Психология

Как понимают свободу польские шляхтичи английские джентльмены. Дворянское сословие в Польше - шляхта. Происхождение шляхты. Развитие шляхты. Шляхетское миросозерцание. Фарный костёл в Новогрудке

В Российской империи лица иудейского вероисповедания имели возможность получения российского дворянства несколькими способами:.

Пожалованием императора (в том числе, и титулованного - обычно баронами); выслугой соответствующих чинов; получением российского ордена; подтверждением права пользования иностранным дворянством или дворянским титулом.

<...> Евреев в исторической (доимперской) России не знали, поскольку еще в 1113 году совместным решением русских князей жизнь и имущество евреев лишилось всякой охраны, и они были вынуждены вплоть до XVIII покинуть нашу землю.

Но память о них осталась. Ни Петр Первый, ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна, радея об интересах нации как они их понимали, не позволяли евреям селиться и даже вести дела в России, несмотря на все усилия еврейской предприимчивости.

Что же касается новых территорий на Западе, приобретенных Петром, там евреев, напротив, знали, и достаточно хорошо, а потому тоже принимали от них защитные меры.

Как указывает осведомленный В.С. Мандель, «в то время, и еще много позже, до сороковых годов XIX столетия, рижско - немецкое бюргерство, имевшее европейский облик, вело борьбу за недопущение поселения евреев в Риге и за разрешение приезжающим на время в Ригу евреям проживать “только в одном заезжем доме” на московском форштадте».

В век Екатерины Второй эта благоразумная охранительная традиция оказалась, однако, нарушена по причине территориальных приобретений российской короны.

Это произошло не сразу. Екатерина не была осведомлена в еврейском вопросе и не имела по нему эксперта возле трона. Когда вскоре после переворота 1762 года ее пытались склонить к дозволению евреям въезжать в Россию, она сказала, что «начать царствование указом о свободном въезде евреев было бы плохим средством успокоить умы; признать въезд вредным - невозможно.

Тогда сенатор князь Одоевский предложил взглянуть, что написала императрица Елизавета на полях такого же доклада. Екатерина потребовала доклад и прочла: "от врагов Христовых не желаю корыстной прибыли". Обратясь к генерал - прокурору, она сказала: "Я желаю, чтоб это дело было отложено"».

Хрестоматийная фраза Елизаветы, стойко высказанная в ответ на очередную порцию увещеваний (на первый план, как обычно, выдвигалась коммерческая «польза» от еврейской активности), увы, недолго служила маяком для Екатерины. Завоевание Новороссии и Польши положили конец ее колебаниям.

«Екатерина II вскоре после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов, в особенности для южных губерний, с целью оживления торговли, промышленности и земледелия. Для этого именным указом от 22 июня 1763 года была создана “Канцелярия Опекунства иностранных”, во главе которой императрица поставила наиболее близкого ей человека Григория Орлова. И вот, наперекор всем существовавшим в ее время предрассудкам, она решила включить в число этих “иностранных” также евреев. Однако, открыто это высказать она опасалась...

Вследствие этого, только гораздо позже, в ноябре 1769 года, в указе киевскому генерал - Воейкову впервые было официально разрешено евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. До того же это намерение императрицы пустить в Россию евреев выразилось, так сказать, в заговоре ее с приближенными лицами, отразившемся в переписке с рижским генерал - губернатором Брауном, в коей всему делу и был придан конспиративный характер.

В письме, доставленном Брауну секунд - майором Ртищевым, значилось: когда от канцелярии опекунства будут рекомендованы некоторые иностранные купцы Новороссийской губернии, то им разрешить проживание в Риге для производства торговли на таких же основаниях, как это дозволено законом купцам других русских губерний в Риге.

Ежели, далее, эти купцы отправят для поселения в Новороссию своих приказчиков, уполномоченных и рабочих, то выдавать им для безопасного пути, “независимо от их вероисповедания”, надлежащие паспорта и давать им провожатых. Ежели, наконец, из Митавы прибудут три или четыре человека, которые пожелают отправиться в Петербург из за требований к казне, то выдать им паспорта, “без указания их национальности и не наводя справок об их вероисповедании”, а обозначить в паспортах только их имена. Для удостоверения своей личности эти люди предъявят письмо находящегося в Петербурге купца Левина Вульфа.

Таким - то таинственным образом начато было водворение евреев в России. В письме тщательно избегается даже слово “еврей”. Однако, Браун, очевидно, понял желание Екатерины, или же ему объяснил его на словах Ртищев. Последний был немедленно командирован в Митаву к русскому посланнику при герцогском дворе фон Симолину с секретным поручением и 7 - го мая 1764 года вернулся от Симолина с семью евреями».

Еврейский припек к польскому пирогу

Радикально ситуация изменилась после первого и второго раздела Польши и присоединения к России древних земель Киевской Руси, долгое время находившихся под властью Литвы и Речи Посполитой, изрядно ополяченных и окатоличенных и насквозь инфильтрованных евреями.

После разделов Польши 1772, 1793 и 1795 годов в российском подданстве оказалось свыше 800 тыс. евреев. Проживая массово в Польше с 1098 года (если верить чешским летописям Козьмы Пражского), евреи сумели добиться для себя множества льгот и привилегий. Одно время они даже чеканили свою монету, а в конце концов добились права приобретать недвижимое имущество наравне с польским дворянством.

На землях, перешедших к России, власть евреев установилась издавна; она держалась, главным образом, на откупах, аренде, ростовщичестве и корчмарстве .

Не так страшен был для батрака или крепостного крестьянина пан, как еврей - арендатор, откупщик, ростовщик.

Об этом пространную записку царю и высшим сановникам («Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, об их преобразовании и прочем») написал еще Гавриил Державин, инспектировавший присоединенные земли.

Он обвинил евреев в том, что евреи «доводят поселян до нищеты, а особливо при возвращении от них взаймы взятого хлеба… уже конечно должны отдать вдвое: кто же из них того не исполнит, бывают наказаны…отняты все способы у поселян быть зажиточными и сытыми ».

Современный историк еврейства Исраэль Шахак описывает ситуацию еще более бескомпромиссно: «До 1939 года население многих польских городов к востоку от Буга было как минимум на 90% еврейским, и это было еще более верно в областях, отошедших к царской России при разделе Польши.

Вне городов очень многие евреи по всей Польше, и особенно на востоке, служили прямыми надсмотрщиками и угнетателями крепостного крестьянства. Они управляли целыми уделами (имея всю полноту помещичьей власти) или арендовали отдельные монополии феодалов, как мельница, винокуренный завод, кабак (с правом вооруженных обысков крестьянских домов в поисках самогонщиков), или пекарня.

Они собирали феодальные платежи всех видов. Короче говоря, под властью магнатов и феодалов - церковников, также происходивших от знати, евреи были одновременно непосредственными эксплуататорами крестьян и практически единственными горожанами».

В специальной литературе можно найти такую оценку: накануне первого раздела Польши, свыше трети польских евреев были так или иначе связаны с арендаторской деятельностью. Больше того. Поскольку на исконно русских западных землях господствующий слой - поляки - исповедовали католичество, они, преследуя свои выгоды, передавали евреям право взимать с подневольного православного населения (малороссов, белорусов) даже сборы за церковные обряды - крестины, свадьбы, похороны и т.д. В связи с чем в местном фольклоре появился выразительный образ еврея - арендатора, держащего в руке ключи от церкви.

Особое положение евреев в Польше влекло за собой весьма важные последствия. Как писал изучавший этот вопрос Михаил Меньшиков: «Евреи были только арендаторами, но раз им было дано право на землю и на людей, приписанных к земле, они были настоящим дворянством Польши. В то время как доступ в дворянство был закрыт для христианских подданных, еврею стоило креститься, чтобы приобрести шляхетские права.

Целых два тома занимает одно перечисление польских родов, пошедших от еврейских выкрестов.

И так как одновременно польская шляхта женилась на богатых жидовках, то в течение пятисот лет евреи успели в значительной степени испортить самую расу польского дворянства. Приглядитесь к простому народу польскому и к шляхте - до сих пор это две расы , заметно отличные ».

Этот вывод разделяет и Исраэль Шахак, утверждая, что польские дворяне 18 - го века непрерывно вступали в брак с крещеными евреями. Обильный подмес еврейской крови к польской дворянской, подобно тому, как это происходило в Испании и Португалии под властью мавров, - есть давно установленный наукой факт.

Итак, следует отметить и подчеркнуть, что положение евреев на присоединенных к России в ходе раздела Польши землях, их фактическое влияние и власть над местным населением - не есть результат российских порядков, установленных властью. Нет, перед нами лишь унаследованный русскими завоевателями порядок вещей, установившийся под крылом польского Белого Орла.

Для Польши же вхождение евреев в состав правящего класса, породнение с польским дворянством и обретение дворянского статуса давно не было ни новостью, ни редкостью к моменту ее первого раздела.

Присоединяя к России новые земли, Екатерина Вторая не принимала в соображение подобных обстоятельств. Неудивительно, что на новых российских территориях сохранялись старые порядки. В России первым законодательным актом, регламентировавшим еврейское землевладение, стало лишь «Положение о евреях» 1804 года, официально дозволившее евреям покупку, владение и передачу в наследство земли. Без крепостных, естественно.

Но вот что касается владения крепостными в России, тут закон высказывался вполне жестко и определенно. Именным указом императрицы от 22 февраля 1784 года был наложен однозначный запрет: «Никто в империи, не будучи в христианском законе, пользоваться не может правом покупать, приобретать и иметь крепостных ». Данное положение невозможно толковать двояко.

Известно, что евреи в России постоянно пытались торпедировать это законоположение. Они не только предпринимали усилия по легализации и укреплению еврейского землевладения, но и предлагали предоставить евреям право владения крепостными.

Подчеркну: богатые, влиятельные евреи на вновь присоединенных территориях пытались проэксплуатировать хоть кого - нибудь, даже своих же соплеменников на худой конец. Так, Минский кагал в 1804 году направил в межминистерский Еврейский комитет, учрежденный Александром I для подготовки нового законодательства о евреях, свои предложения по еврейскому землевладению. Кагал предложил «позволить достаточным из евреев купцам покупать земли» и заводить на них фабрики, на которых работали бы бедные евреи. Предполагалось, что когда они «привыкнут к работе» и «поправят свое состояние», то их можно будет там же перевести на земледельческую работу.

В сущности, как отмечает исследователь, «фактически выделяется сословие своего рода “еврейских дворян”, тогда как статус низших слоев еврейского общества снижается еще больше - вплоть до возможного закрепощения ».

Пытались евреи добиться и права на владение крепостными вообще, безотносительно к национальности. Так, в 1799 году купец второй гильдии Гецель Лейзарович из Белицы в прошениях в Сенат и на высочайшее имя добивался разрешения на покупку двухсот крестьян для работы на кожевенном заводе.

Однако из всех подобных попыток ни у кого ничего не получалось, и тому же Лейзаровичу было отказано именно на основании вышеупомянутого указа 1784 года.

Исключением стали лишь упомянутые Миллером (а за ним - Соловьями и Сергеевым) Нота Ноткин (он же Натан Шкловер) и Иошуа Цейтлин (он же Цетлис), а также еще несколько счастливцев, о которых речь ниже.

«Потемкинские евреи»

В чем тут было дело? Оба названных были евреями именно из Шклова, представителями самого еврейского из всех еврейских локусов на вновь приобретенных Россией землях польской короны. Это был в полном смысле слова национальный еврейский центр на белорусской земле, со своим традициями и порядками и со своими взаимоотношениями с польским королевским двором. Еще Георг Корб, секретарь австрийского посольства при дворе Петра I, в записке, относящейся к 1699 г., отмечал, что шкловские евреи составляли в «городе богатейшее и влиятельнейшее сословие».

И Цейтлин, и Ноткин, богатые купцы, получили от польского короля чин надворного советника еще до раздела Польши. Затем польская власть поменялась на русскую, но чин у оных евреев, формально дававший российское дворянство и с ним право приобретать земли, остался.

Как понимает читатель, для крестьян Могилевской губернии, присоединенной к России именно в царствие Екатерины, никаких перемен в положении не произошло. Традиционная власть и влияние евреев в этом специфическом регионе, отделенном от всей России чертой оседлости, учрежденной Екатериною, не изменилась. Она просто несколько поменяла формат.

И Ноткин, и Цейтлин действительно владели здесь поместьями и крестьянами, преуспев в этом благодаря, во - первых, заблаговременно сделанной карьере, а во - вторых - особым отношениям со светлейшим князем Григорием Потемкиным - Таврическим. Подобные отношения, однако, распространялись вовсе не на всех знакомых Потемкину евреев: оба названных коммерсанта так и остались почти единственным исключением как среди российских дворян, так и среди новоприобретенных еврейских жителей России.

В чем состояли эти отношения? И Ноткин, и Цейтлин были крупными подрядчиками, сильно разбогатевшими на поставках в армию, на закладке и строительстве Херсона и вообще обустройстве Новороссии. Все это относилось к прямому ведению Потемкина и способствовало росту его личного состояния, чем и объясняется его сверхестественная близость с имярек.

Вот что пишет еврейский историк Б. Клейн в тексте с характерным названием «Потемкинские евреи»: «Ключевую роль при потемкинском дворе играла личность, отмеченная исследователями давно, но значение которой, по-видимому, еще предстоит полностью оценить. Иошуа Цейтлин, крупный купец и ученый гебраист, путешествовал с князем, управлял его имениями, строил города, заключал займы для снабжения армии, и даже управлял монетным двором в Крыму.

По описаниям современников, он “расхаживал вместе с Потемкиным как его брат и друг”, с гордостью сохраняя традиционную одежду, набожность, и на глазах у окружающих вел беседы с раввинами. В талмудических дискуссиях иногда участвовал и лично Светлейший. При нем, правда, находились также поп и мулла. Такое зрелище было поразительным не только для России, но и для Европы, получавшей от осведомителей отчеты о происходившем вокруг одного из самых непредсказуемых властителей».

В современной Польше её граждане уравнены в правах и сословных различий не имеют. Однако каждый поляк хорошо знает значение слова привилегированное сословие существовало в государстве почти тысячу лет, начиная с 11 века и по начало 20, когда в 1921 году были упразднены все привилегии.

История возникновения

Существуют две версии возникновения верховного дворянства Польши, шляхты.

По первой, считающейся более правдоподобной и принятой официально, считается, что польская шляхта возникла эволюционно в результате социально-экономических преобразований.

Разрозненные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы, постепенно разрастались и объединялись в союзы. Самый крупный получил название ополе. Первоначально во главе ополя стоял совет старейшин, избиравшийся из представителей самых сильных и уважаемых родов. В дальнейшем управление отдельными территориями ополя было разделено между старейшинами и стало передаваться по наследству, а сами старейшины стали называться князьями.

Постоянные войны и конфликты между князьями привели к необходимости создания воинских подразделений. Воины набирались из числа свободных людей, не привязанных к земле. Из этого-то класса и выросло новое привилегированное сословие - шляхта. В переводе с немецкого языка слово «шляхта» означает «сражение».

А вот что представляет собой вторая версия возникновения сословия. Она принадлежит профессору Краковского университета, Францишеку Ксаверию Пекосинскому, жившему в 19 веке. По мнению учёного, польская шляхта не была рождена эволюционно в недрах польского народа. Он убеждён, что первые шляхтичи были потомками полабов, воинственных славянских племён, вторгшихся на территорию Польши в конце 8 - начале 9 века. В пользу его предположения говорит тот факт, что на родовых гербах самых древних шляхетских семей изображены славянские руны.

Первые летописи

Первое упоминание о польских рыцарях, ставших родоначальниками дворянского сословия, сохранилось в летописи Галла Анонима, умершего в 1145 году. Несмотря на то, что составленная им «Хроника и деяния князей и правителей польских» подчас грешит историческими неточностями и пробелами, она всё же стала главным источником сведений о формировании польского государства. Первое упоминание о шляхте связано с именами Мешко 1 и его сына, короля Болеслава 1 Храброго.

В правление Болеслава было установлено присвоение статуса «владыки» каждому воину, оказавшему королю значительную услугу. Об этом есть запись, датируемая 1025 годом.

Король польских рыцарей

Болеслав 1 Храбрый жаловал почётное звание не только князьям, но и рабам, хотя первые вытребовали себе особый статус - «можновлады», чем гордились особо. Вплоть до конца 11 века владыки, они же - рыцари, они же - родоначальники шляхетского сословия, не имели своих земельных владений.

В 12 веке, при Болеславе Кривоустом, рыцарское сословие из перекати-поле превратилось в землевладельцев.

Европа середины прошлого столетия знает рыцарей как воинов церкви, несущих христианскую веру язычникам. Польские же рыцари начинались не как воины церкви, а как защитники князей и королей. Болеслав 1 Храбрый, учинивший это сословие, и был сначала князем Польши, а потом самопровозглашённым королём. Он правил почти 30 лет и остался в истории как очень умный, хитрый и смелый политик и воин. При нём Королевство Польское значительно расширилось за счёт присоединения чешских территорий. Болеслав ввёл в состав Польши часть Великой Моравии. Благодаря ему город Краков, столица Малой Польши, навсегда вошёл в Королевство Польское. Долгое время он был столицей государства. Это и по сей день - один из самых крупных городов страны, важнейший культурный, экономический и научный её центр.

Пясты

Династия Пястов, к которой принадлежал король Болеслав, правила страной четыре века. Именно при Пястах Польша пережила период наиболее бурного развития во всех областях. Основы современной культуры Польши были заложены именно тогда. Не последнюю роль в этом сыграла христианизация страны. Процветали ремёсла и сельское хозяйство, были установлены прочные торговые связи с приграничными государствами. Шляхетское сословие активно участвовало в процессах, способствующих развитию и возвеличиванию Польши.

Разделение шляхты и рыцарства

К польская шляхта представляла собой довольно многочисленное и очень влиятельное сословие. Теперь вступить в него просто так, за рыцарский подвиг, стало нельзя. Были приняты законы об индигенате, адопции и нобилитации. Шляхтичи отгораживались от прочих сословий, оказывая давление на короля. Они могли себе это позволить, так как за несколько столетий стали самыми крупными землевладельцами в государстве. А в правление короля Людовика Венгерского добились неслыханных доселе привилегий.

Кошицкий привилей

Людовик не имел сыновей, а его дочери не имели права на престол. Чтобы получить для них это право, он пообещал дворянам-шляхтичам отмену почти всех обязанностей по отношению к монарху. Так, в 1374 г. вышел знаменитый Кошицкий привилей. Теперь все важные государственные должности занимала польская шляхта.

В соответствии с новым договором, дворянство существенно ограничивало власть королевской семьи и верховного духовенства. Шляхтичи освобождались ото всех налогов, за исключением земельного, но и он был мизерным - с одного поля в год взималось всего 2 гроша. При этом дворяне получали жалованье, если участвовали в боевых действиях. Они не были обязаны строить и ремонтировать замки, мосты, городские здания. Во время поездок королевской особы по территории Польши шляхтичи уже не сопровождали ее в качестве охраны и почётного эскорта, с них также была снята обязанность обеспечивать короля продовольствием и жильём.

Речь Посполитая

В 1569 году Королевство Польское объединилось с Великим Княжеством Литовским в единое государство, Речь Посполитую. Политический строй в новом государстве принято называть шляхетской демократией. На деле же никакой демократии не было. Во главе Речи Посполитой стоял избираемый пожизненно король. Его титул не передавался по наследству. Вместе с монархом управление страной осуществлял Сейм.

Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской избы. Сейм состоял из высших государственных чиновников и верховного духовенства, а Посольская изба - их выборных представителей шляхетского сословия. По сути дела, история Речи Посполитой - это история того, как дворянство самовластно и неразумно управляло собственным государством.

Власть шляхты над Польшей

При слабой монархии польские шляхтичи добились огромного влияния на законодательные и исполнительные органы власти. Историками шляхетское самоуправление оценивается как предпосылка к анархии.

Данное заключение построено на неограниченном влиянии шляхтичей на политические и экономические процессы в стране. Шляхта имела право вето, если король намеревался созвать ополчение, принять какой-либо закон или установить новый налог, последнее слово, быть этому или не быть, всегда стояло за шляхтой. И это при том, что само шляхетское сословие было защищено законом о личной и имущественной неприкосновенности.

Взаимоотношения шляхты с крестьянами

После присоединения в 14-15 вв. к Польше малозаселённой Червонной Руси польские крестьяне начали переселяться на новые территории. С развитием торговли сельхозпродукция, произведённая на этих землях, стала пользоваться за рубежом повышенным спросом.

В 1423 году свободы общин крестьян-переселенцев ограничили очередным законом, введённым под давлением шляхетского сословия. По этому закону крестьяне были обращены в крепостных, обязывались исполнять панщину и не имели права покидать местность, на которой проживали.

Взаимоотношения шляхты с мещанами

История Речи Посполитой помнит и то, как шляхта третировала городское население. В 1496 году вышел закон, запрещающий мещанам покупать земельные участки. Причина выглядит надуманной, так как аргументом в пользу принятия данного постановления было лишь то, что горожане имеют тенденцию уклоняться от воинских обязанностей, а закреплённые за землёй крестьяне - потенциальные рекруты. И их городские хозяева-мещане будут препятствовать призыву своих подданных на военную службу.

По этому же закону работа промышленных предприятий и торговых заведений контролировалась старостами и воеводами, назначаемыми из числа шляхтичей.

Шляхетское мировоззрение

Постепенно польская шляхта начала воспринимать себя высшим и лучшим из польских сословий. Несмотря на то, что в общей массе шляхтичи не были магнатами, а имели довольно скромные владения и не отличались высоким уровнем образования, они имели чрезвычайно высокую самооценку, ведь шляхтич - это прежде всего гонор. В Польше слово «гонор» до сих пор не имеет негативного подтекста.

На чём же зиждилось столь необычное мировоззрение? В первую очередь на том, что каждый дворянин, избранный в Правительство, имел право вето. Тогдашняя шляхетская культура подразумевала даже пренебрежительное отношение к королю, которого избирала по своему усмотрению. Рокош (право непослушания королю) ставил монарха на одну ступень с подданными из шляхетского сословия. Шляхтич - это человек, одинаково презирающий все сословия, кроме своего, и уж если сам король для шляхтича - не авторитет и тем более не то что говорить про крестьян и мещан? Их шляхтичи именовали холопами.

Чем же занимала своё время эта праздная часть населения Речи Посполитой? Любимыми занятиями шляхтичей были пиры, охота и танцы. Нравы польских дворян красочно описаны в исторических романах Генрика Сенкевича «Пан Володыевский», «Огнём и мечом» и «Потоп».

Однако всё когда-то кончается. Закончилось и самовластие шляхты.

Польша в составе Российской империи

В конце 18 века часть территорий Речи Посполитой вошла в Вот тогда и начались так называемые разборы шляхты. Под этим термином понимается комплекс мероприятий, проведённых российским правительством. Они были направлены на ограничение безраздельной и нецелесообразной, в рамках государственного развития, власти польского дворянства. К слову сказать, в то время процент дворянского населения в Польше составлял 7-8%, а в Российской империи едва достигал 1,5%.

Имущественный статус шляхтичей не дотягивал до принятого в России. По государеву Указу от 25 сентября 1800 года к дворянскому сословию можно было отнести тех жителей Привислинских губерний (так назывались польские земли в составе России), которые смогут в течение двух лет представить документальные доказательства своего статуса, датируемые шляхетскими 1795 года. Всех остальных распределят по иным сословиям - крестьянскому, мещанскому и вольнохлеборобскому. Во время шляхетского самоуправления в Речи Посполитой шляхетское сословие активно пополнялось новыми членами. К моменту присоединения к Российской империи среди шляхтичей были те, кто успел получить этот статус от Дворянского депутатского собрания, но не имел подтверждения из Герольдии Сената. Эта категория была исключена из списка рассматриваемых на причисление к дворянству.

После польского восстания 1830-1831 годов Сенатом было принято Постановление об упорядочении поляков, относящих себя к шляхте, и о разделении их на три категории с последующим причислением к дворянскому сословию.

С момента вступления в силу данного Постановления Дворянским собраниям запрещалось выдавать полякам свидетельства о дворянстве, если названный статус не был заверен в Герольдии.

Поляки-шляхтичи, представившие документы на предоставление дворянства, были записаны гражданами или однодворцами. Все остальные записывались в государственные крестьяне.

Шляхтичи, не утверждённые в не имели права покупать землю с крестьянами. В конечном итоге они пополнили мещанский класс и крестьянство.

Конец шляхетского сословия

Закончилась эпоха польской шляхты с обретением Польшей (в начале 20 века) независимости от Российской империи. В новой Конституции от 1921-1926 гг. ни разу не упоминаются слова "шляхта" или "дворянство". Отныне и навсегда в новопровозглашённой Польской Республике все её граждане были уравнены в правах и обязанностях.

Хотел разобратся и написать про шляхту. И как началь смотреть, тут же заметил паралели. Так украинская пропоганда 1 в 1 повторяет, что поляки писали во времья обьедиение Литвы и Польши. А эта обьединенная страна тут же стремительно расцвела, в итоге так же быстро развалившись. Но культурный и этнический ландшафт этого краёв возник тогда.
ЧТоб понять, что происходит, надо читать про Речь Посполитскую.

Республика Королевства Польского и Великого Княжества Литовского с васалами (диагональные линии) и землевладением магнатов. В этой карте много важног:

Шляхта
Шляхта была знатным сословием, но в большинстве малоземельной (небогатой). Во времья войны брались за оружие и становились дворянским ополченим. Европейского аналога тут нет, её иногда сравнивают с кастами в Индии, например, раджпутов.

Шляхта существовало как племя, все шляхтичи считались братьями. Даже беднейшие но благородные шляхтичи, гречкосеи или работающие по найму (были беднее зажиточного холопа - крестянина) обладали тем же правами и золотой вольностю, что и магнаты, владеющие землами больше государств.
Короля же воспринимали как равного себе «пана-брата» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания - рокош.

Благородные шляхтичи отличались особым чувством собственного достоинства - «гонором» (лат. honor - честь) и демонстративной храбростью.

Но это слово возникло потом, а сначало называли себья лехами. И вся польская государственная нация (ляхи) состояла из шляхты. Они обладали демократическим правам куда большими, чем граждане большинства современных стран и культивировали такие идеалы как Честь, достоинство, доблесть, а так же политические: свобода, солидарность, коллегиальность.

Солидарность и равенство шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.

Достоиными занятиями шляхты в мирное время считалось охота, пиры, танцы и прочее галантное времяпровождение.

На шляхте налогался только земельный налог, к ним не могли применятся телесные наказания, произвольный безсудебный арест.

В отдельных, более поинерских, восточных регионах шляхта могла составлять по 1/3 население, например, в Подляском воеводстве. В некоторых областях по 1/2 народа было шляхтой. В столичном Краковском воеводстве же шляхта составляла лиш 1,7%.

После раздела Польши половина Российской знати была шляхта. Их всячески старались понизить, не потверждали знатный статус и отнимали экономическую базис. В Российской империи часть шляхти была беднее крепостных. Но сколько бы денег не имело, эта сословие не облагоражена честю, достоинством и солидарностью.

Тем не менее, с Речи Посполитой в Российскую Империю вошли фамилии как Чаиковский, Милорадовский, Достоевский, Разумовский, Полторатский.

В 1921-ом в новой Польше отменили все шляхитские привилегии. Но эта сословие повлияла на польский национальный характер.

Полонез
"Полонез - королевский танец, который должен освоить каждый польский подросток." С возвышенной музыкой. Возник в 15-ом веке. С ним начинали и заканчивали танцы, а по середине переходили на что то быстрее.
Самые рание были груповые танцы, потом появились парные. Наверное это отражает сдвиг в характере общества или другую общественную функцию танца.
Ходзоний, пеший, гусиный, великий, стародваний, старосветский, медленный...

Вампиры танцуют полонез:

Шарашкова Шляхта
Серая, тобишь одетая как крестяне. Часткова шляхта - владельцы части села. Голота шляхта - безземельная, низшие из высоких. Грецкосей и полпанек.
Средня шлахта - владели хоть селом или имели какой то титул и должность.

Реч посполитая, что это такое?
На польском республика - "общее дело" перевели как Ржечпосполита, да чтоб звучало похоже. Это страшноватое слово русские не могли произнести и назвали по народному.

Возникло она после Люблянской унии, обьединение Королевства Польского и Великого Княжество Литовского. "Республика обоих народов" придумали уже после ищезновение. Во время её существование была власть а не этнические народы.

Гербы Польши и Литвы геральдически соединены два раза, чтоб некто небыл не выше и ниже или справо и слево.

Немецкие крестовые походы
Польский князь, Конрад Мазовийский попросил помоч с прусскими язычниками. Потом эту помощ они на пару столетий ругали. Как тевтонский орден начал воевать, так и продолжил, пока обьеденённые польские, литовские и русские войска их не разбили при Грюнвальдской (Жалгирис) битве.

Польская крылатая кавалерия

Великое Княжество Литовское - ВКЛ
Как следствие крестовых походов из самых дальных балтских земель возникло единое Княжество Литовское. На северо западе Литвы (жмудь, жемайти) жили язычники, а на востоке уже было православие. После монголов Русь перестала существовать и литовцы прихватили эти земли, но в качестве законов взяли "русское право", а государственным (канцелярским) языком стал писменный западнорусский язык, он же старобелорусский, самоназванный «руський язык» или «руськая мова».
Литва только что вышла из племянного строя и переняла уже существующую гос организацию.

Сначало в ВКЛ литовская знять была выше русской. А потом они сравнялись в положении. Знать быстро переходила на язык и обычия подданых. Самые высокие литовцы говорили на западнорусском и именровались баярами.

Но даже знать имела только богатства а не права и свободы. В Литве сохранились суровые устои племянного вождизма и сохранялась язычество. Но с другой стороны крестяне были равнее, особо в Жемайтии. Литва воевала на войну призивая весь народ. Потом Витовт (Витаутас) Великий по европейскому примеру создавал аристократию - класс професиональных военных.

Литовский язык похож на латышский, но на самом деле народы совсем разные. Литовцев даже больше понимают латвийские русские и каквазцы.
В литовской народной песне поётся, что литовские ребята идут на войну защищать свою страну, многие из них погибают, а потом они появляются как кукушки и поют на дереве.Литовцы ещё подкормливали ужей молоком и осталяли пищу у могил, для предков.

ВКЛ было мультикультуральной и многорелигиозной страной, куда больше чем самые либеральные демократии ЕС. Там были язычники, православные христиане, католики, господа кальвинисты, мусульмане татары, евреи литваки, евреи караимы, русские разных национальностей и шотландцы.
Татаров нанимали на самые военно тяжёлые места. Глинские - татарский род.

Королевство Польское
Существовало задолго до Литвы и противоположным образом. Она была создана по западному, римскому образу, но скорее даже древнему, республиканскому.

Там западные славяне. Западнее Польши под Берлином даже была славянская Венеция - по немецки венден. В Балтике до ганзейского союза торговали в основном скандинавы и западные славяне.

Польша не морская страна и не венден, она противостояла Германии и включала и кельтских и германских племён. Плотность население там было куда больше чем в ВКЛ.

А от куда взялась шляхта не известно. Она часто подчеркивала обособленность, сарматское происхождение, или завоевание другими славянами. Но правили почти как завоеватели.

Галицко - Волынское Княжество
После развала единой Руси одним из важных самостоятельных центров стало Галицко - Волынское княжество. Оно имело тесные связи с Золотой Ордой, было их васалами, к тому галичане воевали в союзничестве с Ордой. Впрочем это им не помогло, и эту княжество быстро разделили.
Война за галицко-волынское наследство - между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским за обладание территорией ослабевшего Галицко-Волынского княжества с 1340 по 1392 года.
Но оно так и осталось отдельной единицой, несовсем Украиной.
Позже её именовали загадочным названием Королевство Галиции и Лодомерии. (Во)лодомерия, как Владимир но с полной гласностью. А поное имя Королевство Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора. (Как то вместе собралось всё отвратное.)

Литвины, москали, ну и окраинцы
В регионе русские было большим народом, разделённым после падение Руси.
КТо жил в ВКЛ назывались литвинами. А жители Московского Царства - москалями.

Люблинская Уния
Великое Княжество Литовское не могло противостоять усиливавшемусь Московскому Царству. В связи с поражениями нечего не осталось, как обьединится с Королевством Польским. И поляки им предложили обьединится на неравных условиях и задаром воевать не хотели.
В сейме были представлены в основном поляки, и за военные услуги русские земли Галиции и окраины (будущей Украины), включая "Дикое Поле" (безлюдная территория) и ещё Подляшье перешло Королевству.

И до того связи были тесные. Литовский князь Ягайло (гайлис - петух) крестился в католичестве, приняв крещенное имя Владислав, поженился на польской принцесе Ядвиге и стал королём польским, и тем самым основал династию Ягелонов. Но короли было отдельное сословие и это не означало, что страны едины.

Во времья люблинской Унии польский автор Станислав Ореховский написал книгу "Пирамида", о том, что в Литовском княжестве царит самоуправство, неволя и полная зависимость от хозяина, который может ради каприза уничтожить поданого. И если литвины хотят зажить как люди, пусть присоединяются к Королевству Польскому:

"Все княжества - противная вещь, они не соответствуют человеческой природе и проклятые Богом."
Там господствуют неволя, деспотия и самоуправство хозяев, которые могут наказать, растлить и даже уничтожить своих подданных ради всяческих капризов и не понести за это никакого наказания.
Жители княжеств - нищие; они живут в вечной бедности, нужде, находясь в полной зависимости от хозяев.
И только в Королевстве человек получает настоящую свободу и счастье. "Тот, кто не живет в королевстве - не принадлежит к свободным людям. Он не дворянин, он не имеет никаких прав и вечно живет в несчастье и нищете...

Каждый человек в княжестве - это только тень человека, а не настоящий человек".
Ни один литвиy не является свободным, каждый от кого-то зависит, а господствует над всеми великий князь, который от рождения хозяин над всеми. Поэтому "когда видим людей из Великого Княжества Литовского - видим невольников".
Никто из уроженцев Княжества, даже знатных и богатых, не может сравниться по своим правам со свободными поляками.

А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля.

И это скорее правда. В Прибалтике такие порядки. Наверное и по этому из Литвы и Латвии бежит население. А тогда русская знать из перешедших к Польше земель (Украины), и получившая вольный статус стала ярыми энтузиастами полонизации.

Это очень знаковая история. Эти самые лозунги слышны из Украины. Только вместо Литва - "Монголия", "Орда" или "РФ" и "Путин".

После унии литовскую знать "адоптировали" в польские шляхетские роды и получили вольности. Но и города получили Магдебургское право, гарантировавшие свободы. И они расцвели.

Русское дворянство
Дворяне русских родов вполне могли управлять государством. Лев Сапеха был великим канцлерами Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтиского. "Сапеха" звучит по украински. Это было ещё до возникновении украинства, а языковые особенности были, ещё с племён. Ходкевичи, Тисшкевичи звучит более по беларускому, а Ильиничи уже по русски.

Со временем русские дворяне переходили в польскую шляхту. Говорили: "происхождение русское, нация польская".

У многих родов в гербах был изображен полумесяц с звездой Давида. Например у магнатов Острогских. У Корыбутов над полумесяцом и звездой давида возвышался крест.

Магнаты
В Республике появились магнаты, те же олигархи. Они были крупные землевладельцы, 200 - 300 на всю страну, а из них 40 - 50 обладали огромным политическим влиянием. Земля тогда была главным источником богатства. Их ещё называли кармазинами, по малиновой одежде (малиновые пиджаки.)

Больше магнаты были в Великом Княжестве Литовском. В Польше была движение "за экзекуцию прав", чтоб Король забрал земли у магнатов.

Замойские владели 1/4 сегодняшней Эстонии и ещё многими владениями. Огромными землями владели Радзивиллы. А самое большое их засилие была на территории Украины: Острогские, Вишневецкие, Збараские, Заславские. Впрочем, и теперь там засилие магнатов Коломойский, Фирташ, Ахметов, ну и Порошенко...

Называлась магнатерия, тот самый олигархат.

Радзивиллы
В их имениях в 1567-ом году насчитывалось 28 170 домохозяйств. Для войска ВКЛ выставили 939 всадников и 1586 пехотинцев.
На территории Беларуси им пренодлежали города: Геранёны, Давид-Городок, Клецк, Койданово, Копысь, Лахву, Мир, Несвиж, Чернавчицы, Щучин, в Литве: Кедайняй, Дубингяй, Биржай и множество деревень. После Олельковичей к Радзивиллам перешло Слуцкое княжество со Слуцком и Копылем.

На литовском Радивиллы, древнейший род по преданиям происходящий от литовских языческих жрецов. Основоположником стал принявший христианство Радивил. Что могло означать ради вилкам - родня волкам. Девиз: "Нам советует Бог".

На гербе королевская мантия. Тоже одна из привилегий:

Фамилии
Фамилии польской шляхты образовали с места происхождения. Дамброва - дубовый лес, Дамбровка - роща дубов. З Дамбровки или Дамбровски - с дубовой рощи. Позже из за престижа и другие слои предпочли перейти на такие фамилия.
На польском Кучински, по русски в конце добавляется дифтонг ий.

Золотая Вольность
Свобода по старопольски: король при вступлении в должность подписывал два документа: конституцию и предвыборные обещание сейму.
А золотая вольность предусматривала права, достоинства и свободы, возможность собратся и выбрать свою политику. Так же шляхта обладала на частичную духовную свободу от церковных клерикалов (свободу мнения).

Она не предусматривала особые права для миллиардеров и богачей, как в Украине и США. Вольность была внутри закона а не от закона.

Но они обладали правом на рокош - восстание.

Рокош
Это право шляхты на военное востание против короля. В оргинале так называлось всенародное собрание в Венгрии, а потом всеобщая соборность шляхты, не только лиш депутатов.
Мера эта черезвичайная. Но если король ведёт страну к погибели, то почему бы и нет?

Собрание, магнаты в малиновом

Парламенты всех уровней
Шляхта на местах собиралась в сеймиках, в которых приходили к определённому мнению и дальше избирали и инструировали двух послов, которых отправляли в Сейм.

Местные крестянские вопросы тоже решали сельским собранием, в которых были представлены крестянские старейшины, старости и т. д. В них и вершали суд.

Евреи и экономика
В отличии от западной Европы Ржечпосполита и ВКЛ была страной религиозного терпимства. И экономическая жизнь на территории Ржечпосполиты опеделялась связкой шляхти и еврев. Крупная знать владели мельницами. Их сдавали евреям. Тут как в современом капитализме с одной сторны владелец, инвестор и держатель акций, а с другой оперативное управление.
Аристократия обладала эксклюзивным правом продавать алкоголь. Но сами благородные магнаты конечно водку не гнали, не варили пиво и содержали кабаков. Эти права они сдавали евреям. Поместия по половину дохода получали от спиртного.

Некий антипольский генерал-губернатор Беларуси высказался, что "евреи спаивают русских". И лиш чтоб лишить польскую аристократию доходов.

Ну и в Ржечпосполите стало много евеев.

У библейского Ноя было 3 сыновья. Шем стал праотцом евреев. Яфет стал праотцом шляхты. А сын Хам, прокляты Ноем за грехи, праотцом крестян. В западно Европе же считалось что Хам стал праотцом африканцев и прочих "чёрных" народов.

Еврейская религия не была препятствием присоединение к шляхте. Но по некоторым законам переход в христианство вознаграждался нобилитацией. Но оно было редким явлением. Упоминается, в 18-ом веке некие последователи Якуба Франка присоединились некой местной шляхте еврейского происхождения.

Кроме "нобилитации" в польском была "конгратуляция" и куча похожих славяно-латинских образований. Разговаривать одновременно на польском и латыне считалось хорошим тоном.

Экономичский расцвет
После обьединение в Ржечпосполиту в стране был бурный экономический рост. На запад страна экспортировала продовольствие, лесоматериалы и т. д. Благодаря Магдебургскому Праву бурно росли города. В малозаселённые территории (Украины) господами привлекались поселенцы мазуры. Так же обмен технологиям и большее пространство торговли.

Панщина или барщина
Но с ростом экспорта всё больше и больше накладывали на крестян.
Сначало холопам предпологалось день в неделю работать на землевадельца. А потом увелтичивали доход удлиняя барщину. В итоге крестянам даже не хватало время на свои участки.

Польские крестяне старались эмигрировать в западные страны, а власти старались ин наоборот - укоренить. Издался законы, если крестянин 10 лет обрабатывает землю хозяина, он становится крепостным. Потом срок сократили на 1 год.

Тем не менее богатые крестяне имели право откупится от принудительных работ.

"Дорожную барщину" в Эстонии отменили лиш в 60-ые или 70-ые года (в ЭССР). По закону поместия обеспечивали стройматериалов а крестяне - транспорт и рабочую силу. Таким образом содержались дороги и мосты.

Герцогство Курляндсгое и Семигальское
Во владениях Ржечпосполиты входили Прусское и Курляндское герцогства, земли крестоносцев. Лифляндия (Ливония) развалилась, Курляндию присоединила ВКЛ. А через 8 лет установили кондоминиум Польши и Литвы.

Курляндское герцогство было васальским государством а не частю Республики, с ограниченной законом армией. Если в Лифляндии гос строй была теократия, а регионы управлялись епископамы и рыцарксим орденом крестоносцев. То последний ландмейстер ордена стал герцогом. А для крестян ввели самый передовой закон в мире - крепестное право.

Звучит не прогресивно. Но во времья создания Герцогства там городов почти не было. И столицой избрали герцогский замок в центре, Mittau, от die mitte - центр, нынче Елгава.

И герцогская династия Кетлеров была передовой, путешестваовала на запад и своих детей уила в передовые страны. По примеру Голландии создали торговый флот, открывали фаткории, где из болотной руды плавили железо. До этого там был только колхоз и военные.
Курляндия с 200 000 жителей на короткое время обзавелась двумя заморскими колониями: Тобаго и африканским речным островом. На карте указаны эти территории. В колонию отправлялись крестяне, за это им обещали дать свободу.

Эти герцоги похожи Петра 1 и постепенно сближались России. При отьезде Анны Романовы из Курляндии на Петербург, герцог другой династии - Бирон некоторое время фактически управлял Империей.

Остальной Лифляндией (Инфлантией), за отсчётом Эстляндии (север Эстонии) польская республика владела напрямую. Эта территория небыла передовой. Из Республики только издали указ, что к крестянам теперь надо будет относится не хуже как в Польше или Литве. Во время безвластие даже ремесленик имел право повесить крестянина.

Про Пруссию не изучал. Часть Пруссии входила в Польшу как регион, другая была васальским государством. Оно то в итоге участвовала в дележки Польши и стало той Германией.

У Пруссии было мало ресурсов войны но отлично подготовленная армия, по этому надо было сокрушить противников как можно быстрее - блицкриг.

В герб герцогов Кетлеров, Курляньдия и Семигалия так же соединены чтоб не одна часть небыла не выше или с правой стороны:

Сарматизм
В Польском Королевстве развилась идея похожая на современное евразийскость. Шляхта считала себья потомками сармат - древнего племени ираноязычных кочевников. И так они отделались от остального "простого" население. Они носила нарочито восточную одежду, носила изогнутые сабли. Использовалась черкесская броня. Но они то воевали с ближневосточными государствами и перенимали их приёмы войны.

Сарматизм сильно влиял на культуру, свои замки они специально строили упрощёнными, так как предпологалось, что так и следует сарматам. Был "сарматский портрет". Европейскую аристократию они называли носками, по западной одежде.

Возможно эта идеология помогала в одной стране удержать множество народов и религий, создав единый миф элит.

Сарматизм вёл польский историк Ян Длугош (1415-1480). Сарматы противопостовляли себя как западу так и тиранической Азии.

Миф сармат по прежднему жив. Помнится сериал "Сармат", где говорилось, "все мы тут сарматы". И украинцы утверждают, что они потомки сармат.

А южнее живут венгры. Хоть их знать ведёт родословню со степных кочевников с языком ханти и манси. Жители венгерского региона ясов в договорах обозночены как потомки алан, которые потомки сармат. В свою очеред осетины тоже потомки алан.

В литовском языке осталось слово "сармата". В Польше сарматский уже воспринимается несколько иронично. А в обще, это книжное.

Ян Собиеский
Коронный гетман а потом избранный сеймом полский король Ян 3 Собиеский в битве при Вене полностю разгромил турецкую и крымско-татарскую армию. После этого у Турции закончился "великолепный век", которого они показывают на ТВ.

В его честь названо созвездие, когда то Щит Собиеского, а теперь Созвездие Щита.

Казачий Гетманат
В так сказать Окраине, известной как Малопольский регион и Малороссия находилось безлюдное "Дикое Поле". Там возник "странный народ", некое подобие плавильного котла из специфичных личностей наподобии дикого запада. Русские, татары, шляхтичи, некоторые очень знатных родов, и даже шотландцы. Из этого котла выплавилось казчество и украинская нация.

В Запарожской Сечи в основном смешалась славянская и татарская культура. Казачество почти что славянские кочевники, с татарским оружием.

Украина, за исключением восточных регионов, часть Руси, которую ВКЛ по Люблинской Унии передала Польскому Королевству.

Полонизация и католизация
Стремительный успех Королевства Польского им ударил в голову. Вследствии чего государство начало проводить политику полонизации. Образование было на польском и постепенно на него переходила аристократия. Государственные тексты перестали издавать на западнорусским. Вместо него стали печатать на литовском.
Но Вилнюсь полонизировался и стал польским городом.

С распространением контрреформации и западного йезуитского ордена начали навязывать католичество и преследоватса другие религии (евреи стали неверными).

Ради примирение православия и католицизма создали общую государственную - греко-католическую или униатскую церквь.

Это пошатнуло основы государства.

Одна из причин отделение Украины и присоединении к России была религиозное. Российская империя давала больше прав простому народу, по присоединению к России украинцам отменили крепостное право. Правда ненадолго - Российская Империя в отличии от Республики не соблюдала подписанные документы, всё решало воля царя;)

Это дошло до того, что на сегодняшный день окончательно перессорились поляки и литовцы. Они едины только во внешней политике, точнее американской геополитике.

Конец
Стремительный успех ударил в голову и создал предпосылку для падение.

Шляхта как сословие задавила сословие горожан, отняв им всяких прав. С чего города перестали развиватся. За ненадобностю деградировало некогда хорошее вышее образование. Не развивалось и индустрия.

Одна часть - Польша, задавила другую - Литва, что не помогало общему.

Права на вето привело к невозможности каких либо прогрессивных преобразований. Кто то всегда будет недоволен. Даже созыв армии был затруднен.

Поляки считают, что Республика обогнала своё времья, но в позднее средневековье следовало перейти на абсолютизм. Когда решения принимаются королевским указом, и хотя часто и неверные но быстрие.

Правда причина и в исключительно сословной солидарности. Надавали бы крестянам долю вольности и достоинства шляхты, было меньше центростремительных тенденций.

В итоге только 100 после Яна Собиеского состоялся первый раздел Речи Посполиты. За ним последовал второй и третий, пока всё было поделено. И от некогда могущественной державы нечего не осталось.

Польский месианизм
Это философское течение развилось после падение Республики. Тогда польским народом стала не шляхта а все поляки. Создалась мысль, что польский народ обладает особыми чертами и опираясь на духовную силу несёт миссию для всего мира. Польша как Исус Хрестос. Расцвет этого пришёлся на период востания.

Речь Посполита должна была быть «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы». А польский народ, как потомки сармат, должен играть особую роль в истории мира.

По одной из версии польский массианизм развился из за тесного контакта с евреями. В владениях польской Короны возникло еврейское хасидское движения, там появлялись харизматические лидера, часто признаваемые месией. По другой, месианизм происходил от большой религиозности поляков.

В общем в Латвии тоже на каждые выборы появляются какой то новый спаситель. И народ в их верит. Да и у власти в Латвии в основном поляские и немецкие а не латышские или шведские фамилии.

Результат от политического месианизма скорее нешгатиный чем позитивный, в внешней политике одно зло.
Но с другой стороны, если не все эти спасители, опирающиесь на силу духа, наверное тут (и в Польше) был такой же режим воров как в Украине и Молдове, которые опираются на силу денег.
Только они имеют тенденцию начинать священные войны.

В Израиле тоже слышны такие идеи. Только там еще идеология, что все нам враги и желают зла (ну кроме аж святых США), что мешает любому сотрудничество.

В уже современной Польше была Ягеллонская Идея, создание мнультикультурной империи, которая будет идти на восток и там навязать свою волю. И с этим конкурируещая идея Пиастов, о национальном государстве, враждующем с немцами. В этом и проблема. (У поляков главная профессия историк.)

ВКЛ - Литва или Беларусь?
Белорусские историки Великое Кнажество Литовское называют не иначе как древней Беларусью. Что исторические личности родом из восточной части, из Беларуси. А на западе нечего небыло, не одного города.
Литовские историки им возражают, что тогда литовцы жили намного восточнее нинешней Литвы. Таутвилл, Вайшвилк, Гоштаут имена не славянские и сами себья считали литовцами.

Прадва где то по середине. То что в Беларуси балты переходили в славяне говорят и литовские учёные. Гос язык ВКЛ - западнорусский имел отчётливые черты беларусского языка. И первая столица - Новогрудок (Новгородик) была в Беларуси.

До возникновения ВКЛ был Полоцк. И ВКЛ создали по примеро того, чего они видели.

Какая бы ВКЛ небыло большой, прогрессивно - иклюзивной, благородной и важной, страшноватые устрои, описанные в "Пирамиде" похожи на сегодняшную Литву и Латвию. Чего население то бежит?

На юге Беларуси ещё жили славянское племяное обьединение - древляне, которые сражались с Киевом и варягами за господство на Руси. Но проиграли.

Итоги:
Star Wars Knights of Old Republic мне ассоциируется с Ржечпосполитой.
Нельзя в одной статье обьять всё. Но в истории Ржечпосполиты находится понимание многого, что происходит теперь. Украина, Прибалтика, Беларусь и Израиль. Культуры там перемешались, а региональные истории стали частю национальной идентичности некоторых стран.

Современная Польша не особо симпатичная страна с их то национализмом. На востоке много радикалов. И в отличии от шляхты не обладает самобытной культурой. Можно ли гордится тем, что у нас города как в Германии только хуже. В России же своя архитектура.
Любимый польский компонист Фредерик Шопен не вцепляет, в отличии от того же Чаикосвкого. Это какая то безликая Европа.
А Литва, по моему, маленький ужастик.

п.с.
Этот пост удар сабли по тирании, бесправию, культуру низов и фантазиями о национальной чистоте.

Слово «шляхта» происходит от средневерхненемецкого Geschlecht (род, порода), или от Schlaht (битва). Из немецкого языка в XIII веке оно вместе с многими другими терминами из области государственно-правовых отношений проникло сначала в чешский, а затем в польский язык. В Польше в XIII – XIV веках словом «шляхта» стали называть формирующееся в это время военно-служилое сословие.

С заключением в 1385 году Кревской унии и началом публикации первых земских привилеев этот термин распространился также и на территории Великого княжества Литовского (ВКЛ). Здесь в это время имели хождение другие термины для обозначения военно-служилого сословия, среди которых важнейшая роль принадлежала «боярам». В течении XV – XVI веков различные термины в государственно-правовых документах бытовали параллельно. Но по мере эволюции политического устройства ВКЛ и оформления шляхты как единого сословия произошла постепенная унификация терминологии.

Происхождение шляхетского сословия ВКЛ

В процессе становления шляхетского сословия на территории ВКЛ можно выделить несколько этапов. Первый соответствует периоду с середины XIII до конца XIV веков. В это время в продолжение традиции Древнерусского государства княжеские дружинники и воины, происходившие с территории Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств по-прежнему именовались «баляры», или «бояре». Со второй половины XIII века так же именовались дружинники великого князя литовского, а также дружинники удельных князей и даже крупных землевладельцев.

Батальная сцена на одной из миниатюр Радзивилловской летописи XV века

Принадлежность всех этих людей к общей группе определялась общей для всех обязанностью служить своему князю, что, в свою очередь, давало им права на получение от него кормлений и возможностей приобретения и держания земельной собственности. В состав этой категории входили лица различной социальной и имущественной принадлежности. Среди них были как потомки мелких литовских князей, а также старшей дружинной знати, являвшиеся богатыми наследными собственниками-вотчинниками своих земель, так и находящиеся в личной зависимости слуги князя, за службу получавшие от него стол, содержание, одежду, оружие и подарки, а также часть военной добычи.

Исследования показывают, что подавляющее большинство бояр по своему имущественному положению были людьми небогатыми. Как правило, они владели лишь небольшой усадьбой и одним-двумя зависимыми людьми-челядинами, или вовсе не имели своей земельной собственности.

Второй этап датируется временем между окончанием XIV и первой половиной XVI веков и связан с правовым оформлением военно-служилого сословия. Начало этому процессу было положено в 1387 году изданием великим князем литовским Ягайло первого земского привилея в ознаменование заключения Кревской унии с Польшей. В нем говорится, что воинская повинность в ВКЛ распространяется не только на «людей, носящих оружие, или бояр» (armigeri sive boyarines), но на всех мужчин, к этому способных.

Те из бояр, которые принимали католическую веру, а также их наследники, получали права владеть, держать, продавать, дарить, менять свои земли по собственной доброй воле. Жившие на этих землях крестьяне должны были выполнять в его пользу те повинности, которые полагалось выполнять в пользу князя. Они также освобождались от выполнения всех других принудительных работ, за исключением замковой повинности. Привилей гарантировал эти права как в отношении самих бояр и их прямых наследников, так и в отношении их вдов.

В 1413 году был издан Городельский привилей, адресатом которого являлись «паны, шляхтичи и бояре» (nobiles, barones, boyares) католического вероисповедания. Привилей подтверждал их старые владельческие права и предоставлял новые: занимать земские и придворные должности, участвовать в заседаниях великокняжеской Рады и в деятельности общих сеймов, распоряжаться доходами с полученных в качестве пожалований великокняжеских имений, т.е. те же права, которыми к тому времени уже пользовалась польские паны и шляхта. С целью укрепления боевого братства поляки даровали литовским боярам свои гербы. Семьи, пользующиеся одним гербом, рассматривались как родственники друг друга.

Хотя вышеназванные права предоставлялись первоначально лишь боярам-католикам, в результате междоусобной войны 1430 – 1434 годов в ВКЛ они оказались распространены также и на православных. Соответствующие решения были проведены в привилеях Ягайлы 1432 года и Сигизмунда Кейстутовича 1434 года.

Казимир IV Ягеллон, великий князь литовский в 1440 – 1492 годах, король польский в 1447 – 1492 годах

Закрепление привилегированного характера военно-служилого сословия ВКЛ произошло в привилее Казимира IV Ягеллона, изданном в 1447 году. В этом документе нашли подтверждения права бояр на земли и собственность, дарованные им предками Казимира, были гарантированы основные права на владение, наследование, продажу, залог и обмен имений. После смерти боярина его владения не могли быть конфискованы, а передавались его наследникам. Кроме того, дочери и родственницы бояр могли выходить замуж без ведома князя или его наместника.

Одним из важнейших положений привилея было освобождение живших во владениях бояр зависимых крестьян от уплаты любых повинностей в пользу государственной власти с передачей права на получение соответствующего дохода за их владельцем. На боярские владения распространялось также права судебного иммунитета, что делало их владельца единственным судьей для своих крестьян. Привилей подтверждал личную свободу и неприкосновенность бояр, гарантировал принцип личной ответственности при судебных конфликтах, предоставлял боярам ряд других привилегий, в том числе свободу выезда за границу для службы.

Права и обязанности шляхты

Правовое положение шляхетского сословия, созданное великокняжескими привилеями XIV – XVI веков и получившее окончательное оформление в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов, резко отличалось от правового положения иных категорий населения. Шляхта могла владеть землей на правах личной собственности, имела право беспошлинно торговать продукцией своих имений, в том числе вывозить их за границу, была освобождена от выплаты таможенных пошлин на товары, приобретенные за границей для личного пользования, а также от всех других налогов и повинностей, кроме обязанностей несения военной службы во время войны и выплаты денежных средств на военные нужды, которые собирались по решению общего сойма.

Шляхтич имел право оставлять службу у одного магната и переходить к другому, а также свободно выезжать за пределы страны. Он сохранял свободу независимо от того, как долго находился на службе у того или иного магната или проживал на арендованной у него земле. В законодательных актах провозглашались неприкосновенность личности шляхтича, которого было нельзя заключить в тюрьму до суда. Судить его могли только равные ему другие шляхтичи. Только шляхта имела право занимать государственные должности и участвовать в заседаниях сойма. Для защиты общих интересов шляхта имела право объединяться в политические союзы-конфедерации.


Основным занятием для большинства шляхтичей в мирное время были охота, пиры и танцы, сформировавшие особый тип шляхетской культуры XVI – XVIII веков

Основной обязанностью шляхты являлась военная служба. В 1502 году на сейме в Новогородке было установлено, что каждый землевладелец должен переписать своих людей и списки отдать Великому князю под присягою, что ничего не утаил. С каждых десяти имевшихся у него служб (крестьянских дворов) шляхтич должен был выставить с собой ратника в «зброе» (вооруженного – прим. ред.), на коне и с копьем. Начиная с 1528 года ратник в полном вооружении должен был выставляться с каждых восьми служб. Кто имел только восемь, обязан был выезжать сам. В документах их называли «конные бояры, якия людей не маюць», или «пешая шляхта». У кого людей было меньше или совсем не было, должны были снаряжать воина вскладчину от соответствующего числа крестьянских дворов в их собственности.

Было установлено, что не явившийся к сроку на сборный пункт подвергается штрафу в 100 грошей, кто не выедет неделю спустя, теряет имение, а за дезертирство полагалась смертная казнь. В 1528 году было установлено, как должен быть снаряжен воин в походе: «на добром кони во зброи з древом, с прапором, на котором бы был панцер, прылъбица, меч, або корд, сукня цветная, павеза и остроги две». В том же году был составлен список, кто и сколько всадников по призыву к ополчению должен выставить. Наибольшее число воинов выставляли Виленское воеводство (3605 человек, из которых 466 всадников со всех своих имений должен выставить виленский воевода Гоштовт), Трокское воеводство (2861 человек, из которых трокский воевода выставлял 426 всадников), а также Жмудская земля (1839 человек, из них 371 всадника выставлял жемайтский староста). Общая численность посполитого рушения могла достигать 10 178 воинов.

Эти и другие данные переписей войск ВКЛ в 1528, 1565 и 1567 годах явно показывают огромную имущественную разницу между различными представителями одного сословия. В то время, когда крупные феодалы могли выставить в армию целые конные отряды, представители мелкой шляхты не имели даже положенного вооружения. По количеству выставленных шляхтой воинов их можно разделить их на пять основных категорий в зависимости от величины земельных владений. К первой группе относятся самые мелкие шляхтичи (1 всадник), затем мелкие (2 – 10 всадников), средние (11 – 50 всадников), крупные (60 – 100 всадников), магнаты (более 100 всадников).

Абсолютное большинство военнообязанных шляхтичей принадлежит к группе самых мелких и мелких землевладельцев. В 1528 году они составляли 2562 человек, или 81 процент всех шляхтичей, явившихся на смотр из белорусских поветов (уездов). При этом они выставляли 53,6 процента всех (3873) лошадей из белорусских поветов, или 10,5 % всех (19817) лошадей ВКЛ.

Категории шляхты

Наиболее заметной группой господствующего сословия являлась высшая знать, в состав которой вошли потомки удельных русских и литовских князей и старших дружинников, богатые вотчинники, и крупные землевладельцы, крупнейшие иерархи церкви. Примерно с середины XV века для ее обозначения в государственно-правовых актах начинает использоваться термин «паны». В Статутах ВКЛ и других документах выделяются следующие их категории:

  • «Паны радные» – высшая знать, представители которой занимали придворные должности и заседали в составе Рады ВКЛ;
  • «Паны хоруговные» – крупнейшие землевладельцы, выступавшие в поход под своими знаменами (хоругвами) во главе собственных отрядов;
  • «Панята» – богатые землевладельцы, выступавшие на войну под особой хоругвой в составе особого отряда, отдельно от поветового ополчения шляхты.

Как правило, панами-радой и панами хоруговными являлись представители одних и тех же семей. Во второй половине XVI века эта группа по польскому образцу стала называться «магнатами». «Попис войска ВКЛ» 1528 года насчитывал 23 магнатских рода, аналогичный документ 1567 года – уже 29 родов, каждый из которых владел более чем тысячей крестьянских дымов.


Магнаты Речи Посполитой первой половины XVII века. Фрагмент картины Томаша Долабеллы

На более низкой в сравнении с этой группой ступени находились «бояре-шляхта», или со второй половины XVI века – просто «шляхта», – которые также были внутренне весьма неоднородной группой. Ее костяк составляли средние и мелкие собственники, которые обладали хорошей оседлостью и владели одним или несколькими имениями с собственными землями и обрабатывавшими их зависимыми крестьянами. Они, как правило, имели наследственные гербы, или наделялись ими, получив шляхетство от короля. Впоследствии, в XVII – XVIII веках, эта группа получила название «фольварочной шляхты».

Еще ниже ступенью находилась наиболее многочисленная группа малоимущей шляхты, владевшей лишь 5 – 10 волоками земли (волока - 21,36 га), которые, при отсутствии зависимых крестьян, они обрабатывали собственными силами. Совершенно не отличаясь от крестьянства в имущественном плане, малоземельная шляхта пользовалась всеми основными привилегиями своего сословия и обладала характерной корпоративной культурой. Зачастую образовывались целые шляхетские поселения, так называемые «застенки» или «околицы», которые были обособлены от соседних крестьянских поселений. Их население известно как «застенковая», «околичная» или «загоновая» шляхта.

Наконец, в самом низу находилась безземельная шляхта («голота»), которая жила за счет аренды государственных или магнатских земель на условиях выплаты оброка («чиншевая шляхта»), или за счет службы («служилая шляхта»).


«Шляхтич на загроде равен воеводе». Небогатый шляхтич, рисунок XVIII века

Особенностью Великого княжества Литовского являлось наличие значительной по численности промежуточной группы, занимавшей положение между шляхтой и крестьянами. Таким промежуточным статусом, например, обладали «панцирные бояре», или «панцирные слуги», набиравшиеся из вольных людей, крестьян и мещан и селившиеся в пограничных с Московской державой районах. На условиях бесплатного пользования наделами и рядом других привилегий они должны были участвовать в походах «с имений своих поспол (наравне – прим. ред.) с бояры», а также нести пограничную и гарнизонную службу. Между походами они должны были подчиняться местному каштеляну.

Другой подобной группой являлись «путные бояре» («путные слуги», «сельские путники»), выполнявшие «путную службу», т.е. поездки по поручениям администрации и за это получавшие аналогичные права пользования полученным от Великого князя земельным наделом. Пока границы шляхетского сословия оставались открыты, эти военнообязанные крестьяне часто стремились, – и в большинстве случаев им это действительно удавалось, – попасть в его ряды. Известны, однако, и противоположные случаи, когда бояре-слуги, которые не могли выполнять свои обязанности, переводились в категорию зависимых крестьян.

Литература:

  • Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. – Мн.: Беларуская навука, 2012, – 397 с.
  • Лойка П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ – першай трэці ХVІІ ст. – Мн., 2002. – 99 с.
  • Саганович Г. М. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў ХVІ – ХVІІ ст. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1994. – 79 с.
  • Селицкий А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII – XX вв.: Материалы Международной научной конференции. – Краснодар: «Кубань», 2003. – с. 105–128.
  • Грицкевич А.П. Формирование феодального сословия в Великом княжестве Литовском и его правовые основы (ХV – ХVІ вв.). // Первый Литовский Статут 1529 г. Вильнюс, 1982.
  • Грыцкевiч А.П. Шляхта. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.6, кн. 2. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.220 – 223.
  • Грыцкевiч А.П. Баяры. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.338.
  • Ткачоў М. А. Баяры панцырныя. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.339.

В литературе, которая касается истории Польши, так или иначе встречается слово «шляхта». Большинство современных людей не имеют представления о том, что это такое, но для поляков сословие шляхтичей уже много веков неотъемлемый элемент национальной гордости.

Большая советская энциклопедия в третьем томе дает такое определение слову «шляхта» (пол. szlachta, от древненем. slata — порода, происхождение, род) — в ряде стран Восточной Европы название главной части господствующего феодального класса, дворянские роды интеллектуалов, принадлежавшие к элите общества..

В польском обществе выше шляхты стояли только особы королевской крови. Шляхта в истории Польши — благородный класс, сами рыцари или их потомки. Номинально на момент появления шляхта представляла собой низший класс светских землевладельцев — рыцарей. Скоро данное сословие стало играть важную роль в польском обществе и государстве.

История становления шляхты

В начале второго тысячелетия в Польше появилось новое правило назначения рыцарей, которое изначально не было закреплено письменными документами. Рыцари должны были происходить из определенного клана, который бы принял их в свои ряды. Формирование кланов происходило на основе объединения вокруг могущественных родов, которые имели обширные территориальные владения или большую власть в стране. Большая часть таких кланов принимала в свой состав польскоговорящее население; иностранные рыцари, которые алкали присоединиться к знатному роду и таким образом обеспечить себе высокое положение в обществе, происходили в основном из германских земель и попали на территории Польши вследствие экспансии. Первоначально шляхта не оказывала особенного влияния на политическую жизнь страны и не была очень многочисленной, но с течением времени она преобразовалась в могущественную прослойку граждан, а к XVI веку Польша имела наибольшее количество привилегированных граждан, чем любая другая европейская страна. Шляхетских родов насчитывалось около 25 тысяч, что в целом составляло 6,7% от общей численности населения страны.

Польская шляхта не была однородной по своему составу, она делилась на три неравнозначные ветви: магнаты-шляхтичи, средние шляхтичи и мелкая шляхта. Среди магнатов было восемь-десять семей, которые владели важнейшими стратегическими территориями в государстве и занимали высокие посты в государственном управлении. Среди таких родов можно выделить Потоцких и Радзивиллов. Кроме непосредственного влияния через сенаторские посты и финансовые рычаги на политику государства, они имели еще и свои армии, что позволяло им фактически чувствовать себя безнаказанными, что бы они ни делали.
Каждому роду из тех, которые относились к средней шляхте, принадлежало от одного до шести семейных земельных наделов. Они не были настолько богаты, как магнаты, но тем не менее, из этой ветви выходила основная масса канцелярских чиновников и прочих мелких управленцев в государственном аппарате. Средняя шляхта составляла приблизительно 10% от всего шляхетского сословия.

Мелкая шляхта не имела значительных земельных уделов. Их владения порой составляли просто часть земельного участка. В эту категорию, низшую среди шляхты, часто попадали обанкротившиеся известные роды. Основная причина, по которой все эти люди, составлявшие около 70% шляхты, могли пользоваться всеми шляхетскими привилегиями, состояла в знатности их происхождения и хорошем генеалогическом древе. Но после того, как Речь Посполитая была разделена между Австрийским государством, Русским и Пруссией, шляхта была обязана доказать документально свое благородное происхождение. Однако никаких письменных подтверждений у большинства представителей мелкой шляхты не имелось, и они были записаны в список сословий, облагаемых податями, потеряв при этом, разумеется, свое привилегированное положение.

Систематическое упрочение положения шляхты: привилегии

В течение долгого времени шляхта боролась за увеличение своих прав, в чем ее с удовольствием поддерживали короли Польши, пытаясь, расширив привилегии среднего шляхетского сословия, уменьшить власть магнатов, которые фактически захватила в свои руки всю власть в государстве. Базисом, на котором строилось могущество шляхты, были королевские привилегии и уставы (статуты).
В 1374 году правителем Людовиком Анжуйским был дарован шляхте Кошицкий привилей. Согласно его тексту, при несении воинской службы шляхтичи освобождались от оплаты всех налогов, кроме поземельного, установленного в минимальных пределах. Также шляхте были дарованы государственные должности в качестве исключительного права, то есть, любой законнорожденный шляхтич по праву мог занимать место в правительстве, притом не по причине своих личных заслуг, а только по праву рождения.

В 1433 году Ягеллоном было даровано право личной неприкосновенности каждого шляхтича. За убийство назначалась смертная казнь либо штраф, в десятки раз превышавший штраф за убийство человека из любого другого сословия. Цереквицкие привилеи, которые обрели окончательное утверждение Нешавского статута в 1454 году, даровали шляхте право изменять законодательную базу страны и влиять на создание и утверждение тех или иных законов через шляхетские сеймы.
Ян Ольбрахт в 1496 году провозгласил Петрковский привилей, который полностью монополизировал земельные владения для шляхты. Кроме того, окончательно было введено и закрепощение крестьян. По этому привилею шляхетское сословие освобождалось также от оплаты налога на товары, ввозимые из-за границы. Фактически, это открыло пути для монополизации торговли иностранными товарами на территории Польши.
1573 год ознаменовался одним из самых важных расширений шляхетских прав: Валуа разрешил им принимать участие в королевских выборах. Таким образом, политический режим Польши приобрел вид шляхетской республики.

На протяжении всей истории Польши шляхта играла роль не только колоссального политического триггера, но и триггера культурного, поскольку все новые веяния проникали в страну именно через интеллектуальную элиту, коей в Польше являлась шляхта.