Медицина

Динамические стереотипы роли в процессе научения. Динамические стереотипы - хорошо или плохо? Динамический стереотип и физиология

Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их.

Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной системностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.). Динамический стереотип в отношении сенсорных условных рефлексов ярко проявляется при пищевых рефлексах. Например, если в опытах на собаке применять в течение длительного времени систему положительных и отрицательных условных раздражителей, чередуя их через определенные интервалы времени в строгой последовательности, то это фиксируется нервной системой. Каждому раздражителю, примененному на строго фиксированном для него в стереотипе месте, в соответствии с законом силы раздражителя, соответствует определенная величина ответной реакции (Э. А. Асратян, П С. Купалов и др.). Стереотип может выявляться при замене всех условных раздражителей одним из них, обычно средней силы. Этот раздражитель, примененный в стереотипе вместо других условных раздражителей этого стереотипа, вызывает ответы, величина которых соответствует ответам на замененные раздражители. На месте же отрицательного раздражителя положительный сигнал вызывает очень слабую условную (в частности, слюноотделительную) реакцию.

В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется, например, в последовательности фаз сложных гимнастических, тяжелоатлетических и других стандартно выполняемых движений.

Переделка стереотипа в некоторых случаях представляет для нервной системы трудный процесс. Чтобы выработать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый. Но хорошо закрепленный стереотип трудно подается угашению и может проявляться вновь при возникновении условий, которым он соответствовал.

Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или двигательными функциями, но и с целостней деятельностью организма, режимом жизни человека. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него,– быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечатлевается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздействующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс. Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает деятельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью.

Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по. определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации, прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда.и быта. Изменение привычных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) – нежелательно.

Окружающая среда действует на организм не единичными раздражителями, а системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то со временем организм воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом (от греч. ”- твердый и “typos”-отпечаток).

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Это форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражением которой является фиксированный (стереотипный) порядок осуществляемых ими условно-рефлекторных действий. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем – сигналом последующей.

Многие наши навыки, например, способность писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д. являются автоматическими цепями двигательных актов. В процессе жизни человека обычно вырабатываются и более сложные стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания.

Возникают относительно устойчивые формы поведения в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в оценке текущих событий и реагирования на них. Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, требующих эвристического мышления.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему.

Выработка стереотипа проходит в 3 фазы:

1) иррадиация процесса возбуждения по коре больших полушарий;

2) концентрацияпроцесса возбуждения в тех нервных центрах, участие которых необходимо для данного действия;

3) автоматизация,когда действие осуществляется без контроля сознания.

Например, при выработке навыка письма сначала ребенок судорожно сжимает ручку, склоняет голову, иногда высовывает даже язык (первая фаза). Затем у ребенка посадка правильная, ручку сжимает с необходимой силой, но все время контролирует правильность написания букв (вторая фаза). Наконец, он следит не за правильностью написания букв, а только засмыслом написанного (третья фаза).

Выработку динамических стереотипов надо доводить до третьей фазы, т. е. до автоматизма, и сразу же правильно. Особенно это касается таких стереотипов, как стереотипы поведения в классе, в школе, в столовой, на улице.

Выработка динамического стереотипа - значительная нагрузка на центральную нервную систему, но однажды выработанный стереотип автоматизируется и становится инертным. Поэтому перестройка стереотипа вызывает большое напряжение нервных элементов коры больших полушарий, выходящее иногда за пределы их функциональных возможностей, и нередко ведёт к нарушениям в высшей нервной деятельности, развитию невротических состояний. Тяжёлые чувства человека при изменении обычного образа жизни, его умственные кризисы и т.п. имеют часто своё физиологическое основание именно в нарушении старого динамического стереотипа и трудности установки нового. Степень трудности перестройки динамического стереотипа зависит от характера раздражителей, особенностей нервной системы, возраста и состояния организма.

Каждый ли из нас, когда что-то пишет, задумывается о том, каким будет его почерк или во время ходьбы зацикливается на своей походке, осанке? Мало того, над собственной жестикуляцией вообще вряд ли кто-то рассуждает. Благо, все это происходит неосознанно, ведь в жизни столько много куда более важных вещей, чем фокусирование на том, в какую сторону во время произнесения того или иного слова отвести руку. Иными словами, за все это отвечает динамический стереотип, о котором, пусть даже в целях общего , важно ознакомиться каждому.

Значение динамического стереотипа

Данная последовательность условных рефлексов вырабатывается у человека в процессе его учебной и производственной деятельности, другими словами, на протяжении всей жизни с каждым днем возникают все новые и новые динамические стереотипы. Его несомненной пользой является то, то он помогает человеку экономить энергию (нервную и мышечную). К тому же на его осуществление тратится очень мало жизненного времени, а это говорит о том, что организму предоставляется возможность решать более важные задачи. Нельзя не отметить, что такой стереотип вырабатывает стиль поведения, дисциплину человека. На его основе возникают всевозможные навыки, привычки и умения. В случае, если человек попадает в несвойственную для него среду, затрудняется проявление его динамического стереотипа.

Динамический стереотип и физиология

Динамический улучшает скорость протекания всех условных рефлексов. К тому же он положительно влияет на деятельность коры головного мозга. Такой двигательный стереотип возникает вследствие последовательного воздействия раздражителей условного и безусловного типа.

Примеры динамического стереотипа

За примерами не нужно далеко идти: ваше любимое хобби, будь то игра на пианино, езда на лыжах или конный спорт – все это осуществляется благодаря динамическому стереотипу. Мало того, пользование столовыми приборами, ходьба, бег, прыжки и даже письмо основаны на навыках, фундамент которых – все тот же двигательный стереотип.

Динамический стереотип в медицине и психологии – это система постоянно проявляющихся условных рефлексов, которые сформировались у человека в результате воздействия одних и тех же раздражителей извне. Система закрепляется за счет вновь образовавшихся нервных связей, происходит процесс реакции организма за счет этих условных рефлексов без сиюминутного осознания происходящего.

Этот термин ввел в науку И.П. Павлов. Он утверждал, что динамическое стереотипное поведение человека распространяется на все сферы его деятельности: от простейших действий конечностями, до образа мышления и всей жизни. Рассмотрим подробнее это явление, как оно проявляется, и чем помогает в жизни человека.

Значение динамического стереотипа велико для нашей нервной системы. Определенная последовательность действий в ответ на появление раздражителя помогает нервной системе адекватно и не перегружаясь реагировать на него. В целом мы имеем два основных положительных момента от этого явления:

Роль динамического стереотипа в процессе обучения

Это явление изучается разными науками: биологией, психологией, физиологией и остальными отраслями медицины, педагогикой в ракурсе привычек в обучении. Доказано, что человек лучше усваивает материал, засыпает и работает, если делать это в одно и то же время, в одних и тех же условиях.

Выработать динамический стереотип в учебе сложно. Но когда постоянные действия уже закрепились в коре больших полушарий, они сохраняются на долгие годы. Те условно-рефлекторные действия, которые закрепились в детстве, сохраняются до старости, и их сложно потом переделать, откорректировать.

Формирование навыка обучения, ухода за собой, домом, в раннем детстве положительно влияет на поведение человека в будущем. Поэтому явление, закрепленное в коре головного мозга, при должном поведении играет положительную роль для человека.

Торможение выработанных рефлексов, виды и особенности возраста

Торможение условных рефлексов – процесс, при котором выработанная стереотипизация претерпевает изменения под влиянием разных условий. Влияние бывает внутренним и внешним, в зависимости от вида влияния, различают:

Угасание рефлексов (внутреннее торможение) имеет разную временную характеристику, в зависимости от возраста человека. У детей угасание происходит медленнее, это связано с особенностями их НС. Этим объясняется сложность в преодолении вредных привычек (когда ребенок грызет ногти, ходит в туалет на кровать и т.д.) Угасание важно для получения новых навыков.


Запаздывание – тоже процесс условного торможения. Внешне это проявляется в выдержке, тренировке, терпении, воспитание человека здесь же. Запаздывание на физиологическом уровне появляется из-за отсрочки времени воздействия раздражителя при выработанном рефлексе.

Дифференцировка также характеризует внутреннее торможение, заключается в различении похожих раздражителей (звуков, запахов и др.)

Физиология, примеры

Это явление экономит энергию и время для человека. Организм, усваивая новые навыки, имеет возможность их совершенствовать посредством формирования рефлексов и «включения» торможения. Благодаря динамическому стереотипу удается на физиологическом уровне выработать автоматизацию действий. На практике это можно увидеть, когда за трудную работу берется опытный человек или новичок.

Первому будет намного легче выполнить поставленную задачу, чем новичку. Это дает возможность опытному работнику экономить время, энергию для ее выполнения. Напряжение вызывает процесс полного изменения внешних условий, тогда человеку предстоит полностью изменять систему сложившихся рефлексов. Доказано, что флегматикам и меланхоликам сложнее поменять стереотипы в действиях, так как у них врожденная инертность течения процессов торможения.

Теория организации движений Бернштейна

Организация движений с динамическим стереотипом – это взаимосвязанные понятия. По принципу развития рефлекторной дуги распределяются и уровни движений человека. В зависимости от возбуждения центров головного мозга, происходят разные движения. «Задеваются» разные «слои» центральной НС. Каждому уровню соответствуют названия латинских букв.

Уровни организации движений:

Любое повторяющееся действие человека от самого примитивного, до сложно устроенного, является условным рефлексом, динамическим стереотипом. Этим свойством НС в работе пользуются психологи и медики. Мы сейчас не берем физиологию: восстановление после травмы, обучение детей с патологиями. Нас интересует психологическая область, то есть, как выработать полезные привычки.

Есть разные программы, но мы рассмотрим основные моменты формирования новых привычек.

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию динамического стереотипа.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем - сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей. Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо - все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке.

37.Торможение условных рефлексов, его виды и возрастные особенности.

И.П. Павлов выделил две разновидности торможения условных рефлексов – безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение.

Безусловное торможение. Полная остановка начавшегося рефлекса или снижение его активности под воздействием изменений во внешней среде называется безусловным торможением. Под действием нового раздражителя (проникающего извне шума, изменения освещения и т. д.) в коре головного мозга создается другой (особый) очаг возбуждения, задерживающий или прерывающий начавшийся рефлекторный акт. Выяснено, что чем моложе условный рефлекс, тем легче он поддается торможению. Это связано с развитием процесса индукции в центральной нервной системе. Поскольку торможение вызывается посторонним раздражителем, Павлов назвал его внешним, или индукционным, торможением. Безусловное торможение возникает внезапно, оно свойственно организму от рождения и характерно для всей центральной нервной системы.

Внешнее торможение может наблюдаться у детей, работающих в коллективе, когда любой шум, проникающий в помещение, нарушает течение рефлекторного акта. Например, во время урока дети услышали резкий визг тормозов автомобиля. Ученики поворачиваются в сторону сильного раздражителя, теряют внимание, равновесие и рациональную позу. В результате возможны ошибки и т. д.

Безусловное торможение может наступить и без появления второго очага возбуждения. Это случается при снижении или полном прекращении работоспособности клеток коры головного мозга из-за большой силы раздражителя. Для предотвращения разрушения клетки впадают в состояние торможения. Такой вид торможения называют запредельным, он играет охранительную роль в организме.

Условное (внутреннее) торможение. Такой вид торможения характерен для высших отделов центральной нервной системы и развивается только при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным раздражителем, т. е. при несовпадении во времени двух очагов возбуждения. Оно вырабатывается постепенно в процессе онтогенеза, иногда с большим трудом. Выделяют угасательное, дифференцировочное условное торможение.

Угасательное торможение развивается, если повторение условного сигнала не подкрепляется безусловным. Например, хищник реже появляется в тех местах, где количество добычи уменьшилось, потому что выработанный ранее условный рефлекс из-за отсутствия подкрепления пищей, которое было условным раздражителем, угасает. Это способствует приспосабливанию животных к меняющимся условиям жизни.