Спорт

А вы знаете, что такое календарь? История возникновения календаря. Откуда взялся современный календарь История календаря для детей кратко

Юрий Рубан ,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово "календарь " приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы - это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o - "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium - так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) - это определенная система счета продолжительных промежутков с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей - еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников - Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них - Рождество Христово - Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) - днем важного языческого солярного праздника - Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, - папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).


Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа - или Господь Бог, как кому больше нравится - предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы - синодический месяц и тропический год - содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. "сближение"; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) - это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина - эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца - 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. - поворот) - это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами - это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно - все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, - то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом - вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам - интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский "жрец"), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.


Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого - согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет - по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название "эмболисмических" (от греч. - вставка). Год с 13-ю месяцами - високосный; древние евреи называли его иббур - "беременный". Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь.

Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999

Справка о календарях

1. Гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь («но-вый стиль») вве-ден в 1582 г. н. э. па-пой Гри-го-ри-ем XIII для то-го, чтобы день ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия со-от-вет-ство-вал опре-де-лен-но-му дню (21 мар-та).

2. Юли-ан-ский ка-лен-дарь («ста-рый стиль») был вве-ден в 46 г. до н. э. Юли-ем Це-за-рем и на-счи-ты-вал 365 дней; ви-со-кос-ным яв-лял-ся каж-дый тре-тий год. Эту ошиб-ку ис-пра-вил им-пе-ра-тор Ав-густ: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. до-пол-ни-тель-ные дни ви-со-кос-ных го-дов про-пус-ка-лись.

3. Дни неде-ли . Семь дней неде-ли ста-ли стан-дар-том при-мер-но в III ве-ке на-шей эры. Име-на дни неде-ли по-лу-чи-ли по небес-ным те-лам:

Day Roman Day в честь:
1 Monday dies Lunae The Moon
2 Tuesday dies Martis Mars
3 Wednesday dies Mercurii Mercury
4 Thursday dies Iovis Jupiter
5 Friday dies Veneris Venus
6 Saturday dies Saturni Saturn
7 Sunday dies Solis The Sun

Зачем ввели новый стиль?

Гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь да-ёт го-раз-до бо-лее точ-ное при-бли-же-ние к ре-аль-ной дли-тель-но-сти го-да. С те-че-ни-ем ве-ков по-сте-пен-но сме-ща-лись аст-ро-но-ми-че-ские дни, к ко-то-рым при-вя-зы-ва-лись сель-ско-хо-зяй-ствен-ные ра-бо-ты и ре-ли-ги-оз-ные празд-ни-ки: ве-сен-нее и осен-нее рав-но-ден-ствие и т.п.

Глав-ным по-во-дом к вме-ша-тель-ству па-пы Рим-ско-го и при-ня-тию но-во-го ка-лен-да-ря ста-ло по-сте-пен-ное сме-ще-ние по от-но-ше-нию к юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, по ко-то-ро-му опре-де-ля-лась да-та Пас-хи. До па-пы Гри-го-рия XIII уточ-не-ние ка-лен-да-ря уже пы-та-лись осу-ще-ствить па-пы Па-вел III и Пий IV, но успе-ха не до-стиг-ли. Под-го-тов-ку ре-фор-мы по ука-за-нию Гри-го-рия XIII осу-ществ-ля-ли аст-ро-но-мы Хри-сто-фор Кла-вий и Ало-и-зий Ли-лий.

В 1583 го-ду Гри-го-рий XIII на-пра-вил Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Иере-мии II по-соль-ство с пред-ло-же-ни-ем пе-рей-ти на но-вый ка-лен-дарь. В кон-це 1583 го-да на со-бо-ре в Кон-стан-ти-но-по-ле пред-ло-же-ние бы-ло от-верг-ну-то, как не со-от-вет-ству-ю-щее ка-но-ни-че-ским пра-ви-лам празд-но-ва-ния Пас-хи.

Пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь по-влёк сле-ду-ю-щие из-ме-не-ния:

      • но-вый ка-лен-дарь сра-зу на мо-мент при-ня-тия сдви-гал на 10 дней те-ку-щую да-ту и ис-прав-лял на-ко-пив-ши-е-ся ошиб-ки;
      • в но-вом ка-лен-да-ре ста-ло дей-ство-вать но-вое, бо-лее точ-ное, пра-ви-ло о ви-со-кос-ном го-де — год ви-со-кос-ный, то есть со-дер-жит 366 дней, ес-ли:
        1. но-мер го-да кра-тен 400 (1600, 2000, 2400);
        2. осталь-ные го-ды — но-мер го-да кра-тен 4 и не кра-тен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
        3. мо-ди-фи-ци-ро-ва-лись пра-ви-ла рас-чё-та хри-сти-ан-ской Пас-хи.
      • С те-че-ни-ем вре-ме-ни юли-ан-ский и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-да-ри рас-хо-дят-ся всё бо-лее, на трое су-ток каж-дые 400 лет.

Процесс перехода на григорианский календарь

В ря-де слу-ча-ев пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь со-про-вож-дал-ся се-рьёз-ны-ми бес-по-ряд-ка-ми. На-при-мер, ко-гда поль-ский ко-роль Сте-фан Ба-то-рий ввёл в Ри-ге но-вый ка-лен-дарь в 1584 го-ду, мест-ные куп-цы под-ня-ли мя-теж, за-явив, что сдвиг на 10 дней сры-ва-ет их сро-ки по-ста-вок и при-во-дит к зна-чи-тель-ным убыт-кам. Мя-теж-ни-ки раз-гро-ми-ли риж-скую цер-ковь и уби-ли несколь-ко му-ни-ци-паль-ных слу-жа-щих. Спра-вить-ся с «ка-лен-дар-ны-ми бес-по-ряд-ка-ми» уда-лось толь-ко ле-том 1589 го-да.

В неко-то-рых стра-нах, пе-ре-шед-ших на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, впо-след-ствии воз-об-нов-ля-лось юли-ан-ское ле-то-счис-ле-ние в ре-зуль-та-те их при-со-еди-не-ния к дру-гим го-су-дар-ствам.

В пе-ре-шед-шей по ре-ше-нию ко-ро-ля Ге-ор-га II на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь 2 сен-тяб-ря 1752 го-да Бри-та-нии при-шлось сдви-гать да-ту впе-рёд уже не на 10, а на 11 дней, по-сколь-ку с мо-мен-та вступ-ле-ния в си-лу но-во-го ка-лен-да-ря в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе ми-но-вал уже це-лый век и на-ко-пил-ся ещё один лиш-ний день. По-сле 2-го сра-зу на-сту-пи-ло 14 сен-тяб-ря. Под-дан-ные оста-лись недо-воль-ны ре-ше-ни-ем, сде-лав-шим их стар-ше. В стране бы-ли за-ме-че-ны про-те-сты под ло-зун-гом: «Вер-ни-те нам на-ши один-на-дцать дней!». Вре-ме-на-ми вспы-хи-ва-ли бун-ты, ино-гда при-во-див-шие к ги-бе-ли лю-дей, на-при-мер, в Бри-сто-ле.

В Шве-ции ре-ши-ли пе-ре-хо-дить на но-вый ка-лен-дарь по-сте-пен-но, от-ме-няя ви-со-кос-ные дни с 1700 по 1740 го-ды. В 1700 го-ду был от-ме-нён пер-вый ви-со-кос-ный день. По-том на-ча-лась вой-на и про пе-ре-вод за-бы-ли. Та-ким об-ра-зом, стра-на жи-ла по сво-е-му соб-ствен-но-му швед-ско-му ка-лен-да-рю. В 1711 го-ду Карл XII при-знал это непрак-тич-ным, ре-шил вер-нуть-ся к ста-ро-му сти-лю и до-ба-вить в фев-ра-ле 2 дня. По-это-му в Шве-ции бы-ло 30 фев-ра-ля 1712 го-да. Лишь в 1753 го-ду был вве-дён но-вый стиль. При этом по-сле 17 фев-ра-ля по-сле-до-ва-ло сра-зу 1 мар-та. Вве-де-ние но-во-го ка-лен-да-ря име-ло так-же и се-рьёз-ные финан-со-вые по-след-ствия. В 1753 го-ду — пер-вом пол-ном го-ду по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, бан-ки-ры от-ка-за-лись пла-тить на-ло-ги, до-жи-да-ясь по-ло-жен-ных 11 дней по-сле при-выч-ной да-ты окон-ча-ния сбо-ров — 25 мар-та. В ре-зуль-та-те финан-со-вый год в Ве-ли-ко-бри-та-нии на-чал-ся лишь 6 ап-ре-ля. Эта да-та со-хра-ни-лась и до се-го-дняш-них дней, как сим-вол боль-ших пе-ре-мен, про-изо-шед-ших 250 лет на-зад.

Неко-то-рые стра-ны пе-ре-хо-ди-ли на но-вый стиль ча-стя-ми, на-при-мер раз-лич-ные кан-то-ны Швей-ца-рии при-ни-ма-ли ре-фор-му ка-лен-да-ря на про-тя-же-нии по-чти 120 лет!

Необыч-ным был пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь на Аляс-ке по-сле её про-да-жи Рос-си-ей, так как там он со-че-тал-ся с пе-ре-но-сом ли-нии пе-ре-ме-ны да-ты. По-это-му по-сле пят-ни-цы 5 ок-тяб-ря 1867 го-да по ста-ро-му сти-лю сле-до-ва-ла ещё од-на пят-ни-ца 18 ок-тяб-ря 1867 го-да по но-во-му сти-лю.

В 1872 го-ду ре-ше-ние о пе-ре-хо-де с тра-ди-ци-он-но-го (лун-но-сол-неч-но-го) ка-лен-да-ря на гри-го-ри-ан-ский при-ня-ла Япо-ния, так что сле-ду-ю-щим днём по-сле «вто-ро-го дня две-на-дца-то-го ме-ся-ца пя-то-го го-да Мэйд-зи» ста-ло 1 ян-ва-ря 1873 го-да, в ре-зуль-та-те че-го ка-лен-дарь Япо-нии был при-ве-дён в со-от-вет-ствие с ка-лен-да-рём ос-нов-ных за-пад-ных дер-жав (за ис-клю-че-ни-ем Рос-сии). Тем не ме-нее, в офи-ци-аль-ных до-ку-мен-тах од-новре-мен-но про-дол-жа-ет ис-поль-зо-вать-ся си-сте-ма нэн-го. На-при-мер, год 1868 мо-жет быть за-пи-сан как пер-вый год Мэйд-зи, 1912 — Тай-сё 1, 1926 — Сё-ва 1, 1989 — Хэй-с-эй 1, и так да-лее. В обыч-ной прак-ти-ке, од-на-ко, при-ме-ня-ет-ся ле-то-счис-ле-ние от Рож-де-ства Хри-сто-ва по «за-пад-но-му ка-лен-да-рю» (seireki), став-ший в те-че-ние XX ве-ка в Япо-нии ос-нов-ным.

Ко-рея при-ня-ла гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь 1 ян-ва-ря 1896 го-да. Хо-тя со-глас-но при-ня-то-му ка-лен-да-рю уста-но-ви-лась вер-ная ну-ме-ра-ция ме-ся-цев и дней, но ещё в про-дол-же-нии 1895-1897 го-дов про-дол-жи-лась ста-рая ну-ме-ра-ция лет по пер-во-му го-ду прав-ле-ния ди-на-стии Чо-сон, по ко-то-рой 1896 год гри-го-ри-ан-ско-го ка-лен-да-ря со-от-вет-ство-вал 1392 го-ду Чо-сон. За-тем при-ме-ня-лись от-сче-ты лет от раз-лич-ных ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, по-ка с 1962 го-да не уста-но-вил-ся от-счет лет, иден-тич-ный гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю. В Се-вер-ной Ко-рее с 8 июля 1997 го-да при-ня-то но-вое «ле-то-счис-ле-ние чучхе», на-ча-лом ко-то-ро-го яв-ля-ет-ся 1912 год — год рож-де-ния Ким Ир Се-на.

Ки-тай-ская Рес-пуб-ли-ка офи-ци-аль-но при-ня-ла гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь при сво-ём про-воз-гла-ше-нии с 1 ян-ва-ря 1912 го-да. С объ-еди-не-ни-ем Ки-тая под вла-стью Го-минь-да-на в ок-тяб-ре 1928 го-да На-цио-наль-ное пра-ви-тель-ство по-ста-но-ви-ло, что с 1 ян-ва-ря 1929 го-да бу-дет ис-поль-зо-вать-ся гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. Тем не ме-нее, Ки-тай со-хра-нил ки-тай-скую тра-ди-цию ну-ме-ра-ции ме-ся-цев, а на-ча-лом ле-то-счис-ле-ния был на-зна-чен пер-вый год про-воз-гла-ше-ния Ки-тай-ской Рес-пуб-ли-ки — 1912 год. Эта си-сте-ма всё ещё ис-поль-зу-ет-ся на Тай-ване, счи-та-ю-щий се-бя пре-ем-ни-ком Ки-тай-ской Рес-пуб-ли-ки. По-сле про-воз-гла-ше-ния в 1949 го-ду Ки-тай-ской На-род-ной Рес-пуб-ли-ки, кон-ти-нен-таль-ный Ки-тай про-дол-жил ис-поль-зо-вать гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, но бы-ла от-ме-не-на ну-ме-ра-ция и ле-то-счис-ле-ние, вве-дён-ное преж-ним пра-ви-тель-ством, и уста-нов-ле-но со-от-вет-ствие с ле-то-счис-ле-ни-ем от Рож-де-ства Хри-сто-ва, при-ня-тым в СССР и на За-па-де.

В Рос-сии (на тер-ри-то-рии, на-хо-див-шей-ся под кон-тро-лем Со-ве-тов) гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь вве-дён де-кре-том от 26 ян-ва-ря 1918 го-да Сов-нар-ко-ма, со-глас-но ко-то-ро-му в 1918 го-ду по-сле 31 ян-ва-ря по-сле-ду-ет 14 фев-ра-ля. На тер-ри-то-ри-ях быв-шей Рос-сий-ской им-пе-рии, на-хо-див-ших-ся под кон-тро-лем дру-гих го-судар-ствен-ных об-ра-зо-ва-ний, воз-ник-ших по-сле па-де-ния Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства, да-ты офи-ци-аль-но-го вве-де-ния но-во-го сти-ля от-ли-ча-ют-ся. Так, Вре-мен-ное Си-бир-ское пра-ви-тель-ство вве-ло но-вый стиль де-кре-том от 31 ав-гу-ста 1918 го-да, по-ста-но-вив счи-тать день 1 ок-тяб-ря 1918 днём 14 ок-тяб-ря 1918 го-да.

Од-ни-ми из по-след-них на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь пе-ре-шли Гре-ция в 1924 го-ду, Тур-ция в 1926 го-ду и Еги-пет в 1928 го-ду. До сих пор не пе-ре-шли на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь лишь Эфи-о-пия и Та-и-ланд.

Смена календарей в Церкви

С 1923 го-да боль-шин-ство По-мест-ных Пра-во-слав-ных Церк-вей, за ис-клю-че-ни-ем Рус-ской, Иеру-са-лим-ской, Гру-зин-ской и Серб-ской, при-ня-ло по-хо-жий на гри-го-ри-ан-ский «но-во-юли-ан-ский» ка-лен-дарь, бо-лее точ-ный и сов-па-да-ю-щий с гри-го-ри-ан-ским до 2800 го-да.

Так-же гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь был вве-дён пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном для упо-треб-ле-ния в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 15 ок-тяб-ря 1923 го-да. Од-на-ко это но-во-вве-де-ние, хо-тя и бы-ло при-ня-то прак-ти-че-ски все-ми при-хо-да-ми, вы-зва-ло смя-те-ние у мно-гих иерар-хов церк-ви, что бы-ло из-лишне в это слож-ное вре-мя, по-это-му уже 8 но-яб-ря 1923 го-да пат-ри-арх Ти-хон рас-по-ря-дил-ся «по-все-мест-ное и обя-за-тель-ное вве-де-ние но-во-го сти-ля в цер-ков-ное упо-треб-ле-ние вре-мен-но от-ло-жить». Та-ким об-ра-зом, но-вый стиль дей-ство-вал в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви толь-ко 24 дня.

В 1948 го-ду на Мос-ков-ском со-ве-ща-нии Пра-во-слав-ной Церк-ви по-ста-нов-ле-но, что Пас-ха, так же, как и все пе-ре-хо-дя-щие празд-ни-ки, долж-на рас-счи-ты-вать-ся по алек-сан-дрий-ской пас-ха-лии (юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю), а непе-ре-хо-дя-щие — по то-му ка-лен-да-рю, по ко-то-ро-му жи-вёт По-мест-ная Цер-ковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Ес-ли бы ис-то-ри-ки все-го ми-ра не до-го-во-ри-лись о том, как и ка-кой ка-лен-дарь ис-поль-зо-вать для да-ти-ров-ки ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, это при-ве-ло бы к раз-но-бою и су-мя-ти-це в опре-де-ле-нии дат.

Ка-кие бы-ва-ют ошиб-ки пе-ре-сче-та дат?

  1. В свя-зи с раз-новре-мен-ным пе-ре-хо-дом стран на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь мо-гут воз-ни-кать фак-ти-че-ские ошиб-ки вос-при-я-тия: на-при-мер, ино-гда го-во-рит-ся, что Ин-ка Гар-си-ла-со де ла Ве-га, Ми-гель де Сер-ван-тес и Уи-льям Шекс-пир умер-ли в один день — 23 ап-ре-ля 1616 го-да. На са-мом де-ле Шекс-пир умер на 10 дней поз-же, чем Ин-ка Гар-си-ла-со, так как в ка-то-ли-че-ской Ис-па-нии но-вый стиль дей-ство-вал с са-мо-го вве-де-ния его па-пой, а Ве-ли-ко-бри-та-ния пе-ре-шла на но-вый ка-лен-дарь толь-ко в 1752 го-ду и на 11 дней поз-же чем Сер-ван-тес (ко-то-рый умер 22 ап-ре-ля, но был по-хо-ро-нен 23 ап-ре-ля).
  2. Есть и дру-го-го ро-да ошиб-ки, ко-гда для по-лу-че-ния да-ты ис-то-ри-че-ско-го со-бы-тия по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю за-чем-то до-бав-ля-ют чис-ло дней, со-став-ляв-ших раз-ни-цу меж-ду ка-лен-да-ря-ми на мо-мент пе-ре-хо-да стра-ны на но-вый стиль ка-лен-да-ря, то есть рас-про-стра-ня-ют раз-ни-цу чис-ла дней ка-лен-да-рей вглубь ве-ков. Та-кую ошиб-ку про-де-мон-стри-ро-ва-ла на-ша Гос-ду-ма, на-зна-чив го-судар-ствен-ный празд-ник на 4 но-яб-ря — де-пу-та-ты к да-те взя-тия Ки-тай-Го-ро-да 22 ок-тяб-ря 1612 го-да при-ба-ви-ли 13 дней, хо-тя раз-ни-ца меж-ду ка-лен-да-ря-ми то-гда со-став-ля-ла лишь 10 дней. Это уже не го-во-ря о том что соб-ствен-но Кремль, а вер-нее кремлев-ский гар-ни-зон поль-ских войск сдал-ся еще мно-го поз-же и этой да-ты.
    Кро-ме это-го Гос-ду-ма так-же бе-с-дум-но на-зна-чи-ла неко-то-рые па-мят-ные во-ин-ские да-ты:
    . Ле-до-вое по-бо-и-ще про-изо-шло 5 ап-ре-ля 1242 го-да, па-мят-ную да-ту на-зна-чи-ли на 28 ап-ре-ля (раз-ни-ца опять 13 дней);
    . День по-бе-ды рус-ских пол-ков во гла-ве с ве-ли-ким кня-зем Дмит-ри-ем Дон-ским над мон-го-ло-та-тар-ски-ми вой-ска-ми в Ку-ли-ков-ской бит-ве; про-изо-шло 8 сен-тяб-ря 1380 го-да, да-ту на-зна-чи-ли на на 21 сен-тяб-ря (13 дней);
    При-чем эти ошиб-ки вы-бо-роч-ные, боль-шая часть дат вер-но под-счи-та-ны, что осо-бен-но под-чер-ки-ва-ет небреж-ность пе-ре-сче-та ра-нее упо-мя-ну-тых дат:
    . День по-бе-ды рус-ской ар-мии под ко-ман-до-ва-ни-ем Пет-ра I над шве-да-ми в Пол-тав-ском сра-же-нии; про-изо-шло 27 июня 1709 го-да, да-ту спра-вед-ли-во на-зна-чи-ли на 8 июля (11 дней);
    . День Бо-ро-дин-ско-го сра-же-ния рус-ской ар-мии под ко-ман-до-ва-ни-ем М. И. Ку-ту-зо-ва с фран-цуз-ской ар-ми-ей про-изо-шло 26 ав-гу-ста 1812 го-да, да-ту пра-виль-но на-зна-чи-ли на 5-7 июля (12 дней);
  3. Ес-ли в ис-то-ри-че-ском со-бы-тии участ-во-ва-ли две стра-ны, в раз-ные ве-ка пе-ре-шед-шие на но-вый стиль, небреж-ные ис-то-ри-ки обо-их стран мо-гут вне-сти еще боль-шую су-мя-ти-цу, по незна-нию пе-ре-счи-ты-вая ста-рин-ную да-ту каж-дый по-сво-е-му. Те же шве-ды да-ту нев-ской бит-вы (15 июля 1240 по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) мог-ли бы непра-виль-но пе-ре-счи-тать в 26 июля по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю (+ 11 дней), а та-кие же го-ре-ис-то-ри-ки пе-ре-счи-та-ли бы в 28 июля (+ 13 дней).

Во из-бе-жа-ние по-доб-ной пу-та-ни-цы при-ня-ты пра-ви-ла пе-ре-во-да дат:

      • Для обо-зна-че-ния всех дат до 1582 г. н. э. ча-ще все-го ис-поль-зу-ет-ся юли-ан-ский ка-лен-дарь, вве-дён-ный толь-ко с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.
      • Да-ты до вве-де-ния юли-ан-ско-го ка-лен-да-ря 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э. обо-зна-ча-ют-ся по т.н. про-леп-ти-че-ско-му юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю. Про-леп-ти-че-ский (от греч. «пред-вос-хи-ща-ю-щий») ка-лен-дарь — ка-лен-дарь, рас-ши-рен-ный на пе-ри-од до его вве-де-ния. Про-ще го-во-ря, да-ты счи-та-ют по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю, несмот-ря на то что ка-лен-дарь еще не был да-же при-ду-ман.
      • Для пе-ре-сче-та дат по-сле 1582 г. в тех стра-нах, где на мо-мент ис-то-ри-че-ско-го со-бы-тия про-дол-жал дей-ство-вать юли-ан-ский ка-лен-дарь, да-ту пе-ре-счи-ты-ва-ют в гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, до-бав-ляя то чис-ло дней, на ко-то-рое от-ли-ча-лись ка-лен-да-ри на мо-мент со-вер-ше-ния со-бы-тия.
      • В ре-ги-о-нах, где не ис-поль-зо-вал-ся юли-ан-ский ка-лен-дарь, да-ти-ров-ка всех со-бы-тий про-из-во-дит-ся по про-леп-ти-че-ско-му гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю (опре-де-ля-ю-ще-му да-ти-ров-ку со-бы-тий по пра-ви-лам гри-го-ри-ан-ско-го ка-лен-да-ря до его по-яв-ле-ния 15 ок-тяб-ря 1582 го-да).

Ребятня и взрослые пропадают зря, на проклятом острове нет календаря. (Из песни)

Итак поздравляю всех вас с сегодняшним днем! Кажется, будто ныне обыкновенный день, – воскресенье 11 ноября 2012 года. О стоп, а откуда мы знаем, что сегодня именно воскресенье, 11 Ноября 2012, откуда идет этот счет, кто это все придумал? Ведь возможно сегодня какой-то совсем другой день (там по разным далеким космическим ритмам). И почему вообще год имеет 12 месяцев, месяц 30-31 день, почему мы имеем 7 дней в неделю (а скажем не 5, 10, 12), почему, почему? Ибо так говорит нам его величество – календарь, по которому мы (люди) живем вот уже много веков, с которым, то и дело, согласовываем и сверяем наши жизненные ритмы, особенно работу: в понедельник начинаем рабочий день, в пятницу (пьятницооо – едва ли не любимейший день всех офисных планктончиков) завершаем рабочую неделю, в субботу-воскресенье активно (или кто как?) отдыхаем. По календарям отсчитываем важные даты, даже справляем поминки (просто не представляю, как справлять поминки без календарей), свадьбы, дни рождения, всевозможные годовщины. Но всегда ли мы жили по этому календарю, которому живем сейчас, кто придумал календарь и какая история календарей, обо всем этом читайте дальше.

Если верить Священному Писанию то первым создателем календаря был сам Бог, который в течение 6 дней создавал нашу вселенную, а на седьмой день отдыхал после проделанной работы. Так появилась неделя и важнейшее изобретение – выходной день (как же без выходного). Во многих религиях правило выходного дня было скреплено на уровне религиозной догмы, и любая работа в этот день считалась (впрочем, и далее считается) грехом. Скажем, у евреев это суббота (шабат), у христиан – воскресенье, у мусульман – пятница. И это очень важно, ведь хотя бы один день в неделю должен быть посвящен для отдыху от всякой материальной суеты, это день для Бога, (именно поэтому в воскресенье христианам принято идти в церковь, мусульманам в пятницу в мечеть, евреям в синагогу в субботу). Но для того, чтобы точно знать, когда приходится этот выходной день (или день для Бога) уже не обойтись без календаря, а то были бы мы как те аборигены с острова невезения (из одноименной советской песни), у которых таки не было календаря.

Еще с древних времен люди интуитивно (даже инстинктивно) чувствовали изменения природных циклов, видели, что в одну пору года тепло, в другую холодную, в одну дождик падает, а другую солнышко светит. С самого начала существования человечества у людей появилась потребность как-то это все систематизировать, посчитать, назвать – сколько дней тепло, сколько холодно, ага значит, теплые дни будут у нас называться летом, а холодные – зимой. У северных народов вообще по зимам вели счет больших природных циклов (которые позже стали называться годами), скажем, такой-то уже прожил 30 зим, эх долгожитель! (По меркам того времени, конечно). В местах немного южных (там, где что зима, что лето – одним цветом) немножко по-другому годы считали, например, по сезонам дождей. (А сколько вам сезонов дождей уже стукнуло?). Так потихоньку зарождались календари, одни народы их считали по движению солнца, другие по движению месяца, иные и по тому и по-другому. Поэтому соответственно были солнечные календари, лунные, солнечно-лунные.

Само слово «календарь» происхождения, происходит от латинских слов «caleo» – провозглашать и “calendarium» – долговая книга. Дело в том, что у древних римлян существовал обычай в начале каждого месяца платить по своим счетам. (И этот обычай в несколько измененной форме продержался по наши дни, ведь именно в начале нового месяца мы получаем зарплаты, потом сами платим по своим счетам, не так ли?).

А вот что интересно – такая важная единица нашего календаря как неделя далеко не всегда и не везде состоял из привычных нынче семи дней. Скажем, в древней и Риме сначала неделя имела аж восемь дней, из которых семь дней были рабочими, а восьмой день – базарным. (Очевидно, римские и греческие матроны в этот день активно занимались любимым женским делом всех времен и народов – щопингом). А вот в древнем Египте неделя и вовсе состояла из десяти дней.

Египетский календарь на папирусе, который будто бы дал египтянам среди всего прочего любимый египетский бог Осирис.

Происхождению семидневной недели мы должны быть благодарны выдающемуся еврейскому пророку – господину Моисею, а может и самому Господу Богу, который дал Моисею заповедь «почитать день седьмой». Евреи свято придерживались этой заповеди (ортодоксальные евреи аж до фанатизма), и впоследствии она распространилась на другие народы и религии, ведь первые христиане тоже были евреями, так что вместе с распространением христианства распространилось и соблюдения хотя бы одного выходного дня. Правда, седьмой праздничный день у христиан перешел с субботы на воскресенье – ведь, как известно именно в этот день состоялось чудесное Воскресение Иисуса из мертвых, Его победа над смертью. Отсюда и сформировался семидневная неделя – шесть дней работаем, седьмой отдыхаем.

По другой исторической теории происхождения семидневной недели также связано с древним . Говорят, вавилонские жрецы – халдеи, были еще и продвинутыми астрономами, и наблюдая за звездным небом заметили «семь странствующих светил», которые впоследствии получили название – «планеты» (с древнегреческого слово «планета» переводится как «странствующие»). Считалось, что эти странствующие светила – планеты, вращаются вокруг земли и имеют огромное влияние на жизнь отдельных людей, а то и целых народов. Анализируя различные события в жизни людей, и сопоставляя их с положением планет, халдеи пришли к выводу, что каждый день находится под влиянием какой-то из планет, а так известных планет в то время было всего семь, то и отсюда само собой напросилось появление семидневной недели – по количеству планет. Греки и римляне, которые впоследствии переняли у вавилонян их знания, планеты назвали именами своих богов, а уже от названия планет и пошли общепринятые и поныне названия дней недели. Начало недели сперва шло с субботы, которая находилась под влиянием Сатурна, потом шло воскресенье под влиянием Солнца, третьим была Луна, четвертым Марс, пятым Меркурий, шестым Юпитер, и седьмой Венера. Вот вам и современные английские названия дней недели (на самом деле произошедшие еще от римских латинских названий):

Понедельник – Dies Lunae – день Луны – Monday
Вторник – Dies Martis – день Марса – Tuesday
Среда – Dies Mercurii – день Меркурия – Wednesday
Четверг – Dies Jovis – день Юпитера – Thursday
Пятница – Dies Veneris – день Венеры – Friday
Суббота – Dies Saturni – день Сатурна – Saturday
Воскресенье – Dies Solis – день Солнца – Sunday

Древнеримский календарь.

Но самая важная реформа в сфере календарей и летоисчисления была сделана в 46 году до н. е. выдающимся римским полководцем, писателем, ученым, а потом и первым императором господином Юлием Цезарем. Вообще Цезарь был всесторонне образованным человеком, и кроме всего достаточно серьезно интересовался астрономией, даже написал несколько научных трактатов по этой науке (которые, однако, не сохранились до наших дней). Разработку нового календаря по личному поручению Цезаря осуществила группа ученых астрономов из Александрии, под руководством грека Созигена. Разработанный ими календарь получил название Юлианского и долгое время был общепринятым не только на территории Римской империи, но и граничащей с ней варварских племен. За ним, год стал составлять 365 дней, и был разделен на 12 месяцев, один из которых – июль (англ. – July), в частности был назван на честь идейного вдохновителя календаря – Юлия Цезаря. Однако настоящая продолжительность года составляет 365 дней и 6 часов, чтобы куда-то деть эти вредные шесть часов (которые за четыре года набегают на целый день) господином Созигеном был придуман високосный год, на один день длиннее всех остальных.

Относительно самого летоисчисления, то древние римляне сперва его вели от даты основания Рима (753 год до н. э.), и только с приходом христианства, на вселенском Никейском соборе (325 год) было принято решение об установлении нового летоисчисления, которое теперь считалось от гипотетического дня рождения Иисуса Христа. (Ведь точная дата его рождения неизвестна). Однако, Юлианский календарь оказался не таким уж точным, как того хотелось, поскольку оказалось – по прохождению 125 лет, в летоисчислении Юлианского календаря происходит маленький сбой, ошибка в целый день. Празднование Пасхи, которое было связано с днем весеннего равноденствия (21 марта, когда продолжительность дня и ночи равны), как и сам день весеннего равноденствия по прошествии 125 лет, сдвигалось на один день, через 250 лет – аж на 2 дня!, и т.д., что уже не отвечало реальному астрономическому положению. (Т.е. формальное 21 марта по Юлианскому календарю в конце 250 лет отвечало бы астрономическому 23 марта).

Чтобы положить конец этому календарному безобразию по инициативе папы римского Григория XIII и с участием итальянского математика Луиджи Лило в 1582 году было совершено еще одну календарную реформу, которая получила название Григорианской, а сам календарь отныне назывался Григорианским. Прежде всего, папа вернул день весеннего равноденствия – 21 марта на его законное место, и ликвидировал ошибку в 10 дней, накопившихся с момента введения нового летоисчисления по Юлианскому календарю. Главное же отличие между Григорианским и Юлианским календарями в том, что в Григорианском календаре принято каждые 400 лет выбрасывать «лишние» три дня, которые набегают на астрономическую ошибку. Вот так мы и живем до сих пор по григорианскому календарю. В завершение хорошая песенка про остров невезения и что бы с нами было, если бы не было у нас календаря.

Календа́рь - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Чтобы хоть как-то согласовать сутки, месяц и год, в различные эпохи различными народами было создано много календарей. Все их можно разделить на три главных типа: лунные (которые строились на периодичности движения Луны), солнечные (соответственно, на периодичности движения Солнца) и лунно-солнечные (которые строились на периодах движения Луны и Солнца).

Слово «календарь» произошло от латинского calendarium - так называлась долговая книжка в Древнем Риме: должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.

Его родина – Вавилон. В этом календаре год состоял из 12 лунных месяцев, в которых было по 29 или по 30 дней. Мусульманский лунный календарь существует и в наше время в некоторых арабских странах. Количество дней в месяцах в этом календаре меняется так, чтобы первое число месяца начиналось с новолуния. Продолжительность года – 354 или 355 средних солнечных суток. Таким образом, он короче солнечного года на 10 суток.

Солнечный календарь

Первые солнечные календари появились в Древнем Египте за несколько тысячелетий до нашей эры. Для них годом был промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса, самой яркой звезды неба. Они заметили, что предутренние восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, а от этого зависел их урожай. Наблюдения появления Сириуса дали возможность определить продолжительность года – 360, а затем 365 суток. На основе этих наблюдения был создан солнечный календарь: год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Год делился также на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева, время сбора урожая. После уточнения продолжительности солнечного года в конце года прибавлялось дополнительно 5 дней.

А солнечный календарь, которым пользуются сейчас почти все страны мира, зародился у древних римлян. Уже с середины VIII в. до н.э. они использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня. В VII в. до н.э. была произведена его реформа: к календарному году прибавили еще 2 месяца, и число дней увеличили до 355. Но он не соответствовал явлениям природы и потому каждые 2 года вставлялся добавочный месяц, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Таким образом, каждые 4 года состояли из двух лет по 355 дней и двух удлиненных – по 377 и по 378 дней.

Но это вносило изрядную путаницу, потому что изменять продолжение месяцев было обязанностью жрецов, которые иногда злоупотребляли своей властью и произвольно удлиняли или укорачивали год.

В 46 г. до н.э. была проведена новая реформа римского календаря, осуществленная Юлием Цезарем, римским государственным деятелем и полководцем. Отсюда пошло название юлианского календаря. Счет начался с 1 января 45 г. до н.э . В 325 г. юлианский календарь был принят Византией.

Но весеннее равноденствие каждые 128 лет по юлианскому календарю отступало на 1 сутки, в XVI веке оно отстало уже на 10 дней, что осложняло расчеты церковных праздников. Поэтому глава католической церкви папа Григорий XIII созвал комиссию для создания календаря, по которому бы день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта и больше не отступал от этой даты. Новая система стала называться григорианским календарем , или новым стилем. В России новый стиль был принят только в 1918 г., хотя в большинстве европейских стран он был введен в XVI -XVII веках.

Это более совершенный календарь, в котором лунные месяцы приблизительно согласуются с солнечным годом. Первые такие календари появились в Древней Греции в 1 тысячелетии до н.э. Год по этому календарю делился на 12 месяцев, начинаясь с новолуния. Для связи с временами года (солнечным годом) вставлялся дополнительно 13-ый месяц. Такая система до настоящего времени сохранилась в еврейском календаре.

История

Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и др. вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне - с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7521 год от Сотворения Мира, в исламе - 1433 год Хиджры, по буддийскому календарю идёт 2555 год эры Нирвана, по календарю бахаи - 168 год.

Перевод из одного летосчисления в другое представляет трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.

А как в России?

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя (седмица).

После установления христианства в 988 г. счёт лет стали вести по юлианскому календарю от «сотворения мира», точнее - от «сотворения Адама» - с пятницы 1 марта , приняв византийский вариант этой даты - 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 г. (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября . Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 г. Иваном Фёдоровым .

Петр I действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет). По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.

Разница между старым и новым стилями составляла в XVI-XVII веках 10 суток, XVIII веке - 11 суток, в XIX веке - 12 суток, в XX-XXI веках составляет 13 суток.

Как было сказано ранее, григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь. 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930 г. Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

На картинке показан табель-календарь на 1939 год. Фактически - это календарь на любой год, единственное отличие - наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки - 28 февраля - идёт сразу первый день шестидневки - 1 марта.

Неделя в СССР в 1929-1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.

Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 г. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно - до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Но…

Начало календарного года – понятие условное. В разное время в различных странах новый год начинался и 25 марта, и 25 декабря, а также и в другие дни. 12 месяцев в году и 7 дней в неделе – также условное понятие, хотя и имеет астрономическое обоснование.

Условным является и установление эры. Существовало более 200 различных эр, связанных с различными реальными или религиозными событиями.

Система отсчета лет от Рождества Христова принята теперь большинством государств и называется нашей эрой (или новой эрой).

КАЛЕНДАРЬ

КАЛЕНДАРЬ

1. Справочная таблица или книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с указанием различных других сведений (праздников, исторических дат, каких-нибудь литературных произведений и т.п.). Настольный календарь. Отрывной календарь (где каждый день - на особом листке, отрываемом по прошествии дня).

2. Способ счисления дней в году. Реформа календаря. Юлианский календарь (старого стиля; по имени Ю.Цезаря). Грегорианский календарь (нового стиля; по имени папы Григория 13).

3. Распределение занятий, работы, состязаний и т.п. по дням, месяцам (спец., офиц.). Календарь спортивных состязаний.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАЛЕНДАРЬ" в других словарях:

    - (от лат. calendae или kalendae, «календы» – название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.… … Географическая энциклопедия

    - (от лат. calendae первый мес. в году). 1) месяцеслов. 2) счисление дней в году, различное у разных народов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАЛЕНДАРЬ месяцеслов, времяисчисление, разделение времени… … Словарь иностранных слов русского языка

    Календарь - ацтеков. КАЛЕНДАРЬ (от латинского Calendae 1 й день месяца у римлян), система счисления больших промежутков времени, основана на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КАЛЕНДАРЬ - есть система регистрации времени, сопоставление событий с циклами, выбранными в качестве системы отсчета. Можно подивиться легкости с которой астрологи принимают на веру дату рождения, уточняя со всей тщательностью час и минуты. Иногда выверенное … Астрологическая энциклопедия

    Месяцеслов, альманах, дневник. См … Словарь синонимов

    календарь - календарь: Периодическое справочное издание, содержащее последовательный перечень дней, недель, месяцев данного года. Примечания 1 Календари могут быть ежегодниками, ежемесячниками, еженедельниками. 2 Календари могут выпускаться однократно. 3… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от лат. calendarium букв. долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в… …

    - (по латински календы 1 й день месяца у римлян) система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространён солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) … Исторический словарь

    - (от лат. calendarium, букв. долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ) система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в… … Политология. Словарь.

    Справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., Годовой разпись, или месячило на 1670; т. н. Брюсов календарь, составленный В. А. Куприяновым в… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Календарь ма(й)я , Ледерман Виктория Валерьевна. Просыпаться утром и обнаруживать, что проживаешь дни в обратном порядке, - штука посерьезней "Дня сурка"!Шестиклассник Глеб Елизаров всего лишь нацарапал на древней стене дату" 23. 05.…

Издавна человек пытался упорядочить свою жизнь и применял для этого различные способы летоисчисления. В древности мерилом служило движение небесных тел, на основе которого составлялись календари. Но проблема состояла в том, что разные племена по-своему трактовали принципы, по которым необходимо считать время, поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое календарь, узнаем, как он появился и каким был у разных народов.

Понятие «календарь»

Календарь представляет собой систему счисления больших промежутков времени, зависящую от периодичности движения различных небесных тел, например Солнца или Луны.

Само понятие возникло благодаря долговым книжкам, на основе которых люди должны были рассчитываться. Возврат долга обычно назначался на начало месяца. Эти дни именовались календами. Отсюда и пошло слово calendarium.

Но началом для отсчета времени разные народы считали совершенно разные события. Так, для древних римлян начальной точкой было основание Рима, а для египтян - дата возникновения новой правящей династии.

Разновидности календарей

Чтобы понять, что такое календарь, необходимо знать, что лежит в его основе. До сих пор у многих народов разное понятие года, а начальная точка летоисчисления создает путаницу. Обратимся к истории.

Древнегреческий календарь включал в себя 354 дня. Он представлял собой попытку согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного года. Из-за этого каждые восемь лет к году добавлялись лишние 90 суток. Из-за слишком большого количества дней их делили на несколько месяцев.

Древнеримский календарь начинался с 1 марта и содержал 304 дня, которые делились на 10 равных частей. Он постоянно реформировался, и в итоге начальной точкой стало 1 января. Также были добавлены еще два месяца.

Юлий Цезарь, наблюдая за природными явлениями, выявил в них определенную периодичность. Так появился юлианский календарь, который был рассчитан с математической точностью. Он состоял из 365, 25 суток. Именно Цезарь ввел понятие «високосный год». Его протяженность увеличивалась ровно на одни сутки. Наблюдение за движением Солнца позволило избежать неточностей и появления лишних дней в году.

Григорианский календарь

Во времена папы Римского Григория XIII был введен новый стиль летоисчисления. Основной его целью было закрепление даты весеннего равноденствия, которая постоянно смещалась. Именно 21 марта день равнялся ночи, и это максимально приближено к тропическому году, где разница составляет лишь 26 секунд. Чтобы этот промежуток равнялся суткам, потребовалось бы около 3300 лет. Такой невероятной точностью обладает григорианский календарь.

Начиная с 1918 года в России был утвержден новый стиль и введен григорианский календарь, опережающий старый на 13 дней. Именно поэтому многие люди празднуют Старый Новый год, который как раз приходился бы на 13 января.

Луна как мерило времени

Когда составляется лунный календарь на год, за основу берется смена фаз земного спутника. Таким образом, месяц составляет 29,53 дня. Но получающийся "хвостик" после запятой не отображается в календаре, и поэтому за 30 лет постепенно набегают еще 11 лишних суток. Но есть приверженцы и последователи подобного исчисления времени. Ярким примером служат мусульманские страны.

На основе лунного календаря разрабатываются рекомендации, следуя которым, можно привлечь удачу и добиться успеха. Многие огородники сверяются с фазами спутника, чтобы начинать определенные земельные работы. Творчество, денежные вопросы и личные отношения также связывают с влиянием Луны. Некоторые даже учитывают ее положение, чтобы сделать стрижку.

Перекидной вариант

Еще совсем недавно во многих семьях часто использовался перекидной календарь. Но и сейчас данный вид достаточно популярен. Однако внешний облик его несколько изменился. Производители добавляют удобную пластиковую подставку и красочно оформляют каждую страницу.

Лист с каждым днем на календаре необходимо отрывать. Также можно просто открывать новую страницу. Вместе с наименованием месяца, днем недели и числом не листе помещается разнообразная интересная информация, связанная с этим днем. Очень удобно использовать такой календарь в офисах. Часто их используют в качестве корпоративного подарка.

Настенный календарь

Многие привыкли вешать календарь на стену, дверцу холодильника. Его особенность заключена в том, что виден целый год. Сразу понятно, когда наступают праздничные или выходные дни. Ведь они выделены цветом.

Как правило, настенные календари изготавливают из глянцевой бумаги. Встречаются также более дорогие пластиковые варианты. Популярность настенных календарей объясняется удобством использования, красивым внешним видом и получением максимума информации на довольно ограниченной площади.

Календарь праздников

Если есть необходимость узнать, какой именно праздник наступит в тот или иной день, настенный вид не будет хорошим помощником. Для этого потребуется специальный календарь праздников, найти который в электронном виде легко в Интернете. Там же можно его и приобрести. На таком календаре рядом с каждой датой будут перечислены абсолютно все праздники, которые наступают в этот день, даже малоизвестные.

Карманный календарик

Удобным вариантом в случае, когда необходимо иметь календарь всегда под рукой, станет карманный вариант. Он представляет собой небольшую карточку с изображением дат и какого-либо рисунка на обратной стороне. Часто фирмы оставляют свои рекламные изображения на таких календарях и раздают их посетителям. С их помощью удобно отслеживать праздники и отмечать важные даты. Часто карманные календарики используются в качестве закладки. Их легко всегда носить с собой.

Церковное летоисчисление

Многие люди, приходя в храм, сталкиваются с совершенно другим летоисчислением. Дело в том, что православный календарь придерживается юлианского стиля, поэтому происходит расхождение. Ведь за тысячелетия существования он постепенно стал отставать от реального времени, и сейчас разница составляет две недели.

Католические страны приняли во внимание данный факт и пришли к григорианскому календарю. А вот православные люди не приняли во внимание новый стиль и придерживаются старого летоисчисления. Однако православный календарь некоторых стран все же изменился. Он получил название новоюлианского, который сейчас совпадает с григорианским.

Вообще церковные календари имеют свои особенности. Поэтому разбираясь, что такое календарь, важно учитывать страну его происхождения и религию ее народа. Так, существуют ведическая, буддистская, исламская, коптская системы летоисчисления. При этом используются разные мерила: Луна, Солнце, звезды, возникновение династии. Поэтому их время отличается от официально принятого в европейских странах.

График работы и отдыха

Незаменимым помощником в работе является производственный календарь. Особенно он полезен для бухгалтеров. Производственный календарь не только помогает при расчете часов работы, но и облегчает начисление больничных и отпускных. Кроме того, количество дней, которые официально считаются рабочими, в разные года меняется из-за праздников и переноса дней, выпадающих на выходные. Производственный календарь является официальным документом, где все дни распределены указом Правительства РФ.

Документ важен не только для бухгалтерии, но и необходим кадровикам. С его помощью начисляют заработную плату, премии на основе официальных рабочих часов и составляют точный график трудовых дней. Помимо этого, производственный календарь необходим для своевременной отправки отчетности в различные официальные структуры и для расчета больничных листов и отпусков.

В зависимости от выпадения официальных праздников на будни или выходные осуществляется их перенос. Каждый год объявляется их порядок и закрепляется законодательными актами. Таким образом, разрабатывается календарь на год с праздниками и выходными. Он учитывает все требования Трудового кодекса Российской Федерации.

В преддверии новогодних праздников многих волнует календарь на декабрь, но в отличие от первого месяца года здесь особых перемен обычно нет. Часто случается, что 31 декабря, когда все готовятся к Новому году, приходится выходить на работу. Календарь на декабрь может порадовать только, если 31 число выпадает на выходной, но тогда могут сократить январские праздники.

Заключение

Изучая вопрос, что такое календарь, важно учитывать способ летоисчисления и место его использования. Так, в России до сих пор в ходу два вида. Общественность живет по григорианскому календарю. Но церковь придерживается старого стиля.

Сейчас существуют несколько видов календарей. Но отличаясь некоторым содержанием, все они имеют одну основу. Их функции и предназначение в целом схожи. Они необходимы для планирования времени и точной организации всех событий.