Менеджмент

Мнемотаблица для запоминания уж небо осенью дышало. Образовательный портал. Уж небо осенью дышало

НОД в подготовительной группе

Уж небо осенью дышало

Хабарова Альбина Александровна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие»,«Познавательное развитие»,«Физическое развитие».

Тип деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Тип НОД интегрированный.

Цель: систематизировать и обобщить знание детей об осени;

научить детей нетрадиционной технике художественной

деятельности - выдуванию из трубочки.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о периодах осени, осенних месяцах, явлениях природы, умение составлять предложения, отражать впечатления от увиденных произведений искусств (репродукции картин).

Формировать эстетическое представление о красоте поэзии;

Совершенствовать выразительное чтение стихотворений, умение высказывать свои впечатления.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Развивать фантазию, воображение, чувство композиции, цветовосприятие, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию, чувству красоты, гармонии, любви к окружающему миру средствами живописи, поэзии, музыки. Воспитывать любовь к родной природе.

Воспитывать навыки коллективной работы.

Развивать творчество, чувство и умение выражать своё эмоциональное настроение через нетрадиционные рисунки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная.

Методы: наглядные, словесные, игровые, поисково-исследовательские, практические.

Приёмы: загадка, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: репродукции картин И.И.Левитана, мнемотаблица, фонограмма звуков природы, «Осенняя песня» (Октябрь) музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Материалы для работы: гуашь, крашеная соль трёх цветов в контейнерах, трубочки, нарезанные шерстяные нитки в мешочке, клей, кисточки.

Предшествующая работа: рассматривание картин, чтение рассказов и беседы об осени, наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений об осени, знакомство с приметами осени, рисование осени в свободной деятельности.

Мотивация: прощание с осенью; нетрадиционные техники рисования.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель:

  • Ребята, отгадайте,пожалуйста, загадку.

Пришла без красок

и без кисти,

И перекрасила

все листья.

Дети. Это осень.

Воспитатель:

Да, ребята, осень -время года, следующее за летом, предшествующее зиме.

А какие признаки осени вы знаете?

Дети: солнце уже не так хорошо согревает землю своими лучами, как летом; дни становятся короче, а ночи длиннее; часто идёт дождь; перелётные птицы улетают в тёплые края; опадают листья с деревьев; в лесу поспевает брусника, клюква, появляются грибы, созревает урожай овощей и фруктов.

С помощью мнемотаблицы рассказывают стихотворение.

Ещё раз про осень.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дожлик льётся,

Это время года осенью зовётся.

М.Ходякова

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, какие месяцы осени вы знаете?

Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель:

Да, действительно в самом слове осень спрятаны эти три месяца:

СЕ- сентябрь, О- октябрь, Н- ноябрь.

Воспитатель:

Осень- самое короткое и удивительное время года и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, музыканты и художники в своих произведениях воспевали красоту осенней природы. Давайте и мы с вами посмотрим на эту красоту глазами художников.

Перед вами три репродукции картин. Вам нужно расставить эти картины по периодам осени.

Воспитатель:

На какой картине вы видите первый период осени и как он называется?

Полные ответы детей:

На этой картине первый период осени- ранняя осень.

Воспитатель: Какая она эта ранняя осень?

Ответы детей: Дивная, чудная, обворожительная, чарующая, фантастическая.

Воспитатель:

По-разному описывают осень наши поэты. И вот Ф.И.Тютчев называл этот период осени первоначальным. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении ребят.

Дети читают стихотворение.

«Есть в осени первоначальной...»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ф.И.Тютчев

Воспитатель:

Ребята, а на какой картине изображён второй период осени? Как она называется?

Дети: Это середина осени или золотая осень.

Воспитатель:

Да, ребята, это репродукция картины известного художника Исаака Ильича Левитана. Он очень любил писать картины осеннего периода времени. Какая осень на этой картине?

Полные ответы детей:...волшебная, сказочная, красивая, прелестная, праздничная.

Воспитатель:

Как ярко представляет этот период осени, удивляющий своей красотой Иван Бунин. Послушаем ребят.

Дети читают стихотворение:

«Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пёструю стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой .

И.Бунин

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать последний период осени?

Ответы детей: поздняя осень.

Воспитатель: Молодцы!

На этой картине, тот же художник, И.И.Левитан изобразил позднюю осень.

Какая она?

Ответы детей:... грустная, дождливая, холодная, ветреная, хмурая, печальная, прощальная.

Воспитатель: Как точно передал последний период осени А.С.Пушкин. Давайте ребята послушаем.

Дети читают стихотворение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А.С.Пушкин.

Вдруг на экране монитора высвечивается SMS сообщение.

Воспитатель читает текст сообщения:

- Ребята, помогите, наведите, пожалуйста, порядок в лесу.

Ребята, а как вы думаете, кто же мог написать нам это сообщение?

Ответы детей: хозяин леса-лесовичок.

Воспитатель:

чтобы в лесу оказаться, закрываем глазки, возьмёмся за руки и представим, что мы с вами листочки. Мы лёгкие, воздушные, дующий ветер кружит нас по воздуху. Мы летим и тихонько ложимся на землю.

Открываем глазки, и вот мы с вами в лесу. Как здесь грязно, сколько мусора.

Давайте уберём мусор и расскажем

о правилах поведения в лесу.

Ответы детей:

Нельзя:

мусорить (дети убирают разбросанный мусор);

разжигать огонь в лесу.

Воспитатель: Почему?(Ответы детей).

Нельзя:

разорять птичьи гнёзда, рвать паутину и убивать пауков;

рвать цветы, занесённые в красную книгу;

рубить деревья и ломать ветки;

убивать лягушек и жаб;

ловить диких животных и уносить домой;

ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;

разорять муравейники;

топтать мухоморы.

Воспитатель: Молодцы , ребята! Мы с вами не только вспомнили правила поведения в лесу но и помогли лесовичку навести порядок в лесу.

А что такое лес? Ответы детей: (лес-это место, где много-много разных деревьев)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а какие деревья растут в лесу?

Ответы детей: (сосны. ели, дубы, берёзы, осины, липы, каштаны).

Воспитатель: А как их можно разделить на две группы?

Ответы детей:(деревья бывают хвойные и лиственные).

Воспитатель: Ребята, мы с вами навели порядок в лесу, стало чисто, и теперь мы сможем поиграть в подвижную игру.

Листья.

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо

ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Во время игры звучит музыка: шум ветра, шелест листьев. Падают на землю листочки.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько листочков нападало вокруг. Давайте возмём по одному и вы мне расскажите кто какой листочек для себя выбрал. Ребята отвечают по очереди:

лист берёзы - берёзовый лист;

лист осины - осиновый лист;

лист дуба - дубовый лист;

лист рябины - рябиновый лист;

лист клёна - кленовый лист;

лист липы - липовый лист;

лист каштана - каштановый лист;

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы ответили на мои вопросы. А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит «Осенняя песня» (Октябрь) музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель:

Закрываем глазки, возьмёмся за руки и представим, что мы с вами листочки. Мы лёгкие, воздушные, дующий ветер кружит нас по воздуху. Мы летим и тихонько ложимся на землю.

Открываем глазки, и вот мы снова в группе. Давайте вспомним и изобразим на ватмане,что мы видели в лесу?

Коллективная работа. Дети сами распределяют работу под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» (Октябрь).

Получился лес в ярких, разноцветных красках.

Воспитатель:

Ребята, вы, молодцы! Быстро справились с работой.

Ирина Борисова
Конспект НОД «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемокартинок»

Целевые ориентиры:

Продолжать знакомить с творчеством А. С. Пушкина, в частности со стихотворением «Уж небо осенью дышало»;

Продолжать совершенствовать умение воспитанников рассказывать наизусть стихотворения с использованием мнемотехники.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание.

Закрепить знания воспитанников об осенних признаках;

Воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта,

интерес к художественному слову.

Предварительная работа: чтение произведений А. С. Пушкина, чтение стихотворений А. А. Фета, И. А. Бунина «Листопад»; наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Оборудование : листочки - картинки с осенними явлениями, текст стихотворения, портрет А. С. Пушкина, доска, музыкальный центр, песня «Осень постучалась к нам золотым дождем»,

Ход нод :

(Дети с воспитателем под музыку песни «Осень постучалась к нам золотым дождем» стоят у окна, наблюдают за природой и погодой .)

Воспитатель : - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень.) Давайте скажем, какая бывает осень? (Дети поочереди называют: осень бывает золотая, холодная, пасмурная, дождливая, волшебная, красивая, ранняя, поздняя, разноцветная и т. д.) Молодцы! Садитесь на стульчики.

Ребята, посмотрите, осень и у нас в группе побывала, какой ковер из разноцветных листьев оставила. Какие они яркие, надо их собрать. Берите себе по одному листочку (дети поднимают листья, а с другой стороны на них картинки, изображающие осенние признаки) Посмотрите, осень, наверное, хотела, чтобы вы рассказали о ней, составьте по своей картинке предложение.

(Детям дается немного времени, чтобы составить предложение, затем дети по очереди проговаривают их)

– Что сейчас делал каждый из вас? (Составлял предложение по картинке)

Что мы с вами сейчас составили из предложений? (Рассказ об осени.)

Что можно написать еще об осени, кроме рассказа? (Сказку, песню, стихотворение, картину.)

Кто пишет сказки и рассказы? (писатель)

Картины? (художник)

Песни? (композитор)

А стихи? (поэт)

(Выставляется портрет А. С. Пушкина )

Воспитатель : - Подскажите, ребята, кто из поэтов изображен на портрете?

Верно А. С. Пушкин, один из величайших русских поэтов, который написал много чудесных стихотворений, в том числе и о временах года. А сейчас давайте отдохнем. (Дети встают вкруг)

Физминутка:

Ветер гуляет осенним леском, (идут шагом)

Листья срывает: листок за листком, (имитация срывания и бросания листьев)

Он в ручеек эти листья бросает,

Их ручеек словно письма читает. (ритмичное похлопывание в ладоши)

Листья летят все быстрей и быстрей, (бег с ускорением)

И ручеек все грустней и грустней. (бег с замедлением)

Вот он забрался под старый пенек, (останавливаются)

Тихо вздохнул - и свернулся в клубок. (приседают) (после физминутки садятся на стульчики)

Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочту вам стихотворение. А вы обратите внимание, какое время года и настроение описывает поэт. Еще вы услышите несколько новых для вас слов «сень», «обнажилась», «караван»

Воспитатель читает и обсуждает прочитанное стихотворение с детьми:

Какое настроение вы почувствовали в этом стихотворении?

Чем дышало небо в стихотворении?

Какие приметы осени вы в нем услышали?

Это приметы какой осени? Ранней или поздней?

Как А. С. Пушкин написал про таинственную сень?

Что значит таинственная? (содержит в себе тайну, загадку)

Как вы понимаете слово «сень»? (укрытие или покров) «Обнажалась»? (разделась, осталась без листвы) «Караван»? (группа людей или животных, идущих друг за другом)

Какой месяц стоял у двора, какой он по счету среди осенних месяцев? (Ноябрь – третий по счету месяц)

Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и подумайте, какие картинки подойдут к нашему стихотворению? (картинки расположены на доске в хаотичном порядке) Они помогут вам при заучивании этого стихотворения.

(После чтения дети расставляют картинки в смысловом порядке.)

Воспитатель: - А теперь давайте отдохнем.

(Дети под музыку выполняют физминутку «Осенние картинки» муз. и слова А. Яранова)

Осень, осень золотая ходит по тропинкам (Шаги на месте)

И рисует для ребят желтые картинки. (Волнообразные движения кистями рук поочереди)

Рисовала осень дождик, лужи на дорожках. (Руки вверх-вниз, круговые движения руками) (на проигрыш: руки на поясе, шаги вокруг себя)

Одеваем мы с утра теплые сапожки. (Имитация одевания сапожек)

А деревья нарядила в платья расписные. (Повороты туловища влево - вправо)

И летят, летят, летят листики цветные. (Руки вверх, покачивания вправо-влево)

Холоднее стали дни и длиннее ночи. (Обеими руками обнимают себя, одна рука вверху одна внизу)

Только дети все равно осень любят очень. (Прыжки на обеих ногах влево - вправо)

Воспитатель читает стихотворение еще раз с установкой на последующее рассказывание, во время чтения один ребенок у доски следит за текстом по картинкам, остальные на местах. Для чтения стихотворения вызываются 3-4 ребенка, остальные заслушиваются в свободной деятельности.

Рефлексия:

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» А вам? Если у вас было хорошее настроение и вам все понравилось, то прикрепите к желтому листочку солнышко, а если было грустно и что-то не понравилось, то к синему листочку прикрепите тучку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик» городского округа город.

Конспект НОД во второй младшей группе «Заучивание стихотворения Н. Саксонской «Где мой пальчик?». Приоритетная образовательная область: речевое развитие Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В. Берестов» Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В. Берестов» (вторая младшая группа) Кокурина Ю. С. ,воспитатель.

Программное содержание Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Развивать память, интонационную выразительность речи.

Конспект Н.О.Д. в средней группе ДОУ.

Тема: «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.

Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал: Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, угощения.

Предшествующая работа : наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами -рисунками мнемоквадратов,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».

Смена позиций : орг. момент- стоя в кругу на ковре;

1 часть - сидя за партами

музыкально -динамическая пауза- в кругу на ковре;

2 часть - за партами

итог - на ковре в свободной позиции.

Ход Н.О.Д. :

Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем и кто её написал?

Назовите осенние месяцы?

А какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

Возьмите осенние листочки в руки и давайте выполним зрительную гимнастику:

Мы листочки увидали

И с листочками играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал

Все на землю улеглись

Глазки закрываем

Глазки отдыхают.

Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

О ком будем говорить? (о птицах)

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками.(дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали - проходите, садитесь на стульчики.

Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Итог Н.О.Д.: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

Что вам сегодня понравилось?

Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)

Замечательные стихи вспомнили ребята.

Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары. Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить?(показываю картинки- об одежде людей осенью, о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.

Павлина Синельникова
Конспект занятия с использованием мнемотехники «Уж небо осенью дышало»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

С использованием мнемотехники

Тема : «Уж небо осенью дышало »

г. Санкт-Петербург

Интеграция детской деятельности : коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая.

Цель : Знать признаки осени , уметь называть и описывать их, связывать явления живой и не живой природы.

Задачи :

I. Познавательные :

1. Формировать у детей понятие «осень » , учить называть и различать приметы осени , опираясь на наглядный материал.

2. Познакомить с названием осенних месяцев , учить называть их по порядку.

3. Объяснить взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей.

II. Социально-коммуникативные :

1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

III. Речевые :

1. Активизировать и обогащать словарный запас определениями.

2. Упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.

IV. Художественно-эстетические

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.

2. Развитие самостоятельной творческой деятельности.

V. Физические :

1. Развивать у детей координацию движений с речью.

Предварительная работа :

1. Экскурсия в парк

2. Наблюдение в природе

3. Беседы с детьми

4. Рассматривание иллюстраций по теме «Осень »

5. Рисование по теме «Осень »

6. Чтение и заучивание стихов об осени (Е. Трутневой «Осень » , А. Плещеева «Осень наступила » , А, Пушкина «Унылая пора.» , «Уж небо осенью дышало… » )

7. Материал к занятию : опорные картинки, мнемо-таблицы , корзины с настоящими овощами, фруктами.

Ход занятия:

(Воспитатель в образе Осени приходит к детям в гости.)

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Вот и наступила золотая осень . Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Слушайте внимательно.

Листопад, листопад –

Листья по ветру летят.

В вальсе кружат над землею

И любуются собою.

Платьем хвалятся свои –

Желтым, красным, золотым.

Солнцу подставляют щечки

Все осенние листочки .

На земле ковром лежат,

Нас порадовать хотят.

Осень . Что такое листопад?

Дети. (Ответ)

Осень . В какой период осени наблюдается листопад?

Дети. (Ответ)

Осень . В какие цвета окрашивает осень листья разных деревьев и кустарников?

Дети. (Ответ)

Осень . Почему листья на земле сравнивают с ковром?

Дети. (Ответ)

Осень . Послушайте еще стихотворение.

Осень хмурится , осень сердится

И печалится, слезы льет.

Вдруг вся в золото приоденется,

Паутинки быстро наткет.

Пригласит к себе всех художников

И закажет дивный ковер.

Из осинок, кленов багряных

Разожжет прощальный костер.

Осень . О каком периоде говорится в тексте?

Дети. (Ответ)

Дети. (Ответ)

Осень . Какие эмоции он приписал осени ?

Дети. (Ответ)

Осень . Что значит – осень хмурится ? Сердится? Печалится? Льет слезы?

Дети. (Ответ)

Осень . Какой дивный ковер заказала осень ? Из чего он составлен?

Дети. (Ответ)

Осень . Почему листья кленов и листья осинок сравнили с костром?

Дети. (Ответ)

Осень . Почему костер назван прощальным?

Дети. (Ответ)

(Хоровод)

Осень , шлепаю по лужам

В теплой куртке, сапогах.

Капюшон от ветра скроет,

Зонт от дождика в руках.

Осень . Как меняется одежда человека осенью ? Почему?

Дети. (Ответ)

Осень . Какую обувь используют люди в дождливую погоду? Почему?

Дети. (Ответ)

Осень . Какие головные уборы носят осенью ? И почему?

Дети. (Ответ)

Осень . А сейчас, ребята, поиграем и спрячемся от дождя.

(Игра «Дождик» )

Осень .

Насекомые исчезли,

И замерзли водоемы.

Осень поздняя настала ,

Холод принесла с собою.

Потянулись птицы к югу –

Нечем стало им питаться.

До весны с родимым краем

Им придется распрощаться.

Осень . О каких признаках осени говорится в тексте ?

Дети. (Ответ)

Осень . Почему птицы осенью улетают на юг ?

Дети. (Ответ)

Осень . Как называют птиц, которые улетают на юг?

Дети. (Ответ)

Осень . Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. (Ответ)

Осень . Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Дети. (Ответ)

Осень . Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети. (Ответ)

Осень .

Сад гол и пуст, пожухлая трава,

Листва последняя лежит в холодной луже.

Сквозь ветви уж не видно синевы.

Лишь тучи серые, продрогшие от стужи.

Осень . О каком периоде осени говорится в тексте ?

Дети. (Ответ)

Дети. (Ответ)

Осень . Какое настроение вызывают у вас эти строки?

Дети. (Ответ)

Осень . Молодцы дети! А что наступает за осенью ?

Дети. (Ответ)

Осень . Правильно!

За осенью зима приходит ,

И к ней готовятся в лесу :

Там белки, мыши впрок запасы

Всю осень для семьи несут .

Линяют лисы, зайцы, белки,

Чтоб теплой стала шерсть к зиме.

Барсук, медведь и еж колючий

Нагуливают жир себе.

В кору и пни, коряги, цели

Забились мухи, комары.

Все насекомые заснули,

Оцепенело до весны.

Осень . Какие лесные жители готовятся к зиме?

Дети. (Ответ)

Осень . Почему у многих животных линяет шерсть к зиме?

Дети. (Ответ)

Осень . Какие запасы заготавливают на зиму белки, мыши?

Дети. (Ответ)

Осень . Что будет, если медведь не заснет на зиму? Если не нагуляет жир?

Дети. (Ответ)

Осень . Как зимуют насекомые?

Дети. (Ответ)

Осень . Молодцы ребята!

Дети. (Ответ)

Осень . А вы знаете, что осень – самое богатое время года? Богатый урожай овощей и фруктов дарит нам осень . Я сейчас буду загадывать загадки, а вы будете доставать их из корзины.

Осень с урожаем к нам пришла.

Много вкусных фруктов принесла.

Овощей доставила целый воз.

Людям всем ответила на вопрос :

Чем зимой питаться? Что варить?

Из чего варенье и компот закрыть?

Собирают люди урожай в садах,

В огородах трудятся, на больших полях.

Осень .

1. Без окон без дверей полна горница людей? (Огурец)

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява? Кто любит щи – меня в них ищи. (Капуста)

3. Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

4. За кудрявый хохолок лису из норки поволок, на ощупь очень гладкая, на вкус как сахар сладкая. (Морковь)

5. Как на нашей грядке выросли загадки, сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют . (Помидор)

(Дидактическая игра «Назови ласково» )

Яблоко - яблочки, огурец - огурчик….

(Физ. Минутка)

Осень .

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят. (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся)

(Игра «Повара» . Что можно приготовить из фруктов.)

Осень . Как заготавливают фрукты, овощи на зиму люди?

Дети. (Ответ)

Осень . Из чего варят варенье?

Дети. (Ответ)

Осень . Какие салаты консервируют ?

Дети. (Ответ)

Осень . Какие фрукты и овощи можно сушить на зиму, солить и мариновать?

Дети. (Ответ)

Осень . Вы ответили на мои загадки. А теперь вы мне их загадаете. (Предлагается таблица №1, по которой дети описывают овощи и фрукты (Этот фрукт красного цвета, с гладкой кожицей, сочный и сладкий на вкус, из него можно приготовить сок, варенье (Яблоко)

Дети. 2-3 загадки.

Осень .

В сентябре тепло, как летом,

И цветы кругом цветут.

Школьники идут учиться,

Их уроки в школе ждут.

В октябре желтеют листья

И багряные леса,

Листопад украсит землю.

Ах, какая красота!

В ноябре дождливо, сыро,

Небо тучами закрыто ,

Лужи, грязь, завяли травы,

И тепло уже забыто.

Осень . О каких осенних месяцах говорится в тексте?

Дети. (Ответ)

Осень . В каком порядке они сменяют друг друга?

Дети. (Ответ)

Осень . Чем отличаются явления природы в каждый из осенних месяцев ?

Дети. (Ответ)

Осень . Вслед за каким месяцем наступает зима?

Дети. (Ответ)

Осень . Какой месяц осени самый теплый ?

Дети. (Ответ)

Осень . Какой месяц самый холодный?

Дети. (Ответ)

Осень . В каком месяце осени уже может пойти снег?

Дети. (Ответ)

Осень . А теперь я бы хотела, чтобы вы рассказали мне об осени . (Используется таблица №2 )

Осень . Молодцы, я рада что была у вас в гостях. До новых встреч!

Ребята, сегодня у нас много гостей, улыбнитесь нашим гостям, поздоровайтесь.

(Сели на свои места).

Я вам прочитаю стихотворение послушайте внимательно.(тихая музыка, картинка осени слайд).

«Уж небо осенью дышало» А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалось,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ребята, о каком времени года говориться в стихотворении?

Дети: Об осени. Правильно молодцы.

Сегодня мы свами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени. Ребята посмотрите какие красивые листочки вокруг, какие они по цвету: красные, жёлтые, оранжевые. Листочки не простые, на них загадки.

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывёт

И поверх садов и рощ

Моросит холодный (Дождь). (Слайд)

Дождь какой?

Дети: сильный, холодный, моросящий. (Молодцы)

В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь мы возьмём зонт

Зонт какой?

Дети: красивый, разноцветный, жёлтый, красный, большой.

Падают, кружатся

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся

Что за жёлтый снегопад?

Это просто (Листопад). (Слайд)

Посмотрите какие листочки опали?

Дети: красные, жёлтые, оранжевые, коричневые, разноцветные.

Молодцы все загадки отгадали.

Устали? Давайте отдохнём!

Физминутки (музыка)

Ветер северный подул: «С-с-с»,(Руки вверх, покачивание влево-вправо)

Все листочки с липы сдул (Пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились (Закружились)

И на землю приземлились (На пол опустились)

Отдохнули сели все на свои места. Стук в дверь, появляется корзина.

Ребята, посмотрите - это волшебница осень нам принесла корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки. А картинки подсказки они будут нам помогать составлять рассказ.

Какое время года изображено на картинке?

Дети: Осень.

Да наступила осень.

Что мы видим на этой картине?

Дети: Солнце.

Как солнце светит и греет осенью?

Дети: Осенью солнце не греет, светит не ярко.

Что можно сказать про осеннее небо?

Дети: Небо закрыто тучами.

А что можно сказать о деревьях?

Дети: листья опали, деревья стоят голые.

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Дети: Улетают на юг.

Что делают люди в огородах?

Дети: Собирают урожай.

Устали? Давайте отдохнём.

Физминутки (музыка)

Возьмите осенние листочки в руки и выполним гимнастику.

Мы листочки увидали

И с листочками играли,

Листья вправо полетели,

Глаза вправо посмотрели,

Листья влево полетели,

Глазки влево посмотрели,

Ветер листья поднимал

И на землю опускал,

Все на землю улеглись,

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Отдохнули, сели все на свои места. А сейчас мы будем учитья составлять рассказ, а вот эти картинки нам помогут. Послушайте, какой получился рассказ у меня. Потом вы составите свои рассказы по этим картинкам.

Наступила осень.

Солнце светит, но не греет.

Небо закрыто тучами.

Деревья стоят голые.

Перелётные птицы улетают на юг.

В саду и огородах созрел урожай.

Вот такой рассказ составила я. Кто хочет составить свой рассказ по картинкам? (2-3детей)

Молодцы ребята, какие интересные рассказы у нас получились.

Посмотрите, в тарелочках лежат листочки красные и желтые. Если вам понравилось составлять рассказ, играть, отвечать на вопросы, то возьмите красный листочек, а если было трудно, то возьмите желтый листочек.