Государство и право

Биография кожедуб иван никитович кратко. Маршал авиации иван никитович кожедуб Летчик ас времен вов иван никитич

Иван Никитович Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262. В общей сложности за время войны он совершил 330 боевых вылета. В этих вылетах было уничтожено 64 вражеских самолёта. Он является трижды Героем Советского Союза.

У каждого лётчика — аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.

Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами

Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров — разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и «не подставиться» самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит!

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.

Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время Курского сражения. Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.

После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.

Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.

К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.

Послевоенные годы

После окончания войны он решил продолжить свою службу. В конце 1945 года Иван Никитович познакомился со своей будущей женой. У браке у них было двое детей: сын и дочь. Он также продолжал учиться, в 1949 году закончил Военно-Воздушную Академию, а в 1956 году Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительская авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу выло присвоено высокой звание Маршала авиации.

Также в его биографии необходимо отметить общественную деятельность. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом СССР. Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.

Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса. Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.

Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб.

Когда же он снял реглан, девушка увидела три Звезды Героя, кучу планочек орденов – и потеряла дар речи

После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю». Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали. С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет.

Главной движущей силой семьи Кожедубов всегда была только любовь.

Дети не помнили, чтобы родители хоть раз обидели друг друга

Зато помнили, что из каждой поездки папа обязательно привозил подарки не только им, но и маме. Во всех домашних делах Иван Никитович полагался на жену и старательно скрывал от неё опасности своей профессиональной жизни – берёг супругу.

В 1947 году родилась дочь Наталья, а в 1953 году — сын Никита (капитан 3 ранга ВМФ СССР).

Самолёты, на которых летал Иван Кожедуб


Ла-5.
Свой первый боевой вылет Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его первый боевой истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5. Это был отличный истребитель облегчённого типа с номером «14» и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту - «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.», на правом - «От колхозника Конева Василия Викторовича». Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la.


Ла-7. В конце июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7. Он стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.

Прославленный военный летчик, трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года. В селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был образован аэроклуб, заинтересовавший молодого студента. Именно с него началась летная биография героя, прославившего страну многочисленными подвигами.

Осенью 1940 г Иван Кожедуб вступил в ряды Красной Армии и одновременно окончил военную авиационную школу летчиков в г. Чугуево, а затем остался в ней работать инструктором.

Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.

Фронтовая биография героя началась в ноябре 1942 г. когда его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Самый первый боевой вылет Ивана Никитовича Кожедуба был не очень удачным, так как истребитель Ла-5 будущего героя сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на тяжелые повреждения, Кожедубу удалось посадить свое воздушное судно, хотя полному восстановлению самолет после этого не подлежал.

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней - еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых - два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились - во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях - девять человек и 27 машин.

В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.

Кожедуб Иван Никитович - самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб - наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Будущий летчик родился 6 июля 1922 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, ныне Шосткинского района Сумской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и химико - технологический техникум. В 1939 году в аэроклубе освоил . С 1940 года в Красной Армии. На следующий год учился в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков, летал на Ут-2 и И-16. Как один из лучших курсантов был оставлен на должности лётчика - инструктора.

С марта 1943 года старший сержант И. Н. Кожедуб в действующей армии. По сентябрь 1944 года служил в 240-м ИАП (178-м Гвардейском ИАП); по май 1945 года - в 176-м Гвардейском ИАП.

К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза (№1472).

Всего совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и лично сбил 62 самолёта противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию. В период Корейской войны 1950 - 1953 годов командовал 324-й истребительной авиационной дивизией. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1971 года в центральном аппарате ВВС, с 1978 года - в Группе генеральной инспекции Министерства Обороны СССР. Маршал авиации, Депутат Верховного Совета СССР 2 - 5-го созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Автор книг - «Служу Родине», «Праздник победы», «Верность Отчизне». Умер 8 августа 1991 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (семь), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями.

Самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка, Иван Кожедуб выполнил в течение Великой Отечественной войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 62 вражеских самолёта. Автоматизм его движений в бою был отработан до предела - отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта. Следует добавить, что Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром.

Выходец из бедной крестьянской семьи, имевшей пятеро детей, прославленный лётчик родился в 1920 году в деревне Ображеевка Сумского уезда. Ваня был младшим в семье, нежданным «последышком», родившимся после большого голода. Официальная дата его рождения, 8 июня 1920 года, неточна, настоящая - 6 июля 1922 года. Два года были очень нужны ему, чтобы поступить в техникум…

Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. Как - то отец, невзирая на протесты матери, стал посылать 5-летнего Ивана сторожить ночью сад. Позднее сын спросил, к чему это: воры тогда были редки, да и от такого сторожа, случись что, мало было бы проку. «Приучал тебя к испытаниям», - таков был ответ отца. К 6 годам по книжке сестры Ваня выучился читать и писать, а скоро пошёл в школу.

После окончания 7-летки он был принят на рабфак Шосткинского химико - технологического техникума, а в 1938 году судьба привела его в аэроклуб. Нарядная форма учлётов сыграла в этом решении отнюдь не последнюю роль. Здесь в апреле 1939 года Кожедуб совершает свой первый полёт, испытав первые лётные ощущения. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на любознательного юношу сильнейшее впечатление.

В Чугуевское военное авиационное училище лётчиков Иван Кожедуб был принят в начале 1940 года, где последовательно прошёл подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Осенью того же года, совершив 2 чистых полета на И-16, он, к своему глубокому разочарованию, был оставлен в училище инструктором.

Он много летал, экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство. «Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолёта. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость», - вспоминал позднее Иван Никитович.

В начале войны сержант Кожедуб (по иронии судьбы в «золотом выпуске» 1941 года лётчики были аттестованы сержантами), эвакуированный вместе с училищем в Среднюю Азию, ещё более настойчиво занимается «истребительным» самообразованием: изучает вопросы тактики, конспектирует описания воздушных боёв, вычерчивает их схемы. Дни, в том числе и выходные, распланированы по минутам, всё подчинено одной цели - стать достойным воздушным бойцом. Поздней осенью 1942 года после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб в числе других инструкторов и выпускников училища был направлен в Москву на пункт сбора лётно - технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал ветеран Испании майор Игнатий Солдатенко.

В августе 1942 года 240-й ИАП в числе первых был вооружён новейшими в то время истребителями Ла-5. Однако переучивание провели наспех, за 15 дней, при эксплуатации машин вскрылись конструктивные и производственные дефекты, и, понеся на Сталинградском направлении тяжёлые потери, уже через 10 дней полк был выведен с фронта. Кроме командира полка майора И. Солдатенко, в полку оставалось лишь несколько летчиков.

Следующие подготовка и переучивание проводились основательно: в конце декабря 1942 года после напряжённой месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями лётчики приступили к полётам на новых машинах.

В одном из тренировочных вылетов, когда сразу после взлёта из - за поломки двигателя тяга резко упала, Кожедуб решительно развернул самолёт и спланировал на край лётного поля. Сильно ударившись при посадке, он на несколько дней выбыл из строя и к моменту отправки на фронт едва налетал на новой машине 10 часов. Инцидент этот был лишь началом долгой полосы неудач, преследовавших лётчика при вступлении на ратный путь.

В феврале 1943 года полк, наконец, был переброшен для ведения военных действий на Юго - Западное направление. Начало карьеры Кожедуба было не слишком удачным. При распределении боевой техники ему достался более тяжёлый пятибачный Ла-5 первых серий, с надписью на борту «Имени Валерия Чкалова» и бортовым номером «75» (целая эскадрилья таких машин была построена на средства собранные земляками великого лётчика).

Первый самолёт Ивана Кожедуба. Весна 1943 года.

26 марта 1943 года он впервые вылетел на боевое задание. Вылет оказался неудачным - во время атаки на пару Ме-110 его «Лавочкин» был повреждён «Мессером», а затем обстрелян зенитной артиллерией своей же ПВО. Кожедуб чудом остался жив: бронеспинка защитила от фугасного снаряда авиационной пушки, а ведь в ленте фугасный снаряд, как правило, через один чередовался с бронебойным…

Кожедуб сумел довести избитую машину до аэродрома, но восстанавление её затянулось на долгое время. Последующие вылеты он совершал на старых самолётах. Однажды его и вовсе чуть не забрали из полка на пост оповещения. Лишь заступничество Солдатенко, то ли разглядевшего в молчуне - неудачнике будущего великого бойца, то ли пожалевшего его, спасло Ивана Никитича от перепрофилирования. Лишь месяцем позже получил он новый Ла-5 (к тому времени его повреждённая машина была восстановлена, однако использовалась уже лишь в качестве связной).

Модель самолёта, на котором летал Кожедуб.

…Курская дуга. 6 июля 1943 года. Именно тогда, в своём 40-м боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт. В том поединке на его вооружении было, пожалуй, лишь одно - отвага. Он мог быть подбит, мог погибнуть. Но вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, молодой лётчик одерживает первую победу - сбивает пикировщик Ju-87. На другой день он одерживает новую победу - сбил ещё один «Лаптёжник». 9 июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя Ме-109. Несмотря на нелюбимые истребителями задания по прикрытию наземных войск и сопровождению, Кожедуб, выполняя их, одержал свои первые 4 официальные победы. Так зарождалась слава выдающегося советского лётчика, так к нему приходил опыт.

В сентябре 1942 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, когда над Днепром разгорелся новый этап ожесточенных воздушных сражений. 30 сентября, прикрывая переправы через реку, он, по стечению обстоятельств, остался без товарищей и вынужден был в одиночку отражать налёт 18 Ju-87. Бомбардировщики Люфтваффе приступили к пикированию, а некоторые из них даже успели сбросить бомбы.

Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение. «Юнкерсы» прекратили бомбёжку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин. Вид падающего в пламени Ju-87 произвел надлежащее впечатление, и остальные бомбардировщики поспешно покинули поле боя.

К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиаполка старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. Он уже на равных дерётся с немецкими асами. В его активе - смелость, хладнокровие, точный расчёт. Технику пилотирования Кожедуб умело совмещает с ведением огня, но перед ним - ещё широкое поле шлифовки боевых приёмов.

В книге «Люди бессмертного подвига» есть такой эпизод:

«Гимном мужеству и мастерству Кожедуба стал день 2 октября 1943 года, когда наши войска расширяли плацдарм на правом берегу Днепра, отбивая ожесточённые атаки противника. Первый раз вылетели девяткой. Кожедуб вёл ударную пятёрку. На подходе к переправе в районе Куцеваловка - Домоткань встретили колонну пикирующих бомбардировщиков Ju-87, в которой каждая девятка прикрывалась шестью Ме-109.

Четвёрка прикрытия сразу же связала боем «Мессершмиттов». Кожедуб во главе пятёрки атаковал бомбардировщики. Противник заметался. Не прошло и минуты, как два «Юнкерса», объятые пламенем, упали на землю. Ведущего сбил Иван Кожедуб, ещё одного - Павел Брызгалов.

В небе началась «карусель». Вслед за первой девяткой разогнали вторую. В пылу схватки, руководя боем, Кожедуб успел сбить ещё и Ме-109. Уже пять костров пылало в районе плацдарма. А с запада снова наплывали «Юнкерсы». Но к месту боя подошла с востока и группа истребителей «Яков». Господство в воздушном бою было обеспечено.

Сбив в этом бою 7 самолётов врага, эскадрилья под командованием Кожедуба вернулась на свой аэродром. Обедали прямо под крылом самолёта. Не успели провести разбор боя - и снова вылет. На этот раз четвёркой: Кожедуб - Мухин и Амелин - Пурышев. Слётанное боевое звено, испытанные в боях побратимы. Задача прежняя - прикрытие войск на поле боя. Однако соотношение сил иное: нужно было отразить налёт 36 , которые шли под прикрытием шестёрки Ме-109 и пары FW-190.

Воюют не числом, а умением, - подбадривал ведомых Кожедуб. Он с ходу сбил ведущего, организовал бой. Отважно дрались и остальные лётчики звена. Врезались в землю ещё 2 «Юнкерса». Немецкие истребители зажали Амелина. На выручку бросился Мухин. Кожедуб прикрыл его и тут же атаковал соседний бомбардировщик. Ещё один вражеский самолёт нашёл смерть в небе Украины. Это была четвёртая победа Кожедуба за день».

Октябрь стал чрезвычайно напряжённым месяцем для Кожедуба. В одной из схваток он так низко вышел из атаки над пылающим «Юнкерсом», что был подожжён очередью бортового стрелка немецкого самолёта. Только крутое пикирование почти до самой земли помогло сбить пламя с крыла Ла-5. Участились встречи с «охотниками» Люфтваффе, целью которых была дезорганизация советских групп истребителей, отвлечение их из района прикрытия и уничтожение ведущих. Нападали они также на одиночные и подбитые самолёты.

Первая схватка над Днепром на встречных курсах с немецкими асами оставила неприятный осадок в памяти Кожедуба. В лобовой атаке он не успел вовремя открыть огонь, и вражеские снаряды прошли лишь в нескольких сантиметрах выше его головы, разбив рацию и перебив тягу руля поворота истребителя. На следующий день удача была на стороне Кожедуба - длинной очередью он сумел прошить ведущего пары «Мессеров», пытавшихся сбить отставший от своего строя .

15 октября четвёрка Ла-5, возглавляемая Кожедубом, вновь вылетела на прикрытие наземных войск Несмотря на то, что все лётчики были настороже, 2 Ме-109 всё же смогли подловить «Лавочкины» во время разворота и внезапной атакой в лоб со стороны солнца сразу подбили 2 самолёта. Затем, пользуясь преимуществом в высоте, они взяли «в клещи» истребитель Кожедуба, стреляя навскидку из перевернутого положения. Попытки сбросить противника с хвоста не дали результатов, и в конце концов Кожедуб решился на довольно необычный маневр - бросив Ла-5 в крутой вираж, он одновременно выполнил полубочку. Вражеские истребители проскочили вперед, но тут же сделали горку и легко ушли из - под обстрела потерявшего скорость «Лавочкина». В бессилии Кожедубу оставалось только погрозить им вслед кулаком…

В боях за Днепр лётчики полка, в котором воевал Кожедуб, впервые встретились с асами Геринга из эскадры «Мельдерс» и выиграли поединок. Увеличил свой счёт и Иван Кожедуб. Лишь за 10 дней напряжённых боёв он лично сбил 11 вражеских самолётов.

В ноябре 1943 года 240-й ИАП, длительное время участвовавший в труднейших воздушных боях, был отведён в ближайший тыл на отдых. Полученное время лётчики использовали для лётных тренировок, изучения особенностей вертикальных маневров и многоярусных боевых порядков истребителей. Все новшества Кожедуб заносил в свой блокнот, вычерчивая на бумаге различные тактические схемы. К этому моменту на его счету находилось 26 сбитых самолётов противника, за которые, 7 ноября он был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В начале 1944 года полк вновь включился в военные действия, поддерживая наступление советских войск на правобережной Украине. В марте части Красной Армии форсировали Южный Буг. Переправы и плацдармы опять нуждались в прикрытии истребительной авиацией, но немцы, отступая, в первую очередь выводили из строя аэродромы, а полевые площадки были плохо пригодны для базирования самолётов по причине весенней распутицы. Поэтому истребители не могли расположиться ближе к линии фронта и действовали на самом пределе своего лётного радиуса.

В лучшем положении находились подразделения Люфтваффе - в такой ситуации летали практически безнаказанно, без прикрытия, в случае опасности выстраиваясь в оборонительный круг на малой высоте. В эти дни Кожедуб большое внимание уделял разработке тактики воздушного боя на низких высотах в условиях низкой облачности и серой, однородной местности без каких - либо видимых ориентиров. Позднее он писал:

«Когда нам удавалось встретиться с «Юнкерсами», они становились в оборонительный круг, прижимались к земле. Отбивая атаки - причём не только стрелки, но и лётчики стреляли из пушек, - постепенно оттягивались и уходили в район расположения своих зенитных батарей. Наблюдая за облаками, стелившимися над землей, я вспоминал бои, проведённые на малых высотах, и анализировал тактику действий истребителей, чтобы применить нужные приёмы в условиях новой обстановки и борьбы с «Юнкерсами».

Я пришёл к выводу, что разбить оборонительный круг можно внезапной атакой и надо сбить хотя бы один самолёт - тогда образовывалась брешь. Проскакивая по прямой с небольшими отворотами, надо развернуться и стремительно атаковать с другого направления, атаки производить попарно. Опыт, уже приобретенный мной, позволял прийти к этому выводу».

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза.

14 марта шестёрка Ла-5 вылетела к переправам на расстояние, предельное для этого типа истребителей. С бреющего полёта они атаковали над лесом девятку Stuka. В лобовой атаке снизу Кожедуб сразу сбил один бомбардировщик. Разогнав первую группу немецких машин, советские лётчики напали на следующую девятку. Снова загорелся очередной «Юнкерс» - остальные, поспешно сбросив бомбы, ушли назад. Был подбит и один из «Лавочкиных».

Лейтенант П. Брызгалов направился к ближайшему, брошенному немцамии аэродрому. Однако при посадке его самолёт скапотировал, перевернулся «на спину» и зажал пилота в кабине. В сложившихся обстоятельствах Кожедуб приказал садиться ещё двум лётчикам, и сам показал пример, приземлившись на «живот» в жидкую грязь. Общими усилиями сослуживцы освободили своего товарища из нелепого положения.

Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в бою, Кожедуб был идеальным воздушным бойцом, инициативным и исполнительным, дерзким и расчётливым, отважным и умелым, рыцарем без страха и упрека. «Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции», - так Кожедуб определял основу воздушного боя. Он был рождён для боя, жил боем, жаждал его. Вот характерный эпизод, подмеченный его однополчанином, другим великим асом К. А. Евстигнеевым:

«Как - то Иван Кожедуб возвратился с задания, разгорячённый боем, возбуждённый и, может быть, потому непривычно словоохотливый:

Вот гады дают! Не иначе как «волки» из эскадрильи «Удет». Но мы им холку намяли - будь здоров! - Показав в сторону КП, он с надеждой спросил адъютанта эскадрильи: - Как там? Ничего больше не предвидится?»

Отношение Кожедуба к боевой машине приобретало черты религии, той её формы, что носит название аниматизма. «Мотор работает чётко. Самолёт послушен каждому моему движению. Я не один - со мной боевой друг» - в этих строках отношение аса к самолёту. Это не поэтическое преувеличение, не метафора. Подходя к машине перед вылетом, он всегда находил для неё несколько ласковых слов, в полёте разговаривал как с товарищем, выполняющим важную часть работы. Ведь, помимо лётной, трудно найти профессию, где судьба человека более бы зависела от поведения машины.

За войну он сменил 6 «Лавочкиных», и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы…

В мае 1944 года командир эскадрильи капитан И. Н. Кожедуб, имевший уже 38 воздушных побед, получил новый Ла-5Ф - подарок колхозника В. В. Конева. Тот внёс свои деньги в фонд Красной Армии и попросил построить самолёт имени своего племянника, подполковника Г. Н. Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена и машину передали Кожедубу.

Это был отличный истребитель облегчённого типа с номером «14» и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту - «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.», на правом - «От колхозника Конева Василия Викторовича».

Другой вариант окраски именного самолта Ла-5 Ивана Кожедуба. На этом самолёте Кожедуб в течение короткого времени сбил 8 самолётов противника (включая 4 FW-190), доведя счёт своих побед до 45. Сбил он и несколько известных немецких асов.

Так, через несколько дней после получения самолёта, на участке действия полка появилась группа немецких «охотников» на машинах, разрисованных черепами и костьми, драконами и прочими эмблемами в эдаком виде. На них летали асы, одержавшие немало побед на Западном и Восточном фронтах. Особенно выделялась одна пара - с черепами и костьми на фюзеляжах. В активный бой они не вступали, предпочитая действовать со стороны солнца, обычно сзади сверху. Выполнив атаку, как правило, быстро скрывались.

В одном из вылетов Кожедуб вовремя заметил приближение со стороны солнца пары «охотников». Мгновенно развернувшись на 180 градусов, он бросился в атаку. Ведущий вражеской пары лобовой атаки не принял и ушёл разворотом вверх - на солнце. Ведомый же, не успев повторить маневр своего командира, поздно начал делать боевой разворот и подставил борт своего FW-190 под удар «Лавочкина». Мгновенно вписав в прицел фюзеляж вражеской машины, с намалёванными черепами и костьми, Иван хладнокровно расстрелял его…

Иван Кожедуб на фоне своего истребителя.

После перевода Кожедуба в другой полк, на его «именном» Ла-5Ф воевал сначала Кирилл Евстигнеев, закончивший войну с 53 личными и 3 групповыми победами и ставший дважды Героем Советского Союза, а затем - Павел Брызгалов (20 побед), ставший к концу войны Героем Советского Союза.

В конце июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7.

К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года удостоен звания второй медали «Золотая Звезда».

Освоив новый истребитель, Кожедуб с сентября 1944 года, уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта, ведёт бои способом «свободной охоты». Сначала он получил 3-пушечный вариант истребителя, а затем пересел на обычный 2-пушечный. Именно этот самолёт с бортовым номером «27», на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.

В конце сентября 1944 года по приказу командующего ВВС маршала А. А. Новикова в Прибалтику для борьбы с истребителями - «охотниками» противника была направлена группа лётчиков под командованием Кожедуба. Ей предстояло действовать против группы немецких асов. Так сошлись друг против друга советская и немецкая школы истребителей - «охотников». В течении всего лишь нескольких дней боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв лишь 2 своих. Три победы записал на свой счёт Кожедуб. Потерпев столь сокрушительное поражение, немецкие «охотники» были вынуждены прекратить активные полёты на данном участке фронта.

Зимой 1945 года полк продолжал вести напряжённые воздушные бои. 12 февраля шестёрка «Лавочкиных» провела напряжённый бой с 30 вражескими истребителями. В этом поединке наши лётчики добились новой победы - сбили 8 FW-190, из них 3 - на счету Кожедуба. Наши потери - одна машина (пилот погиб).

19 февраля 1945 года, в бою над Одером, Кожедуб вписывает в свою биографию важный штрих - уничтожает , в кабине которого находился унтер - офицер Курт Ланге из 1. / KG (J) 54. В тот день, поднявшись в воздух в паре с Дмитрием Титоренко, Кожедуб обнаружил на высоте 3500 метров неизвестную машину, летящую на предельной для «Лавочкина» скорости. Двум Ла-7 удалось незаметно приблизиться к врагу сзади, и далее Кожедуб так описывает этот поединок:

«…Что такое? В него летят трассы: ясно - мой напарник всё - таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика; уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы нежданно - негаданно мне помогли: немецкий самолёт стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолёт, разваливаясь на части, падает».

17 апреля 1945 года, в 5-м за день вылете, над столицей Германии, Иван Кожедуб одержал свои последние победы - сбил 2 истребителя FW-190.

К концу войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб совершил 330 успешных боевых вылетов, провёл 120 воздушных боев и лично сбил 63 самолёта противника. За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, 18 августа 1945 года ему было присвоено звание трижды Героя Советского Союза.

У каждого лётчика - аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба - человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров - разворотов и змеек, горок и пикирований… Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и «не подставиться» самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит!

Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одарённым, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счёт сбитый самолёт противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал.

Ведь загорелся же немец! Все видели, - говорили лётчики после возвращения на свой аэродром.

Ну и что… А вдруг он до своих дотянет? - возражал в ответ Кожедуб. И спорить с ним было невозможно: он упрямо стоял на своём.

Как и многие другие наши лётчики, Кожедуб никогда не заносил на свой счёт и самолёты, уничтоженные им совместно с новичками. Вот один из примеров классической групповой победы, приведённый в его книге «Верность Отчизне»:

«…Август 1943 года. Мы получаем приказ немедленно вылететь на отражение большой группы вражеских самолётов. Наша десятка поднимается в воздух. Впереди вижу не менее 40 пикировщиков Ju-87, идущих в сопровождении Ме-109. Прорвавшись сквозь истребительный заслон атакуем «Юнкерсы». Захожу одному из них в хвост, открываю огонь и вгоняю его в землю… Вскоре «Юнкерсы» улетают, но приближанется новая группа - около 20 бомбардировщиков Не-111. В паре с Мухиным атакуем неприятеля.

Передаю ведомому: - Берём к клещи крайнего, - с двух сторон заходим к бомбардировщику. Дистанция подходящая. Командую - Огонь! Заработали наши пушки. Самолёт врага загорелся, начал быстро падать, оставляя за собой шлейф дыма…»

По возвращении на аэродром, этот самолёт был записан на счёт Василия Мухина. И таких вот «подачек» в активе Кожедуба было не менее 5. Таким образом, реальное число уничтоженных им самолётов противника значительно больше, нежели официально значится на его личном счету.

Вызывают интерес и строки из книги «Асы против асов» (Издательский дом «Вече», 2007 год) О. С. Смыслова (автора ещё одной известной книги - «Василий Сталин. Портрет без ретуши»). Говоря о Кожедубе он, в частности, пишет: «За период участия в войне Иван Никитович сменил 6 истребителей, записав на свой счёт 62 официальные победы (из них только Ме-109 - 17, ФВ-190 - 21 и Ю-87 - 15), не считая 29 групповых «.

Личных побед, как выясняется теперь, у Кожедуба было несколько больше: М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 64 лично сбитых самолёта. Что касается групповых побед, то вопрос остаётся открытым. Больше подобной информации я нигде не встречал.

К 64 немецким самолётам, сбитым И. Н. Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить, ещё как минимум, и 2 американских истребителя, уничтоженных им в самом конце войны. В апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину. Тот задымил и со снижением пошёл в сторону наших войск (пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился).

Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, Кожедуб атаковал и ведущего - тот взорвался в воздухе. Несколько позже ему удалось рассмотреть белые звёзды на незнакомых машинах - это были «Мустанги». Благодаря командиру полка П. Чупикову всё обошлось…

К сожалению, этот бой был не единственным между советскими и американскими лётчиками в годы Второй Мировой войны…

После войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб продолжил службу в 176-м ГвИАП. В конце 1945 года прославленный истребитель начал семейную жизнь - в монинской электричке он встретил 10-классницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным «адъютантом и помощником».

В 1949 году Иван Никитович заканчивает Военно - Воздушную академию, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. И. Сталин оставляет его под Москвой, в Кубинке, заместителем, а затем и командиром 326-й истребительно авиационной дивизии. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток. Там прославленному советскому лётчику довелось принять участие в ещё одной - .

С марта 1951 по февраль 1952 года, отражая налёты на Северную Корею, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 «сверхкрепостей», потеряв 52 самолёта и 10 лётчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС.

Строгий приказ командования запретил комдиву вступать в бой лично, и никаких официальных побед он в этот период не одержал. Хотя, по воспоминаниям некоторых пилотов, участников тех давних событий, несколько раз (разумеется неофициально), Иван Кожедуб всё же поднимался в воздух…

Но опасность подстерегала лётчика не только в небе: зимой 1951 года он едва не был отравлен поваром: войну вели разными методами. Во время своей командировки Гвардии полковник И. Н. Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении ВВС КНР.

В 1952 году 326-я ИАД была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. С энтузиазмом взялся Иван Никитович за новое для себя мирное дело обустройства личного состава дивизии. За короткий срок были получены и смонтированы 150 домиков для жилья, оборудованы и расширены аэродром, военный городок. Неустроенным оставался лишь быт самого командира, ставшего летом 1953 года генерал - майором. Его семья, с малолетними сыном и дочерью, ютилась то во времянке на аэродроме, то вместе с десятком других семей в «караван - сарае» - старой даче.

Через год он был направлен на учёбу в академию Генерального штаба. Часть курса прошёл экстерном, так как по служебным обстоятельствам задержался с началом занятий.

После окончания академии Кожедуб назначается Первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 год он был Первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов.

До 1970 года Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолётов и вертолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-23. С лётной работы ушёл сам и сразу…

Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались низким уровнем аварийности, и сам он как лётчик не имел аварий, хотя «нештатные ситуации», конечно, случались. Так, в 1966 году, во время полёта на малой высоте, его МиГ-21 столкнулся со стаей грачей; одна из птиц попала в воздухозаборник и повредила двигатель. Для посадки машины потребовалось всё его лётное мастерство.

С должности командующего ВВС Московского военного округа Кожедуб вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведён почти 20 лет назад.

Безупречный воздушный боец, лётчик и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, Кожедуб не обладал «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным, льстить, интриговать, лелеять нужные связи, замечать смешную, а порой и злобную ревность к своей славе. В 1978 году он переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году ему присвоено звание Маршала авиации.

Всё это время Кожедуб безропотно вёл огромную общественную работу. Депутат Верховного Совета СССР, председатель или президент десятков различных обществ, комитетов и федераций, он был прост и честен как с первым лицом государства, так и с провинциальным правдоискателем. А каких сил стоили сотни встреч и поездок, тысячи выступлений, интервью, автографов…

Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелёгкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам.

Первое боевое «крещение».

В марте 1943 года я прибыл на Воронежский фронт рядовым лётчиком в полк, которым командовал майор И. Солдатенко. Полк был вооружён самолётами Ла-5. С первого дня я стал присматриваться к боевой работе моих новых товарищей. Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретённую в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в день я подготовлялся к схватке с врагом. Прошло всего несколько дней, а мне казалось, что моя подготовка бесконечно затягивается. Хотелось как можно скорее вылететь вместе с товарищами навстречу врагу.

Фото Ивана Кожедуба после войны.

Встреча с противником произошла неожиданно. Случилось это так: 26 марта 1943 года я, в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния, вырулил на старт дежурить. Неожиданно нам был подан сигнал для взлёта. Младший лейтенант Габуния быстро поднялся в воздух.

Я несколько задержался на взлёте и после первого разворота потерял ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с землёй мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж над аэродромом. Набрав 1500 метров высоты, приступил к пилотированию.

Вдруг ниже меня метров на 800 я заметил 6 самолётов, которые подходили к аэродрому со снижением. С первого взгляда я принял их за Пе-2, но через несколько секунд я увидел разрывы бомб и огонь зениток на нашем аэродроме. Тогда я понял, что это немецкие многоцелевые самолёты Ме-110. Помню, как сильно забилось сердце. Передо мной был враг.

Я решил атаковать противника, быстро развернувшись, на максимальной скорости пошёл на сближение. Оставалось 500 метров, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от командира правило воздушного боя: «Перед атакой посмотри назад».

Оглянувшись, я заметил, как с большой скоростью приближается ко мне сзади самолёт с белым коком. Не успел я распознать, чей это самолёт, как он уже открыл по мне огонь. Один снаряд разорвался у меня в кабине. Резким разворотом влево со скольжением выхожу из-под удара. Пара Ме-109 с большой скоростью прошла справа от меня. Теперь я понял, что они, заметив мою атаку, спикировали и атаковали меня. Однако моя неудавшаяся атака заставила Ме-110 отказаться от повторного захода на бомбометание.

В этой встрече я на практике убедился, как важна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели.

В дальнейшем, летая в слётанной группе, я одержал 63 победы, не зная поражения.

Воздушные победы Ивана Кожедуба

Дата Тип сбитого самолёта Место боя/падения
1. 06.07.1943 Ю-87 зап. Завидовки
2. 07.07.1943 Ю-87 ст. Гостищево
3. 09.07.1943 Ме-109 Красная Поляна
4. 09.07.1943 Ме-109 вост. Покровки
5. 09.08.1943 Ме-109 Прелестный
6. 14.08.1943 Ме-109 Искровка
7. 14.08.1943 Ме-109 Коломна
8. 16.08.1943 Ю-87 Рогань
9. 22.08.1943 ФВ-190 Люботин
10. 09.09.1943 Ме-109 сев. Искровки
11. 30.09.1943 Ю-87 ю-з Бородаевки
12. 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевки
13. 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевки
14. 02.10.1943 Ме-109 Плоское
15. 02.10.1943 Ю-87 Петровка
16. 02.10.1943 Ю-87 ю-з Андреевки
17. 02.10.1943 Ю-87 ю-з Андреевки
18. 04.10.1943 Ме-109 с-з Бородаевки
19. 05.10.1943 Ме-109 ю-з Красного Кута
20. 05.10.1943 Ме-109 зап. Куцеваловки
21. 06.10.1943 Ме-109 Бородаевка
22. 10.10.1943 Ме-109 Днепрово-Каменка
23. 12.10.1943 Ю-87 сев. Плоское
24. 12.10.1943 Ме-109 юж. Петровка
25. 12.10.1943 Ю-87 юж. Домоткань
26. 29.10.1943 Ю-87 Кривой Рог
27. 29.10.1943 Хе-111 зап. Будовки
28. 16.01.1944 Ме-109 Ново-Злынка
29. 30.01.1944 Ме-109 вост. Нечаевки
30. 30.01.1944 Ю-87 зап. Липовки
31. 14.03.1944 Ю-87 Осиевка
32. 21.03.1944 Ю-87 Лебедин-Шпола
33. 11.04.1944 PZL-24 Сырка
34. 19.04.1944 Хе-111 сев. Яссы
35. 28.04.1944 Ю-87 ю-в Вултуру
36. 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
37. 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
38. 03.05.1944 Ю-87 Тыргу Фрумос-Думбрэвица
39. 31.05.1944 ФВ-190 вост. Вултуру
40. 01.06.1944 Ю-87 Чужа Вода
41. 02.06.1944 Хш-129 зап. Стынка
42. 03.06.1944 ФВ-190 Рэдиу-Улуй - Тэтэр
43. 03.06.1944 ФВ-190 Рэдиу-Улуй - Тэтэр
44. 03.06.1944 ФВ-190 сев-зап. Яссы
45. 07.06.1944 Ме-109 Пырлица
46. 08.06.1944 Ме-109 Кырлицы
47. 22.09.1944 ФВ-190 с-з Стренчи
48. 22.09.1944 ФВ-190 ю-з Рамниеки-Даксты
49. 25.09.1944 ФВ-190 с-з Валмиера
50. 16.01.1945 ФВ-190 к югу от Студзяна
51. 10.02.1945 ФВ-190 с-з р-н аэродрома Морин
52. 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
53. 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
54. 12.02.1945 ФВ-190 оз. Китцер-Зее
55. 17.02.1945 Ме-190 вост. Альт-Фридлянд
56. 19.02.1945 Ме-109 сев. Фюрстенфельде
57. 11.03.1945 ФВ-190 сев. Брюнхена
58. 18.03.1945 ФВ-190 сев. Кюстрина
59. 18.03.1945 ФВ-190 с-з Кюстрина
60. 22.03.1945 ФВ-190 сев. Зеелов
61. 22.03.1945 ФВ-190 вост. Гузов
62. 23.03.1945 ФВ-190 ст. Вербиг
63. 17.04.1945 ФВ-190 Врицен
64. 17.04.1945 ФВ-190 Кинитц

Всего сбито: 64+0. Боевых вылетов: 330. Воздушных боёв: 120.

Первые 46 побед были одержаны Кожедубом на , следующие - на .

Отличный фильм об Иване Кожедубе и его боевой деятельности.

Самолеты Ивана Кожедуба

Самолет И.Н. Кожедуба - Ла-7. 176-й ГвИАП, Германия, май 1945 г.

ПРИМЕЧАНИЯ:
В отставке

Ива́н Ники́тович Кожеду́б (укр. Іван Микитович Кожедуб ; 8 июня , Ображиевка , Глуховский уезд, Черниговская губерния , УССР - 8 августа , Москва , СССР) - советский военный деятель , лётчик-ас времён Великой Отечественной войны , наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза . Маршал авиации (6 мая ).

Биография

Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина - церковного старосты . Принадлежал ко второму поколению [ ] советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе . В начале 1940 года - поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним - его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109 , бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» - имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге , во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87 . Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109 . Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190 , Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином . Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать - ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса, а всего до февраля 1945 года американским лётчикам было официально засчитано около 20 сбитых самолётов этого типа .

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию . В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15 . В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба . Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса . С апреля по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

Внешние изображения
.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - ПЗЛ-24 ), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика .

Всего воздушных побед: 64+0
боевых вылетов - 330
воздушных боёв - 120

1 Ныне живущий. 2 Впоследствии получил звание Главного маршала артиллерии. 3 Лишён звания в 1952 году, восстановлен в 1953. 4 Разжалован до звания генерал-майор артиллерии в 1963 году. 5 Главный маршал артиллерии, ранее имел звание генерала армии.