Медицина

Проблема ограниченности ресурсов и возможные пути ее решения. Ограниченность ресурсов (экономика) Проявляется ограниченность

Современная проблема ограниченности ресурсов становится все более актуальной. Потребности людей возрастают, и связано это с увеличением численности населения, развитием науки, появлением новых технологий и многими другими факторами. Поэтому возникла ситуация, когда многие ресурсы, в основном невосполняемые, стали менее доступными. Дилемму, которую образует безграничность потребностей и ограниченность ресурсов, и пытается решить человечество.

На сегодняшний день многие практически исчерпали свои запасы. Но даже те, которые имеются в достаточном количестве, небесконечны. Все блага, которые нужны современному обществу, требуют затрат все большего объема ресурсов. Возникает реальная проблема ограниченности ресурсов и даже их нехватки.

Для производства экономических благ используются различные К самым главным из них относят природные факторы. Это то, что дает нам планета и окружающая среда. Сюда относят воду, землю, воздух и климатические условия.

Также являются необходимыми для нормального функционирования общества и производства экономических благ. Это один из главных факторов производственного процесса.

Существуют и представленные средствами производства и денежной массой.

Информацию также можно отнести к ресурсам производства.

Рассматривая данные категории, можно отметить, что некоторые из них достаточно легко восстановить или воспроизвести. Но многие ресурсы, особенно природно-климатические, могут быть уничтожены безвозвратно.

Поэтому проблема ограниченности ресурсов стала наиболее острой.

Ресурсы подразделяют на две категории: воспроизводимые и невоспроизводимые. Это зависит от возможности пополнить их запасы. Некоторые ресурсы являются редкими, то есть встречаются в ограниченном количестве. Это также создает дефицит при их использовании.

Некоторые ресурсы могут быть пополнены, но на это требуется большое количество времени и иногда помощь людей.

Например, могут восстанавливаться. Проблема ограниченности ресурсов здесь существует только из-за географических особенностей региона. В результате нерационального использования земель происходит ухудшение свойств почвы. В этом случае применяют агротехнические приемы для их восстановления. Но если эту проблему не решить вовремя, то земли могут быть погублены и стать малоэффективными.

Особую сложность представляет добыча полезных ископаемых. Старые месторождения исчерпали свои запасы. Например, которая добывается и используется в больших количествах, значительно сократились. Новые залежи этого полезного ископаемого приходится искать на больших глубинах, что усложняет его добычу. К тому же этот природный ресурс не воспроизводится и следует искать альтернативу, чтобы исключить дефицит.

Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей ставит перед человечеством новые задачи. Прежде всего, это рациональное использование имеющегося потенциала. Также следует открывать и разрабатывать новые источники ресурсов, необходимые для нормального существования общества.

Приведите не менее трех положений.

ОТВЕТ:

v ограниченность пахотной земли

v исчерпаемость полезных ископаемых

v ограниченность трудовых ресурсов

Центральной проблемой, рассматриваемой экономической наукой, является ограниченность факторов производства. На трех примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд.

ОТВЕТ:

1) В регионе Z осуществляется добыча нефти и газа. Из-за низкой плотности населения работы приходится организовывать вахтовым методом.

2) В регионе А при низкой рождаемости численность населения пенсионного и предпенсионного возраста составила уже около 40% всего населения. В этих условиях крупные фирмы начали переводить свои производства в другие страны или привлекать иностранных рабочих.

3) В регионе S местное население считает непрестижной неквалифицированную работу, поэтому для ее выполнения приходится привлекать работников из других регионов.

В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

ОТВЕТ:

1) в поддержку:

ü большая часть земель, пригодных для обработки уже находится в сельскохозяйственном обороте;

ü строительство новых промышленных предприятий требует слишком больших капиталовложений и связано с длительным периодом ввода в строй промышленных объектов;

2) в опровержение:

ü в условиях открытого рынка труда сохраняется возможность привлечения дополнительной рабочей силы для расширения производства.

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий).

Ответ:

1) в ситуации экономического подъёма в стране, устойчивого курса национальной валюты и невысоких процентов по кредиту фермер взял кредит на организацию молокоперерабатывающего цеха; через год он совместно с другими фермерами открыл в городе фирменный магазин. Это позволило в течение нескольких лет вернуть банку деньги и расширить ассортимент производимой хозяйством продукции;

2) у индивидуального предпринимателя, торгующего одеждой на рынке, сложился определённый круг покупателей, которых устраивал ассортимент и стабильные в условиях устойчивого курса национальной валюты цены, и через несколько лет он открыл свой магазин;

3) супруги, пользуясь дешёвым потребительским кредитом, приобрели автомобиль, о котором давно мечтали. Незначительные изменения цен на товары и услуги позволили им за счёт экономии в потребительских расходах в течение нескольких лет вернуть кредит.

Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

Ответ:

Ø Контроль над производством и распределением со стоны государства;

Ø преобладание (господство) государственной собственности на средства производства;

Ø централизованное ценообразование;

Ø административные методы управления и т. д.

В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

Ответ:

1)Как решаются основные вопросы экономики?

2)Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?

3)Какова роль государства в экономической жизни страны?

«Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л.Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системы пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Ответ:

В ответе указываются, что речь идет о командной (административной) экономике. Аргументы:

Ø осуществление централизованного планирования.

Среди других черт командной экономики могут быть названы:

Ø государственно регулирование цен на товары и услуги;

Ø преобладание государственной собственности.

Статья 5 Конституции СССР 1977 года гласила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)». Назовите три формы собственности, которые закреплены действующими законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?

ОТВЕТ:

1) формы собственности : частная; государственная; муниципальная;

2) причина произошедших изменений – переход к рыночной экономике.

Познакомьтесь с высказыванием ученого – экономиста В.Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что они иногда дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В.Леонтьв. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.

Ответ:

Тип экономической системы, о которой говорит В.Леонтьев, - рыночная экономика.

Экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно :

  1. Создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объемом и структурой потребностей);
  2. Обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя;
  3. Ограничение возможностей возникновения монополий;
  4. Создание стимулов к труду.

Экономические проблемы, которые эта система способна не может решать самостоятельно :

  1. Обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть даны отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества);
  2. Обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом;
  3. Регулирование внешних (побочных) эффектов.

Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо – или перепроизводством / потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.

В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

ОТВЕТ:

1) Причины цикличности:

ü Периодическое обновление капитала, связанное с достижениями НТП и инновационной деятельностью;

ü Нарушение и последующее восстановление равновесия между спросом и предложением денег;

2) Конкретизация: банки снижают требования по предоставлению кредитов населению и предприятиям, вначале это приводит к подъему, росту спрос на товары и услуги, однако в дальнейшем с ростом просроченных кредитов может начаться финансовый кризис, затрагивающий всё сферу экономики.

Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономических цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей.

ОТВЕТ:

Экономический цикл - попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП.

Существует четыре стадии или фазы цикла .

1) Экономический подъем . Показатели: рост ВВП, рост производства, рост инфляции, на определенный момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.

2) Экономический спад (рецессия). Показатели: рост безработицы, сокращение производства, сокращение совокупного спроса.

3) Депрессия (дно) . Показатели: безработица и производство достигает максимального низкого значения.

4) Оживление. Показатели: повышение инвестиционной активности, рост доходов населения.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов

К экономическим ресурсам относятся:

  • природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
  • трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
  • капитал (в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитан, или средств производства, т.е. реальный капитал);
  • предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;
  • знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются главным образом через образование).

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В развитых странах по значимости в качестве факторов экономического роста на первое место вышли предпринимательство и особенно знания.

Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории

Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограниченны. Также подчеркивалось, что экономические потребности безграничны.

Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».

Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученных ими в ходе образования знаний. Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 39). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе

работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе факторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. Поиск этой комбинацииразмещением (аллокацией) ресурсов .

Понятие рынков ресурсов

В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок — рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей — инженеров, бухгалтеров, экономистов и т.д. В свою очередь, рынок экономистов состоит из финансистов, маркетологов и т.д.

Особенности потребностей человека

Людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

В виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью .

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер , в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторы, как уже упоминалось, определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.

В научной экономической литературе изложенные выше положения повсеместно именуются принципом ограниченности ресурсов. Однако если понимать этот принцип как превышение запросов людей по отношению к их реальным ресурсным возможностям, то его вполне можно считать законом. Люди практически всегда хотят иметь больше, чем могут реально дать им располагаемые ресурсы экономики.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

К экономическим ресурсам относятся:

    природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно - земля;

    трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно - труд;

    капитал (в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитан, или средств производства, т.е. реальный капитал);

    предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно - предпринимательство;

    знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются главным образом через образование).

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире - меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) предложил добавить четвертый фактор - предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В развитых странах по значимости в качестве факторов экономического роста на первое место вышли предпринимательство и особенно знания.

В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограниченны. Экономические потребности безграничны.

Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций - безграничность потребностей и ограниченность ресурсов - образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить» 4 , или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека» 5 .

Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученных ими в ходе образования знаний. Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность, многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса - капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство - взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе факторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. Поиск этой комбинации размещением (аллокацией) ресурсов.

В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок - рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей - инженеров, бухгалтеров, экономистов и т.д. В свою очередь, рынок экономистов состоит из финансистов, маркетологов и т.д.

Дело в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Пахотные земли и земельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир - все это имеет конечные пределы использования, во многом относится к невозобновляемым природным ресурсам.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторыопределяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы.

Не все до конца понимают, в чем проявляется ограниченность экономических ресурсов, поэтому проблему недостаточности таковых в качественном и количественном отношении они считают не такой острой. Однако их заведомо не хватает для удовлетворения всех потребностей людей. Продукт хозяйственной деятельности необходим каждому человеку, социальной категории граждан, семье и государству.

Виды производственных факторов

Прежде чем определить, в чем проявляется ограниченность экономических ресурсов, необходимо четко понимать, что к ним относится.

  1. Природные запасы - совокупность систем и отдельных объектов, окружающих человека и применяемых им в ходе общественного производства с целью удовлетворения своих потребностей.
  2. Реальный капитал в виде денежных средств и ценных бумаг. Его величина измеряется ценовой оценкой производственных средств. Он позволяет эффективно управлять созданием материальных благ.
  3. Предпринимательские способности, представляющие собой определенные качества, предоставляющие возможность находить и эффективно применять наиболее перспективное сочетание ресурсов для хозяйственной деятельности.
  4. Знания для ведения экономической жизни. Они вырабатываются непосредственно наукой, а распространяются за счет образования.
  5. Трудовые ресурсы включают население государства, способное заниматься на протяжении жизни общественно-полезной деятельностью. Их подразделяют на две категории - активную и пассивную.

Было названо 5 видов экономической деятельности. Однако многие средневековые мыслители относили трудовые ресурсы к наиболее важным из всех. Такой подход разделяла самая первая школа экономики. Со временем на лидирующие позиции вышли все перечисленные факторы.

На чем строится основа экономики?

Чтобы понять, в чем проявляется ограниченность экономических ресурсов, необходимо понимать, что вся хозяйственная деятельность базируется на сочетании безграничности человеческих потребностей и недостаточности средств и возможностей. Прежде чем будут решены материальные проблемы, должны быть хорошо исследованы эффективные варианты использования производимых запасов.

Свести лишь к этому всю экономическую теорию невозможно, но имеющиеся противоречия формируют ту ось, благодаря которой проходит хозяйственная жизнь общества. Практически всегда приходится делать выбор определенных ресурсов, которые будут потрачены на приобретение или производство необходимых благ.

Переплетение и взаимозаменяемость ресурсов

Несмотря на мобильность и способность к взаимозаменяемости, проблема ограниченности экономических ресурсов остается актуальной. К примеру, если взять один из производственных факторов - знания, то его можно легко использовать для рационального потребления природных запасов. Это достигается за счет научных исследований и разработок. Знания не менее важны для развития труда, так как квалифицированные работники занимаются своими обязанностями более эффективно. Они же позволяют повысить уровень применяемого оборудования, увеличив тем самым реальный капитал.

Финансовые и материальные ресурсы являются очень мобильными, ведь они способны перемещаться в пространстве. Наименьшей подвижностью отличаются природные богатства, однако и они могут быть транспортированы в нужное место.

Способность к мобильности и переплетению говорит о взаимозаменяемости, но она не будет полной. Человеческие ресурсы не смогут заменить капитал, в противном случае работники не будут иметь необходимого оборудования и инвентаря. На примитивном уровне такой вариант вполне возможен, но с ростом производства делать это становится все труднее.

Регулятор распределения

Рынок является структурированной системой, четко функционирующей при ограниченности экономических ресурсов. Экономический выбор такого регулятора позволяет эффективно распределять факторы производства. Функции рынка ресурсов заключаются в содействии нормальному функционированию субъектов за счет ориентации производителей на более экономичные варианты при изменении стоимости продуктов и услуг.

Такая система распределения играет важную роль в развитии экономики страны. Оптимизация торгово-рыночных отношений возможна только в тех случаях, если:

  • создавать равновесие между предложением и спросом;
  • работать над уровнем повышения производства;
  • активизировать конкуренцию для ведения независимых рыночных отношений;
  • подавлять развитие монополистических структур.

Перечисленные меры не позволяют процветать нездоровому соперничеству на площадке, поэтому ценовые категории производственных факторов будут на минимальном уровне зависеть от крупных капиталистов.

Особенности человеческих потребностей

Основная задача экономики заключается в применении факторов производства для получения конечного продукта. Проблема кроется в ограниченности ресурсов и потребностях, которые не могут быть ограничены. Насыщаемость возможна в рамках потребления бытовых товаров, но индивидуальные желания в плане богатства не имеют ярко выраженного предела.

То же самое относится к стремлению людей завладеть определенными ценностями, которых они еще не имеют. Что касается государственных или коллективных потребностей, то они являются беспредельными. Даже в общих чертах представить границы полного удовлетворения проблематично.

Таким образом, население стран, отдельные лица, целые коллективы нуждаются практически в неограниченном количестве экономического продукта, для производства которого требуются промежуточные факторы. В этом и возникает противоречие между возможностями и потребностями.

В чем кроется принцип ограниченности?

Так как экономические ресурсы любого вида имеют ограничение не только в количественном, но и качественном отношении, для полного удовлетворения потребностей людей их недостаточно. В этом и кроется весь принцип. При ограниченном количестве ресурсов остается грамотно распределить их.

Земли для пашен, массивы для строительства экономических объектов, водоемы, полезные ископаемые, растения и животные - это природные ресурсы, которые имеют определенные границы. Труд людей зависит от их количества, навыков, способностей и многих других факторов. Произведенные средства в виде строений, оборудования и различных материалов тоже обладают пределами. Наличие вторичных ресурсов позволяет лишь частично восстановить затраченные на их возведение средства.

Принцип ограниченности носит масштабный характер, поэтому в зарубежной литературе по экономики его называют фундаментальным, а саму проблему относят к категории определяющих. Отдельные авторы экономику в целом рассматривают как науку, изучающую возможности эффективного использования дефицитных ресурсов для создания производственных факторов. Основную задачу они видят в поиске вариантов увеличения потребительского эффекта.

Люди почти всегда желают иметь определенные блага в большем объеме или качественном отношении, нежели довольствоваться реально существующими ценностями.

Что такое относительная и абсолютная ограниченность ресурсов?

Нехватка изначально подразумевает разрыв между суммарным количеством благ, необходимых людям для удовлетворения собственных потребностей, и способностью их производства. Если бы не было ограниченности, то изучение экономики стало бы бессмысленным занятием. Достижение эффективности производственных факторов не имело бы значения.

Относительная ограниченность ресурсов во многом зависит от уровня развития технологий и общества. В данном случае недостаточность не является максимально жестким условием. При таком варианте возможна взаимозаменяемость. В подобных ситуациях основная задача заключается в эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Абсолютная ограниченность характерна для природных ресурсов, которые являются невоспроизводимыми. Практически невозможно восстановить заново отравленную почву или загрязненную воду.

Классификация экономических благ

Для более подробного понимания предлагает рассмотреть вариант классификации экономических благ, под которыми подразумевается удовлетворение потребностей людей. Отсортировать их можно по следующим принципам:

  • долговременные;
  • краткосрочные;
  • настоящие;
  • ожидаемые;
  • косвенные;
  • прямые;
  • взаимодополняемые;
  • взаимозаменяемые.

Чтобы создать определенные блага, необходимо потратить ресурсы, представляющие собой совокупность всех средств, непосредственно на производственный процесс.

В качестве заключительной части

Примерно так можно объяснить, в чем проявляется ограниченность экономических ресурсов. С этой проблемой сталкиваются не только предприятия, государственные структуры, но и общество в целом. Множественность целей в экономике при недостаточности ресурсов ставит перед субъектами проблему поиска одного из лучших вариантов их использования. Наука при этом старается не только зафиксировать то, что уже имеется, но и разрабатывает способы решения многих задач.