Биология

Сообщение об истории иглы. Презентация по технологии "история создания швейной иглы". Необычные истории обычных вещей. История иголки

Археологические находки свидетельствуют о давнем происхождении иголки. Первые иглы делались из рыбьей кости. Наиболее ранние иглы из металла на территории Европы, датируемые III веком до н.э., были обнаружены в Баварии. Ушко иглы того времени, как и на протяжении многих веков спустя, представляло собой кольцо из загнутого тупого конца. Начиная с XII века в Европе для изготовления игл стали применять технологию волочения проволоки, что значительно увеличило их выработку. Улучшению качества игл способствовало изобретение во второй половине XIV века дамасской стали. Важнейшей вехой в истории этого инструмента стало создание в 1850 году Англии станка, позволяющего не только штамповать иглы, но и делать в них ушко. Масштабы механизированного изготовления игл сделали страну монополистом в производстве этого товара. Использование новой иглы, которая не деформировалась, не ломалась, не ржавела, была хорошо отполирована, способствовала совершенствованию швейного мастерства.

В XVII веке из Германии в русские земли были завезены стальные иглы ганзейскими купцами, а до этого использовались костяные, бронзовые, железные и серебряные. В России началось свое промышленное изготовление игл. Этому способствовал указ Петра I, который гласил о строительстве фабрик по изготовлению иголок. Фабрики были построены на Рязанщине, в селах Коленцы и Столбцы, купцами Сидором Томилиным и братьями Рюмиными. В Коленцах игольная фабрика состояла из четырех отделов: игольного, проволочного, булавочного и машинного. Из Англии доставляли до 1200 пудов стальной проволоки в год – для лучших игл, а для простых — с Истьинского завода. Петр I издал указ «О пошлинах с иностранных игол» для того, чтобы защитить отечественное производство. На Рязанских фабриках выпускалось свыше 32 миллионов игл и булавок в год – что обеспечивало потребности внутреннего рынка и экспортирование в другие страны.
Образ иглы является одним из наиболее мифологизированных в народной культуре. Символика иглы основана на присущих ей свойствах остроты, малой величины, способности проникновения сквозь предметы. Для мифопоэтического сознания важно было также, что металл, из которого делали иглы, имел подземную, то есть потустороннюю, природу – этим обусловливали магические функции иглы. Так, она считалась мощным оберегом, который использовали в опасных ситуациях: при рождении ребенка, на свадьбе, похоронах, во время болезни, в обрядах со скотиной. От сглаза или порчи, например, иголку втыкали в одеяние ребенка. В подол платья невесты и в области груди крестообразно острием вверх втыкали новые неиспользованные иголки, специально купленные к свадьбе. Иглы иногда клали в гроб умершей женщины, чтобы ей было чем шить на том свете. На Русском Севере иглу без ушка втыкали в хомут лошади, везущей покойника в церковь – чтобы не спотыкалась. Иглу нередко использовали в лечебной практике как предмет для наговора. Образ девицы, зашивающей рану с помощью иглы, является устойчивым в заговорах для остановки крови. В день первого выгона скота к хвосту или рогам коровы прикрепляли иглу, чтобы никто не смог нанести на нее порчу.


Вместе с тем игла могла быть опасной: она становилась орудием порчи, если на нее сделан наговор. По представлениям восточных славян, иглой умели оборачиваться колдуны. Эти особенности объясняют существовавший запрет поднимать найденную на дороге иголку. Время использования иглы для шитья в традиционной культуре было строго регламентировано. Запрет не только шить, но и смотреть на иглу распространялся, например, на праздник Благовещенья, связанный с началом нового этапа жизни – пробуждением природы. Нарушение запрета грозило испугом или укусом змеи в лесу. В этом поверье в основе соотнесения образов змеи и иглы лежат их общие признаки: блеск поверхности, острота кончика иглы и жала змеи, хтоническое происхождение. Последний признак иглы был значимым в святочном гадании: девушка бросала иголку в жернова и, вертя их, пыталась услышать предсказание в звуках, возникавших от соприкосновения иглы с металлическими деталями. В Сибири гадали другим способом: пытались вдеть нитку в самую тонкую иголку – удача с первой попытки сулила выход замуж.

История создания швейной иглы.

  • Работу выполнила: Аитова Аделя.
  • Ученица 6 «Б» класса, школы № 654 им. А. Д. Фридмана
  • Учитель: Егорова Татьяна Вячеславовна
  • Принимая во внимание археологические находки, можно утверждать точно, что история швейных игл начинается достаточно давно, поскольку ими пользовались люди, жившие еще до нашей эры - 40 000 лет назад. Неизвестно, правда, кто именно их придумал и создал, но зато есть данные о том, когда и где появились первые металлические швейные иглы, до этого они были костяными.
  • Самые древние швейные иглы, изготовленные из металла, археологи обнаружили в Баварии, в Манчинге. Установлено, что время их изготовления – 3 век до нашей эры. Однако не исключена возможность того, что иглы туда могли просто завезти. Ушко швейной иглы того времени было совершенно не таким, как сейчас (привычная для нас - дырочка для нити), просто тупой конец иглы был загнут, образуя таким образом колечко, через которое и проходила нить. Считается, что игла, обнаруженная в Китае, была первой швейной иглой, которую выполнили из стали. И было это в X веке до нашей эры.
Среди культурных государств древности, особенно хочется выделить Древний Египет, жители которого не только умели шить уже железными иглами, но и активно занимались вышиванием. Причем, в пользу истории швейной иглы у египтян говорит тот факт, что уже тогда игла была почти идеальной формы, очень напоминала современную, привычную для нас иглу, но с одним но…. У нее не было ушка для нитки. Край иглы, противоположный острию, просто загибали в небольшое колечко.
  • Среди культурных государств древности, особенно хочется выделить Древний Египет, жители которого не только умели шить уже железными иглами, но и активно занимались вышиванием. Причем, в пользу истории швейной иглы у египтян говорит тот факт, что уже тогда игла была почти идеальной формы, очень напоминала современную, привычную для нас иглу, но с одним но…. У нее не было ушка для нитки. Край иглы, противоположный острию, просто загибали в небольшое колечко.
  • И если железные иглы были распространены весьма широко, то со стальными иглами дела обстояли несколько хуже. История швейной иглы повествует, что в Европе они появились только в средние века, куда их завезли восточные купцы. На Востоке, сталь была известна намного раньше, поэтому, одновременно с производством оружейной стали в Дамаске, ремесленники делали и стальные иглы. В Европе массовое производство швейных иголок началось только в XIV веке. Правда, никому и в голову не приходила мысль проделать в ней ушко для нитки. Несмотря на массовость производства, иголки стоили очень дорого и были по карману только состоятельным людям. Это продолжалось, практически до тех пор, пока англичане, в 1785 году, не стали применять механизированный способ при производстве игл. Но еще около 60 лет, швейные иглы выпускались, без привычного для нас, ушка. Внешний вид их напоминал современные английские булавки.
  • В середине XIX века, опять же, в Англии, были придуманы станки, которые «умели» в небольшом кусочке проволоки, проделывать ушко. С этих пор и надолго, Англия стала одним из основных производителей и экспортеров швейных игл, в конструкции которых было введено новшество, а именно – ушко для нитки.
  • В нашей стране также присутствует история швейной иглы, указ, предписывающий начало производства швейных игл, впервые издал Петр I., правда «занесли» иголки на территорию Российской империи, еще в конце XVII века. С тех далеких времен и до настоящего времени производят иглы в Рязанской области, на тех же самых фабриках. Вот она где, связь времен!
  • К настоящему времени, несмотря на то, что игла прочно вошла в хозяйский быт каждого дома или квартиры, о ней до сих пор ходят легенды и всяческие домыслы, типа того, что нельзя иглу подбирать на улице, нельзя шить на себе или нельзя в руки брать чужую иглу и т.д. А вот почему иголка приобрела такой мистический смысл и почему смерть Кощея находится на конце иглы, одному Богу известно.
  • Если бы случилось так, что древним мастерицам удалось бы заглянуть в шкатулочки для шитья современных швей, они наверно умерли бы от зависти. И действительно, есть чему завидовать, ведь стоимость иголок сейчас просто копеечная, а вот ассортимент, действительно царский. Мало того, что всего имеется 12 размеров иголок, да еще есть иглы и для шитья, и скорняжные, вышивальные и позолоченные, не оставляющие следов на ткани, и двусторонние иглы с отверстием посередине. Даже для слабозрячих есть специальные иголки, с ушком для нитки, сделанным в виде карабина. А платиновые иголки значительно сокращают время шитья и стойкие к воздействию кислот и щелочей.
Но, наверное, наибольше почитаемыми, иголки являются в Японии, где уже около 1000 лет, ежегодно проходит фестиваль, посвященный сломанным иглам. Причем, принять участие в нем могут все желающие. Во время проведения такого фестиваля, все участники сносят сломанные иглы и кладут их в специальный ящик, одновременно с этим, благодарят иглы за добрую службу. После чего, ящик навеки опускают в море.
  • Но, наверное, наибольше почитаемыми, иголки являются в Японии, где уже около 1000 лет, ежегодно проходит фестиваль, посвященный сломанным иглам. Причем, принять участие в нем могут все желающие. Во время проведения такого фестиваля, все участники сносят сломанные иглы и кладут их в специальный ящик, одновременно с этим, благодарят иглы за добрую службу. После чего, ящик навеки опускают в море.
  • Такая богатая оказалась история швейной иглы у такого маленького и привычного в каждом доме предмета!

ИСТОРИЯ ШВЕЙНОЙ ИГЛЫ

Вне всякого сомнения — древние иглы были совершенно другой формы и сделаны из другого материала, однако, служили они точно для того, для чего служат современные иглы. То есть для шитья.

А ведь и правда, во все времена, маленькая иголка, являлась и до сих пор является одним из тех атрибутов, который обязательно должен быть в каждом доме.

История швейной иглы гласит, что первые швейные иглы были найдены в южной части Франции и в Средней Азии, причем возраст их составлял 15-20 тысяч лет. Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры.

Среди культурных государств древности, особенно хочется выделить Древний Египет, жители которого не только умели шить уже железными иглами, но и активно занимались вышиванием. Причем, в пользу истории швейной иглы у египтян говорит тот факт, что уже тогда игла была почти идеальной формы, очень напоминала современную, привычную для нас иглу, но с одним но…. У нее не было ушка для нитки. Край иглы, противоположный острию, просто загибали в небольшое колечко.

В России также присутствует история швейной иглы, указ, предписывающий начало производства швейных игл, впервые издал Петр I., правда «занесли» иголки на территорию Российской империи, еще в конце 17 века. С тех далеких времен и до настоящего времени производят иглы в Рязанской области.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НИТЕЙ

До изобретения пряжи и ткани одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных. Наши предки - первобытные люди - прокалывали шкуры острыми обтесанными камнями, острыми костями крупных рыб или большими шипами, а затем продевали через эти отверстия сухожилия.

Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. Вместо звериных шкур люди облачились в одежду, сшитую из льняных, шерстяных или хлопчатых тканей, которые с тех пор стали нашими неизменными спутниками. Однако прежде чем наши предки научились ткать, они должны были в совершенстве освоить технику плетения. Только выучившись плести циновки из веток и камыша, люди могли приступить к «переплетению» нитей.

Нашим предкам было свойственно даже судьбу человека воспринимать как нить, выпряденную на прялке божеством, которая имеет свое начало и конец. Считалось, что с помощью символического шитья, магического вязания, ткачества можно было предначертать будущее новорожденному, а потом в процессе жизни подкорректировать его.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАПЕРСТКА

НАПЕРСТОК — название происходит от рус. "перст" — палец. В Европе появился сравнительно недавно. В 80-х гг. 17 в. один ювелир в Амстердаме сделал первый наперсток, желая подарить своей знакомой на день рождения предмет, который защищал бы ее трудолюбивые руки от уколов иглы.

На Руси в моду наперстки вошли в 1770-х гг. и были непременным элементом набора для шитья, предназначенного для аристократок. Наперстки изготавливались из меди, серебра, бронзы и даже слоновой кости.

ОДЕЖДА НА РУСИ

Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека. Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому древнерусские наряды имели вышивку в виде Свастики, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.

Главное, что было важно для славян в одежде — удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты. Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу. Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. На верхней одежде присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.

Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами. На работу, повседневную носку надевали длинную без рукавов рубаху. Несмотря на всю свою простоту в выкройке и дешевизну ткани, крестьянская одежда была очень теплой и практичной.

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевромШили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передавался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата. Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышивали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм.

Если бы в каменном веке существовало патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце» , все изобретатели за последующие тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь всю историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка - вот и все изобретение. Но этой же «костью», только из металла, мы пользуемся и сегодня. Спустя некоторое время после создания костяной иглы (очень уж она хрупкая!) стали искать ей замену. В дело пошли терновые шипы, затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные в Европе появились в 14 веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели - просто загибали тупой кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид.

В Россию стальная игла была завезена в 17 веке из Германии ганзейскими купцами. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. Конечно, и ранее Русь знала иглы - их ковали из бронзы и железа, а для богатых домов и дворцов - серебряные. Но все-таки самыми лучшими оказались стальные.

Из рук безвестных мастериц, державших это нехитрое устройство для шитья, выходили и умопомрачительные наряды модниц всех времен и народов, и тончайшие вышивки-картины, и шитые жемчугами и бисером оклады икон, и повседневная одежда, и детские игрушки...

Порой игла приобретала совершенно новые для нее «специальности». Так, в 16 веке ею стали пользоваться художники для создания офортов. Офорт - это вид гравюры, рисунок которой процарапан на металлической доске, покрытой слоем лака. После нанесения рисунка доску погружают в кислоту, которая разъедает бороздки, оставленные рукой художника. Гравировальная игла очень похожа на обычную швейную, только острие заточено в форме конуса, лопатки, цилиндра.

Возможно, этот вид гравюры родился на свет благодаря тому, что игла была в любом доме, всегда «под рукой». А художнику захотелось получить копии своих произведений с помощью бумаги и литографского камня. Но вырезать на камне резцом - довольно тяжкий труд. Тут и пригодилась игла и кислота, которые значительно облегчили и ускорили дело.

Первые офорты создавали в Германии в 16 веке Альбрехт Дюрер, Д. Хопфер и другие художники. В 17 веке с помощью иглы творили А. Ван-Дейк, А. ван Остаде, X. Рибера и величайший из офортистов Рембрандт. 17 век - работы Дж. Б. Тьеполо, А. Ватто, Ф. Буше, У. Хогарта, Ф. Гойи. В России в это время офорт также завоевывает позиции: с помощью иглы работали А. Ф. Зубов, М. Ф. Казаков, В. И. Баженов и другие. Иглой часто рисовали лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, иллюстрации к книгам, карикатуры. И сегодня эта техника жива, ею пользуются многие современные художники.

Следующая «специальность» иглы - медицина.

Всем нам не раз делали уколы. При этом мы испытывали не совсем приятную встречу с иглой шприца. Это трубочка из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Такую иглу используют не только для введения лекарств, но и для отсасывания жидкостей и газов (например, из грудной полости). Специальными иглами хирурги сшивают ткани и органы. В зависимости от назначения эти иглы бывают круглыми, трехгранными, овальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Глазные (офтальмологические) иглы, с помощью которых, например, сшивают разрезы роговицы, имеют толщину в доли миллиметра. Пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа!


А иглоукалывание, известное с древнейших времен? В строго определенные точки на теле человека (их насчитывается около 660) вводятся специальные иглы. Они бывают длиной от полутора до двенадцати сантиметров, толщиной 0,3 - 0,45 миллиметра.

Но и этим не исчерпывается «послужной список» нашей скромной труженицы. Когда мы ставим свою любимую пластинку на проигрыватель, мы тоже пользуемся ее услугами. Она нужна и при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов (не случайно один из способов) их получения так и называется - иглопробивной).

Если мы заглянем в «Словарь русского языка», то помимо перечисленных значений найдем там, что слово «игла» означает листья хвойных деревьев, твердые, колючие образования на теле у некоторых животных (есть даже особый тип морских беспозвоночных животных - иглокожие), твердые заостренные кристаллы (например, самый обычный иней), а также острый шпиль здания (у Пушкина - «светла Адмиралтейская игла»).

В прошлом веке существовало так называемое игольчатое ружье. При спуске курка игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. Вытеснено оно было винтовкой. Есть игольчатые подшипники (разновидность роликовых). Словом, трудно даже просто перечислить все сферы «деятельности» иглы.

Но вернемся к нашей обычной, всем хорошо известной швейной иголке. Оказывается, изготовить ее - дело совсем не простое. Лишь в нескольких государствах мира налажено массовое изготовление этого популярнейшего инструмента. Несколько килограммов высокосортных машинных игл могут стоить дороже прекрасного автомобиля!

Для многих женщин обязательным спутником ручной швейной иглы является наперсток. О его появлении существует красивая легенда... В 17 веке жил в столице Голландии Амстердаме золотых дел мастер Николя Беншонтен. Юноша, как полагается, был влюблен. Приглянулась ему Анита, дочь скупого соседа ван Ранселье. Девушка целыми днями сидела перед окном и вышивала. Искусные руки Аниты словно по волшебству создавали на шелке сказочные замки, невиданные заморские растения, небывалых птиц. Но тонкая игла больно колола пальчик мастерицы. И сердце Николя, видевшего это, каждый раз обливалось кровью. И вот в один из прекрасных дней в дом Аниты слуга принес золотой колпачок с маленькими углублениями на нем. Назначение его было понятно. Но подарок хранил и другой тайный смысл. До этого юноша никогда не говорил Аните о любви. Однако колпачок был сделан с таким мастерством и старанием, что она сразу догадалась об этом...

Так ли было на самом деле или по-другому, сказать трудно. Но факт остается фактом: в одном из архивов Амстердама хранится послание: «Уважаемой госпоже ван Ранселье приношу в дар безделушку моей выдумки и творения, дабы служила она защите ее чудных и работящих пальчиков». Подпись: Николя Беншонтен. Дата послания - 1640 год. Возможно, Беншонтен заново изобрел это нехитрое приспособление для шитья, поскольку известно, что уже в средние века были мастера, занятые изготовлением этих вещиц. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. А самые старые, кстати, золотые. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы, но цвет оставался традиционно желтым. В этом был свой смысл: на этом фоне можно легко различить серебристо-белую иглу.

На Руси металлический колпачок для пальца появился в конце 17 века и быстро завоевал популярность. Между прочим, слово «наперсток» (как его стали называть) не было создано специально для него. Так издавна на Руси называли свинцовые грузики для утяжеления руки при ударе в кулачном бою.

Как название грозного и жестокого оружия перешло к мирному приспособлению для шитья, до сих пор остается загадкой для филологов.

А кстати, почему игла называется иглой? Вот один из вариантов происхождения ее названия. В древние времена волов запрягали в ярмо, которое закрепляли тонкой заостренной с одного конца деревянной палочкой - иглой. Отсюда и перешло название на нашу знакомую. Лингвистическим «родственником» иглы является печально знаменитое слово «иго». Ярмо и хомут - слова тюркского происхождения. А древнеславянское название этой упряжи - иго. В народе ярмо и хомут всегда символизировали угнетение, подневольность. Не случайна поговорка «Была бы шея, хомут найдется». И поэтому страшные годы нашествия и владычества Золотой Орды на Руси получили свое краткое и такое емкое название - иго.

Удивительно, как много значений и предметов несет в себе такое простое слово - игла!

Недавно на побережье Флориды под толстым слоем песка искатели сокровищ обнаружили огромный деревянный сундук с надписью «Сан-Фернандо». Действительно, было такое судно и затонуло оно почти 250 лет назад на пути из Мексики в Испанию с солидной добычей на борту: 150 миллионами серебряных песо. Кладоискатели долго возились над замком, наконец раздался долгожданный щелчок, несколько дрожащих рук откинули крышку, и... жадным взорам предстало древнее сокровище: тысячи, десятки тысяч матросских игл для латания парусов!

Если бы в каменном веке существовало патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла — это заостренный стержень для шитья с ушком на конце» , все изобретатели за последующие тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна.

Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь всю историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделано отверстие — вот и все изобретение.

Но этой же «костью», только из металла, мы пользуемся и сегодня. Спустя некоторое время после создания костяной иглы (очень уж она хрупкая!) стали искать ей замену. В дело пошли терновые шипы, затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные в Европе появились в 14 веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели — просто загибали тупой кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид.

В Россию стальная игла была завезена в 17 веке из Германии ганзейскими купцами. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. Конечно, и ранее Русь знала иглы — их ковали из бронзы и железа, а для богатых домов и дворцов — серебряные. Но все-таки самыми лучшими оказались стальные.

Из рук безвестных мастериц, державших это нехитрое устройство для шитья, выходили и умопомрачительные наряды модниц всех времен и народов, и тончайшие вышивки-картины, и шитые жемчугами и бисером оклады икон, и повседневная одежда, и детские игрушки…

Для каждого вида рукоделия преназначается своя игла, в этом случае она меняет толщину, величину "ушка", то стоновится трёхгранной на конце, то дугообразной.

Порой игла приобретала совершенно новые для нее «специальности». Так, в 16 веке ею стали пользоваться художники для создания офортов. Офорт — это вид гравюры, рисунок которой процарапан на металлической доске, покрытой слоем лака. После нанесения рисунка доску погружают в кислоту, которая разъедает бороздки, оставленные рукой художника. Гравировальная игла очень похожа на обычную швейную, только острие заточено в форме конуса, лопатки, цилиндра.

Возможно, этот вид гравюры родился на свет благодаря тому, что игла была в любом доме, всегда «под рукой». А художнику захотелось получить копии своих произведений с помощью бумаги и литографского камня. Но вырезать на камне резцом — довольно тяжкий труд. Тут и пригодилась игла и кислота, которые значительно облегчили и ускорили дело.

Первые офорты создавали в Германии в 16 веке Альбрехт Дюрер, Д. Хопфер и другие художники. В 17 веке с помощью иглы творили А. Ван-Дейк, А. Ван Остаде, X. Рибера и величайший из офортистов Рембрандт. 17 век — работы Дж. Б. Тьеполо, А. Ватто, Ф. Буше, У. Хогарта, Ф. Гойи. В России в это время офорт также завоевывает позиции: с помощью иглы работали А. Ф. Зубов, М. Ф. Казаков, В. И. Баженов и другие. Иглой часто рисовали лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, иллюстрации к книгам, карикатуры. И сегодня эта техника жива, ею пользуются многие современные художники.

А кстати, почему игла называется иглой? Вот один из вариантов происхождения ее названия. В древние времена волов запрягали в ярмо, которое закрепляли тонкой заостренной с одного конца деревянной палочкой — иглой. Отсюда и перешло название на нашу знакомую. Лингвистическим «родственником» иглы является печально знаменитое слово «иго». Ярмо и хомут — слова тюркского происхождения. А древнеславянское название этой упряжи — иго. В народе ярмо и хомут всегда символизировали угнетение, подневольность. Не случайна поговорка «Была бы шея, хомут найдется». И поэтому страшные годы нашествия и владычества Золотой Орды на Руси получили свое краткое и такое емкое название — иго.

Удивительно, как много значений и предметов несет в себе такое простое слово — игла!

Недавно на побережье Флориды под толстым слоем песка искатели сокровищ обнаружили огромный деревянный сундук с надписью «Сан-Фернандо». Действительно, было такое судно и затонуло оно почти 250 лет назад на пути из Мексики в Испанию с солидной добычей на борту: 150 миллионами серебряных песо. Кладоискатели долго возились над замком, наконец, раздался долгожданный щелчок, несколько дрожащих рук откинули крышку, и… жадным взорам предстало древнее сокровище: тысячи, десятки тысяч матросских игл для латания парусов!

Поматериалам сайта