Педагогика

Методика равена тест прогрессивные матрицы. Прогрессивные матрицы равена описание методики. Методика Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Описание методики

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Поскольку известны три варианта матриц Равена , то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.

Возрастные границы применимости Прогрессивных матриц Равена


Варианты теста Равена

Контингент испытуемых

Цветные прогрессивные матрицы

  • 4,5 - 9 лет;

  • испытуемые с аномальным развитием;

  • реабилитационные исследования лиц старше 65 лет

Стандартные прогрессивные матрицы

  • дети от 8 до 14 лет;

  • взрослые от 20 до 65 лет

Продвинутые прогрессивные матрицы

  • испытуемые с интеллектуальными способностями выше среднего

История создания методики

Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" - задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы. Разрабатывая тесты, которые были бы полезным инструментом для идентификации генетических и средовых причин интеллектуальных отклонений, Дж. Равен сознательно ставил перед собой задачу создания таких тестов, которые были бы теоретически обоснованы, однозначно интерпретируемы, просты для проведения и обработки, пригодны как для лабораторных, так и для полевых экспериментов, а , проводимых на дому, в школах, на производстве и сопряженных с временными ограничениями.

Теоретические (методологические) основы

Тест "Прогрессивные матрицы Равена" относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой "теорией неогенеза" Ч. Спирмена.

Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа,Выготского-Сахарова. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста(1-4 класс массовой школы). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Цветные прогрессивные матрицы

Структура теста

Цветной вариант Прогрессивных матриц Равена (для детей и пожилых) состоит из трех серий (А; Ab; В), различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами. Таким образом, для работы испытуемому предлагается 36 заданий.

Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке , и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Цветные прогрессивные матрицы используются для детей в возрасте от 4,5 до 8 лет (независимо от их интеллектуальных особенностей), лиц пожилого возраста и людей с нарушениями интеллектуального развития.

Поскольку цветные матрицы предназначены для работы с детьми и пожилыми людьми, то для поддержания устойчивого интереса испытуемого (особенно ребенка) в течение всей процедуры обследования и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание должно быть очень четко оформлено и аккуратно представлено, чтобы на него было приятно смотреть.

Процедура проведения

В России была модифицирована процедура предъявления Цветных матриц по сравнению со Стандартными, и, соответственно, разработана иная система дифференцированной оценки выполнения заданий. Поэтому далее рассматриваются две системы предъявления и оценки результативности выполнения тестовых заданий, описываемые Н.Семаго и М.Семаго.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов целесообразно использовать для разграничения различных форм умственной отсталости, определения уровня актуального развития, выявления особенностей формирования познавательной деятельности ребенка, что, по сути, повышает дифференциально-диагностическую ценность методики.

Модификация основана на учёте умения ребёнка использовать различные виды помощи (уточнение, стимулирующая помощь, организующая помощь, обучающая помощь) для решения интеллектуальных задач.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов (Т.В.Розановой для выявления уровня развития познавательной сферы, а также вариант Т.В.Егоровой, апробированный на детях с задержкой психического развития) используется только для цветных прогрессивных матриц.

Опыт применения модифицированного варианта проведения и регистрации результатов по отношению к детям дошкольного возраста показал, что с одной стороны, акцентирование внимания ребёнка на ошибочности его решения ведёт к снижению позитивного настроя ребёнка на процесс обследования, а с другой стороны позволяет развивать рефлексивные процессы. Поэтому, модифицированный вариант не рекомендуется использовать в работе с детьми , отличающимися повышенной тревожностью, низким уровнем самооценки и притязаний, сниженной мотивацией достижения успеха.

Независимо от выбранного варианта проведения методики, результаты, ответы испытуемого желательно протоколировать в специальном бланке.

Использование Цветных матриц Равена предполагает только индивидуальную работу с испытуемыми. В отличие от Стандартных чёрно-белых матриц, работа испытуемого с Цветными матрицами не ограничивается определённым временем. В отдельных случаях можно прекратить выполнение испытуемым теста, если ошибочно выполняются 5 следующих друг за другом заданий.

Стандартный вариант

Время выполнения каждой матрицы в отдельности и всех матриц в целом не регистрируется.

Необходимо привлечь внимание ребенка к первой матрице (А1) и, указав на верхнюю часть фигуры, обратить внимание на то, что из нее «вырезан» кусочек.

Инструкция 1А

«Посмотри (указывается верхняя фигура), видишь, из этой картинки вырезан кусочек».

Для детей дошкольного возраста или, по мнению психолога, с интеллектуальной недостаточностью и трудностями понимания инструкции, объяснение способа дальнейшей работы может иметь более выраженный, «наглядный характер».

Например, можно сказать: «Коврик с дыркой», «Узор, который разрезали» и т. п.

Затем следует показать, что вырезанные кусочки находятся внизу, что все они имеют подходящую форму, но только один из них «по-настоящему» подходит (фрагменты, показываются по очереди в следующей последовательности: 1, 2, 3, 6). При этом диагност объясняет, почему эти фрагменты не подходят «по-настоящему».

Инструкция 1Б

«Необходимо подобрать такой кусочек из этих (рукой проводится вдоль всех фрагментов, находящихся внизу матрицы), который подходит к рисунку. Только один из кусочков правильный, подходящий. Покажи, какой».

Для детей более старшего возраста слово «кусочек» можно заменить словом «фрагмент» или «элемент рисунка».

Если ребенок показывает на неправильный фрагмент, то объяснение продолжается до тех пор, пока суть выполнения задания не будет понята ребенком. Таким образом, на матрице A 1 происходит обучение. Часто такого обучения не требуется, а бывает достаточно лишь спросить ребенка, какой кусочек (фрагмент) будет единственно подходящим.

Далее ребенку показывается следующая матрица (А 2) и просят найти подходящий кусочек. В случае неправильного ответа возвращаются к обучению на матрице Аь При работе с матрицей А 2 диагност лишь кратко повторяет задание: «Найди подходящий кусочек», показывая на пустое место в верхней части матрицы. Если и при этом матрица А 2 выполняется неверно, то ребенку, не давая отрицательной оценки, предлагается выполнить матрицы А 3 , А 4 , А 5 . Если ребенок не в состоянии сделать первые пять заданий серии А, результаты признаются недостоверными и работа прекращается , даже если очевидно, что причиной невыполнения является выраженная негативная реакция. В случае успешного выполнения предлагаемых заданий работа продолжается, но ребенку не сообщают о тех ошибках, которые он сделал.

По завершении серии А дается следующая инструкция: «Здесь уже другой рисунок, но все равно нужно найти такой недостающий кусочек (часть), чтобы правильно завершить картинку (рукой обводятся все фрагменты, находящиеся внизу матрицы). Какой из них подходит?»

При работе с остальными заданиями серий АЬ и В диагност не повторяет каждый раз инструкции, но может стимулировать ребенка одобрением его работы.

Модифицированный вариант

Ребенку указывается доступными для него коммуникативными средствами на отсутствие кусочка в «коврике», изображенном в верхней части каждой матрицы, и предлагается подыскать подходящий «кусочек» среди шести, расположенных в нижней части той же страницы тестовой тетради. В данной модификации также предполагается, что первое задание в серии А используется как обучающее.

Если ребенок совершает ошибку в задании А 1 , диагност рассматривает с ним возможные решения и выясняет, почему фрагмент 4 - правильный. Остальные 35 заданий применяются для тестирования, то есть без обучающей помощи. В случае ошибочного ответа на каждую из следующих матриц специалист даёт дополнительную инструкцию в виде стимулирующей помощи: «Нет, неправильно, подумай еще». То же самое говорится испытуемому, если и вторая попытка также оказалась неуспешной. Если и третья попытка не дает правильного решения, внимание ребенка может быть привлечено к наглядным условиям задачи (к фигурам, частям и их взаимному расположению , к направлению линий и т. п.), но развернутого обучения не проводится.

Обработка результатов

При анализе результативности выполнения ребенком Цветных прогрессивных матриц количественной оценке, безусловно, принадлежит ведущая роль.

Стандартный вариант

Стандартная процедура проведения исследования предполагает двоичную систему оценки. На регистрационном бланке отмечаются ответы ребенка в соответствии с номерами предъявляемых матриц. Соответствии ключами ответу ребенка (номеру выбранного им фрагмента) присваивается:


  • 1 балл, если номер ключа и ответа ребенка совпадают (правильный выбор фрагмента);

  • 0 баллов, если номер ключа и ответа ребенка не совпадают (неправильно выбранный фрагмент).
Вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов по всем матрицам.

В общей оценке результативности выполнения матрица А 1 не учитывается или учитывается как правильно выполненная.

Модифицированный вариант

Оценка результативности выполнения модифицированного варианта осуществляется следующим образом:


  • правильный ответ с первой попытки оценивается в 1 балл (заносится в графу «1 выбор»);

  • со второй попытки - 0,5 балла (заносится в графу «2 выбор»);

  • с третьей попытки - 0,25 балла (заносится в графу «3 выбор»);

  • неправильный ответ после третьей попытки и дополнительного анализа оценивается в 0 баллов.
Суммарный результат для каждого выбора в каждой серии отмечается в соответствующей графе протокола. Итоговый результат успешности выполнения равен сумме баллов, полученных за решение заданий всех трех серий (без учета выполнения матрицы A 1), он заносится в соответствующую графу протокола.

Точно так же подсчитывается суммарное значение со второй и третьей попыток, которое отмечается в соответствующем разделе протокола. Суммируется и заносится в протокол количество решенных заданий (с трех попыток) матриц Ап, А ш АЬ п, В 8 -В 12 .

Показатель успешности (SR - success rate) решения матричных задач может быть выражен как в абсолютных, так и относительных единицах (в процентах).

где X - итоговая сумма баллов, полученных ребенком при решении заданий всех трех серий с первой -третьей попытки.

Суммарное количество баллов, полученных за решение 35 матриц, является основным показателем, отражающим уровень развития наглядно-образного (перцептивно-действенного) мышления.

Количество решенных аналогий (вне зависимости от количества попыток) (матрицы: А 11 , А 12 , АЬ 12 , В 8 -В 12) может учитываться при дифференциации детей с трудностями обучения, а также в ситуации отграничения парциальных форм несформированности познавательной деятельности и тотального недоразвития.

Отдельный подсчет суммы «дополнительных» баллов, полученных за решение проб со второй и третьей попыток, может рассматриваться как отражение особенностей произвольного внимания или характеристик импульсивности ребенка. Количество проб, решенных со второй и третьей попытки, может рассматриваться и как характеристика «зоны ближайшего развития» в ее классической интерпретации.

Ключ



задания


Серия А

Серия АЬ

Серия В

1

4

4

4

2

5

5

1

3

1

1

3

4

2

6

6

5

6

2

5

6

5

5

4

7

1

4

1

8

3

3

3

9

4

2

2

10

2

3

5

11

3

1

2

12

6

6

6

Интерпретация результатов

Основываясь на психологической интерпретации каждой серии заданий можно выявить те характеристики мышления, которые наиболее и наименее развиты у испытуемого.

Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии. Методика разработана английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая - на правильный ответ: 1-7,2-6,3-6,4-1,5-2,6-5,7-6, 8-1,9-3,10-5.

Выводы об уровне развития

Методика Равена - это методика, которая предназначена для оценки наглядно-образного мышления у дошкольников и школьников начальных классов (чаще всего оценивают способности детей в возрасте от 5 до 10 лет). Кроме того, тест Равена может быть использован при работе с пожилыми людьми и людьми с нарушениями интеллектуального развития.

История создания методики

Методика "Прогрессивные матрицы Равена" была предложена еще в 1936 году Дж. Равеном и его коллегой Л. Пенроузом и впоследствии стала одной из самых рaспространенных методик для изучения невербального интеллекта.

Дж. Равен был категорически не согласен со специалистами, которые заявляли, что интеллект – это врожденное и неизменное явление. В ходе своих исследований он пришел к заключению о необходимости создания тестов, которые помогут оценить причины (и генетические, и средовые) интеллектуальной недостаточности. Принципиально важным, по его мнению, для подобных тестов была ограниченность во времени и отсутствие дискриминации в оценивании вне зависимости от образования, происхождения, уровня жизни и опыта тестируемых.

Тест Дж. Равена был создан для оценки способностей восприятия абстрактных форм, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей, именно поэтому он требует применения метода логических рассуждений. Иначе говоря, матрицы позволяют оценить процесс принятия логического решения в таких условиях, при которых принятие данного решения связано с выбором наилучшего варианта в кратчайший срок. Получаемые результаты не определяются эрудицией испытуемых и никак не зависят от уровня их образования . Результат зависит только от способности к логическому анализу, от пространственного воображения и особенностей целостного восприятия человеком образа.

Отличительной чертой матриц Равена является то, что на протяжении почти 50 лет они используются в своем стандартном виде. И это несмотря на то что с течением времени появилось большое количество интерпретаций и модификаций самих матриц (в том числе и цветные прогрессивные матрицы Рaвена, а также электронный вариант теста).

При выполнении заданий теста у человека активизируются процессы восприятия, внимания и образного мышления. Выполнения теста цветных матриц требует максимальной сосредоточенности и внимания, так как снижение этих показателей непременно приводит к ошибкам. Кроме этого, большое значение имеют сила воли и эмоции. Матрицы Равена обычно применяются при работе с людьми, принадлежащими к разным языковым структурам, в том числе и с немыми, так как данная методика не требует вербализации и в этом ее главное удобство.

Тест базируется на использовании устных инструкций, а также применении невербальных заданий, то есть для его выполнения необязательно уметь писать или читать (что может быть очень удобно при работе с детьми младшего возраста).

В настоящее время тест прогрессивных цветных матриц Равена является одним из самых известных и часто употребляемых среди психологов тестов, применяемых при работе с различными группами населения. Тест может быть использован при проведении крупномасштабных исследований, связанных с областью психологии и педагогики.

Структура теста

Текстовый сборник включает в себя 60 заданий , разделенных на 5 серий (А, В, С, Д, Е), каждая серия, в свою очередь, состоит из 12 заданий. Каждое задание состоит из матриц, которые содержат различные фигуры и их совокупности, составленные так, что они образуют логическое целое, элементы которого расставлены в определенной закономерности согласно конкретным правилам.

Одной фигуры не хватает, но она расположена внизу в окружении других, не подходящих сюда, фигур. Главная задача тестируемого – выявить закономерность, которая связывает фигуры на рисунке и фигуры, данные ниже, и выбрать из предлагаемых вариантов номер той фигуры, которая отсутствует на рисунке и логически подходит туда.

  • Серия А

Задание заключается в необходимости дополнить основное изображение одним из приведенных, подходящих к конкретному изображению, фрагментов. Для успешного выполнения задания требуется тщательный анализ составных частей основного изображения и обнаружение сходных деталей в одном из нескольких фрагментов.

Значение: оценка уровня внимательности, а также статистического представления, воображения и визуального различения.

  • Серия В

Задания серии В построены на принципе поиска схожести в парах фигур. Необходимо понять принцип, в соответствии с которым построена фигура и, на основе умозаключения, подобрать недостающий фрагмент. Важным здесь является определение оси симметрии, в соответствии с которой в главном образце располагаются фигуры.

Значение: оценивается способность к линейной дифференциации и поиск умозаключения, которое должно быть построено на основе линейных взаимосвязей.

  • Серия C

Зaдания серии С основываются на принципе "прогрессивных" изменений в фигурaх матриц. Матрицы в фигуре постепенно становятся сложней, происходит их непрекращающееся "обрастание" новыми элементами. Существует четкий принцип приобретения фигурой новых элементов, и только поняв его можно выбрать недостающую фигуру.

Значение: выявление способностей к динамической наблюдаемости и прослеживание непрерывных изменений, динамической внимательности и воображению, способности представлять.

  • Серия D

В серии D задания построены по принципу перегруппировки фигур в пределах одной конкретной матрицы. Перегруппировка происходит в вертикальном и горизонтальном положении, и задача испытуемого заключается в ее поиске.

Значение: решение зависит в первую очередь от способности определять как количественные, так и качественные изменения в фигурах, согласно закономерностям изменений, использованных при построении фигур.

  • Сeрия E

В серии Е принцип заключается в разложении главного изображения на составные элементы. Возможность найти недостающие фигуры появится, когда тестируемый обнаружит и поймет принцип синтеза и анализа фигур.

Значение: способность обнаружить сложное количественное и качественное развитие кинетических, а также динамических рядов.

Время теста строго ограничено: 20 минут.

До начала теста принципиально важным является его секретность и невозможность подсмотреть. Во время теста необходимо исключить возможность списывания.

Проведение теста возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Каждому тестируемому раздается бланк ответов , который необходимо будет заполнить. В бланке необходимо указать дату проведения тестирования, фамилию и имя тестируемого, его пол и возраст, а также место работы (учебы).

Кроме этого, в этот бланк заносят ответы на задания теста, общее время, затраченное на выполнения теста, и общее количество набранных баллов.

Полученные в результате тестирования ответы сравнивают с ключом. За каждый верный отвeт начисляется один первичный балл, затем эти баллы сверяют с таблицей и, согласно конечному результату, выносят свои замечания.

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена предназначен для обследования детей от 5 до 9 лет.

Инструкции по проведению обследования дошкольников с помощью Цветных Прогрессивных Матриц Равена
Процедура индивидуального тестирования по Прогрессивным Матрицам Равена чрезвычайно проста. В отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции. Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать. Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.

При использовании книжной формы теста нельзя увидеть, как будет выглядеть матрица с вставленным в ее вырез тем или иным фрагментом, следствием чего могут быть не очень ответственное отношение некоторых детей к заданию. Поэтому важно всякий раз удостовериться, что ребенок внимательно посмотрел на рисунок и что он убежден, что указанный им фрагмент является единственным, который правильно дополняет матрицу.

Тому, кто проводит тест, необходимо иметь следующие материалы: инструкции, экземпляр тестового буклета. Не допускается делать никаких пометок в тестовом буклете с ЦПМ. В процессе предварительной беседы занесите данные об испытуемом в бланк ответов, удостоверившись, что указанный возраст соответствует дате рождения.

Откройте буклет на первом задании А1.
- Посмотри сюда.
Укажите на верхнюю фигуру
- Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из этих кусочков внизу...
Укажите на каждый из фрагментов по очереди
- ...имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Номер 1 имеет правильную форму, но неправильный рисунок. Номер 2 вообще не имеет рисунка. Номер 3 совсем неправильный. Номер 6 почти правильный, но вот здесь не подходит.
Укажите на белое пятно на фрагменте номер 6.
- Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок.
Если испытуемый не показывает на правильный фрагмент, продолжайте объяснение, пока суть задания не будет им полностью уяснена.
Переходите к заданию A2.
- А теперь покажи кусочек, который подойдет сюда.
Если испытуемый не справляется, продемонстрируйте ему снова задание А1, а затем опять попросите решить задание А2. Если задание выполнено правильно, переходите к заданию A3, работая по той же схеме.
Перейдя к заданию А4, перед тем как предоставить испытуемому возможность подумать и указать на один из фрагментов скажите...
- Посмотри внимательно на эти кусочки.
Укажите пальцем поочередно на каждый из фрагментов.
- Только один из этих кусочков подходит для завершения рисунка. Будь внимателен. Сначала посмотри на каждый из этих шести кусочков.
Снова укажите на каждый из шести фрагментов.
- Теперь покажи на кусочек, который подойдет сюда.
Укажите на рисунке место, куда должен подойти фрагмент.
Когда испытуемый укажет на один из фрагментов, независимо от правильности его ответа, скажите...
- Этот кусочек действительно подходит сюда?
Если испытуемый скажет «да», примите его выбор с одобре­нием независимо от того, правильный он или неправильный. Если он захочет изменить свой выбор, скажите...
- Хорошо. Тогда покажи на правильный кусочек,
Независимо от правильности ответа снова спросите...
- Этот подходит?
Если испытуемый удовлетворен своим решением, примите его выбор независимо от правильности, но, если вам кажется, что он все еще сомневается, спросите...
- Ну так какой же из кусочков, по твоему мнению, действительно правильный?
Отметьте номер окончательного выбора в соответствующей части бланка.
Предъявите задание А5 тем же способом, что и задание А4.
На любой стадии тестирования в интервале между А1 и А5 задание А1 может быть использовано заново, чтобы еще раз показать испытуемому, что надо сделать, с последующей просьбой к нему попробовать снова выполнить соответствующее задание. Если испытуемый не справляется с заданиями А1 - A3, следует перейти к планшетной форме теста.
Если эти пять заданий решены, переходите к заданию А6.
- Посмотри внимательно на этот рисунок. Какой из этих кусочков...
Укажите на каждый фрагмент по очереди.
- ...подходит сюда?
Покажите на свободное место, которое следует заполнить.
- Будь внимателен, подходящий кусочек только один. Какой? Если ты действительно уверен, что нашел правильный кусочек, укажи на него.
Запишите окончательный ответ.

По мере предъявления следующих заданий продолжайте использовать те же инструкции до тех пор, пока в них есть необходимость.
Если ребенок проявляет беспокойство по поводу небольших дефектов на рисунках, убедите его, что об этом не стоит беспокоиться. Если ребенок «застрял» на конкретном задании, предложите ему двинуться дальше и посмотреть, не справится ли он со следующими заданиями, а затем вернитесь к заданию, вызвавшему трудности.
Если вы сочтете это нужным, то можно предложить ребенку просто угадать ответ, так как «догадки иногда бывают правильными».

Завершив серию А, предъявите первое задание Серии АB, снова указывая по очереди на каждую из трех фигур на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.
- Ты видишь, как они расположены. Так. Так. Так. Что тут должно получиться? Какой из кусочков подходит сюда? Будь внимателен. Посмотри на каждый из них по очереди. Правильный - только один. Который?
При выполнении заданий от АB1до АB5, после того как ребенок указал на один из фрагментов, правильный или неправильный...
- Он действительно подходит, чтобы дополнить рисунок?
Укажите на рисунок на матрице и на вырез в ней.
Как и прежде, если испытуемый отвечает «да», примите (и запишите) его вы­бор с одобрением. Если ребенок хочет изменить свой выбор, действуйте так же, как в Серии А, и примите его окончательный выбор.
При выполнении шестого задания ребенка не следует спрашивать, правильный ли выбор он сделал. Просто скажите...
- Посмотри внимательно на картинку.
Укажите по очереди на каждую фигуру на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.
- Будь внимателен, только один из этих кусочков правильно дополняет картинку.
Укажите по очереди на каждый из фрагментов.
- Какой из них?
Зафиксируйте окончательный выбор на бланке, либо записывая номер выбранного фрагмента рядом с номером задания, либо для бланка легкого подсчете зачеркивая номер выбранного ответа одной короткой линией.
Если была сделана ошибка или испытуемый хочет изменить свой ответ, зачеркните ранее записанный номер, а затем запишите номер окончательного выбора. При работе с бланком легкого подсчета зачеркните отмененный ответ еще одной чертой.
Не пытайтесь стирать неправильно отмеченные ответы. Те же указания можно использовать при работе с остальными заданиями Серий АB и В, пока это является целесообразным.

Планшетная форма тестового буклета. Серия А.
Cкачать буклеты Серии A, AB, B в PDF-формате

Оценка и интерпретация

Подсчет баллов.
За каждый правильный ответ начисляется один балл. Будьте внимательны и старайтесь не допустить потери бланков - чистых или использованных, поскольку каждый из них содержит ключ для подсчета баллов по тесту.
Если обследуемый делает ошибки в первых пяти задачах Серии А, то нельзя считать, что он понял идею задачи. Полученные при этих условиях баллы, как правило, нужно признать недостоверными, несмотря на то, что общий балл при этом может оказаться и больше десяти за счет решения задач путем случайного угадывания правильного ответа среди шести альтернативных вариантов.

При использовании планшетной формы теста некоторые дети после того, как они положили правильный фрагмент теста на место, беспокоятся, что он не вполне хорошо совпал с вырезом, и хотят его заменить. По этой причине, а также потому, что «смышленые» дети хотят поиграть с тестовым материалом, желательно спросить ребенка, по какой причине он сдвигает или перемещает фрагмент. При необходимости задание теста может быть разъяснено еще раз, чтобы ребенок понял, что в первую очередь надо положить на место правильный фрагмент, а потом, попробовав другие, вернуть правильный на место и что мелкие несовпадения фрагмента с вырезом не имеют никакого значения. Если дети не в состоянии выразить свои суждения словами, это не значит, что они не могут решить задачу интуитивно. Правильное решение никогда не следует фиксировать как «ошибку», если ребенок не может его объяснить. Напротив, неверные ответы, исправляемые в результате проб и ошибок, дают значимую психологическую информацию, хотя обычно они не включаются в общий балл по тесту из соображений строгости интерпретации процентильных результатов данного ребенка по таблице нормативов. В тех случаях, однако, когда ребенок осознанно обнаружил и исправил свою ошибку, окончательно вставленный фрагмент может быть учтен.

Когда тест проводится индивидуально по книжной форме, засчитывается как «верный» или «ошибочный» тот фрагмент, на который испытуемый указывает как на свой окончательный выбор.
Когда книжная форма используется для самотестирования или при групповом тестировании с использованием открытых бланков регистрации ответов, всякому, кто записывает больше, чем одну цифру против номера любого задания, необходимо сказать, чтобы он вычеркнул все, кроме одной. Если это обнаружено после завершения процедуры тестирования, рассматривается только последний номер справа независимо от того, верны или ошибочны другие ответы.
Когда используется бланк легкого подсчета, испытуемым необходимо показать, как исправлять ошибки, зачеркивая крестом (X) неправильные ответы и оставляя перечеркнутым одной короткой чертой номер своего окончательного выбора.

Несогласованности и ошибки.
Когда используется книжная форма теста, несогласованность в распределении баллов испытуемого можно оценить вычитанием его балла по каждой серии из баллов, ожидаемых при таком же общем балле.

Представление результатов
Наиболее адекватным способом интерпретации значимости полученной индивидом общей оценки является ее соотнесение с выраженной в процентах относительной частотой, с которой эту оценку получают испытуемые той же возрастной группы. Преимущество этого способа над другими состоит в том, что он не использует никаких априорных допущений о развитии интеллектуальных способностей в детстве вроде идей о его равномерном или симметричном распределении. В практических целях удобно рассматривать определенные процентные доли населения и в соответствии с этим группировать баллы респондентов. Это позволяет отнести респондента в соответствии с полученным баллом к той или иной группе.

УРОВЕНЬ I. «Супер-интеллектуал», если оценка равна или больше 95% для данной возрастной группы.
УРОВЕНЬ II. «Интеллектуальные возможности явно выше среднего», если оценка равна или больше 75%; II+ , если оценка равна или больше 90%.
УРОВЕНЬ III. «Средний интеллект», если оценка лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если оценка ниже, чем медиана.
УРОВЕНЬ IV. «Интеллектуальные возможности явно ниже среднего», если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или меньше 10%.
УРОВЕНЬ V. «Существенное снижение интеллекта», если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.

Общий балл, согласованность оценки и достигнутый уровень развития удобно представлять в следующем виде:
Общий балл 24
Несогласованности -1,0,+1
Уровень II +
Количество ошибок: Нормальное

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

ФИО _________________________

Номер задания

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень – более 95% – высокий интеллект; 2 степень – 75-94% – интеллект выше среднего; 3 степень – 25-74% – интеллект средний; 4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего; 5 степень – ниже 5% – дефект.

Ключ к тесту

Таблица пересчета баллов

Нормальная композиция очков

Ожидаемое число очков по каждой серии

Сумма очков

Стимульный материал

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия A

01 0203040506070809101112

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

17. «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена)

Направлены на изучение сформированности процессов анализа и синтеза.

Оборудование : 12 планшетов серии А и АВ. Желательно, чтобы карточки были цветными, тогда ребенок меньше устает.

Инструкция для П .: П. учитывает количество правильных решений данной задачи. Если ребенок легко справляется с первыми четырьмя работами, то можно сразу дать №7, где необходимо распределить внимание на две детали, расположенные в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если ребенок справился с.№7, то сразу даются №11 и 12 / как более сложные /. Серия АВ сложнее, чем серия А. Она проверяет мышление, анализ и синтез.

Инструкция для Р .: «Сейчас я покажу тебе картинку. Представь себе, что мама купила коврик и повесила настену. Утром ты просыпаешься и видишь, что в коврике дырка. А этот кусочек взял и убежал, и спрятался среди других 6-ти деталей. Помоги мне найти беглеца!» / 1 вар./ «Мама постирала коврик и хотела его погладить. Но тут зазвонил телефон, и мама оставила на коврике горячий утюг. Он прожег в коврике дырку. Давай поможем маме залатать коврик».

Если ребенок молчит, то П. добавляет:«Если ты найдешь этот кусочек и “мысленно” поставишь его на место, то коврик получится целым, а если нет,то латанным».

По всем методикам П. имеет право оказывать косвенную помощь, которая заключается в таких вопросах, как:

Ты все правильно сделал? - Ты уверен? - Это точно?

Причем, более 2-х раз косвенная помощь не оказывается. Если ребенок не реагирует на косвенную помощь, проведение методики прекращается. Дети с З.П.Р. легко реагируют на косвенную помощь и на др. помощь. Дети с олигофренией помощь не воспринимают.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился з заданием меньше чем за 10 сек.

8-9 баллов - ребенок справился с заданием за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - время работы над заданием от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - время работы ребенка от 41 до 50 сек.

2-3 балла - ребенок затратил на работу от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.