Психология

Где родился рембрандт харменс ван рейн. Рембрандт: биография, творчество, факты и видео. Угасание славы. Жизненные невзгоды

"Пейзаж с каменным мостом" - картина, вмещающая в себе все особенности стиля автора. Контраст цветов, сочетание света и тьмы таким образом, чтобы свет казался еще более естественным, а тьма - более глубокой […]

В своем творчестве Рембрандт неоднократно изображал мельницы, видя в них собственный шарм и красоту. Эта картина является одним из самых великих произведений автора. Тяжелая атмосфера полотна идет в паре с изображением прекрасного, […]

История Самсона и Далилы описана в Ветхом Завете. Согласно легенде, Самсон был избран Богом для того, чтобы защитить иудейский народ от злейших врагов своих. Для этого он даровал младенцу великую силу, заключенную […]

На картине запечатлена история, когда Иисус Христос является Марии Магдалене. После трагической погибели, никто не ожидал вновь увидеть Сына Господнего, поэтому его появление застигло девушку врасплох. Согласно стилю автора, задний фон картины […]

Согласно легенде, Старец Симеон мог принять вечный покой лишь после того, как воочию увидит Христа. На полотне изображен сам Старец, Святая Дева Мария и маленький Иисус Христос на руках Иосифа. Святые прибыли […]

Картина является изображением одной из притч, описанных в Евангелии от Луки. В ней идет речь о состоятельном мужчине, который решил направить все свое богатство на достижение личного комфорта и счастья, а не […]

Данная картина является одним из последних шедевров, нарисованных Рембрандтом. На полотне виднеется семья, наполненная счастьем и гармонией. На самом же деле, это полотно нарисовано скорее не как часть семейной хроники, а как […]

Великий голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн был большим мастером изображения человеческих эмоций и переживаний. Жанрово работы мастера весьма разнообразны, но на какую бы тему он не писал, глубины людских страстей всегда […]

Rembrandt Harmenszoon van Rijn

Крупнейший представитель золотого века, художник, гравёр, великий мастер светотени – и все это в одном имени Рембрандт.

Родился Рембрандт 15 июля 1606 году в Лейдене. Этот великий голландский художник сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.

Ж изнь

Он вырос в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи. Понимая этот факт, его родители в 13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Про Якоба до нас дошло очень мало информации, по этому и историки и искусствоведы не могут точно сказать о влиянии Сваненберха на творческой манеры Рембрандта.

Потом в 1623 году он учился в Амстердаме у модного тогда живописца Питера Ластмана, после чего, вернувшись в Лейден, открыл в 1625 году совместно со своим земляком Яном Ливенсом собственную мастерскую.

Питера Ластман прошел стажировку в Италии и был специализирован на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Когда Рембрандт открыл мастерскую и начал набирать учеников, за короткое время он стал значительно известен. Если смотреть на первые работы художника, сразу можно понять, что стиль Ластмана – пристрастие к пестроте и мелочности исполнения, оказало огромное влияние на молодого художника. К примеру его работы «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626), очень яркие, необычайно красочны, Рембрандт стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности

В 1628 году двадцатидвухлетний художник был признан «в высшей степени знаменитым» мастером, известным портретистом.

Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629) – вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «…это дрожащее жалким трепетом тело - вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».

Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.

Амстердамом - шумным портовым и промышленным городом, в который стекались товары и диковинки со всего света, где люди богатели на торговых и банковских сделках, куда устремлялись в поисках пристанища изгои феодальной Европы и где благополучие зажиточных бюргеров соседствовало с удручающей нищетой, связывает прочные связи с художником.

Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), изменивший традицию голландского группового портрета. Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой - члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного исследования.

Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.

Тридцатые годы в жизни Рембрандта были периодом славы, богатства и семейного счастья. Он получал множество заказов, был окружен учениками, страстно увлекся коллекционированием произведений итальянских, фламандских и голландских живописцев, античной скульптуры, минералов, морских растений, старинного оружия, предметов восточного искусства; в работе над картинами экспонаты коллекции нередко служили художнику в качестве реквизита.

Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны; они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом.

В портретах «для себя» и автопортретах художник свободно экспериментирует с композицией и эффектами светотени, меняет тональность цветовой гаммы, облачает свои модели в фантастические или экзотические одежды, варьирует позы, жесты, аксессуары (“Флора”, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.

В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.

Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.

Заказчикам не понравилось, что нидерландский живописец отошел от канонов, которые развивались в 17 веке. Тогда групповые портреты были парадными, а участники изображались анфас без какой-либо статики.

По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.

Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году - болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.

Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. в документах сохранилось мало. Из учеников этого периода известен только Николас Мас из Дордрехта. Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым. Няня Титуса, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться.

В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода: («Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хендрикье у окна» (1655)). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание.

Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос, исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», - именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 годы.

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.

Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.

Рембрандт Харменс ван Рейн умер в октябре 1669 году. Ему было 63 года. Он был стар, болен и нищ. Нотариусу не пришлось тратить много времени на составление описи имущества художника. Опись была краткой: “три поношенных фуфайки, восемь носовых платков, десять беретов, принадлежности для написания картин, одна Библия”.

К артины

Возвращение блудного сына

Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта.

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. Картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне.

Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева – всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь.

1669 год. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками. Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к нам спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. «…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. Вот почему Рембрандта и называют: волшебником. И это не простое ремесло.”

Ночной дозор

Название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль, изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком, из-за чего она сильно потемнела. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта, и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, поэтому и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.

Настоящее название полотна - «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене - штабе городских стрелков. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов - весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они - неизвестно.

Музей – Амстердамский исторический музеи?

Три креста

Один из самых знаменитых офортов Рембрандта, имеет пять состояний. Подписано и датировано только третье, следовательно, остальные Рембрандт считал промежуточными. Пятое состояние – очень редкое, известно только пять экземпляров.

На офорте изображён драматичный момент смерти Христа на голгофском кресте, описанный в евангелиях. В этом офорте Рембрандт в небывалых до того масштабах использовал технику резца и «сухой иглы», что усилило контрастность изображения.

2 декабря 2008 года на аукционе Кристис этот офорт (IV состояние) был продан за 421250 фунтов стерлингов.

Снятие с креста

B 1814 году Александром I y императрицы Жозефины была пpиобретена принадлежавшая ей Мальмезонская гaлерея. Некоторые из картин происходили из известной Кассельской галереи, в том числе «Снятие c креста». Ранее эти полотна являлись собственностью госпожи де Рувер в Дельфте и вместе с другими картинами ее собрания были куплены ландграфом Гессен-Кассельским Лудвигом VII. B 1806 году его галерея была захвачена Наполеоном и подарена Жозефине.

Преемник ландграфа Гессен-Кассельского Лудвига VII, бывший союзник Александра I, предъявил в 1815 году императору требование o возврате захваченных Наполеоном картин. Это требовaние было решительно отвергнуто Александром I, уплатившим за картины деньги и всячески выказывавшим внимание Жозефине ее дочери Гортензии. B 1829 году y Гортензии, носившей в то время титул герцогини Сен-Лё, было куплено тридцать картин, происходивших из Мальмезонской галереи.
Темa «Снятие с креста» имела в европейском искусстве большую иконографическую традицию. Ее высшим достижением считалaсь aлтaрнaя картина Рубенса в антверпенском соборе, широко известная по гравюре Ворстермана.

Творческая мысль Рембрандта бродит где-то рядом с этой трaдицией, используя ее и в то же время постоянно выбирая иные пути. Необычные для предшествующего развития европейского искусства, они в высшей степени характерны для личной творческой манеры Рембрандта недаром « Снятие с креста» внешне так сильно напоминает «Неверие апостола Фомы ».
Рубенс изобразил возвышенную скорбь группы величественных и прекрасных людей o величественном и прекрасном герое; Рембрандт беспокойную массовyю ночную сценy. Многочисленные фигуры то отступают во тьму, то попадают в луч света, и кажется, что толпа движется, живет, горюя о распятом и жалея его мать. B облике людей нет ничего идеального, многие из них грубы, некрaсивы. Чувства их очень сильны, но это чyвства обыкновенных людей, не просветленные тем возвышенным катарсисом, который есть в картине Рубенсa.

Мертвый Христос такой же человек, как они; именно благодаря силе их горя его страдания и смерть приобретают особое значение. Ключом к содержанию картины служит, пожалуй, не столько Христос, сколько поддерживающий его и прижимающийся к нему щекой человек.
C художественной точки зрения дробная, беспокойная композиция уступает и знаменитой картине Рубенса, и некоторым работам самого Рембрандта, исполненным в те же годы. Например, менее значительное по своему содержанию «Неверие апостола Фомы» представляется внешне более гармоничными целостным. Однако в «Снятии с креста» отчетливее выступает присущее Рембрандту понимание библейско-евангельской тематики.

Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать совершенно новую систему художественных средств и приемов. Рембрандт увидел сцену евангельской легeнды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса.

Стремясь к предельной искренности и правдивости изображения, Рембрандт показал около креста тесную толпу людей, потрясенных горем, ищущих родственного единства друг с другом перед лицом страшной смерти. Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. Вторая группа оплакивающих расположена на левом конце пространственной диагонали - женщины благоговейно стелют плащаницу, выполнял свой прямой долг по отношению к умершему. Поддерживаемое стариком поникшее тело Христа - воплощение измученной человеческой плоти - вызывает прежде всего чувство глубокого сострадания.

Еврейская невеста

Одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта. Название ей дал в 1825 году амстердамский коллекционер Ван дер Хоп. Он ошибочно полагал, что на ней изображен отец, дарящий дочери-еврейке ожерелье на свадьбу. Возможно, это заказной портрет, но одежда персонажей явно похожа на старинную, библейскую, поэтому в качестве названия предлагались «Артаксеркс и Эсфирь», «Иаков и Рахиль», «Абрам и Сарра», «Вооз и Руфь».

Саския в образе Флоры

Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно, изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.

В 1633 году Саския ван Эйленбюрх стала невестой Рембрандта ван Рейна. Очаровательный портрет юной Саскии в наряде Флоры является немым, но красноречивым свидетелем этой “поры весны и любви” гениального живописца.

Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу.

Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья и сердечного довольства. Рембрандт любил наряжать Саскию в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда

Музей – Государственный Эрмитаж

С тиль

Глубоко гуманистическое по своей сути и совершенное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Его трактовка сюжетов из Библии, античных мифов, древних преданий и прошлого родной страны как реально осмысленных событий истории человека и общества, глубоко прочувствованных жизненных коллизий конкретных людей открыла путь свободной и многозначной интерпретации традиционных образов и тем.

Л юбовь Рембрандта

Знаменитая муза Рембрандта Саския была младшей дочерью бургомистра города Леуварден. Эта белокожая рыжая красавица выросла в большой и очень обеспеченной семье. Когда девице минуло 12 лет, мать семейства скончалась. Но девушка по-прежнему не знала ни в чем отказа, а когда подошло время, стала очень завидной невестой.

Знаковая встреча художника и юной особы состоялась в доме кузена девушки, художника Хендрике ван Эйленбурга, который к тому же был торговцем антиквариатом. Рембрандт буквально сражен девушкой: светящаяся нежная кожа, золотые волосы… Прибавьте к этому умение вести непринужденную беседу. Шутя, она предложила известному живописцу написать ее портрет. А тому только того и надо: Саския – идеальная модель для рембрандтовских сюжетов в темных и приглушенных тонах.

Рембрандт начинает писать портрет. Он встречается с Саскией не только на сеансах. Изменяя своему принципу, старается бывать на увеселительных прогулках и званых вечерах. Когда работа над портретом была закончена и частые встречи прекратились, Рембрандт понимает: вот та, на которой он хочет жениться. В 1633 году Саския ван Эйленбург стала невестой художника, а 22 июля 1634 года состоялась долгожданная свадьба.

Брак с Саскией открывает художнику путь в высшее общество. Отец-бургомистр оставил любимице колоссальное наследство: 40 000 флоринов. Даже на малую часть этой суммы можно было безбедно существовать долгие-долгие годы.

Счастливые и влюбленные супруги начали обустраивать общий дом. Скоро он стал напоминать музей. Стены украшали гравюры Микеланджело и полотна Рафаэля. Саския была на всё согласна, она очень любила мужа. А тот, в свою очередь, осыпал ее драгоценностями, оплачивал самые изысканные туалеты. И, разумеется, стремился запечатлеть любимый образ. Рембрандт, можно сказать, стал летописцем своей семейной жизни. В первые дни медового месяца супругов был написан знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях».

В 1635 году в семье родился первый сын, но прожил он очень недолго, и это стало для юной матери страшным ударом.

Она долго не хотела расставаться с телом сына, гнала от себя всех, не выпуская из рук мёртвого ребёнка. Несчастная мать ходила с ним по дому, баюкая и называя его всеми нежными именами, которыми она вместе с мужем называла Рембрантуса в первые счастливые дни.

Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Только с ней он чувствует себя человеком: любовь - источник жизни, а любит он одну Саскию, и никого больше.

После смерти Рембрантуса Саския ещё дважды теряла детей при рождении. Лишь четвёртый ребёнок, Титус, появившийся на свет в 1641 году, смог пережить трудные годы младенчества. Мальчик был назван этим именем в память покойной Тиции, сестры Саскии.

Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Появление у художника чисто пейзажных изображений в конце 1630-х годов объясняют иногда тем, что в это время в связи с болезнью жены Рембрандт вместе с ней много бывал за городом. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало.

Саския ван Эйленбург скончалась в 1642 году. Ей было всего тридцать лет. В гробу она выглядела как живая…

В это время Рембрандт работал над знаменитым полотном «Ночной дозор».

Д ом-музей Рембрандта

Художественный музей на улице Йоденбреестраат в Еврейском квартале Амстердама. Музей открылся в 1911 году в доме, который Рембрандт приобрёл на пике славы в 1639 году и в котором проживал до своего банкротства в 1656 году.

За почти 20 лет жизни (с 1639 по 1658 год) на улице Йоденбрестрат Рембрандт успел создать множество прекрасных работ, прославиться, собрать уникальную коллекцию картин и редкостей со всего мира, обзавестись учениками, растратить состояние первой супруги, потерять основных заказчиков, наделать огромных долгов и пустить дом с молотка.

Рембрандту пришлось также распродать большую часть своей роскошной коллекции картин и антиквариата, включающих работы великих европейских художников, римские бюсты императоров, и даже японские боевые доспехи, а также переехать в более скромное жилище. Пережив обеих жён и даже собственного сына, Рембрандт умер в бедности и одиночестве.

Спустя два с половиной столетия, в 1911 году по приказу корлевы Вильгельмины дом был превращен в музей, который, в отличие, к примеру, от музея Ван Гога - это, прежде всего, не картинная галерея, а восстановленные апартаменты великого художника: огромная кухня на первом этаже, приёмная, спальня хозяина и спальня для гостей – на втором, самое большое помещение особняка – студия – на третьем, а на чердаке - мастерские его учеников.

Восстановить интереьер удалось с помощью описи имущества, составленной нотариусом при продаже всего имущества художника с аукциона, и рисунков самого художника, на которых он отобразил своё жилище.

Здесь можно увидеть его личные вещи, мебель 17 века и другие интересные экспонаты вроде красивейшего офортного станка или заморских редкостей.

В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта - 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки, изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей.

Особого внимания требует даже музейный туалет: там можно увидеть рисунки Рембрандта на соответствующую тему: женщину, присевшую в кустах, и мужчину, стоящего в позе, характерной для этого заведения.

Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике обновлено: 13 ноября, 2017 автором: сайт

РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669)– величайший художник, живописец, рисовальщик, офортист, живший в 17 в. в Голландии.

15 июля 1606 в г.Лейдене у зажиточного мельника Хармена Герритса и его жены Неелтге Виллемс ван Зейтбрук родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Мельница находилась недалеко от пересекавшего город Рейна, поэтому Хармена Герритса стали называть ван Рейн, и это добавление к фамилии получила и вся семья.

Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Но обучение продолжилось всего полгода. В 1624 Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Яном Ливенсом открывает свою живописную мастерскую.

В 17 в. в Голландии после победы над Испанией католичество было запрещено, протестантизм не разрешает живописное оформление в храмах. Поэтому церковь, прежде являвшаяся крупнейшим заказчиком живописи, теряет эту роль, а на первый план выступает крупная и средняя буржуазия, состоятельные горожане. Картины, предназначенные для украшения бюргерских домов, должны теперь соответствовать новым задачам. Меняются размеры, появляются новые сюжеты, происходит разделение на жанры живописи, усиливается интерес к бытовому жанру, пейзажу, натюрморту, портрету, складывается тип группового портрета. Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. Большое влияние на его творчество оказал и стиль барокко, зародившийся в 17 в., но изысканность, пышность, подчеркнутая театральность этого стиля была далека от исканий Рембрандта. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в.

Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых, он опускает второстепенные детали (Портрет старого воина , ок. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма , 1626, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина; Меняла , 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов , 1628, Мельбурн, Национальная галерея; Ученый за столом , 1628, Лондон, Национальная галерея; Портрет ученого , 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов.

В конце 1631 Рембрандт, известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Художник передает портретное сходство всех героев, но в отличие от традиций группового портрета, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, здесь все персонажи эмоционально подчинены Тульпу. Картина вызвала огромный интерес, и Рембрандт становится одним из модных молодых портретистов Амстердама.

В 1634 Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. После женитьбы он покупает большой дом. Обставляя дом роскошными вещами, художник создает богатую коллекцию, куда входили произведения Рафаэля , Джорджоне , Дюрера , Мантеньи , ван Эйка , гравюры с произведений Микеланджело , Тициана . Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты.

В 30-е годы Рембрандт – благополучный, удачливый, состоятельный художник, что отражается и в его произведениях. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии , 1633, Дрезден, Картинная галерея; Флора , 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; Свадьба Самсона , 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Он показывает себя веселым кавалером с бокалом вина, который обнимает полуобернувшуюся Саскию, сидящую у него на коленях спиной к зрителю. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара ,1634, Лондон, Национальная галерея; Жертвоприношение Авраама , 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом , 1638, Берлин – Далем; Пейзаж с бурей , 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Это время, когда Рембрандт доводит до совершенства свою технику живописи и графики, придавая своим творениям предельную выразительность и глубину. Изучая традиционные методы письма и подходы к раскрытию тем, он в своем творчестве все более отходит от этих традиций. Вместо гладких, лессировочных мазков, которые наносятся тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх плотного слоя красок и создающих единую живописную поверхность холста, он пишет картины резкими, пастозными мазками, постепенно отказываясь от подробно прописанных деталей.

К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Поместив мифологическую героиню в роскошном алькове богатого бюргерского голландского дома, он виртуозно прописывает бархатный полог, нарядно вышитые подушки, любуется лучами золотистого света, мягкими волнами заливающими прекрасное обнаженное тело Данаи.

Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев после рождения последнего сына, Титуса, скончалась любимая жена Саския (1642), вскоре он лишается матери и сестер. Одним из последних портретов жены был Последний портрет Саскии (1643, Берлин – Далем).

В начале 40-х годов Рембрандт получает заказ от капитана отряда стрелков Франса Баннинг-Кока на большой групповой портрет отряда для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3,87–5,02 м). Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Стрелки, выступающие в поход, выходят из арки здания на освещенную площадь, под развевающимся флагом. Групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой Рембрандт воплощает свое представление о гражданских идеалах. Мнения современников о картине разделились: одни сразу увидели шедевр, другие, в том числе и заказчики, нашли, что картина не отвечает традициям группового портрета. Поэтому ее повесили в другое, более маленькое, не предназначенное для нее место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины. Несмотря на это она является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому персонажу дана острая психологическая характеристика.

50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями. Неудовольствие властей вызывало то, что его гражданской женой становится Хендрикье Стоффельс, бывшая служанка в доме Рембрандта. Художник не мог официально жениться на ней, т.к. по завещанию Саскии Рембрандт при заключении нового брака лишался бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком.

Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью (Портрет Хендрикье в богатой одежде , 1654, Париж, Лувр; Портрет Хендрикье Стоффельс , 1657–1658, Берлин – Далем; образ Марии в картине Святое семейство , 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, также навеян ее чертами).

Рембрандт почти полностью лишается заказов. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Уделяя большое внимание портретам, он делает акцент на раскрытие душевного мира своих моделей: Портрет старушки (1654, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. 1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). К этому же типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик: Автопортрет (ок. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Приобретя в годы финансового благополучия роскошный дом, Рембрандт заплатил лишь половину суммы. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. В кампанию травли художника включаются и родственники Саскии, с которыми еще при жизни Саскии у Рембрандта произошел конфликт, т.к. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Хотя в тот период Рембрандт нажил своим трудом состояние, превышавшее придание его жены, собрал великолепную коллекцию художественных ценностей. Снова церковь выступает с осуждением его сожительства с Хендрикье, их дочь Корнелия объявляется незаконнорожденной. В 1656 по решению суда Амстердамская ратуша объявляет Рембрандта несостоятельным должником, была проведена опись имущества, в 1656–1658 состоялась его распродажа. Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. гульденов. Однако была продана всего за 5 тыс., дом был оценен вдвое дешевле его первоначальной стоимости. Но не все кредиторы были удовлетворены. И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами.

Несмотря на тяжелое положение Рембрандт продолжает писать. В основном это автопортреты, портреты родных (Портрет Титуса , 1660, Балтимор, Собрание Джекобса), снова обращается к образу библейского Давида (Давид перед Саулом , 1657, Гаага, Маурицхейс).

В 1660 Титус и Хендрикье открывают антикварный магазин, куда Рембрандт был оформлен на работу экспертом. И хотя по решению суда вновь написанные Рембрандтом картины должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин. Это позволило семье увеличить свои доходы и купить дом. Вновь художник обращается к автопортретам, к картинам на библейскую тему (Артаксеркс, Аман и Эсфирь , 1660, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина). Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов , 1661, Стокгольм, Национальный музей). Картину (размером ок. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». Но Рембрандт отказался вносить изменения, и заказ был отдан другому художнику. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Синдики, старшины, корпорации цеха суконщиков сидят за столом в официальных черных костюмах. Ясность и уравновешенность композиции, скупость и точность отбора деталей, создание цельного образа группы людей, необычный ракурс, подчеркивающий монументальный характер изображения, торжественность происходящего – все это относит картину к великим шедеврам живописи.

В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). На огромном холсте (260 × 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, освященное великой добротой, принимающего и прощающего сына, – шедевр Рембрандта, мастера, умеющего проникать в душу своих персонажей, и показывать все их переживания на холсте. Это картина о страдании и великой любви.

В феврале 1668 Титус женился на Магдалене ван Лоо, но вскоре скончался. Это нанесло сокрушительный удар Рембрандту, и 8 октября 1669 он умирает на руках своей дочери Корнелии.

Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Оно сказалось на творчестве его учеников, наиболее известные из которых Геррит Доу, Говарт Флинк, Самюэль ван Хоогстратен, Карель Фабрициус, Николас Мас. Оно повлияло и на развитие мирового искусства в целом, хотя было оценено по достоинству спустя многие годы. Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени. Велика эмоциональность его произведений, создаваемая колоритом картин, который построен на сочетании теплых сближенных тонов и тончайшими оттенками цвета. Рембрандт оставил огромное живописное наследие, создавая картины на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи, был великим мастером гравюры и офорта. Центральное внимание в своем творчестве он отводил человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства. Творческая фигура Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства.

Нина Байор

Рембрандт Харменс ван Рейн (барокко)

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.


Возвращение блудного сына (1668-69)


Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначало развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной рдительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и паскаяния.

Возвращение блудного сына (1668-1669)-фрагмент


Даная (1636)



Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука.Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню.Но всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Даная - фрагмент

Артемида (1634)



Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц. Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней. Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием.Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок. Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз. Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой. Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов. В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Авраам и три ангела



К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Автопортрет с Саскией (1636)


Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

Еврейская невеста (1665)



Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других... То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.

Флора


Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.

Фредерик Ригел на коне (1663)



Перед нами типичный парадный портрет. Ригел был преуспевающим купцом, производил бумагу и печатал книги. Богатый типограф сопровождал принца Оранского в 1660 году в Амстердам, и, возможно, портрет был заказан в память об этом событии. С темного холста на нас смотрит человек, восседающий на лошади. Он в дорогой, но не вычурно роскошной одежде. Его лицо излучает ум, властность и чувство собственного достоинства.

Христос и грешница


На полотне изображена встреча Христа и грешницы на заполненном людьми обширном пространстве, безбрежность которого усиливают арочные участки стен, возносящих потолок ввысь. Все погружено в темноту, освещены только фигура Христа и молодой женщины. В этом полотне Рембрандт впервые подошел к нетрадиционному решению библейской сцены, чему с удивительной последовательностью будут подражать другие художники.

Иаков борется с ангелом (1659)


Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете. Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков". Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Ночной дозор (1642)



Это групповой портрет Рембрандта "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга". Картина была написана по заказу Стрелкового общества - отряда гражданского ополчения Нидерландов. В 18 веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале музея. Больше всех пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. (Даже после обрезания картина - одна из самых больших в музее). Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Художник изобразил мушкетеров, которые выходят из темного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Мастерски передана игра света и тени, характерная для стиля великого Рембрандта. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу, и все пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, убегает мальчик. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Кроме 18 заказчиков картины, художник художник заполнил полотно еще шестнадцатью персонажами. Значение этих персонажей, а также множество символов в картине известны только самому Рембрандту.

Ослепление Самсона



Самсон - герой ветхозаветных преданий, наделенный невероятной физической силой. Всю жизнь он мстил филистимлянам за предательство его невесты в свадебный день. Она была филистимлянкой, однако и теперь любовница его - филистимлянка Далила. Филистимлянские властители подкупили ее, чтобы она выведала источник силы Самсона и узнала, где его слабое место. Далила трижды пыталась это выведать у Самсона, и трижды он обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но все-таки в конце концов с помощью женских уловок Далила убедила его в своей любви и преданности, и он открыл ей, что сила его покинет, если остричь его волосы. Она рассказала об этом своим соотечественникам и ночью, когда Самсон спал, они остригли ему волосы. Проснувшись на крик Далилы "Филистимляне на тебя, Самсон!", - он почувствовал, что силы оставляют его. Тогда враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его...Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся Богу молитву, Самсон, вновь почувствовавший свою силу, сдвигает с места два средних столба храма, и с возгласом "Да умрет душа моя вместе с филистимлянами!", обрушивает все здание храма на собравшихся. Так, в миг своей смерти Самсон погубил больше врагов, чем за всю свою жизнь...

Пир Валтасара (1635)



В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам". В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.

Портрет Хендрикье Стоффельс (ок.1659)


После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.

Портрет Саскии в костюме пастушки (1638)


В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. В этой работе художник перенес на холст все то ощущение счастья, которое его переполняло тогда.

Синдики (старейшины цеха суконщиков) - (1661-1662)



Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков - так называемые "Синдики", где скупыми средствами, избежав монотонности, художник создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязи людей, объединенных одним делом и задачами.

Прощание Давида с Ионафаном (1642)


Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнееврейское значение - расставание, разлука.) Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен.

Жертвоприношение Авраама (1635)


Персонажи картины предстают перед нами в сложных ракурсах. От тела Исаака, распростертого на первом плане и выражающего полную беспомощность жертвы, взгляд зрителя обращается в глубину - к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу бога - ангелу. Художник проникновенно передал душевное состояние Авраама, не успевшего при внезапном появлении ангела почувствовать ни радости избавления от страшной жертвы, ни благодарности, а испытывающего пока лишь усталость и недоумение.

Самсон загадывает загадку за свадебным столом (1637)



Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял. В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней. На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день. Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же. Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш. Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.

Слепой Товит и Анна(1626)


Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.

Святое семейство (1635)


Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Вирсавия (1654)



Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер". Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.

Юнона


Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.

Жена Потифара обвиняет Иосифа (1655)


История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие. Еще в родительском доме Иакова и Рахили их любимый сын Иосиф выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой одежде, продают Иосифа в рабство караванщикам, направляющимся в Египет. В Египте Иосиф служит рабом у богатого вельможи Потифара, начальника телохранителей фараона. Потифар доверяет Иосифу весь свой дом, но жена Потифара покушается на его целомудрие, и Иосиф убегает, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара, влюбившись в Иосифа, и не добившись взаимности, обвиняет его в изнасиловании. В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Иосиф толкует их сны, согласно которым хлебодар будет казнен, а виночерпий прощен через три дня. Пророчество Иосифа исполняется, и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода. Фараон назначает доверенным лицом Иосифа, жалует его своим перстнем, дает ему египетское имя, а в жены - египтянку Асенеф, дочь жреца из Гелиополя.

Женщина, купающаяся в ручье


На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.

Аллегория музыки (1626)

Женщина. примеряющая серьги (1654)

Побиение камнями святого Стефана


Поклонение волхвов

Портрет Дирка Яна Пессера (ок.1634)

Портрет Мартье Мартенс Домер

Портрет мужчины (1639)

Семейный портрет (1666-1668)


Портрет старика в красном (ок.1654)

Портрет Титуса (сына художника)

Урок анатомии (1632)


Венера и Амур (1642)

Юная Саския (1633)

После обучения художник вернулся в Лейден, где вместе с другом открыл собственную мастерскую и стал набирать учеников. Позже он переехал в Амстердам и женился на Саскии ван Эйленбюрх, чьи родственные связи способствовали популярности художника и росту гонораров за множество написанных на заказ портретов и художественных произведений.

Как и многие великие художники, Рембрандт не был счастлив в семейной жизни. Трое из четырех детей этой пары умерли в младенчестве. Год спустя после рождения их единственного выжившего сына, в возрасте до 30 лет, умерла и Саския.

Позже экономка Хендрикье Стоффелс часто позировала для портретов Рембрандта. Хотя он был известным художником, в 1656 году пришлось объявить о банкротстве и распродать имущество. В этот сложный период мастер произвел свои наилучшие произведения.

Чему могут научиться фотографы в картинах Рембрандта:

Характерные черты света дают представление о гармоничном соотношении между количеством, направлением и интенсивностью освещения.
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Фотограф может применить это к фотографии.
Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
Свет не полностью заполняет кадр, а ложится лишь в определенной области, требующей освещения.
Удивительная композиция и распределение субъектов в картине вне зависимости от их количества в сцене.
Действия, поза, окружающая среда и застывшее мгновенье дают ясное представление о настроении персонажа.
Интенсивность драматического соотношения между светом и тенью несет понимание значительности состава картины.
Изучение полотен и гравюр Рембрандта это прямой путь к совершенству, оно дает понимание аспектов искусства.