Менеджмент

Образ «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель. Образ маленького человека в повести Пушкина “Станционный смотритель” Образ маленького человека в повести станционный смотритель

В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

В образе такого человека был представлен бедный смотритель почтовой службы Самсон Вырин. Этот человек принимал у себя дома приезжих гостей из других стран, обеспечивал их едой, питьем и теплым уютом, а утром запрягал лошадей в дальний путь. Этот человек делал свою работу с чистой совестью и душой, он никогда не желал зла никому. В свой адрес же принимал низкие унижения за свою некачественную работу. Несмотря ни на что он не поддавался оскорблениям и не разочаровывался в своей работе. Ведь у него был смысл жизни, было ради чего жить. Это его родная четырнадцатилетняя дочка Дуняша. Она отвечала отцу взаимностью и делала всю работу по дому: готовила и убиралась. Самсон воспитывал ее один после смерти своей жены. Дуне доставалась вся любовь и забота отца, Самсон полностью отдает себя и бережет свою дочь из всех сил.

В первый приезд рассказчика Самсон Вырин был полон сил, свеж и бодр, несмотря на свою нелегкую работу. Во второй раз после приезда рассказчика горой сильно изменился. Он будто потерял смысл жизни, перестал следить за собой и начал сильно выпивать. Его единственная дочка Дуняша ушла жить к богатому избраннику. Отца ранил уход Дуни из его жизни, он считал это предательским поступком. Ведь отец ни чем её не обделял, а она его предала, его даже старость и нищета так не сломали его как это действие.

Самсон понимал, что Дуня находится в оскорбительной ситуации любовницы избранника, что другие такие же простодушные барыни повелись на богатство, а после их выкидывали на улицу. Но несмотря ни на что, отец готов был простить ей все, но только бы она одумалась, вернулась! Но, казалось бы, что Дуня уже знать не знала своего отца. У Самсона уже был потерян смысл жизни, трудиться и жить ему теперь была не для кого. Он начал выпивать и опускаться в своих же глазах. Самсон Вырин – человек чести и долга, для него на первом месте чистая совесть и душа, поэтому такое сбило его с ног.

Этот рассказ закончился трагично. Самсон не смог вернуть домой свою дочь и из-за горя стал еще больше пить, вскоре он скончался.

Характеристика Самсона Вырина

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в серию произведений, объединенных одним общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В этом рассказе ведется речь о тяжелой судьбе самых обычных, простых людей – станционных смотрителей. Автор подчеркивает тот момент, что, несмотря на кажущуюся легкость, обязанности этих людей представляют собой нелегкий, а порой и крайне неблагодарный труд. Нередко их обвиняют даже в том, что на улице плохая погода, или что лошади отказываются ехать и т.п. Во всем всегда виноват смотритель. Многие их и вовсе за людей не считают, а ведь они по характеру и нраву своему народ мирный, услужливый, скромный. А судьбы у них, в основном, непростые, исполненные страдания, слез и сожаления.

Жизнь Самсона Вырина была в точности такой же, как и у других смотрителей. Так же как и остальным, ему приходилось молча сносить нескончаемые оскорбления и претензии в свою сторону, дабы не потерять единственную возможность содержать свою семью. У Самсона Вырина семья была совсем небольшая: он и красавица дочь. В свои 14 лет Дуня была очень самостоятельная и для отца была во всем незаменимой помощницей.

В обществе своей дочери главный герой счастлив, и даже самые большие трудности не имеют над ним власти. Он бодр, здоров, общителен. Но уже спустя год, после того, как Дуня тайком уехала вместе с гусаром, вся его жизнь буквально перевернулась.

Горе изменило его до неузнаваемости. Отныне перед читателем предстает образ постаревшего, опустившегося и пристрастившегося к пьянству человека. Будучи человеком, для которого честь и достоинство превыше всего, он никак не мог принять бесчестный поступок дочери и смириться с произошедшим. Все это просто не укладывалось у него в голове. Он не мог допустить даже в мыслях, чтобы родная дочь, которую он так любил и оберегал, поступила с ним, а главное, с собой – таким вот образом, став не женой, а любовницей. Автор разделяет чувства Самсона Вырина, уважает его честную, искреннюю позицию.

Для Вырина нет ничего важнее чести, и никакие богатства ее не заменят. Множество раз претерпевая на себе удары судьбы, он ни разу не был ею сломлен. Но в этот раз произошло нечто страшное и непоправимое, то, что заставило Вырина разлюбить жизнь, опустившись на самое дно. Поступок любимой дочери оказался для него непереносимым ударом. Даже постоянная нужда и бедность были для него ничто в сравнении с этим. Все это время смотритель ждал возвращения дочери и был готов простить ее. Больше всего его пугало то, чем обычно заканчивались подобные истории: когда молодые и глупые девушки остаются брошенными в одиночестве, нищие и никому не нужные. А вдруг та же история произошла и с его любимой Дуней? От отчаяния отец не находил себе места. В итоге несчастный отец запил от безутешного горя и вскоре умер.

Самсон Вырин олицетворяет собой образ безрадостной, наполненной горем и унижением жизни простых людей, станционных смотрителей, которых так и норовит обидеть каждый проезжий. В то время как именно такие люди и являли собой образец чести, достоинства и высоких моральных качеств.

Образ маленького человека Самсона Вырина в повести Станционный смотритель сочинение для 7 класса

Дороги, переезды. Кому приходилось ездить и менять лошадей на постоялых дворах знает, что это такое. Как обидно бывает, что нельзя продолжить путь из-за того, что на станции не оказалось лошадей. Ух и доставалось же за это станционным смотрителям. Особенно если путешественник был в больших чинах.

По долгу службы, а не из праздного любопытства мне тоже приходилось много ездить, случалось всякое. На одной из таких перевалочных пунктах судьба свела меня с одним станционным смотрителем, Самсоном Выриным. Человеком небольшого чина, ответственно относящегося к своим обязанностям. Ему в его нелегком деле помогала дочка Дуня. Многие знали постоялый двор, и даже специально заезжали посмотреть на Дуню. Смотритель понимал это и даже в душе, гордился этим.

Но так не могло продолжаться вечно. Но никто не предполагал, как может измениться жизнь. Все произошло зимним вечером, разумеется не без согласия Дуни. Молодой человек без сомнения поступил подло, отплатив за гостеприимство похищением дочери. Никто не стал считаться с чувствами старого смотрителя ни доктор, ни сам офицер, ни даже горячо любимая дочь.

Оставшись один Самсон Вырин не мог смириться с одиночеством и незнанием, взял отпуск и отправился на поиски Дуняши. В Петербурге, куда привели следы беглецов он остановился у приятеля. В незнакомом городе очень тяжело одному к тому же не имея достаточно денег и власти пришлось унижаться перед всеми у кого спрашивал, как найти ротмистра Минского.

Запугана ли была Дуня или сама не захотела общаться со своим бедным отцом, но смотрителя выгнали. После этого он вернулся к себе страшно переживая за дочь. Неужели у Дуни неосталось ни капли любви к человеку который ее воспитал. Да, он не был богат, но отдал все тепло блогородной души своей единственной девочке. А она даже не захотела дать весточку о том, что у нее все хорошо. Ему советовали подать жалобу на Минского, но гордость и самолюбие не позволило унижаться перед теми, кто обидел. Для смотрителя это было большим горем. Но он не столько переживал за оскрбление нанесенное ему, сколько за будущее своей дочки. Если бы он знал что у Дуни все хорошо он смирился бы со своим положением изгоя.

Выходит если человек бедный, не имеющий достойного чина его не ставят ни во что. Нигде ему не рады

Вариант 4

Самсон Вырин это главный герой повести Пушкина «Станционный Смотритель». Он представлен в образе «маленького человека». Он живет на своей станции и не имеет богатства. Он сильно унижен своей жизнью. Его постоянное унижали приезжавшие на станцию люди. Его принимали за нищего попрошайку. Но он был честным, добрым, а главное справедливым.

Его работа на станции не доставляла ему труда. Он принимал путников из дальней дороге и устраивал им отдых. Самсон всегда впускал людей к себе в дом. Затем поил лошадей и давал им отдых. А на следующей день, провожал путников в дорогу на следующею станцию. Он всю свою работу выполнят честно и с чистой душой. Тем, кто уезжал со станции, он всегда желал счастливого пути. Но ему некто не отвечал взаимностью. После его теплых слов он слышал лишь оскорбление и унижения. На это Самсон не как не отвечал, а лишь только тихо смеялся в ответ. Он делал это для того, чтобы не потерять работу, которая была ему нужно, чтобы вырастить свою дочь Дуню. Она помогала отцу, готовила и убиралась. Ей пришлось расти без матери. Отец все свое время тратил на свою единственную дочь и одаривал ее всей своей любовью.

Вся повесть основана на основе рассказа. Повествование идет о человека, который приехал на станцию. Самсон сделал хорошее первое впечатление о себе. Рассказчик описал его как доброго и жизнерадостно человека. Когда рассказчик прибывает на следующий год на станцию, то застает Самсона как морального разбитого человека. Он перестал бриться и начал пить много алкоголя. Также рассказчик заметил, что Самсон очень постарел. Когда рассказчик начинает расспрашивать Самсона, что в его жизни случилось, то он рассказывает свою жизненную историю. Оказывается за последний год Самсон столкнулся с предательством собственной дочери. К Самсону на станцию заезжал один богатый помещик и предложил Дуне поехать с ним и она согласилась. Этот поступок перевернул с ног на голову жизнь Самсона. Даже нищета в которой он жил раньше не тревожили его сильнее, чем этот поступок.

Основным смыслом романа «Тихий Дон» является сохранение человечности во время переломного периода в стране. Важнейшие человеческие достоинства основаны на воспитании детей, на труде и любви

Невозможно прожить жизнь и не ошибаться. Ошибка совершает каждый человек и каждое поколение, которое живет на земле. Не совершая ошибок невозможно получить опыт.

  • Анализ произведения Быкова Его батальон

    В своем произведении «Его батальон» Быков рассказывает о трудностях военных будней. Он старается донести до читателя о поступках и героизме вымышленных героев, основанных на реальных событиях на фронте

  • Своеобразие произведения Тихий Дон Шолохова

    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» является одним из самых интересных и впечатляющих произведений русской литературы. Автору удалось создать необычный роман, не прибегая к новым формам

  • Разделы: Литература

    Цель урока - ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы; пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; показать особенность сюжета и композиции пушкинской повести.

    Ведущий прием – беседа – анализ.

    Приемы - комментированное чтение, слово учителя, выразительное чтение.

    Наглядность – иллюстрации к повести «Станционный смотритель».

    Ход урока

    I. Слово учителя

    «Повести Белкина», написанные в сентябре-октябре 1830 г., были произведениями зрелого таланта, чувствующего свою силу и способность творить в условиях полной внутренней свободы. Все повести, входящие в белкинский цикл, занимательные истории, но они не все веселые. Есть среди них и вполне серьезные и грустные.

    II. Беседа – анализ по содержанию повести.

    Учитель: Дома вы прочли вторую повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», которая входит в цикл «Повестей Белкина». Что показалось вам особенным, запоминающимся в этой повести?

    Дети: Простые люди, добрые сердца, печальный конец.

    Учитель: Своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи друга поэта Петра Вяземского: «Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор». Всерьез ли автор воспринимает эти слова князя Вяземского? Может быть, за этим скрыта горькая ирония, так свойственная автору «Повестей…?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к повести. «Что такое станционный смотритель?» - спрашивает рассказчик. Как автор развенчивает расхожие представления об этом дорожном «диктаторе»? Подтвердите текстом.

    Дети: Станционный смотритель в России имел самый низший класс в служебной лестнице чинов – четырнадцатый.
    Смотритель терпел унижения и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, усталых лошадей, плохое настроение.
    На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления. «В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
    Никакой благодарности, простого «спасибо» трудно дождаться от какого – нибудь генерала или фельдъегеря.

    Учитель: Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?

    Дети: Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое «искренним состраданием». Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить.

    Учитель: Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика?

    Дети: Работники си – труженики мирные, услужливые, скромные, оклеветаны людской молвой.

    Дети: Добрым сердцем, незлобивостью, удивительным умением вести беседу, которую писатель часто предпочитает «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса».

    Учитель: Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений о станционном смотрителе звучат слова князя Вяземского. Рассказчик с чувством гордости признается в том, что есть у него «приятели из почтенного сословия смотрителей», а память об одном из них, историю которого писатель запечатлел в повести, особенно «драгоценна» ему. И эта «драгоценная память» возвращает автора в месяц май 1816 года. Рассказчик едет на перекладных, платит прогоны за две лошади, смотрители на станциях с ним не церемонятся. Подумайте, почему? Какие размышления посещают путешественника? Что удивляет его? Почему он так негодует «на низость и малодушие смотрителя»?

    Дети: Рассказчик замечает, что в ту пору «чин он имел не большой», а все внимание смотрителя было сосредоточено на том, кто побогаче.

    Учитель: Верно. Путешественник размышляет: «…что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употреблении другое, например: ум ума почитай». Тогда бы приниженный смотритель не посмел бы отдать приготовленную для рассказчика коляску чиновному барину. Простодушный пушкинский рассказчик удивительно уместно размышляет об этих «общеудобных правилах», господствующих в обществе, согласно которым твой чин и богатство позволяют тебе обижать неимущего, а власть имущий может растоптать бедняка. Но, как замечает рассказчик, подобные мысли посещали его, когда он был «молод и вспыльчив», а ныне эти «общеудобия» кажутся ему в порядке вещей». В чем ирония Пушкина? Горькая ирония…

    Дети: Наверное, в том, что сам рассказчик вроде бы и не замечает своей невольной двойственности и, словно спохватившись, торопит наше читательское любопытство: «Но обращаюсь к моей повести».

    Дети: Напротив, дальнейшее содержание повести показывает порицание этих самых «правил», и тогда ясно виден сам Пушкин, ироничный, сострадающий героям повести.

    Учитель: Итак, рассказчик, молодой человек, облеченный «мелким чином», приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей, переодеться после дождя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя.

    Дети: Путешественника поразила красота этой четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза. В Дуне уже в первый приезд рассказчика обнаруживаются свойства, ставящие ее вне круга, к которому она принадлежала.

    Учитель: По словам отца, Дуня – «разумная», «проворная», «вся в покойницу мать». Еще рассказчик замечает в поведении Дуни самолюбование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «маленькой кокеткой». Она в 14 лет ведет себя «как девушка, видевшая свет». Дуня даже позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание.
    Как ведет себя гость с хозяевами станции? Почему так понравились ему смотритель и его дочка?

    Дети: Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как будто век были знакомы».

    Учитель: Несомненно, рассказчик – человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляют обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

    Дети: Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», героини повести. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя.

    Учитель: Действительно, в современной Пушкину России проблема отцов и детей была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми простые люди украшали свои избы в назидании отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония: увы, не по этим картинкам развивается жизнь и даже не по сюжету сентиментальной истории об обманутой девушке в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Писатель словно пытается вступить в спор с неведомыми силами за судьбу Дуни.
    В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене; стол и кровать стояли на прежних местах. Смотритель переписывает подорожную приезжего и свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд?

    Дети: Нет, это лишь внешняя похожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное кажется уже другим. В этой знакомой обстановке все выказывает «ветхость и небрежение». Нет ни горшков с цветами, ни пестрой занавески. Все это было создано заботливыми руками Дуни.

    Учитель: Как изменился сам смотритель?

    Дети: Еще несколько лет назад это был «бодрый мужчина», а теперь- «хилый старик».

    Учитель: Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как Самсон Вырин запущен. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную…продолжал пошептом читать…» Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова – старческим «пошептом». Перед нами – горькая история угасания одной разбитой жизни… А что же Дуня? Расскажите о первом появлении на станции гусара Минского. Отвечают ли его облик и поведение «общеудобному правилу» «чин чина почитай»?

    Дети: Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре со смотрителем требовал скорее лошадей, «возвысил было голос и нагайку», и лишь ласковое обращение Дуни к гусару развеяло его гнев.

    Учитель: Посмотрите, как художник М.В.Добужинский изобразил приезд Минского на почтовую станцию. Опишите эту иллюстрацию.

    Дети: Посреди скромной, но опрятной комнаты – бравый гусар «в черкесской шапке, в военной шинели». В руках у него нагайка, которую он, вероятно, собирается призвать к ответу несчастного смотрителя. Смотритель же, обращенный к зрителю спиной, выказывает своей фигурой самое покорство: склонная на бок голова, рука, заведенная за спину, полусогнутые ноги. И лишь появление Дуни смиряет злость гусара.

    Учитель: Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное впечатление на Минского?

    Дети: Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался «больным», даже подкупил доктора.

    Учитель: Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне?

    Дети: Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они не слишком наблюдательные люди, иначе бы заметили, что «больной» «выпил две чашки кофе и заказал себе обед», выпил кружку лимонада. И вместе с доктором «ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина».

    Учитель: Верно, Самсон Вырин – добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, когда гусар предложил довезти ее до церкви: «Чего же ты боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест». Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром.

    Дети: Он чувствовал за собой вину: как он мог позволить Дуне сесть в кибитку к гусару. Словно на него нашло «ослепление». Вскоре после отъезда дочери «сердце его начало ныть», им овладело беспокойство, сам идет к церкви, вернулся домой «ни жив, ни мертв».

    Учитель: С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

    Дети: «Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». В голосе автора – искреннее сочувствие.
    Учитель: Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам глубже понять душу несчастного отца?

    Дети: Он пешком отправляется искать дочь. Надеется привести домой свою «заблудшую овечку». Минский, встретив в прихожей смотрителя, особенно не церемонился с ним, объясняя, что Дуня с ним будет счастлива, откупился от Вырина деньгами. Во второй раз слуга ротмистра объяснил Вырину, что «барин никого не принимает, грудью вытеснил из передней и хлопнул двери ему под нос». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского свою дочь, «гусар вытолкнул его на лестницу».

    Учитель: Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли ее или «коварный соблазнитель» играет чувствами девушки?

    Дети: Минский, похоже, по-настоящему любит Дуню, окружил ее вниманием и роскошью, но и Дуня любит своего «похитителя»: с какой нежностью она смотрела на Минского, «наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».

    Учитель: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Бедняк не просто остался бедняком – оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Добросердечие, доверчивость, любовь к Дуне и нежность к детям делают его беззащитным перед горем, обрушившимся на него.
    Повесть завершается грустно. Прошли годы, рассказчик в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. С каждым новым посещением нашего путешественника почтовой станции уменьшается число персонажей. Этот третий приезд рассказчика усиливает угасание жизни.
    Жива ли память о смотрителе у людей?

    Дети: Да, люди помнят его могилу. Хозяйский мальчик Ванька выучился у смотрителя вырезать дудочки. Самсон Вырин играл с детьми, одаривал их орехами.

    Учитель: Рассказчик на могиле смотрителя. Почему кладбище произвело на него такое удручающее впечатление?

    Дети: Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты – видно, что там покоились бедняки. К Дуне пришло позднее раскаяние. Но застала она лишь могилу отца. Да, она стала богатой. У нее трое маленьких детей, но отец ее потерял любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. Несчастье обрушивается не на заблудшую овечку», как это происходит в истории на картинках, а на отца.

    III. Подведение итогов.

    Учитель: Прочитана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». О чем она?

    Дети: О глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности. Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатым и сильным. О «маленьком человеке», сохранившем свое достоинство. О запоздалом раскаянии «блудной дочери», которая будет жить с чувством вины перед своим отцом. Рассказчик еще и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

    Учитель: Да, всех тем, которые вы назвали, касалось перо поэта. Повесть многозначительна.

    IV. Домашнее задание.

    1. Чтение и конспект статьи «Образ и тема «маленького человека» в литературе».
    2. Прочитать остальные произведения «Повестей Белкина».

    Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

    «Станционный смотритель» А. С. Пушкина - одно из произведений, входящих в цикл «Повести Белки­на», разнообразных по настроению, композиции, те­матике.

    Перед читателем разворачивается история из жиз­ни простого человека, Самсона Вырина. Он - один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот «маленького» человека, а не какого-нибудь выдающегося деятеля, героя, яркой личности. Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным.

    Уже с первых строк автор настраивает нас на драма­тичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель - это чиновник само­го низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим. Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения.

    Однако в начале повести Самсон Вырин произво­дит впечатление счастливого человека. Он силён и здо­ров. Смотритель доволен своей жизнью: ведь у него есть красавица дочь, которой он гордится и в кото­рой души не чает.

    Через несколько лет всё изменилось. Самсон Вырин превратился в хилого старика, никому не нужного и всеми презираемого. Исчезновение Дуни сломало ему жизнь. Он стал жалким и несчастным. Оказалось, что человек вроде ротмистра Минского может причинить боль простому человеку, похитив его дочь, и не по­нести наказания. «Маленький» человек становится беззащитным не только с социальной точки зрения. Он оскорбрлен, его человеческое достоинство попрано. Литр сопереживает своему герою, называя его бедняк, бедный. Смотритель спивается и умирает.

    Белкин сочувствует беде несчастного смотрителя.

    Сердце рассказчика тронула трагедия Самсона Выри­на. Он долго не мог забыть его историю. Горе смотри­теля усиливается на фоне контраста со счастьем его дочери. Она стала богатой барыней, у неё трое детей. Но Дуня тоже несчастлива: её мучают угрызения совести, потому что она не получила отцовского прощения.

    Здесь искали:

    • образ маленького человека в повести станционный смотритель
    • сочинение на тему маленький человек в повести станционный смотритель
    • станционный смотритель маленький человек

    Более ста лет прошло с тех пор, как был создан образ Самсона Вырина -героя повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". С тех пор тема "маленького человека" стала одной из главных в литературе 19 века. Писатели-гуманисты (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский и др.) не могли оставаться равнодушными к бедствиям, страданиям других людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Их трудная жизнь, полная лишений, их борьба за выживание стали предметом изображения в "Станционном смотрителе" и "Медном всаднике" А.С.Пушкина, "Шинели" и "Мертвых душах" Н.В.гоголя, "Униженных и оскорбленных", "Белых ночах", "Бедных людях" и "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского. Эти произведения о тех, кто в нечеловеческих условиях не утратил веры в бескорыстие и добро, в любовь, сохранил надежду на лучшее. они не могут не волновать и читателя 21-го века.

    "маленькие люди" вызывают сочувствие, сосотрадание, чего нельзя сказать о "мелких людях" - тех, для кого, по словам М.Горького, "солнцем в небе является копейка", которые готовы пресмыкаться и заискивать перед "сильными мира сего". Таковы, например, герои многих рассказов А.П.Чехова. "Мелких людей" тоже немало в наше время, к сожалению, они бессмертны.

    Тема "маленького человека" в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель".

    Одним из первых, кто обратился в литературе к теме "маленького человека", был А.С.Пушкин. В отличие от сентименталистов (Н.Карамзин "Бедная Лиза"), создававших идеализированные, малореалистические образы бедных, но честных людей, Пушкин делает первую попытку объективно изобразить "маленького человека"

    В 1830 году он создает "Повести Белкина", и в одной из них ("Станционный смотритель") делает героем обычного чиновника 14-го класса Самсона Вырина.

    Герою повести чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни: Вырин с трудом зарабатывает на кусок хлеба и видит единственную радость в своей дочери Дуне.

    Уже в начале повести Пушкин задает риторический вопрос: "Что такое станционный смотритель?" И сам же отвечает на него: "Сущий мученик 14-го класса..."

    Настоящие мучения поджидают самсона Вырина, когда гусар Минский увозит тайно Дуню, которая скрашивала нелегкую жизнь смотрителя, в Петербург. И самое страшное, что Дуня уехала добровольно, сделав свой выбор в пользу новой богатой жизни. Попытка отца вернуть Дуню домой не увенчалась успехом: от него лишь пытаются откупиться деньгами. И это самое унизительное для Самсона: "Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их назем, питоптал каблуком и пошел...". Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. За несколько лет жизни без Дуни он превратился из "бодрого мужчины" в "хилого старика". Он не мог простить себе, что отпустил дочь. Одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. Лишь после похорон отца Дуня приезжает на его могилу с детьми.

    Жизненная правда, сочувствие к "маленькому человеку", оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, - это то, что отличает повесть "Станционный смотритель". А.С.Пушкин, несомненно, с симпатией относится к человеку, который живет в горе и нужде. Рассказывая о трагедии его жизни, автор подчеркивает, что она определена социальными условиями жизни.

    Однако одновременно с сочувствием автор показывает и ограниченность своего героя. вырин не пытается понять свою дочь, не верит в любовь молодого гусара, он уверен, что Дуня не может быть счастлива с Минским, "который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж".

    Главного героя отличает недальновидность, ведь это именно он посоветовал дочери сесть в кибитку к гусару: "Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви".

    Эпграфом к повести служат слова П.А.Вяземского:"Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор". Литературоведы по-разному трактуют их: одни видят в них горькую иронию, другие считают, что Самсон Вырин действительно является для своей дочери диктатором, который не оставляет ей права выбора и хочет заставить ее жить по своим меркам.

    Идейное звучание повести помогает понять символика. Так, картинки, висевшие в комнате Самсона Вырина, "изображали историю блудного сына". И они напоминают нам о жизненном пути Дуни, покинувшей отчий дом и вернувшейся за покаянием. Следует отметить, что среди литературоведов существует и другая точка зрения. Некоторые видят в самом Самсоне "блудного сына" и трактуют картинки следующим образом: первая картинка говорит о том, что отец "уходит" от своей дочери, ведь он совсем не верит в ее счастье с Минским; вторая картинка (блудный сын, окруженный "ложными друзьями") намекает на ограниченность Вырина, не сумевшего разгадать сговор доктора и гусара; третья картинка (печальный юноша, который пасет свиней) подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя; последняя картинка указывает на "возвращение" отца к дочери уже после смерти.

    такое разночтение объясняется тем, что Пушкин нигде не высказывает прямо своей позиции, однако можно предположить, что его отношение к герою такое же, как у рассказчика - титулярного советника А.Г.Н.: "сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые... скромные в притязаниях на почести... Из их разговоров.. можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казенной надобности". Эти слова помогают понять и то, что судьба Самсона Вырина не единична, а его трагедия типична для любого "маленького человека".

    Думается, что, рассказывая о судьбе горемычного смотрителя, автор не случайно прибегает к словам высокого стиля речи: "сии", "притязаниях","почитать". В этом - дань уважения "маленькому человеку", признание того, что Вырин и подобные ему заслуживают лучшей доли.

    Чувства автора помогает передатьи пейзаж. Когда рассказчик вновь приезжает на станцию, где служил Вырин, и узнает, что того уже нет в живых, ему грустно и тяжело. И описание природы созвучно состоянию титулярного советника: "Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев".

    Обращает на себя внимание тот факт, что в повести "Станционный смотритель" много риторических вопросов. с них, например, начинается повествование: "Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода?..." Кроме того, примечательно и размышление рассказчика-повествователя: " ... что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось бы другое, например: ум ума почитай?" Тем самым автор не просто излагает судьбу станционного смотрителя, но и призывает читателей поразмышлять вместе с ним, задуматься о доброте и милосердии, чести и долге и, может быть, изменить что-то в своей жизни.

    Таким образом, "Станционный смотритель" А.С.Пушкина явился первой попыткой объективно и правдиво рассказать о "маленьком человеке"

    Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести - доверительной беседы - читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
    Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый
    смотритель... Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты...
    Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему - гусару, аристократу,- богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского - это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение - богатой содержанки - и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
    Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского - богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
    Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью - этим бесценным даром.
    Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
    Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин... Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин.