Маркетинг

Презентация по биологии нервная система. Нервная система. презентация. Вегетативный отдел нервной системы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Нервная система- самая сложная и важнейшая система управления в организме человека Основным структурным и функциональным элементом НС является нервная клетка – нейрон.

3 слайд

Описание слайда:

Нейроны принимают сигналы в одной части нервной системы и и передают их в другую ее часть, где эти сигналы могут поступить к другим нейронам или вызвать какое-то действие. Скопление тел нейронов в спинном и головном мозге образует серое вещество. Скопление длинных отростков нейронов составляют белое вещество головного и спинного мозга, а также входят в состав нейронов.

4 слайд

Описание слайда:

Условно анатомически нервную систему разделяют на центральную, в которую входит головной и спинной мозг, и периферическую, что включает все нервные ткани за пределами центральной.

5 слайд

Описание слайда:

Спинной мозг- это отдел центральной нервной системы, расположенный в канале позвоночника Состоит из 31 сегмента, объединенных в отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый. От каждого сегмента вправо и влево отходят по паре задних и передних корешков.

6 слайд

Описание слайда:

В соответствии с количеством сегментов спинной мозг имеет 31 пару нервов: 8 пар шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и одну пару копчиковых. В спинном мозге различают серое и белое вещество. Серое вещество состоит из тел двигательных (3%) и вставочных (97%) нейронов. Спинной мозг выполняет 2 функции: -Рефлекторная функция заключается в осуществлении рефлексов, связанных с работой мышц. -Проводниковая функция обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов центральной нервной системы.

7 слайд

Описание слайда:

Головной мозг- высший отдел нервной системы человека В головном мозге различают такие отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний, промежуточный и конечный, который еще называют большим. Ученые еще объединяют головной мозг в отделы: задний, средний и передний мозг.

8 слайд

Описание слайда:

Задний мозг -Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга и имеет подобное строение и функции. В ядрах серого вещества продолговатого мозга сосредоточены жизненно важные нервные центры дыхания, пищеварения, а также нервные центры защитных рефлексов. -Мост является продолжением продолговатого мозга и соединяет между собой спинной, продолговатый, средний и промежуточный. Здесь находятся центры, контролирующие мимику и жевательные движения. -Мозжечок состоит из двух полушарий, соединенных червяком. Он играет важную роль в регуляции равновесии тела, координации движений и поддерживании тонуса мышц.

9 слайд

Описание слайда:

Средний мозг Расположен между мостом и промежуточным мозгом. В среднем мозге находится ряд важных нервных центров, в частности первичные центры зрения, слуха, мышечного тонуса и др. Средний мозг является одним из основных центров регуляции движений и напряжения скелетных мышц.

10 слайд

Описание слайда:

Передний мозг -Промежуточный мозг состоит из таламуса (зрительных холмов) и гипоталамуса (подзрительнохолмовые участки). Через таламус чувствительные нервные волокна передают импульсы от всех рецепторов. Гипоталамус руководит вегетативными реакциями организма. -Конечный мозг контролирует функции всей нервной системы. Он состоит из двух полушарий (правого и левого), соединенных мозолистым телом. Поверхность полушарий покрыта корой. Кора образованна серым веществом.

11 слайд

Описание слайда:

Разделяют четыре основных доли полушарий головного мозга: лобную, теменную, височную и затылочную. -Лобная доля отвечает за целенаправленное, осмысленное поведение человека. -Затылочной доле расположены нервные зоны зрения. -Височная доля – зоны слуха, обоняния и вкуса. -Теменная доля – зона кожной и суставно –мышечной чувствительности.

12 слайд

Описание слайда:

Нервная регуляция двигательной активности Выполнение человеком разнообразных движений связано с работой мотонейронов. Мотонейроны – это нервные клетки с очень длинными аксоном, которые отвечают за образование движений. Существуют два вида двигательных функций: поддержание позы и собственно движение. Все движения, производимые организмом для удовлетворения своих потребностей, регулируются соответствующими структурами центральной НС. Нервная регуляция двигательной активности обеспечивается практически всеми отделами центральной НС.

13 слайд

Описание слайда:

Нервная регуляция работы внутренних органов Автономная нервная система- это часть нервной системы человека, которая регулирует деятельность внутренних органов, желез, кровеносных и лимфатических сосудов, неисчерченных и некоторых исчерченных мышц, обмен веществ. Ее разделяют на два отдела: симпатический и парасимпатический. Симпатический отдел называют системой экстремальных ситуаций, поскольку он усиливает функции органов в сложные для организма моменты. Парасимпатический отдел называют системой послеэкстремальных ситуаций, поскольку он возвращает в норму функции органов, задействованных в решении сложных для организма заданий.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

Познание мира 3 класс

Абдуллаева С. И.


ВСЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА ПРОНИЗАНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ БЕЛЫМИ ВОЛОКНАМИ- НЕРВАМИ


ЧТО ВХОДИТ В

НЕРВНУЮ СИСТЕМУ?

СПИННОЙ МОЗГ

НЕРВЫ


ВЫПОЛНЯЕТ ОСНОВНУЮ РАБОТУ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ.

СЛУХ

ОСЯЗАНИЕ

ВКУС

ЗРЕНИЕ

ПЕРЕРАБАТЫВАЕТ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

ЗАПАХ


ЧЕРЕП

РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ЧЕРЕПА.




ЛЕВОЕ

ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ

ПОЛУШАРИЕ


ДВИЖЕНИЯМИ ЛЕВОЙ ЧАСТИ ТЕЛА КОМАНДУЕТ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ДВИЖЕНИЯМИ ПРАВОЙ ЧАСТИ ТЕЛА КОМАНДУЕТ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА



ПРОНИЗАН КРОВЕНОСНЫМИ СОСУДАМИ.

¼ ЧАСТЬ ВСЕХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА РАСХОДУЕТСЯ НА СНАБЖЕНИЕ КЛЕТОК ГОЛОВНОГО МОЗГА.

ПОВЕРХНОСТЬ МОЗГА- КОРА , ВСЯ В БОРОЗДКАХ И ИЗВИЛИНАХ



ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ТЕЛОДВИЖЕНИЕ

ОСЯЗАНИЕ

ВКУС

РЕЧЬ

ЗРЕНИЕ

СЛУХ

ОБОНЯНИЕ


СПИННОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ПОЗВОНОЧНИКА.



КАЖДЫЙ ОТДЕЛ СПИННОГО МОЗГА- ОТВЕЧАЮТ ЗА РАБОТУ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ГРУППЫ МЫШЦ

ШЕЙНЫЕ НЕРВЫ : ГОРЛО, ГРУДЬ, ПЛЕЧИ, РУКИ, КИСТИ РУК

ГРУДНЫЕ НЕРВЫ :

ОТ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГРУДИНЫ ДО НИЖНЕЙ ЧАСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

ПОЯСНИЧНЫЕ НЕРВЫ: СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ И БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ

КРЕС ТЦОВЫЕ НЕРВЫ:

ОТ НИЖНЕЙ ЧАСТИ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ ДО ПАЛЬЦЕВ НОГ



ЦЕНТР СЕНСОРНОСТИ ТЕЛА

ДВИГАТЕЛЬНЫЙЦЕНТР

УЧАСТКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА РАЗНЫХ ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

ЦЕНТР ОБОНЯНИЯ

СЛУХОВОЙ ЦЕНТР

ЦЕНТР ЗРЕНИЯ


ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?

УМЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

ЗАПОМИНАТЬ

ХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

ИНФОРМАЦИЮ


ПАМЯТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ

ЗРИТЕЛЬНАЯ

ОБОНЯТЕЛЬНАЯ

СЛУХОВАЯ

ВКУСОВАЯ


ЧТО ОПАСНО ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ?

ПОВРЕЖДЕНИЯ

СПИННОГО МОЗГА

ГОЛОВНОГО МОЗГА

ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА: НЕПОДВИЖНОСТЬ

РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА: ГИБЕЛЬ


СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ВРЕМЕННОЕ:

НАРУШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ: «ГОЛОВА КРУЖИТЬСЯ»

НАРУШЕНИЕ СЛУХА: «ШУМ В УШАХ»

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ: «ТЕМНЕЕТ В ГЛАЗАХ»


ОТРАВЛЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

НИКОТИН

АЛКОГОЛЬ

РАЗРУШАЮТСЯ НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ , ТЕРЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ


НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Режим дня:

7ч – 7.45ч. – Подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак;

8ч. 15 мин. – 13.05ч. – Занятия в школе;

13.05ч. – 14ч. – Возвращение домой, обед;

14ч. – 16ч. – Отдых, прогулка, спортивная секция, кружок;

16ч. – 18ч. – Приготовление уроков;

18ч. – 19ч. – Отдых, ужин, помощь по дому;

19ч. – 20ч. 45 мин. – Чтение, игры дома;

20ч. 45 мин. – Подготовка ко сну.

21. ч.- 7.ч. - Ночной сон


ОТДЫХ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

С МЕ НА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОТДЫХ ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА

ПРИРОДА

Нервная система

Эксперимент

Подготовка к ЕГЭ

Навигация

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

Спинной мозг

Головной мозг

Полушария большого мозга

    • Значение нервной системы
    • Классификация нервной системы
    • Строение нейрона. Типы нейронов
    • Строение нерва
    • Рефлекс. Рефлекторная дуга
    • Словарь

Основа психической деятельности человека

Согласование работы всех систем организма

Ориентация организма во внешней среде

Основа чувств, обучения памяти

Основные функции

нервной системы

Согласование работы всех органов

Отделы нервной системы

Центральная

Головной мозг

Нервные окончания

Нервные узлы

Периферическая

Соматическая нервная система

Часть периферической нервной системы,

регулирующей работу скелетных мышц.

Вегетативная (автономная)

нервная система

Часть нервной системы, регулирующая работу внутренних органов.

Её структуры лежат как в периферическом, так и в центральном отделе нервной системы

  • Называют системой «отбоя»
  • Возвращает деятельность сердца в состояние покоя
  • Усиливает сокоотделение желез желудка
  • Называют системой «аварийных ситуаций»
  • Учащает и усиливает сокращения сердца
  • Тормозит сокоотделение желез желудка

Строение нейрона

Типы нейронов

Двигательные

Чувствительные

Вставочные

Строение нерва

Кровеносные сосуды

Нервный узел

Соединительнотканная

оболочка

Рефлекс Рефлекторная дуга

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействия внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемый с участием нервной системы.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.

Пузырьки

с медиатором

Синапсы (от греч. sýnapsis - соединение, связь), специализированные функциональные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов

    • Длинный неветвящийся отросток нейрона
    • Ветвящийся, короткий отросток нейрон
    • Совокупность аксонов находящихся в ЦНС

Белое вещество

    • Совокупность тел нейронов и дендритов

Серое вещество

    • Пучки нервных волокон за пределами ЦНС
    • Ответ организма на раздражение
    • Путь по которому сигналы идут от рецепторов к исполнительному органу

Рефлекторная дуга

    • Электрическая волна бегущая по нервному волокну

Нервный импульс

    • Воспринимает раздражение и передает нервный импульс в ЦНС

Чувствительный нейрон

    • Осуществляет связь между чувствительными и двигательными нейронами

Вставочный нейрон

    • Передает импульсы от ЦНС к рабочим органам

Двигательный нейрон

  • Малыш дотронулся до горячего чайника и заплакал. Ваши объяснения.
  • Опиши движение нервного импульса, покажи на себе, схеме рефлекторной дуги.
  • Почему он отдёрнул руку? Докажи на основе полученных знаний о нейронах.

Схема строения рефлекторной дуги

  • Кошка, спокойно лакающая молоко, при появлении собаки быстро выгибает спину и прекращает есть, у нее поднимается шерсть;
  • человек, чтобы не вскрикнуть от резкой боли (например зубной), сильно стискивает зубы или прикусывает губы;
  • животное отдергивает лапу при внезапном уколе.
  • Как можно, на основе рефлекторной теории, объяснить приведенные случаи поведения животных и человека?

Проанализируйте следующие факты:

  • Если на человека напала собака то он пытается от нее защититься или убегает.
  • У него в это время активно работают скелетные мышцы.
  • Одновременно меняется работа внутренних органов: - суживаются сосуды,
  • Учащается сердцебиение,

    Выделяется пот,

    Приостанавливается образование желудочного сока, - происходит перераспределение крови – большая часть её направляется к скелетным мышцам.

  • При анализе используйте сведения о взаимосвязи центральной нервной системы, соматической и вегетативной.

Готовимся к ЕГЭ (часть А)

в) возбуждение; г) рефлекс

7. Нерв - это:

г)пучки нервных волокон за пределами ЦНС

а)симпатическая нервная система; б) парасимпатическая нервная система;

в) соматическая нервная система; г) центральная нервная система

Готовимся к ЕГЭ (часть А)

Готовимся к ЕГЭ (часть А)

1. Путь, по которому сигналы идут от рецептора идут к исполнительному органу, называется:

а) рефлексом; б) рефлекторным кольцом;

в) условным рефлексом; г) рефлекторной дугой

2. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:

а) мышление; б) рассудочная деятельность;

в) возбуждение; г) рефлекс

3. Функцию, которую выполняет соматическая нервная система:

а) регуляция работы скелетных мышц; б) рефлекторная;

в) регуляция работы внутренних органов; г) проводниковая

4. Работу пищеварительной системы усиливает:

а) симпатическая нервная система; б) парасимпатическая нервная система;

в) соматическая нервная система; г) центральная нервная система

5. К условным относятся рефлексы:

а) индивидуальные; б) имеющие готовые рефлекторные дуги;

в) врожденные, передающиеся по наследству;

г) относительно постоянные, мало изменяющиеся

6. Передача нервных импульсов в синапсах вегетативной системы происходит с помощью:

а)гормонов; б)электрических сигналов; в)медиаторов; г) АТФ

7. Нерв - это:

а) нервное волокно за пределами ЦНС;

б) скопление отростков и тел нейронов;

в) проводящие пути спинного мозга;

г) пучки нервных волокон за пределами ЦНС

8. Белое вещество мозга у человека представлено:

а) телами нейронов; б) корой больших полушарий,

в) волокнами проводящих путей; г) подкорковыми ядрами

9. Рефлекторная дуга заканчивается:

а) исполнительным органом; б) чувствительным нейроном;

в) рецептором; г) вставочным нейроном

10. Работу пищеварительной системы тормозит:

а) симпатическая нервная система; б) парасимпатическая нервная система;

в) соматическая нервная система; г) центральная нервная система

Готовимся к ЕГЭ (часть А)

Установите соответствие между функцией нейрона и его видом.

Функция

А) преобразует раздражения в нервные импульсы

Б) передает в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов

В) осуществляет передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в спинном мозге

Г) передает нервные импульсы мышцам, железам и другим исполнительным органам

Вид нейрона

1) чувствительный

2) вставочный

3) двигательный

Готовимся к ЕГЭ (часть В)

Из шести предложенных вариантов (А-Е) выберите три правильных ответа.

  • Симпатическая нервная система оказывает следующее воздействие на органы кровообращения:
  • А) снижает кровяное давление;

    Б) расширяет кровеносные сосуды мозга;

    В) уменьшает частоту сердечных сокращений;

    Г) расширяет кровеносные сосуды скелетных мышц;

    Д) поддерживает тонус кровеносных сосудов кишечника;

    Е) увеличивает амплитуду сокращений сердца.

Готовимся к ЕГЭ (часть В)

Эксперимент

Изучение глотательного рефлекса

Цель: Выяснить причину глотательного рефлекса

Инструкция:

  • Проглотите скопившуюся в ротовой полости слюну
  • Сделайте 4-5 глотательных движений.
  • Ответьте на вопросы:
  • Можете ли вы длительное время делать глотательные движения?
  • Что является причиной не проглатывания?
  • Вывод:
  • Зачертите схему глотательного рефлекса.

1. рецепторы языка

2. чувствительный путь

3. продолговатый мозг

4. двигательный путь

5. мышцы языка

Для воспроизведения глотательного движения необходим раздражитель – слюна, которая раздражает рецепторы корня языка. Без раздражения корня языка рефлекс не проявляется.

Навигация

Интересное

Иллюстрация

Скрытая информация

Высшая нервная деятельность (ВНД) нервные процессы, лежащие в основе поведения человека и обеспечивающих приспособляемость к условиям среды. Основоположником учения о ВНД является И.М. Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.








Условные рефлексы – приобретенные в течение жизни реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к воздействиям среды. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным. Для образования прочной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным. FLASH


Условные и безусловные рефлексы Безусловные Условные * Являются врожденными * Вырабатываются в течение всей жизни * Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида * Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта * Постоянны и не затухают в течение жизни * Непостоянны, могут исчезать (тормозиться)


Условные и безусловные рефлексы Безусловные Условные * Осуществляются в ответ на определенное раздражение * Формируются на основе безусловных рефлексов * Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга * Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга


Торможение рефлексов В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения внешнее и внутреннее. 1. Внешнее торможение (безусловное). Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.


2. Внутреннее торможение развивается только в коре. А) Условное - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например: * Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает. * Пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем.


Б) Дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел свои или чужие.


А.А. Ухтомский разработал основы учения о доминанте: в мозге временно господствует какой-то один очаг возбуждения, в результате обеспечивается выполнение одного жизненно важного в данный момент рефлекса. Различают оборонительные, пищевые, половые и другие виды доминант.




Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. Так, ставшая знаменитой обезьяна Имо вместо выбирания зерен из песка бросила их смесь в воду, после чего собрала зерна с поверхности.


Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. «Слово, писал И.П. Павлов, сделало нас людьми». Главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи второй сигнальной системы.















Фазы сна 1) Медленный сон: * Длится минут * Снижается мышечный и сосудистый тонус * Дыхание ровное


2) Быстрый сон: * минут * Сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев * Учащается пульс и дыхание. * В эту фазу человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.






Бессонница (инсомния) – невозможность заснуть или частые пробуждения среди сна. Причина: стрессы, неврозы, смена частая часовых поясов. Сонливость (гиперсомния), часто объясняется плохим ночным сном. Но есть редкое заболевание – летаргия (человек может проспать несколько лет).


Есть версия, что летаргический сон Николая Гоголя был ошибочно принят за его смерть. К этому выводу пришли, когда при перезахоронении на внутренней обшивке гроба обнаружили царапины, кусочки обшивки были под ногтями Гоголя и изменено положение тела («Перевернулся в гробу»). 30