Социология

2 первый крестовый поход. Второй крестовый поход – вынужденная мера. Выступление в поход

Был занят войной с Византией, а в Иерусалиме правила вдова короля Фулька Мелисенда , власть которой была непрочна.

В Западной Европе также не было благоприятных условий для поднятия нового крестового похода. В 1144 году на римском престоле сидел папа римский Евгений III . Ему предстояло бы, пользуясь властным положением церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатских княжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное: римский престол был жертвой партий, а авторитету церкви угрожало новое демократическое течение, которое возглавлял Арнольд Брешианский , который боролся против светской власти Папы. Германский король Конрад III также был поставлен в затруднительные обстоятельства борьбой с Вельфами . Нельзя было надеяться, что Папа Римский или король примут на себя инициативу Второго крестового похода.

Идеи Второго Крестового похода дошли не только до Франции, но и сами собой распространились в Германии, что вызвало волну антисемитских настроений. Бернарду Клервоскому пришлось лично явиться за Рейн , чтобы порицать священнослужителей, которые позволили появиться таким настроениям. Во время своего визита в Германию, накануне 1147 года , Конрад III приглашает Бернарда на празднование первого дня Нового года. После торжественной мессы Папа Римский произносит речь, которая убеждает германского императора принять участие во Втором Крестовом походе.

В первой битве (26 октября 1147 года), происшедшей в Каппадокии , близ Дорилея, немецкое войско, застигнутое врасплох, было разбито наголову, большая часть ополчения погибла или была взята в плен, весьма немногие вернулись с королём в Никею, где Конрад стал поджидать французов.

Почти в то самое время, когда Конрад потерпел страшное поражение, Людовик VII приближался к Константинополю. Происходили обычные столкновения между французским войском и византийским правительством. Зная симпатии между Людовиком VII и Рожером II, Мануил не считал безопасным продолжительное пребывание в Константинополе французов. Чтобы поскорее отделаться от них и понудить рыцарей к ленной присяге, царь Мануил употребил хитрость. Между французами был пущен слух, что немцы, переправившиеся в Азию, быстро подвигаются вперед, шаг за шагом одерживают блистательные победы; так что французам нечего будет делать в Азии. Соревнование французов было возбуждено; они требовали переправить их поскорее через Босфор. Здесь уже, на Азиатском берегу, французы узнали о несчастной участи немецкого войска; в Никее свиделись оба короля, - Людовик и Конрад, и решились продолжать путь вместе, в верном союзе.

Альбрехт Медведь был маркграфом Бранденбурга , возникшего на славянских землях. Для похода на славян составилась армия, доходившая до 100 тысяч человек. Представителем вендских славян был в то время князь бодричей Никлот, который мог оказать немцам лишь слабое сопротивление. Результатом похода, одобренного церковью, сопровождавшегося страшными жестокостями, убийствами и грабежом, было то, что немцы приобрели ещё более прочное положение в славянских землях. Второй момент, о котором мы упомянули, заключается в следующем. Часть норманнских, французских и английских рыцарей была занесена бурею в Испанию. Здесь они предложили Альфонсу , португальскому королю, свои услуги против мусульман и в 1147 году захватили Лиссабон . Многие из этих крестоносцев навсегда остались в Испании, и только очень незначительная часть направилась в Святую землю, где принимала участие в неудачном походе против Дамаска.

Таким образом, результаты данного похода можно считать ничтожными. Мусульмане не только не были ослаблены, а, напротив, нанося христианам одно поражение за другим, уничтожая целые крестоносные армии, получили большую уверенность в собственных силах, энергия их увеличилась, у них зародились надежды на уничтожение христианства в Малой Азии.

Немецкое войско в глазах других наций было принижено своими неудачами.

позорные неудачи на Бернарда, последний говорил, что он действовал по приказанию папы.

Также, среди европейских держав стало расти ощущение того, что главной причиной неудач является стоящее на пути крестоносцев Византийское государство. Зародилась мысль об уничтожении этой империи, что в полной мере проявит себя во время IV крестового похода (о котором будет написано ниже).

Третий крестовый поход

Предпосылки. Потеря Иерусалима

Саладин (собственно Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб) по смерти халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть атабека Нур ад-Дина. По смерти последнего (1174 ) он подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана.

В это время в Иерусалиме правил молодой король Балдуин IV . Несмотря на тяжелую болезнь - проказу - он успел показать себя мудрым и дальновидным полководцем и дипломатом. При нём установилось некоторое равновесие между Иерусалимом и Дамаском. И Балдуин, и Саладин старались избегать решительных сражений. Однако, предвидя скорую смерть короля, при дворе Балдуина нарастали интриги могущественных баронов, самыми влиятельными из которых были Ги де Лузиньян и Рено де Шатильон. Они представляли радикальную партию, требовавшую непременно покончить с Саладином.

В 1185 году Балдуин умер. Ги де Лузиньян женился на его сестре Сибилле и стал королём Иерусалима. Теперь при содействии Рено де Шатильона он начал откровенно провоцировать Саладина на генеральное сражение. Нападение Рено на караван, в котором находилась сестра Саладина, стало поводом для выступления мусульман.

В июле 1187 года Саладин взял Тивериаду и нанёс христианам, занявшим высоты Хаттина (около Тивериады), страшное поражение.

Король Иерусалимский Ги де Лузиньян, его брат Амори, Рено де Шатильон и множество рыцарей попали в плен. Затем Саладин овладел Акрой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами.2 октября 1187 года его войска вступили в Иерусалим.

Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполи и Антиохия. Между тем король Ги, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акры. Успехи Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к 3-му крестовому Походу. Прежде других двинулись флоты ломбардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбаросса повел большую

армию. Между крестоносцами и греками не обошлось без враждебных действий: греки заключили союз с Саладином.

Подготовка к походу

Вести о захвате Иерусалима дошли на Запад не сразу, до 1188 года никакой реакции в стане христиан не наблюдается. Первой об этом узнали в Италии. Мириться с такой потерей папа римский не мог. Поэтому невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа поддержал идею нового крестового похода.

Дабы привлечь как можно большее количество воинов из всех сословий, он сделал распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов.

В нем принимали участие три коронованные особы - император германский Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский - Ричард Львиное Сердце.

Введённый в Англии и Франции налог под названием “Саладинова десятина”, распространявшийся в том числе и на духовенство, к удивление был довольно успешно собран и дал значительные средства для похода.

Выступление в поход

В 1190 году короли выступили в поход.

Добравшись до Сицилии, англо-французское войско провело осень и зиму в Сицилии до весны 1191 года (т.к. переправлять морским путём такую армию было крайне затруднительно, в силу погодных условий).

Далее, флот Ричарда, в составе которого находилась и его сестра, попал в бурю и был выброшен на берега Кипра. Местный узурпатор Исаак Комнин взял девушку в плен, разграбил её роскошные багажи. Ричард объявил войну Комнину и быстро одержал верх. Вскоре туда прибыл титулярный король (он не был королём фактически – не имел земель) Иерусалима Ги де Лузиньян. Ричард, понимая, что долго Кипр ему не удержать (слишком далеко от Англии) продал ему этот остров.

Побуждаемый Ги де Лузиньяном, Ричард отплыл с Кипра и присоединился к осаде Акры. Сама идея осады Акры была в высшей степени непрактична и прямо бесполезна. Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей Третьего крестового похода: имея такие приморские города как Антиохия, Триполи и Тир, которые могли обеспечивать им сообщение с Западом, они бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, бесполезного, которым хотели наградить Ги де Лузиньяна.

Немецкое наступление Фридриха Барбароссы

Узнав о положении дел на Востоке, Фридрих I начал готовиться к крестовому походу. Он отправил посольства к византийскому императору, к иконийскому султану и к самому Саладину. Отовсюду были получены благоприятные ответы, ручавшиеся за успех предприятия. Если бы в осаде Акры участвовал Фридрих Барбаросса, ошибка со стороны христиан была бы им устранена. Дело в том, что Саладин обладал отличным флотом, который доставлял ему из Египта все припасы, а войска шли к нему из Месопотамии. При таких условиях Саладин мог успешно выдержать самую продолжительную осаду приморского города. Вот почему все сооружения западных инженеров, башни и тараны, оказались бесполезными в осаде Акры. Очевидно, что войну нужно было вести внутри Азии, ослаблять силы Саладина внутри страны, Лишая его источников пополнения живой силы и ресурсов.

24 мая 1189 года император Фридрих I Барбаросса вступил в пределы Венгрии. Через пять недель крестоносцы были уже на границе владений византийского императора.

Переправа крестоносцев через Босфор началась 25 марта 1190 года. Путь Фридриха шел по западным областям Малой Азии, частью разоренным вследствие войн с сельджуками, частью занятым этими последними. Тюркские отряды беспокоили крестоносцев и заставляли их постоянно быть настороже. Главная проблема немецкого войска – нехватка провизии и корма для вьючных животных – вскоре была решена - мае они подошли к Иконии и одержали значительную победу над сельджуками, получив при этом много добычи, в том числе и провианта. Но в Киликии немецкое войско постигло несчастье, поставившее “крест” на всём дальнейшем походе. 9 июня , при переходе через горную реку Салеф, Фридрих был увлечён потоком и захлебнулся.

Часть немецкого отряда отказалась от продолжения похода и возвратилась морским путем в Европу, часть, под предводительством герцога Фридриха Швабского, вступила в антиохийское княжество и осенью 1190 года эти жалкие остатки соединились с христианским войском под Акрой, где им не пришлось играть важной роли.

Осада Акры

Разногласия в стане христианских вождей (к коим присоединился Леопольд V герцог Австрийский) привели к тому, что огромная и хорошо подготовленная объединённая армия никак не могла взять город. Лишь в июле Акра была доведена до истощения, и гарнизон начал договариваться о сдаче. Со стороны христиан были предложены слишком суровые условия: христиане потребовали сдачи Акры, мусульманский гарнизон города

получит свободу только тогда, когда христианам будут возвращены Иерусалим и другие завоеванные Саладином области. Также Саладин должен был выдать 2 тысячи заложников из знатных мусульман. Саладин, по-видимому, соглашался на все эти условия.

12 июля 1191 года Акра была сдана христианам. Герцог Австрийский Леопольд V , завладев одной из стен города, выставил австрийское знамя: Ричард велел сорвать его и заменить своим. С этого момента Ричард приобрел себе в лице Леопольда V непримиримого врага.

Во время осады Акры бременские и любекские купцы по примеру других военно-религиозных орденов, возникших во время Первого крестового похода, устроили на свои средства братство, которое имело целью оказывать помощь бедным и больным немцам. Герцог Фридрих Швабский принял это братство под свое покровительство и исходатайствовал в его пользу папскую грамоту. Это учреждение впоследствии получило военизированный характер и известно под именем Тевтонского ордена.

Наступление на Иерусалим

После долгого пути через пустыню, без воды, в тяжёлый раскалённых солнцем доспехах, крестоносное воинство было крайне измотано. Долгая осада Иерусалима дала смехотворные результаты – лишь часть города была в руках христиан. Ричард понимал, что им не хватит сил и попросил перемирия, на что Саладин ответил отказом. Он согласился только на одно условие - армии европейцев уходят, и паломникам разрешается посещать Гроб Господень.

Окончание похода

Ричард, оставаясь в Акре, ожидал исполнения со стороны Саладина остальных пунктов мирного договора. Саладин отказался возвратить Иерусалим, не освобождал пленников и не платил военных издержек. Тогда Ричард велел заколоть до 2 тысяч знатных мусульман, которые находились в его руках в качестве заложников. Саладин не замедлил ответить тем же.

Показав себя скорее мечтательным рыцарем, нежели талантливым полководцем, не решаясь идти на Иерусалим и просто стоя в ожидании со своим войском, английский король приобрёл дурную репутацию на Востоке. Оставаясь далее в Азии, он рисковал потерять свою корону и поэтому заключил 1 сентября 1192 года договор с Саладином. Этот постыдный для чести Ричарда мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира, Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой крест не возвращен. Саладин даровал христианам мир на три года. В это время они могли свободно приходить на поклонение святым местам. Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Саладином, которые,

само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих.

В октябре 1192 года Ричард оставил Сирию. После долгих колебаний он решился высадиться в Италии, откуда предполагал пробраться в Англию. Но в Европе его уже поджидали нажитые походом враги. В Австрийском герцогстве он был узнан, схвачен и заключен герцогом Леопольдом V в тюрьму, где содержался около двух лет . Только под влиянием римского папы и сильного возбуждения английской нации, он получил свободу. За его свободу Англия заплатила Леопольду V до 23 тонн серебра.

Четвёртый крестовый поход

Предпосылки/подготовка

В 1198 году христиане предприняли несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Папа Иннокентий III хотел стать во главе Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима. Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, он начал сбор средств.

В своем послании папа обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества. Оно привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свое положение за счет похода.

Поскольку крупное рыцарство и короли были заняты локальными войнами, полагаться приходилось в основном на мелких феодалов. Для этого на рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю. Как итог - к походу удалось привлечь 200 000 воинов и собрал огромные денежные средства.

Взятие Константинополя

Организаторы Четвертого крестового похода приложили немало усилий, чтобы укрепить религиозный пыл крестоносцев, напомнить им об их исторической миссии освобождения Святой земли. Иннокентий III направил византийскому императору послание, в котором побуждал его к участию в походе и напоминал о необходимости восстановления церковной унии, что означало прекращение самостоятельного существования греческой церкви. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными.

Уже тогда стали зреть планы по превращению Византии в главную цель похода. Постепенно возникло и идеологическое обоснование такого похода. В среде руководителей крестоносцев все настойчивее велись разговоры о том, что их неудачи объясняются действиями Византии.

Главными аргументами были слухи о несметной добыче, которую сулил захват столицы, и обвинения в том, что византийцы заключают направленные против государств крестоносцев союзы с правителями турок-сельджуков Малой Азии.

Первоначальный план Четвертого крестового похода, предусматривавший организацию морской экспедиции на венецианских судах в Египет, был изменен: крестоносное войско должно было двинуться к столице Византии. Поводом для нападения послужила просьба о помощи Алексея, сына императора Исаака II из династии Ангелов. В результате переворота, тот был ослеплён и брошен в темницу. За щедрое вознаграждение крестоносцы были готовы выполнить роль эдаких “борцов за справедливость”, в лице законного правителя.

Заключив в 1187 г. союз с Венецией, византийские императоры свели свои военные силы на море до минимума, полагаясь на союзников. Поэтому, когда в июне 1203 г. к византийской столице подошли суда с крестоносцами, город был лишён своей основной оборонительной силы. Оставалось полагаться только на крепостные стены.

17 июля войска Алексея III (брата низложенного Исаака II ) практически капитулировали перед крестоносцами после захвата ими двух десятков башен на крепостных стенах. За этим последовало бегство Алексея III из Константинополя. В течении 5 месяцев продолжалось совместное правление отца и сына (на кандидатуре последнего настояли крестоносцы по причине его денежных обязательств). Пытаясь собрать обещанные деньги, Алексей обложил население непомерными налогами.

Положение в столице делалось все более напряженным. Появились признаки зреющего мятежа. В январе 1204 г. народ стал требовать избрания нового императора. Исаак II обратился за помощью к крестоносцам, но его намерения выдал народу один из сановников - Алексей Мурзуфл. В городе начался бунт, который закончился избранием Алексея Мурзуфла императором.

В начале весны 1204 г., предводители крестоносцев и представители Венеции заключили договор о разделе территорий Византии, который предусматривал и захват Константинополя.

Крестоносцы решили штурмовать город со стороны Золотого Рога, у Влахернского дворца. Католические священники, состоявшие при войсках крестоносцев, всячески поддерживали их боевой дух. Они внушали воинам мысли о богоугодности грядущего предприятия, отпускали грехи.

9 апреля крестоносцам удалось ворваться в Константинополь. Однако они не сумели закрепиться в городе, и 12 апреля атака возобновилась. Часть атакующих прорвалась в город через пролом в одном из участков стены, другая, взобравшись по штурмовым лестницам на стены, стала ломать городские ворота изнутри. В городе начался пожар, погубивший две трети зданий. Сопротивление византийцев было сломлено, Алексей Мурзуфл

Причины поражения

Один из участников похода, француз Жоффруа де Виллардуэн, автор «Истории захвата Константинополя», считал, что соотношение сил осаждавших и осажденных составляло 1 к 200 . Он выражал удивление победой крестоносцев, подчеркивая, что “никогда еще горсточка воинов не осаждала город с таким множеством защитников ”. Легкость, с которой крестоносцы овладели огромным, хорошо укрепленным городом, была результатом острейшего социально-политического кризиса, который переживала в тот момент Византийская империя.

Помимо этого, часть византийской аристократии и купечества попросту была заинтересована в торговых связях с латинянами.

Как общие, так и различные черты. К различиям необходимо, прежде всего, отнести как причины, так и итоги похода, общие же черты проявились отчасти в характере самого движения, отчасти в некоторых его особенностях, имевших как к Святой земле, так и к мусульманам самое посредственное отношение.

Вынужденный поход

Если первый крестовый поход 1096-1099 годов был вызван комплексом причин, среди которых основную роль играл всё-таки идеологический фактор - освобождение христианских святынь от власти иноверцев и защита христианских паломников, то второй поход был вызван соображениями скорее военно-политическими. Собственно, второй крестовый поход был вынужденной мерой и был, в отличие от первого, оборонительной операцией. Дело в том, что за почти полвека, прошедших с момента окончания первого крестового похода и основания на Ближнем Востоке нескольких государств крестоносцев положение христианских сил в этом регионе серьёзно ухудшилось. Государства крестоносцев начали конфликтовать как с Византийской империей, так и между собой, стремясь обеспечить своё влияние. В результате эти государства ослабли и стали терпеть поражения в борьбе с решившими взять реванш мусульманскими государствами. В 1144 году пало одно из сильнейших государств крестоносцев, Эдесское княжество.

Это стало сигналом для Европы - завоевания первого крестового похода нужно спасать. Безоговорочным духовным вдохновителем идеи второго крестового похода стал самый авторитетный религиозный деятель того времени Бернард Клервосский, впоследствии канонизированный. Под его влиянием папа римский Евгений III и король Франции Людовик VII начали подготовку крестового похода, целью которого было отвоевать у мусульман Эдесское княжество. К походу присоединился немецкий король Конрад III. Однако поход, длившийся с 1147 по 1149 годы, окончился провалом - французская и немецкая часть войска рассорились друг с другом и из-за этого, по сути, воевали поодиночке, потерпев в итоге поражения от мусульман и вынужденные бесславно отступить.

Еврейский вопрос

В ходе второго крестового похода получила продолжение и развитие тенденция, ярко обозначившаяся ещё во время первого крестового похода - еврейские погромы в городах Европы. Большинство историков сходится во мнении, что начало «традиции» еврейских погромов было положено именно эпохой крестовых походов. До конца XI века антисемитизм в Европе, безусловно, присутствовал, однако он был, во-первых, не явным, во-вторых, не принимал организованных насильственных форм. Начавшийся в 1096 году первый крестовый поход ознаменовался большим числом еврейских погромов на всём протяжении следования войск крестоносцев на Ближний Восток. Причём громили евреев и насильственно заставляли их креститься в католичество как рыцарские войска, так и крестоносцы-простолюдины. При этом наблюдался интересный момент: тогда как народные проповедники призывали расправиться с иудеями, которых представляли такими же врагами христианской веры, какими были и захватившие Святую землю мусульмане, иерархи церкви в основном старались оградить евреев от насилия.

Такая же тенденция наблюдалась и во время второго крестового похода. Правда, на этот раз церковь и гражданские власти, наученные горьким опытом первого похода (тогда многие еврейские общины в европейских городах были просто уничтожены или понесли большие человеческие потери, не говоря о материальных убытках), подготовились лучше. Этому способствовали также и огромные деньги, которые многие еврейские общины выплатили властям за защиту. Так что еврейских погромов в ходе следования крестоносцев на Востоке на этот раз была меньше, и они были не столь кровопролитными. Однако призывы к расправе над иудеями (под лозунгом: «Враги веры Христовой живут среди нас - чтобы её защитить не нужно идти в Святую землю и воевать с сарацинами, достаточно уничтожить иудеев») громко звучали и во время второго похода. Особенно преуспел в этом некий монах Рудольф, член монашеского ордена цистерцианцев, который, согласно хроникам, спровоцировал самые крупные еврейские погромы на территории Германии.

Возникавший в ходе крестовых походов «еврейский вопрос» даже породил среди исследователей версию, согласно которой истинной причиной первых крестовых походов было вовсе не стремление защитить Святую землю. Их якобы спровоцировали европейские финансисты, ростовщики (прежде всего итальянские), которые стремились избавиться от еврейских ростовщиков, самых опасных своих конкурентов. Если рассматривать эту версию, большинство историков, впрочем, не разделяемую, то нужно признать, что эта задача была достигнута - евреи действительно несколько столетий не могли добиться серьёзного положения в европейской финансовой системе.

Александр Бабицкий

Второй крестовый поход под руководством французского короля Людовика VII и немецкого императора Конрада III состоялся в 1147-1149 годах.
Рассмотрим предпосылки, причины, цели и результаты этого похода на Святую землю .
В 1137 г. византийский император Иоанн II напал на Антиохию и завоевал ее. Государства крестоносцев на Святой земле были между собой в таком разладе, что даже не помогли Антиохии.
Под конец 1143 года сильный мусульманский эмир Имад-ад-дин Зенги напал на графство Эдесса и вырвал его у крестоносцев . Потеря Эдессы вызвала гнев и огорчение как в Европе, так и на Святой земле , ибо возникло опасение, что теперь мусульманские государства широким фронтом выступят против крестоносцев .
В то время, когда Эдесса пала под ударами мусульман , другие княжества Святой земли находились или в стесненном положении, или были заняты вопросами чисто эгоистического характера и поэтому как не могли подать помощи Эдесскому княжеству, так не в состоянии были заменить для христиан его значения. 4
В Иерусалиме незадолго перед тем умер король Фульк, тот самый, который соединил интересы Иерусалимского княжества с интересами своих французских владений.

После его смерти во главе королевства стала вдова, королева Мелизинда, опекунша Бодуэна III; непокорность вассальных князей отняла у нее всякую возможность и средства даже для защиты собственных владений – Иерусалим находился в опасности и не мог подать помощи Эдессе.
Что касается Антиохии, то князь Раймунд завязал войну с Византией, кончившуюся для него полной неудачей, и таким образом также не мог подать помощи Эдессе. 4

В 1144 году на римском престоле сидел папа римский Евгений III - человек, не отличавшийся ни большой силой воли, ни энергией, ни умом, а также не имевший широких политических взглядов. Ему предстояло бы, пользуясь властным положением церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатских княжеств на Святой земле , но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное: римский престол был жертвой партий, а авторитету церкви угрожало новое демократическое течение, которое возглавлял Арнольд Брешианский, ученик Бернарда, аббата Клерво.
Как Арнольд Брешианский, так и его знаменитый учитель происходили из известной монашеской конгрегации монастыря Клюни и были выразителями идей, распространяемых этим монастырем. Арнольд столько же был политик-философ, сколько и проповедник. Его политические взгляды были основаны на демократическом принципе. Он всеми силами своего красноречия и влияния боролся против светской власти папы и против злоупотреблений, вкравшихся в церковный строй того времени.
За Арнольдом следовал целый ряд проповедников-монахов, распространявших те же идеи. Проповедь Арнольда подняла целую бурю против папы.
К тому же времени городовое движение, с его демократическим характером, особенно энергично охватило Италию. Во главе городов стоял не архиепископ, не светские феодалы и дворяне, а народ; воскресла и древняя форма правления – сенат и народ, воскрес даже античный термин «senatus populuaque Romanus». Вместо устарелого устройства, вместо вассалитета и сюзеренитета выдвигались коммуны, которые в высшей степени неблагосклонно относились к духовным князьям. 4
Германский король также был поставлен в затруднительные обстоятельства борьбой с Вельфами и, в свою очередь, выжидал поддержки из Рима, надеясь, что папа пришлет ему корону и тем укрепит его шаткое положение на троне.
Нельзя было надеяться, что Папа Римский или король примут на себя инициативу Второго крестового похода . 3
Король Франции Людовик VII , прежде чем решиться на такой важный шаг, как поход в Святую землю , спросил мнения у аббата Сугерия, своего воспитателя и советника, который, не отговаривая короля от доброго намерения, посоветовал принять все меры, чтобы обеспечить должный успех предприятию. Людовик VII пожелал узнать настроение народа и духовенства.
По просьбе иерусалимского короля папа Евгений III вновь призвал к крестовому походу . Организацию его взял на себя аббат Бернар Клервоский , который пользовался большим авторитетом.
31 марта 1146 г. перед вновь воздвигнутой церковью св. Магдалины в Везеле, в Бургундии, он в пламенных выражениях увещевал своих слушателей принять участие в крестовом походе :
«Взгляните, братья, вот оно, желанное время, вот благословенные дни!
Содрогнутся и вострепещут страны, ибо Господь на небесах начал терять свою землю. Я повторяю: свою землю, ибо там Он учил слово Отца своего, там более тридцати лет Он странствовал меж людей. (...)
И только наши грехи повинны в том, что недруги креста в той земле снова начали поднимать свою нечестивую голову: острием своего меча они опустошают Землю обетованную. (...)
О ты, храбрый рыцарь , о ты, воинственный муж, перед тобой битва, не чреватая опасностью, ибо победа в ней приносит славу, а смерть - выигрыш.
Но коль скоро ты искатель барыша, я обещаю тебе необъятный рынок, и поспешай, дабы он не ускользнул от тебя». 2
Возгласы: «Бог того хочет! Богу так угодно!» покрывали этот призыв, как и когда-то в Клермоне. Возбужденный энтузиазмом толпы, оратор предрек успех похода в Святую землю и угрожал божественным гневом тем, кто не обагрит свой меч кровью неверных во имя Иисуса Христа.
Среди всеобщего волнения король Франции Людовик VII пал к ногам Бернара и попросил у него крест, после чего повторил призыв, убеждая всех верующих сопровождать его на Восток. Алиенора Аквитанская вслед за своим супругом получила знак креста из рук аббата Клервосского, за нею последовали графы Тулузский, Шампанский, Фландрский, Неверский, Аршамбо де Бурбон, Энгеран де Куси, Гуго де Лузиньян, множество баронов, рыцарей и духовных лиц.

Поскольку всем не хватило крестов, Бернар порвал свою рясу, чтобы наделать новых, и многие прелаты последовали его примеру.
В дальнейших своих посланиях аббат призывал к походу в Святую землю и обещал всем участникам отпущение грехов.
Его просили, чтобы он возглавил этот крестовый поход . Но, помня пример Петра Пустынника, Бернар уклонился от этой чести и, так как призывы были настойчивы, даже обратился к защите папы. В целом его проповедь во Франции имела такой успех, что, по его словам, «обезлюдели села и города». 6
Правда, то там, то здесь раздавались голоса, что вместо неверных на Востоке лучше бы изгнать нечестивых славян из Пруссии либо мусульман из Испании. Некоторые северогерманские князья, такие как Генрих Лев, Альбрехт Медведь и другие, сообразили, что не имеют надобности искать борьбы с неверными на отдаленном Востоке, что рядом с ними есть масса вендов, языческих народов славянского происхождения, которые до сих пор не принимали к себе христианских проповедников и обратились с этим пожелеанием в Рим.


В отличие от Первого похода , теперь с самого начала было больше организованности и порядка: участие двух могущественных государей не могло не сказаться на самом характере экспедиции крестоносцев на Святую землю . На этот раз бароны и рыцари не брали с собой ни собак, ни охотничьих соколов, зато запаслись не только оружием, но и орудиями, необходимыми для наведения мостов и прокладывания дорог.
Цель, которую предстояло достигнуть Второму крестовому походу , была ясно намечена и строго определена: ослабить эмира Зенги и отнять у него Эдессу.
Французские крестоносцы должны были соединиться в Меце, немецкие – в Регенсбурге.
Примеру Франции и Германии последовали Англия, Фландрия и Италия. С Альпийских предгорий, из Ломбардии и Пьемонта двинулись воины креста под предводительством маркиза Монферратского и графа Морьенского, дяди французского короля. Английские крестоносцы отправились на судах из гаваней Ла-Манша, направляясь к Испании. Фламандцы шли во главе со своим графом Тьерри, который уже побывал там, в Святой земле и прославился. 6
Германские крестоносцы , понеся малочисленные потери в стычках с венграми, прошли через Венгрию и вошли в византийские земли.
Здесь, едва запасы продовольствия начали подходить к концу, германские крестоносцы занялись грабежами. Византийский император Мануил I был так возмущен постыдным поведением крестоносцев , что даже отказался принять короля Конрада.
Под влиянием грозившей со всех сторон опасности Мануил сделал шаг, который в самом корне подрывал предположенные Вторым крестовым походом задачи и цели, - он заключил союз с турками-сельджуками; правда, это не был союз наступательный, он имел целью обезопасить империю и пригрозить латинянам на случай, если бы последние вздумали угрожать Константинополю. Но тем не менее этот союз имел весьма важное значение в том отношении, что он давал понять сельджукам, что им придется считаться только с одним западным ополчением. Заключая этот союз с иконийским султаном, Мануил давал понять, что он не смотрит на сельджуков как на врагов: оберегая свои личные интересы, он умывал руки, предоставляя крестоносцам действовать на собственный риск собственными силами и средствами. 3
Когда воинство креста проходило через Анатолию, 26 октября 1147 года оно подверглось под Дорилеем нападению сельджуков. Германское войско понесло большие потери, королю Конраду удалось спастись, он вернулся в Никеи, где и дождался подхода французских сил.
Почти в то самое время, когда Конрад потерпел страшное поражение, Людовик VII приближался к Константинополю. Происходили обычные столкновения между французским войском и византийским правительством.
Чтобы поскорее отделаться от них и принудить рыцарей французского войска к ленной присяге, император Мануил употребил хитрость. Между французами был пущен слух, что немцы, переправившиеся в Азию, быстро подвигаются вперед, шаг за шагом одерживают блистательные победы; так что французам нечего будет делать в Азии.
Французские крестоносцы , принявшие все слухи за чистую монету, потребовали переправить их поскорее через Босфор. И уже на Азиатском берегу французы узнали о несчастной участи немецкого войска; в Никее свиделись оба короля, - Людовик и Конрад, решившие продолжать путь вместе, в верном союзе. 3
Так как путь от Никеи до Дорилея был покрыт трупами и облит христианской кровью, оба короля желали избавить войско от тяжелого зрелища и потому отправились обходным путем, на Адрамитий, Пергам и Смирну.
Путь этот был чрезвычайно трудный, замедлявший движение крестоносцев ; выбирая этот путь, короли надеялись встретить здесь менее опасностей со стороны мусульман . Надежды их однако не оправдались: турецкие наездники держали в постоянном напряжении крестоносную армию, замедляли путь, грабили, отбивали людей и обозы.
Кроме того, недостаток съестных припасов и фуража заставил Людовика бросить массу вьючных животных и багажа. Французский король, не предвидя всех этих затруднений, взял с собой многочисленную свиту; поезд его, в котором присутствовала и его супруга Элеонора, был в высшей степени блистательный, пышный, не соответствовавший важности предприятия, связанного с такими затруднениями и опасностями...
Крестоносное ополчение двигалось очень медленно, теряя на своем пути массу людей, вьючного скота и багажа. 3
Между тем , Людовик VII , патриарх и король Иерусалима провели тайный совет на котором пересмотрели цели своего крестового похода и приняли решение всеми наличными силами овладеть Дамаском, сулившим им богатую добычу. Но таким решением они лишь толкнули сирийского правителя в объятия сельджукского князя из Алеппо, который надвигался с большим войском и с которым отношения у Сирии до этого были враждебными. 2
Вскоре стало ясно, что второй крестовый поход не достигнет своей цели - вернуть утраченную Эдессу...
Армия крестоносцев направилась на Дамаск, в начале июня с присоединившимися рыцарями Храма и иоаннитами перешла Ливанский хребет и разбила лагерь у местечка Дари, откуда был виден Дамаск. Этот древний город, «жилище утех и роскоши», неоднократно переходил из рук в руки, пока во времена Мухаммеда мусульмане окончательно не забрали его у христиан.
Дамаск оказался укреплённым сильными стенами и защищённым значительным гарнизоном; осада Дамаска требовала продолжительного времени и значительных усилий. войско направило свои силы против той части города, которая казалась более слабой: там были только сады и рощи, разделенные заборами и насыпями с небольшими башенками.
Несмотря на тучи стрел, которыми их встретили враги, засевшие в башенках, осада проходила успешно, и вскоре воины креста , гоня мусульман, подошли вплотную к городу.
Здесь император Конрад прославил себя удивительным подвигом, заставившим на момент забыть его прошлые неудачи. В то время как воины Балдуина, неоднократно пытавшиеся прорвать ряды врага, чуть было не начали отступления, он с горстью своих воинов внезапно атаковал мусульман. Турки падали под его ударами, когда навстречу выехал сарацин исполинского роста, закованный в железо, и вызвал его на бой. Император принял вызов, и оба войска остановились, с интересом взирая на эту схватку. Схватка, впрочем, оказалась недолгой.
Конрад, повторив подвиг Гопиррида, одним ударом меча рассек гиганта пополам, от плеча до седла. Этот удивительный удар решил исход сражения: мусульмане в ужасе оставили поле боя и укрылись в городе. 6
Между тем в лагере распространились слухи, что с севера на выручку Дамаска идёт Нуредин. Конрад с горстью немцев не терял надежды на сдачу Дамаска, однако в лагере поползли слухе об измене, которая упоминается у многих летописцев.
Речь идет о том, что якобы иерусалимский король, патриарх и рыцари , подкупленные золотом мусульман, распространили слухи, что Дамаск непобедим с той стороны, с которой подошли к нему крестоносцы . Вследствие этого крестоносцы перешли на другую сторону города, которая была действительно неприступна...
По другим данным, как это часто бывало и раньше, победу крестоносцев сорвали их внутренние распри. Когда стало ясно, что Дамаск падет, начались споры, чье знамя взовьется над побежденным городом. И тут четко обозначилась грань, разделявшая две группы воинства Христа : князей и баронов Востока с одной стороны, и пришельцев с Запада под предводительством короля и императора – с другой.
Среди домогавшихся власти над городом особенно усердствовал Тьерри, граф Фландрский. Казалось бы, его репутация была подмоченной: это был один из двух военачальников, трусливо бежавших из-под Аталии, где король, отбывая в Антиохию, назначил их руководить оставшимися крестоносцами .
Но теперь Тьерри проявил большую настойчивость и расторопность. Мотивируя тем, что он уже дважды побывал на Востоке и оставил свои владения в Европе родственникам, он требовал княжество Дамасское как компенсацию за свои подвиги и потери.
Французский король согласился с этими доводами. Такое предпочтение вызвало зависть и злобу других князей, в особенности князей Сирии и Палестины, считавших, что каждый из них имеет больше прав на любое новое присоединение, чем кто-либо из этих вновь прибывших. Не видя для себя больше личной выгоды, они охладели к предприятию, которое еще недавно возбуждало их энтузиазм.
Это настроение чутко уловили осажденные и попытались его усилить: они убеждали сирийских баронов не верить пришельцам с Запада, явившихся, чтобы их ограбить и поживиться за счет их земель на Святой земле .
Эти речи падали на благодарную почву. Военные действия застопорились... 6
Проведя довольно продолжительное время в бесполезной осаде, угрожаемые с севера Нуредином, христиане должны были отступить от Дамаска, не достигнув ничего...
Эта неудача тяжело отозвалась на короле Конраде и на всём войске крестоносцев : охотников продолжать дело Второго крестового похода нестало...
Энергия и рыцарский энтузиазм Конрада ослабли, и он решил вернуться на родину. Осенью 1148 года на византийских кораблях он прибыл в Константинополь, а оттуда в начале 1149 года возвратился в Германию, не сделав, в сущности, ничего для дела христиан на Востоке, а, напротив, обесславив себя и немецкую нацию. 3
Людовик VII не решился, подобно Конраду , бросить так скоро начатое им дела, но в то же время, при затруднительности положения, он не решился на энергичные меры. В его свите нашлись лица, которые не считали выполненной задачу крестового похода и, считая возвращение назад делом унизительным для рыцарской чести, советовали ему оставаться в Антиохии и ждать подкрепления, то есть прибытия новых сил воинов Христа с Запада для выручки Эдессы.
Но были и такие, которые, указывая на пример Конрада , уговаривали короля возвратиться на родину; Людовик VII поддался влиянию последних и решил возвратиться.
В начале 1149 года он на норманнских кораблях переправился в южную Италию, где имел свидание с норманнским королем и осенью 1149 года прибыл во Францию.
На протяжении XII столетия в Святой земле возникли три рыцарских ордена: иоаннитов (1113 г.), тамплиеров (1119 г.) и Тевтонский орден. Они поставили себе целью ухаживать за больными и немощными паломниками и крестоносцами на Святой земле , оказывать им духовную поддержку и защищать их в случае надобности силой оружия. Это были так называемые духовно-рыцарские ордены и члены их стремились сочетать рыцарский образ жизни с монашеским.
2-й Крестовый поход под предводительством французского короля Людовика VII и императора Священной Римской империи Конрада III на Святую землю потерпел неудачу, поскольку франки не смогли спланировать и координировать свои действия.
Уже после поражения Конрада III под Дорилеей немцы служили предметом насмешек для французов; следовательно, Второй крестовый поход показал, что совместные действия французов и немцев в будущем невозможны.
Этот поход обнаружил также рознь между палестинскими и европейскими христианами. Для восточных христиан пятидесятилетнее пребывание в среде мусульманского влияния на Святой земле не прошло бесследно в культурном отношении.
Таким образом, между поселившимися в Азии европейцами и прибывавшими сюда из Европы новыми крестоносцами обнаружилась принципиальная рознь; они взаимно стали не понимать друг друга. Меркантильный характер, подкуп, распущенность, разврат сделались отличительной чертой нравов палестинских христиан. 3
Неудача похода легла пятном на чести церкви, в особенности она подорвала авторитет св. Бернарда, а также и папы: Бернард поднял массы народа, он называл крестовый поход делом, угодным Богу, предсказывал хороший исход. После позорных неудач поднялся сильный ропот против Бернарда: Бернард не пророк, говорили, а лжепророк; а папа, давший свое благословение, не представитель церкви, а антихрист.
Папа сваливал всю ответственность на Бернарда, последний говорил, что он действовал по приказанию папы. 3
Результатом Второго крестового похода на Святую землю был огорчен в особенности молодой Людовик VII . Возвратившись на родину, Людовик пришёл к сознанию необходимости поправить свою ошибку, смыть пятно со своего имени. Был созван собор, на котором снова подвергся обсуждению вопрос о новом походе и, что очень удивительно, нашлась опять масса людей, которые, объятые религиозным энтузиазмом, вновь готовы были идти в Святую землю .
Случилось нечто ещё более удивительное: на собор явился и святой Бернард и стал говорить, что предстоящий поход будет уже удачен. На соборе стали раздаваться голоса, что Второй крестовый поход был неудачен потому, что не поставили во главе его св. Бернарда. Явилось предложение поручить ему ведение нового похода.
Папа принял весть об этом без сочувствия. Он назвал самого Бернарда безумцем, а в официальном документе характеризовал подобное отношение к делу как глупость.
После этого и Людовик VII несколько охладел к задуманному походу на Святую землю ...

Источники информации:
1. «Крестовые походы » (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Вазольд М. «Крестоносцы »
3. сайт Википедия
4. Успенский Ф. «История крестовых походов »
5. «Все войны мировой истории» (по Харперской энциклопедии военной истории Дюпюи)
6. Мишо Ж.-Ф. «История

План
Введение
1 Предпосылки
2 Начало похода
3 Проход через Византийскую империю
4 Провал похода
5 Итоги Второго крестового похода

Второй крестовый поход

Введение

Второй крестовый поход состоялся в 1147-1149 годах.

1. Предпосылки

Политика христианских правителей на Востоке преследовала ложную цель - уничтожение византийского господства в Азии и ослабление греческого элемента, на который естественно нужно было рассчитывать в деле уничтожения мусульман.

Такая политика привела к тому, что мусульмане, ослабленные и отодвинутые внутрь Азии, вследствие Первого крестового похода, снова усилились и начали из Месопотамии угрожать христианским владениям.

Один из наиболее сильных мусульманских эмиров, эмир Мосула Имад-эд-Дин Зенги, начал весьма серьёзно угрожать передовым княжествам. В 1144 году Зенги произвел сильный натиск, который окончился взятием Эдессы и падением Эдесского княжества.

Это наносило весьма чувствительный удар всему восточному христианству: Эдесское княжество составляло форпост, о который разбивались волны мусульманских набегов, в Эдесском княжестве был оплот, защищавший весь христианский мир.

В то время, когда Эдесса пала под ударами мусульман, другие христианские княжества находились или в стесненном положении, или были заняты вопросами чисто эгоистического характера и поэтому как не могли подать помощи Эдесскому княжеству, так не в состоянии были заменить для христиан его значения.

В Иерусалиме незадолго перед тем умер король Фульк, тот самый, который соединил интересы Иерусалимского королевства с интересами своих французских владений.

После его смерти во главе королевства стала вдова, королева Мелисенда Иерусалимская, опекунша Бодуэна III; непокорность вассальных князей отняла у неё всякую возможность и средства даже для защиты собственных владений - Иерусалим находился в опасности и не мог подать помощи Эдессе. Что касается Антиохии, то князь Раймунд завязал несчастную войну с Византией, кончившуюся для него полной неудачей, и таким образом также не мог подать помощи Эдессе.

И тем не менее, для поднятия нового крестового похода в Западной Европе не представлялось благоприятных условий. В 1144 году на римском престоле сидел папа римский Евгений III. Ему предстояло бы, пользуясь властным положением церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатских княжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное: римский престол был жертвой партий, а авторитету церкви угрожало новое демократическое течение, которое возглавлял Арнольд Брешианский, который боролся против светской власти Папы. Германский король Конрад III также был поставлен в затруднительные обстоятельства борьбой с Вельфами. Нельзя было надеяться, что Папа или король примут на себя инициативу Второго крестового похода.

Во Франции королем был Людовик VII; рыцарь в душе, он чувствовал себя связанным с Востоком и был склонен предпринять крестовый поход. На короля, как и на всех его современников, оказывало сильное влияние то литературное движение, которое глубоко проникло во всю Францию и распространилось даже по Германии. Людовик VII, прежде чем решиться на такой важный шаг, как поход в Святую землю, спросил мнения у аббата Сугерия, своего воспитателя и советника, который, не отговаривая короля от доброго намерения, посоветовал принять все меры, чтобы обеспечить должный успех предприятию. Людовик VII пожелал узнать настроение народа и духовенства. Евгений III одобрил план короля и поручил святому Бернарду проповедь о крестовом походе, снабдив его воззванием к французскому народу.

В 1146 году святой Бернард Клервоский присутствовал на государственном собрании в Везеле (Бургундия). Он сел рядом с королем Людовиком, надел на него крест и произнес речь, в которой приглашал вооружиться на защиту Гроба Господня против неверных. Таким образом с 1146 года вопрос о крестовом походе был решен с точки зрения французов. Южная и средняя Франция двинула многочисленную армию, которая была вполне достаточна для того, чтобы дать отпор мусульманам.

Идеи Второго Крестового похода дошли не только до Франции, но и сами собой распространились в Германии, что вызвало волну антисемитских настроений. Бернарду Клервоскому пришлось лично явиться за Рейн, чтобы порицать священнослужителей, которые позволили появиться таким настроениям. Во время своего визита в Германию, накануне 1147 года, Конрад III приглашает Бернарда на празднование первого дня Нового года. После торжественной мессы Папа произносит речь, которая убеждает германского императора принять участие во Втором Крестовом походе.

Решение Конрада III участвовать во Втором крестовом походе отозвалось весьма живо во всей германской нации. С 1147 года и в Германии началось такое же одушевленное общее движение, как и во Франции.

2. Начало похода

Французская нация, во главе со своим королем, выставила значительные силы. Как сам король Людовик VII, так и феодальные французские князья выказали много сочувствия делу Второго крестового похода; собрался отряд численностью до 70 тысяч. Цель, которую предстояло достигнуть Второму крестовому походу, была ясно намечена и строго определена. Задача его состояла в том, чтобы ослабить муссульского эмира Зенги и отнять у него Эдессу. Эту задачу успешно выполнило бы и одно французское войско, состоявшее из хорошо вооруженной армии, которая по пути увеличилась вдвойне приставшими добровольцами. Если бы крестоносное ополчение 1147 года состояло из одних французов, оно направилось бы другим путем, более кратким и более безопасным, чем тот, который оно избрало под влиянием германцев.

Французы в политической системе той эпохи представляли нацию, совершенно обособленную, которая своими ближайшими интересами склонялась к Италии. Сицилийский король Рожер II и французский король находились в близких отношениях. Вследствие этого для французского короля всего естественнее было избрать путь через Италию, откуда он мог, воспользовавшись норманнским флотом и также флотом торговых городов, которые явились такими энергичными помощниками в Первом крестовом походе, удобно и скоро прибыть в Сирию. Кроме того, путь через южную Италию имел за собой ещё то преимущество, что к ополчению мог присоединиться и сицилийский король. Людовик VII, снесшись с Рожером II, готов был двинуться через Италию.

Когда поднялся вопрос о пути и средствах движения, германский король предложил избрать тот путь, которым шли и первые германские крестоносцы, - на Венгрию, Болгарию, Сербию, Фракию и Македонию. Германцы настаивали на том, чтобы и французский король двинулся этим путем, мотивируя свое предложение тем, что лучше избегать разделения сил, что движение через владения союзного и даже родственного с германским королем государя вполне обеспечено от всякого рода случайностей и неожиданностей и что с византийским царем начаты по этому вопросу переговоры, в благоприятном результате которых Конрад не сомневался.

Летом 1147 года началось движение крестоносцев через Венгрию; Конрад III шёл впереди, месяцем позже шёл за ним Людовик.

Рожер II Сицилийский, который ранее не заявлял намерения участвовать во Втором крестовом походе, но который однако не мог оставаться равнодушным к исходу его, потребовал от Людовика исполнения заключенного между ними договора - направить путь через Италию. Людовик долго колебался, но уступил союзу с германским королем. Рожер II понял, что если он теперь не примет участия в походе, то положение его станет изолированным. Он снарядил корабли, вооружился, но не для того, чтобы оказать помощь общему движению. Он начал действовать сообразно норманнской политике относительно Востока: сицилийский флот стал грабить острова и приморские земли, принадлежащие Византии, берега Иллирии, Далмации и южной Греции. Опустошая византийские владения, сицилийский король завладел островом Корфу и в то же время, чтобы с успехом продолжать свои морские операции против Византии и чтобы обеспечить себя со стороны африканских мусульман, заключил с последними союз.

По ходу движения в Святую землю крестоносцы грабили территории, которые лежали на их пути, нападали на местных жителей. Византийский император Мануил I Комнин боялся, что Конраду III не удастся обуздать буйную и непокорную толпу, что эта толпа, жадная к наживе, может начать в виду Константинополя грабежи и насилия и вызовет серьёзные смуты в столице. Поэтому Мануил старался отстранить крестоносное ополчение от Константинополя и советовал Конраду переправиться на азиатский берег Галлиполи. Но крестоносцы силой пробились к Константинополю, сопровождая свой путь грабежами и насилиями. В сентябре 1147 года опасность для Византии со стороны крестоносцев была серьёзна: у стен Константинополя стояли раздраженные германцы, предававшие все грабежу; через две-три недели нужно было ожидать прибытия французских крестоносцев; соединенные силы тех и других могли угрожать Константинополю серьёзными неприятностями. В то же время до византийского царя доходили известия о взятии Корфу, о нападениях норманнского короля на приморские византийские владения, о союзе Рожера II с египетскими мусульманами.

3. Проход через Византийскую империю

Под влиянием грозившей со всех сторон опасности Мануил сделал шаг, который в самом корне подрывал предположенные Вторым крестовым походом задачи и цели, - он заключил союз с турками-сельджуками; правда, это не был союз наступательный, он имел целью обезопасить империю и пригрозить латинянам на случай, если бы последние вздумали угрожать Константинополю. Но тем не менее этот союз имел весьма важное значение в том отношении, что он давал понять сельджукам, что им придется считаться только с одним западным ополчением. Заключая этот союз с иконийским султаном, Мануил давал понять, что он не смотрит на сельджуков как на врагов. Оберегая свои личные интересы, он умывал руки, предоставляя крестоносцам действовать на собственный риск собственными силами и средствами. Таким образом против крестового ополчения составилось два христианско-мусульманских союза: один - прямо враждебный крестоносному ополчению - это союз Рожера II с египетским султаном; другой - союз византийского царя с иконийским султаном - был не в интересах крестового похода. Все это было причиной тех неудач, которыми закончился Второй крестовый поход.