Биология

Вопросы железная дорога некрасов.  «Железная дорога», анализ стихотворения Н. Некрасова. Тест по стихотворению

Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр - гражданская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” . Также автор применяет эпитеты : “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 65.

Жанровая направленность произведения представляет собой гражданскую лирику, основной темой которой является изображение страданий и тягот человека, участвующего в строительстве российской железной дороги, в сочетании с безрассудством чиновников и жестокой эксплуатацией народных масс.

Композиционная структура стихотворения строится в линейной форме и представляет собой четыре части, первая из которых является описанием природного пейзажа, а в следующих частях изображаются страшные картины, возникающие при осуществлении строительных работ на железных дорогах. Композиционные части стихотворения имеют между собой тесную взаимосвязь, представляя собой соединение нескольких героев произведения в образе лирического героя и генерала с сыном Ваней, встретившихся в железнодорожном вагоне.

В первой части стихотворения проявляется любовное отношение автора к русской природе в виде описания красоты осеннего пейзажа, контрастирующего сильно и эффектно с рабским трудом людей.

В качестве стихотворного размера поэт использует в произведении дактиль в сочетании с точной и неточной мужских и женских рифм, а также с применением перекрестного способа рифмовки, способствующих созданию атмосферы повествования в качестве постепенного, но при этом насыщенного разговора. Использование данного приема, передающего звучание стука колес железнодорожного состава является своеобразной звукописью балладного направления.

Автор выбирает в стихотворении «Железная дорога» разнообразные средства художественной выразительности в виде эпитетов, сравнений, олицетворений, а также использует литературные приемы в форме метонимии и гиперболы, позволяющих передать яркие, живые картинки реальной действительности.

Своеобразием стихотворения является использование в повествовании антитезы в виде первоначального изображения осенней природы, а затем представления жутких картин, демонстрирующих тяжелые условия труда русского народа, являющихся ослепительным контрастом природным зарисовкам.

Отличительной особенностью стихотворения является использование автором нескольких ярких и талантливо представленных образов в виде России и русского народа, отличающегося простым и сильным характером, замученного белоруса, символизирующего рабский труд, генерала, собеседника лирического героя, изображенного в качестве гордого, заносчивого, напыщенного, самонадеянного человека.

Кроме того, стихотворное повествование сочетает в себе элементы поэтической драмы, сатиры и баллады, что также является неповторимым, мастерским приемом автора.

стихотворения «Железная дорога» заключается в изображении революционного прорыва в российской транспортной сфере того исторического периода, унесшего за собой тысячи загубленных человеческих жизней.

Вариант 2

Н. Некрасов – один из основателей по гражданскому направлению в русском творчестве. В его работах нет каких-либо преувеличений, и пишутся достаточно реалистично. Где – то может вызвать улыбку, но в основном – отличный повод для того, чтобы задуматься, что нас окружает вокруг.

И данное произведение, оно было создано в 1864г, незадолго до того, как отменили крепостное право. Поэт стремиться показать другую обстановку при создании путепровода между городами Москвы и Санкт-Петербурга, ведь для многих мастеров это стало концом его жизни, его личной могилой.

Произведение изложено в четырех частях. Первая – с ноткой романтизма, с неким умиротворением. Здесь поэт говорит о своем странствии по железной дороге, не забывая отметить красоты России, и восхищается пейзажами, которые видны за окном его поезда. Находясь в восторге, Н. Некрасов случайно услышал диалог между отцом - генералом и его сыном – подростком. Ребенку интересно, кто же смастерил данную дорогу. Нужно подметить, что подобная тема очень актуальна для девятнадцатого века и животрепещуща, поскольку благодаря новой железной дороге появились новые возможности для странствий. Если на карете можно было добираться за неделю от Москвы до Санкт – Петербурга, то здесь время сократилось аж до одной сутки.

Но редко кто думал о том, какая стоимость выдвинута за то, чтобы так быстро можно было добираться. И Россия, смогла стать развитой европейской державой. Главный символ – железная дорогая, которая смогла приобрести новый статус для России. Выдвигали ее бывшие крепостные, приобретя наконец-то свою свободу, они не знали, что с этим делать. И на эту работу их влекло не столько интерес, сколько голод и нищета. В результате, на строительстве пострадало масса народу, больше тысячи человек.

Анализ стихотворения Железная дорога Некрасова

Николая Некрасов – это человек очень талантливый. Именно он написал произведение, которое называлось «Железная дорога». Это произведение было создано автором в 1864 году. Недаром, оно носит такое название. Ведь стихотворение имеет на самом деле, очень глубокий смысл.

Николая Некрасов является очень знаменитым не только своими красивыми и хорошими произведениями, но и тем, что стал первым, кто в русской литературе проложил гражданское направление. Это имеет очень большое смысл, ведь все началось именно с его произведений. Писатель – человек принципов, который не будет впадать в придуманную романтику, лишь для того, чтобы хорошо и радостно жилось. Это – реалист, который даже в своей литературе придерживался именно этих стандартов. В его произведениях всегда все было очень реалистично. Иногда у читателей возникали улыбки, насколько все это было хорошо и качественно описано – наша реальная жизнь и ее процессы каждодневные.

Именно потому, стихотворение «Железная дорога» никого не удивляет, так как оно также реалистично, кК и другие произведения Некрасова. Стихотворение было написано немного позже после отмены крепацтва. Крепостное право было отменено в 1861 году. Но это был только формальный срок, только после нескольких лет – по-настоящему что-то стало происходить. Именно по этому поводу было написано такое стихотворением поэтом. В своем произведении он описывает события тех годов. И особенно – 1864 года. Так как именно в том году совершалось строительство путепровода между большими городами – Петербургом и Москвой.

Повод для негодований Некрасова послужило то, что это необдуманное до конца решение послужило гибелью многим людям. И это только мягко сказано. На самом деле, погибли тысячи, и даже миллионы людей – простых людей, хотя об этом тогда никто не заботился. Николая Некрасов был разозлен и возмущен тем, что государство того времени не смогло до конца разобраться в том, что они запланировали. Ведь они рассмотрели, как говориться, только одну сторону медали. И именно эта непродуманность и послужила гибелью множеству простых крестьян.

Само стихотворение как бы поделено на четыре симметричные части. Как ни странно, но все же в произведениях Некрасова кроме бытовой поражающей реальности есть и романтика, хоть немного – но овсе же она присуща. И именно первая часть произведения Некрасова носит романтические впечатления. Писатель рассказывает, как видел все красоты природы, пока ехал в поезде. Железнодорожное путешествие – и даже оно имеет свои приятные ощущения, кроме усталости. И, как реалист, он это тем более понимал.

Русская природа – просто незабываема, и тем более, в те времена. Когда еще существовали уголки дикой природы, не заселенные людьми. Автор становиться невольным слушателем разговора между сыном генерала и самого отца. Подросток начинает интересоваться, кто же построил такую дорогу для поездов. Дальше, можно увидеть глубокий смысл, который более приоткрывается, чем вначале. Ведь никто тогда особо не задумывался, какой ценой была создана такая огромная линия железнодорожных путей для огромных титанов-поездов. А сколько жизней погибло тогда, в 1864 году, ведь многие забыли об этом, наслаждаясь только результатом.

В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем

  • Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

    Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой

  • Анализ поэмы Саша Некрасова 6 класс

    Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения

  • Некрасов Железная дорога анализ стихотворения

    План

    1.История создания

    2.Жанр

    3. Основная идея

    4.Композиция

    5.Размер

    6.Выразительные средства

    7.Основная мысль

    1. История создания . Произведение «Железная дорога» написано поэтом в 1864 г. и посвящено строительству первой в России Николаевской железной дороги (1842-1852). Николай I, не учитывая особенностей местности, просто провел по линейке черту на карте. Эта чудовищная беспечность обернулась огромным количеством погибших рабочих при строительстве в непроходимых болотах и лесах.

    2. Жанр стихотворения - излюбленная и доведенная поэтом до совершенства гражданская лирика.

    3. Основная идея стихотворения - тяжелое положение простого народа, вынужденного расплачиваться своими жизнями за прогресс в России. Царь и его окружение совершенно не считались с ценой за грандиозный проект. Согнанные со всех концов Руси крестьяне работали в нечеловеческих условиях, костями устилая бескрайние просторы своей земли. Не случайно первая часть стихотворения с любовью описывает прекрасный пейзаж, которому суждено было стать огромной братской могилой. Резкий контраст этому описанию представляет возникшая в воображении рассказчика картина тяжелого физического труда. Перед нами проносятся души всех погибших на строительстве. Они не понимали значения своего огромного дела. Крестьян принудили к работе царь земной и царь незримый - голод. В монологе генерала вскрывается циничное отношение высшего общества к рабочим. Удел холопов - пьянство и воровство, поэтому и жалеть их нечего. В этом проявляется абсолютная неграмотность и глупость генерала, не понимающего того, что все достижения и успехи государства опираются на подавляющую массу забитого и униженного крестьянства. «Светлой» картиной, завершающей произведение, является расчет с рабочими. Обессилевшие крестьяне, герои труда, получают награду - …бочку водки. А проявление «безмерной щедрости» начальства - прощение всех недоимок и прогулов. Страна делает огромный шаг вперед, начальники торжествуют, народ же, как всегда, оказывается в дураках.

    4. Композиция . Стихотворение «Железная дорога» состоит из четырех частей. Первая - лирическое описание проносящегося мимо путешественников российского пейзажа. Вторая - ужасная картина непосильного труда. В третьей части описаны примитивные размышления и мнение генерала. Заключительная часть - «радостная» картина, результат работы.

    5. Размер стихотворения - чередование четырех- и трехстопного дактиля с перекрестной рифмой.

    6. Выразительные средства . Некрасов широко использует эпитеты в описании природы («славная», «ядреной», «студеной») и страданий рабочих («громаден», «страшной», «бесплодные»). Первая часть богата сравнениями: «как тающий сахар», «как в мягкой постели», «как ковер». Ярким олицетворениями описан голод: «царь беспощаден», он «водит», «сгоняет», «ходит». В целом первые части построены на резком контрасте друг с другом. Третья и четвертая части написаны предельно кратким языком без особого использования выразительных средств. Значительно приближает к реальности живая разговорная речь начальника «…нешто… молодца!.. молодца!...».

    7. Основная мысль произведения - страдания простого народа неисчислимы. Ему приходится на своих плечах нести цивилизационное развитие России. В конце второй части Некрасов делает главное заявление о том, что русский народ все вынесет и придет к счастливому будущему. Но до этого еще очень далеко, «прекрасная пора» в туманной неизвестности.

    «Железная дорога» Некрасов

    «Железная дорога» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

    История создания

    Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта - человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

    Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

    Литературное направление, жанр

    Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть - прекрасное лирическое стихотворение.

    Тема, основная мысль и композиция

    Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

    Первая часть - описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

    Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги - русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придётся - ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

    Третья часть - это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

    В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

    Тропы и образы

    Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни . Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

    Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка - и косточки русские . Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

    В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

    В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

    Макоед Наталья Васильевна
    Должность: учитель русского языка и литературы
    Учебное заведение: МБОУ "Борисовская ООШ"
    Населённый пункт: с. Борисовка, Волоконовский район, Белгородская область
    Наименование материала: Конспект урока
    Тема: Н.А.Некрасов. "Железная дорога". История создания стихотворения.
    Дата публикации: 10.02.2017
    Раздел: среднее образование


    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская основная общеобразовательная школа Волоконовского района, Белгородской области» Урок литературы в 7 классе
    по теме: Н.А.Некрасов «Железная дорога».

    История создания стихотворения
    Разработала учитель русского языка и литературы Макоед Наталья Васильевна 2017

    Цели:
    1. Актуализировать знания о творчестве Н. Некрасова 2. Закреплять умение выразительно читать лирические произведения. 3. Формировать умение определять основную мысль произведения, его художественные особенности. О ф о р м л е н и е: портрет Н. А. Некрасова, на стенде рекомендация «Как подготовить выразительное чтение стихотворения». О б о р уд о в а н и е: памятка «Как определить размер стихотворения».
    Ход

    у р о к а

    I. Литературоведческая разминка.
    1. Соедини имя и фамилию писателя. Задание: назовите имя, отчество и фамилию русского писателя. Василий Андреевич  Константин Георгиевич  Александр Николаевич  Иван Андреевич  Иван Сергеевич  Михаил Юрьевич  Николай Васильевич  Николай Алексеевич  Антон Павлович  Гоголь  Некрасов  Чехов  Тургенев  Лермонтов  Паустовский  Жуковский  Островский  Крылов  2. Соедини писателя и географическое понятие (место, с ним связанное) Михайловское  Спасское-Лутовиново  Сорочинцы  Замоскворечье  Тарханы (или Валерик)  Островский  Лермонтов  Пушкин  Гоголь  Тургенев  Вопрос: С каким местом мы связываем имя Н. Некрасова?

    II. Объявление темы и целей урока.
    – Сегодня на уроке мы будем говорить о Николае Алексеевиче Некрасове, о его произведениях.
    III. Работа со статьей учебника.
    Задание: прочитайте статью, сформулируйте опорные слова для рассказа о жизни и творчестве поэта. Например, Волга. Семейное «дворянское гнездо». «Современник». «Я лиру посвятил народу своему». «Мороз, Красный нос». Комментарий учителя: Эпиграфом к рассказу о жизни Н. Некрасова можно было бы взять русскую пословицу «Воля и труд человека дивные дивы творят». Это вы поняли, прочитав статью учебника: наперекор отцу выстроил свою жизнь сам, упорство и трудолюбие принесли ему славу не просто поэта, а защитника простого человека, труженика. В поэме «Кому на Руси жить хорошо…» крестьяне, отправившиеся искать счастливого человека, убедятся, что таким может быть только защитник народа. Некрасов обладал даром большого поэта – он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники (посчитайте, сколько времени прошло с тех пор). Главной темой своего творчества (но не единственной!) он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством, и это вызывало живой отклик в сердцах читателей.
    IV.

    О п р е д е л е н и е

    с т и хо т в о р н о г о

    р а з м е р а

    с т и х о т в о р е н и й

    Н. Некрасова.
    З а д а н и е: определите стихотворный размер каждого из отрывков из произведений Некрасова. Обратите внимание на темы его произведений (там, где можно это определить по отрывку). 1. Кто виноват – у судьбы не допросишься, Да и не все ли равно?
    У моря бродишь: «Не верю, не бросишься!» – Вкрадчиво шепчет оно. (Дактиль.) 2. Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум. (Анапест.) 3. Замолкни, Муза мести и печали! Я сон чужой тревожить не хочу, Довольно мы с тобою проклинали. Один я умираю – и молчу. (Ямб.) 4. Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама слагается в уме. (Амфибрахий.) 5. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. (Хорей.) 6. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. (Дактиль.) 7. Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. (Ямб.)
    V. История создания стихотворения «Железная дорога».
    Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависимости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачительным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Железная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестокостью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.
    VI. Комментированное чтение и анализ произведения.
    1. А н а л и з п е р в о й ч а с т и с т и х о т в о р е н и я.
    – Вы читали дома стихотворение, скажите, что представляет собой картина, нарисованная в первой части? (Это пейзаж, изображение осенней природы, проникнутое настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой «Все хорошо под сиянием лунным». Это настроение создается и при помощи лексики: «славная», «здоровый», «ядреный», «бодрит», «свежи», «морозные», «ясные», «хорошо».) – Найдите слово, выбивающееся из этого ряда. (Безобразие – «нет безобразья в природе!»Эта фраза настораживает: если нет безобразья в природе, значит где-то оно есть.) – Почему мягкие листья вызывают желание «выспаться»? (Это восприятие труженика, уставшего от тяжелой работы.) 2. Ч т е н и е н а и з у с т ь этого отрывка. До урока надо выяснить, кто из учеников что выучил, еще лучше определить это на предыдущем уроке. 3.С л о в о у ч и т е ля. – Итак, случайно услышанный разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику-попутчику. Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов называет цену, какой построена дорога. 4. Гр у п п о в а я р а б о та. З а д а н и е: найдите и зачитайте строки, рисующие картины подневольного труда. Как воспринимает «правду» рассказчика Ваня? Генерал? (Ваня – внимательный и впечатлительный мальчик, он как будто видел картины, которые рисовал ему попутчик. На рассказ Вани об удивительном сне генерал просто «захохотал», для него все, что говорит лирический герой – «чепуха». С точки зрения генерала, народ – это «варвары», «дикое скопище пьяниц»; он возмущен той страшной картиной, которую нарисовал герой, приказывает нарисовать светлую сторону жизни.) 5. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Применение теории в работе с текстом. Б е с ед а п о в о п р о с ам.

    Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи? (Черты баллады.) – Действительно, баллада – стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим, при этом сюжет движется диалогом. Тема строительства железной дороги, унесшей тысячи жизней, достойна, с точки зрения Некрасова, иметь историческое значение. В описаниях призраков выступают и реальные, и фантастические черты.
    – Какой прием использован при написании четвертой части? (Эта часть построена при помощи иронии.«Светлая сторона» – окончание тяжелых работ, когда оказалось, что рабочие еще остались должны подрядчику, издевательски звучит фраза «И – недоимку дарю!») – В чем особенность окончания стихотворения? (Используется риторический вопрос и многоточие.) – Вернемся к словам первой части «Нет безобразья в природе»: есть ли в произведении антитеза описанию природы? (Да, прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми, антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».)
    VII. Развернутый ответ на вопрос.
    З а д а н и е. Согласны ли вы с утверждением, что стихотворения Некрасова «проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством». Докажите примерами.
    VIII.

    Домашнее

    задание.
    Закончить письменную работу, выучить отрывок из стихотворения.