История 

Ей посвящают души прекрасные порывы. "исчезли юные забавы" полемика вокруг одного стихотворения. «К Чаадаеву» Александр Пушкин

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципального района Янаульский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа села Вояды

(сочинение)

«Мой друг, отчизне посвятим,

Души прекрасные порывы»

Выполнил: ученик 8 класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Основной общеобразовательной

Школы села Вояды

Габдрахимов Булат

Руководитель: учитель

Русского языка и литературы

Хаертдинова Айгуль Азатовна

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Так писал замечательный поэт А. С. Пушкин. И я абсолютно уверена, что человек может быть по-настоящему, полностью счастлив только на своей родине, в том краю, где он родился и вырос, где живут его родные и близкие, его друзья.

Ведь что для человека является самым дорогим? Конечно же, это родители, дети, семья. Но эта трепетная любовь, чувство искренней привязанности к ним и выражается в слове "отчизна" - земля отцов, родная земля. За свою отчизну во все времена честные и благородные люди не колеблясь готовы были отдать жизнь. Потому что сознание того, что от твоих поступков зависит судьба родины, способно сделать храбрым, смелым и решительным даже самого неуверенного и робкого человека.

Чувство любви к родной земле закладывается даже не в детстве - оно дано нам от рождения, впитано с молоком матери. Если мы искренне любим свою родину, то она отвечает нам тем же: родные места вселяют радость и успокоение в наши души, придают уверенность, вдохновляют на великие дела. М. В. Ломоносов писал:

Крепит отечества любовь

Сынов российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

В родном краю все кажется более красивым, чистым. Именно родная природа дарит нам самые светлые чувства, позволяет полной грудью вдыхать аромат дорогих с детства садов, полей, лесов; любоваться разливами рек, которые нигде больше не могут быть прозрачней, глубже, шире наслаждаться неповторимой синевой и чистотой небесных далей. Солнце на родине - самое яркое, снег зимой - самый ослепительно-белый, весенний дождь - самый теплый. И кажется, только в родном: краю можно увидеть разноцветную радугу.

Но глубокой любви к родине не может испытывать человек, черствый душой, равнодушный к окружающим его людям. Любить свою страну - значит, любить ее народ, и более того, любить все человечество. Именно народу посвятили жизнь многие великие люди, настоящие сыны своего отечества. Так, поэт Муса Джалиль писал в своих строках:

Дал клятву я: жизнь посвятить народу,

Стране своей - отчизне всех отчизн.

Если бы люди во всех странах могли искренне любить все человечество, не было бы войн, навсегда установился бы мир на земле, каждая страна стала бы более счастливой. И в создании этого счастья ощущалось бы участие каждого человека.

Любой умный и благодарный человек глубоко осознает свою кровную связь с предками, а значит, связь с отечеством. Как отзываются в наших душах судьбы отцов и матерей, как не может нам быть безразлично горе наших родных, так не может настоящий человек быть безразличен к судьбе своей страны. Ведь он ощущает себя ее частичкой, чувствует на себе все ее тяготы и победы, вместе с ней переживает ее радости и печали. И старается сделать все от него зависящее для ее счастья.

Где бы мы ни находились, куда бы ни заносила нас судьба, мыслями мы непременно снова и снова возвращаемся на родину, с радостью воспринимаем любую добрую весть о своей стране, печалимся ее неудачами. И не важно, чем мы занимаемся, какую профессию выбираем делом своей жизни - всеми своими поступками и делами мы служим отчизне.

Кавалергарда век недолог
И потому так сладок он.
Труба трубит, откинут полог,
И где-то слышен сабель звон.
Еще рокочет голос трубный,
И командир уже в седле.
Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле…

1825-ый год… 14 декабря… Санкт-Петербург… Сенатская площадь… Этот день и это место стали ключевыми и поворотными в Российской истории. Потому что ни до, ни после этого не было такого беспрецедентного сплочения русского дворянства в борьбе против самодержавной власти и установления демократических прав. Этот день расколол общество на две части: тех, кто пострадал за свои идеалы, и тех, кто осуждал их.

Судьбы людей, посмевших смело высказать свое отрицательное отношение к власти, -драматичны и трагичны. Пятеро из них казнены. Кто-то на долгие годы заточён в сырые казематы Петропавловки, а остальные в кандалах сосланы в Сибирь, лишены дворянского звания, всех титулов и наград, заслуженных в боях за Родину. Лишены на долгие-долгие годы возможности общаться с близкими людьми, видеть как растут их дети…

Гражданская позиция декабристов- достойна уважения, а их участь вызывает сопереживание, горесть и восхищение их мужеством.

И когда мужчины- декабристы приняли страшную кару за свое стремление к идеалам, их жены преподали урок всему миру — урок Любви и Верности. Ни разу (подчеркну — ни разу!) в мировой истории не было явления, подобного этому. Россия поразила все. Мир ахнул, узнав об этой истории. Декабристы показали пример верности идеалам, благородства помыслов, истинной дружбы. Их подвиг встряхнул политическую Россию и Европу. А подвиг их жён окрасил политику
иными красками. Он не только высветил истинное лицо самодержца Николая I, отнимающего детей у их матерей, но и придал всей этой истории романтический человечный облик, воспел Любовь и Преданность, показал всему миру Красоту Русской Женщины! Ни в одной стране мира такого не было, нет и вряд ли когда будет…

Кто же они, женщины-декабристки?

Девушки, выросшие и воспитанные в лучших классических дворянских традициях, и девушки из простых сословий…

Дочери, сёстры и жены героев, стоявших насмерть на Бородинском поле, гнавших французов с родных земель, защитивших Родину от Наполеона…

Утончённые, привыкшие к прислуге, балам, блеску бриллиантов, и в большинстве своем за всю свою жизнь ничего тяжелее вышивальной иголки в руках не державшие, не умеющие ни стирать, ни готовить, ни вести хозяйство в-целом…

Нашедшие свою половинку по взаимной любви и вышедшие замух по велению родителей, не испытывая при этом к супругу ничего, кроме уважения…

Ставшие матерями и являющиеся примером для своих детей…

Исконно русские и приехавшие в нашу страну иностранки, нашедшие здесь свою любовь и свою судьбу…

Робкие молчаливые скромницы и бойкие веселые хохотушки…

Умницы и красавицы…

Задумчивые тихони и энергичные пробивные дамы…

Вот такие они- все разные, непохожие, с разными взглядами на жизнь и на своё место в этой жизни…

Объединило их одно- их Любовь! Их стремление быть рядом с любимым человеком в тяжелейшее для него время…

Они, как тигрицы, бросились на защиту своих поверженных мужей. А когда все тропки в кабинеты чиновников и в царские апартаменты были истоптаны безрезультатно, они нашли другой путь поддержать своих мужей.

Презрев все титулы и звания, не слушая родителей, призывающих одуматься, декабристки кинулись вслед за мужьями в Сибирь. И мы знаем, чего им это стоило, какие жертвы были ими принесены.

На станциях, где приходилось останавливаться, у них отобрали практически все ценные вещи по ходу долгого путешествия: забрали кареты, драгоценности, деньги. Они смирились с унижением, хамством и тупостью. Некоторых из них прокляли родители. Они стойко выдержали суровые сибирские морозы, испытание голодом и опять же постоянными разлуками со своими любимыми. Многим из них разрешали встречу с супругом раз в месяц, а то и реже… И они жили там неподалеку от рудников, считая дни от встречи до встречи месяц за месяцем, год за годом… И самое страшное- у них отняли детей.

И всё во имя того, что зовётся Любовью!

И в итоге они победили! Каждая из них стала для своего мужа той путеводной звездочкой, которая освещает путь Мужчины, дает смысл его жизни. Декабристки всей своей жизнью доказали всему миру, при этом, по сути дела, не стремясь никому ничего доказывать, что слова «Любовь», «Честь, «Достоинство», «Верность» — не пустой звук!

Об этом фильме нельзя забывать, ибо он повествует зрителю о великом подвиге во имя Любви! Об этом нужно говорить и помнить, дабы не превратиться в Иванов, не помнящих родства.

Фильм «Звезда пленительного счастья» — единственный в своем роде. Ни одного другого фильма на эту тему до сих пор так и не снято. Хотя тема, на мой взгляд, безгранична и прекрасна!

Меня просто поражает, насколько в нашей стране быстро забыли своих героев!
Почему англичане, французы, американцы помнят великие моменты своей истории и чтят людей, кто их творил? И мы с вами смотрим эти фильмы и восхищаемся…
Почему же у нас забыли про декабристов? За что?
Почему западные режиссеры хватаются за любую мало-мальски необычную историю в попытках выжать из неё всё и худо-бедно создать нетленку?
Почему наш кинематограф игнорирует такой великолепный огромный пласт родной истории? Ведь если вложить в проект достаточно средств и создать хороший сценарий, это мог бы получиться шедевр мирового масштаба наравне с «Унесенными ветром»!
Почему наши корифеи Никита Михалков, Святослав Говорухин и др., везде и всегда позиционирующие себя как патриоты, не обращаются к этой теме?
Почему Михалков берется за бредового «Цирюльника», высосанного из пальца, вбухивает туда кучу денег и на выходе получает нечто невразумительное, пытающееся раскрыть западу загадочную русскую душу? Вот же где она, эта самая загадка, эта самая душа! И не надо ничего придумывать, все истории реальны, все судьбы описаны и в мемуарах, и в письмах, и в дневниках…
Почему нашим «гениям» интереснее снять очередной бандитский сериал, чем рассказать достойную историю о пяти погибших на Кронверкском валу?
Почему надо закупать никчемные латино-американские сопливые сериалы, вместо того, чтобы показать всем историю наших людей и их невыдуманную великую Любовь???

Простите, что я позволила себе отступить от темы, но наболело… Обидно и горько за страну…

Вернемся к фильму…

«Звезда пленительного счастья», на мой взгляд, — великолепный образец того, каким должен быть фильм о благородстве и любви, о мужестве и достоинстве, о верности и чести!

Мы видим на экране созвездие наших великих любимых актеров — Баталов, Ливанов, Янковский, Стриженов, Смоктуновский, Костолевский, Пороховщиков, Даль, Н. Бондарчук, Купченко, Панкова… Одни имена чего стоят! И, поверьте, фильм достойнейшим образом показывает зрителю их талант и мощную настоящую игру!

Чего стоит образ Николая I, злобного истерика, мстящего не столько за попытку надругаться над самодержавием, сколько из личной ненависти к людям, говорящим о свободе и совести… Мстящего изысканно и жестоко, даже женщинам, посмевшим пойти поперек его воли. Игра Василия Ливанова потрясает до мурашек! Куда вдруг пропал голос любимых всеми Холмса и Карлсона? Откуда вдруг возник противный и мерзкий крик, срывающийся на визгливую истерику? Это же надо так сыграть! Это же надо прочувствовать свой персонаж каждой клеточкой, чтобы выдать такое!

А как великолепен Алексей Баталов в роли князя Трубецкого! Достойнейшая роль! Красивая, благородная личность… Человек, запутавшийся в своем стремлении найти свой идеал. Один из руководителей Северного общества, князь Трубецкой не явился на Сенатскую площадь, отчего прослыл предателем в глазах своих товарищей и изменником в глазах императора. Сложная личность, офицер, любящий муж… Баталов раскрыл образ героя великолепно. Никого другого, кроме Баталова, я в этой роли не представляю.

А какой восхитительный образ воплотил на экране Игорь Костолевский! Юный кавалергард Иван Анненков, благородный юноша из старинного дворянского рода, пошедший наперекор воли своей суровой и властной, самодурной и сумасбродной, но при этом горячо любящей, бабушки (шикарно сыгранной Татьяной панковой!). Юный Анненков влюбился не в ту девушку, которую хотела бы видеть рядом с внуком бабушка. Он влюбился во француженку-модистку Полину Гебль, девушку, что называется «без роду, без племени». Он встал в ряды своих товарищей на Сенатской в то злосчастное утро 14 декабря… Всем этим он разочаровал, расстроил бабушку и «опозорил» род Анненковых. История любви Анненкова и его возлюбленной мадемуазель Поли режиссер владимир Мотыль расскрывает нам на протяжении всего фильма…

Один из самых моих любимых эпизодов в фильме, когда Поли едет в коляске, а Анненков догоняет ее, верхом на лошади, сам в белой форме, прекрасный и влюбленный, он осыпает девушку полевыми цветами, ярко сияет солнце, они счастливы и беззаботны в тот момент, звучит чудная музыка, и, кажется, их счастье будет вечным… Но судьба распорядится иначе.

Эта девушка, Поли Гебль, помчалась за возлюбленным на край света, даже не будучи замужем за ним. И это ведь реальная история, а не выдумки! Актриса, воплотившая образ Поли — Эва Шикульска, прекрасна! Ее Полина мила, кокетлива, как все красавицы, и отважна, как все любящие женщины!

Великий образец супружеской верности показан нам на примере истории взаимоотношений Марии Волконской, в девичестве Раевской, дочери боевого генерала Раевского, командовавшего артиллерийской батареей при Бородине. Она вышла замуж за князя Волконского (великолепный Олег Стриженов), который был намного старше ее, он был другом ее отца. Мария Волконская стала прообразом Татьяны Лариной в бессмертном «Евгении Онегине». «Но я другому отдана и буду век ему верна.» Эти строки Пушкин писал, вспоминая Марию… Она одна из первых отправилась к своему мужу, именно она привезла в Сибирь знаменитое Пушкинское послание декабристам «Во глубине сибирских руд…» Наталья Бондарчук справилась со своей ролью на отлично! Вспоминаю эпизод, когда Мария, перенеся все тяготы путешествия, наконец-то встречается со своим мужем в руднике, она видит его, прикованного кандалами, изможденного, измученного, кидается к нему на шею… Когда я это вижу, в горле стоит комок, а на глазах слезы. Это один из самых сильных эпизодов в фильме!

Так почему же сейчас упоминание о подвиге декабристок всё чаще в людях вызывает недоверчивую усмешку, это в лучшем случае, а в худшем- совсем нездоровый скепсис и издевательства на заданную тему?
Неужели мы все стали такими отъявленными циниками???
Не хочу и не могу поверить в то, что большинство людей- такие!
Не хочу и не могу поверить в то, что люди, хоть раз в жизни посмотревшие этот фильм, не были потрясены этой великой драматической историей, включающей в себя и историю исканий и любви князя Трубецкого и его супруги;
и пронзительную чистую историю любви Анненкова и Полины Гебль;
и трагическую историю князя и Марии Волконских, потерявших сына;
и истории сотен благородных и красивых людей…

Ваши имена на века выбиты золотыми буквами в мировой истории. Вас именуют ДЕКАБРИСТАМИ и ДЕКАБРИСТКАМИ. И мы Вас помним!

Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья!
Россия вспрянет ото сна,
И на осколках самовластья
Напишут ВАШИ имена!

Александр Сергеевич Пушкин - величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями.
Александра Сергеевича Пушкина волновала тема свободы, его отчизны, судьба России, ее история. Это он подчеркивает в своих воспоминаниях о Царском Селе. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”:
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Это стихотворение было написано в 1817 году. К его написанию, возможно, Пушкина подтолкнуло произведение Карамзина “История государства Российского”. В данных произведениях перекликаются темы оды “Вольность”. За такие стихи в 1820 году А.С. Пушкин был сослан в ссылку. Он не поддерживал крепостное право и боролся против самодержавия.
Восстание 1825 года изменило жизнь Александра Сергеевича. Он переживал за своих друзей. Но в то же время был огорчен тем, что не мог принимать участия в восстании. Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”. Точная дата его написания остается под вопросом, но относят его к 1818 году. Можно сказать, что это стихотворение переполнено чувствами автора, его переживаниями. Общаясь с такими людьми, как Чаадаев, Пушкин рос настоящим патриотом своей страны:
...Товарищ, верь: взойдет она,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут каши имена!
У Пушкина появлялось все больше вольнодумства, свободомыслия.
По причине ссылки Пушкин не мог связаться с друзьями. Он не видел их и не переписывался. Но как-то он пишет письмо И.И. Пущину. В этом послании Александр Сергеевич пытается всячески поддержать Пущина, напоминает о лицейских годах:
...Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
К декабристам Пушкин обращает и свое послание в лицейскую годовщину “19 октября 1827 года”:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачной пропасти земли!
Не забывает о них Пушкин и в своем известном произведении “Евгений Онегин”.
В повести “Пиковая дама” Александр Пушкин описывает жизнь Петербурга того времени, его общества.
Лирика Пушкина вобрала в себя, пожалуй, самые напряженные моменты его жизни. Но также отражались в ней и сладостные минуты. Можно утверждать, что значительную часть своих стихов он посвящает отчизне. Пушкин представлял ее свободной страной.
Лирика Пушкина будет актуальна всегда. В годы его жизни она имела большой успех, так и сегодня мы с восхищением читаем его стихи. Пушкин создал бессмертную литературу. С ней вместе будут жить еще много поколений...

Именно Пушкин показал, что поэзия заключается не только в рифме. Поэзия рождается из наблюдений и переживаний поэта. В его творчестве находят свое отражение все явления окружающей жизни. Источником его вдохновения стала сама жизнь во всей ее повседневности. Тема свободы и вольности является одной из главных тем в лирике А.С. Пушкина. Для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной точкой отсчета. Начиная с “Лициния”, поэт посвящает свои лучшие произведения свободе.
В разные периоды своего творчества поэт по-разному объясняет понятие свободы, понимает значение ее в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают понять и раскрыть следующие стихотворения: “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Во глубине сибирских руд...”, “Деревня”.
После окончания лицея Пушкин пишет оду “Вольность”. Вольнолюбивая атмосфера лицея оказала на него огромное влияние. Стихотворение было написано в 1817 году. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок...
Главная мысль этого стихотворения заключается в том, что закон должен быть превыше всего, а власть должна подчиняться ему. Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. В этот период Пушкину были близки по взглядам и убеждениям будущие декабристы, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных людей бороться за свободу. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает властителей, но и касается самого Александра I. В стихотворении присутствует много противоречий, но оно является одним из главных произведений, которое раскрывает тему свободы. Оно призывает и к борьбе, и призыв этот обращен к угнетенным:
...Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Стихотворение “Узник” было написано в 1822 году. Это одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Пушкин рассказывает о себе как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в темнице:
Сижу за решеткой в темнице сырой...
Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение.
Следующее не менее яркое произведение - послание “К Чаадаеву”. Он дружил с Чаадаевым - совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. “Ты был целителем моих душевных сил”, - сказал о нем поэт. Пушкин и Чаадаев мечтали об освобождении России от гнета самодержавия. Но Чаадаев не был уверен в скором осуществлении их надежд. В этом стихотворении продолжается тема свободы и вольности:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Декабристы широко использовали послание в революционных листах. В конце этого стихотворения Пушкин высказывает свои лучшие надежды на светлое будущее:
...взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна...
Любовь к Родине у Пушкина неразрывно связана с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. По-новому звучит тема свободы в лирике Пушкина после событий 14 декабря 1825 года. Многие из друзей поэта были на Сенатской площади в день восстания, посвятили себя служению Родине. В своем стихотворении “Во глубине сибирских руд...” он обращается именно к этим чудесным и смелым людям.
Тесная дружба связала его с декабристами Пущиным и Рылеевым. Он пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение. Пушкин тяжело переживал разлуку с товарищами. Друзьям были посвящены стихи “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд...” и многие другие.
Поэт не менял свои взгляды, желаемой свободы не чувствовал, сильно тосковал по друзьям-декабристам. Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах их жен в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них было послание Пущину и послание в Сибирь, “Дум высокое стремленье” - думы о свободе, о счастье народа. Пушкин верит: “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни. Найдутся люди, которые будут продолжать их борьбу за свободу. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский:
_ Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя.
Стихотворение “Деревня” было написано в 1819 году. Оно состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой и вдохновение. Но вторая часть совершенно иного характера. Она полностью противоречит первой. В этой части Пушкин разоблачает жестокое крепостничество.
Пушкин предугадал проблемы следующих веков. Это был настоящий поэт, пробуждающий добрые чувства в душах людей. Пушкин победил время и пространство. Он был непризнанным гением. Его эпоха все дальше от нас, а его произведения по-прежнему актуальны. И, по-моему, сегодня особенно необходимо всем читать книги этого бессмертного творца, чтобы воспитать в себе настоящего человека.

Писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе.
В.Г. Белинский
Пушкин - один из первых русских поэтов, который стал задумываться о необходимости не только формального освобождения народа, но и его духовного раскрепощения. Нам дорог Пушкин, драматург и прозаик, поэт и просто “русский мещанин”. Его стихи и поэмы, письма и драмы - большой и нужный учебник. Но предмета, которому он посвящен, нет в аттестате зрелости как такового: слишком сложно для школьной программы. Сложно потому, что учит Поэт быть Человеком, а этот курс рассчитан на всю жизнь.
Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта - жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Он считает, что именно в этом и состоит его дар как поэта и гражданина перед Родиной. Об этом он пишет в стихотворении “К Чаадаеву” (1818 год), которое превращается из дружеского послания в политическое:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Поэт делится с другом и единомышленником, соратником по борьбе своими мыслями. Он говорит о разочаровании в “тихих, мирных” идеях романтизма и обретении нового идеала “вольности святой”, которая обязательно наступит. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В стихотворении “К Чаадаеву” сочетаются революционный дух и пламенный патриотизм. В нем выражается оптимистическое настроение. Пушкин хочет, чтобы его жизнь, его стихи приносили пользу родине. Он готов направить все свои силы на обновление России. Поэт против царизма, называя его “самовластьем”. Он абсолютно уверен, что самодержавие падет, что справедливость восторжествует.
Помимо общих вольнолюбивых идей, ода “Вольность” содержала также прямые политические намеки на события недавнего прошлого. В стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени - Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы на троне восседал справедливый, гуманный, мудрый правитель. Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: “Владыки! вам венец и трон дает Закон - а не природа...”. Монархия - власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать закон: “Стоите выше вы народа, но вечный выше вас Закон”. Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит человек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает “тиранов мира”, которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны. Слова:
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу -
не без основания относились к Павлу I и его ближайшим потомкам, о гибели которых говорит поэт. Ода “Вольность” представляет собой образец гражданской лирики. Поэт использует здесь традиции классицизма, но развивает их в революционно-декабристском направлении.
В пушкинские времена в деревне господствовало крепостничество. О нем Пушкин часто писал в своих стихах. В 1819 году он гостил в имении родителей - Михайловском. Там поэт прожил некоторое время, познакомился с деревенским бытом, столкнулся с проявлениями крепостнических отношений. Под впечатлением поездки поэт написал стихотворение “Деревня”. Пушкин выступает здесь непримиримым противником крепостного права, “другом свободы”. Стихотворение начинается с картины деревенской природы. Поэт любит природу больше, чем “пиры” и “забавы”, ему дороже “мирный шум дубрав” и “тишина полей”. Но на фоне природы поэт видит социальное неравенство, разделение людей на “бар” и “рабов”. Пушкин видит, что закон попирается не только в Петербурге и Москве, а во всей России: “Здесь барство дикое, без чувства, без закона”. Но, развернув описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Пушкин возмущен порядками, установившимися в деревне. Ценящий больше всего свободу, поэт не может смириться с попирающим права народа на свободу крепостным правом. Но в последних строках Пушкин выражает надежду, что царь все-таки внемлет призывам поэта и вернет “земледельцам” свободу.
Читая Пушкина, размышляя над его творением, мы становимся мудрее, чище, светлее, добрее, а душа наша очищается от рабских оков повседневности иобретает крылья. Пушкин первым в русской литературе возвел свободу в ранг единственной человеческой потребности, едва ли не единственным осмелился отдать ей свою жизнь, не получая практически ничего взамен...

Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени.
А Вяземский
Свобода - ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа и его судьбы, звучит во многих стихотворениях и произведениях Пушкина. Тема свободы занимала одно из главных мест в его творчестве.
В юношеские годы Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву” (1818 год) и посвящает его своему другу, который оказал на него огромное влияние. Беседы с Чаадаевым возвышали Пушкина, возбуждали в нем патриотические чувства. В своем горячем юношеском послании поэт, говоря о страстном желании увидеть
родину свободной, сравнивает эту мечту с чувством страстного любовника:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья...
Поэта соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и единомыслия еще со времен учебы Пушкина в Царскосельском лицее. В эти же годы у них начинает формироваться чувство настоящей любви к своему отечеству. Подтверждение этому - строки из стихотворения:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Заключительные строки данного лирического произведения звучат так, словно призывают к подвигу, который каждый понимал как революцию, как действие. Этими строками Пушкин еще раз напоминает о том, что лучшее время жизни, самую сильную и самоотверженную пору надо посвятить отчизне. Таким образом, стихотворение А.С. Пушкина “К Чаадаеву” стало своеобразным посланием для последующих поколений.
Такое же настроение носят и другие лирические произведения Пушкина. Например, “Лицинию” (1815 год), (“Вольность” (1817 год). В них лирический герой так страстно провозглашал идеи свободы и справедливости, освобождения от самовластия, призывал посвятить себя отчизне. Как мы видим, лирический герой преддекабристской лирики гневно обличал самодержавие, крепостное право. В то же время он еще был полон веры самого поэта в возможность истинного счастья, обусловленного свободой русского народа.
Декабристское восстание и его печальный исход не убили в лирическом герое той страсти к свободе, какая была в нем до этих дней. По-прежнему, какой бы стороны жизни ни касались стихотворения поэта, они так или иначе связаны с идеей свободы. Но теперь лирический герой - это человек, переживающий и сочувствующий своим друзьям, которые за участие в восстании были сосланы в Сибирь. Несмотря на это, герой лирических произведений Пушкина остается верным декабристским идеалам и призывает своих современников хранить верность идеям декабристов. Особенно ярко выражены эти мысли в послании в Сибирь (1827 год), где лирический герой страстно сочувствует декабристам и желает отдать им все свои душевные силы, часть своего сердца, чтобы только облегчить их страдания. Эти чувства мы слышим в строках данного стихотворения:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Также мы видим, что оптимистическое настроение поэта не пропало, а стало еще большим. Вселяя надежду о светлом будущем России в сердца своих друзей-декабристов, он пишет о том, что справедливость все-таки восторжествует и наступит долгожданная свобода:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Знаменитый критик В.Г. Белинский так писал о поэзии Пушкина: “Поэзия его чужда всего фантастичного, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью... Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Я полностью согласна с этим мнением и считаю, что именно поэтому творчество А.С. Пушкина актуально и по сегодняшний день.
И еще я думаю, что весь мир читает произведения Пушкина потому, что именно у этого писателя действительно можно научиться искренности чувств и воспитать в себе настоящего человека.

По лирике А. С. Пушкина

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

М. Ю. Лермонтов

Первая треть XIX века... Прошло время надежд на либеральные преобразования, о которых в начале своего царствования разглагольствовал Александр I. Начались

Гонения на свободомыслящих людей. И не все выдерживали. Некоторые гнули спины под все ожесточающимся напором реакции, другие, замаливая “грехи молодости”, переходили в лагерь царизма. Лишь неколебимо высилась фигура гиганта - фигура Пушкина. Он был

Одним из немногих, кто продолжал петь песнь Свободе, Равенству и Братству.

Грянул 1837 год. Часы пробили полночь в русской литературе: рука убийцы остановила “сердце поэта”. “Погиб поэт, невольник чести”, - скажет молодой М. Ю. Лермонтов в

Стихотворении “Смерть Поэта” и добавит:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Но до этих горьких слов была жизнь Поэта, жизнь, пусть короткая, но яркая, которая оставила нам творения ума и сердца, по силе чувств не знающие равных себе...

Молодой А. С. Пушкин, только что окончивший Царскосельский лицей, оказался перед

Прозой жизни, столкнулся с несправедливостью крепостнического строя. Россия после славных побед над Наполеоном начинала поддаваться губительному гниению изнутри; не выдерживая испытания временем, рушились вековые устои самодержавия; захватническая внешняя политика царя хоть в какой-то мере должна была затушевать классовые противоречия, отвести взгляд здравомыслящего человека от проблем внутренних, разжечь в каждом чувство национализма... Россия превращалась в “жандарма Европы”, сама задыхаясь под властью тирана.

Увы! Куда ни брошу взор -

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы, -

Писал поэт в своей оде “Вольность”. Но не только пессимизмом веет от этого произведения поэта. Оно призывает и к борьбе, и призыв этот обращен к угнетенным: “Восстаньте, падшие рабы!” Страшной "ненавистью дышат пушкинские строки:

Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Стихотворение “К Чаадаеву” - философские раздумья молодого человека, который должен сделать выбор в жизни, выбор, который приходилось делать каждому, избирая дорогу “народного заступника” или дорогу “страстей раба”. Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Чаадаев, Пушкин выбрали первый путь.

Прошла пора юношества:

Любви, Надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

И А. С. Пушкин утверждает и проповедует не уход от борьбы, не пассивную романтику со

Стонами, вздохами, а битву за светлое будущее Отчизны:

Нов нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

“Минута вольности святой” - разве ради этого не стоит жить?! Верой в грядущее счастье

Народов России пронизаны последние строки этого послания:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья.

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Но гимн свободе, прозвучавший здесь, утверждает еще и необходимость посвятить

Всего себя борьбе, ибо только тогда, когда все люди осознают эту необходимость, сумеют

Они искоренить “барство дикое”, которое “без чувства, без закона присвоило себе

Насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Безрадостная русская действительность обрела достойного противника в лице Пушкина: в

Стихотворении “Деревня” поэт использует антитезу, с помощью которой он противопоставляет красоту русской природы суровой правде жизни. Этим он добивается

Такого реального изображения “невежества”, что становится страшно и горько видеть язвы на теле Родины.

Всего две строчки:

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея,

Говорят нам о поруганной чести народа страны, страны, которую царь называл “самой

Цивилизованной страной в Европе”.

Злые языки обвиняли поэта в отсутствии патриотизма. Да, действительно, патриотизм

Поэта - это не восхваление самодержавия и царской семьи, не восхваление внешнеполитической деятельности царизма, не преклонение перед “либерализмом”

Бюрократического аппарата государства. Он бичует и обличает все это (ода “Вольность”,

“Деревня”, “На Аракчеева”). Это патриотизм, который разовьет М. Ю. Лермонтов

В своих произведениях: “Прощай, немытая Россия!”, “Родина” и других.

А. С. Пушкин никогда не боялся высказывать такие мысли, от которых у царя и его

Сановников “ползали мурашки по телу”:

Мы добрых граждан позабавим

И у позорного столпа

Кишкой последнего попа

Последнего царя удавим.

Находился в Петербурге, Пушкин ответил: “С друзьями”, то есть с декабристами, на

Сенатской площади.

Служение Отчизне - этот факел пронес поэт через всю жизнь, эпоху махровой реакции,

Последовавшей за разгромом восстания 1825 года. Он находит в себе силы, чтобы заявить:

“Я гимны прежние пою...” В послании “В Сибирь” поэт пишет о благородном поприще

Своих товарищей:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Поэт верит, что одиночество его не вечно, справедливость восторжествует, и он снова

Увидит своих друзей на свободе:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

В 1837 году снежный ком, который образовался из заговоров и сплетен светского общества, наконец сорвался с места... И поэт не выдержал, как не выдерживает могучий дуб, корни которого исподтишка подтачивали “крысы”. Поэт погиб, но не смогли забыть его песнь, ибо люди уже “видели его крылья”, ибо исчезают поэты, но остается написанное.

Эта песнь звучала потом все громче и громче, вбирая в себя, как в единую симфонию, музыку М. Ю. Лермонтова и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова и Н. Г. Чернышевского, в симфонию свободы всей русской литературы.

Эту песнь слышим сейчас мы, потомки борцов за народное благо, мы, воспитанные поэзией Пушкина, который несет в себе безграничную любовь к Родине, несет в себе силу, делающую нас чище, прекраснее, делающую нас духовно богаче.

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Стих «К Чаадаеву» считается гимном декабристов. Пушкин не планировал его публиковать. Но записанный со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стих передавался из рук в руки, пока не был опубликован в альманахе «Северная звезда» в 1929 году. Благодаря этому стиху за Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I.

Петр Яковлевич Чаадаев был одним из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет поэта. Их многое объединяло, хотя не всегда на протяжении многолетней дружбы их позиции совпадали. Но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и, порой, саркастическим умом, а главное – свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.
Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим – так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием.

Стих «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной и не забудет тех, кто боролся против самодержавия.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

ПУШКИНСКИЙ ДОМ ПОРОЧИТ ПУШКИНА

О том, кто и когда переделал пушкинскую «зарю» в советскую «звезду»

«Мы ленивы и нелюбопытны», - писал в свое время А .С. Пушкин. И он прав. Его слова справедливы уже на протяжении почти двух столетий. В том числе и в отноше нии меня (в порядке самокритики). Более тридцати лет в Моей домашней библиотеке лежал мертвым грузом боль шой том А.С. Пушкина за 1907 год «Полное собрание сочи нений в одном томе» под редакцией А. Скабичевского. Но я за это время даже ни разу не удосужился посмотреть, насколько дореволюционный текст соответствует совет скому (остальные издания у меня советского периода 40-х - 60-х гг.). И только в этом году обнаружил, что многие тексты не соответствуют и иногда очень значительно.

Когда же было написано стихотворение «К ЧЕДАЕВУ» и его точное название. Такое политически зрелое стихотворение написано совсем юным Пушкиным 6 января 1818 года.

Побывав в Пушкинском доме, узнал, что в начале 20-х годов XX века шли споры, кому принадлежит стихотворе ние. Пушкиновед Гофман выдвинул версию, что стихотво рение написал К. Рылеев. Эту точку зрения разделял и В. Брюсов, стоявший тогда во главе издательства «Художе ственная литература». Поэтому до 1925 года стихотворение «К Чаадаеву» не включалось в пушкинские издания. Имен но тогда Л. Гроссман доказал, что стихотворение написано А. Пушкиным, и его опять стали включать в собрание со чинений поэта.

Я решил проверить, соответствует ли советский текст дореволюционному и каково первоначальное название.

Неожиданно для меня оказалось, что и название, и текст довольно значительно отличаются. Я стал внимательно сравнивать каждую строчку и сделал вывод, что дореволюционное издание во всех отношениях лучше. Судите сами

1-я строфа - советское изменение :

Любви, надежды, ТИХОЙ славы

Недолго НЕЖИЛ нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как СОН, как утренний туман;

печать 1907 года:

Любви, надежды, ГОРДОЙ славы

Недолго ТЕШИЛ нас обман:

Исчезли юные забавы,

Как ДЫМ, как утренний туман!

Выделенные слова не соответствуют. В одной строфе целых три слова.

Сразу видно, что эпитет «гордой » гораздо больше под ходит, чем «тихой ». Пушкин мечтал, конечно, о гордой сла ве, а не о тихой. Глагол «тешил » также более уместен, чем «нежил ». Ну, и сравнение «исчезли, как дым » ярче, нагляднее, чем «как сон ». К тому же восклицательный знак в кон це больше соответствует тональности стихотворения, чем точка с запятой.

2-я строфа (советское изменение):

Но в нас ГОРИТ еще ЖЕЛАНЬЕ,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем ПРИЗЫВАНЬЕ.

печать 1907 года:

Но в нас КИПЯТ еще ЖЕЛАНЬЯ,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем ПРИЗЫВАНЬЯ.

Опять слова «кипят желанья » больше соответствуют с мыслу стихотворения, чем «горит желанье ». Много же ланий кипит, а не одно горит. К тому же слово «гореть » по вторяется в 4-й строфе: «Пока свободою горим...»

3-я строфа (советское изменение ):

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты ВЕРНОГО свиданья.

печать 1907 года:

Мы ждем, с томленьем упованья,

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты СЛАДКОГО свиданья.

И здесь слово «сладкого» уместнее, чем «верного». Обычно ждут «сладкого» свиданья, а верного и ждать нечего.

4-я строфа «Пока свободою горим...» полностью соответствует печатной 1907 года.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

5-я строфа (советское изменение ):

Товарищ, верь: взойдет она,

ЗВЕЗДА пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

НАПИШУТ наши имена.

печать 1907 года:

Товарищ, верь: взойдет она,

ЗАРЯ пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

НАПИШЕТ наши имена.

Здесь удивляет совершенно некстати появившееся в советском изменении слово «звезда» вместо «заря». У Пушкина и в других стихах «заря». Например, в стихотворении «Деревня»:

...И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Заря всходит (занимается), окрашивая значительную часть неба, а звезда ничего не окрашивает . Поэтому и здесь «звезда» ухудшает качество. К тому же более уместно, что «Россия вспрянет ото сна и напишет наши имена» , чем (в советском изменении ) кто-то «напишет» .

И название стихотворения издания 1907 года «Петру Яковлевичу Чаадаеву» звучит более уважительно, чем просто «К Чаадаеву».

Итак, стихотворение явно искажено и испорчено .

Проблема в том, что при Пушкине стихотворение не печаталось, а распространялось в списках. Оригинал, по-видимому, не сохранился.

В Пушкинском доме удалось выяснить, что последнюю версию (со звездой) впервые опубликовал в 30-е гг. М. Цяв ловский, известный пушкиновед и редактор академического издания 1937 года и 2-го тома (где помещено стихотворение «К Чаадаеву»). Он где-то нашел список со словом «звез да». Причем пушкиноеды, почему-то считают, что это изменение было самым достоверным. Даже если это так (в чем я очень сомневаюсь), то все равно школьники должны учить луч ший в художественном отношении подлинник, а не самый «до стоверный». Достоверный далеко не всегда лучший.

Вот подлинное послание:

Любви, надежды, гордой славы

Недолго тешил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как дым , как утренний туман !

Но в нас кипят еще желань я ,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призывань я.

Мы ждём с томленьем упованья

Минутывольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты сладкого свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,

Заря пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напиш е т наши имена!

М.Н. Мухаревский. Рязань.