня 1992 года.
Одна из важнейших причин этих явлений на макроэкономическом уровне заключалась в серьезном недофинансировании ОПК. Например, только по ракетно- космической промышленности за 1989-1997 гг. произошло более чем пятикратное снижение объемов финансирования. Падение государственного финансирования ОПК не компенсировалось адекватно частным бизнесом.
Особое место в 1990-е годы занимает период так называемой «обвальной конверсии» (1992-1994 гг.). Объем ИР, выполненных собственными силами научных организаций ОПК, упал в этот период на 41%.

В рамках разработанной в России государственной программы конверсии в этот процесс было вовлечено более 460 промышленных предприятий и около 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций. В 1992 г. бюджетные ассигнований на закупку вооружений и военной техники были уменьшены сразу на 68%. Объем таких заказов сократился почти на 45%, экспорт систем вооружения - более чем в 2,5 раза. По мнению ряда российских экспертов, все попытки централизованного решения вопросов финансовой поддержки конверсионных программ правительством России фактически были обречены на провал именно из-за масштабности процесса конверсии и ограниченности финансовых возможностей.

В результате общего сокращения объемов производства ОПК, несовершенства механизма передачи технологий и результатов исследований и разработок в другие отрасли произошло падение спроса на результаты ИР. К сожалению, это падение спроса на результаты ИР со стороны военного ведомства не было компенсировано расширением такого же спроса со стороны гражданских организаций, что способствовало резкому снижению научно-технического потенциала ОПК.

Спрос на научно-технические знания и инновации резко упал. Финансирование науки уменьшилось в десятки раз; количество научных сотрудников сократилось более чем на половину (без учета скрытой безработицы); научная проблематика уменьшилась более чем в четыре раза; практически не закладывались новые экспериментальные установки. Существовавшая инфраструктура НИС и механизм создания и материализации научно-технических достижений был серьезно деформирован.

По оценкам экспертов, несмотря на рост ассигнований на закупки вооружений и военной техники (ВиВТ) и повышение объемов российского экспорта вооружений и военной техники в 2000-е годы, ОПК РФ продолжает испытывать серьезные негативные последствия от временного провала в разработках новых систем оружия, который наблюдался в 1990-е годы.

С началом нового десятилетия позитивные изменения постепенно набирают силу, однако в целом процесс реструктуризации сектора высоких технологий идет слишком медленно. Основу оборонных технологий ОПК на середину текущего десятилетия составляли разработки, которые появились до 1993 г. При этом лишь ¼ отечественных критически важных технологий была близка к мировому уровню, еще 30% оценивались как удовлетворительные, позволяющие достигнуть мирового уровня в течение 5-7 лет (то-есть, к 2010-2012 гг.).

Что касается отраслевого разреза, то следует отметить высокие темпы прироста объемов производства в авиационно-ракетно-космическом комплексе, в промышленности средств связи
За 2006 год произошло существенное увеличение производства военной продукции - на 8,4 % (рост производства гражданской лишь на 4,2 %). По сути, впервые с начала 1990-х годов рост производства военной продукции стал опережать рост производства продукции гражданского назначения. Однако, в целом, ситуацию следует характеризовать как неустойчивый рост, в том числе в отраслевой структуре.

В связи с передачей в 2008 г. «ГК Ростехнологии» более 400 активов ВПК была предпринята их тщательная ревизия, результаты которой дали неутешительные результаты. В соответствии с докладом Гендиректора ГК «Ростехнологии» С. Чемезова в Госдуме 25 февраля 2009 г., основные производственные фонды предприятий, входящих в госкорпорацию изношены на 70%; темпы обновления оборудования составляют около 3-4% в год; только 15% применяемых технологий соответствует мировому уровню; практически не поставлена на учтет и не защищена интеллектуальная собственность; треть предприятий находится в предбанкротном состоянии; растет кредиторская задолженность.

В совокупности, перечисленные выше (далеко не полные) обстоятельства значительно затрудняют процесс преодоления технологического разрыва России с Западом и создание конкурентоспособных очагов высоких технологий в российском ОПК, даже несмотря на рост финансовых вливаний. В 2009 г. бюджет МО РФ увеличился на 23,1% по сравнению с прошлым годом (несмотря на кризисные явления в национальной и мировой экономике).

За время реформ военно-промышленный комплекс, который насчитывает 1390 предприятий, существенно изменился с точки зрения структуры собственности: в 2007 г. государственная собственность составила 49,0%, АО с государственным участием 26,8%, АО без государственного участия 24,2%. При этом приватизация была наиболее интенсивной в промышленности: государственные унитарные предприятия здесь составляют 37,8%, АО с госучастием - 30,5%, АО без участия государства - 31,7%. Наиболее консервативной по отношению к рынку оказалась наука ВПК: госсобственность 59,4%, АО с госучастием - 24,3%, АО без госучастия - 16,3%. Эти данные заставляют задуматься над тем, как мотивировать военную науку заниматься не только В и ВТ, но и внести свой вклад в развитие высокотехнологичной гражданской экономики. Видимо, для решения этой задачи распоряжением Правительства в декабре 2009 г. образована Межведомственная рабочая группа по модернизации и инновационному развитию оборонно- промышленного комплекса во главе с С.Б.Ивановым.

Принимая во внимание незагруженность производственных мощностей в российском ОПК, а также его особое место в системе национального хозяйства (от 65% до 75%150 в области общенациональных научных разработок и до 30% валового производства в машиностроении), учитывая сохранившуюся опытно- конструкторскую базу, научные и конструкторские коллективы, следует согласиться с мнением ряда российских экспертов, что необходимо «создать экономические предпосылки для энергичной диверсификации предприятий», что может стать мощным фактором построения высокотехнологичной гражданской

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА (ОБЪЕДИНЕНИЯ)

I. Примерное положение о военно-патриотическом клубе (объединении) при образовательном учреждении.

1. Общие положения

    Военно-патриотический клуб (объединение), далее ВПК — детское, молодежное общественное объединение, созданное при образовательном учреждении с целью развития и поддержки детской инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства, вооружения и воинского костюма, освоения воинских профессий, подготовки молодежи к службе в армии.

    Настоящее Положение не распространяется на детские и молодежные коммерческие, политические объединения, организации, учреждения.

    Деятельность ВПК осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об общественных объединениях», «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Указом Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, настоящим Положением, Уставом ВПК и другими нормативными правовыми актами.

    2. Задачи ВПК

    Задачами ВПК являются:

    2-1. Воспитание у молодежи округа любви к Родине на лучших тр адициях служения Отечеству.

    2-2. Реализация государственной молодежной политики в сфере нравственного и патриотического воспитания.

    2-3. Сохранение, преумножение славных традиций Российского воинства.

    1. Увековечение памяти погибших защитников Отечества.

      Содействие в подготовке молодежи к военной службе.

      Развитие технических и военно-прикладных видов спорта.

      Формирование у подростков активной жизненной позиции.

    Воспитание у учащихся чувства любви к государственным символам РФ, уважения к воинским ритуалам, военной форме одежды.

    3. Основные направления деятельности ВПК

    ВПК осуществляет свою деятельность под руководством администрации образовательного учреждения, а также взаимодействует с организациями, деятельность которых направлена на духовно-
    нравственное, патриотическое и физическое развитие молодежи.

    ВПК определяет профиль своей деятельности, планирует работу и составляет учебные программы.

    ВПК участвует в поисковых экспедициях; сооружении, содержании мемориалов и памятников воинской славы и уходе за ними.

    Ведет информационно-издательскую деятельность в области развития гражданственности и патриотизма молодежи.

    3.6. Оказывает шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда и правоохранительных органов; семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
    4. Материально-техническое обеспечение деятельности ВПК

    4.1. Деятельность ВПК обеспечивается за счет средств:
    4.1.1 Образовательного учреждения;

    4.1.2. Полученных от членских взносов, пожертвований спонсоров, а также других привлеченных средств, аккумулируемых на счету образовательного учреждения.

    4.2. Использование ВПК учебно-материальной базы воинских
    частей, военно-учебных заведений, а также передача для ВПК
    (на баланс ОУ) снятых с производства, списанных и неиспользуемых в
    войсках военного имущества, обмундирования, техники осуществляется
    по договоренности с командованием воинских частей в соотствии с действующим законодательством.

    4.3 Учебно-материальная база образовательных учреждений, организаций, осуществляющих подготовку молодежи к военной службе, может использоваться ВПК в реализации уставных задач на договорной основе в установленном порядке

    5. Поддержка деятельности ВПК

    5 1. окружное управление образования, Центр патриотического и гражданского воспитания оказывают всестороннюю поддержку деятельности ВПК по развитию гражданственности и патриотизма детей и подростков;

    1. Разрабатывают нормативные правовые акты по поддержке деятельности ВПК.

      Организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей ВПК.

      Издают информационные, учебно-методические материалы, наглядные пособия, выпускают видеофильмы о деятельности клубов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

      Содействуют в установлении военно-шефских связей ВПК с организациями, предприятиями, творческими, трудовыми коллективами.

      5.2. Военные комиссариаты:

    Информируют допризывников и лиц, уволенных с военной службы о деятельности ВПК.

    Учитывают профиль подготовки воспитанников ВПК при определении вида и рода войск Вооруженных Сил, а также других
    войск, воинских формирований и органов при их призыве на военную службу.

    6. Руководство деятельностью ВПК

    Руководство деятельностью ВПК осуществляется в соответствии с собственным Уставом, Положением и действующим законодательством.

    Контроль за работой военно-патриотических клубов и учет их количества осуществляет Департамент образования города Москвы. Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы организует методическую
    работу ВПК, планирует и проводит с военно-патриотическими клубами городские патриотические мероприятия.

    Для координации деятельности ВПК может создаваться попечительский совет ВПК, включающий в себя родителей воспитанников, руководителей ВПК, представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, организации — учредителя, военкоматов, а также других юридических и физических лиц, способствующих развитию гражданственности и патриотизма молодежи.

    7. Примечания

    7.1. С учетом специфики образовательных учреждений руководители ВПК могут разрабатывать документы о деятельности клубов
    самостоятельно, основываясь на данном Положении и действующем законодательстве.

    II. Примерный Устав

    военно-патриотического клуба (объединения)

    1. Общие положения

    Военно-патриотический клуб (объединение) (далее ВПК) открывается на базе образовательного учреждения (или иной организации) по инициативе педагогического коллектива с разрешения вышестоящего руководства.

    2. Основные цели и задачи клуба:

    — воспитание в духе преданности Отечеству;

    — формирование гражданско-патриотических взглядов и активной жизненной позиции, деятельности на благо общества;

    — интеллектуальное, культурное и нравственное развитие воспитанников, совершенствование их морально-психологического состояния и адаптации к жизни в обществе, развитие чувства коллективизма; положительное отношение к здоровому образу жизни, физическое развития подрастающего поколения;

    чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, своим обязанностям и стремление к достижению поставленной задачи;

    подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

    3. Организация образовательного процесса

    Образовательный процесс должен осуществляться на основе учебных программ по различным видам деятельности с учетом методических требований, раскрывающих технологию проведения теоретических и практических дисциплин (Закон Российской Федерации «Об образовании»). Преподаватели клуба должны руководствоваться в своей работе конспектами и поурочными планами по различным видам занятий.

    Учебный год в ВПК начинается в сентябре и заканчивается в мае.

    Для реализации основных целей и задач образовательного и воспитательного процесса руководство ВПК использует разнообразные формы и методы работы:

    • занятия по военно-прикладным и техническим видам спорта;

    занятия по истории, уставам ВС РФ, строевой подготовке, гуманитарному и гражданскому праву, начальной медицинской подготовке, изучение героического и культурного прошлого Отечества;

    организует и проводит соревнования по военно-прикладным видам спорта, слеты, спартакиады, военно-спортивные игры;

— принимает участие в районных, окружных и городских мероприятиях патриотической направленности (участие в акциях, посвященных дням воинской славы России, встречи с представителями ветеранских организаций, с воинами Российской армии, организует поездки по местам боевой славы, участвует в восстановлении и охране памятников архитектуры, истории и воинской славы России и т. п.).

4. Воспитанники военно-патриотического клуба (объединения).

Их права и обязанности.

Воспитанниками этой добровольной общественно-патриотической организации могут быть дети и молодежь с 10-11 лет до окончания учебного учреждения, признающие Устав клуба (объединения) и активно претворяющие в жизнь его программу. Религия, национальность и пол значения не имеют.

Воспитанник военно-патриотического клуба (объединения) ОБЯЗАН:

    быть патриотом нашей Родины;

    соблюдать требования настоящего Устава, выполнять решения руководителей клуба (объединения);

    проявлять инициативу и активно участвовать в проведении всех мероприятий ВПК;

    соблюдать этические нормы и правила общественного поведения (не употреблять спиртные напитки, не курить, не сквернословить, быть опрятным);

    быть активным участником в общественной жизни по месту учебы и жительства;

    бережно относиться к материально-технической базе ВПК (беречь помещение и спортивные площадки клуба, одежду, спортивный инвентарь и т. д.).

    III. Примерный паспорт

    военно-патриотического клуба (объединения)

    (полное наименование клуба, объединения)

    Место расположения, направление деятельности (цели и задачи)-

    Дата создания, орг., учредитель.

    Полный адрес (с индексом) объединения, телефоны, факс.

    Руководитель (Ф.И.О. должность, педагогический стаж).

5 Количество воспитанников:

Всего

Из них:

Мальчиков 11 -14 лет

Девочек 11 -14 лет

Юношей 15-17 лет _____________________

Девушек 15-17 лет

6 . Количество инструкторов, преподавателей

Всего

В том числе:

штатных

на общественных началах

    Документы, регулирующие деятельность объединения (положение, устав, программы по различным направлениям воспитательной и образовательной деятельности и т. д., время их создания.

    Орган управления объединением (среди воспитанников и среди организаторов-преподавателей).

    Сотрудничество с другими общественными (в том числе ветеранскими) организациями.

    10. Характеристика учебно-материальной базы (базовые классы
    образовательного учреждения, выделенные во временное пользование иные помещения; площадки, спортинвентарь, пневматическое оружие (кол-во экз.), снаряжение для рукопашного боя, туристическое снаряжение и т. д.).

    11. Символика объединения (девиз, эмблема, текст торжественного обещания, клятвы, гимн и т. д.).

    12. Дополнительная информация.

    IV. Примерные программы, планы, поурочные планы

    по различным направлениям деятельности

    военно-патриотического клуба

    (объединения)

    Разрабатываются самостоятельно с учетом направления деятельности объединения.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) - совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. http://ru.wikipedia.org

ВПК играл и продолжает играть системообразующую роль в экономике как регионов Российской Федерации, так и России в целом.

В мае 1915 года (г.) на 9-ом съезде представителей была впервые сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов. В июле 1915 г. состоялся 1-й съезд ВПК. В августе того же года был принят нормативно-правовой акт, закреплявший за комитетами функции содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота необходимым снаряжением и довольствием путём планового распределения сырья и заказов, своевременного их исполнения и установления цен. Центральный ВПК образовал в своём составе ряд секций по отраслям, число которых всё время увеличивалось. Были созданы секции: механическая, химическая, по снабжению армии, вещевая, продовольственная, санитарная, по изобретениям, автомобильная, авиационная, перевозок, угольная, нефтяная, торфяная и лесная, мобилизационная, крупных снарядов, станков и пр. http://ru.wikipedia.org

В 20-е годы советская оборонная промышленность характеризовалась восстановлением крупной промышленности СССР. Проведя в 1923-1924 годы реформу вооруженных сил, Советское правительство также разработало и провело в жизнь реформу военной промышленности. Главная стратегическая причина необходимости создания в СССР постоянно действующей отрасли (организации) военно-промышленных производств заключалась в том, что, все без исключения предметы вооружения и снабжения армии должны быть подготовлены внутри Республики; все военные производства должны базироваться исключительно на отечественном сырье.

Докладывая в 1932 г. об итогах оборонной подготовки промышленности в 1-й пятилетке, зампредседателя Госплана СССР И.С. Уншлихт констатировал: «В СССР военная промышленность является планомерно организованной отраслью, объединяющей кадровые военные предприятия». Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. http://rufort.info/library/simonov/simonov.html

На протяжении 20-50-х годов процесс развития военно-промышленных производств и комплектования заводов военно-промышленного «кадра» и «запаса» прошел несколько этапов.

Первый этап занимает период с 1921 по 1930 г. и характеризуется концентрацией военно-промышленных производств в обособленных группах «кадровых» военных заводов под общим руководством одного специального органа управления при едином наркомате промышленности - ВСНХ СССР.

Второй этап занимает период с 1930 по 1936 год и характеризуется концентрацией «кадровых» заводов 1-й группы военных изделий и рассредоточением остальных (2-й и 3-ей группы) по всем родственным им отраслям промышленности.

7 апреля - 3 мая 1930 г. военно-промышленные тресты и их Главк (ГУВП) были упразднены. Из «кадровых» заводов 1-й группы военных изделий были сформированы: Всесоюзное объединение орудийно-оружейно-пулеметных производств (Оружобъединение), Всесоюзное объединение патронно-трубочного и взрывательного производств (Патрубвзрыв). Другие заводы, способные производить военные изделия, например, судостроительные, оптико-механические, взрывчатых и отравляющих веществ перешли или остались в составе гражданских трестов и управлений.

В начале января 1932 г. ВСНХ СССР был упразднен. Все военно-промышленные предприятия «кадра» и «запаса», на равных основаниях, были переданы в ведение Наркомата Тяжелой промышленности СССР, его главков и трестов, а именно: авиационные - в Главное Управление Авиационной промышленности (ГУАП); судостроительные - в Главное Управление Судостроительной промышленности (ГУСП); военно-химические - в Военно-Химический трест (Вохимтрест), Всесоюзный трест Органических Производств (ВТОП) и Всесоюзный трест Искусственного Волокна (ВИВ); оружейные, пулеметные, бомбовые, снарядные, минные и торпедные - в Главное Военно-Мобилизационное Управление; патронные и гильзовые - в Патронно-Гильзовый трест; орудийные - в Арсенальный трест; снарядные - в Снарядный трест; автобронетанковые - в Специальный Машиностроительный трест (Спецмаштрест), оптико-механические - в Государственное объединение Оптико-Механических заводов (ГОМЗ). По состоянию на 5 апреля 1934 г. в утвержденный Политбюро ЦК ВКП(б) список «кадровых» заводов «военной промышленности» входят 68 предприятий. На них устанавливается особый порядок приема рабочей силы.

Функции координатора деятельности военных заводов в системе Наркомтяжпрома выполняло его Главное Военно-Мобилизационное Управление (ГВМУ), разделенное в 1936 г. на Главное «правление военной промышленности и Главное управление боеприпасов.

Третий этап охватывает период с 1936 по 1941 год и характеризуется концентрацией всех «кадровых» военных заводов и части заводов «запаса» - в начале в Наркомате Оборонной промышленности, а затем - в нескольких военно-промышленных народных комиссариатах, специально созданных для ускорения процесса перевооружения Армии и Флота.

Народный Комиссариат Оборонной промышленности был образован 8 декабря 1936 г. Постановлением ЦИК СССР. Из состава Наркомтяжпрома в новый наркомат вошли: 47 авиационных заводов, 15 артиллерийских заводов, 3 оружейных завода, 9 оптико-механических заводов, 10 танковых заводов, 9 патронно-гильзовых заводов, 7 трубочно-взрывательных заводов, 7 снарядных заводов, 3 завода по производству минного, торпедного и бомбового вооружения, 10 судостроительных заводов и верфей, 23 военно-химических предприятия, 16 заводов по производству электроприборов и радиоприборов, 8 предприятий точного машиностроения, 5 аккумуляторных и 3 металлургических завода.

Четвертый этап охватывает период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и характеризуется превращением большей части машиностроительного народнохозяйственного комплекса СССР в военно-промышленный, с разделением на специальные военно-промышленные отрасли под руководством соответствующих наркоматов: вооружения, боеприпасов и минно-минометного вооружения, авиационной, танковой и судостроительной промышленности. Высшим органом, руководящим деятельностью всего государственного оборонного комплекса, становится Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР.

Пятый этап охватывает период с 1946 по конец 1950-х годов и характеризуется модернизацией производства так называемой «общей военной техники» и появлением новых видов военной продукции, объединенных под общим названием «специальной военной техники»; это - системы реактивного и ракетного вооружения и реактивной авиационной техники, образцы ядерных боеприпасов и разнообразные радиоэлектронные системы военно-технического снаряжения и военной связи.

В 1946-1957 годы «кадровые» военные заводы сосредоточиваются в министерствах авиационной промышленности, вооружения (с 1954 г. Министерство оборонной промышленности), судостроительной промышленности и более или менее равномерно рассредоточиваются специальными «кустами» в гражданских министерствах: транспортного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, тяжелого машиностроения, автотракторной промышленности, - в качестве головных предприятий частично законсервированных военно-промышленных производств: боеприпасов, минно-минометного вооружения, специальной авто-транспортной и бронетанковой техники. Голованов Я. Королев. Факты и мифы. http://rufort.info

Для организации работ по созданию ракетно-ядерного оружия при Совмине СССР создается Специальный Комитет и три Главных Управления. Для организации работ по созданию радиолокационной и электронной техники при Совмине СССР создается Комитет по радиолокации. Функции координатора деятельности министерств «оборонных отраслей промышленности», Министерства Внутренних Дел СССР, Министерства Вооруженных сил СССР, Министерства Государственной безопасности СССР в вопросах составления плана заказов на вооружение и боевую технику, организации научно-исследовательских работ по оборонной тематике и т.д. выполняло до 1952 г. Бюро по военно-промышленным и военным вопросам при Совмине СССР, а затем - Комиссия Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам.

В 1956 г. в системе Минавиапрома сосредоточивается 220 «кадровых» военных заводов, в системе Миноборонпрома - 210, в системе Минсудпрома - 135 , в системе Минрадтехпрома - 216. Помимо производственных функций, данные министерства ведут интенсивную работу по созданию новых образцов вооружений и боевой техники усилиями 270-ти опытных заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских, специальных и проектных институтов.

В 1958 г. все НИИ, КБ, СКБ и ОКБ советского военно-промышленного комплекса вместе с опытными заводами передаются в ведение Государственных Комитетов: по авиационной технике, оборонной технике, радиоэлектронной технике и судостроению. Министерства военной промышленности расформировываются, а серийные заводы военно-промышленного «кадра» передаются в ведение советов министров союзных республик и совнархозов экономических районов.

До начала 60-х годов - происходило завершение формирования общесоюзного оборонного комплекса и его развитие, направленное прежде всего на создание ракетно-ядерного щита страны и средств доставки ядерного оружия, 60-е годы - начало 80-х - мощное саморазвитие советского ВПК и превращение его в доминанту народного хозяйства страны, вторая половина 80-х - 90-е годы - постепенная деградация военно-промышленного комплекса в связи с распадом СССР и первые попытки ВПК вписаться в новые рыночные социально-экономические условия. А. Лосик, А. Мезенцев, П. Минаев, А. Щерба. «Отечественный военно-промышленный комплекс в XX - начале XXI века»/ http://vpk-news.ru/articles/6102/ 2008 г.

К середине 1960-х годов в СССР существовало девять базовых оборонно-промышленных министерств, которые в совокупности с 10 министерствами-смежниками под руководством высших партийных органов и Военно-промышленной комиссии при Президиуме Совета министров составляли основу всей социально-экономической системы СССР.

В конце 1980-х годов предприятия оборонного комплекса производили 20-25% валового внутреннего продукта (ВВП) страны, поглощая огромную часть материальных и людских ресурсов (военные расходы занимали до 60% бюджета страны). В "оборонке" были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры: до 3/4 всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) производилось в сфере ОПК. Предприятия оборонного комплекса производили большую часть гражданской продукции: 90% телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50% пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около 1/3 населения страны проживало в зоне размещения предприятий ОПК. Все это, вместе с тем, приводило к чрезмерному раздуванию зоны "непроизводительных" расходов на разработку и создание вооружений, в ущерб сфере потребления.

С начала 1990-х годов ОПК вместе с российским обществом вступил в полосу экономического и политического кризиса. Резкое сокращение ассигнований привело к деградации оборонных предприятий, вымыванию квалифицированных кадров в другие сферы деятельности (бизнес, отъезд за границу и т.д.). По оценкам Министерства экономики России, в 1991-1995 гг. из оборонной промышленности ушло 2,5 млн работников. Военная продукция оборонной промышленности сократилась в 1997 г. по сравнению с 1991 почти на 90%. Быстрова И.В. Отечественный военно-промышленный комплекс в ХХ веке. / http://hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB8/bystrova.htm / 2002 г.

С 1999 г. военно-промышленная политика России изменилась в направлении роста финансирования ОПК, консолидации и повышения конкурентоспособности экспорта вооружений и военной техники. Для выработки военно-промышленной политики при правительстве РФ 22 июня 1999 г. была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам. Произведена реорганизация системы управления: создано 5 федеральных агентств оборонной промышленности (Российское авиационно-космическое агентство, агентства по обычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления).

Сегодня идет дальнейшее формирование ВПК в соответствии с современными условиями работы. На заседании Правительства Российской Федерации 20 января 2011 рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций». http://www.vpk.ru/cgi-bin/uis/w4.cgi/CMS/Item/2540012

военный промышленный шельф аренда

Экономические возможности и фактическое место России в мирохозяйственной системе сегодня и в перспективе двух-трех ближайших десятилетий предполагают оптимизацию структуры военной промышленности.

Суть ее прямо вытекает из основных положений военной доктрины на каждом отдельном этапе, ее приоритетов в области военного строительства.

Масштабное переоснащение Вооруженных Сил новыми видами оружия началось с 2005 года, началась и широкомасштабная структурная перегруппировка военной промышленности страны, чтобы соответствовать номенклатуре массовых поставок ВВТ в перевооружаемые армию и флот.

Необходимым для нашего государства является - сохранение достаточного количества ядерных вооружений, наличие современных систем предупреждения о военной опасности ядерном нападении в особенности, надежного комплекса управления и информационного обеспечения постоянного функционирования и боевого применения стратегических ядерных сил.

В настоящее время на эти цели направляется примерно четверть военного бюджета страны, в том числе на такую важную их часть, как ракетные войска стратегического назначения - 6-8%. Существует официальная точка зрения органов законодательной и исполнительной власти РФ, поддерживаемая военными специалистами, о повышении как абсолютных расходов на отмеченные выше цели, так и доли стратегических ядерных сил в структуре военного бюджета.

Агрессия НАТО в Югославии, в Ираке, события в Грузии послужили еще одним поводом для укрепления данной позиции.

Упор на развитие стратегических ядерных сил предполагает и изменение приоритетов в ВПК РФ. Речь идет о первостепенном внимании к развитию ракетно-космической и атомной промышленности, а также к военному самолета и кораблестроению. Соответствующее развитие предполагается в смежных отраслях, производящих комплектующие первой группы.

Предпринятые правительством России в 1998-99 гг. меры позволили приостановить негативные тенденции в ВПК. В частности, в ряде отраслей возрос объем производства, практически во всех отраслях замедлилось его падение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятельности оборонных предприятий. Но впереди еще очень трудные задачи, главные из которых: не потерять научные школы, работающие на оборону, сохранить передовые технологии, выбрать и сконцентрировать усилия на наиболее перспективных военно-технических программах XXI века. России обязательно потребуется и современная, по меркам будущего дня армия, и способная вооружать ее отечественная военная промышленность.

Существование в стране мощной научной базы и перспективных высокотехнологических производств дает некоторую возможность на определение и развитие оборонных предприятий.

Сейчас уже ни у кого в мире не вызывает сомнений постулат - экономический рост и социальный прогресс на предприятиях ВВП в регионах и государстве в целом будут зависеть от того, какие продукции и технологии будут производиться и использоваться в перспективе.

Поэтому развитые государства стремятся определить приоритеты научно-технического и технологического развития и задать предприятиям направления инновационной деятельности. Это делается для того, чтобы эти направления выступали как ориентиры оценки необходимых инвестиций и времени их вложения. Для фирм - производителей наукоемкой продукции это весьма важно для заблаговременной подготовки к выходу на рынок с новой продукцией. Например, интересен совместный японо-германский прогноз, по которому наиболее перспективными будут исследования и результаты, связанные с функциями мозга, искусственным интеллектом, нанотехнологиями, сверхпроводимостью, переработкой отходов, изменением климата, лечением рака.

На примере Новосибирской области, Уральского и Сибирского Федеральных округов я хочу рассмотреть развитие отраслей ВПК в регионах.

Предприятия и научные организации, например, Уральского и Сибирского Федеральных округов , играют существенную роль в реализации этих направлений. По крайней мере, 70 производственных предприятий и научных организаций в той или иной степени имели и имеют возможность разработки и производства наукоемкой продукции. В свое время военная наукоемкая специализация оборонной промышленности проявлялась (и проявляется сейчас) в таких крупных направлениях, как авиакосмическое, ракетостроительное, радиоэлектронное, производство средств связи, приборостроение. На сибирских оборонных предприятиях, НИИ и КБ в той или иной степени использовалось большинство известных базовых высоких технологий: технологии новых материалов, микроэлектронные технологии, оптоэлектронные и лазерные технологии, ядерные технологии, радиоэлектронные технологии, технологии двигательных установок, технологии спецхимии, биотехнологии. В последнее время есть примеры применения компьютерных и информационных технологий. Иными словами, военная продукция большинства военных предприятий вбирает в себя все достижения отечественного прогресса в вооружениях

Подтверждением этому послужили намерения и предложения новосибирских предприятий по организации и расширению производства наукоемкой продукции различных видов. Анализ этих проектов позволил выделить следующие крупные направления развития производства гражданской продукции в Новосибирской области:

  • - производство продукции авиакосмической промышленности;
  • - производство продукции для ТЭК;
  • - производство средств связи, в том числе космической телекоммуникаций;
  • - производство приборной и измерительной техники;
  • - производство медицинской техники и биопрепаратов.

Развитию наукоемких производств в Сибири и на Урале должна способствовать деятельность Сибирского и Уральского отделений Российской академии наук.

В конце 90-гг. ряд институтов были головными в стране в исследованиях и разработках по критически важным технологиям: Институт физики прочности и материаловедения СО РАН - по технологиям новых материалов, Институт лазерной физики СО РАН - по лазерным и оптоэлектронным технологиям, ГНЦ Институт катализа СО РАН - по химическим технологиям и катализу. В большинстве институтов в той или иной мере велись исследования практически по всем критически важным технологиям.

Следует отметить немаловажный факт. Если за рубежом, как утверждают специалисты, только сейчас начала прослеживаться тенденция слияния фундаментальной (университетской) науки с прикладной, то институты РАН уже давно занимались наряду с фундаментальными исследованиями прикладными разработками, вплоть до изготовления готовых к производству аппаратов, приборов, машин. Перечень только важнейших разработок сибирских институтов, накопленных в 1998 году и предлагаемых для широкого использования состоит из 150 наименований. Они предназначаются для машиностроения, металлургии, строительства, химии и производства новых материалов, для лесной промышленности, информатики и приборостроения, агропромышленного комплекса, медицины и здравоохранения. Перспективы развития наукоемкого производства будут определяться интенсивностью спроса в отраслях, потребляющих его продукцию, и соответственно зависеть от положительных тенденций, оживляющих экономику в целом.

Однако уже очевидно, что осуществить переход на интенсивное наукоемкое производство невозможно без сильной государственной политики и поддержки. Необходима система мер по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, по организации на территории области производств по выпуску, как готовой продукции, так и узлов, деталей, агрегатов, которые удовлетворяли бы требованиям и внутреннего, и внешнего рынка. Общая ориентация таких производств должна быть не на количество, а на качество продукции, ее надежность, экологичность и дизайн. Без государственной поддержки высокотехнологических производств Россия в ближайшей перспективе неизбежно утратит способность к производству наукоемкой продукции как в целом в промышленности, так и в ВПК.

Как никогда ранее, необходимо понимание на всех уровнях хозяйственной и властной иерархии того, что следует как можно быстрее преодолеть угрожающее национальной безопасности страны отставание от мирового уровня по критически важным технологиям и перейти к созданию прогрессивной технологической базы в области важнейших технологических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, связи и коммуникаций, производства космической техники, медицинского оборудования и т. д.) для выпуска конкурентоспособной продукции, что в целом и гарантирует технологическую безопасность страны.

Предпринятые в последнее время шаги по выправлению дел в ВПК, включающие ряд организационно-финансовых мер, начали давать положительные результаты. Так, с 2007г. в оборонной промышленности РФ наметилась относительная стабилизация. В частности, общий объем выпуска продукции за 8 месяцев составил к аналогичному периоду 1997 г. 97,2%, в том числе гражданской - 92, а военной - 107%, что свидетельствует о повышении доли последней. При этом довольно значительный рост производства произошел в ракетно-космической (119,9%) и радиопромышленности (109%),стабилизировалась ситуация в авиационной (90,1%) и боеприпасной (93,3%) отраслях.

В газете «Красная звезда » от 2 октября 2008 года начальник вооружения Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Поповкин отметил, что Вооруженные силы России полностью выработали запас вооружения и военной техники, оставшихся от СССР, в связи с чем необходимо ускорить оснащение ВС новыми, современными образцами вооружений.

19 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил журналистам, что в российской армии в ближайшие 3-5 лет будут на треть обновлены вооружение и техника, а к 2020 году это будет сделано на 100%

Исходя из выше изложенных заявлений следует, что развития всех отраслей ВПК РФ имеет большие перспективы, о чем в своем выступлении подтверждает директор ФГУП «ЦНИИ Центр» профессор В.Артюхов.

Действительно, ФГУП «ЦНИИ Центр» располагает уникальной информационной базой по ведущим отраслям российской промышленности. Институт ведет научные исследования и осуществляет реализацию таких проектов, как разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий, аналитические исследования состояния и прогнозы развития отраслей промышленности.

Нами уже обработаны основные данные по отраслям оборонно-промышленного комплекса за прошлый год. Рост объема выпуска продукции в оборонных отраслях промышленности Роспрома за 12 месяцев 2008 года по отношению к соответствующему периоду 2007 года составил 15,7 процента, в том числе по военной продукции - почти 21 процент, по гражданской - чуть более 8 процентов. Наиболее высокими темпами развивалось промышленное производство в авиационной промышленности, промышленности обычных вооружений, радиоэлектронном комплексе и промышленности боеприпасов.

Что касается результатов роста российской промышленности в прошлом году, то, по оценкам экспертов ООН, рост в машиностроении составил 24 процента, производстве и сборке комплектующих - около 20 процентов, бумажной и полиграфической промышленности - 10 процентов.

Эксперты называют несколько факторов, способствующих этому росту, в частности формирование государством соответствующих инструментов для воздействия на долгосрочную ситуацию. Одним из таких инструментов на сегодняшний день является создание госкорпораций.

Создание таких корпораций позволяет концентрировать политические, административные, организационные и финансовые ресурсы для серьезного прорыва в ведущих отраслях экономики. В том числе и ВПК.

За последнее время были созданы Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, «Роснанотех», «Ростехнологии», «Росатом» и другие.

И этот процесс продолжается. В частности, в конце прошлого года Минпромэнерго России в целом был одобрен системный проект создания интегрированной структуры Объединенная двигателестроительная корпорация. Предполагается, что в эту корпорацию войдут 4 производственно-конструкторские группы (ОАО «НПО «Сатурн» и его дочерние предприятия, группа уфимских предприятий, Самарский двигателестроительный комплекс, Пермский моторостроительный комплекс).

При этом процесс создания государственных интегрированных корпораций должен быть сбалансированным и находиться под серьезным контролем общества и государства. В декабре прошлого года на встрече с членами президиума правления Торгово-промышленной палаты Владимир Путин отмечал, что правительство должно будет строго следить за тем, как осуществляется работа этих госкорпораций и как они влияют на всю экономику.