Политология

Как развивать системное мышление? Развитие мышления: приемы, методы, упражнения Как знания помогают развивать мышление

В этой статье мы поговорим о видах мышления и их развития. В современном мире без умения нестандартно мыслить выйти в люди очень тяжело. Человеку не , если он не развивает свое мышление. Ведь если присмотреться к богатым людям, то мы обнаружим, что все они имеют развитое нестандартное мышление. Все выдающиеся люди думают не так как обычные люди, поэтому имеют исключительные результаты. Так как развить мышление? Об этом ниже.

Как развить творческое мышление?

Как развить воображение? Я не буду говорить о том, как развивается дедуктивное и индуктивное мышления, я лучше остановлюсь на развитие творческого мышления. У большинства людей проблема заключается именно с этим видом мышления. Мы привыкли в школьные и студенческие годы руководствоваться логикой, что наше воображение у нас атрофировалось. Почему я так смело утверждаю об этом? Мои наблюдения за людьми, аналитика и логика помогли мне это увидеть. Если Вы читаете меня давно, то знаете, что я хожу на танцы, занимаюсь актерским мастерством, изучаю английский язык. На курсах актерского мастерства педагоги заставляли нас придумывать миниатюрные сцены. Я не хочу хвастаться, но подобные задачи давались мне легко и просто. Вот с решением равенств, неравенств, логорифм у меня были серьезные проблемы, а с придумыванием приколов не было никогда. Так вот я заметил, как многие люди вообще ничего придумать не могут, они даже сыграть нормально не могут свои готовые роли.

На танцах то же самое: что преподаватель дал, то человек и выучил. Там мы учим связки и иногда фристалим. На freestyle мало кто ходит, ведь там тоже нужно воображение плюс храбрость. Многие люди бояться показать себя. Проще связку заучить и все. Так вот, любую связку можно переделать под себя, некоторые движения убрать, некоторые добавить. Преподаватели не против этого. Но почему-то из всех людей, подобным занимаюсь только я один? Я ничего кардинально не меняю, просто где-то я добавляю свои движения. Другие люди тупо заучивают движения.

На курсах английского языка та же проблема. Люди тупо выполняют упражнения и ничего не придумывают. Было задание – сравнить животных. Там были картинки животных, а внизу были готовые варианты, надо было правильно их прочитать. Например: big/rhino/elephant. Правильный ответ: An elephant is bigger than a rhino. Любой тупица справится. Мы работали в парах, я работал с одной не очень… вообще некреативной девушкой. Я ей говорю, сравни медведя (bear) с жирафом (giraffe). Так она мне ответила то, что в задании такого варианта нет (я имею ввиду в списке готовых ответов). Я настоял на том, чтобы она попробовала придумать свой вариант, не готовый, и она сделала это. Она сказала: A bear is stronger than a giraffe. Я сказал: A giraffe is taller than a bear and more yellow than a bear.

Чтобы развить творческое мышление, человеку необходимо постоянно что-то придумывать, переделывать под себя, творить и сочинять. Мозги-то на что Вам? Читайте статью – . Даже если Вы придумаете полную чушь, это лучше чем тупо следовать системе, быть как все, думать как все, делать как все. Успешные и богатые люди потому и стали успешными, так как руководствуются воображением.

На этом статья о развитии мышления и видах мышления подошла к финалу. Я Вам желаю больших мозгов и бесконечного творческого воображения. Чао!

развитие мышления, виды мышления, как развить мышление

Нравится

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, », «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Сегодня мы продолжаем раскрывать тему системного мышления. В прошлый раз мы говорили о том, . А сегодня подробнее рассмотрим вопрос: “ Как развивать системное мышление?”.

И, прежде чем разработать свой индивидуальный путь развития в этом направлении, предлагаем немного поговорить о мышлении.

Какие типы мышления относятся к системному мышлению?

В рамках мы задействуем все доступные нам типы мышления. Начиная с предметно-действенного и заканчивая креативным мышлением. Поскольку каждый из нас обладает своими собственными характеристиками и особенностями, не всем системное мышление дается легко. В некоторых случаях, перед тем, как осваивать или применять навыки системного мышления, необходимо «прокачать» свой мозг.

Давайте быстро вспомним, какое мышление за что отвечает. Это также поможет примерно оценить, какие типы мышления в вашем случае развиты больше, и на развитии каких направлений стоит сделать акцент.

1. Предметно-действенное мышление. Оно свойственно людям дела: спортсменам, разнорабочим, артистам и т.д. Все, что создается при помощи человеческих рук – их заслуга. Данный тип мышления свойственен тем людям, кто усваивает информацию через действия и движения.

2. Абстрактно-символическое мышление. Тип мышления, которым отличаются ученые – это способность познавать мир и создавать новые гипотезы при помощи «неосязаемых» формул, кодов, правил и различных операций.

3. Словесно-логическое мышление. Позволяет в устной форме правильно излагать свои мысли и доносить их до других. Развитый вербальный интеллект наиболее важен для руководителей, общественных и политических деятелей.

4. Наглядно-образное мышление. Способность смотреть на ситуации во времени, замечая и то, что было, и то, что будет. Наглядно-образное мышление также дает возможность увидеть то, чего никогда не было и не будет. Наиболее развито у художников и режиссеров.

5. Креативность – способность находить нестандартные решения задачи.

Начать системно мыслить, прочитав лишь пару книг – невозможно. Хотя прийти к системному мышлению и развить в себе этот навык может каждый. Другой вопрос, как легко и быстро это получится, поскольку многое зависит от того, как сейчас построено ваше мышление, насколько быстро и легко вы обучаетесь.

Интересный факт – легко обучаемые люди обычно уже обладают определенными навыками системного мышления. Они быстрее в чем-то разбираются, потому что видят аналогии в тех системах, которые были ими изучены и испробованы ранее.

Для того, чтобы системный подход давался вам легче с каждым разом, необходима не только постоянная практика (без которой, кстати, развить этот навык будет крайне сложно),но и комплексное развитие по всем «фронтам». Какие направления приоритетны в развитии?

1. Постоянное расширение интересов и кругозора

Вы можете создать бесчисленное количество систем, но если разделить их по разным типам или принципам, то их станет меньше. С определенными упрощениями и допущениями можно найти много схожих систем в разных науках или перенести систему «государство» на отдельно взятую семью или компанию. Возможность видеть схожие системы значительно облегчает вам жизнь. Вы быстрее понимаете ключевые моменты или усваиваете новую информацию. Но чтобы видеть эти сходства систем, необходимо постоянно развиваться. Искать новую информацию, открывать для себя мир дальше и больше.

2. Расширение ментальных карт и моделей

Ментальные модели – это все наши убеждения, верования и ограниченные знания, которые искажают реальность. Очень важно контролировать этот процесс и обязательно рефлексировать их наличие и учитывать то искажение, которое происходит за счет существующих убеждений.

3. Наблюдение за успешными системами

Если появляется возможность поближе познакомиться с успешной системой, не упускайте её. Это не только позволит лучше понять причины и особенности различных взаимосвязей, но и добавить в свою копилку знаний дополнительный пример.

4. Ломать стереотипы и привычки

Стереотипы и привычки – это неплохо. Они помогают сэкономить силы и время при решении простых задач, когда ситуация повторяется из раза в раз. Но их наличие будет тянуть вас назад в нестандартной ситуации, мешая увидеть новые возможности, правильно оценить ситуацию и подключить творческое мышление. Как с этим бороться? Меняйте привычные маршруты, чередуйте последовательность ежедневных задач, экспериментируйте и не бойтесь нового и нестандартного.

5. Акцентируйте внимание на принципе обратной связи

Каждое действие в рамках системы приводит к ответной реакции. Примером может служить тот же “эффект бабочки”. Не всегда процесс оценки этих изменений легок и понятен, но попытайтесь. Это сложно, но очень важно. Постарайтесь найти способ ее измерения, обдумайте параметры. Не забывайте об “эффекте бабочки”!

6. Решайте творческие задачи

Наш мозг постоянно нуждается в нагрузке. Различные интеллектуальные игры, тесты и задачи будут хорошими помощниками в этом направлении. Существует огромное количество различных вариантов подобных тренажеров, к простым формам которых относятся те же «судоку» и «кен-кен» – они отлично помогают тренировать взаимосвязи между элементами одной системы. Или же можно обратиться к специальной развивающей литературе по теме системного мышления, где не только приводятся примеры различных задач, но и приводятся варианты их решения.

Системное мышление – тема, которая действительно сложна для понимания и развития. Непросто вникнуть в суть этого подхода и понять, как именно можно развивать системное мышление. Часть инструментов неочевидна, а некоторые из них кажутся непростыми как в изучении, так и в применении. Возникают сомнения, стоит ли это все затрачиваемого времени. Системное мышление позволяет повысить эффективность и качество нашей деятельности, поэтому развиваться в этом направлении необходимо. Но самое главное – не зацикливаться на каждом процессе и подходить к этому вопросу чуть более расслаблено. Иначе возникает риск анализировать там, где это просто не нужно делать.

Уже думали о развитии системного мышления в команде?

Генри Форд

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее. При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов. И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему. Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ. Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации. Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление. Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове. Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным. Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления. Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс. Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос. Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов. А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми. Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей. Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление. Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны. И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко. Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов. Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов. Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.

Мышление - это способность человека к познанию мира. Благодаря мышлению мы можем быстро создавать и менять представление об окружающей действительности, усваивать и обрабатывать информацию, находить причинно-следственные связи между объектами и событиями. Развитое мышление помогает нам приспосабливаться к любым условиям и быть успешными. Существуют разные типы мышления - абстрактное, логическое, творческое, критическое, финансовое. Но мы остановимся на тех типах, которые в первую очередь необходимы для достижения успеха, и поговорим о том, как развивать мышление успешного человека.

Мышление и деятельность

Чтобы изменить свою жизнь и ее качество нужно суметь посмотреть на вещи под другим углом, научиться по-другому действовать, а значит - думать. Мышление людей, которые достигли успеха и реализовали свой потенциал, в корне отличается от мышления работяг, утонувших в повседневных заботах и проблемах. Но успех книг «Думай как миллионер» и подобных, свидетельствует о том, что люди стремятся научиться мыслить так, чтобы решать финансовые проблемы и двигаться вперед.

Мышление и деятельность неразрывно связаны. Для людей бизнеса, например, существует формула, неизменно приводящая их к успеху. Она состоит из слагаемых мысли, действия и ответственности. Формула универсальна и применима для любой сферы деятельности. Но начало закладывается в глубине сознания. Успешная деятельность - всегда следствие правильного мышления.

Как развить логическое мышление

Еще в древней Греции логику считали наукой об истинном мышлении, умении рассуждать. Человеку ежедневно приходится сталкиваться с множеством маленьких и больших проблем на работе и в личной жизни, где необходимо умение логически мыслить. Прежде всего, он должен уметь заниматься обработкой информации на подсознательном уровне. Логическое мышление нужно чтобы:

  • уметь четко и правильно излагать собственные мысли;
  • находить кратчайший путь решения любой проблемы;
  • выстраивать объективные причинно-следственные связи.
  • быстро находить нестандартный подход к решению проблемы.

Если научиться анализу информации на высоком уровне, то все проблемы можно решить быстрее и продуктивнее. И хотя логическое мышление закладывается еще в раннем детстве, у взрослого человека тоже есть возможность, и даже необходимость в его совершенствовании.

Как развить логическое мышление в любом возрасте:

Игры. В первую очередь - шашки и шахматы. В процессе игры оппоненты в уме выстраивают свои ходы на несколько шагов вперед, что и позволяет им побеждать. Обучиться думать «на опережение» не сложно, для этого достаточно заниматься по 2-3 часа в день.

Еще одна популярная игра, позволяющая развивать мышлений - «Эрудит», в ходе которой нужно составлять слова из имеющихся букв. Преимущество «Эрудита» в том, что его можно рассматривать как настольную игру и играть на гаджетах, то есть допустимо развивать логику мышления в транспорте, на природе и т.п.

Подходят для развития логики различные кроссворды, перевертыши, ребусы. Их во Всемирной паутине можно найти великое множество. Достаточно скачать на смартфон любое приложение, которое позволяет развивать логическое мышление, и постоянно заниматься.

Упражнения. Прекрасная возможность для ее улучшения логики мышления - решать задачи и выстраивать логические цепочки. Для гуманитариев подойдут упражнения на упорядоченное выстраивание слов одной тематики. Стоит уделять им 20-30 минут в день.

Чтение . Но стоит заниматься просто бездумным чтением бульварной литературы. Желательно читать классические произведения или научно-популярные книги, ежедневно не менее 10 страниц, при этом анализируя текст и накапливая информацию.

Прекрасная возможность развития логического мышления - изучение иностранных языков. Поскольку любая новая информация активизирует деятельность мозга, об эффективности изучения не нужно говорить долго. К тому же, иностранный язык откроет новые перспективы и возможности.

Главное - не забрасывать начатое, тогда ваши старания будут вознаграждены.

Развитие критического мышления

Одного логического мышления для успешного продвижения по жизни недостаточно. Время от времени приходится включать критическое мышление, которое позволяет оценить достоверность полученной информации. Человеком с хорошо развитым критическим мышлением нельзя манипулировать, так как он в состоянии дать оценку любой ситуации и мыслить целенаправленно и объективно.

Вот несколько приемов, которые позволят ускорить развитие критического мышления.

РАФТ. (Роль, аудитория, форма, тема). Он применяется для развития навыков убеждения и риторики. Оратор берет на себя какую-то роль, и выступает от лица избранного персонажа.

«Дерево предсказаний». Нужно выбрать какую-либо тему и сделать по ней прогноз - модель, по которой ситуация будет развиваться. При этом тема является как бы стволом дерева, ветки - возможностями развития ситуации, листья - аргументами.

О денежном мышлении вы не узнаете из учебников психологии, поскольку такое понятие не рассматривает наука, но зато оно - неотъемлемая часть нашей жизни. Более того, наше благосостояние во многом зависит от наших мыслей и убеждений, которые касаются денег. Человек, убежденный, что деньги есть зло - будет жить в бедности. Если свое внимание сконцентрировать на отсутствии денег, то их у вас и не будет. Для изменения финансовой ситуации нужно мыслить реальными денежными категориями, а не просто мечтать о роскошной яхте и вилле на берегу Тихого океана.

Главное - не количество денег, а умение находить финансовые источники и грамотно распоряжаться деньгами, то есть мыслить так, как мыслит богатый человек. Чтобы изменить свое материальное положение, прежде всего нужно изменить сознание, и научиться думать как богатые люди. Для этого необходимо развивать денежное мышление.

  1. Читать книги, написанные миллионерами, и перестраивать мышление с их помощью. Наиболее известны книги Роберта Кийосаки (“Богатый папа, бедный папа” и другие), а также Тони Роббинса.
  2. Расширять свое финансовое пространство и учиться оперировать суммами большими, чем у вас имеются. Есть для этого одно хорошее упражнение. Проделайте его хотя бы в течение недели. Первый день. Сумма-1000 рублей. «Потратьте» ее на себя любимого, то есть запишите в блокноте, что бы вы хотели купить. Второй день - сумма 10 000. На не тоже надо сделать «покупку». Третий день - у вас уже 100 000 рублей. Четвертый -1 000 000. В последний день недели нужно израсходовать уже 1 000 000 000 рублей. Сможете ли вы представить, что можно купить на такие деньги без помощи интернета? Если да, то у вас есть перспективы улучшить свое благосостояние.

Чтобы развивать мышление, нужно потратить немало времени и усилий, но эти затраты обязательно окупятся. Если вы хотите быстро добиться хороших результатов, в этом вам поможет тренажер для развития памяти и мышления wikium.