Медицина

Формула самоуважения по у джеймсу. Виды самооценки: ее диагностика, уровни, функции и развитие. Методика анализа личностной самооценки по Будасси

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" – идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

п – число предложенных качеств личности (п=20);

d – разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d), суммируют и сумму (Sd2) вносят в формулу.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет упрощенный вид:

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от –1 до +1. Если полученный коэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает на слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь означает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего идеального "Я" и "Я" реального.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между "Я" – идеальным и "Я" – реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до-И), 89, тенденции к завышению. Но, значения от+0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между "Я"-идеальным" и "Я"-реальным". Он отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.

Второй вариант исследования

Второй вариант исследования самооценки основан на способе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.

Первая серия

Задача первой серии: определить список и количество эталонных качеств желаемого и нежелаемого образа – Я. Испытуемого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда. В один ряд нужно записать слова, обозначающие те качества личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют "положительное" множество, а в другой ряд – те качества, которые нежелательны, то есть составляют "отрицательное" множество.

Инструкция испытуемому: "Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность. В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хотели бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь. Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пишите. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важно только одно: хотите его иметь или нет".

Вторая серия

Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выбранных эталонных качеств "положительного" и "отрицательного" множества.

Инструкция испытуемому: "Просмотрите внимательно слова, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте крестиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи".

Список качеств, характеризующих личность

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие,медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициентов самооценки по "положительному" (СО+) и "отрицательному" (СО-) множествам. Для подсчета каждого из коэффициентов количество качеств в столбике, определенных испытуемым как присущих ему (М), делят на все количество качеств в данном столбике (Н). Формулы для подсчета коэффициентов выглядят следующим образом

М+ М- СО+ = –– ; СО– = –– ; где Н+ Н-

М+ и М- – количество качеств в "положительном" и "отрицательном" множествах, соответственно, отмеченных испытуемым, как присущие ему; Н+ и Н- – количество эталонных качеств, т.е. количество слов правого и левого столбика соответственно.

Уровень и адекватность самооценки определяют на основании полученных коэффициентов с помощью таблицы.

Уровень самооценки

неадекватная, завышенная

адекватная с тенденцией к завышению

адекватная

адекватная с тенденцией к занижению

неадекватная, заниженная

Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать не только величину полученного коэффициента, но и количество качеств, составляющих то или иное множество (Н+ и Н-). Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Кроме того, уровень самооценки по "положительному" и "отрицательному" множеству у некоторых испытуемых может не совпадать. Это требует специального анализа и может быть вызвано защитными механизмами личности.

Анализ результатов

В двух предложенных вариантах исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я" идеальным и "Я" реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако, независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер, при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Так, например, неадекватность в оценивании своего внешнего вида может быть вызвана, с одной стороны, ориентацией человека на внешние стандарты, оценки и искаженным представлением об этих оценках или незнанием их, с другой стороны.

Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Выводы об адекватности и уровне самооценки будут надежными, если результаты совпадают по двум вариантам методики или подтверждаются наблюдением.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я". Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку, даже если идеальный образ не отличается объемом и когнитивной сложностью. Если же человек рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений. Адекватная самооценка способствует достижению внутренней согласованности.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотивацией и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Для гармонизации системы самоотношения существуют методы психологической коррекции и развития, одним из которых является социально-психологический тренинг.

У известного голливудского актера Чака Норриса как-то спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, – ответил Чак, – деньги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Хотя трудно представить такую сцену в кино. Вероятно, знаменитый супермен реально оценивал свои возможности.

Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, плохой советчик.

  • О том, как опасна низкая самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.

  • Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.

  • Эти такие разные люди были талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.
  • Зачем человеку дана способность оценивать себя?
    • «Какой Я?»
    1 2 3 4 5 УМ
    6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 ДОБРОТА
    6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 КРАСОТА
    6 7 8 9 10

    Примечание. Качества, приведенные в этом упражнении, ребята чаще всего называют как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики. Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учащихся с неадекватной завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего поведения в отношении их.

      «Самый-самый».

    Запишите фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми.

    Это задание ребята могут выполнять на отдельных листочках, которые затем собирает учитель, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Можно поинтересоваться, совпадает ли самооценка с высокой оценкой класса, что чувствовали ребята, когда слышали свои фамилия. Ребята, чьи имена не прозвучали, могут быть разочарованы, особенно, если их самооценка завышена. Учителю не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой человек: если спортсмен, оказавшийся на пьедестале, перестанет тренироваться, то завтра его место займет другой.

    Сопоставление самооценки и оценки одноклассников дает богатую информацию для самоанализа, заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

      «Мечтать не вредно».

    Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад. Запишите свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.

    Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:


    САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
  • Как вы понимаете эту формулу?
  • Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний?
  • Главное в этой формуле – самооценка. Он нее зависит очень многое. Самооценка высокая, а запросы разумные – человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену, и никому не завидует.

    Помните тост из фильма «Кавказская пленница»? «Я могу купить козу, – говорит герой фильма, – но не имею желания. Я хочу купить дом, но не имею возможности. Так выпьем за то, чтобы наши желания соответствовали нашим возможностям!»

    Неудачник – это не тот, у кого чего-то мало, а тот, кто страдает, потому что ему надо больше. Уровень претензий должен соответствовать уровню возможностей.

    Если достижения скромные, а запросы – непомерные (могу купить только самокат, а хочу джип), человек начинает страдать от невозможности достичь невозможного, одним завидовать, других унижать, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему чего-то должны – родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким. Есть только способа повысить самооценку. Попробуйте найти их, используя в качестве подсказки формулу Джеймса (добиться успеха в какой-нибудь деятельности или снизить уровень притязания – достичь одновременно и того и другого удается только великим людям).

    Недавно ко мне обратились родители 12-летней девочки (назовём её Лена) с жалобами на низкую самооценку. Во время диагностической встречи мы провели один из моих любимейших тестов на самооценку. Я не буду его пересказывать здесь целиком. Если коротко: в тесте нужно отмечать варианты крестиками в таблице на время, предварительно оценив свои возможности. По итогам мы видим соотношение уровня притязаний «какого результата я планирую достичь» и уровня достижений, и понаблюдать, как одно влияет на другое.

    Вообще-то я очень медлительная, – прокомментировала Лена и сделала первую очень скромную «ставку» в 10 крестиков. Ну уж наверное не настолько, — подумала я, засекая время.

    Сначала результаты подсчитала Лена, оказалось ровно 10 крестиков. Когда за проверку взялась я, выяснилось, что крестиков не 10, а 14! Получается, Лена была настолько уверена в своей медлительности, что даже её восприятие подстроилось, и она увидела то, что ожидала. К сожалению, так происходит не только с крестиками и не только с Леной. Корни, во многом, в отношениях с учёбой. Под давлением учителей, которые привыкли видеть в ребёнке единственную функцию «ученик», под влиянием родителей, озабоченных успеваемостью больше, чем всем остальным, дети и сами перестают видеть свою ценность вне поля «отличник-двоечник».

    Давно известно такое явление как «эффект Пигмалиона». Чаще всего речь о нем заходит как раз в контексте обучения. Суть эффекта в том, что отношение учителя и других значимых взрослых, которые так или иначе касаются учёбы, к ученику как к успешному или неуспешному может серьезно влиять на результаты ребёнка.

    Итак, можно подумать, что с самооценкой всё просто. Высокая подразумевает позитивную оценку себя, веру в успех и в то, что человек достоен похвалы. Это, по идее, должно приводить к устойчивости, целеустремленности и оптимизму. И конечно же к успехам! То есть, чтобы сформировать высокую самооценку у ребёнка, его нужно хвалить. На самом деле оценивание, хоть положительное (молодец), хоть отрицательное (что ты за идиот/растяпа/тормоз), приводит в одну и ту же нарциссическую ловушку только с разных входов.

    Суть этой ловушки заключается в невозможности принимать себя не оценивая .

    Преобладание оценки может приводить к самым разным последствиям — от выученной беспомощности до синдрома отличника. И в том и в другом случае человек может быть как успешным, так и неуспешным. Но при любом исходе трудно рассчитывать, что выросший на оценках человек будет жить в ладу с собой. Скорее всего он будет выбирать оценивающее окружение. Не потому что так ему нравится, а потому что это созвучно сложившейся картине мира, а значит, безопасно. Каждый раз когда меня уносит в привычное поле оценочности по отношению к сыну, я представляю себе будущую невестку, выбранную по моему образу и подобию, и меня отпускает.

    Вокруг самооценки и методов её воспитания много спорят. Например, кто-то боится ребёнка перехвалить, потому что это приведёт к неадекватного самомнению и к отсутствию стремления чего-то достигнуть, потому что и так молодец. Но тут важно не перепутать похвалу с любовью. Любовь и вера родителей — это неоценимый багаж, из которого ребёнок формирует свою внутреннюю опору, не бойтесь «перелюбить».

    Ещё есть мнение, что нужно сначала похвалить, а потом указать на недостатки. Вроде как, чтобы было куда стремиться — указать направление движения. И в этом тоже нет ничего плохого, но важно учитывать два момента.

    Во-первых, насколько исправление этих недостатков реально доступно конкретному ребёнку с учётом уровня его развития. Ведь если ставить постоянно непосильные задачи «на будущее», чтобы понимал, что его ждёт впереди, можно напугать масштабами предстоящей задачи. Дорогу осилит идущий, и иногда полезнее просто идти и видеть то, что под ногами и вокруг, чем разглядывать карту и высчитывать километры своего непростого пути.

    Во-вторых, каков у этого конкретного ребёнка баланс мотива избегания неудач и мотива достижения успеха. Образно выражаясь, в управлении движением всегда участвуют два процесса — возбуждение и торможение. И если «педаль тормоза» восприимчива даже к легкому прикосновению – пока мы не перестанем на неё нажимать, на газ давить бесполезно. Для ребенка, чей мотив избегания неудач преобладает над мотивом достижения успеха, указания на недостатки будут действовать как педаль тормоза.

    И последнее — если уж мы взялись оценивать, очень важно оценивать не самого ребёнка, а его действия. Не «ты хороший/плохой ученик», а «ты написал хорошую работу/ в твоей работе есть недочеты».

    Примерная формула здоровой самооценки: существенная её часть – безусловное принятие и небольшая доля – собственно оценка достижений.

    Что же касается баланса похвалы-замечаний – это вопрос тонкий и индивидуальный. Точно не стоит хвалить за то, чего ребёнок на самом деле не сделал. Если цель была вполне конкретная и он с ней не справился — не стоит делать вид, что так и надо. Но если вы видите, что задача трудна – разделите её на посильные части, и тогда у него будет возможность почувствовать себя успешным, справившись с подходящей нагрузкой. Когда мотив избегания неудач у ребёнка преобладает над мотивом достижения успеха — это знак взрослым, что надо быть особенно чуткими. В моей практике бывали случаи, когда я избегала указания на недостатки в течении нескольких месяцев и даже года. Только поддержка. И это дало свои плоды. А с другими детьми можно было буквально с первых занятий (речь о логопедических и нейропсихологических занятиях) обсуждать: «Здесь ты справился отлично, а здесь видно, что тебе было трудно, хоть ты и старался. Давай попробуем ещё раз».

    Ну и последнее. Хотя я и говорила о работе над самооценкой и формировании самооценки, важно помнить, что мы все равно не обладаем такой властью над другим человеком, пускай и собственным ребенком, чтобы что-то в нем сформировать. Мы лишь можем поддерживать какие-то процессы, а каким-то препятствовать. Что бы ни было у ребёнка с самооценкой, не спешите говорить себе «я плохой родитель». Ведь безусловное принятие нужно вам самим не меньше, чем ребёнку.

    «Наш широкий внешний обзор фактов, наблюдаемых в жизни нашей личности, был бы неполон, если бы мы не выяснили вопроса о соперничестве и столкновениях между отдельными сторонами нашей личности. Наша физическая природа ограничивает наш выбор одними из многочисленных представляющихся нам и желаемых нами благ, тот же факт наблюдается и в данной области явлений.

    Если бы только было возможно, то уж, конечно, никто из нас не отказался бы быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым человеком, великим силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, бонвиваном, покорителем дамских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем, военачальником, исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком.

    Но это решительно невозможно.

    Деятельность миллионера не мирится с идеалом святого; филантроп и бонвиван - понятия несовместимые; душа философа не уживается с душой сердцееда в одной телесной оболочке. Внешним образом такие различные характеры как будто и в самом деле совместимы в одном человеке. Но стоит действительно развить одно из свойств характера, чтобы оно тотчас же заглушило другие. Человек должен тщательно рассмотреть различные стороны своей личности, чтобы искать спасения в развитии глубочайшей, сильнейшей стороны своего Я. Все другие стороны нашего Я призрачны, только одна из них имеет реальное основание в нашем характере, и потому её развитие обеспечено. Неудачи в развитии этой стороны нашего характера суть действительные неудачи, вызывающие стыд, а успех - настоящий успех, приносящий нам истинную радость.

    Нам отсюда становится понятным парадоксальный рассказ о человеке, пристыженном до смерти тем, что он оказался не первым, а вторым в свете боксёром или гребцом. Что он в силах побороть любого человека на свете, кроме одного - это для него ничего не значит. Пока он не одолеет первого в состязании, ничто не принимается им в расчёт. Он в своих собственных глазах как бы не существует. Тщедушный человек, которого всякий может побить, не огорчается своей физической немощью, ибо он давно оставил всякие попытки к развитию этой стороны своей личности. Без попыток не может быть неудачи, без неудачи не может быть позора. Таким образом, наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначим.

    Оно определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания:

    При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода.

    Человек, понявший, что в его ничтожестве в известном отношении не остается для других никаких сомнений, чувствует какое-то странное сердечное облегчение.

    Как приятно бывает иногда отказаться от притязаний казаться молодым и стройным! Слава Богу, говорим мы в таких случаях, эти иллюзии миновали!

    Всякое расширение нашего Я составляют лишнее бремя и лишнее притязание. Рассказывают про некоего господина, который в последнюю американскую войну потерял всё свое состояние до последнего цента; сделавшись нищим, он буквально валялся в грязи, но уверял, что отродясь ещё не чувствовал себя более счастливым и свободным.

    Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Приравняй твои притязания нулю, - говорит Карлэйль , - и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь, собственно говоря, начинается только с момента отречения».

    Ни угрозы, ни пререкательства не могут оказать действия на человека, если они не затрагивают одной из возможных в будущем или действительных сторон его личности. Вообще говоря, только воздействием на эту личность мы можем «завладеть» чужой волей.

    Поэтому важнейшая забота монархов, дипломатов и вообще всех стремящихся к власти и влиянию заключается в том, чтобы найти у их жертвы сильнейший принцип самоуважения и сделать воздействие на него своей конечной целью. Но если человек отказался от всего, что зависит от воли другого, и перестал смотреть на все это, как на части своей личности, то мы становимся почти совершенно бессильными влиять на него.

    Стоическое правило счастья заключается в том, чтобы мы наперёд считали себя лишенными всего того, что зависит не от нашей воли, - тогда удары судьбы станут для нас нечувствительными . Эпиктет советует нам сделать нашу личность неуязвимой, суживая её содержание, но в то же время укрепляя её устойчивость: «Я должен умереть - хорошо, но должен ли я умирать, непременно жалуясь на свою судьбу? Я буду открыто говорить правду, и, если тиран скажет: «За твои речи ты достоин смерти», я отвечу ему: «Говорил ли я тебе когда-нибудь, что я бессмертен? Ты будешь делать своё дело, а я своё; твое дело - казнить, а моё - умирать бесстрашно; твое дело - изгонять, а моё - бестрепетно удаляться».

    В своё время, в своем месте эта стоическая точка зрения могла быть достаточно полезной и героической, но надо признаться, что она возможна только при постоянной наклонности души к развитию узких и несимпатичных черт характера. Стоик действует путём самоограничения. Если я стоик, то блага, какие я мог бы себе присвоить, перестают быть моими благами, и во мне является наклонность вообще отрицать за ними значение каких бы то ни было благ. Этот способ оказывать поддержку своему Я путём отречения, отказа от благ весьма обычен среди лиц, которых в других отношениях никак нельзя назвать стоиками. Все узкие люди ограничивают свою личность, отделяют от нее все то, что не составляет у них прочного владения. Они смотрят с холодным пренебрежением, если не с настоящей ненавистью, на людей, непохожих на них или не поддающихся их влиянию, хотя бы эти люди обладали великими достоинствами.

    Экспансивные люди действуют, наоборот, путем расширения своей личности и приобщения к ней других. Границы их личности часто бывают довольно неопределенны, но зато богатство её содержания с избытком вознаграждает их за это. «Пусть презирают мою скромную личность, пусть обращаются со мной, как с собакой; пока есть душа в моем теле, я не буду их отвергать. Они - такие же реальности, как и я. Всё, что в них есть действительно хорошего - пусть будет достоянием моей личности». Великодушие этих экспансивных натур иногда бывает поистине трогательно. Такие лица способны испытывать своеобразное тонкое чувство восхищения при мысли, что, несмотря на болезнь, непривлекательную внешность, плохие условия жизни, несмотря на общее к ним пренебрежение, они всё-таки составляют неотделимую часть этого мира бодрых людей, имеют товарищескую долю в силе ломовых лошадей, в счастье юности, в мудрости мудрых и не лишены некоторого участия в пользовании богатствами Вандербильдов и даже самих Гогенцоллернов. Таким образом, то суживаясь, то расширяясь, наше эмпирическое Я пытается утвердиться во внешнем мире. Тот, кто может воскликнуть вместе с Марком Аврелием : «О, Вселенная! Всё, чего ты желаешь, того и я желаю!», имеет личность, из которой удалено до последней черты всё ограничивающее, суживающее содержание личности, - содержание его личности всеобъемлюще».

    Уильям Джеймс, Основание психологии, цитируется по: Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2009 г., с. 19-21.

    Глобальной самооценкой личности является уважение к самой себе. Самоуважение - этопочтительное отношение к самому себе, основанное на признании своих достоинств. У. Джеймс (1842-1910) вывел формулу самоуважения, согласно которой самоуважение зависит от успехов, уровня притязаний личности и определяется отношением ее успешности к уровню ее притязаний.

    Возможны разные пути достижения самоуважения. Человек может ставить сложные цели и успешно претворять их в жизнь. Он может ставить простые цели и также иметь успех, сохраняя высокий уровень уважения к самому себе. Для поддержания самоуважения личность использует защитные механизмы (психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм). К механизмам психологической защиты относят искажение (введение информации в сознание в форме, которая не расходится с образом Я); проекцию (избавление от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям); рационализацию (поиск разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести); отрицание (невосприятие, игнорирование информации, которая тревожит личность и может привести к внутреннему конфликту); вытеснение (избавление от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприятной для человека информации); идентификацию (бессознательное отождествление с другим человеком, перенос на себя присущих ему качеств и чувств, недоступных, но желательных для самого себя); замещение (перевод активности в иной план, к примеру, из реального осуществления деятельности в мир фантазии); изоляцию (обособление в сознании травмирующих факторов, к примеру, чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями).

    Еще одним компонентом самосознания выступает самоэффективность - осознание человеком своей успешности и компетентности, связанное с предполагаемыми будущими успехами (А. Бандура, 2000). Самоэффективность включает два компонента: компетентности, необходимые для достижения успеха, и самооценку компетентностей (Г. Лефрансуа, 2003). Несмотря на очевидную взаимосвязь, самоэффективность и самооценка не тождествены. Самооценка - широкое и общее понятие, тогда как самоэффективность является более определенной и относится к конкретным навыкам или способностям, считает А. Бандура. Так, уверенный в собственной эффективности студент проявляет решительность, преодолевает сопротивление на пути к достижению цели только при наличии необходимых способностей и побуждений.

    Самоэффективность человека зависит от вида деятельности, уровня сложности одной и той же деятельности, от ситуативных обстоятельств. К примеру, ученик может иметь высокую самоэффективность в спортивной деятельности и низкую в учебно-познавательной. Ученики с высокой самоэффективностью добиваются более серьезных успехов, чем ученики с низким уровнем самоэффективности, даже при одинаковых способностях. Вера в собственную эффективность заставляет их учиться, ставить сложные, но реалистичные задачи, преодолевать трудности, исправлять ошибки, быстрее отвергать неправильные решения, достигать цели. Будучи однажды установленной, самоэффективность распространяется на другие ситуации, сходные и отличные, поведение в которых ранее было малоэффективным (А. Бандура, 2000; Г. Лефрансуа, 2003).

    Вопросы для самопроверки

      Какие вопросы изучает гуманистическая психология?

      Что находится в центре внимания феноменологической психологии?

      Дайте определение Я-концепции.

      Назовите структурные компоненты Я.

      Дайте определение самооценки и уровня притязаний.

      Назовите пути достижения и поддержания самоуважения.

      Дайте характеристику механизмам защиты, которые личность использует для поддержания самоуважения.

      В чем отличия самооценки от самоэффективности?

    Ключевые понятия

    Самосознание, феноменальное поле, Я-концепция (Я, самость), Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-должное, Я-динамическое, самоактуализация, конгруэнтность, самооценка, уровень притязаний, самоуважение, механизмы защиты, искажение, проекция, рационализация, самоэффективность.

    Тестовые задания для самопроверки