Физика

Психика человека и животных. Отличие психики человека от психики животных. Основные психологические характеристики сознания. Общее понятие психики

Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать "орудие". Абстрактные способы мышления ещё не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за её пределы, абстрагироваться от неё и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Люди не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, а способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть её или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна.

Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живёт в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передаёт его другим людям.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. И человек, и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Если развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики человеческого сознания подчиняется законам исторического развития.

И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения с другими людьми.

Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьётся способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у детей, воспитанных животными, нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая, оставшаяся одна, без стада, всё равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путём использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закреплённое в нём отчётливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит "я" человеку и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный, среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются его мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Всякое нарушение, в результате болезни или по каким-то иным причинам, возможности осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность, рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определённого отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включён человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык, В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык - особая объективная система, в которой запечатлён общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчёт о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой различия психики человека и животных: Горбунова М. Ю., Петровский А. В. и др.

Понятие психики

Психика представляет собой отражение объективной действительности.

Определение

Психика животных – это внутренний мир животного, который состоит из комплекса проживаемых состояний и процессов.

Стадии развития психики животных отображены на рисунке 1.

Рисунок 1. «Развитие психики животных»

Психика человека представляет собой субъективный образ внешнего мира.

Основные этапы развития психики человека представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. «Психика человека в онтогенезе»

Различия психики человека и животных

Основа различий психики и животных лежит в языке. Подробнее об этом писал Л. С. Выготский в своей культурно-исторической концепции.

В целом, разница в языке определяет разницу и в мышлении.

Так, выделяют несколько различий психики человека и животных.

  1. Способность человека к сознательным поступкам.
  2. Способность человека к созданию орудий труда, а также их сохранению. Животные, однако, тоже могут создавать орудия труда, но они используют его лишь в данной конкретной ситуации, не сохраняя для следующей.
  3. Способность человека к передаче общественного опыта.
  4. Более развитая эмоциональная сфера человека.

Рассмотрим различия в психике по А. В. Петровскому.

  1. Различие в мышлении. Животным свойственно, как правило, только практическое мышления, они не способны к абстрагированию
  2. Способность человека к созданию и сохранению орудий труда.
  3. Способность человека к эмпатии.
  4. Условия развития психики, накопление исторического опыта у человека.

  • Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
  • Б) Превосходство новозавет. служения перед ветхозаветным (3,7-4,6)
  • Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных
  • Биологическое загрязнение окружающей человека среды. Карантинные виды растений и животных. Нежелательные интродуценты.
  • Различия:

    Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

    Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

    Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

    Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

    Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

    Сходства:

    Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.

    Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации.

    Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности.



    И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям.

    Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности.

    Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа.

    Животные и человек способны к саморегуляции.

    Особенности психики человека и животного

    Определение 1

    Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, которая опосредована активным отражением признаков объективной реальности.

    Безусловно, психика человека и животного имеют различия, причем значительные. Для человека характерна высшая форма психики – сознание.

    В философии существует материалистическое и идеалистическое понимание психики:

    С материалистической точки зрения психика будет вторичным явлением, производным от материи, потому что материя первична. Психика возникает на определенном этапе развития материи, что является доказательством её вторичности. Материализм понимает психику как свойство организованной материи – мозга.

    С идеалистической точки зрения психика является проявлением нематериальной основы – идеи, поэтому она первична. Идеалисты считают, что психика не является продуктом и свойством живой материи.

    Исследования организма человека и животного показали, что физиология того и другого почти полностью совпадают, но психическое устройство человека значительно отличается от животного. Человек наделен сознанием, которое не проявляется у животных. Сходство психики того и другого вида состоит в том, что общение и человека и животного происходит при помощи движений, мимики, прикосновений.

    Поведение человека и животного усваивается в процессе жизнедеятельности, либо передается по наследству. Человеческая психология связана с воспитанием и обучением, поэтому достигает большего уровня развития. Обучением и воспитанием можно сознательно управлять.

    Психика животного является его внутренним миром, охватывающим восприятие, мышление, память, намерения, сны. Специалисты включают сюда же элементы психического опыта – ощущения, образы, эмоции, инстинкты.

    Инстинкт – это врожденные поведенческие реакции, которые направлены на то, чтобы приспособиться к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей и человека и животного.

    Инстинкты животного могут меняться на разных этапах его развития и характеризуются уже как навык – это действие, доведенное до автоматизма, механическая форма, основанная на инстинкте.

    Инстинктивное поведение связано с интеллектом, под которым понимается совокупность умственных способностей человека и ряда высших животных. По мере развития интеллектуальной деятельности любой поступок приобретает вариантность.

    «Разумное» поведение, связанное с объективными условиями действительности, это тоже часть интеллекта. У животных предпосылкой интеллекта является способность видеть пространственное соотношение предметов. Развитие двигательного аппарата оказывает влияние на развитие интеллекта, особенно важным является развитие руки и зрения.

    Среди животных более разумными считаются дельфины, белые касатки, слоны. Их интеллектуальное поведение приспособлено к условиям окружающей среды.

    У животных, по мнению специалистов, существует форма отражения сложных отношений между отдельными предметами.

    По сравнению с человеком у животного не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Если регуляция поведения животного имеет цель приспособиться к окружающему миру, то для человека отражение мира – это процесс познания мира в связях и отношениях.

    Психика животных

    Наука о психике животных называется зоопсихология, и само это определение подразумевает её наличие.

    Принимается это утверждение не всеми исследователями и доказательство они сводят к тому, что человек, в процессе своего развития приобрел особые качества, каких лишены животные. Другая группа исследователей считает, что животные тоже наделены психикой, развивавшейся в процессе эволюции.

    Животные отличаются от человека не по отсутствию психики, а по её особенностям. Первопричиной психического отражения является поведение. Именно психика направляет активность организма в нужном направлении взаимодействия со средой обитания.

    Психика помогает животному ориентироваться в окружающем мире и строить свои отношения с элементами среды. Классификация форм поведения животных своего развития достигла в начале XX века.

    К основным формам поведения животных И.П. Павлов относил врожденные элементы поведения – ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.

    Г. Темброк все формы поведения разделил на группы:

    • поведение, связанное с обменом веществ (добывание пищи, сон, дефекация и др.);
    • комфортное поведение (уход за туловищем);
    • оборонительное поведение, которое может быть выражено соответствующей позой животного;
    • половое поведение, связанное с размножением;
    • групповое поведение;
    • поведение, связанное с постройкой гнезд и убежищ.

    Способны животные переживать как положительные, так и отрицательные эмоции, но не могут сочувствовать, сопереживать, испытывать наслаждение от красоты природы.

    Мышление имеет тесную связь с речью, но у животных это сигналы по поводу своего эмоционального состояния.

    Деятельность животного связана с биологической потребностью и остается в пределах природных инстинктов. Ограниченными являются и возможности психического отражения действительности, которая их окружает. Они не могут выполнять коллективных действий и не оказывают помощь друг другу. Правда, надо сказать что есть исключения, например, стайное поведение волков – они оказывают помощь друг другу при нападении на добычу. Такое же поведение наблюдается у шакалов и гиен.

    В охоте на добычу реальную помощь оказывают львы, обеспечивая безопасность детенышей и самок.

    Интерес вызывает поведение мелких млекопитающих – они образуют организованные колонии, что дает возможность успешно спасаться от хищников, суть заключается в том, выставленный дежурный при виде опасности издает резкий звук, предупреждая сородичей, таким образом, об опасности. Интересным фактом является то, что звук говорит о том, от кого исходит опасность. Таким образом, животные используют информацию, приобретенную ими в процессе жизнедеятельности.

    Замечание 1

    У животных отсутствуют такие важные психологические процессы как усвоение общественного, коллективного опыта.

    Психика человека

    Психика человека состоит из отдельных подсистем, элементы которых очень изменчивы и иерархически организованы.

    Системность, целостность и нерасчлененность являются основными её свойствами.

    В психике человека выделяют:

    • психические процессы,
    • психические свойства,
    • психические состояния.

    Психические процессы происходят в голове человека и подразделяются на познавательные, регулятивные, коммуникативные.

    Если познавательные психические процессы преобразуют информацию и обеспечивают отражение мира, то регулятивные процессы обеспечивают направленность, интенсивность. Это процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, волевые процессы и процессы контроля.

    Переработка информации, избирательность отражения и запоминания обеспечиваются вниманием.

    Люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, что обеспечивается коммуникативными процессами.

    Для психики характерны свойства с индивидуальной мерой выраженности – это темперамент, характер, способности.

    Психика человека характеризуется психическим состоянием, которое может быть эмоциональным, вызванным радостью, печалью, тревогой, связанным с активностью или пассивностью.

    Тоническое психическое состояние возникает во время бодрости или угнетенности.

    Все психические состояния связаны между собой и могут переходить из одного в другое.

    Только для человека характерен такой уникальный психический процесс как символизация – это замещение одних образов другими, имеющими отдаленное сходство с первичными.

    Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, им осознаются. У каждого человека кроме сознания есть ещё и бессознательное, т.е. первоначальный уровень психики. Представлено оно в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

    Замечание 2

    Человек, таким образом человек является социально-природным существом и похожим на животных, и отличным от них. Природное и социальное начало в его жизни сочетаются друг с другом.

    Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними.

    1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

    Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

    Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

    2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

    Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

    3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

    4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

    И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

    39.Определение Сознания

    Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн). Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.