Социология

У тютчевых - усадьба "овстуг" и окрестности. Доктор едет, едет сквозь снежную равнину Усадьба овстуг орловской губернии

Дом-музей Тютчева Ф.И. в Мураново располагается в деревне Мураново Пушкинского района Московской области, недалеко от платформы Ашукинская Ярославской железной дороги (посёлок Ашукино).

Дом-музей поэта (1803 - 1873) представляет собой бывшую усадьбу 19 века.

На автомобиле до Мураново нужно ехать по Ярославскому шоссе. Расстояние от Москвы - примерно 30 км.

В доме-музее проводятся экскурсии, выставляются постоянная и временные тематические экспозиции. В постоянной экспозиции можно посмотреть личные вещи и фотографии поэта.

Так, в доме-музее находится рабочий стол Тютчева, с личными вещами.

В музее хранится копия оригинала знаменитого стихотворения , которое было написано Тютчевым Ф.И. в 1866 году на клочке бумаги.

Здесь же есть фотографии царской семьи, подаренные Тютчевым. Во времена первых советских лет эти фотографии были спрятаны в стенах дома и найдены они были в конце 20 века во время проводившейся реконструкции.

Семейная церковь

На территории усадьбы сохранилась церковь семьи Тютчевых (церковь реконструирована - во времена СССР ее использовали как амбар). Церковь именуется как Храм Спаса Нерукотворного и была построена И.Ф. Тютчевым (сыном поэта) в 1878 году.

В церкви находится сохранившаяся икона семьи Тютчевых.

Рядом с церковью находится часовня.

Здесь есть небольшой парк и пруд, где можно погулять. Пруд, на самом деле представляет собой запруженную реку Талицу.

В самом Мураново гостиниц нет. Ближайшие города - Софрино и Сергиев Посад. Кафе или ресторана в Мураново также нет.

В июле 2006 года главный дом усадьбы серьёзно повреждён пожаром, вызванным попаданием молнии. В то же время удалось спасти все его экспонаты. Сейчас здание восстановлено.

Здесь можно купить сувениры с символикой усадьбы (магнитики, календари и т.д.).

Историческая справка

Усадьба принадлежала семействам Энгельгардтов, Боратынских, Путятов и Тютчевых. Главный дом усадьбы построен Е. А. Боратынским в 1842 году. Среди гостей усадьбы был писатель (1809 - 1852). С 1870-х там жила семья Ивана Федоровича, сына поэта, сохранявшая рукописи, книги и личные вещи.

После революции Мураново стало одним из первых литературно-мемориальных музеев. Тютчевы не захотели эмигрировать из России и обратились к новому советскому правительству с просьбой открыть музей Тютчева Ф.И. Советские правительство приняло это предложение. Директорами музея при СССР были потомки Тютчева - Николай Иванович Тютчев, а после его смерти Кирилл Васильевич Пигарев.

Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен для современного человека. Стоит вступить за ворота старинного запущенного парка, углубиться в аллеи, вглядеться в силуэт дворца, отраженный в зеркале пруда, и душу охватывает грустное томление. Перед нами лишь след минувшей жизни, два столетия назад полнокровной и бившей ключом. В своём репортаже о Празднике поэзии в Овстуге. 2017 г. я собирался познакомить вас с интерьерами родовой усадьбы Тютчевых. Итак, интерьеры первого этажа.

1.Вначале немного исторических данных. Отец Ф.И. Тютчева, Иван Николаевич на рубеже 1830-1840-х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в новом стиле классицизма. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.

2. Обстановку залов составляли многочисленные предметы художественной мебели, осветительные приборы, произведения декоративно-прикладного искусства, картины, скульптуры, гравюры. Значительная часть предметов убранства интерьеров (мебель, ковры, часы и т.д.) были привезены из столицы, а часть предметов изготовлена крепостными мастерами.

Фёдор Иванович хоть и любил свой дом-усадьбу, но бывал в ней лишь наездами - служба. Поэтому настоящей хозяйкой здесь была вторая жена поэта - Эрнестина, которая прожила в имении почти 30 лет. Но тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла участь, общая для всех дворянских гнёзд. После смерти Фёдора Ивановича никто из его родственников здесь не жил, Эрнестина Фёдоровна переехала к сыну Ивану в Мураново, туда же мбыл вывезен интерьер и даже паркет, поэтому усадьба была обречена на разрушение и разорение. В 1912 году художник О. Клевер запечатлел такую картину - обвалившийся балкон, осыпавшаяся штукатурка, забитые окна, а перед домом пасут свиней. Через два года не осталось и этого, местным жителям понадобились кирпичи на строительство волостной управы, после обращения к внуку поэта Николаю Ивановичу и получения разрешения - дом был разобран на кирпичи. В 1941 году, немцы взорвали дедовская церковь и вырубили вековые аллеи в парке. На месте усадебного дома в начале 50-х была скотоводческая ферма.
Но не перевелись ещё в России настоящие энтузиасты и патриоты - молодой учитель местной школы родом из Овстуга Владимир Данилович Гамолин решил восстановить усадьбу с нуля и сделал это. Им проводилась собирательская, исследовательская работа, осуществлялось взаимодействие с наследниками поэта. В оформлении экспозиции оказали помощь художники подмосковного музея им. Ф. И. Тютчева «Мураново» — Е. Перцева и А.Антонов. Потомки поэта участвовали в формировании фондов музея — передали музею альбом с семейными фотографиями, книги из библиотеки Ф. И. Тютчева, портреты родителей поэта, гравюры, литографии, дорожный пюпитр для письменных принадлежностей М. Ф. Тютчевой -дочери поэта, столик для рукоделия, скатерть с вышивкой. Музей Ф. И. Тютчева в селе Овстуг (поначалу — комната-музей) открыт в январе 1957 г., первая экспозиция которого разместилась в мемориальном здании школы для крестьянских детей, созданной М. Ф. Тютчевой.
В июне 1986 г. возрождённый дом поэта принял первых посетителей. Восстановлению внутренних интерьеров дома помог документ 1874 года — «Охранительная опись движимому имуществу...» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты.
В музей Овстуга, дабы создать в доме антураж 19 века, пришлось закупать в антикварных магазинах старинную мебель и множество картин, но, самое главное, работникам музея это удалось. Личных предметов Тютчева здесь немного, найти их было тяжело
И всё же…..
В 1984 г. в Астрахани были приобретены семейные реликвии, принадлежавшие внучке поэта Ольге Дмитриевне: прижизненная копия послужного списка Ф.И.Тютчева, томик его стихов, первое его издание с автографом автора И.С.Аксакова. Ряд фотографий и диван Эрнестины Фёдоровны передал музею правнук поэта К.В.Пигарев. Одна из внучек, проживавшая в Воронеже, передала рояль, который некогда стоял в доме Тютчевых.

3. Знакомство с внутренним убранством начнём с Алой гостиной — большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома — Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Экспозиция в Алой гостиной посвящена петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева (50-70 гг.). Портреты друзей и современников, виды Петербурга и Москвы. На стене, между двух светильников, висит и портрет Елены Александровны Денисьевой - последней любви Фёдора Ивановича. Он несколько отдалён от других портретов, чтобы подчеркнуть значительность этой женщины для поэта.

4. Вокруг редкой иконы Спасителя расположены бело-голубые плакетки фирмы Д. Веджвуда - классические декоративные изделия с типичным художественным оформлением в виде барельефа, которые являлись непременным, модным элементом интерьера того времени. Далее литографии с видами Москвы и Петербурга.

5. В углу стоит книжный шкаф-секретер в окруженни двух кресел красного дерева, украшенных резьбой на спинках и подлокотниках. На стене висят литографии и картины, изображающие батальные сцены, профильный портрет императора Николая I, под стеклом стихи из первого сборника стихов, вышедшего в 1854 г. в приложении к литературному журналу "Современник".
На полу настелен паркет с рисунком "звезда", заключённая в квадрат. Модный в XIX веке во дворцах паркет, непременная часть интерьера, был очень дорогим из-за сложности изготовления. Паркет щитовой на шпонках состоит из щитов размером 71x71см, щиты состоят из отдельных брусков, сплоченных на шпонках. Фундамент каждого щита наборного паркета оклеивали с лицевой стороны клепкой, составляя определенный рисунок. Рисунок могли составлять из одного или нескольких типов клепки.

6. В голубой гостинной нас всречает портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, урождённой Пфепфель, второй жены поэта, "женщины замечательной красоты и ума", по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 г. . Слева от её портрета -портрет юной дочери Марии. Под ними диван красного дерева, модный в 1800-1830 гг. с двояко-выгнутой жёсткой спинкой. Верх спинки и волюты локотников резные. На спинке текстура фанеровки - «пламя». Круглый стол красного дерева с вырезанными лебедями у основания стола. Распростёртые лебединые крылья запечатлены на дворянском гербе Тютчевых. На столе светильник в классическом стиле из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Петербургский стекольный завод выпускал в первой трети XIX века в большом количестве и очень высокого качества граненую хрустальную посуду, вазы, торшеры, люстры, канделябры и т.д. Эти изделия нередко оправлялись в золоченую бронзу и отличались, как правило, высокими художественными достоинствами. Ковры — самый распространенный драпировочный материал. Большей частью в период позднего классицизма коврами устланы фрагменты полов. Выбор места для ковра не случаен — он определяет и ограничивает главную функциональную зону в комнате. В гостиной и диванной — это место перед диваном, где стоят стол, стулья или кресла. Немного выбивается из общего стиля небольшой столик в стиле барокко с ножками в виде крылатых грифонов.

7. Справа от портрета Эрнестины расположен портрет её сыновей Дмитрия и Ивана, написанный с фотографии 1850 г. . Над немецким фортепиано красного дерева висит портрет Евдокии Мещерской, тёти поэта, с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и подругой Елчаниновой, написан художником Ефимом Спажинским в 1807 году в Полоцке, предположительно во время паломнической поездки Мещерских и Елчаниновой к местам, связанным с Ефросинией Полоцкой. Из гостиной можно выйти на террасу, спуститься в парк, пройти к беседке на островке пруда.

8. В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня. Над рабочим столом висит портрет Д.И.Сушковой - сестры поэта, выполненный Иваном Макаровым в1850-е годы.

9. У противоположной стены стоит книжный шкаф красного дерева с собранием книг XIX века. Над ним портреты дедушки и бабушки Ф.И. Тютчева - Николая Андреевича Тютчева - секунд-майора и ярославского помещика; и Пелагеи Денисовны, урождённой Панютиной. Именно в приданное за ней получил Николай Андреевич овстужские земли. В 1778 г. он заложил в Овстуге усадебный дом и Успенскую церковь. В этом доме 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев.

10. У другой стены кабинета стоит мебельный гарнитур в стиле бидермейер: софа и два кресла. Здесь мы не найдём каких-либо архитектурных излишеств. Зато ограниченность форм полностью компенсируется яркой обивкой мебели. На стене над ними портреты родителей Тютчева: Ивана Николаевича и Екатерины Львовны.

11. В голубой гостиной отображён мюнхенский период жизни Тютчева, когда 11 июня 1822 г. он уехал в Мюнхен чиновником при дипломатической миссии и прожил за границей 22 года. В 1826 г. поэт женился. На стене - портрет первой жены Элеоноры Петерсон, урождённой графини Ботмер, в лице которой он обрёл любящую жену и преданного друга. Мебель представлена неоклассическим гарнитуром мебельных мастерских Генриха Гамбса, изделия которых были широко распространены в интерьере дворянских усадеб. Идею этого гарнитура он перенял у французских мебельщиков эпохи Людовика XVI : де Мену, Н-К Фолио, Ж. Жакоба. Обивка гарнитура выполнена популярным гобеленом Бовэ.

12. В зелёной столовой накрыт стол на 8 персон сервизом изготовленным на фарфоровом заводе товарищества М.С. Кузнецова. Скоро обед и вся семья соберётся за столом. Обстановка создаёт ощущение жилого дома.

13. У стены находится интересный экземпляр комбинированной мебели XIX века - комод-горка. Мастера-краснодеревщики находились в поиске новых форм и воплощали свои идеи в виде шкафов-секретеров, комодов-этажерок и других подобных комбинаций. По всем комнатам усадьбы расставлены горшки с большими цветами, что так же создаёт ощущение обжитого уютного дома.

14. Эта комната рассказывает о детских и юношеских годах Тютчева, которые он провёл в Москве в доме, расположенном в Армянском переулке и в подмосковном Троицком. Вид московского дома можно увидеть на литографии, под портретом шестнадцатилетнего Фёдора. А под портретом его старшего брата Николая, офицера Генштаба, висит план первого этажа усадьбы в Овстуге. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым в 1821 г. первому учителю и воспитателю Семёну Егорычу Раичу (Амфитеатрову) - педагогу, поэту, знатоку и переводчику античной и итальянской поэзии. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.

15. В вестибюле усадьбы посетителей встречает большая картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге". Где Фёдор Иванович изображён с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Справа портрет Александра Сергеевича Пушкина. Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т.» появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника » в 1836 г.. За год до смерти А.С. Пушкин прочёл его стихи, высоко оценив их, и выразив желание познакомиться с Тютчевым. Увы, судьба отвела Пушкину совсем мало времени. Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкиным.

В усадьбе проводятся театрализованные экскурсии, когда каждый период жизни Фёдора Ивановича представляют экскурсоводы от имени няни, воспитателя, Элеоноры, Эрнестины. Создаётся полное погружение в атмосферу жизни Тютчева и жизни усадьбы.

Очень понравилась книга «Тютчев: Тайный советник и камергер». Автор Экштут Семен Аркадьевич. Рекомендую, потому что очень легкий слог.

В создании сообщения использовались интернет ресурсы:
Мебель России в первой трети XIX века
Стиль классицизм. Эпоха классицизма
Дворянская усадьба в русской культуре XIX века
Мебель 19 века основных европейских стран
Овстуг, музей-усадьба Тютчева

Овстуг - это усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 г. здесь родился выдающийся поэт Фёдор Иванович Тютчев.

В 1770−е годы секунд-майор Николай Андреевич Тютчев, владелец имения Знаменское под Мышкином, получил овстугские земли в качестве приданого за женой Пелагеей Денисовной, урождённой Панютиной. После переезда из Ярославской губернии в Орловскую он заложил в Овстуге усадебный дом с Успенской церковью (1778).

Его сын Иван Николаевич (отец поэта), похороненный рядом с Успенской церковью, на конце 1840−х гг. заказал архитектору Герасимову проект более просторного господского дома в стилистике позднего классицизма. Уже в 1846 г. строительные работы были завершены.

В пореформенное время усадьба, как и многие иные дворянские гнёзда, «оскудела» и пришла в упадок. Практически все постройки тютчевского времени, включая господский дом, были разобраны на стройматериалы в начале XX века. То немногое, что оставалось, погибло в годы коллективизации и Великой Отечественной войны.

Музей был открыт в 1957 году и первоначально размещался в здании сельской школы, основанной дочерью поэта Марией Федоровной Бирилевой в 1871 году. В 1986 году было восстановлено здание усадебного дома, где на высоком художественном уровне построена литературно-мемориальная экспозиция. В первом зале отражены детство и юность поэта, показаны подлинные портреты родителей, рояль, подаренный поэтом его учителю Раич. Во втором зале — заграничный период жизни Тютчева в Мюнхене и Турине. В третьем зале — петербургский период жизни поэта, его литературное окружение, семья, любовь к Денисьевой. Две комнаты — кабинет и гостинная — мемориальные.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УСАДЬБЫ:

Усадебный дом

В центре села, на возвышенном месте, в 1770−х гг. по приказу деда Н.А. Тютчева был построен деревянный дом, в котором 5 декабря 1803 года и родился Федор Тютчев. Отец Иван Николаевич, заботясь о благе семейства, на рубеже 1830−1840−х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в стиле позднего ампира. Цокольный этаж очень подходил для хозяйственных и подсобных помещений.

Первый этаж в духе уже уходящей моды конца XVIII нач. XIX вв. позволял создавать «парадные» интерьеры с высокими потолками и анфиладным расположением комнат.

Над средней частью дома поставлен мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. Со стороны парка к балкончику-террасе примыкал пандус.

Флигель

По соседству с домом Тютчевых в начале XIX в. хозяин усадьбы Иван Николаевич Тютчев распорядился построить домик для гостей — гостевой флигель. Высокий фундамент и строгое крыльцо-терраса выделяли строение, делали его заметным и нарядным.
Комнаты флигеля уютные и теплые, наверное, были оценены по достоинству многочисленными посетителями. Судьбу тютчевских владений разделил и этот домик. Разрушалась, ветшали усадьба и флигель. В начале XX в. раскатали по бревнышку, разобрали часть фундамента.

Земля сохранила несколько рядов старой кирпичной кладки, а в архивах сохранились рисунки и акварели с изображениями флигеля. Благодаря этим подсказкам к 2003 году домик для гостей был воссоздан во всей его неяркой прелести.

Беседка на острове

По распоряжению Николая Андреевича Тютчева в естественном понижении парка, там, где пробивались к свету чистейшие ключи, крепостные крестьяне выкопали озерцо. Оно быстро наполнилось прозрачной и холодной родниковой водой. А в центре водоема оставили островок — позднее он станет излюбленным местом отдыха для всех Тютчевых. Дивный вид открывался из этой точки усадьбы на парк, на дом, на всю округу. Когда на островке установили беседку — строгую, изящную, грациозную в своей простоте — архивы пока умалчивают.

Школа Марии Федеровны Тютчевой

Дочь Тютчева Мария Федоровна Бирилева, желая способствовать распространению грамотности, принила на себя единовременные издержки на перестройку дома под училище, со всеми строительными материалами, а также на снабжение школы училищными принадлежностями.

Благодаря неотступным хлопотам Марии Федоровны за пол года, была проделана громадная работа, и в Овстуге открывается образцовое училище с пятигодичным сроком обучения — самая крупная сельская в Брянском уезде. 21 октября 1871 года — училище освящено и начинает работать.

В школе — музее воссоздана «комната земского учителя». В ней нет особой мемориальности Тютчевской поры, это скорее собирательный образ, ответ на вопрос — как жили сельские учителя 19−20 вв.

Одним из таких просветителей-энтузиастов, не ради наград свершающих ежедневный труд — был, несомненно, Гамолин Владимир Данилович — создатель и первый директор музея Федора Тютчева. Не рассказать в двух словах, как много он сделал для родного края, для России. В старой школе создан мемориальный уголок «комната-музей В.Д. Гамолина».

Церковь

Православная церковь Успения Богородицы в с. Овстуг создана в конце XVIII в. по решению Николая Андреевича Тютчева. У стен храма был похоронен в 1846 г. Иван Николаевич Тютчев — отец поэта. Здесь установлен в 1997 г. памятный обелиск — белоснежная колонна на гранитном постаменте.

Церковь была полностью разрушена во время второй мировой войны. В архивах сохранилось описание храма, выполненное в XIX в. страховой компанией, что позволило институту «Брянскгражданпроект» разработать план восстановления церкви.

Однако в архивах сохранилось описание храма, что позволило восстановить его в 2003 году.

Ветряная мельница

Ветряная мельница-шатровка в форме усеченной пирамиды имеет высоту 6 саженей 1 аршин. Она установлена на самой высоком холме села и видна издалека. А водяную мельницу восстановили на прежнем месте. В глади мельничного пруда отражается синь небес, и этот уголок очень украсил окружающий пейзаж.

Памятник Федору Ивановичу Тютчеву

На берегу усадебного пруда посетителей встречает памятник Ф.И.Тютчеву скульптора Алексея Кобилинца (лауреата тютчевской премии). В год 175−летия со дня рождения поэта была установлена эта работа талантливого мастера. Она очень удачно вписалась в окружающий ландшафт. Высота изображения 3 м. Поэт задумчив и чуть печален. К подножью памятника возлагают цветы во все времена года.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ ТЮТЧЕВА

Музей-усадьба Федора Ивановича Тютчева находится по адресу: Брянская область, Жуковский район, село Овстуг, улица Тютчева, 30. Добраться туда можно от автовокзала Брянска на автобусе, следующем по маршруту «Брянск - Новоселки», до остановки «Село Овстуг».

Куда ездил Ф.И. Тютчев из Москвы, останавливаясь несколько раз на почтовой станции Рославля? Может быть, в Мюнхен, где он прослужил на дипломатическом поприще около 20 лет. Ведь, эта почтовая станция расположена как раз на Московско-Варшавском шоссе, по которому и направлялись в Европу. Но моё предположение оказалось ошибочным -Тютчев ездил в своё родовое дворянское гнездо - имение Овстуг, недалеко от уездного города Брянска. Путь из Москвы в маленькое село с необычным названием Овстуг занимал в те времена 5 дней и последней остановкой был как раз Рославль.


После возвращения из Европы на родину Тютчев с 1849 года до самой смерти часто посещал родовое имение. Всего известно 10 поездок, из них 8 пришлось на август. Вероятность маршрута Москва-Рославль-Овстуг (в направлении Брянска) в двух случаях подтверждена датировкой трёх стихотворений. Из них два: "Вот от моря и до моря", "Эти бедные селенья" написаны в Рославле в один день - 13 августа 1855 года, а одно "Как неожиданно и ярко" относится к 1865 году.


Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.


В наши времена дорога из Москвы в Овстуг занимает часов 8, а из Рославля в Овстуг - вообще, не более полутора часов. Грех не съездить на родину великого русского поэта - и мы отправились в Овстуг. И так разогнались, что проскочили мимо главного въезда в усадьбу и остановились уже за околицей, залюбовавшись открывающимися сельскими видами. Село Овстуг раскинулось на восьми холмах, которые ступенями спускаются к реке Десне.

Овстуг в архивных материалах упоминается уже с XVI века, но раскопки археологов уточняют, что еще во II в. до н.э. селились здесь племена северян, вятичей и радимичей. Название села пришло из языческой поры: Стуг - стоянка, поселение, Овстуг - знакомая, старая стоянка. С XVIII века село стало Тютчевским, когда выходец из земель Ярославской губернии - секунд-майор Николай Андреевич Тютчев женился на орловской дворянке Пелагее Денисовне Панютиной, которой и принадлежала часть овстугских земель.


В 1989 году в здании волостной управы благодаря стараниям председателя колхоза "Овстуг" Б.М. Копырнова, народных художников России Ткачевых и директора тютчевского музея В.Д. Гамолина был создан художественно-краеведческий музей села Овстуг. Сейчас от здания волостной управы открывается вполне поэтический вид на усадьбу.


Но тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла в своё время участь, общая для всех дворянских гнёзд. После смерти Фёдора Ивановича никто из его родственников здесь не жил, поэтому усадьба была обречена на разрушение и разорение. В 1912 году художник О. Клевер запечатлел такую картину - обвалившийся балкон, осыпавшаяся штукатурка, забитые окна, а перед домом пасут свиней. Через два года не осталось и этого - дом был разобран на кирпичи. Часть этих кирпичей была использована на строительстве здания волостной управы. В 1941 году была взорвана дедовская церковь и вырублены вековые аллеи в парке.

На месте усадебного дома в начале 50-х была скотоводческая ферма. Но не перевелись ещё в России настоящие энтузиасты и патриоты - молодой учитель местной школы родом из Овстуга Владимир Данилович Гамолин решил восстановить усадьбу практически с нуля и сделал это. Не сразу - тринадцать лет музей Ф.И. Тютчева располагался в одной комнате общежития молодых учителей, в котором раньше было школа для крестьянских детей.


В 1961 году у школы был установлен первый памятник Тютчеву скульптора Г. Коваленко и проведён первый праздник Поэзии в стране. И вот перед нами - главный парадный въезд в усадьбу. Решетки усадьбы ограждают территорию в 7 га, а ворота имеют простой, но изысканный рисунок. Теперь мы можем увидеть усадьбу на живописном берегу реки, тенистые аллеи парка, классическую архитектуру господского дома и живописный пруд с беседкой на островке. Концепция музея-усадьбы была разработана по инициативе директора музея В.Д. Гамолина и заместителя губернатора Брянской области Б.М. Копырнова в 2000 году.


Изначально церковь Успения Богородицы была построена в конце XVIII века по решению Николая Андреевича Тютчева - деда поэта. Гостевой флигель был воссоздан по проекту О. Клемановой, М. Болотниковой, О. Грозевой в 2003 году. Высокий фундамент и строгое крыльцо-терраса делают строение заметным и нарядным. Простая и изящная беседка на искусственном островке очень украшает пейзаж. Белый мостик соединяет берег водоема и островок. В 2002 году были проведены работы по реставрации усадебного парка под руководством профессора В.А. Агальцовой. И теперь, так же как и раньше, из беседки открываются чудесные виды на парк, на дом, на всю округу.


Если совершать путешествие по литературным местам, то обязательно надо приехать в Овстуг, что находится в Брянской области в селе Жуковское.

В XVIII веке имение Овстуг было передано во владение предкам великого русского поэта, Федора Ивановича Тютчева (1803 -1873).

Отец Тютчева начал реконструкцию усадьбы в 1840 году, а через шесть лет тут был построен огромный барский дом в стиле классицизма. Этот каменный дом производил впечатление на всех, кто оказывался рядом. Он был большим, в несколько этажей, с широкими терассами, мезонином, с куполом-фонарем.

В годы революции, а потом Великой Отечественной войны усадьба была разрушена, и только в 1957 году тут начались реставрационные работы и была открыта первая экспозиция в здании сельской школы. В 1986 году после долгого труда над коллекцией была открыта дворянская усадьба. Сейчас тут хранится несколько тысяч уникальных экспонатов, связанных с родом Тютчевых и дворянской провинциальной жизнью XIX столетия. Попасть в музей можно через центральный вход с южной стороны. Стены украшают картины, которые отражают историю усадебной и столичной жизни Фёдора Ивановича. Кстати, одна из них написана Семёном Раучем, который был первым учителем поэта (он же был и воспитателем Михаила Юрьевича Лермонтова). Комнаты идут одна за другой, по кругу. Обстановка лишь отчасти соответствует той, что была при поэте, но некоторые вещи действительно принадлежали ему и его родственникам. Одним из самых ценных экспонатов является рояль фирмы «Велениус», который Тютчев подарил Раучу. Сохранился и письменный стол поэта, который был подарен ему братом. Есть в экспозиции и портрет первой любви поэта – светской дамы, баронессы Амалии фон Крюденер, которой он посвятил знаменитые строки: «Я встретил Вас и всё былое…». В соседнем зале висят портреты жён и дочерей Тютчева, женщин невероятной красоты. Хранится в музее и первый том стихов, который был издан в 1854 году. И ещё… В одном из залов, в маленькой застеклённой раме, хранится автотроф Тютчева. Своей рукой он написал о том, что умом его Родину не понять, в неё можно только верить.

Сама усадьба располагается в красивейшем месте, на правобережье, рядом находится большой пруд, с беседкой на небольшом островке в центре. В пруду плавают лебеди. Рядом с усадьбой находится очень красивая церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Кстати, если уж приехать в Овстуг, то стоит совершить обзорную экскурсию по близлежащим достопримечательностям: Чашин курган, курган Бессмертия, урочище «Лесные сараи», Партизанская поляна, Озеро Ломпадь, заповедник «Брянский лес», заповедник «Калужские засеки», Орловское полесье, пирамида, Свенский монастырь, церковь Дмитрия Солунского, Оптина пустынь, Сабурская крепость, Злынский конезавод, усадьбы Сапожникова и Румянцева-Задунайского и, конечно, Новосспаское – дом-музей М. Глинки. Брянск тоже не должен быть обойден вниманием. Вообще, можно провести целый отпуск, колеся по этим местам. Впечатлений будет останутся в вашей жизни надолго. Возможно, об этом маршруте когда-нибудь стоит рассказать поподробнее.

Возможно, после поездки у кого-нибудь появиться желание попробовать сочинять стихи. А если сложно подбирать слова в рифму, то тогда на помощь придёт помощник поэта.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,

Душою чистой иль греховной

Ты вдруг почувствуешь живей,

Что есть мир лучший, мир духовный

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочу вствие дается,

Как нам дается благодать…