Психология

Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии Разнообразие профессиональной деятельности

Сейчас Санкт-Петербург уже невозможно представить без Мариинского дворца или дворца Белосельских-Белозерских, которые создал Андрей Иванович Штакеншнейдер, знаменитый русский архитектор.

Андрей Штакеншнейдер. Фото: Commons.wikimedia.org

Он появился на свет в Гатчинском уезде 6 марта 1802 года. Отец будущего зодчего, заметив, что мальчик хорошо рисует, в 13 лет отдал его в Императорскую академию художеств. Впрочем, особых талантов во время учебы Андрей Иванович не показал.

То, что молодой человек имеет незаурядные способности, заметил уже в 1825 году легендарный Огюст Монферран, когда привлек Штакеншнейдера к работе архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора.

По сути это была первая самостоятельная работа Андрея Ивановича, которой заказчик остался очень доволен. А Штакеншнейдера даже представили императору. И уже после этого архитектора стали привлекать к дворцовому строительству.

сайт вспоминает пять самых знаменитых его творений.

Мариинский дворец

Сегодня здесь находится городской парламент. Фото: Commons.wikimedia.org

Сегодня в этом величественном здании в стиле неоклассицизм, являющимся важной частью Исаакиевской площади, заседают депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

А в XVIII веке на этом месте находился дворец графа Ивана Чернышева. Новое здание, которое закончили строить в 1844 году, предназначалось в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая I - великой княжны Марии Николаевны в честь ее венчания с герцогом Лейхтенбергским. Дворец стал официальной резиденцией этой фамилии.

Позже здесь размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров, а после февральской революции 1917 года - Временное правительство России. Известно здание и тем, что в апреле 1902 года в вестибюле террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.

Есть также легенда, что Николай II хотел подарить Мариинский дворец своей фаворитке, балерине Матильде Ксешинской. Однако знаменитая танцовщица отказалось от щедрого дара. Ей не нравилось, что скульптура Николая I, расположенная перед зданием, повернута спиной к его фасаду.

Николаевский дворец

Николаевский переименовали в Дворец Труда. Фото: Commons.wikimedia.org

Расположен на площади Труда (ранее - Благовещенской), а построен был по распоряжению императора Николая I, который хотел возвести парадную резиденцию для своего третьего сына Николая. Дворец решили строить именно здесь, на месте двухэтажных деревянных казарм для моряков, рядом с открытым недавно первым постоянным мостом через Неву.

Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года, а сдан в декабре 1861-го. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны. Сюда из Зимнего дворца переехал Великий князь Николай Николаевич с супругой Александрой Петровной. При дворце имелись манеж и церковь, освящённая во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

После смерти владельца в 1894 году во дворце разместился женский институт Ксении Александровны. В советское время здание перешло в распоряжение профсоюзов, которые переименовали его во «Дворец Труда». Сегодня его арендуют различные частные компании.

Ново-Михайловский дворец

Дворец является памятником федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org

Его построили в 1857-1862 годах специально для великого князя Михаила Николаевича - сына императора Николая I. Событие приурочили к женитьбе князя на баденской принцессе Цецилии Августе. Здание расположено в самом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной, 18.

Поскольку в городе уже существовал Михайловский дворец, новое строение решили наречь Ново-Михайловским. Применяемые в сооружении дворца технологии были уникальны для России тех лет - при возведении использовались металлические стропила и балки. Кроме того, резиденцию оборудовали водопроводом, что также было в диковинку.

Однако прожил здесь князь недолго - уже в декабре 1862 года император сделал Михаила Николаевича наместником на Кавказе. Великий князь с семьёй был вынужден уехать из столицы, а в Петербург вернулся лишь в 1881 году.

Позже в здании располагались музей, Коммунистическая академия и, наконец, Институт восточных рукописей РАН. Ряд учреждений Академии наук работают в Ново-Михайловском по сей день.

Дворец Белосельских-Белозерских

Здесь жил один из убийц Распутина. Фото: Commons.wikimedia.org

Узнаваемое здание на Невском проспекте, 41, выполненное в стиле «русское необарокко». Штакеншнейдер перестроил трехэтажный дворец архитектора Демерцова, придав ему современный вид. Это произошло в 1847-1848 гг.

Он восхитил современников. О здании писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Кстати, дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенном на Невском проспекте в XIX веке.

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II - великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, который впоследствии «прославился», как соучастник убийства Григория Распутина.

После революции здесь находились общественные организации, позже - Петербургский культурный центр, Музей восковых фигур и т.д. C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ.

Царицын и Ольгин павильоны в Петергофе

Николай I подарил павильон своей супруге. Фото: Commons.wikimedia.org

Оба находятся на разных островах Ольгина пруда в Колонистском парке Петергофа. Острова так и называются - Царицын и Ольгин.

Царицын павильон построен в 1842-1844 годах для императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I, в модном «помпейском» стиле. Он напоминает облик древнеримских домов, найденных около Неаполя при раскопках погребенного под слоем вулканического пепла античного города Помпеи. Павильон был окружён цветущим садом с фонтанами, статуями и мраморными скамьями. Почти всю вторую часть XX века здание стояло пустое и находилось в ужасном состоянии. Только в 2005 году его отреставрировали и открыли для посетителей.

Ольгин павильон отремонтировали только в XXI веке. Фото: Commons.wikimedia.org

Ольгин павильон построили позже, в 1846-1848 годах, для дочери императора Николая I великой княгини Ольги Николаевны. Здание также похоже на домик из Неаполя.

После революции Ольгин остров был запущен, в годы Второй мировой войны Ольгин павильон сгорел. Его реставрацию начали только в 2000-х. В 2005 году в здании был открыт музей.

Штакеншнейдер Андрей Иванович - Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика. В 1837 - 1838 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 г., по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму - дворец императрицы Александры Феодоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Штакеншнейдеры

1802 - 1865

Андрей Иванович Штакеншнейдер

Родился 22 февраля 1802 года под Петербургом, близ Гатчины, в семье помещика, владельца мызы Ивановка.

Дед архитектора был кожевником, выходцем из Германии. Будущий зодчий вырос на земле, которая славилась разработками превосходного строительного материала - пудожского камня - известняка (им отделан Казанский собор, здание Горного института в Петербурге).

В 13 лет отец отдал его в Академию художеств в Петербурге.

В 1821 году поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. С 1825 года работал под руководством Огюста Монферрана. Вскоре император Николай I привлек Штакеншнейдера к дворцовому строительству в Петербурге. С 1833 года он определен ко двору великого князя Михаила Павловича.

В Аничковом дворце зодчий провел некоторые переделки, связанные с устройством жилых помещений, проведение водопровода и канализации. С 1854 года - главный архитектор Аничкова дворца.

В истории русской архитектуры Штакеншнейдер известен как наиболее яркий представитель ранней эклетики . Центр Петербурга немыслим без его произведений.

Штакеншнейдер работал в различных уголках России (Крым, Новгород, Тамбовская и Орловская и др. губернии).

В 1834 году женился на Марии Федоровне Холчинской.

У Штакеншнейдеров было восемь детей: четыре сына и четыре дочери.

Длительное время семья имела квартиру в доме при Лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте.

В 1852 году Штакеншнейдер купил дом на Миллионной улице (дом 10, сохранился до наших дней).

В этом доме проходили "субботы" у Штакеншнейдеров (здесь собирались писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы, актеры).

8 августа 1865 года Андрей Штакеншнейдер скончался в Москве. Похоронен в Сергиевой пустыне (район станции Володарская, кладбище не сохранилось) под Петербургом.

Дворцы и особняки, построенные зодчим

Мариинский дворец


Дворец великого князя Николая Николаевича (пл. Труда)


Ново-Михайловский дворец - наб. Невы

Типологические вещи середины Х1Х века, они имеют свою уникальную историю, связанную с судьбами известных представителей российской культуры.

Когда-то эта мебель стояла в доме архитектора А.И. Штакеншнейдера.

Андрей Иванович, начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Москве, Таганроге, Крыму. Основные работы в Санкт-Петербурге:

Мариинский, Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, дворец Белосельских-Белозерских и ряд частных особняков,

рисунок Штакеншнейдера - усадьба Фалль под Ревелем - 1830-е годы

«На берегу моря, в холмистой местности, окутанной лесами, над крутым скалистым берегом реки, против шумного пенистого водопада, стоит дом с высокой башней, с террасами, балконами, в том затейливом, несуровом готическом стиле, который при Николае I был пущен в ход архитектором Штакеншнейдером».

Это из воспоминаний С.М.Волконского, внука декабриста. В них воспет Фалль, бывшее имение А.Х.Бенкендорфа.


Фалль - литография неизвестного художника

Известность Штакеншнейдеру принесла именно перестройка усадьбы Фалль под Ревелем (Таллин), принадлежавшей А.Х.Бенкендорфу (1831-1832); главному дому по воле заказчика был придан вид средневекового замка. Представленный Бенкендорфом Николаю I, зодчий с той поры пользовался неизменными симпатиями двора.

Величественный дворец на Невском проспекте


Дворец Белосельских - Белозерских - проектное решение


Парад на Невском проспекте 1850-е годы - слева дворец Белосельских-Белозерских

Литография Ж.Жакотте с оригинала И.И. Шарлеманя - 1850-е годы - Аничков мост - за ним дворец Белосельских-Белозерских

Штакеншнейдер также занимался перестройкой Константиновского дворца в Стрельне в середине 50-х годов 19 века.


"Чины лейб-гвардии конного полка возле Константиновского дворца - Стрельна" - неизвестный художник - сер.19 века


Дворец вначале был просто фермой, построенной в 1830 году в полуверсте от собственно дачи, известной как Дворец-коттедж, она была предназначена для тринадцатилетнего наследника престола Александра.

Автор обоих сооружений -- архитектор Адам Менелас. Ферма была выполнена в пасторальном стиле и должна была отражать эстетические и кулинарные (она предпочитала пищу из натуральных продуктов) пристрастия Александры Федоровны. Здание было одноэтажным, с кухней, кладовыми и комнатами для пастухов. В скотном дворе содержались породистые коровы и быки.

По случаю своей свадьбы взрослеющий Александр решил превратить постройку в Фермерский дворец, который бы служил ему "вторым домом". Перестройку осуществил архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1838-1840 годах.

Здание стало двухэтажным, а его фасады были отделаны в неоготическом стиле. Во дворце появилась приличная коллекция живописи, а также некоторые технические новинки, например первый в России лифт (он представлял собой кабину, которую лифтер поднимал вручную с помощью ворота).

Здесь в конце 50-х годов 19 века разрабатывался проект Великой реформы .

СОБСВЕННЫЙ ДОМ ШТАКЕНШНЕЙДЕРА

Собственный дом на Миллионной улице, 10

В доме на Миллионной собирался литературный салон, хозяйкой которого была старшая дочь архитектора Елена Андреевна.

Адриен и Елена (брат и сестра)

В 1860-х годах субботние вечера в салоне стал посещать Ф.М. Достоевский, недавно возвратившийся из ссылки. Но вскоре большое семейство Штакеншнейдеров переехало на мызу Ивановка близ Гатчины и знакомство с Достоевским временно прекратилось.

В начале 1870-х Ф.М. Достоевский вновь стал бывать в литературном салоне Елены Андреевны. Вот как вспоминала А.Г. Достоевская посещения салона:

«У ней (у Е.А. Штакеншнейдер - Ю.З.) по вторникам собирались многие выдающиеся литераторы, читавшие иногда свои произведения.

Устраивались у ней и домашние спектакли; например, я запомнила, что мы с мужем зимою 1880 года присутствовали на представлении «Дон-Жуана» <…>

Федор Михайлович очень уважал и любил Елену Андреевну за ее неизменную доброту и кротость, с которой она переносила свои постоянные болезни, никогда на них не жалуясь, а, напротив, ободряя всех своею приветливостью…»

прекрасный зимний сад в доме Штакеншнейдера

В 1870-е годы в салоне Е.А. Штакеншнейдер бывали поэты Я.П. Полонский, К.К. Случевский, драматург и прозаик Д.В. Аверкиев, журналист М.А. Загуляев, переводчица и журналистка А.Н. Энгельгардт и другие - все они близкие знакомые Достоевского.

Штакеншнейдеры и Достоевские дружили семьями, вели переписку.

Андрей Иванович Штакеншнейдер, выдающийся представитель историзма в русской архитектуре, оставил огромное наследие. Вдохновлявшийся готикой и «русским стилем», классицизмом и барокко, «помпейским» и «неогреческим» стилями, архитектор всегда творчески интерпретировал исторические прообразы, создавая собственные оригинальные постройки.

Генрих (Андрей Иванович) - внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, и младший сын Ивана Штакеншнейдера — владельца мукомольной мельницы на реке Пудость близ Гатчины, родился 22 февраля 1802 года.

Детство мальчика прошло в семейной усадьбе на мызе Ивановка, в доме, окруженном небольшим парком. Близкое соседство с Гатчинской резиденцией оказало благотворное влияние на болезненного и впечатлительного Андрея, любившего рисовать и строить игрушечные сооружения. По совету друзей отец решил отдать сына в Императорскую академию художеств.

В году Штакеншнейдер создает проект в Царском Селе. Спроектированный им особняк имеет удобны закрытые веранды, а в центре фасада — широкие окна, пропускающие много света. Служебный флигель выделен строгим фронтоном.

В году зодчий был вновь привлечен к работам в царскосельской резиденции: по Высочайшему повелению он отобрал; в Императорском Эрмитаже тринадцать картин . Работы начались осеныо 1856 года.

В 1850-е годы Штакеншнейдеру уже не приходилось решать больших архитектурно-планировочных задач: заказы ограничивались оформлением интерьеров в Зимнем дворце, Малом и Старом Эрмитажах. В этих работах архитектор проявил себя искусным знатоком оформления интерьеров, автором интересных вариаций в рамках одного стиля, творцом оригинальных декоративных композиций.

В эти гожы годы Штакеншнейдер продолжал успешно продвигаться по службе:

  • в 1851 году он получил чин статского советника,
  • с 1854 года архитектор преподавал в Академии художеств.
  • с конца 1856 являлся архитектором высочайшего двора.
  • в 1858 — действительного статского советника
  • к 1858 году у него занималось более шестидесяти воспитанников.

Однако и в это время он продолжал проектировать и строить: в 1852-1854 годах под руководством Штакеншнейдера была построена часовня на Благовещенском мосту; в 1853 году по его проекту возвели иконостас в церкви Воскресенского женского монастыря в Санкт-Петербурге. Также зодчий исполнял частные заказы: так, он построил усадебный дом для Кушелевых в Лигово и спроектировал для них усыпальницу в Сергиевой пустыни.

Штакеншнейдер работал в разных уголках России: в Крыму над (сооружением дворца в Ореанде, в Новгороде — над возведением здания Дворянского собрания. В Тамбовской губернии по его проекту была построена усадьба герцогов Лейхтенбергских.

Последними выдающимися сооружениями Штакеншнейдера стал Николаевский дворец в Петербурге, возведенный в 1856 году и дворец великого князя Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, постройка которого была завершена в 1861 году.

Завершив в 1861 году отделку двух больших дворцов столицы — Ново-Михайловского и Николаевского, Штакеншнейдер продолжил проектирование усадьбы В. В. Апраксина в Орловской губернии. В 1863 году зодчий работал в Комитете по изучению различных систем вентиляции в зданиях. В 1864 году Штакеншнейдер исполнил последний свой проект — рисунок иконостаса для церкви в имении своего друга Я. И. Довголевского в Черниговской губернии.

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. А. И. Штакеншнейдер был похоронен в Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Творчество Штакеншнейдера вобрало в себя все технические достижения и предшествующий опыт русского зодчества, его талант и огромное трудолюбие позволили глубоко изучить и использовать наследие русской и мировой архитектуры. В Царском Селе он строил немного, но вклад его уникален: архитектор дал свое «прочтение» стиля барокко, не копируя, но воплощая свое понимание темы: в отделке интерьеров искусно сочетаются роскошь и удобство, рационально используются разнообразные приемы.

Году Штакеншнейдер создает проект

  • В 1855 -1856 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера создаются
  • Источники:

    • Епаринова Е. Штакеншнейдер. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
    • Петрова Т, А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1977
    • Шуйский В. К. А. И. Штакеншнейдер — ученик О. Монферрана // Краеведческие записки. Исследования л материалы. Вып. 5. СПб., 1997

    Андрей Иванович Штакеншнейдер (родился 22 февраля (6 марта) 1802 в имении близ Гатчины, умер 8 (20) августа 1865 в Москве) - знаменитый петербургский архитектор.

    Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 года и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора.

    Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. В 1831 году Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

    В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837–1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность. С 1848 года - архитектор императорского двора. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму. Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы.

    Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда) и великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной), детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее.

    В Царском Селе сооружён Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына), в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Таганроге - дворец Ахиллеса Алфераки, в Ореанде, в Крыму - дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведённые в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нём цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.