Государство и право

Печальная береза фет анализ. Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и А.Фета. Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…»

Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта — Афанасия Фета, не перестаю восхищаться простотой и законченностью его мысли и, при этом, каждый раз убеждаюсь, что не так-то однозначны его доступные для понимания каждого стихи. Вот и его «Печальная береза» — короткое и вроде бы понятное стихотворение при более детальном изучении заставляет думать и размышлять.

Что описывает нам автор? Белую березу, которую он ежедневно видит из окна своего дома. И стоит эта красавица, скованная зимними морозами, а от того и печальная, но при этом украшенная, разряженная услужливой зимушкой-зимой. И непонятно, то ли радоваться нам за эту застывшую красавицу, то ли сочувствовать ее печали.

Автор заставляет читателя поволноваться, да и как же иначе? Как понять хорошо ли березе в ее наряде, похожем на гроздья винограда? Думается, что и автор, наблюдающий за жизнью зимней красавицы, и само дерево с нежностью думают об ушедшем лете, о теплой поре, когда вместо искусственного «винограда» украшали главный символ России настоящие, простые, но до боли родные сережки.

И все же, омертвевшая на морозе береза, словно в саван наряженная, не является в данном стихотворении знаком конца, поскольку денница играет на ее ветвях — и это замечает поэт. А раз так, то придет весенняя пора, когда не птицы, а сама природа стряхнет с березки зимнюю красу, и оденется она в свою привычную, такую родную и знакомую резную зелень, и будет радовать наблюдателя, доказывая вновь и вновь, что жизнь продолжается.

С другой стороны, конец стихотворения наводит на мысль, что состояние березы как нельзя больше соответствует нынешним чувствам и переживаниям поэта. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между окоченевшим деревом и автором. Какой-то трагизм, надрыв чувствуется в этом небольшом стихотворении, не смотря на его некоторую высокопарность и торжественность.

И только подумайте, 12 строк, а сколько смысла, сколько глубины. И в этом весь Фет.

Тема:

Стихотворение Фета «Печальная берёза»

СЛАЙД тема, цель, задачи

Предмет:

Чтение

Тип урока:

Урок открытия нового знания (урок- исследование)

Базовая технология:

Мнемотехника.

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир, изо

Формы работы:

Работа в паре.

Цель урока:

Знакомство с произведением Фета, формирование умений заучивать стихотворные произведения наизусть, используя ассоциативные приёмы.

Задачи:

1.Раскрыть идею и смысл стихотворения

Учить выразительности чтения

Выучить стихотворение наизусть

2. Развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию;

мыслительные операции: память, внимание, воображение.

3. Формировать эмоционально-чувствительное отношение к действительности и личностное видение окружающего мира.

Знания, умения, навыки, которые приобретут уч-ся в ходе урока

1. Предметные:

Учащиеся научатся выразительно читать, выучат стихотворение наизусть.

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

Учащиеся научатся использовать различные приёмы запоминания стихотворного текста

б) коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся обмениваться информацией, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы в паре;

Высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

Учащиеся научатся контролировать свою речь при выражении своей точки зрения;

Формировать умения выполнять свои действия по образцу и собственному замыслу;

3. Личностные:

Учащиеся научатся толерантному отношению друг к другу, уважать мнение других.

Оборудование: презентация , портрет А. Фета, Толковый словарь С. И. Ожегова.

Конспект урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Приветствие.

Готовность к уроку.

Проверяет готовность к уроку, настраивает уч-ся на позитивную работу

Контролируют готовность к уроку.

РегулятивныеУУД:

Личностные УУД: у учащихся формируются учебные мотивы; положительное отношение к школе .

Самоопределение к деятельности.

Тема урока

Прочитайте слово: ЯИЗЭОП.

Кто может сказать, о чем будет речь на уроке?

Сегодня мы отправимся в мир поэзии.

Прочитайте предложения:

    Поэзия зимнего утра.

    Поэзия зимнего леса.

    Поэзия родной природы

Что же такое поэзия?

Попробуйте другим словом заменить слово поэзия ? (Красота).

Прочитайте эти предложения вновь, заменив слово поэзия словом красота .

    Красота зимнего утра.

    Красота зимнего леса.

    Красота родной природы

Так что же такое поэзия?

Сколько же значений имеет слово поэзия , обратимся к словарю С. М. Ожегова.

    Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.

    Поэзия – красота, прелесть чего-либо.

Как может звучать тема урока?

Какие задачи можем решить в ходе занятия?

Как вы думаете, что узнаете на уроке, чему научитесь?

Предлагает задание.

Подводит к новой теме.

СЛАЙД (2)

Даёт научные знания.

СЛАЙД (2)

Выполняют задание.

Делают вывод, определяют тему урока.

Предметные УУД: Учатся работать со словом.

Познавательные УУД: Учатся анализировать, д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД: Учатся прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД: Учатся выказывать своё отношение к изучаемому.

Личностные УУД: у учащихся формируется мотивация к обучению.

II. Речевая разминка

В мире поэзии слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения

Прочтите слова, чётко выговаривая звуки:

берёзы, морозы, денница, птицы

Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково).

Что такое денница? (лучи утренней зари)

Все ли слова мы произносим одинаково? (С разной интонацией)

Прочитайте фразу: Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят.

А сейчас попробуйте произнести, произнося её восторженно

А если её произнести с удивлением ?

Задаёт вопросы.

Предлагает варианты заданий. СЛАЙД

Обогащает словарный запас учащихся. СЛАЙД

Работа над дикцией.

СЛАЙД (2)

Отвечают на вопросы.

Учатся чётко произносить звуки.

Знакомятся с новым словом.

Предметные УУД: Находят ответы на вопросы, опираясь на изучаемый материал.

Регулятивные УУД: учатся контролировать своё настроение.

Коммуникативные УУД: учатся обмениваться информацией.

Личностные УУД: учатся уважать мнение других.

III. Актуализация опорных знаний

Сегодня нас ожидает встреча с великими русскими поэтом.

Прочитайте его имя. А.А. Фет Кто знаком с творчеством поэта?

Демонстрирует портрет. СЛАЙД

Воспринимают зрительную и словесную информацию.

Предметные УУД: учатся воспринимать информацию.

Познавательные УУД: у учащихся развивается внимание, память.

Этап урока - Открытие нового знания продемонстрирую.

IV. Открытие нового знания

V .

VI . ФИЗМИНУТКА

VII . Рефлексия.

VIII . Итог урока.

IX . Домашнее задание.

И красива, и стройна Средь подруг стоит она.
А платьице – в полоску.

Какое дерево ты узнаешь … березку?

Прослушайте стихотворение.

1. Слуховое восприятие (слушают стих в моём исполнении)

«Печальная береза»
А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
Лишь прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

Загадывает загадки.

Стимулирует интерес учащихся.

Знакомит с текстом.

Отгадывают загадки.

Воспринимают текст на слух.

Делятся впечатлениями. (Понравилось ли стихотворение? Какое настроение передаёт автор?)

СЛАЙД стих

2. Зрительное восприятие (на доске стих и читают самостоятельно) Презентация

Какие картины представили?

Найдите образные выражения:

эпитет,

сравнение,

противопоставление.

Проверяет первичное восприятие текста.

Организует чтение учащихся.

Учит работать над текстом.

Делятся впечатлениями об услышанном.

Читают текст.

Оценивают свои эмоциональные впечатления.

Отвечают с опорой на текст.

Предметные УУД: Учащиеся, работая над текстом, учатся находить образные выражения.

Познавательные УУД: Формируется умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Регулятивные УУД: учатся самоконтролю.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь учителя, взаимодействовать с ним.

V .

3. Игровой момент (Учитель начинает, а дети вспоминают и продолжают)

СЛАЙД

Печальная… береза
У моего... окна,
Лишь прихотью… мороза
Разубрана … она.

Как гроздья … винограда,
Ветвей концы … висят, -
И радостен для … взгляда
Весь траурный … наряд.

Люблю игру … денницы
Я замечать … на ней,
И жаль мне, … если птицы
Стряхнут красу … ветвей

4. Двигательны й (читаем стих и делаем движения)

СЛАЙД (берёза)

СЛАЙД (окно)…,

5. Визуальный (картинки) 1 четверостишие

Проводит игру.

Стимулирует интерес учащихся.

Использует упражнение, направленное на развитие рукодвигательной памяти.

Демонстрирует

Вспоминают конец строчки.

Одновременно читают текст и выполняют движения.

Вспоминают текст с

Печальная береза

У моего окна,

Лишь прихотью мороза

Разубрана она.

СЛАЙД рисунок учителя

6. Мнемотаблица учителя. 2 четверостишие

7. Самостоятельная работа. 3 четверостишие.

Продолжаю анализ урока

8. Подготовка к чтению наизусть. Работа в парах.

9. Чтение наизусть .

фотографии.

Демонстрирует мнемотаблицу.

Наблюдает за работой учащихся.

Наблюдает.

Оценивает и анализирует чтение.

опорой на иллюстрацию.

Воспроизводят по таблице текст.

Составляют мнемотаблицу.

Читают друг другу.

Читают наизусть.

Предметные УУД: учатся читать выразительно, заучивать стихотворение наизусть.

Познавательные УУД: у учащихся формируется зрительная, рукодвигательная, образная память; учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: учатся контролировать выполнение своих действий по образцу и собственному замыслу, осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений .

Коммуникативные УУД: учатся оценивать результат одноклассников, взаимодействовать с ними во время работы в паре; выражать своё мнение в процессе деятельности.

Личностные УУД: учатся показывать своё отношение к произведению.

VII . Рефлексия.

1. Что запомнилось?

2. Что удивило?

Пригодится ли вам это в жизни? Где? Когда?

А понравился вам урок или нет, покажите с помощью мимики (нахмурьтесь или улыбнитесь)

Задаёт вопросы.

Отвечают, анализируют и оценивают своё участие в познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: учатся осуществлять познавательную и личностную рефлексию .

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать свою работу.

VIII . Итог урока.

Что узнали на уроке?

Чему научились?

Задаёт вопросы

Регулятивные УУД: учатся анализировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать свою работу.

IX . Домашнее задание.

Попробуйте дома выучить новое стихотворение А.А.Фета наизусть, используя понравившийся способ запоминания.

Записывают в дневник.

Личностные УУД: у учащихся формируется интерес к новому учебному материалу.

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза..." и С. Есенина "Береза"

Оба стихотворения хрестоматийны, хорошо известны школьникам. По сопоставление их в рамках учебной программы не входит в задачи учителя-словесника, поскольку хронологический и авторский ("именной») принципы построения курса изучения литературы не предусматривают сравнительно-аналитических разборов произведений разных авторов и разных эпох.

Попробуем в какой-то мерс исправить этот недостаток школьного курса литературы.

Написанные соответственно в 1842 и в 1913 годах, эти сти­хотворения относятся не только к разным эпохам, но и, как яв­ствует даже из самого беглого сравнения, к разным типам миро­ощущения, к разным эстетическим программам.

Различие обнаруживается с самых первых определений. У Фета береза "печальная», у Есенина - "белая». Можно ли ска­зать, что слово "белая» имеет смысловую соотнесенность со сло­вом "печальная»? Пет. К печали больше "подходит» черный (тем­ный, во всяком случае) цвет. Белый цвет ассоциируется, как пра­вило, с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием. По есть и еще разница. "Белая береза» - устойчивое словосочетание, тра­диционное для России, имеющее положительный подтекст, но в то же время не субъективно-оценочное. "Печальная береза» выражение явно субъективное, связанное с определенным умо­настроением наблюдателя. Фет именно так видит зимнюю бере­зу и именно Фет так видит насколько эти утверждения важны для последующего анализа? Если исходить из предположения (абсолют­но, впрочем, оправданного), что художественное произведение не образуется из механического набора случайных, не связанных меж­ду собой слов, которые в совокупности или по отдельности оказы­вают некое неопределенное воздействие на нервную организацию читателя или слушателя, а напротив, возникает как лексико-интонационная система, обладающая свойством прямой передачи худо­жественного смысла или наведения на него, - то станет ясно: в произведении искусства значима и работает на весь его строй и смысл каждая деталь, каждая содержательная и каждая формаль­ная единица.

С этой точки зрения интерес представляет семантика не только полнозначных, но и служебных слов союзов, предлогов и т. д.

Фетовская береза - у окна. Значение предлога "у» рядом, близко, но это все-таки обозначение дистанции между наблюдате­лем (лирическим субъектом) и объектом, в то время как есенинс­кая береза под окном, и в этом случае предлог устраняет дистан­цию: его значение здесь указывает на положение предметов не по вертикали, не в дискретном пространстве (когда один предмет на­ходится ниже другого, как, например, в словосочетаниях "под не­бом», "под столом», "под потолком» или даже "под обломками»), а в пространстве недискретном, едином (как в словосочетании "под рукой»). Соображение относительно существующей в стихотворе­нии Фета.

Дистанции между наблюдателем и объектом подтверж­дается союзом "если» (И жаль мне, если птицы....), который подчеркивает именно наблюдательную позицию лирического субъекта, отмечающего изменения в наблюдаемом объекте.

У Фета береза - просто красивое дерево. У Есенина - жи­вое самостоятельное существо в живой природной семье. Береза Фета - объект не только по отношению к лирическому субъекту, но и среди других природных явлений. Она разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама при накрылась снегом. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда (сравнение довольно любопытное, заставляющее думать, что ли­рическому субъекту вспоминается лето), а у есенинской - на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенскою быта: береза как будто плат - ком принакрылась, как будто девушка задумалась перед свида­нием). Субъективность в стихотворении Фета очевидна: " W радо­стен для взгляда / Весь траурный наряд» ("траурный» белое на черном); "И жаль мне...»; "красу ветвей». По эта субъектив­ность свидетельство субъект-объектного видения мира (лири­ческий субъект передаст в терминах поэтической речи свое вос­приятие природного объекта). У Есенина - нечто совершенно иное. Прежде всего в его стихотворении виден антропоморфизм одушевление природы, приписывание ей человеческих свойств. Береза Есенина самостоятельный субъект наряду с другими субъектами ("заря, лениво обходя кругом...»). И мы вправе сде­лать вывод о том, что отношение лирического "я» к природе в стихотворении Есенина субъект-субъектное.

Здесь два принципиально разных мировидения. Одно можно определить так: мир - вне меня; я и мир существуем раздельно, но не мир смотрит на меня, а я - на мир; и это моя привилегия видеть мир таким, каким только я могу его видеть. К другому подходит конспективно-тезисное суждение М. М.Бахтина: "Мысль мира обо мне, мыслящем. Скорее я объектен в субъектном мире». То есть я внутри мира, и поэтому мир и я нераздельны и неслиянны; я вижу мир, и мир видит меня; и это привилегия мира рассматривать меня в качестве объекта. Отсюда разные эстетические подходы к изображению мира. В одном случае волен использовать любые ассоциации, которые возникают в его сознании по поводу изображаемого, выражать свое эмоциональное отношение к тому, что он описывает; в другом же случае происходит своеобразный диалог между художником и субъектным миром. Таковы мировоззренческие позиции и эстетические программы двух больших (и очень разных) русских поэтов.

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная". Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она", то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд". Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы") так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Афанасий Афанасьевич Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

«Печальная береза...», анализ стихотворения Фета

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная". Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она", то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд". Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы") так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Мольер (Жан Батист Поклен) - драматург, поэт, актер - создал замечательные пьесы, до сих пор не сходящие со сцен многих театров мира, такие, как - «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». И одной из самых лучших, самых ярких его комедий является «Мещанин во дворянстве», где автор нарисовал сатирический образ буржуа. Перед нами мещанин Журден - главный герой пьесы, пытающийся из мещанина вдруг превратиться в дворянина. Ему кажется, что для этого у него есть главное - деньги. Есть деньги, но нет элементарного образования, нет манер, и главное нет ума, он беспросветно глуп. На старости лет Журдену взд

Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса, расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим - Старая Ладога, отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу. В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень, расположено так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатого века оно хорошо известно в древнейших новгородских летопис

А. И. КупринИзумруд4-летний жеребец Изумруд стоит в стойле. Напротив - молодая кобыла Щеголиха, рядом - соперник, старый Онегин. Изумруд жует сено и думает о конюхах, ипподроме и вспоминает детство. Утром, после завтрака, его выводят во двор, моют, запрягают в 2-х колесные американки и накрывают попоной, как и прочих лошадей. На бегах после проминки Изумруд, точно слушавший указания конюха-англичанина, приходит первым, обогнав вороного. Но англичанина обвиняют в подлоге лошади; Изумруда вывозят и прячут в незнакомой конюшне. Однажды ранним утром главный в этой конюшке дает ему овса со странным