Менеджмент

Предисловие. Методология образования (Новиков А.М.) Новиков а м образовательный проект

Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО , иностранный член Академии педагогических наук Украины, член Союза журналистов.

Александр Михайлович Новиков
Дата рождения 2 декабря (1941-12-02 )
Место рождения Бишкек , Киргизская ССР
Дата смерти 16 сентября (2013-09-16 ) (71 год)
Место смерти Москва , Россия
Страна
Научная сфера педагогика
Место работы Исследовательский центр теории непрерывного образования РАО
Альма-матер
Учёная степень доктор педагогических наук (1989)
Учёное звание профессор ,
академик РАО
Награды и премии
Сайт anovikov.ru

Биография

С 6 апреля 1995 года - член-корреспондент РАО, с 11 апреля 1996 - академик по Отделению профессионального образования (позднее - академик-секретарь Отделения).

Сын Дмитрий (род. 1970) - член-корреспондент РАН.

Научная деятельность

Основные работы по методологии : Методология (2007, в соавторстве с членом-корреспондентом РАН Д. А. Новиковым), «Методология образования» (2 изд. - 2002, 2006), «Методология художественной деятельности» (2008), «Введение в методологию игровой деятельности» (2006), «Методология учебной деятельности» (2005), «Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении» (2 изд.: 1995, 1996), «Как работать над диссертацией» (4 изд.: 1994, 1996, 2000, 2003), «Докторская диссертация?» (3 изд.: 1999, 2001, 2003), и др.

Основные работы по теории педагогики и образования : «Основания педагогики» , «Постиндустриальное образование» (2008), «Развитие отечественного образования» (2005), «Российское образование в новой эпохе» (2000), «Профессиональное образование России - перспективы развития» (1997), «Профтехшкола: стратегия развития» (1991) и др.; брошюра «Национальная идея России / возможный подход» (2000).

Систематическая публикация статей по проблемам развития отечественного образования в журналах «Специалист», «Профессиональное образование», «Народное образование», «Педагогика» и др. Работы выложены в бесплатной библиотеке на сайте www.anovikov.ru.

В последние годы работал руководителем Исследовательского центра теории непрерывного образования Российской академии образования, руководил научно-исследовательским центром Российской Международной академии туризма.

Ранее занимаемые должности :

2002-1995 - академик-секретарь Отделения базового профессионального образования Российской академии образования; 1995-1992 - проректор Института повышения квалификации работников образования Московской области; 1991-1977 - директор, заместитель директора Всесоюзного научно-методического центра профессионально-технического обучения молодёжи; 1977-1966 - зав. лабораторией, старший научный сотрудник, мл. научный сотрудник НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР.

В пособии, написанном академиком РАО А. М. Новиковым, доктором технических наук, профессором, Д. А. Новиковым с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры раскрываются основные характеристики, этапы, формы и методы образовательного проекта как полного цикла инновационной деятельности. Предназначено для работников народного образования, а также студентов, аспирантов и докторантов. В первую очередь – для преподавателей педагогических вузов и ИПК при подготовке курсов/циклов лекций по вопросам инновационной деятельности в образовании, педагогических систем и технологий управления образовательными системами и т.д.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время наблюдается стремительное развитие интереса руководителей и педагогических работников образовательных учреждений, работников и руководителей органов управления образованием, научно-методических организаций к инновационной деятельности, в том числе к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих учебных заведениях, в своих регионах и т.д. Это явление радует. С одной стороны, оно говорит об осознании работниками образования необходимости преобразований в отрасли. С другой стороны, об осознании ими своей ответственности за эти преобразования и необходимости повышения своей квалификации, своего научно-педагогического уровня. Отрадным является и то, что во многих учебных заведениях появились должности методистов, заместителей директоров по научной работе, в их штатном расписании становится все более кандидатов и докторов наук. В гимназиях, лицеях, колледжах и т.д. оформляются кафедры и факультеты. Во многих регионах и муниципалитетах созданы центры развития образования, резко повысили свой уровень институты (университеты, академии) повышения квалификации. Вместе с тем стремление к научно-экспериментальной работе совершенно недостаточно подкреплено соответствующим методическим обеспечением, зачастую допускаются ошибки в планировании инноваций, в проведении опытно-экспериментальной работы.

Как уже говорилось выше, научно-исследовательский проект как цикл научной деятельности включает в себя три основные фазы : фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза. Соответственно этому процесс исследования мы будем рассматривать в этой логической структуре, по этим трем фазам: проектирование исследования; проведение исследования, включая оформление его результатов; оценку и самооценку, рефлексию его результатов.

Естественно, разбиение процесса исследования на фазы, стадии и этапы – см. Табл. 5 (СНОСКА: Для облегчения чтения рекомендуется обратиться к Табл. 15 – Табл. 17, где приводится полный набор фаз, стадий и этапов научного исследования как научного проекта) (временнáя структура исследования) имеет несколько условный характер.

Табл. 5 . Фазы, стадии и этапы научного исследования

В процессе проведения исследования постоянно приходится сопоставлять полученные промежуточные результаты с исходными позициями, с проектом исследования, и, соответственно, уточнять, корректировать и цели, и сам ход исследования. То есть, оценка и рефлексия пронизывают постоянно всю деятельность исследователя. И если мы их помещаем в конце указанной логической цепочки, то только потому, что по завершении одной какой-либо научной работы исследователь, как правило, начинает следующую – новый цикл исследования, но уже на качественно новом уровне – каждое очередное исследование накапливает опыт научного работника.