Педагогика

Котлован характеристика героев. Сочинение на тему: Имена персонажей в смысловой структуре повести «Котлован. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Характеристика литературного героя Жачев – инвалид первой мировой войны, безногий калека, передвигающийся на тележке. “Зубов у инвалида не было никаких, он их сработал начисто на пищу, зато наел громадное лицо и тучный остаток туловища; его…скупо отверзтые глаза наблюдали…мир с жадностью обездоленности, с тоской скопившейся страсти”. Ж. ненавидит всех интеллигентов и буржуев. Он каждую неделю ездит к чиновнику Пашкину за очередной порцией продуктов (“за своей долей жизни”). Но эти продукты герой не ест, а просто

Переводит, чтобы они не достались “буржуазному телу”. Ж. посещает также и Чиклина. Ему герой говорит, что хотел бы сжечь город, так как его “нахождение сволочи мучает”. Ж. уверен, что новое общество нужно строить только ради детей. Увидев Настю, герой решает, что “как только эта девочка и ей подобные…возмужают, то он кончит всех больших жителей своей местности…” Вместе с Прушевским и Настей Ж. отправляется в колхоз. Чиклин поручает ему важное задание – “ликвидировать кулаков вдаль”. Герой с радостью отправляет раскулаченных по реке на плоту навстречу судьбе. Вскоре Настя простужается и начинает болеть. Ж. и Чиклин привозят ее обратно на котлован. Но девочку не удается спасти. После смерти Насти Ж. говорит Чиклину, что теперь не верит в коммунизм: “…я урод империализма, а коммунизм – это детское дело, за то я и Настю любил…Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью. И Жачев уползает в город, более уже никогда не возвратившись на котлован”.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Жачев (Котлован Платонов)

Другие сочинения:

  1. Настя Характеристика литературного героя Настя – маленькая девочка, сирота. Ее мать, дочка хозяина завода, умирает на этом заводе, уже давно заброшенном. Чиклин забирает Н. с тобой и приводит ее в барак к рабочим. Н. становится всеобщей любимицей. Все заботятся о Read More ......
  2. Котлован “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа Read More ......
  3. Прушевский Характеристика литературного героя Прушевский – “не старый, но седой от счета природы человек”. Инженер, спроектировавший “общепролетарский дом” и руководящий его строительством. П. задумал переселить весь пролетариат города в свой “монументальный новый дом”. Но герой не понимает внутреннего мира рабочих. Read More ......
  4. Вощев Характеристика литературного героя Вощев – главный герой повести. В день 30-летия героя его увольняют с завода за “задумчивость среди общего темпа труда”. В. хотел “выдумать что-нибудь вроде счастья”. Отправившись странствовать, В. приходит в какой-то город. Ночевать он идет, по Read More ......
  5. Жачев – безногий калека, инвалид первой мировой войны, передвигающийся на тележке. “Зубов у инвалида не было никаких, он их сработал начисто на пищу, зато наел громадное лицо и тучный остаток4 туловища; его коричневые, скупо отверзтые глаза наблюдали посторонний для них Read More ......
  6. “Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реализации, обнаруживают тщетность своих инициатив” (И. Борисова). Как правило, они жертвы своих собственных Read More ......
  7. Исследователей “поражает близость” Платонова к китайскому утописту Ли Шипэю, спроектировавшему общество “равной затраты физических сил”, в котором неравенство людей преодолевается через “возрастную регламентацию работ и профессий (в 21 год все строят дороги; в 23-26 – дома; в 46-50 – все Read More ......
Жачев (Котлован Платонов)

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое создал Андрей Платонов, проведем его был задуман автором в 1929 году, осенью, когда появилась в печати статья Сталина под названием "Год великого перелома", в которой он аргументировал необходимость коллективизации, после чего объявил в декабре о начале "наступления на кулака" и ликвидации его как класса. В унисон ему говорит один из героев этого произведения о том, что нужно каждого бросить "в рассол социализма". Задуманная кровопролитная кампания прошла успешно. Были выполнены поставленные Сталиным задачи.

Свои замыслы осуществил и писатель, что подтверждает анализ. "Котлован" Платонова задумывался как переосмысление истории, правильности пути, избранного нашей страной. Получилось глубокое произведение с социально-философским содержанием. Писатель осмыслил действительность, провел ее анализ.

"Котлован" Платонова начнем описывать с рассказа о создании произведения.

История создания

Повесть, что примечательно, была написана как раз в период активной работы Сталина - с 1929-го по апрель 1930 года. В те дни Андрей Платонович Платонов работал в отделе мелиорации по своей специальности, в Наркомате земледелия, находящемся в Воронежской области. Поэтому он был если не непосредственным участником, то как минимум свидетелем ликвидации кулаков и коллективизации. Как художник, рисующий натуры, Андрей Платонович Платонов писал картины судеб людей и событий, произошедших с попавшими в мясорубку обезличивания и уравниловки.

Тематика произведений Андрея Платоновича в общие идеи строительства коммунизма не вписывалась, сомневающийся и думающий герой повести подвергся со стороны власти резкой критике, которую подхватила пресса. Она провела свой собственный, отнюдь не лестный для автора, анализ.

Такова вкратце у повести, которую написал Платонов ("Котлован"), история создания.

Особенности изложения

Обласканные большевиками современники автора - писатели Катаев, Леонов, Шолохов - в своих произведениях воспевали достижения социализма, изображая коллективизацию с положительной стороны. Поэтике Платонова, в отличие от них, оптимистическое описание картин самоотверженного труда и строительства было чуждо. Этого автора не привлекала масштабность задач и устремлений. Интересовал его прежде всего человек и его роль в исторических событиях. Поэтому произведению "Котлован", так же как и другим творениям этого автора, свойственно вдумчивое, неспешное развитие событий. Много в повествовании отвлеченных обобщений, так как автор сосредоточен на мыслях и переживаниях своих героев. Только помогают внешние факторы герою разобраться в себе самом, а заодно и в символических событиях, о которых рассказывает нам Платонов.

"Котлован": содержание в кратком изложении

Типичен сюжет повести для произведений того времени, посвященных коллективизации, и немногосложен. Его составляет раскулачивание со сценами покушения на активистов партии и крестьян, отстаивающих свое добро. Но Платонову удалось данные события преподнести с точки зрения думающего человека, оказавшегося невольно втянутым в события, о которых рассказывает повесть "Котлован".

Краткое содержание по главам не составляет предмет нашей статьи. Мы лишь кратко опишем основные события произведения. Герой повести, Вощев, после того как его уволили с завода из-за задумчивости, попадает к землекопам, которые роют котлован для дома пролетариев. Бригадир Чиклин приводит осиротевшую девочку, у которой умерла мать. Чиклин с товарищами ликвидируют кулаков, сплавляя их на плоту в море вместе с семьями. После этого они возвращаются в город и продолжают свои работы. Заканчивается повесть "Котлован" смертью девочки, которая нашла свой последний приют в стене котлована.

Три мотива в произведении Платонова

Платонов писал, что его в жизни поразили три вещи - любовь, ветер и дальняя дорога. Все эти мотивы присутствуют в произведении по главам, если вы к нему обратитесь, подтвердит нашу мысль. Но следует отметить, что эти мотивы представлены в своеобразной подаче автора. Сюжет завязан на образе дороги. Однако Вощев, герой Платонова, хотя и является странником, но отнюдь не в традициях отечественной литературы, поскольку, во-первых, он вынужден странствовать, вернее, скитаться, из-за того, что его уволили, а во-вторых, цель его - поиск не приключений, а истины, смысла существования. Куда бы потом ни отправлялся этот герой, вновь и вновь автор возвращает его в котлован. Как будто замыкается жизнь человека и идет по кругу.

Множество событий составляют повесть "Котлован", однако нет между ними причинно-следственных связей. Герои как бы кружат вокруг котлована, мечтая вырваться из этой ямы. Один хотел уйти учиться, нарастив стаж, другой ожидал переквалификации, третий мечтал перебраться в руководящий аппарат партии.

Метод монтажа эпизодов произведения

Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.

Некоторые эпизоды, о которых рассказывает произведение Платонова "Котлован", кажутся вовсе случайными и немотивированными: внезапно по ходу действия крупным планом всплывают незначительные персонажи, столь же внезапно исчезая. Как пример можно привести одетого только в штаны неизвестного, которого привел Чиклин в контору неожиданно для всех. Опухший от горя мужчина требовал вернуть гробы, заготовленные впрок, которые были найдены в котловане, своей деревне.

Гротеск

В диалоге между крестьянами и рабочими удивляет то, с какой обыденностью говорят они о смерти, с какой безысходностью и смирением готовят гробы себе и своим детям. Погребальный ящик превращается в "детскую игрушку", в "постель", перестав быть символом страха. Такая гротескная реальность пронизывает, по сути, всю повесть "Котлован".

Аллегория

Автор произведения кроме гротеска использует также аллегорию при передаче безумия событий. Благодаря этому и предыдущему приемам полнее раскрывается в повести "Котлован" проблематика данного произведения. Не найдя персонажа, который мог бы, как Иуда, указать на зажиточные семейства крестьян, он для этой роли выбирает медведя. А учитывая то, что это животное в народном фольклоре никогда не было олицетворением зла, можно говорить здесь о двойной аллегории.

Сюжет странствия Вощева органично переплетается с другим - провалившегося строительства монументального общепролетарского дома. Но рабочие верили до последнего, что местный пролетариат через год будет в нем жить. Это здание ассоциируется с Вавилонской башней, ведь она стала для своих строителей могилой, так же как котлован дома для пролетариев превратился в могилу для девочки, ради которой, по сути, воздвигался.

Хотя в начале произведения Пашкин утверждает, что счастье все равно "наступит исторически", становится ясно к концу повествования, что нет надежды на обретение в будущем смысла жизни, так как настоящее построено на смерти девочки, а взрослые с таким упорством работали на котловане, как будто стремились навеки спастись в его пропасти.

Произведение "Котлован" после прочтения оставляет на душе тяжелый осадок, но одновременно чувствуется, что Андрей Платонович - писатель-гуманист, который рассказывает нам о печальных событиях повести с сожалением, любовью и глубоким состраданием к героям, по которым прошлась беспощадная и бескомпромиссная машина власти, стремясь каждого превратить в послушного исполнителя безбожного замысла.

Описание персонажей повести

Не дает Платонов детализированного внешнего описания героев, их глубоких внутренних характеристик. Он, как художник-сюрреалист, который работает с помощью разрыва логических связей на уровне подсознания, лишь слегка своей кистью касается портретов персонажей, проживающих в невещественном мире, лишенном бытовых подробностей и интерьера. Нет, например, никаких данных о внешности главного героя, Вощева, сказано только то, что ему на момент повествования тридцать лет. В описании Пашкина указано пожилое лицо, а также согбенное тело, не столько от прожитых лет, сколько от нагрузки "социальной". Сафонов имел лицо "активно-мыслящее", а Чиклин обладал головой, которая была, по определению автора, "маленькой каменной", у Козлова - "сырые глаза" и однообразное мутное лицо. Таковы в повести "Котлован" (Платонов) герои.

Образ Насти

Для понимания смысла произведения очень важен образ девочки, живущей с землекопами на строительстве. Настя является ребенком революции 1917 года. Мама ее была буржуйкой, то есть представительницей отжившего класса. Отказ от прошлого, как известно, означает потерю культурных традиций, исторических связей и замену их родителями идейными - Лениным и Марксом. У отрицающих свое прошлое людей не может быть, по мысли автора, будущего.

Изуродован мир Насти, ведь мать, для того чтобы спасти свою дочку, внушает ей не говорить о своем непролетарском происхождении. Уже внедрилась в ее сознание пропагандистская машина. Ужасается читатель, узнавая о том, что эта героиня советует Сафронову за дело революции убить крестьян. В кого же превратится ребенок, когда вырастет, если у него хранятся игрушки в гробу? Девочка в конце повести погибает, а вместе с ней умирает для Вощева и всех других рабочих последний лучик надежды. Побеждает в своеобразном противостоянии Насти и котлована последний. Мертвое тело девочки ложится в основание строящегося дома.

Герой-философ

Присутствует в повести персонаж, являющийся так называемым доморощенным философом, который задумывается о смысле жизни, стремится жить по совести, ищет истину. Это главный герой произведения. Он является выразителем позиции автора. Этот персонаж, включенный в роман Платонова "Котлован", серьезно задумался и усомнился в правоте происходящего вокруг. Он не движется вместе с генеральной линией, стремится найти собственную дорогу к правде. Но так и не находит ее.

Смысл названия повести "Котлован"

Символично название повести. Не только стройку означает котлован. Это огромная могила, яма, которую для себя роют рабочие. Многие здесь же и погибают. Счастливый дом для пролетариев невозможно построить на рабском отношении к человеческому труду и унижении достоинства личности.

Пессимизм, который не скрывал Платонов (повесть "Котлован" и другие произведения), в бодрую поступь отечественной литературы того времени с положительными образами членов партии, собраниями и перевыполнением планов, конечно, вписаться не мог. Совсем не в ногу шел этот автор со временем: он его опережал.

Герои повести “Котлован” верят, что, построив “единый общепролетарский дом”, они заживут прекрасное жизнью. Изнурительная, выматывающая силы работа – это рытье котлована, котлована под “единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом”. Это дом – мечта, дом-символ. Рухнув на пол после трудового дня, люди спят вповалку, “как мертвые”. Вощев (один из главных героев повести) “всмотрелся в лицо ближнего спящего – не выражает ли оно безответного счастья

Удовлетворенного человека.
Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрывались его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в стертых рабочих штанах. Кроме дыхания, в бараке не было ни звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, – каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека”.
Рабочие верят в “наступление жизни после постройки больших домов”. Поэтому так без остатка отдают себя работе, высасывающей соки из тела. Ради будущей жизни можно потерпеть и пострадать. Каждое предыдущее поколение терпело в надежде, что последующее будет жить достойно.
Поэтому отказываются люди закончить работу в субботу: хотят приблизить новую жизнь. “До вечера долго… чего жизни зря пропадать, лучше сделаем вещь. Мы ведь не животные, мы можем жить ради энтузиазма”. С появлением девочки Насти рытье котлована вроде бы обретает какую-то определенность, осмысленность.
Настя – первый житель дома-мечты, еще не построенного дома-символа. Но Настя умирает от одиночества, неприкаянности, от отсутствия тепла. Взрослые люди, которые видели в ней источник своей жизни, не почувствовали, “насколько окружающий мир должен быть нежен…, чтобы она была жива”. Строительство дома-мечты оказалось не – соотнесенным с жизнью конкретного человека, ради которого, для которого будто бы все свершалось. Умерла Настя, и потускнел свет, блеснувший вдали.
“Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, и он уже не знал, где же теперь будет коммунизм в свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?” Платонов считал, что чужую беду надо переживать так же, как свою личную, помня об одном: “Человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все. Долой человечество – пыль, да здравствует человечество – организм… Будем человечеством, а не человеком действительности”.
Много лет спустя Э. Хемингуэй, восхищавшийся рассказом Платонова “Третий сын”, отыщет эпиграф к роману “По ком звонит колокол” в стихах английского поэта XVII века Джона Донна, говорящих о единстве человечества перед лицом горя и смерти: “Нет человека, который был бы как остров, сам по себе; каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа… Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством; а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол, он звонит по тебе”.
Можно только удивляться и глубокому созвучию гуманистических мотивов, и почти прямому совпадению строк: “смерть каждого человека умаляет и меня” и “умирает один – мертвеют все…” Поистине к Андрею Платонову с полным правом можно отнести слова об истинном художнике:

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Герои повести “Котлован”

Другие сочинения:

  1. Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою правду”, “выключать сознание”, “переходить Read More ......
  2. “Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована” А. П. Платонов. В повести “Котлован” А. Read More ......
  3. Со страниц произведений А. Платонова перед нами встает мир странный, аномальный, неестественный. Это мир власти, направленной против человека мыслящего, “усомнившегося”, желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей с устранением несогласных превращает общество в огромную казарму. Одной семьей, в одном Read More ......
  4. “Котлован” (1930) – таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на самом начале строительства – на земляных работах, обеспечивающих успех постройки, чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен. С Read More ......
  5. Главной темой повести А. Платонова “Котлован” является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, “куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата”. В деревне же строительство социализма заключается в создании Read More ......
  6. А. Платонов не принимал современный ему общественный строй, выражал свои взгляды на развитие советской России через художественное слово. Повесть “Котлован”, законченная А. Платоновым в 1930 году, стала известна широкому читателю только в 1987 году. Здесь в иносказательной форме, с помощью Read More ......
  7. Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину нашего столетия – самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился постичь смысл жизни, назначение человека. В труде – бесконечном, изнуряющем Read More ......
  8. Первым на страницах “Котлована” появляется Вощев. Фамилия героя сразу обращает на себя внимание читателя: грамматически это типично русская фамилия на – ев, лексически – конгломерат разных, “мерцающих” значений, угадываемых на слух. Наиболее очевидна фонетическая связь фамилии Вощев со словами “вообще” Read More ......
Герои повести “Котлован”

Фамилия главного героя "Котлована" Вощев сразу же обращает на себя внимание читателя. Грамматически это типично русская фамилия, оканчивающаяся на -ев. Лексически - конгломерат разнородных значений, угадываемых на слух. Возможно, фонетически фамилия Вощев связана со словами "вообще" (в разговорном варианте - "ваще") или "вотще". Интересно, что оба "значения" фамилии героя реализуются в повести. Вощев ищет смысл общего существования ("своей жизни я не боюсь, она мне не загадка"), однако его собственные поиски истины и стремление приблизиться к некому идеалу, остаются тщетными. Имя главного героя словно направляет читателя и, в то же время, "впитывает" значения контекста, наполняясь новыми оттенками смысла.

В прозе Платонова почти отсутствуют портретные характеристики, его герои обитают в мире без интерьеров и материальных ("вещных") подробностей. Место портрета занимают приблизительно такие описания: у Козлова было "мутное однообразное лицо" и "сырые глаза", у Чиклина - "маленькая каменистая голова", у пионерок на лицах остались "трудность немощи ранней жизни, скудость тела и красоты выражения", у мужика, прибежавшего из деревни, были глаза "хуторского, желтого цвета". Нереальный момент повести - Чиклин и Прушевский, некогда знавшие мать Насти, вспоминают ее не по чертам лица, но по ощущению поцелуя, бережно хранящемуся в их памяти.

Платонов складывает портрет героя не из конкретных черт лица, а из едва уловимых его выражений. Для писателя важна не отдельная внешняя деталь, но внутренний смысл целого. Изредка появляются предметные подробности, воспринимающиеся как неожиданный диссонанс, так как они слишком материальны в "прозрачном" пространстве платоновского текста.

Так же, как и фамилия Вощев, имя Настя в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как "воскресшая". В повести все действия героев пронизаны ощущением будущего воскрешения мертвых. Главный герой "Котлована" Вощев собирает в свой мешок "всякие предметы несчастья и безвестности", чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, который они так и не узнали. Собирая "утильсырье", он имеет в виду грядущее одухотворение ветхой, устаревшей материи: "Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!"

Однако именно смертью Насти - "воскресшей" - завершается повесть. Драматический диссонанс имени и судьбы ребенка - логический итог "общего дела" строителей Котлована - миража. Также как ненужным после смерти Насти - "будущего счастливого человека" - стал Дом, жизнь в котором лишилась всякого смысла. "Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?" Все надежды на воскрешение истины и жизни оказались тщетными.

Повесть А.Платонова «Котлован» повествует о строительстве символического сооружения – «общепролетарского дома» для вселения туда трудящихся целого города. На строительство котлована собирается множество людей во главе с бригадой Чиклина.

Открывается повесть образом Вощева. Этому герою всего только 30 лет, но он, по жизненному опыту и пессимистическому мироощущению, кажется намного старше своих лет. «В день тридцатилетия личной жизни» Вощев получил расчет по причине «слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».

Платонов сразу показывает одно из главных качеств Вощева – любовь к детям. Этот герой советует супругам, которые постоянно ругаются: «Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка – вам лучше будет»; «А вы чтите своего ребенка, - сказал Вощев, - когда вы умрете, то он будет». Вощев любуется детьми – пионерами, марширующими под бодрую музыку. Он боится, что калека может позавидовать детям, их свежести, их здоровью и как бы сглазить их своей завистью. А какое живое участие принимает герой в судьбе сиротки, девочки Насти!

Почему же Вощев стал вдруг задумываться во время трудового процесса? Ведь он не лентяй, не тунеядец, отлынивающий от труда! Просто с некоторых пор Вощев стал догадываться, что смысл жизни не может ограничиваться лишь механическим выполнением физической работы. Ему кажется, что, забыто о самом большом и важном – о душе.

Все герои повести - очень одинокие люди. Одинок инженер Прушевский. Проект создания общепролетарского дома – его идея. Но Прушевский инстинктивно осознает, что нельзя в процессе активного строительства социалистического общества забывать о душах, превращаться в роботов, запрограммированных только на труд: «Он боялся воздвигать пустые здания – те, в каких люди живут лишь из-за непогоды». Прушевский остро ощущает свое одиночество, «он боялся пустого домашнего времени, он не знал, как ему жить одному»: «- Лучше я умру, - подумал Прушевский. – Мною пользуются, но мне никто не рад…»

Одинок и несчастен Чиклин, бригадир землекопов. Когда-то, когда он был моложе, он пользовался вниманием женщин и жил полной жизнью: любил, дружил, совершал ошибки. Но ради великой цели – рытья котлована – этот герой скрывает свои личные чувства, «отталкивает» от себя юную девушку, которая однажды поцеловала его, «точно была она постыдным существом».

Такому же запрету на любовь подчинился в свое время и Прушевский. Как выяснилось, Чиклин и Прушевский в юности испытывали любовь к одной и той же девушке, с которой теперь они встретились вновь, при весьма трагических обстоятельствах. Это Юлия, мать Насти. Запрет на любовь, сыгравший печальную роль в судьбах Чиклина и Прушевского, продиктован суровыми требованиями того времени. Всякое отклонение от главного общего дела отвлекает людей, портит их, превыше всего государственное, а не личное.

Жестокость Чиклина по отношению к раскулачиваемым крестьянам - следствие не его, якобы, жестокого характера. Это объясняется не его личными качествами, а, прежде всего, тем, что быть жестоким ему предписывала Идея. Черствость Чиклина оправдана классовыми интересами. Идеи всеобщего равенства, необходимости истребления зажиточных людей как вредного элемента слишком крепко засели в сознании этого героя.

А вот жестокость Медведя не имеет никаких оправданий. Медведь – фанатик труда, работающий не ради результата, а ради самого процесса. Впрочем, жестокость Медведя имеет некоторую мотивацию. Этот герой вспоминает, как когда-то кулак, на которого он батрачил, недокармливал его, а иногда и вообще не кормил. Молотобоец – это исполнитель воли тех, кто стоит у власти.

Лев Ильич Пашкин – типичный образ бюрократа, руководителя, которые всегда были, есть и будут, при любом государственном строе. Это человек, который умеет говорить, звать массы на трудовые подвиги: «Темп тих, - произнес он мастеровым. – Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете и зря помрете».

Пашкин живет в хорошем доме, пользуется большими привилегиями, в отличие от тех, кто занимается физическим трудом. Пашкин – профсоюзный деятель, поставивший целью жизни личное обогащение. Его можно назвать хозяином жизни. Но при своем материальном благополучии этот герой жалеет хорошую еду для калеки Жачева.

Настя, маленькая девочка, потерявшая мать, - символ будущего социализма. Она умирает от недостатка душевной доброты к ней: «Вместо игрушек у нее железный лом, в одном гробу девочка спит, а второй использует в качестве красного уголка». Настя – дочь владельца кафельного завода, «буржуйка». Умирая, мать дает ей наставление: никому не говорить о своем происхождении, поскольку ее, как отпрыска буржуев, «заморят».

Странно, смешно и очень грустно слышать из уст маленькой девочки рассуждения о классовой борьбе. Так, Настя думает, что черты меридианов на карте СССР – «загородки от буржуев». Она твердо знает, что «главный – Ленин, а второй – Буденный», что она-то «не рождалась» раньше потому, что «не хотела», а вот «как стал Ленин», тут-то и она «стала»! И уж совсем печально услышать фразу, произнесенную Сафроновым: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина»! Настя умерла, а вместе с ней, по замыслу автора, исчезла и вера в светлое будущее.