Медицина

Иностранные студенты. Трудоустройство иностранных студентов Сколько иностранных студентов в университете

А.Л. Арефьев

В ближайшие годы российские высшие учебные заведения будут испытывать трудности с набором абитуриентов из-за депопуляции населения и сокращения численности молодежи. За последние 10 лет число россиян в возрасте до 17 лет уменьшилось с 40.1 млн. до 31.5 млн. человек, и эта тенденция, к сожалению, не меняется. Приближающаяся «демографическая яма», а также планируемое принятие закона об обязательном призыве на срочную военную службу студентов дневных отделений ставит перед вузами вопрос о поиске абитуриентов за пределами страны, дабы избежать сокращения преподавателей и закрытия самих образовательных учреждений. Решение этой задачи в определенной мере затруднялось тем обстоятельством, что российские дипломы во многих странах не признавались. В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, что означает признание в ближайшей перспективе российских вузовских дипломов в Европе. Болонский процесс, рассчитанный до 2010 г., выдвигает перед отечественными вузами новые серьезные требования, среди которых - переход на двухступенчатую форму бучения (бакалавриат и магистратура), систему зачетных единиц ECTS, принятую в европейских университетах, введение системы контроля качества образования, использование унифицированных приложений к дипломам (Diploma Supplement) и т.д. Это облегчит трудоустройство выпускников российских вузов различных странах, что особенно важно для иностранных студентов, обучающихся в России.

В ходе опроса, проведенного в мае-июне 2004-2005 гг. Центром социологических исследований Минобразования России по заказу Управления международного образования и сотрудничества (опрошены 2784 студента из 123 стран, обучавшихся на дневных отделениях в 127 вузах 30 российских городов), выявлены основные тенденции в подготовке кадров для зарубежных государств, сложившиеся в отечественной высшей школе к настоящему времени.

1 По ряду показателей результаты исследования 2005 г. сопоставляются с данными социологического опроса 894 иностранных студентов, проведенного Центром социологических исследований в 2001 г. в 47 российских вузах в 21 городе.

Согласно данным исследования1, около 2/3 иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на дневных отделениях в течение последних пяти-шести лет, составляют выходцы из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Остальные студенты - граждане СНГ, а также стран Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии.

По сравнению с советским периодом, доля студентов из стран Восточной Европы значительно снизилась. Большую роль здесь сыграло вступление этих стран в ЕС, в связи с чем молодые люди переориентировались на получение высшего образования в западноевропейских университетах.

Средний возраст опрошенных иностранных студентов - 22.8 года. Из них 68.8% - мужчины. Доля женщин постепенно увеличивается: в 2001 г. она составляла 28.9%, в 2003 г. - 31.2%.

За последние три года возросла доля иностранных студентов - выходцев из семей со средним уровнем дохода (с 76.5 до 81.9%) и снизилась доля выходцев из семей с высоким уровнем дохода (с 15.8 до 10.0%). Исследование выявило новую тенденцию - увеличение среди иностранных студентов, обучающихся в России, детей советских и российских эмигрантов, уехавших в свое время на постоянное жительство в Германию, Израиль, США, Канаду, Австралию. Получение ими высшего образования в России обходится в 3-4 раза дешевле по сравнению с затратами на аналогичное образование на Западе.

Каждый второй опрошенный из стран Балтии и СНГ - этнический русский. Много русских также из восточных областей Украины и Крыма. Растет число русских студентов из Туркмении и других среднеазиатских республик СНГ. Поэтому более чем для 15% иностранных студентов дневных отделений русский язык является родным.

2 B 2003/2004 учебном году китайская «прослойка» среди иностранных студентов составляла от 54% в Иркутском государственном университете до 75% в Новосибирском государственном техническом университете и 100% в Читинском государственном техническом университете.

Граждане стран Балтии предпочитают вузы Санкт-Петербурга и Северо-Запада России (в том числе Калининграда); представители Беларуси, Молдовы, Украины - вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Урала; выходцы из Казахстана - вузы Сибири и Урала (особенно Омской и Оренбургской областей), а из Европы - столичные вузы. Китайцы (это наиболее крупная национально-этническая община в контингенте иностранных студентов) рассредоточены в различных городах страны, но особенно много их в вузах Дальнего Востока2. Что касается специальностей, то студенты из стран Балтии предпочитают осваивать профессии в области менеджмента, управления, предпринимательства, бизнеса, маркетинга, а также юриспруденции и гуманитарно-социальных специальностей; из Беларуси, Молдовы, Украины - менеджмента, управления, информатики и вычислительной техники, естествознания и точных наук, наук о Земле; из Казахстана - в области естествознания, точных наук и юриспруденции.

Выходцы из среднеазиатских республик отдают предпочтение экономике; приехавших из Закавказья, а также Индии привлекает медицина; приоритетными специализациями европейских студентов и китайцев являются экономика и русский язык. Вьетнамцы тяготеют к техническим и экономическим специальностям, а студенты из арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока - к фармацевтике.

Результаты опроса свидетельствуют, что среди мотивов выбора той или иной специальности первое место занимают личные наклонности - 29.8%. Далее следуют престиж профессии - 26.9%, уровень оплаты - 14.2%, благоприятные возможности трудоустроиться по профессии - 11.5%, ее творческий характер - 10.4%.

Каждый второй опрошенный узнал о российском вузе от тех, кто учился здесь раньше. Для четверти иностранных студентов источником информации стало национальное министерство образования, для каждого десятого - сайты соответствующих российских вузов в Интернете. Эффективность СМИ и рекламных проспектов вузов, а также усилий российских посольств и культурных центров в информировании иностранцев о возможностях обучения в России крайне мала.

Причины выбора конкретного вуза распределились следующим образом: престижность диплома (20.9%); направили на учебу национальное министерство образования, компания, фирма, приехали по контракту, в рамках обмена студентами, по гранту (17.3%); привлекло высокое качество обучения в данном вузе (15.9%); рекомендовали выпускники этого вуза (12.1%); решили поступать по совету родителей, родственников, друзей, знакомых (11.8%); низкая стоимость обучения и несложные условия поступления (8%); желание остаться в России, где живут родственники, подходит климат, традиции, культура, хорошая система образования и т.п. (5%); хорошие условия учебы и проживания (наличие общежития), хорошее отношение к иностранным студентам (2.5%); убедила реклама вуза (2.1%); интересующую специальность можно получить только в этом вузе (2.0%); географически удобное местонахождение вуза (1.1%); выбор был случайным (3.3%).

Обращает на себя внимание - если шесть лет назад высокое качество обучения привлекало 20.2% иностранных студентов, то сейчас аналогичный показатель снизился до 12.8%.

Мотивы, повлиявшие на решение опрошенных получить высшее образование в России, имеют определенные регионально-страновые различия. Так, на отсутствие возможности обучения на родине по интересующей специальности указали прежде всего студенты, приехавшие из стран Черной Африки и Казахстана, а направлялись в российские вузы национальным министерством образования чаще всего граждане Вьетнама.

У тех иностранцев, которые хотели учиться именно в России, наиболее популярными являются факультеты машиностроения, транспорта, обработки материалов, металлургии, ветеринарии. А наибольший дефицит в подготовке кадров в странах, из которых приехали опрошенные, ощущается прежде всего в области электронной техники, радиотехники и связи,энергетики.

По признанию 39.1% опрошенных, у них не было возможности получить высшее образование в другом государстве. Примечательно, что в 2001 г. аналогичный показатель был больше - 58.4%. Это, на наш взгляд, признак усиления конкуренции на международном рынке образовательных услуг и растущей экспансии зарубежных систем высшего образования, «перехватывающих» абитуриентов, потенциально ориентирующихся на обучение в российских вузах.

Основные причины отсутствия альтернативы обучения в России следующие: 37.6% респондентов отметили, что в других странах учеба в вузах значительно дороже и на это у них нет денег; 18.8% - что выбирать место получения высшего образования самим им фактически не пришлось: их направили в Россию национальное министерство образования, фирма или так решили родители; 20% - что другие возможности даже не рассматривались; 12.6% - хотели учиться только в России; 2.4% - был нужен именно российский диплом; у 2.9% в России живут родственники; 5.7% - назвали другие причины («здесь легче поступить в вуз», «в других местах большой конкурс», «дома нет обучения по интересующей профессии», «здесь обучение на русском языке» и т.д.).

Сравнение результатов исследований 2001 и 2004-2005 гг. приводит к выводу, что иностранные студенты по-прежнему сталкиваются по приезде в нашу страну с трудностями, причем некоторые из них (незнание русского языка, бытовые проблемы, национализм и расизм) становятся даже острее.

Ясно, что лучше всего адаптируются выходцы из стран СНГ и Балтии. Им практически не приходится преодолевать языковой барьер, они лучше знают российские законы, более приспособлены к российскому климату и т.д. Доля респондентов, полностью удовлетворенных учебным процессом, достаточно высока - 68.3%.

Однако многим не нравятся условия проживания в общежитии (30.2%), организация досуга (28.5%), медицинское обслуживание (26.6%), условия для занятий спортом (25.1%), работа столовой, кафе, буфета (22.0%).

За последние три года ухудшился уровень подготовки по русскому языку, что существенно осложняет освоение изучаемых дисциплин и зачастую приводит к отчислению студентов. Чаще всего это представители Вьетнама, Китая, Индии, Монголии, некоторых африканских стран. Опрошенные предлагают предоставлять им возможность больше находиться в русской языковой среде, размещать иностранных студентов в общежитиях вместе с русскими студентами, выделять больше учебных часов на языковую подготовку, организовать дополнительные курсы русского языка. Многие считают, что им, кроме того, необходима более основательная довузовская подготовка по истории и культуре России, математике, физике, химии, биологии, иностранным языкам (прежде всего - английскому), информатике.

Важнейшим показателем эффективности учебного процесса и уровня конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке образовательных услуг является качество профессиональной подготовки иностранных студентов. Судя по полученным данным, оно полностью соответствует ожиданиям лишь 47% опрошенных (соответствует частично - 34.9%, совсем не соответствует ожиданиям 12.8% опрошенных). Студенты сетуют на то, что им приходится изучать много лишних предметов, ненужных с точки зрения будущей профессии; что в вузе нет современного оборудования, не хватает специальной литературы; что, читая лекции, преподаватели не учитывают слабое знание иностранцами русского языка; что многие преподаватели консервативны, пользуются устаревшими учебными методами, наконец, мало практических занятий, на которых приобретаются профессиональные навыки, и мало научной работы.

Претензии весьма серьезные, и не случайно поэтому 12.6% респондентов сомневаются в целесообразности завершения своего обучения в России, а 3.1% студентов твердо решили, несмотря на затраченные ими средства на учебу, вернуться на родину. Среди первых больше всего жителей Индии и стран Латинской Америки, а среди вторых - граждан Южной Кореи и Японии.

По статистике, сейчас на платной основе в российских вузах обучаются 72.9% иностранных студентов. За последнее десятилетие увеличилась доля тех, кто оплачивает учебу самостоятельно (таковых почти 60%), и сократился удельный вес обучающихся за счет средств российского федерального бюджета (17.6%). Остальным учебу оплачивает государство, из которого они приехали, или направившее их предприятие.

Больше всего тех, кто платит за учебу сам, среди студентов из стран Балтии, Китая, Индии. Граждане стран Западной Европы, США, Канады чаще других пользуются грантами, системами двустороннего обмена студентами между университетами, программами межгосударственных соглашений. Учебу афро-азиатских студентов зачастую оплачивают национальные министерства образования, а также Минобразования РФ. Представители республик СНГ стараются использовать бесплатные формы обучения (бюджетные места). Система образовательных кредитов (студенческих займов) в России, в отличие от западных стран, к сожалению, пока не развита.

Что касается профессий, то за свой счет обучаются прежде всего фармакологи, провизоры, фармацевты, стоматологи, хирурги, врачи-лечебники, специалисты по технологии машин и оборудования, русисты, юристы.

Средняя стоимость годичного обучения в России для иностранного студента составляла в 2003/2004 учебном году 1985 долл. США. За этой усредненной суммой кроются значительные региональные различия. Самые высокие цифры в вузах Москвы - 2980 долл. и Санкт-Петербурга - 2080 долл. в год. Учеба в вузах других городов европейской части России обходится иностранным студентам в 1510 долл., в вузах Урала, Сибири, Дальнего Востока - 1190 долл. в год. Наиболее высокой является оплата на факультетах авиационной и ракетно-космической техники (2830 долл.), экономики, финансов, менеджмента, управления (2270 долл.), робототехники и комплексной автоматики, в том числе биомедицины (2270 долл.), а также на медицинских факультетах (в среднем 2210 долл. в год). Наиболее «скромная» оплата на факультетах машиностроения, транспорта, обработки материалов, металлургии (1520 долл.), ветеринарии (1560 долл.), русского языка, литературы, перевода (1570 долл.).

3 B экспертном опросе, проведенном в мае 1994 г. Центром социологических исследований Госкомвуза России, участвовали 172 ректора, 106 проректоров по международным связям и деканов по работе с иностранными студентами российских вузов.

Для сравнения: в 1993/1994 учебном году, согласно экспертным оценкам руководителей российских вузов3, средняя оплата одного года учебы на коммерческой основе иностранных граждан составляла 1250 долл., в том числе в вузах гуманитарно-социального профиля - 1150 долл., технического - 1350 долл., иного отраслевого профиля - 1350 долл.

Иначе говоря, за последние 10 лет стоимость одного года обучения в российской высшей школе увеличилась всего на 750- 900 долл. Поступления от оплаты иностранных граждан составляли в 1994 г. в среднем 3.5% от общевузовского бюджета. В 2004 г. эта пропорция существенно не изменилась.

Согласно нашим расчетам, совокупная оплата всех иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на договорной основе (слушателей подготовительных отделений, стажеров, аспирантов, докторов, студентов и аспирантов заочных и вечерних отделений), составила в 2002/2003 учебном году 128 млн. долл. (включая оплату за проживание в общежитиях). Учитывая, что общий объем мирового рынка образовательных услуг оценивается примерно в 50 млрд. долл., на долю российской высшей школы приходится 0.26% стоимостной части международных образовательных услуг. Эта цифра коррелирует с долей России в производимой во всем мире наукоемкой продукции. В этой связи оптимистический прогноз о возможности увеличения в ближайшее время размеров прибыли (платы) от обучения иностранцев в отечественной высшей школе до 2 млрд. долл. (то есть более чем в 15 раз), сделанный на Всероссийском совещании-семинаре «Вопросы реализации государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран и поддержки экспорта образовательных услуг российскими образовательными учреждениями», представляется утопичным. Дело в том, что 9/10 иностранных студентов - из семей со средним и низким уровнем дохода и большинство из них просто «не потянут» многократное увеличение платы за учебу. По мнению 25.1% опрошенных (прежде всего тех, кто платит из своего кармана), стоимость их обучения чрезмерно высока (на это чаще всего сетуют студенты из среднеазиатских республик СНГ, Казахстана и Монголии, реже всех - выходцы из европейских стран, США, Канады, Турции), вполне нормальной считают размер оплаты за учебу 64.4% иностранных студентов, и лишь 8.5% (преимущественно те, за кого платит национальное министерство образования) оценивают ее как невысокую. Добиться резкого увеличения прибыли от подготовки кадров для зарубежных стран за счет значительного роста численности иностранных студентов в настоящее время сложно ввиду определенной ограниченности материальнотехнической базы отечественных вузов (недостаток учебных аудиторий, библиотечных фондов и учебного оборудования, мест в общежитиях), вытекающей из общей скудности средств, выделяемых на нужды высшего образования, в том числе заработную плату преподавательского состава, содержание и ремонт учебных зданий и общежитии и т.д. Далеко не все иностранные студенты уверены, что легко устроятся на работу с российским дипломом. Наиболее скептически оценивают возможность применения на родине российского диплома о высшем образовании выходцы из стран Балтии и Индии, более оптимистично - студенты, приехавшие из стран СНГ, Восточной Европы, Турции и Африки.

Намного легче будет найти работу обучающимся на сельскохозяйственных и инженерно-технических факультетах, так как именно здесь наиболее высок удельный вес приехавших на учебу по направлениям национальных министерств образования, обязанных после получения диплома трудоустроить своих «целевиков». Гарантировано трудоустройство и иностранным студентам, обучающимся на деньги и по направлениям фирм и предприятий.

Основные причины, по которым многим опрошенным будет тяжело трудоустроиться, следующие:

на родине не признают российских дипломов о высшем образовании (15.9%);

в тех странах, в которых хотел бы работать будущий выпускник (в США, Западной Европе, Канаде, Австралии, арабских странах), не признают российских дипломов (7.8%);

на родине нет работы по изучаемой в российском вузе профессии (9.2%);

дома придется подтверждать российский диплом, сдавать специальный экзамен (50.5%).

Часть иностранных студентов не слишком беспокоится о своем профессиональном будущем с российским дипломом. Это объяснимо, ибо каждый второй опрошенный из стран СНГ и Балтии, каждый пятый китаец и выходец из Восточной Европы, каждый четвертый турок, каждый десятый вьетнамец, а также каждый шестой представитель западноевропейских стран выразил намерение трудоустроиться после окончания вуза в России. Больше всего таких с дипломами менеджеров и экономистов.

Среди граждан стран СНГ 10% опрошенных хотят остаться в России на постоянное жительство и почти каждый пятый - на некоторое время. При этом мотивы следующие:

Россия более динамичная, перспективная страна, здесь больше возможностей найти работу и хорошо зарабатывать (на это указали 16% опрошенных иностранных студентов в целом, а среди тех, для кого русский язык является родным, - 55%);

нравится в России (25%);

хотелось бы некоторое время поработать в России по полученной профессии, чтобы приобрести производственный опыт, который не удалось получить в период обучения (17%);

хотели бы продолжить обучение в России на более высоком уровне (в аспирантуре, ординатуре), собрать научный материал для диссертации (11%).

Таким образом, российская высшая школа, обучая иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, в определенной степени готовит кадры специалистов для самой России.

Иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, можно условно разделить на две группы - тех, кто решил учиться в нашей стране не только, чтобы получить знания и приобрести профессию, но и попытаться остаться на постоянное жительство, и тех, кто приехал с целью обрести за недорогую плату (или вообще бесплатно - по направлению национального Минобразования) специальность, а затем либо вернуться на родину, либо трудоустроиться в какой-то третьей стране (в основном в Европе).

По мере ознакомления с российскими реалиями, с организацией и содержанием учебного процесса доля иностранных студентов, намеренных рекомендовать своим землякам учиться в России, уменьшается, а доля скептиков растет. Так, если среди опрошенных в 2004 г. студентов первого курса лишь каждый десятый указал, что вообще не будет советовать никому учиться в России, то среди студентов последнего курса - уже каждый пятый. В их числе 29% студентов, приехавших из Индии, 21% из стран Черной Африки, 20% - из стран Латинской Америки, 18% - из стран Ближнего Востока и Северной Африки, 14% из Турции и 11% из Китая.

Больше всего отрицательно оценивают свое пребывание в России студенты, обучающиеся в вузах провинциальных городов европейской части России (16%), Поволжья и Северного Кавказа (17%).

Помимо претензий к качеству образования, иностранных студентов беспокоит собственная безопасность, рост национализма и расизма, с чем довелось столкнуться каждому второму опрошенному и прежде всего гражданам афро-азиатских (более 77%) и латиноамериканских (более 55%) государств, республик Закавказья (49%), представителям титульных наций из среднеазиатских республик СНГ (48%).

Чаще всего с откровенным расизмом со стороны местного населения сталкивались иностранные студенты, обучающиеся в провинциальных городах европейской части России, Поволжья и Северного Кавказа (Воронеж, Тверь, Волгоград). Значительно меньше подобных проявлений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Каждый десятый студент из стран Ближнего Востока и Северной Африки, республик Закавказья, каждый пятый чернокожий африканец становились жертвами физического насилия, каждый четвертый-пятый студент с неевропейской внешностью подвергался словесным оскорблениям и другим формам бытового национализма и расизма. Это главная причина, по которой часть иностранной молодежи не намерена после возвращения домой советовать друзьям и знакомым ехать учиться в Россию.

Тенденцию небывалого роста этнофобий в России подтверждают и результаты двенадцатилетнего социологического мониторинга ВЦИОМ (1990-2002 гг.). Ситуацию усугубляет широко распространенная практика противоправных действий со стороны российской милиции. Вместо необходимой помощи и защиты от нападений и оскорблений местных расистов и националистов милиционеры, вероятно считая иностранных учащихся потенциальными миллионерами, при первом же удобном случае стараются придраться к ним под предлогом проверки документов, поиска наркотиков, оружия и т.п. с целью вымогательства денег. Вопрос безопасности жизни и учебы иностранных граждан в России сегодня весьма актуален и требует дополнительных мер не только со стороны вузовских администраций, но и руководства территориальных правоохранительных органов. События в Воронеже осенью 2005 г. еще раз подтвердили это. Можно предположить, что в связи с присоединением России к Болонской конвенции количество желающих учиться в российских вузах увеличится, особенно из развивающихся стран и СНГ. Однако рассчитывать на резкий рост численности контингента иностранных студентов в ближайшее время преждевременно. В системе отечественного высшего образования должны произойти значительные структурные и качественные перемены, в частности - повышение требований к уровню знаний абитуриентов. Желательно, на наш взгляд, стимулировать приток талантливой русскоязычной молодежи из бывших советских республик для учебы на дневных отделениях с предоставлением ей определенных льгот по оплате обучения и возможностей после окончания вуза трудоустроиться в России, а также получить российское гражданство. Заочная форма обучения иностранных граждан (именуемая на Западе корреспондентской), как правило, не обеспечивает должного уровня профессиональной подготовки. В других странах она широко не практикуется и ведет к определенной дискредитации российских дипломов. Ее необходимо заменить более передовой и распространенной за рубежом формой дистанционного образования.

Повышение конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образовательных услуг предполагает прежде всего приведение качества подготовки специалистов в соответствие с международными образовательными стандартами. Оно включает в себя повышение качественного уровня (профессионализма) преподавательского состава и его заработной платы, улучшение содержания и организации учебного процесса, его ресурсного обеспечения,качества условий жизни и безопасности иностранных граждан. И лишь совокупность решения этих задач (предусматривающая значительные капиталовложения в сферу образования) способна обеспечить дополнительный приток желающих учиться в России не только из развивающихся, но и промышленно развитых стран, а также заметно увеличить доходы вузов от подготовки специалистов для зарубежных стран.

1. Можно ли иностранному студенту учиться по очно-заочной форме обучения?


1.1. Да, можно, ограничений законом нет.

2. Я иностранный студент гражданин республики Узбекистана. Потерял паспорт что делать.


2.1. В полицию заявление о потере паспорта, а потом восстанавливать.

3. Скажите имеет ли право иностранный студент оформить рвп пока он учиться?

Юрист Бабкин М.А., 49331 ответ, 31015 отзывов, на сайте с 06.03.2017
3.1. Добрый день! Учеба никак не ограничивает его право обратиться в управление по вопросам миграции с заявлением о предоставлении РВП, так что имеет право.
С Уважением!

4. Иностранный студента за сколько штрафа депортирует.

Юрист Колковский Ю.В., 100360 ответов, 46836 отзывов, на сайте с 05.07.2015
4.1. За два административных нарушения.

Юрист Мингазов Ю.С., 47038 ответов, 14004 отзывa, на сайте с 24.12.2009
4.2. Это зависит от нарушения, дорогу перешел на красный, либо разжигал национальную рознь.

5. Я являюсь иностранным студентам Могу ли я работать медбратом без патента?

Юрист Маслова Т. В., 16 ответов, 12 отзывов, на сайте с 22.11.2016
5.1. Иностранный гражданин, обучающийся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу (п.1 ст. 13.4 Закона №115-ФЗ.)
Если вы являетесь гражданином Казахстана, Киргизии, Армении или Беларуси, то Вам для устройства на работу не требуется ни патент, ни разрешение.

6. Во входных студенты могут работать которые иностранные?

Юрист Иванов Н. С., 946 ответов, 599 отзывов, на сайте с 30.05.2018
6.1. Здравствуйте, да могут, но есть ограничения работы в неделю.


7. Как быстрее может получить иностранный студент из Узбекистана гражданство РФ.

Юрист Рахимов Э. Х., 2065 ответов, 963 отзывa, на сайте с 15.08.2016
7.1. Ирина, пусть сейчас подает в комиссию МВД заявление о признани иностранного гражданина НРЯ. И после получения положительного Решения комиссии МВД, обращается сразу на гражданство РФ, как НРЯ... а с таким со статусом гражданство выдается в течении 3 месяцев.

8. В течении какого срока должен покинуть иностранный студент территорию РФ после приказа об окончании срока обучения?

Юрист Горских Д. А., 28 ответов, 15 отзывов, на сайте с 06.08.2018
8.1. Все зависит от того когда ВУЗ сообщит о Вашем отчислении, но ОУ должно сообщить в течении трех дней соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятомнастоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления. Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в образовательной организации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Юрист Старостин Н.В., 1951 ответ, 1090 отзывов, на сайте с 17.07.2002
8.2. Завершения срока обучения непосредственно не связано с обязанностью покинуть страну.

Обязанность выезда может быть связана со сроком окончания визы.

Если гражданин имеет учебную визу, очередной срок ее продления составляет 1 год. Выехать по такой визе он обязан до истечения этого срока.

9. Я сотрудник вуза. Обязан ли вуз участвовать в регистрации иностранных студентов, давать ходатайство?

Юрист Златкин А.М., 35217 ответов, 17103 отзывa, на сайте с 18.04.2015
9.1. Нет, это обязанность только самих студентов регистрироваться по месту пребывания.

Юрист Кочетков А. В., 5852 ответa, 3525 отзывов, на сайте с 24.04.2018
9.2. Вуз не обязан регистрировать иностранцев, кроме случаев, если вуз предоставляет жилье в своем общежитии.

10. Я иностранный студент и хотелось бы узнать, могу ли я остаться жить и работать в России после окончания университета?

Юрист Токмаков К. И., 111 ответов, 73 отзывa, на сайте с 28.09.2019
10.1. Почему бы и нет, смотря что у вас виза, рвп, внж?

Юрист Медунов С.К., 14731 ответ, 5568 отзывов, на сайте с 13.10.2010
10.2. Вы гражданин какой страны, есть вариант заключите трудовой договор.

11. Запретить иностранного студента везд в Россия на 3 года за штрафы ГИБДД это законно или нет? студент 4 курса архитектура государственный университет государственный студент.

Юрист Плясунов К.А., 144941 ответ, 35768 отзывов, на сайте с 26.02.2013
11.1. Здравствуйте.
Так решение о запрете есть?

12. Я иностранный гражданин, в период получения РВП была студентом Российского вуза, летом окончила его и уехала на время на Родину. Нужно ли мне предоставлять справку о доходе, если я была студентом?

Студент Кодирова З. Б., 10 ответов, 7 отзывов, на сайте с 03.11.2018
12.1. Добрый день, Луиза!

Нет, поскольку вы были студентом, то для подтверждения вашей занятости, можно предоставить только справку либо документ об образовании.

Для дальнейшей консультации обращайтесь.

С уважением, Кодирова З.

13. Могут ли в одной комнате студенческого общежития селить иностранных и русских студентов?

Юрист Садыков И. Ф., 49299 ответов, 26451 отзыв, на сайте с 11.10.2017
13.1. Здравствуйте, уважаемый Егор! Могут, если легально находятся на территории РФ и есть согласие собственника (ст.209 ГК РФ, ст.30 Жилищного кодекса РФ) на их проживание в жилом помещении. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и положения Жилищного кодекса РФ не накладывают ограничений на проживание иностранцев и граждан РФ вместе. При легальном пребывании в РФ они вправе проживать там же, где граждане РФ. Так что нарушения закона тут нет. Однако не исключено, что они находятся в РФ нелегально. Если считаете, что это нелегалы, подайте заявление в УВМ МВД РФ и продублируйте жалобой в прокуратуру на основании ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации":
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Юрист Титова Т.А., 113285 ответов, 49838 отзывов, на сайте с 17.02.2012
13.2. Вы можете обратиться в прокуратуру как я вам советовала в ответе на первый ваш вопрос, основания есть, так как работодатель подчас не заинтересован легализовывать труд иностранных граждан. Обратитесь в прокуратуру на основании ст. 10 закона о Прокуратуре РФ.

Юрист Соколов Д.Г., 142141 ответ, 32973 отзывa, на сайте с 23.11.2008
13.3. Уважаемый Егор, каких-либо, установленных законом, ограничений в этой связи не имеется.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юрист Ростовцев В. В., 474 ответa, 303 отзывa, на сайте с 04.09.2019
13.4. Добрый день,
Помимо отсутствия ограничений в федеральном законе 115-ФЗ, в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2007 г. № 1276/12-16 “О направлении для использования в работе Примерного положения о студенческом общежитии”:
П.1. …...Иностранные граждане, граждане стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Балтии, принятые на обучение в ОУ по межгосударственным договорам, договорам между Федеральным агентством по образованию (далее - Агентство) и соответствующими органами управления образованием указанных государств, размещаются в студенческом общежитии на общих основаниях с обучающимися из числа российских граждан.

Естественно при условии что иностранные граждане оформлены в установленном порядке.

Юрист Икаева М.Н., 14488 ответов, 6619 отзывов, на сайте с 17.03.2011
13.5. Могут селить в одной комнате иностранца и русского согласно
Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и
Примерного положения
о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию*
(утв. заместителем министра образования и науки РФ 10 июля 2007 г.)

I. Общие положения
1. Студенческое общежитие (студенческий городок) (далее - студенческое общежитие) образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию (далее - ОУ), предназначено для временного проживания и размещения:

На период обучения иногородних студентов, аспирантов, докторантов, ординаторов, интернов, обучающихся по очной форме обучения;

На период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации аспирантов, докторантов, обучающихся по заочной форме обучения;

Абитуриентов на период прохождения вступительных испытаний.

При условии полной обеспеченности местами в студенческом общежитии перечисленных выше категорий обучающихся, ОУ по согласованию с профсоюзной студенческой (объединенной) организацией (далее - профсоюзная организация студентов) вправе принять решение о размещении в студенческом общежитии:

Стажеров, слушателей подготовительных отделений вузов, институтов и факультетов повышения квалификации и других форм послевузовского и дополнительного профессионального образования для временного проживания в период их очного обучения;

Студентов, постоянно проживающих на территории данного муниципального образования или города федерального значения;

Студенческое общежитие как структурное подразделение федерального государственного образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством в области образования, Примерным положением о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию, положением о студенческом общежитии, уставом и иными локальными актами соответствующего ОУ.

Иностранные граждане, граждане стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Балтии, принятые на обучение в ОУ по межгосударственным договорам, договорам между Федеральным агентством по образованию (далее - Агентство) и соответствующими органами управления образованием указанных государств, размещаются в студенческом общежитии на общих основаниях с обучающимися из числа российских граждан.

Студент из Китая Жэнь Хаочжэ Женей он стал на первой же репетиции, незадолго до того, как понял: русский язык ничуть не проще, чем китайская грамота. Учиться танцу он приехал в Москву, считая, что пекинская школа гораздо слабее. А после занятий с удивлением обнаружил: что русскому хорошо, то китайцу тоже понравится.

После переезда в другую страну ему даже не пришлось менять привычки. Между лекциями и подготовкой к семинарам американец Эрик Сенточник идёт на тренировку по американскому футболу с российскими однокурсниками.

"Они реально хороши в американском футболе. Я, можно сказать, шокирован. Особенно отдельными игроками. Они играют лучше меня", — признается Эрик.

Он говорит, что приехал учиться, поссорившись со всей семьёй. Родственники были уверены: его похитят ради выкупа. Во Владивостоке будущий политолог понял: в Америке многие — сами заложники стереотипов.

"Если серьёзно, русские очень умные, много учатся. Учиться здесь — это отличная возможность. Здесь можно получить лучшее образование и за меньшие деньги, чем в Америке", — сказал Эрик.

Это ещё мягко сказано. Год обучения в одном из элитных российских вузов- в МГИМО — стоит в шесть раз дешевле, чем, например, в Гарварде. Сейчас в России учатся почти 300 тысяч иностранных студентов.

"Когда я сюда приехал, меня поразила природа. Я не ожидал такой красоты. Не знал, что так много лесов", — отметил студент из Испании Мануэль Гомес Пейнадо.

Если можно так сказать, студенческий бум, причём студентов иностранных, в нашей стране случился после Фестиваля молодёжи и студентов 1957 года.

Для того чтобы учить иностранцев, хлынувших в Москву, построили целый вуз — Университет дружбы народов. Ежегодно он принимал несколько тысяч абитуриентов.

В архиве до сих пор хранятся советские газеты, которые писали об этом. Но в 70-е тему обходили — приток иностранных студентов пошёл на спад. Вместо ожидавшихся почти 8,5 тысячи приняли на тысячу меньше.

А в конце 80-х тема — снова в прессе. Ещё один Фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Москве в 1985-м, и после него СССР — на третьем месте в мире по числу обучающихся иностранцев. Их — 130 тысяч.

В этом году Фестиваль молодёжи и студентов был третьим по счёту. Выходит, следует ожидать ещё одной волны? Так кем же хотят стать иностранцы, приезжая поступать в наши вузы?

Вот статистика: каждый 12-й выбирает здравоохранение, немногим реже — математику или естественные науки. Замыкают "тройку "популярных направлений искусство и культура — получить такие дипломы приезжает каждый 20-й.

"Раньше ученики у меня спрашивали: зачем я изучаю русский язык? Сейчас они хорошо знают, что в России — самые лучшие факультеты в мире, поэтому они решили продолжать учёбу здесь и получить желаемую специальность", — отметила преподаватель русского языка в Тунисе Ранда Боснина.

Мало того, многие и после получения диплома остаются. Масами Чимо говорит, что балериной в Японии никогда бы не стала — это сценическое искусство в ее стране не очень распространено. А в Москве она отучилась, и теперь у нее есть собственный класс и выступления на сцене.

Для того чтобы лучшие иностранные студенты оставались и продолжали, например, развивать науку или технологии, депутаты Госдумы предложили даже упросить процедуру получения российского гражданства, чтобы паспорта выдавали им не после пяти лет постоянного проживания в нашей стране, а после трех.

Харвиндер Сингх приехал из Малайзии, чтобы учиться на врача в Волгоградском государственном медицинском университете :

Мы с отцом рассматривали несколько вариантов: я мог поехать учиться в Индию, Индонезию и Великобританию. Индию и Индонезию я отмел практически сразу - все-таки, когда принимаешь решение ехать в другую страну, хочется получить совершенно новый опыт, а с этими странами меня многое связывает. В Индии живут мои бабушка и дедушка, а в Индонезии я был уже несколько раз, ничего нового я там уже не увижу, даже язык отличается лишь сленгом. А в Великобритании слишком уж дорого - хотя это был несомненно привлекательный вариант. Но мы с отцом рассудили, что неразумно тратить последние деньги - все, что у нас есть - ради учебы в этой стране. Так я и оказался в России. Образование здесь, по сравнению с другими странами, довольно дешевое - да и российский диплом принимают почти во всем мире.

За год я плачу $3250 - но и то, только потому, что заключил контракт на все время обучения. Сейчас для первокурсников стоимость составляет около $6000, но даже и так - это довольно дешево. В Малайзии средняя стоимость обучения на врача - $20 000.

«Для меня было очень непривычно, что оценки можно просто купить. А после учебы врачи - это обычные люди: их не уважают, у них маленькие зарплаты»

Для меня было очень непривычно, что оценки можно просто купить. Если говорить о медицине, то в Малайзии гораздо больше практики, ты действительно учишься на больном человеке, хотя и под наблюдением. В России в большинстве случаев с пациентами можно только общаться, что лично для меня огромный минус.

Что касается обычной жизни, то сразу заметил - здесь много красивых девушек и мало людей, говорящих на английском. Слишком много пьют и много курят. Да и русская зима… Просто жесть. И еще мне не нравится расизм. Не буду углубляться -сами знаете, что я имею ввиду.

После окончания учебы я уеду домой, но буду жутко скучать по России и по Волгограду - месту, где я вырос и стал взрослым. Уже сейчас знаю точно, что буду приезжать сюда регулярно. К сожалению, я не могу остаться здесь работать - тем более, врачом. Здесь, в России, врачи обычные люди: их не уважают, у них маленькие зарплаты. К тому же, врачам приходится работать на очень старом оборудовании. В области медицины весь мир двигается вперед, но Россия этому развитию почему-то очень сопротивляется.

Валь Эньи Жан Элизе приехал из Кот-д "Ивуара, чтобы учиться на инженера в Тверском государственном техническом университете :

Наше государство предлагает лучшим выпускникам школы продолжить свое обучение в других странах. Мне предлагали поехать в Россию или Китай. Я выбрал Россию, потому что считаю ее более модернизированной.

Самое непривычное в российской системе образования - это система оценок. У нас низшая оценка - 0, а самая высокая - 20. У российских же преподавателей выбор невелик: 2, 3, 4 и 5. Во-вторых, в Кот-д "Ивуаре невозможно пересдать зачет и получить другую отметку - что заслужил, то заслужил. Экзамен бывает только один раз для всех. К тому же, все отвечают на один и тот же вопрос.

«Я люблю Россию, но такого отношения я не понимаю. Да, я черный, но я как все!»

Мне стыдно смотреть на молодых родителей на улице. Семья: муж, жена, ребенок - мужчины в руках пиво и сигарета, у женщины тоже самое. Ребенок на все это смотрит. А еще они порой и материться начинают. Это просто ужасно.

Еще мне не нравятся отношения между студентами. Например, не было меня на паре - естественно потом я спрашиваю, что задали - и русским студентам почему-то очень трудно сказать! То ли жалко, то ли еще что. Или общаемся в университете, а стоит встретиться на улице - они делают вид, что мы не знакомы. Конечно, так поступают не все, но большинство. Я люблю Россию, но такого отношения я не понимаю. Да, я черный, но я как все!

Юн Сунь приехала из Китая, чтобы учиться на филолога в Курском государственном университете :

В Китае я учусь Тяньцзинском университете иностранных языков по специальности «Русский язык и литература» - так что поездка в страну, культуру которой я изучаю, мне явно не лишняя. Когда мне представилась возможность поехать учиться по обмену в Россию, я с радостью ей воспользовалась.

Как правило, университетское образование длится всего четыре года. Зачем в России учатся пять лет, мне непонятно. Но этот обмен для меня очень выгоден, потому что в Китае я учусь на платном отделении, а за эту поездку платит государство.

«В университете много беременных студенток, для Китая это -феномен»

Больше всего меня шокируют русские женщины. Они очень много курят. У нас тоже такие есть, но не в таком количестве. И еще в университете много беременных студенток, для Китая это - феномен. В обучении мало стресса, все спокойно, размеренно. Да и в жизни, наверное, тот же самый плюс - Курск тихий, спокойный город. Люди добрые, жизнь недорогая. Мне нравится этот город. Раздражает, что в российских вузах нет обеденного перерыва - ни покушать нормально, ни отдохнуть. У нас в стране обеденный перерыв длится целых два часа. Обедаем, отдыхаем, набираемся сил. Готовимся к занятиям, в конце концов!

Когда вернусь в Китай, буду учиться в магистратуре. Буду продолжать изучать русский язык. Я уже решила, что выберу для себя направление лингвокультурологии.

Валерио Васкес Барсена приехал из Мексики, чтобы учиться на режиссера цирка в РАТИ-ГИТИС :

Я приехал учиться в Москву, потому только здесь есть моя специальность. Но я не занимался слишком тщательными поисками, потому что изначально был наслышан о ГИТИСе. Дома, в Мексике, я познакомился с преподавателем, который закончил этот университет давным давно - именно он и заинтересовал меня этим вузом. К тому, же мои родители всегда восхищались Россией. Так что интерес к этой стране у меня был с малых лет.

У меня есть легендарный преподаватель по режиссуре и истории цирка - Максимилиан Немчинский. У него огромный опыт, но и даже это не самое главное. Увлекает его манера преподавания, его харизма. А когда мы ему показываем свои номера, буквально первые секунды, он уже точно знает, что именно это будет. Как будто он читает наши мысли!

Российская система образования менее гибкая с одной стороны, а с другой - очень продуманная. Потому что есть заочное отделение, работа которого хорошо налажена. Я не могу много рассуждать об этом, потому что не знаком с мексиканской системой высшего образования. Но я знаю точно, что в Мексике, так же как и в Европе, самому можно выстраивать свой процесс обучения: выбирать учебные предметы и курс, на котором тебе удобно их изучать. В российких же вузах все давно выбрано за нас.

Мне нравится то, что помимо профессиональных предметов мы изучаем еще и общеобразовательные дисциплины - были курсы по истории и философии.

«В Мексике, как и в Европе, можно самому выстраивать свой процесс обучения. В российких вузах все давно выбрано за нас»

Я плачу $2500 за семестр - это, конечно, дорого, но в Мексике для иностранных студентов примерно такие же условия. И это недорого, если вспомнить, сколько стоит образование такого профиля, скажем, в США.

Для меня самым большим шоком стало то, что в России мало света и цветов. Летом, конечно, больше, но все же. Мексика - тропическая страна, я прожил в ней всю жизнь и поэтому был очень удивлен, когда увидел, что бывает иначе. А ведь такой серый пейзаж очень влияет на характер - и именно с этим и связан мой второй шок: люди в Москве холодные и прямолинейные, когда у нас все наоборот - люди общительные, хотя и немного лицемерные.

Учиться мне еще долго - а потом либо обратно уеду в Мексику, либо может работа найдется и в России! Все-таки в Мексике найти работу режиссером цирка не так просто.

Сколько студентов учится за рубежом?

По , сегодня во всем мире более 5 миллионов студентов получают образование за границей. Для сравнения – в 1975 году, до активного развития международного образования, во всем мире за границей училось всего 800 тысяч студентов, в 2000 году их количество составило уже 2,1 миллиона. Таким образом, в год общее количество студентов, получающих образование за рубежом, во всем мире увеличивается примерно на 8%. При поддержании подобных темпов роста к 2020 году количество иностранных студентов в вузах мира достигнет 8,3 миллиона человек.

к 2020 году количество иностранных студентов в вузах мира достигнет 8,3 миллиона.

Согласно , разработанному Hotcourses Ltd., сегодня в Топ-50 самых интернациональных вузов мира входят университеты Англии, США и Австралии, в которых обучаются студенты более 130 национальностей, что делает эти страны самыми интернациональными направлениями для учащихся.

Студентов каких национальностей больше всего в вузах мира?

Согласно отчету ICEF за 2015 год, Азия является главным мировым «поставщиком» иностранных студентов. Азиатские учащиеся составляют целых 53% от общего количества иностранных студентов в вузах всего мира. Большинство из них – граждане Китая, Индии и Южной Кореи.

По данным UNESCO , среди студентов, получающих образование за рубежом, также много выходцев из таких стран, как Германия, Франция, Саудовская Аравия, США, Малайзия и Вьетнам.

Есть страны, большинство студентов которых учится не дома, а за границей.

Кстати, есть даже страны, большинство студентов которых учится не дома, а за границей. Среди них – Андорра, Люксембург, Бермуды, Сан-Марино и Сейшельские острова. Тем не менее, общий процент студентов из этих стран за рубежом очень мал.

Какие страны наиболее популярны среди студентов?

За последние 20 лет рейтинг востребованности и популярности студенческих стран не раз менялся. Так, еще в 2000 году 51% иностранных студентов мира обучались в США и Великобритании, а сегодня 52% всех иностранных студентов учатся уже в 6 ведущих странах: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия и Канада. При этом на долю бывших лидеров, США и Великобритании, теперь приходится всего 29% учащихся.

Говоря о континентах, самым популярным регионом среди иностранных студентов оказалась Европа, где учится 48% иностранцев, за ней следует Северная Америка (21%) и Азия (18%).

Помимо перераспределения иностранных студентов в мире, в сфере международного образования сегодня наблюдается и другая интересная тенденция – в лидеры могут выбиться страны с быстро развивающейся академической системой. По данным отчета OECD , к этим странам относятся – Россия, Япония, Испания, Китай, Италия, Австрия, Новая Зеландия, Швейцария, Корея и Нидерланды. Например, за последние 15 лет количество иностранных студентов в Океании увеличилось в три раза!

Зачем студенты едут учиться за границу?

Исходя из опросов иностранных студентов, проведенных ICEF, большинство из них приняли решение о поступлении в зарубежный вуз в возрасте 15-19 лет. При этом на 74% учащихся при принятии этого решения большое влияние оказал опыт путешествий в другие страны.

Желание жить за рубежом многие студенты также указали как одну из главных причин для получения образования за границей. Помимо этого, студенты назвали следующие причины: возможность выучить английский до уровня носителя, получение степени, которая будет признана в разных странах, продолжение обучения на более высоком уровне, получение работы мечты и международных профессиональных перспектив, новый опыт и интересные знакомства с людьми со всего мира.

Желание жить за рубежом многие студенты указали как одну из главных причин для получения образования за границей.

В связи с увеличением доступности международного образования и высокими требованиями работодателей по всему миру, сегодня среди иностранных студентов становятся все более популярны программы магистратуры и курсы средне-специального образования. Кроме того, активно развиваются программы онлайн-образования, типа MOOC и аналоги.

Как студенты выбирают, где учиться?

Решив учиться за границей, студенты по всему миру выбирают, в первую очередь, подходящие учебные курсы в разных университетах мира. Специализация курса, его структура и соответствие нуждам студента – важнейший фактор для большинства учащихся.

Далее студенты выбирают страну обучения и конкретный университет. Абитуриенты также обращают внимание на репутацию учебного заведения, карьерные перспективы для выпускников и требования к поступающим. Как оказалось, студенческие сервисы и стипендии, которые предлагаются в вузах, напротив, оказывают наименьшее влияние на студентов при выборе университета.

Несомненно, для большинства абитуриентов крайне важна стоимость обучения в вузе. Это также влияет на возрастающую популярность одних стран и снизившуюся популярность других. Например, в таких странах, как Канада, США, Великобритания, Ирландия и Австралия, стоимость обучения для иностранцев выше, чем для местных студентов. В Германии, Франции, Италии, Корее и Японии расценки на обучение одинаковы для всех, а вот в Финляндии и Норвегии, где становится все больше иностранных абитуриентов, образование можно получить вообще бесплатно.

Где и чему учатся россияне за рубежом?

По данным UNESCO , сегодня за границей получает образование более 50 тыс. студентов из России, что составляет 1,5% от общемирового количества.

Самая популярная страна среди российских учащихся – это Германия (9,480 студентов), за ней следует Америка (4,885 студентов) и Чехия (4,379 студентов). Многие россияне за дипломами также отправляются в Великобританию, Францию, Украину, Финляндию, Беларусь и Италию. В сравнении с лидерами, наименьшей популярностью среди русских студентов пользуются страны Африки и экзотические островные государства.

Самая популярная страна среди российских студентов – это Германия.

По результатам , проведенного компанией Hotcourses, в списке дисциплин, ради изучения которых россияне едут в другие страны, уверенно лидирует бизнес и менеджмент. Помимо этого, среди российских студентов зарубежных вузов популярны программы в области ИТ, наук и технологий, инженерии, медицины, моды и дизайна. Во многом это связано с тем, что зарубежные дипломы по этим специальностям более востребованы на международном уровне, чем российские дипломы. По мнению студентов, сам процесс обучения за границей и получение там степени увеличивает их шансы на успешное трудоустройство и получение высокой заработной платы.