История 

«Сюжетная линия Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин. Сюжетные линии Сколько сюжетных линий в онегине

Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А.С. Пушкина « ». Что объединило этих двух героев в деревенской тиши, а затем развело, заставив одного переступить черту и стать преступником, а другого - жертвой преступления?

Если вкратце охарактеризовать Евгения в период знакомства с Владимиром Ленским, то можно сказать, что это был молодой человек, рано насладившийся всеми прелестями столичной жизни, разочаровавшийся пустым блеском столичной мишуры, а потому холодный, рассудительный и даже в некоторой степени жестокий в обращении с окружающими. Он хандрил и, как следствие этого, был чужд искусству: «охлажденное чувство» мешало переживать восторг. Напротив, Владимир - «красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»:

  • Он из Германии туманной
  • Привез учености плоды:
  • Вольнолюбивые мечты,
  • Дух пылкий и довольно странный.

Ленский оптимистично относится к жизни, веря, что она полна чудес. Он ожидает пламенной любви, верит в искреннюю дружбу, в свою будущую славу. Все эти наивные ожидания, по словам Пушкина, «в нем рано волновали кровь». Смыслом его жизни была поэзия:

  • Он пел разлуку и печаль,
  • И нечто, и туманну даль,
  • И романтические розы.

Характеризуя своего героя , говорит, что Ленский воспитывался на чтении и Гете (можно полагать, что вкус у юного поэта был неплохой, если он выбрал себе таких великих учителей) и был способным поэтом:

  • Он пел любовь, любви послушный,
  • И песнь его была ясна…

Но понимание «простоты» и «ясности» у поэта Пушкина и поэта Ленского несколько различалось. У Ленского эти качества происходят от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порождены «поэтическими предрассудками души», в то время как Пушкин имел в виду простоту и ясность поэзии, основанные на трезвом взгляде на жизнь, стремлении понять ее закономерности, найти ясные формы ее воплощения в художественных образах.

Пушкин указывает на еще одну особенность характера Ленского-поэта: книжно, искусственно выражать свои чувства. Придя на могилу отца Ольги, Ленский уныло произносит: «Роог Уопск…» - что является цитатой из Шекспира. Несмотря на существенные различия в характерах и своем отношении к жизни, Ленский и Онегин быстро подружились:

  • Они сошлись. Волна и камень.
  • Стихи и проза, лед и пламень
  • Не столь различны меж собой.

Автор определяет эту дружбу так: «от делать нечего друзья». Противоречия сопровождают друзей вплоть до трагической развязки. Интересно, что Онегин первое время ведет себя с другом довольно осторожно. Он с улыбкой слушает пламенные речи Ленского, при этом старается особо не выражать свое «охладительное слово». «В любви считаясь инвалидом», Евгений с важным видом выслушивает откровения Ленского о его любви к Ольге, однако, в первый раз увидев девушку, не удерживается от комментария:

  • … Я выбрал бы другую,
  • Когда б я был, как ты, поэт.
  • В чертах у Ольги жизни нет.

Эти слова становятся первым предвестником надвигающейся трагедии: они вывели Владимира из состояния равновесия, которое прежде ему было даровано любовью, раздосадовали и, скорее всего, разозлили. Далее поэт отходит от изображения дружбы Ленского и Онегина, сосредоточиваясь, главным образом, на развитии любовного сюжета.

После объяснения в саду Татьяна отнюдь не разлюбила Онегина. Ее сердце разрывается от печали и безотрадной страсти. В это же время отношения Ольги и Владимира выходят на новый уровень: влюбленный Владимир играет локоном своей возлюбленной, целует край ее одежды, читает нравоучительный роман, прилежно украшает листки ее альбома незатейливыми рисунками и нежными стихами.

Поэт акцентирует внимание на том, что Ленский в альбоме Ольги пишет не мадригалы, а элегии, которые полны «истины живой». И этот факт напрямую связан с последующими событиями, а именно ранней смертью Ленского. Дело в том, что тема ранней смерти молодого человека (поэта) была распространена в русской романтической поэзии первой трети XIX века. Сам Пушкин в 1816 году написал «Элегию» («Я видел смерть…»), мотивы которой перекликаются со стихами Ленского, введенными автором в роман «Евгений Онегин».

Мотив предчувствия ранней смерти свидетельствовал о тягостном ощущении непрочности бытия. В начале XIX века, в связи с событиями в Европе, в этом мотиве выражалось одиночество человека, окруженного враждебным ему обществом. Впоследствии эта тема стала расхожей, с ее помощью культивировалась пассивность личности, осознание бесплодности борьбы. В среде будущих декабристов возник протест против унылой элегии, распространение которой приписывалось самому Пушкину. Задетый этими обвинениями, поэт включил в четвертую главу « Евгения Онегина» слова в защиту элегии как жанра. Стихи Ленского очень важны для объективной характеристики данного персонажа как поэта и определенного типа молодого человека - мечтателя.

Ленский влюблен безумно , эти чувства волнуют его, будоражат его кровь. В то же время Онегин «жил анахоретом», ведя размеренный, подчиненный определённому порядку образ жизни: прогулки, чтение, глубокий сон, случайный поцелуй, прихотливый обед. Этот порядок нарушают события, произошедшие на именинах Татьяны. Онегина раздражает все: глупая влюбленность Ленского, отблеск неразделенных чувств Татьяны на ее поведении. Он негодует - жизнь, непонятная ему жизнь, проходит мимо него. Но Онегин уверен, что сумеет доказать всем свою правоту, разрушив казавшиеся такими прекрасными чары любви. Месть Онегина и по отношению к другу, и по отношению к влюбленной в него девушке жестока. Он решительно приглашает Ольгу на вальс и во время танца шепчет ей на ушко « какой-то пошлый мадригал ». Ленский негодует, он не способен вынести такого удара судьбы: его прекрасная возлюбленная - изменница. Исход один - защитить свою честь и достоинство, вызвав обидчика на поединок. При этом Ленский предчувствует трагический для себя финал. По мере приближения рокового часа усиливается его тоскливое настроение:

  • …Сжалось В нем сердце, полное тоской;
  • Прощаясь с девой молодой,
  • Оно как будто разрывалось.

Онегин полон искреннего раскаяния, но он не способен дать ход этому раскаянию и помириться с Ленским. В сцене дуэли в авторском комментарии звучит призыв к разумному разрешению конфликтной ситуации. Почему же друзья, которые недавно щедро делились друг с другом и трапезой, и мыслями, и делами, вдруг предались злобному отмщению? Ответ прост: «светская вражда боится ложного стыда». Таким образом, сцену дуэли можно считать кульминацией в развитии основного конфликта романа. Чувство превосходства Онегина мнимое, он подчинился общественному мнению, убив друга. Однако выжив физически, он был сломлен нравственно: предрассудки среды, презираемой им, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.

«Роман Евгений Онегин» - 6 глава. Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин»– «энциклопедия русской жизни» В.Г.Белинский. В романе две сюжетные линии: Онегин – Татьяна и Онегин – Ленский. 7 глава. 5 глава. Подумай, о каких исторических событиях писал Пушкин в 10 главе и «Путешествии Онегина»? 3 глава. Остались только наброски, и поэт читает отрывки ближайшим друзьям.

«История создания Евгения Онегина» - В канонический текст романа десятая глава не входит. Композиционные приемы. Композиция. «Поэзия действительности». Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г. История создания романа А.С.Пушкина «Евгений онегин». Онегин на балу. Форма романа. Жанр романа. Образ Автора. Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.

«Пушкин Евгений Онегин» - И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Роман в стихах. Калинина Н.Г. . Сюжет. Не то... не то, избави боже! О вы, почтенные супруги! В каком произведении А.С. Пушкина мы уже встречались с симметричным построением сюжета? --. Пушкин издавал роман главами, по мере написания.

«Роман Пушкина Евгений Онегин» - Рифма. «Евгений Онегин» в силуэтах В. Гельмерсена. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Ямб необходим для придания поэтической речи разговорного характера. Евгений Онегин» в силуэтах В. Гельмерсена. В. Г. Белинский об Онегине. О жанре. Автор как бы живёт в романе, роднясь то с одним, то с другим героем.

«Евгений Онегин образ автора» - Онегин – тип молодого человека начала XIX века. История жизни Онегина. Сюжет – последовательность изображенных в художественном произведении событий. Татьяна и Ольга Ларины. Тематика и роль лирических отступлений в романе. Тематика и роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин письмо» - Цель работы: 6. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны. I, II). 5. Письмо Онегина к Татьяне. I, IV). Ты чуть вошёл, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала… А.С.Пушкин. А мы… ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Судьбу мою Отныне я тебе вручаю.

Всего в теме 14 презентаций

«Александр Пушкин» - Лицейские годы. Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.) Получила. Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868г.). Наталья Николаевна знакомится с Дантесом. Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.). Биография Александра Сергеевича Пушкина. К концу 1831г. Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.).

«Жизнь и творчество Пушкина» - «Я вас любил…». Цели: «Но я другому отдана…». «Святому братству верен я». Н.Гоголь о Пушкине. В.Г.Белинский о Пушкине. Но судьба моя Уж решена. Уроки Пушкина: Задачи: «Если жизнь тебя обманет…». Оценка творчества А.С.Пушкина А.В.Дружинин Ю.Айхенвальд. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись!

«Лирика Пушкина» - Пушкин только что приехал из Кишинёва в Одессу. Пушкин сделал предложение, но получил отказ. Весна 1819 года. Шли годы. 1827 год. «Сожженное письмо». «К А. П. Керн». Уж пламя жадное листы твои приемлет… Грудь моя стеснилась. Лицей. Петербург. Преподаватель: Николаева Е. В. 29 января 1815 года. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит…

«Евгений Онегин игра» - Биография А. Пушкина. Татьяна Ларина. 1823 – 1830. О.". Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности. Царскосельский Лицей. 5. Как назвал роман «Евгений Онегин» русский критик В.Г.Белинский? 6 июня 1799 года в Москве. О.». Чем закончилась дуэль Онегина с Ленским?

«Лицейские друзья Пушкина» - А.М. Горчаков (Франт). Биография в портретах, картинах, лицах. Смуглый отрок бродил по аллеям У озерных грустил берегов. Детство Лицей (1799 – 1817). Дядя Василий Львович Пушкин – популярный поэт начала 19 века. В 1811 году Пушкин расстается с Москвой на 15 лет… прабабушка С.Ю. Пушкина. Дипломат, государственный деятель.

«Жизнь Пушкина» - Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. Детство кончилось. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлётом пушкинского гения. Летом 1811 г. в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Многие произведения Пушкина экранизированы.

Всего в теме 14 презентаций

Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Что объединило этих двух героев в деревенской тиши, а затем развело, заставив одного переступить черту и стать преступником, а другого — жертвой преступления?

Если вкратце охарактеризовать Евгения Онегина в период знакомства с Владимиром Ленским, то можно сказать, что это был молодой человек, рано насладившийся всеми прелестями столичной жизни, разочаровавшийся пустым блеском столичной мишуры, а потому холодный, рассудительный и даже в некоторой степени жестокий в обращении с окружающими. Он хандрил и, как следствие этого, был чужд искусству: «охлажденное чувство» мешало переживать восторг. Напротив, Владимир Ленский — «красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»:

Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный.

Ленский оптимистично относится к жизни, веря, что она полна чудес. Он ожидает пламенной любви, верит в искреннюю дружбу, в свою будущую славу. Все эти наивные ожидания, по словам Пушкина, «в нем рано волновали кровь». Смыслом его жизни была поэзия:

Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы.

Характеризуя своего героя, Пушкин говорит, что Ленский воспитывался на чтении Шиллера и Гете (можно полагать, что вкус у юного поэта был неплохой, если он выбрал себе таких великих учителей) и был способным поэтом:

Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна…

Но понимание «простоты» и «ясности» у поэта Пушкина и поэта Ленского несколько различалось. У Ленского эти качества происходят от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порождены «поэтическими предрассудками души», в то время как Пушкин имел в виду простоту и ясность поэзии, основанные на трезвом взгляде на жизнь, стремлении понять ее закономерности, найти ясные формы ее воплощения в художественных образах.

Пушкин указывает на еще одну особенность характера Ленского-поэта: книжно, искусственно выражать свои чувства. Придя на могилу отца Ольги, Ленский уныло произносит: «Роог Уопск…

» — что является цитатой из Шекспира. Несмотря на существенные различия в характерах и своем отношении к жизни, Ленский и Онегин быстро подружились:

Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Автор Определяет эту дружбу так: «от делать нечего друзья». Противоречия сопровождают друзей вплоть до трагической развязки. Интересно, что Онегин первое время ведет себя с другом довольно осторожно. Он с улыбкой слушает пламенные речи Ленского, при этом старается особо не выражать свое «охладительное слово».

«В любви считаясь инвалидом», Евгений с важным видом выслушивает откровения Ленского о его любви к Ольге, однако, в первый раз увидев девушку, не удерживается от комментария:

… Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет.

Эти слова становятся первым предвестником надвигающейся трагедии: они вывели Владимира из состояния равновесия, которое прежде ему было даровано любовью, раздосадовали и, скорее всего, разозлили. Далее поэт отходит от изображения дружбы Ленского и Онегина, сосредоточиваясь, главным образом, на развитии любовного сюжета. После объяснения в саду Татьяна отнюдь не разлюбила Онегина.

Ее сердце разрывается от печали и безотрадной страсти. В это же время отношения Ольги и Владимира выходят на новый уровень: влюбленный Владимир играет локоном своей возлюбленной, целует край ее одежды, читает нравоучительный роман, прилежно украшает листки ее альбома незатейливыми рисунками и нежными стихами. Поэт Акцентирует внимание на том, что Ленский в альбоме Ольги пишет не мадригалы, а элегии, которые полны «истины живой».

И этот факт напрямую связан с последующими событиями, а именно ранней смертью Ленского. Дело в том, что тема ранней смерти молодого человека (поэта) была распространена в русской романтической поэзии первой трети XIX века. Сам Пушкин в 1816 году написал «Элегию» («Я видел смерть…»), мотивы которой перекликаются со стихами Ленского, введенными автором в роман «Евгений Онегин».

Мотив предчувствия ранней смерти свидетельствовал о тягостном ощущении непрочности бытия. В начале XIX века, в связи с событиями в Европе, в этом мотиве выражалось одиночество человека, окруженного враждебным ему обществом. Впоследствии эта тема стала расхожей, с ее помощью культивировалась пассивность личности, осознание бесплодности борьбы. В среде будущих декабристов возник протест против унылой элегии, распространение которой приписывалось самому Пушкину. Задетый этими обвинениями, поэт включил в четвертую главу » Евгения Онегина» слова в защиту элегии как жанра. Стихи Ленского очень важны для объективной характеристики данного персонажа как поэта и определенного типа молодого человека — мечтателя.

Ленский влюблен безумно, эти чувства волнуют его, будоражат его кровь. В то же время Онегин «жил анахоретом», ведя размеренный, подчиненный определенному порядку образ жизни: прогулки, чтение, глубокий сон, случайный поцелуй, прихотливый обед. Этот порядок нарушают события, произошедшие на именинах Татьяны.

Онегина раздражает все: глупая влюбленность Ленского, отблеск неразделенных чувств Татьяны на ее поведении. Он негодует — жизнь, непонятная ему жизнь, проходит мимо него. Но Онегин уверен, что сумеет доказать всем свою правоту, разрушив казавшиеся такими прекрасными чары любви.

Месть Онегина и по отношению к другу, и по отношению к влюбленной в него девушке жестока. Он решительно приглашает Ольгу на вальс и во время танца шепчет ей на ушко » какой-то пошлый мадригал «. Ленский негодует, он не способен вынести такого удара судьбы: его прекрасная возлюбленная — изменница. Исход один — защитить свою честь и достоинство, вызвав обидчика на поединок. При этом Ленский предчувствует трагический для себя финал.

По мере приближения рокового часа усиливается его тоскливое настроение:

…Сжалось В нем сердце, полное тоской; Прощаясь с девой молодой, Оно как будто разрывалось.

Онегин Полон искреннего раскаяния, но он не способен дать ход этому раскаянию и помириться с Ленским. В сцене дуэли в авторском комментарии звучит призыв к разумному разрешению конфликтной ситуации. Почему же друзья, которые недавно щедро делились друг с другом и трапезой, и мыслями, и делами, вдруг предались злобному отмщению? Ответ прост: «светская вражда боится ложного стыда». Таким образом, сцену дуэли можно считать кульминацией в развитии основного конфликта романа. Чувство превосходства Онегина мнимое, он подчинился общественному мнению, убив друга.

Однако выжив физически, он был сломлен нравственно: предрассудки среды, презираемой им, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.

Сюжетная линия Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Другие сочинения по теме:

  1. Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна...
  2. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения,...
  3. Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин» Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества....
  4. Роман «Евгений Онегин» создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период...
  5. Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на...
  6. Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре....
  7. Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин» Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до...
  8. Первые строфы «Евгения Онегина» возникли еще в Кишиневе в 1823 г. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском....
  9. Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите «образы»: «образ Онегина», «образ Ленского», «образ Татьяны Лариной»?. Скажите,...
  10. Смерть Ленского описана иначе, чем все остальные. Это кульминация фабулы, событие, решающее судьбы всех главных героев. Можно снисходительно относиться к...
  11. Евгений Онегин — главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих родных» , как говорит о нем...
  12. Кроме главных действующих лиц, Онегина и Татьяны, в романе Пушкина живет множество людей, самых различных по характеру и положению, показанных...
  13. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной —...
  14. Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский...
  15. Татьяна Ларина — образ исключительный, натура глубокая, любящая, В. Г. Белинский. В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения...

А. С. Пушкин

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.


Композиция «Евгения Онегина»

Две сюжетные линии:

1. Онегин – Татьяна:

– Знакомство – вечер у Лариных: «Пора пришла, она влюбилась…»

– Вечер с няней, письмо Онегину.

– Через два дня объяснение в саду

– Сон Татьяны. Именины.

– Отъезд в Москву.

– Встреча на балу в Петербурге через два года.

– Вечер у Татьяны. «Сомненья нет. Увы! Евгений в Татьяну, как дитя, влюблен…»

– Письмо к Татьяне. Объяснение.


2. Онегин – Ленский:

2. Онегин – Ленский:

– Знакомство в деревне: «Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали не разлучны…»

– Разговор после вечера у Лариных.

– Именины Татьяны: «Онегин поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить»

Ленский: «Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его»

– Дуэль Онегина и Ленского.





Композиция

Глава 1 – развернутая экспозиция.

Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии).

Глава 8 – развязка I сюжетной линии.

Открытость романа – важная композиционная особенность.

Необычность развязки в отсутствии определенности:

– Два пути Ленского: «Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел…»

– Развязка I линии: «И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

На долго… на всегда»


Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм.

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение.

– Два письма, композиция которых параллельна, – ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения.

– Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах).

– Ось симметрии – сон Татьяны (глава 5).


Антитеза частей романа связана преимущественно с

Антитеза частей романа связана преимущественно с

раскрытием того или иного образа:

Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина.

Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны.

Основная композиционная единица романа –

глава. Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета.

Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица,

всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.


«Онегинская» строфа – 14 стихов четырех стопного ямба со строгой рифмовкой AbAb ccdd eFFe gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские). 14 строк: 4+4+4+2, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), заканчивается строфа куплетом (двустишием).



Хранили многие страницы a

Хранили многие страницы a

Отметку резкую ногтей; b

Глаза внимательной девицы a

Устремлены на них живей. b

Татьяна видит с трепетаньем, c

Какою мыслью, замечаньем c

Бывал Онегин поражен, d

В чем молча соглашался он. d

На их полях она встречает e

Черты его карандаша, f

Везде Онегина душа f

Себя невольно выражает e

То кратким словом, то крестом, g

То вопросительным крючком… g

Онегинская строфа – гибкая форма, она позволяет передавать

разнообразные интонации, эпические, повествовательные, разговорные.


Лирические отступления

1. Обычно связаны с сюжетом романа.

2. Разный размер: от одной строчки до нескольких строф.

3. Часто заканчивают или начинают главу.

4. Используется для перехода от одного повествовательного плана к другому.

5. Появляются перед кульминационными моментами.

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое.

Пейзаж

1. Показывает ход времени в романе.

2. Характеризует духовный мир героев.

3. Часто сопутствует образу Татьяны.

Вставные элементы

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародией на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: песня девушек (перед объяснением с Онегиным), сон (перед именинами и дуэлью).


Несмотря на четкость композиции, создается впечатление,

пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, целую

главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой

развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики.

построение «свободного» романа.