Социология

Современные методики диагностирования контроля оценки достижений. Диагностика и оценка учебных достижений школьников. Таким образом, мы видим, что актуальность диагностики достижений со временем только возрастает. Что явилось главной причиной выбора мной

Понятие качества образования

ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.1. Понятие качества образования.

1.2. Диагностирование учебных достижений.

1.3. Оценочная деятельность учителя.

1.4. Самооценка. Рефлексия учебной деятельности.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

К основным задачам, которые должна выполнять общероссийская система оценки качества образования, относятся:

· оценка уровня образовательных достижений обучающих образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора поступления на следующий уровень образования;

· оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования на федеральном и международном уровнях;

· формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

При оценке образовательных достижений также выделяются три основные задачи:

· получение информации о состоянии образовательных достижений учащихся;

· выявление тенденций изменения состояния образовательных достижений учащихся;

· выявление факторов, оказывающих влияние на состояние образовательных достижений учащихся.

Образовательные достижения в современном понимании включают:

· предметные знания и умения;

· применение предметных знаний и умений на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);

· междисциплинарные умения;

· коммуникативные умения (умение ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст);

· умения работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики, рисунки, чертежи и др.);

· овладение информационными технологиями (умение работать с информацией с помощью компьютера);

· умение сотрудничать и работать в группах;

· умение учиться и самосовершенствоваться;

· умение решать проблемы и др.

Одной из важнейших проблем на современном этапе является диагностирование учебных достижений обучаемых.

Под диагностированием обученности понимают выявление достигнутого на данный момент уровня (степени) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Контроль означает выявление, измерение и оценивание результатов обучения.



Выявление и измерение называют проверкой. Проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Важнейшими принципами контроля являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно-обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым; точном адекватном установлении критериев оценивания знаний, умений.

Практически объективность означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих контроль.

Требование принципа системности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения. Системность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

В современной дидактике выделяют три основных вида контроля:

1. Вводный (предварительный) контроль. Предназначен для выявления готовности к усвоению изучаемого материала. Позволяет своевременно провести коррекцию низкого уровня готовности. Для составления контролирующих заданий необходимо проанализировать то, что изучено на предыдущем этапе обучения, и выявить те дидактические единицы, которые будут в первую очередь востребованы на следующем этапе. Проводится в начале учебного года, в начале новой учебной темы. Вводный контроль является также средством актуализации знаний.

2. Текущий (промежуточный) контроль. Проводится с целью выявления пробелов в усвоении материала и развитии учащихся. Организуется после изучения каждого учебного элемента. Рассматривается как средство установления обратной связи ученик – учитель.

3. Итоговый контроль. Предназначен для оценки уровня усвоения темы, раздела, этапа обучения.

Выделяется также три типа по принципу лица, выполняющего контроль:

· внешний контроль учителя (для выработки систематичности и добросовестности в учебной деятельности; обучения приемам самоконтроля);

· взаимоконтроль (для выработки ответственного отношения к оценке учебной деятельности);

· самоконтроль (для формирования рефлексии собственной учебной деятельности, обнаружения и предупреждения ошибок).

На практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальной проверке каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Каждый ученик показывает результаты самостоятельной умственно-практической деятельности. Учитель выявляет правильность ответа, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи и т.п.

Индивидуальная проверка всегда планируется: кого, с какой целью спросить, какие для этого использовать средства.

При групповой проверке класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели проверки группам предлагаются одинаковые задания или дифференцированные: проверяются результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняли по двое, или практического, выполняемого четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания (в процессе дидактической игры) по звеньям (командам). Применяют при повторении. Оценивание в баллах при групповой работе проводится не всегда, иногда достаточно качественной вербальной оценки.

Уплотненный опрос – несколько человек отвечают устно у доски или письменно за партами.

При фронтальной проверке вопросы задаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, символьного оформления, степень закрепления в памяти. Учителя интересует сознательность в ответах, обоснованность и доказательность. Он наблюдает за аккуратностью выполнения задания, вскрывает слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживает недочеты, проблемы и ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет ему вовремя наметить меры по их преодолению и предупреждению.

Среди методов проверки (способов изучения качества знаний, умений и навыков) выделяют устную проверку, проверку письменно-графических работ и проверку практических работ.

Устная проверка организуется в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок устной проверки можно выделить следующие:

· проверить выполнение домашнего задания;

· выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала;

· проверить степень понимания и усвоения новых знаний;

· изучить уровни развития математической речи, свойств и качеств мышления;

· выявить сохранение изученного в памяти;

· проверить сформированность учебно-познавательных умений и др.

Методика устной проверки включает две основные части:

1. Составление проверочных вопросов и их задавание.

2. Ответ учащихся на поставленные вопросы и слушание его.

Качество вопросов определяется их содержанием, адекватностью выявляемого, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

Среди проверочных заданий вопросы, активизирующие память (воспроизведение изученного), мышление (задания на сравнение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, выделение существенных признаков понятий, доказательство, обобщение, классификацию, конкретизацию и др.), речь (задания на проверку конкретных речевых навыков, умений использовать математическую терминологию) и др.

Большое значение имеют проблемные вопросы, заставляющие применять полученные знания в практической деятельности (какие факты можно доказать…; при наличии каких условий…; для каких целей…; как можно осуществить…; какие имеются возможности…; правомерность умозаключений и т.д.).

Приведем примеры заданий для устной проверки усвоения изученного из различных разделов школьного курса математики.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-1.jpg" alt=">Тема: Диагностика учебных достижений школьников ">

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-2.jpg" alt="> План. 1. Понятие диагностики учебных достижений школьников 2. Виды,"> План. 1. Понятие диагностики учебных достижений школьников 2. Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников. 3. Педагогические условия эффективности контроля.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-3.jpg" alt="> Установите различие в понятиях «диагностика» и «контроль» . Диагностика - это общий"> Установите различие в понятиях «диагностика» и «контроль» . Диагностика - это общий способ получения информации о протекании и результатах учебно- воспитательного процесса. Диагностика учебного процесса в последнее время имеет все большее значение в обучении школьников. В настоящее время основной упор делается не на сам контроль знаний, а на то, каковы общие результаты процесса обучения, на то, что надо сделать, чтобы повысить уровень обучаемости учеников. Диагностика позволяет не просто взглянуть на уровень процесса обучения, но и найти новые методы и приемы. чтобы улучшить сам процесс и облегчить понимание нового материала.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-4.jpg" alt="> Различие понятий «диагностика» и «контроль» Диагностика "> Различие понятий «диагностика» и «контроль» Диагностика Контроль Диагностика обучения Контроль направлен на направлена на то, чтобы установление результата выявить уровень обученности. потенциальных возможностей ученика, резервы его способностей. Объектом диагностики является Объектом контроля является совместный труд учителя и труд ученика, их общий результат. Диагностика рассматривает Констатирует результаты, не результат вместе с процессом: объясняя их происхождения. труд ученика она не отделяет от труда учителя; процесс учения школьника рассматривает вместе с его возможностями, способностями и склонностями.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-5.jpg" alt="> По сравнению с контролем знаний диагностика имеет более широкий смысл. Современная"> По сравнению с контролем знаний диагностика имеет более широкий смысл. Современная диагностика обучения прежде всего направлена на то, чтобы выявить уровень потенциальных возможностей ученика, резервы его способностей. Диагностика стремится понять, как можно повлиять на самовоспитание и сознание школьников, чтобы они сами стремились к повышению своих знаний и умений.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-6.jpg" alt="> Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет"> Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-7.jpg" alt="> Диагностирование включает в себя следующие компоненты: Диагностика контроль проверка оценивание"> Диагностирование включает в себя следующие компоненты: Диагностика контроль проверка оценивание накопление статистических данных их анализ (динамика, тенденции) прогнозирование дальнейшего развития событий

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-8.jpg" alt="> Функции диагностики: 1. Анализ процесса и результатов"> Функции диагностики: 1. Анализ процесса и результатов обучения и развития школьников (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др). 2. Анализ самого процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика. 3. Выявление и объяснение причин неудач и успехов. 4. Указание путей совершенствования процесса обучения.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-9.jpg" alt="> В основе диагностики лежат понятия обученность и обучаемость. Обученностью называют сам результат"> В основе диагностики лежат понятия обученность и обучаемость. Обученностью называют сам результат обучения, т. е. какие навыки и знания сумел постигнуть учащийся, какой у него запас знаний и насколько хорошо он обладает приемами и способами приобретения знаний, т. е. умеет ли он вообще учиться. Под обучаемостью понимают потенциальные возможности ученика в обучении, т. е. то, насколько он приспособлен к усвоению знаний. К потенциальным возможностям относятся индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, навыков и умений в процессе обучения.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-10.jpg" alt="> ОБУЧАЕМОСТЬ ОБЩАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ"> ОБУЧАЕМОСТЬ ОБЩАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ Способность усвоения любого учебного материала отдельных видов Указывает на то, что учебного материала каждый человек способен воспринять и изучить Характеризуется некоторое количество степенью одаренности к материала независимо от тем или иным видам того, каков вообще уровень деятельности его восприятия знаний (музыкальная, Характеризует степень художественная, общей одаренности математическая и др.) человека

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-11.jpg" alt=">В структуре обучаемости выделяют: потенциальные возможности обучаемого; продуктивность"> В структуре обучаемости выделяют: потенциальные возможности обучаемого; продуктивность учебной деятельности; обобщенность мышления; резервы развития; темп продвижения в обучении.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-12.jpg" alt=">Значение диагностики в том, что она способствует: выявлению знаний, умений каждого ученика;"> Значение диагностики в том, что она способствует: выявлению знаний, умений каждого ученика; своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников; раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала; повторению и систематизации изученного; установлению уровня готовности к усвоению нового материала; формированию умения много и напряженно работать; овладению приемами самоконтроля и самопроверки; стимулированию ответственности учеников; развитию навыков соревновательности.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-13.jpg" alt="> 2. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ: "> 2. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ: объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-14.jpg" alt="> Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском"> Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Объективность означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-15.jpg" alt="> Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования,"> Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, используются в тесной взаимосвязи, подчиняются одной цели. Принцип наглядности (гласности) заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Он требует оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-16.jpg" alt="> ВИДЫ КОНТРОЛЯ предварительный текущий итоговый рубежный рейтинговый ">

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-17.jpg" alt="> Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон"> Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося состояния его познавательной деятельности, индивидуального уровня каждого ученика.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-18.jpg" alt="> Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет"> Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-19.jpg" alt="> Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего,"> Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-20.jpg" alt="> Осуществляется текущий контроль посредством устного опроса: уплотненный, фронтальный и др. "> Осуществляется текущий контроль посредством устного опроса: уплотненный, фронтальный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6 -8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2 -3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-21.jpg" alt="> Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти"> Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). На этом этапе систематизируется и обобщается учебный материал. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню ФГОС.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-22.jpg" alt="> Оценка и отметка Под оценкой понимают процесс сравнения знаний,"> Оценка и отметка Под оценкой понимают процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые предписаны в учебной программе. Отметкой называют количественную меру оценки, которая обычно выражается в баллах.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-23.jpg" alt="> Критерии отметок Балл « 5» выставляется за такие знания, когда:"> Критерии отметок Балл « 5» выставляется за такие знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала, б) выделяет в нем главные положения, в) осмысленно применяет полученные знания на практике, г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно, д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-24.jpg" alt="> Балл « 4» ставится тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала,"> Балл « 4» ставится тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала, б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, в) умеет применять полученные знания на практике, г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, д) в письменных работах делает незначительные ошибки.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-25.jpg" alt="> Знания, оцениваемые на « 5» и « 4» ,"> Знания, оцениваемые на « 5» и « 4» , как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений. Балл « 3» выставляется за знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя, б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы, в) допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом « 3» , зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.

Src="https://present5.com/presentation/3/182952028_420268103.pdf-img/182952028_420268103.pdf-26.jpg" alt="> Балл « 2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления"> Балл « 2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. Балл « 1» выставляется за полное незнание учеником пройденного материала.

Для диагностики успешности обучения в школе разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов либо малоформализованные диагностические средства, которые может использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает американский психолог А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин и являются более объективным показателем обученности школьника, чем отметка. Последняя зачастую становится не только оценкой знаний учащегося, но и инструментом воздействия на него, может выражать отношение учителя к степени его дисциплинированности, организованности, особенностям поведения и т. д. Тесты достижений лишены этих недостатков, разумеется при условии грамотного их составлении и применения.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками учебным материалом, например, разделом математики стереометрия или курсом английского языка. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также будет сказываться, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития. Поэтому при диагностике способностей трудно найти однозначное объяснение высокой или низкой степени их развитости у школьника. Во-вторых, различие между тестами определяется целями их применения. Тесты способностей направлены главным образом на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора для индивида наиболее подходящей профессии или профиля обучения. Тесты же достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т. д., то есть диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов. Хотя нельзя отрицать того факта, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может неотразиться на дальнейшем процессе обучения. Указывая на разницу в обсуждаемых типах тестов, А. Анастази отмечает, что она наиболее выпукло выступает при оценке их валидности: Лучший способ оценить тесты способностей - это осуществить прогностическую критериально-ориентированную валидизацию, тогда как тесты достижений в основном оцениваются в терминах валидности по содержанию (А. Анастази, 1982, т.2, с. 37).

Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта. Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в формулировании конкретных заданий тестов того и другого типа. Например, тест достижений на материале истории определенного периода может содержать такие вопросы:

Заполни пропуски в предложениях:

Вторая мировая война началась в........................................................ году.

а) Польшу

б) Советский Союз

в) Францию

г) Венгрию.

В тесте же умственного развития вопросы с использованием понятий из истории будут иметь следующий вид:

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть.

а) товар б) город в) ярмарка г) натуральное хозяйство д) деньги

а) рабовладелец б) раб в) крестьянин г) рабочий д) ремесленник,

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях большинства тестов достижений. Однако, если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т. д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения (поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно). Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.

[Примечание редактора. Далее даются примеры того, как избежать буквальной зависимости успешности в тестах достижений от уровня развития механической памяти и основанного на ней поверхностно-ассоциативного мышления, как разрабатывать задания, требующие обнаружить понимание внутрипредметной логики, т. е. концептуальное освоение материала.]

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, в психологии разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков, требующихся школьнику на разных этапах обучения, таких как некоторые общие принципы решения математических задач, анализа литературных текстов и др. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, географическими картами, энциклопедиями и словарями. И, наконец, существуют тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т. д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать учитель. Психолог же обязан обеспечить соблюдение всех формальных процедур, требуемых для создания надежного и валидного инструмента, с помощью которого можно было бы осуществлять диагностику и проводить сопоставления по исследуемым качествам отдельных учащихся или их групп (классов, школ, регионов и т. д.)- То есть психолог должен выполнить роль методисту-тестолога.

Отдельные тесты достижений можно объединять в батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным школьным предметам. Как правило, тестовые батареи предназначены для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от класса к классу. Наряду с ними созданы батареи, которые позволяют получать такие данные. Это, например, тесты основных навыков (штата Айова) и успехов в обучении, тесты достижений и тесты учебных навыков Стэнфордского университета и др.

Рассмотрим в качестве примера Стэнфордский тест достижений (SAT), краткое описание которого приведено в книге А. Анастази (А. Анастази, 1982 г., т.2, с.42-43). Разработанный в 1923 г., он неоднократно перерабатывался, и последний вариант появился в 1973 г. Проведение всей батареи занимает 4-5 часов и осуществляется в несколько приемов- Некоторые блоки батареи могут использоваться самостоятельно, для оценки эффективности обучения по отдельным дисциплинам. Вот, например, какие субтесты входят в батарею SAT , предназначенную для детей 5 и 6-х классов (с середины 5-го до окончания 6-го):

1. Словарь: изучает словарный запас с помощью устного предъявления незавершенных предложений с просьбой к ребенку выбрать наиболее подходящее слово. Например, Человек, который большую часть времени находится в плохом настроении, называется: а) отшельник б) актер в) брюзга д) учащийся.

2.Понимание прочитанного: ребенка просят прочитать отрывок прозы или стихотворения и к каждому задают серию вопросов. Для того, чтобы дать правильные ответы, учащийся должен уметь выделить главную мысль отрывка, ключевые моменты текста, понимать его скрытый смысл, уметь делать выводы из прочитанного.

3.Навыки анализа слов: ученик должен произнести зрительно предъявляемые ему отдельные буквы и их сочетания, составить слова из слогов.

4. Математические понятия: изучает понимание математических терминов и систем обозначений и действий, например, дробей, множеств, процентов и т. д.

5. Математические вычисления: включает оценку умений действовать с числами (буквенные обозначения не используются).

6.Применение математики: содержит типичные арифметические задачи, задания на измерения и составление графиков и др.

7. Грамотность: нахождение неправильно написанных слов.

8. Язык: требуется правильно использовать прописные буквы, формы глаголов и местоимений, верно строить предложения, соблюдать правила пунктуации и т. д.

9.Социальные науки: требуется выполнение заданий на основе знаний из области истории, экономики, политики, социологии и др.

10. Естественные науки: задания выявляют знания некоторых методов и терминов из области физики и биологии.

11.Понимание прослушанного: требуется прослушать текст и ответить на ряд вопросов.

В 1973 году SAT был стандартизован на национальной выборке школьников с 1-го по 9-й классы.

Следует отметить, что в США тесты достижений получили очень широкое распространение и используются не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например, для определения уровня грамотности тех или иных слоев населения).

Что касается дошкольников, то наиболее актуальной задачей является определение готовности ребенка к обучению в школе. Здесь также широко могут использоваться тесты достижений (о других тестах, используемых в диагностике готовности к школе). Широкую известность в США приобрела батарея, которая называется национальным тестом готовности (MRT). С его помощью диагностируется уровень овладения некоторыми важными для дальнейшего обучения понятиями (языковыми и количественными), такими как умение выделять разные звуки, находить последовательность событий (в картинках). В других тестах диагностируется уровень осведомленности ребенка в окружающем мире, овладение языком и основами математических понятий, понимание на слух.

При составлении заданий теста достижений следует соблюдать ряд правил, которые позволяют создать надежный, сбалансированный инструмент оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.

Ключевые термины: умственное развитие, тесты интеллекта, тесты достижений, социально-психологический норматив, качественный анализ, компьютерные тесты, осведомленность, аналогии, обобщение, классификация, числовые ряды.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

Творческая разработка

«Диагностика достижений обучающихся в детском объединении»

Выполнил: Косова Анна Алексеевна, педагог дополнительного образования

МКУ «Детский дом «Ровесник»

Проверил:

Новокузнецк, 2016

Содержание

Введение.

Проверка результатов обучения – это констатация последствий учебно-познавательной деятельности учащихся без объяснения их происхождения. Диагностика – это выяснение условий и обстоятельств, в которых протекает процесс обучения; получение четкого представления о тех причинах, которые способствуют или препятствуют достижению намеченных результатов. Как видим, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл: она рассматривает результаты в тесной связи с путями и способами их достижения. Кроме традиционных контроля, проверки, оценки знаний и умений, диагностика включает их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития результатов учебной деятельности.

Актуальность темы. Концепция развития российского образования определяет учебно-воспитательный процесс в организациях дополнительного образования как целенаправленную деятельность по формированию у подрастающего поколения мотивации обучения, приобщению к общечеловеческим ценностям культуры и опыта предыдущих поколений. Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе может стать основой подготовки будущего специалиста любой дополнительной направленности. Этот подход может стать актуальным в воспитании человека, хорошо информированной личности, стремящейся к самосовершенствованию и активно участвующей в работе на благо общества.

Сегодняшний этап развития отечественной системы образования характеризуется интересными находками педагогов в решении проблемы «всестороннего изучения учащихся». Цель такого поиска, при самых разных вариантах предполагаемых решений, одна – помочь самоопределению ученика, пониманию им своей индивидуальности, сильных сторон своей личности.

При изучении учащихся педагогу дополнительного образования главный акцент целесообразно делать на мониторинг их учебных достижений (творческих успехов). Это делает образовательный процесс более эффективным, особенно в отношении самопознания учащихся, их саморазвития.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняется определением результативности обучения воспитанников, по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Целью работы является теоретическое исследование методики диагностики достижений обучающихся в детском объединении.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и научно обоснованные рекомендации по результативности диагностики достижений обучающихся в детском объединении способствуют успешной организации педагогической деятельности преподавателей в условиях модернизации дополнительного образования.

1. Диагностический подход, как важное условие в системе дополнительного образования.

В системе дополнительного образования осуществляется планомерная работа по внедрению новых моделей обучения и воспитания. Дополнительное образование создает необходимые условия для личного определения, реализует программы, направленные на повышение уровня грамотности специалиста, гражданина с активной жизненной позицией. Многофункциональность дополнительного учебного процесса включает в себя множество задач, в то же время их решение (разные по характеру, объему, степени важности) и, таким образом, получить результаты системы. Самый оптимальный способ улучшения качества образования - организация образовательного процесса в положительной динамике личностных достижений учащихся. Это можно увидеть в осуществлении образовательных мероприятий для дополнительных программ.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов образовательной среды, существующей в современном российском обществе. Это социальный спрос и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общественного и государственного образования, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности учащегося.

В соответствии с Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации", 2015 [Глава X] [Статья 75] "дополнительное образование детей и взрослых, направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, для удовлетворения своих индивидуальных потребностей в интеллектуальном, моральном и физическом совершенствовании, создавая культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также для выявления и поддержки детей, которые проявили выдающиеся способности. Дополнительные образовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей".

Наиболее оптимальным в системе образования, представляется подход, который учитывает сложные достижения учащихся в академических, личных и социальных сферах. Среди методов диагностики достижений учащихся преобладают формы экспертной оценки.

В качестве стандарта для педагогов дополнительного образования является учебная программа, согласованная на заседании МК и утверждается заместителем директора УВР, в которой содержится описание минимального уровня знаний и навыков в определенном направлении. Говоря о достижениях, и о текущих результатах, в области дополнительного образования можно выделить, по крайней мере, три группы параметров, по которым необходимо отслеживать эти достижения: личностные, социальные и образовательные.

Каждый параметр может быть приоритетом в зависимости от специфики программы .

2. Основные параметры достижений обучающихся в сфере дополнительного образования.

1 . Уровень усвоения содержания преподаваемого предмета.

Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.

Отследить уровень усвоения обучающимися содержания программы можно по следующим показателям: умение выполнить работу по образцу; умение анализировать; количество обучающихся, в полной степени освоивших программу; стабильность практических достижений обучающихся.

2 . Устойчивость интереса к предлагаемой деятельности и коллективу.

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода из коллектива. Показателями устойчивости интереса к деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость, положительные мотивы посещения занятий; осознание социальной значимости и нужности деятельности для себя.

3. Личностные достижения:

    Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции обучающегося в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения соответственно возрасту.

    Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и обучающимися, между членами коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе, в культуре поведения обучающихся.

    Приобщенность к культурным ценностям (мировым, российским, региональным).

    Уровень творческой активности обучающихся. При анализе степени проявления творческих способностей во внеурочной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого студента.

4. Уровень практической реализации достижений обучающихся

Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого воспитанника и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, деятельности, по количеству обучающихся, имеющих творческие достижения; удовлетворенность собственными достижениями, объективность самооценки .

Показатели творческих достижений, обучающихся:

Существование системы педагогической работы по демонстрации практических и творческих достижений обучающихся;

Точность и грамотность исполнения изделий, упражнений, творческих заданий, выявленные при соотнесении исполнения с существующими нормами, правилами в данном направлении;

Творческие традиции коллектива;

Имеющиеся награды, звания, гранты воспитанников;

Участие (систематичность участия) в различных творческих мероприятиях, соревнованиях и пр.

3.Диагностика личностных достижений, обучающихся

Диагностика личных достижений обучающихся – самый трудный аспект обучения.

Диагностика – в греческом языке «способность распознавать», то есть, методы обучения и принципы распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью прогнозирования возможных отклонений.

Цель диагностики – управление личностным ростом учащегося.

В процессе проведения диагностической работы, педагог выполняет следующие функции:

1. Психотерапевтическая: различные диагностические методики (рисование, карты, игры, викторины) нравятся детям и способствуют формированию позитивного отношения с людьми, свободному самоопределению;

2. Корректирующая: коррекция девиантного поведения, снятие эмоционального стресса, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

3. Развивающая: во время выполнения задач воспитанник получает возможность проявить себя творчески, личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности контролируются с помощью предиктивного, текущего и итогового диагноза учащихся.

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования команды) – это исследование отношений учащегося к отдельным видам деятельности, его достижения в этой области.

Цель – определение стартовых возможностей, а также индивидуальные особенности учащихся в начале тренировочного цикла.

Задания:

Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

Выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

Оценка дидактической и методической подготовки.

Методы:

Индивидуальные консультации;

Тестирование;

Наблюдение;

Анкетирование.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, как правило, в январе) – исследование динамики развития объективного содержания обучения, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживать динамику развития каждого ученика, коррекция образовательного процесса в направлении усиления функции развития.

Задания:

Оценка правильности выбора технологии и методологии;

Корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы промежуточных диагностических показателей, критериев оценки, разработанные преподавателями. Полученные результаты анализируются педагогом и методистом образовательной организации.

Окончательный диагноз (проводится в конце учебного года) - это проверка разработки учебных программ или фаз.

Цель – подвести итоги развития программы.

Задания:

Анализ результатов обучения;

Анализ действий учителя.

Методы окончательного диагноза:

Творческие задания;

Задачи управления;

Тестирование;

Выставка работ.

4. Основные методы педагогической диагностики.

Важным профессиональным качеством учителя является умелое использование различных диагностических методик личностного роста учащихся. Эти методы могут быть прямыми или косвенными: прямые методы включают опрос учащихся с помощью вопросников, индивидуального собеседования, тестов и т.д., косвенные методы включают наблюдение .

Основные педагогические методы диагностики:

1. Анкетирование.

Анкетирование как метод обучения диагностики широко используется в изучении и оценке учебного процесса. Для компиляции профилей необходимо знать возрастные особенности обучающихся, их субъективного опыта. Иногда проводится анонимный опрос, где учащиеся убеждены в том, что авторство каждого не будет выявлено, за ответы не нужно будет отвечать. Он предназначен для получения более объективных данных с помощью анкетирования.

2. Индивидуальный разговор.

Частный разговор с учеником включает в себя прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цель обучения. Лучше, если разговор осуществляется в качестве превентивной меры, а не после обнаружения проблемы в мотивации. Умело проведенная беседа с элементами постановки задачи имеет высокую диагностическую ценность. Для того, чтобы результат был более оптимальный, необходимо положить в структуру разговора комплекс диагностических задач и вопросов, рассмотреть формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

3. Тесты.

Тест – короткое стандартизированное испытание, в котором сделана попытка оценить конкретный процесс. Термин "тест" происходит от английского test – испытание, опыт.

Тестирование – наиболее подходящая технология измерения – наиболее эффективная в ситуациях массовой оценки достижений. Есть три этапа тестирования:

Выбора теста;

Его проведение;

Подсчет очков, а затем интерпретация результатов.

Создание плана тестирования:

Определение набора знаний и навыков, которые должны быть проверены с помощью теста;

Экспериментальная проверка.

Составляя тест, вам нужно определить форму представления заданий и ответов.

Испытания должны быть:

В относительно короткий срок, т.е., не требует затрат времени;

Однозначные, т.е. избежать произвольного толкования тестового задания;

Стандартные, т.е. подходят для широкого практического использования.

4. Наблюдение.

Наблюдение как метод оценки учебных достижений необходим для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

Это происходит в сочетании с воздействием на учащегося, с его образованием (в первую очередь фиксированный учебный ответ на различные образовательные эффекты);

Наблюдение осуществляется в определенной системе, основанной на ведущих педагогических задачах;

При установлении фактов необходима система, определенная последовательность в долгосрочной перспективе, потому что в одно время наблюдения могут быть случайными, что не отражают истинный уровень достижений учащихся;

Наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, что его устраивают.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение учащихся специальных знаний, навыков и умений, но и развитие личностных качеств учащихся. Поэтому желательно оценить результаты двух групп показателей:

1. личные достижения (выражения изменить личные качества учащегося под влиянием исследований в этой ассоциации, круг, секции);

2. научные достижения (сохранение знаний и навыков, полученных в процессе разработки дополнительных образовательных программ).

5. Формы представления результатов диагностики.

Как врач изучает историю пациента, и педагог должен вести историю развития обучающихся.

Существуют различные формы сбора и обобщения достижений учащихся:

Дневник педагогического наблюдения;

Диагностическая карта;

Рассмотрим некоторые из форм, используемых преподавателями дополнительного образования в своей практике.

Цветопись – наиболее распространенная форма, которая рекомендуется психологами, при работе с детьми.

Табель развития. Чаще всего используется для информирования родителей и включает в себя следующие разделы: количество пропущенных занятий, усердие при выполнении задач, успеваемости или отставания, недостатках воспитанника, требующих особого внимания.

Диаграмма и график успеваемости. На основе диагностических данных строится график, показывающий с помощью кривых и столбцов количественные показатели состояния чего-либо. Каждый столбик имитирует эффект одного фактора, сила (интенсивность) действий, которые в настоящее время отмечены точкой.

Интенсивность эффекта может быть оценена в процентах (100% - максимальное значение), используя пяти или даже трехбалльную шкалу - низкая, средняя, высокая.

Круговая диагностическая карта. Хорошая информативность обеспечивает круговая диаграмма диагностики. Это круг, разделенный по радиусам на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах отлаживаются критерии оценки - минимальный (низкий уровень) в центре, максимальный (высокий) по дуге окружности.

Круглые, приятные глазу профильные сигналы - все в порядке. Число диагностированных факторов определяются потребностями и возможностями.

Паспорт здоровья. В данной статье основное внимание уделяется работе всех преподавателей, чтобы внушить обучаемым интерес к своему здоровью. Основная задача такого паспорта – привести каждого человека к программе самосовершенствования.

Условия для диагностики:

Успех диагностики возможен при следующих условиях:

1. Четко определить цель установления диагностики.

2. В соответствии с объектами, чтобы определить диагностику.

3. В соответствии с выбранными объектами, чтобы выбрать систему конкретных методов.

4. Для того чтобы определить условия их использования для конкретного случая. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

5. Выберите направление анализа данных.

6. Изучить развитие всех воспитанников без исключения (желательно).

7. Проводить систематическую диагностику для каждого из параметров развития учащихся (в случае невозможности проведения диагностики, например, из-за болезни ребенка или по другим причинам, провести ее как можно скорее в как можно похожих условиях, в любом случае, не пропустить).

8. Изучение каждого ученика на протяжении всех лет его обучения (по желанию).

9. Изучить сложную личность воспитанника, чтобы охватить все основные аспекты его развития.

10. Определить реальные достижения учащегося на основе его возраста, генетической предрасположенности, условиях жизни и особенностей воспитания.

11. Примите во внимание, что результаты диагностики и возможности воспитанника могут не совпадать с диагностическим стандартом. Различные методы – лишь предварительная ориентация в уровне развития.

12. Оценивать результаты диагностики обучающегося, сравнивая их с результатами предыдущих диагностических тестов одного и того же ребенка, отслеживание характера и масштабов его прогресса в развитии. Оценивать усилия воспитанника в учебной деятельности и самосовершенствовании.

13. Если у детей, которые имеют тенденцию отставать, успехи в развитии не соответствует их возрасту по различным параметрам, необходимо определить индивидуальные особенности и определить оптимальные условия для развития каждого из них.

14. В ходе диагностики, определять не только текущий уровень развития конкретного индивида, но и рассмотреть возможность «зоны ближайшего развития».

15. Корректировать недостатки, опираясь на достоинства ребенка.

Заключение.

Контроль, или проверка результатов и повышает самооценку самого обучающегося. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов обучающихся достаточно четко определен, в детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.

Основные правила проведения диагностики:

Необходимо установить контакт между педагогом и студентом (обучающимися). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание.

Обследование проводится 15 – 30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

Следует принимать студента таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.

Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки.

Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.

Список литературы

1. Вердин С.В., Панченко А. Педагогический совет: нестандартные формы [Текст].-Х.: Издательская группа «Основа», 2013.- 176 с.

2. Ганжара Н. Педагогический коллектив как управленческая команда [Текст]// Директор школы.-2009.- № 29-30.

3. Громовой В. Как сделать «оранжевую» школу? [Текст]- М.: Издательский дом «Школьный мир», 2015. - 338 с.

4. Дзюба Т. Инновационные формы организации деятельности педагогического совета школы // школа [Текст].-2013.- № 9.

5. Зиновьева А. Педагогический совет: в поисках новых ориентиров // Директор школы. [Текст]- 2010.- № 14-15.

    Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2013, №4, с.21.

    Книга руководителя учебно-воспитательного заведения: Справочно-методическое издание [Текст]/ Сост. Б. Терещук, В.В. Скиба. - Изд. 2-е, дополненное. - Харьков: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2015.-138 с.

    Левина, С.А. Организация методической работы [Текст] / С.А. Левина, Ю.Н. Суслов. – Волгоград: 2012. – 126 с.

9. Педагогические советы.- Волгоград, [Текст] 2016.- Вып. 1.- 158 с.

10. Педагогический совет: технология подготовки и проведения [Текст]// Директор школы.- 2014. № 22-23.

http://do.gendocs.ru/docs/index-195175.html

Глава VI. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ

§ 1. Диагностика учебных достижений

Для диагностики успешности обучения в школе разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может использовать учитель, такие, как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает американский психолог А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности школьника, чем отметка. Последняя зачастую становится не только оценкой знаний учащегося, но и инструментом воздействия на него, может выражать отношение учителя к степени его дисциплинированности, организованности, особенностям поведения и т.д. Тесты достижений лишены этих недостатков, разумеется, при условии грамотного их составления и применения.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определёнными рамками учебным материалом, например разделом математики "Стереометрия" или курсом английского языка. На формирование способностей (например, пространственных) обучение также будет оказывать влияние, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития. Поэтому при диагностике способностей трудно найти однозначное объяснение высокой или низкой степени их развитости у школьника. Во-вторых, различие между тестами определяется целями их применения. Тесты способностей направлены главным образом на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора для индивида наиболее подходящей профессии или профиля обучения. Тесты же достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями, с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов, т.е. диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов. Хотя нельзя отрицать того факта, что тесты достижений также могут в определённой степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения. Указывая на разницу в обсуждаемых типах тестов, А. Анастази отмечает, что она наиболее выпукло выступает при оценке их валидности: "Лучший способ оценить тесты способностей — это осуществить прогностическую критериально-ориентированную валидизацию, тогда как тесты достижений в основном оцениваются в терминах валидности по содержанию" (А. Анастази, 1982. Т. 2. С. 37).

Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта. Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в формулировании конкретных заданий тестов того и другого типа. Например, тест достижений на материале истории определенного периода может содержать такие вопросы:

Заполни пропуски в предложениях:

Вторая мировая война началась в... году, а) 1945; б) 1941; в) 1939; г) 1935.

В тесте же умственного развития вопросы с использованием понятий из истории будут иметь следующий вид:

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть, а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги, а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки, то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения (поскольку для их выполнения только хорошей памяти недостаточно) Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, в психологии разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков, требующихся школьнику на разных этапах обучения, таких, как некоторые общие принципы решения математических задач, анализа литературных текстов и др. Ещё более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например навыки работы с учебником, математическими таблицами, географическими картами, энциклопедиями и словарями. И наконец, существуют тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать учитель. Психолог же обязан обеспечить соблюдение всех формальных процедур, требуемых для создания надёжного и валидного инструмента, с помощью которого можно было бы осуществлять диагностику и проводить сопоставления по исследуемым качествам отдельных учащихся или их групп (классов, школ, регионов и т.д.).

Отдельные тесты достижений можно объединять в батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным школьным предметам. Как правило, тестовые батареи предназначены для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от класса к классу. Наряду с ними созданы батареи, которые позволяют получать такие данные. Это, например, тесты основных навыков (штата Айова) и успехов в обучении, тесты достижений и тесты учебных навыков Стэнфордского университета и др.

Рассмотрим в качестве примера Стэнфордский тест достижений (SAT), краткое описание которого приведено в книге А. Анастази (1982. Т. 2.). Разработанный в 1923 г., он неоднократно перерабатывался.

Блоки батареи могут использоваться самостоятельно для определения эффективности обучения по отдельным дисциплинам. Вот, например, какие субтесты входят в батарею SAT, предназначенную для детей 5 и 6 классов (с середины 5-го до окончания 6-го).

1. Словарь: изучает словарный запас с помощью устного предъявления незавершенных предложений с просьбой к ребенку выбрать из данных на выбор наиболее подходящее слово. Например: человек, который большую часть времени находится в плохом настроении, называется:

а) отшельник; б) актер; в) брюзга; д) учащийся.

2. Понимание прочитанного: ребёнка просят прочитать отрывок из прозы или стихотворения и к каждому задают серию вопросов. Для того чтобы дать правильные ответы, учащийся должен уметь выделять главную мысль отрывка, ключевые моменты текста, понимать его скрытый смысл, уметь делать выводы из прочитанного.

3. Навыки анализа слов: ученик должен произнести зрительно предъявляемые ему отдельные буквы и их сочетания, составить слова из слогов.

4. Математические понятия: изучает понимание математических терминов и систем обозначений и действий, например дробей, множеств, процентов и т д

5. Математические вычисления: включает оценку умений действовать с числами (буквенные обозначения не используются).

6. Применение математики: содержит типичные арифметические задачи, задания на измерения и составление графиков и др.

7. Грамотность: нахождение неправильно написанных слов.

8. Язык: требуется правильно использовать прописные буквы, формы глаголов и местоимений, верно строить предложения, соблюдать правила пунктуации и т.д.

9. Социальные науки: требуется выполнение заданий на основе знаний из области истории, экономики, политики, социологии и др.

10. Естественные науки: содержит задания, выявляющие знание некоторых методов

и терминов из области физики и биологии.

11. Понимание прослушанного: требуется прослушать текст и ответить на ряд вопросов.

В 1973 г. SAT был стандартизирован на национальной выборке школьников с 1 по 9 классы.

В США тесты достижений получили очень широкое распространение и используются не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например, для определения уровня грамотности тех или иных слоев населения).

Что касается дошкольников, то наиболее актуальной задачей является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Готовность к школе обычно определяется по ряду параметров - по уровню овладения знаниями, развитию некоторых способностей, сформированности учебной мотивации, выраженности произвольности и др. Учитывается и сенсомоторное развитие дошкольника, его физическое, умственное развитие, умение выполнять указания взрослого. Широкую известность в США приобрёла батарея, которая называется национальным тестом готовности (MRT). С его помощью диагностируется уровень овладения некоторыми важными для дальнейшего обучения понятиями (языковыми и количественными), такими, как умение выделять разные звуки, находить последовательность событий (в картинках).

В других тестах диагностируется уровень осведомленности ребёнка в окружающем мире, овладение языком и основами математических понятий, понимание на слух. Некоторые психологи указывают на недостаточность изучения в основном интеллектуальной сферы и призывают больше внимания уделять изучению особенностей поведения ребёнка.

Достаточно популярными в нашей стране являются тесты школьной зрелости Я. Йирасека и программа диагностики психологической готовности к школе, предложенная Н.И. Гуткиной (Н. И. Гуткина, 1993).

При составлении заданий теста достижений следует соблюдать ряд правил, которые позволят создать надёжный, сбалансированный инструмент оценки успешности овладения определёнными учебными дисциплинами или их разделами. Так, например, необходимо проанализировать содержание заданий с позиций равной представленное™ в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т д. Тест не должен быть перегружен второстепенными терминами, несущественными деталями и не должен делать упор на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы чётко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся однозначно понимали смысл вопроса. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать и наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений: "да"— "нет", "верно"—"неверно". Часто при составлении заданий в нем делаются пропуски, которые должен заполнить испытуемый, выбирая из представленного набора ответов верный (выше мы приводили пример задания из теста достижений с такой формой ответов). Обычно на выбор предлагается 4—5 вариантов ответа. Как и любой тест, этот вид должен удовлетворять всем необходимым критериям, обладать высокой надёжностью и удовлетворительной валидностью.