Менеджмент

«пусть цветет земля!» (игровая программа, посвященная всемирному дню охраны окружающей среды). Экологическая игра "день земли"

Экологический праздник «День Земли»

1. Когда - то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть

Не было полей, ферм, заводов и фабрик.

Не было техники и современных жилищ.

Не было привычной для нас одежды и обуви.

Жизнь людей зависела от капризов природы. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили им гибелью. Наши предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали зависимость от неё.

2. Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность

лягушки: если её посадить в таз с горячей водой, она мигом

выпрыгнет оттуда.

Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то

Лягушка сварится, даже не осознав этого.

В связи с чем именно экологи упоминают эту особенность?

3. Учёные предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнём рваться и возмущаться, но если всё будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого.

4. Как из бутылки вылез джин

И стал сильнее всех,

Так человек - природы сын -

Завоевал успех.

Вначале слаб он был и глуп

Ему был нужен острый зуб

И крепкий коготь, как у льва,

Была же только голова.

5. Сумел он так мозги развить,

Чтоб льва и тигра победить,

И в лес приехав на слоне,

Сказал: «Вы все подвластны мне!»

Но не учёл, что важно знать,

Как надо власть употреблять.

6. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды,

разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов

растений и животных.

7. Ежегодно на нашей планете отмечается особый календарный

праздник: «День Земли».

Этот день-напоминание о проблемах охраны природы.

8. Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы - ЧЕЛОВЕК.

Чтобы мирно мчались годы

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый ЧЕЛОВЕК!

Маршрутный лист команды _________________________

Название станции

Максимальное

количество

баллов

Баллы,

полученные

командой

Экологическая

Ботаническая

Географическая

Зоологическая

Экологическая игра «День Земли»

Станция «Экологическая»

Назовите ваш адрес:

Вселенная

Галактика- ………………

Система - ………………..

Планета - ………………..

Страна - …………………

Город - …………………..

Район - …………………..

Улица - ………………….

Школа - …………………

Назовите животных, уничтоженных человеком

Викторина

«Край, в котором ты живёшь»

1. Какие животные, исчезнувшие в нашей области к началу 20 века, в

настоящее время вновь были завезены и успешно расселяются?

2. Есть ли заповедники на территории нашей области? Назвать.

3. Это хвойное дерево встречается на севере нашей области, шишки на

нём растут не вниз, а вверх, как свечи. Что это за дерево?

4. Какой город самый древний в нашей области? Какие ремесла с ним

5. С каким озером в нашей области связана легенда о невидимом граде

Китеже, где оно находится?

6. Назовите самую маленькую птичку наших лесов.

7. Какой жук самый крупный в нашей области?

8. Как объяснить, что в нашем городе (Нижнем Новгороде) очень часто

на зиму остаются грачи?

9. Какое насекомое, родиной которого является Америка, попало к нам

через европейские страны, и стало бичом одной важной полевой

культуры?

10. Почему нельзя посыпать тротуары солью?

Станция «Ботаническая»

Викторина «Удивительные растения»

1. У какого растения за всю жизнь вырастает всего два листа?

2. Какую тропическую лиану называют плаксой?

3. Какое растение растёт и развивается в кипятке?

4. Какое растение мореплаватели называют «морским сорняком» ?

5. Цветами какого овощного растения украшала себя французская

королева?

6. Какой овощ древние римляне называли «головой»?

7. Из волокон какого растения изготавливали верёвки и канаты при

8. Назовите растения, которые чутко реагируют на загрязнение

атмосферы и могут рассматриваться как природные высокочувст-

вительные приборы?

9. Какое растение индейцы Северной Америки называют

«следом белого человека»?

10. Знаете ли вы народное название известного лекарственного

растения? Попробуйте определить название растения,

употребляемое в ботанике.

Кошачий корень, маун, аверьян - ………………….

Внимательно присмотревшись к порядку изображённых деревьев, вы прочитаете фразу о Земле.

Х А З М Е М И А Л Я К И А К О Р

М Б Ы В Г Т Д А К Ж З А Я К Л

Ж Л Е О Ж Р И В Ч А С Ф Я

Станция «Географическая»

Викторина «Географическая»

1. Назовите самое солёное море?

2. Русский купец, ходивший за три моря.

3. Как называется лошадь, получившая имя в честь русского

путешественника?

4. Страна без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды.

Что такое?

5. Кто первым из русских путешественников обследовал быт папуасов

Новой Гвинеи?

6. Единица измерения солёности морей.

7. Как называется река, приток Волги?

8. Человек, который любит свою родину.

9. Назовите самый ценный на Земле минерал.

10. Назовите самую большую на Земле параллель.

11. Назовите имя первого в мире космонавта.

12. Крупнейший остров на земном шаре.

13. Кто из учёных предположил, что Земля круглая, а не плоская?

14. Небольшие небесные тела, движущиеся в космосе между орбитами

Марса и Юпитера.

Станция «Зоологическая»

Викторина «Кто как разговаривает»

2. Глухарь

6. Журавль

7. Воробей

9. Медведь

11. Свинья

14. Сверчок

Ключ к экологической игре

Животные, уничтоженные человеком

1- Квагга 2- Дронт 3- Морская корова

4- Странствующий голубь

Викторина «Край, в котором ты живёшь»

1. Бобры, кабаны

2. Керженский

4. Городец (роспись, пряники, доски, вышивка)

5. С озером Светлояр в Воскресенском районе.

6. Королёк

7. Жук-олень, обитает в дубравах, занесён в Красную книгу.

8. Рост промышленных предприятий в городах усиливает тепловой

эффект, а пищу птицы находят на городских свалках.

9. Колорадский жук. Картофель.

10. Происходит засоление почвы, что может вызвать гибель многих

растений.

Ключ к рисунку с деревьями

« Земля как и мы такая же живая»

Ключ к викторине «Географическая»

1. Мёртвое море. 270 промиллей.

2. Афанасий Никитин.

3. Лошадь Пржевальского.

4. Географическая карта.

5. Миклухо-Маклай.

6. Промилле.

8. Патриот.

10. Экватор.

11. Юрий Гагарин.

12. Гренландия.

13. Пифагор.

14. Астероиды.

Викторина «Кто как разговаривает»

1. Голубь …….(воркует)

2. Глухарь ………(токует)

3. Утка …………(крякает)

4. Филин ………(ухает)

5. Гусь ……….(гогочет)

6. Журавль ………..(курлычет)

7. Воробей ………..(чирикает)

8. Ворона ………….(каркает)

9. Медведь …………(ревёт)

10. Коза ………..(блеет)

11. Свинья ……….(хрюкает)

12. Комар …………(пищит)

13. Шмель …………(жужжит, гудит)

14. Сверчок ……….(сверчит)

Сценарий предназначен для учащихся начальных классов, будет интересен педагогам дополнительного образования, вожатым-организаторам, воспитателям группы продленного дня.

Цель: прививать любовь к планете Земля.

Задачи:

1) формирование бережного отношения к природным богатствам Земли;

2) развитие творческих способностей, смекалки, спортивных качеств;

3) воспитание ответственного гражданина по отношению к дарам природы.

Место проведения: спортивный или актовый зал.

Ход программы

Ведущий:

Добрый день, девчонки! Добрый день, мальчишки! Добрый день, уважаемые гости и болельщики! И снова мы с вами собрались вместе, чтобы встретить важный день календаря. А кто из вас догадался, какой сегодня праздник?

(ответы детей)

Верно! Именно в этот день – 22 апреля в 2009 году установлено отмечать Международный день Земли.

(под лирическую музыку ведущий читает стихи)

Леса, озера, реки и моря – все это на Земле,

Природа дарит красоту всем людям и тебе.

Ты посмотри, как воздух чист, деревья зелены,

В реке студеная вода, в глухом бору грибы…

Ты береги леса, поля от рубки и огня,

Чтобы жила и процветала матушка Земля.

Наполнен красотой огромный шар земной.

Так пусть наша Земля останется такой!

Итак, встречайте наши команды!

(на сцену под музыку выходят 3 команды в одежде белого, голубого и зеленого цветов)

Сегодня ребята собрались для того, чтобы поспорить и доказать, что же на нашей планете важнее – земля, воздух или вода? Наши команды выбрали тематические названия данным стихиям. Но узнать их мы сможем после того, как они покажут свою «визитную карточку».

(Команды по очереди показывают творческое представление, которое дало бы зрителям подсказку)

Ведущий:

Ну, что же, присутствующие в зале уже, кажется, догадались, что в белых костюмах команда под названием «Ветерок», в голубых одеждах команда под названием «Дождик», ну, а в зеленых костюмах команда под ласковым названием «Травушка». Давайте их поприветствуем громкими аплодисментами и поблагодарим за чудесные представления!

На этом мы не будем останавливаться, а, наоборот, начнем наше путешествие по планете Земля.

(ведущий вращает в это время глобус и указывает на определенное место)

Итак, мы остановились на острове, омываемым океаном. Поэтому и задания будут связаны с водой. Команда «Дождик», вам просто нельзя проигрывать, так как конкурсы будут посвящены именно вашей стихии.

Первое задание интеллектуальное.

Каждой команде необходимо по очереди ответить на 3 вопроса. На обдумывание отводится время – 1 минута. Если кто-то не знает ответа, может ответить другая команда. За правильный ответ присуждается 1 балл.

А за ходом программы будет наблюдать и оценивать происходящее жюри, прошу поприветствовать ______________________________________________

Начнем! Отгадайте загадки, каждой команде по три.

1) Слегка колышется на ветерке,

Течет на просторе.

Один кончик - в роднике,

Другой лежит в море. (Река)

2) Ею наполнены океаны и моря. Она годится для использования на производстве и в хозяйстве, но ее нельзя пить. (соленая морская вода)

3) Назовите водоем, в котором растут клюква, брусника. (болото)

4) Удивительная лента,

Ни минутки не стоит.

Потихонечку журчит

И куда-то вдаль бежит. (ручей)

5) Как жемчужина, но не драгоценный камень, блестит на солнце, но не золото. (капля росы)

6) Что за чудо на дворе: не снежок, и не лед,

А деревья серебром так красиво уберет. (иней)

7) Скажите, как по-другому называют родник? (источник, ключ)

8) Не леденец, а дети так и хотят ее попробовать? (сосулька)

9) Куда толкнула старая ведьма сестрицу Аленушку? (в реку)

Ведущий:

Переходим теперь ко второму заданию - творческому. Каждой команде на альбомном листе за 1 минуту предстоит изобразить при помощи красок рисунок - водный объект, и придумать к нему несколько слов, которые говорили бы о важности воды и охране природы в целом. Итак, первой команде нарисовать реку, второй – родник, третьей – море.

А пока участники заняты творческим процессом, мы с вами поиграем!

Игра со зрителями «Рыбка»

Представьте, что моя рука – это плавающая рыбка. Иногда она плавает на глубине реки, а может и выпрыгивать. Если рыбка выпрыгнет, вы должны ее поймать, хлопнув в ладоши. Будьте внимательны!

Ведущий:

Команды, закончили! Вам слово.

(затем оценивает жюри)

Вот и подошел черед спортивного задания. Конкурс называется «Береги воду». Каждой команде нужно перенести ложками воду из ведра, наполнив свой стакан за 3 минуты. Учитывается большее количество принесенной воды. Внимание, начали!

(проводится конкурс)

Молодцы! Мы определили самую ловкую команду. Теперь вы понимаете о чем речь, когда говорят «Каждая капля дорога». А мы продолжаем путешествие по земному шару.

(ведущий снова вращает глобус)

Ура! Земля! Мы остановились на одном из материков. Команда «Травушка», не подведите свою стихию! Итак, первое интеллектуальное задание. Правила не меняются - я также задам каждой команде по 3 вопроса.

1) Это дерево символизирует силу, мощь, долгие годы, но в грозу притягивает молнию. (дуб)

2) Животное, которое напоминает ежика. (дикобраз)

3) Стоит на одной ножке,

Боится он лукошка. (гриб)

4) Она не живая, но идет,

Совсем не движется, но ведет. (дорога)

5) Топчут - терплю,

Бросают - терплю,

И все равно добротой плачу. (почва)

6) Без начала, без конца,

Нет спины и нет лица.

Ни квадрат, и не овал,

А большой красивый шар. (земля)

7) Растет в поле дом, да с золотым зерном. (колос)

8) Два брата видны друг другу,

А быть вместе не могут. (Берега)

9) По ней все ходят, а ей от этого лучше становится. (тропинка)

Ведущий:

А теперь творческое задание для наших команд! Перед вами на столе находятся разные дары природы (плоды сушеной рябины, листья деревьев, желуди, веточки и пр.). Из них вам нужно сделать бусы. У кого получится оригинальней, тот и побеждает в этом конкурсе!

(жюри подводит итоги)

Молодцы, ребята! Нам пора завершать путешествие по земному шару (вращает ведущий глобус), но что это, ребята! Кажется, это подул ветер! Я все поняла! Это команда «Ветерок» договорилась со своим покровителем – воздухом и не хочет нас отпускать, а желает еще поучаствовать в конкурсах. Ну, что ж, проверим еще раз ваши знания! Слушайте и отвечайте по очереди на вопросы.

1) По полю летает,

Своим свистом пугает.

Деревца ломает,

Травку к земле склоняет. (ветер)

2) Без него, люди и животные не могли бы дышать. (воздух)

3) Быстр как конь, да не он,

Как лес шумит,

И деревья валит. (ветер)

4) С помощью ветра они плывут,

В воздушную даль налегке убегут. (облака)

5) С помощью ветра взлетает он ввысь,

Крепче за нитку его ты держись. (воздушный змей)

6) Нет ни ног, нет и рук,

А калитка стук, да стук. (ветер)

7) На своем пути ломает -

Все срывает и кидает.

Нет пощады от него,

Берегитесь вы его. (Вихрь)

8) Никто его не видит, а жить без него нельзя. (воздух)

9) Не домовой, а в трубе слышен вой (ветер).

Ну и заключительное творческое задание! У каждой команды листочек с заданной рифмой (стучит – кричит, летает – догоняет). Надо составить четверостишие. Учитывается легкость прочтения и смысловая нагрузка.

(Жюри оценивает заключительное задание и подводит итоги конкурсной программы.)

Молодцы! Ребята, несмотря на результаты программы, помните, что для всего человечества одинаково нужны и важны - воздух, вода, и, конечно, родимая земля!

Жизнь планеты в ваших руках,

И об этом вы помнить должны.

В своих мыслях, в своих делах

Оставайтесь Земле верны!

До новых встреч!

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Cанкт - Петербург
Описание материала: Предлагаю Вам сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста. Этот праздник посвящен миру природы. Он помогает развить в детях гуманное, нравственное отношение к природе, сформировать умение и желание сохранять природу.

Цель: создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День Земли.
Задачи:
- формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе;
- желания детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю;
- растить отзывчивых, добрых, милосердных детей.
Предварительная работа:
- разучивание стихов, потешек и загадок о природе;
- беседы на тему экологического воспитания;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественных произведений о растениях и животных.
Оборудование:
- две корзины для мусора,
- мусор (баночки от киндер –сюрпризов, прищепки, палочки, бумага),
- мольберты,
- бумага А4,
- пастель или восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши.
Участники: воспитатели, дети и родители.


Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: Уважаемые гости и ребята, мы рады вас приветствовать на нашем празднике. Уже почти 40 лет во всём мире отмечается День Земли.
В России в этот день устраивают субботники, сажают деревья, убирают мусор, проводят различные акции, призывают решать экологические проблемы.
Ребёнок: Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом!


Воспитатель: Сегодня, предлагаю поговорить с вами о том, как нужно заботиться о нашей планете, что нужно сделать, чтобы красота её не угасла.
Что можем сделать мы дошкольники, чтобы планета цвела и зелена, чтобы воздух был чище, а природа нас радовала.
Дети дают свои ответы.
Ребенок: Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник - День Земли!
Воспитатель: А открыть наш праздник предлагаю с «Веселой зарядки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Воспитатель: Разомнем мы голосок и споем с тобой дружок.
Песня “С нами друг”.
1. С нами, друг – с нами, друг,
Вместе – вместе,
Запевай – запевай,
Песню! – песню!
И тогда – и тогда,
Солнце – солнце,
Улыбнется нам с высоты,
И тогда – и тогда,
Ярко – ярко,
Расцветут на всей Земле цветы.
Припев:
Вместе мы построим дом,
Вместе мы посадим сад,
Вместе пропоем эту песню.
Знают все, что вместе нам,
Знают все, что вместе нам,
Вместе нам всегда интересней!
2. Птицы нас – птицы нас,
Звали – звали,
За собой – за собой,
В дали – в дали,
Но тогда – но тогда,
Кто же – кто же,
По траве пройдет босиком?
Но тогда – но тогда,
Кто же – кто же,
Сад посадит и построит дом?
3. Пусть Земля – пусть Земля,
Кружит – кружит,
Дети все – дети все,
Дружат – дружат.
Мы тогда – мы тогда,
Быстро – быстро,
Под дождем грибным подрастем.
Мы тогда – мы тогда,
Домом – домом,
Землю общим домом назовем.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.


-Летом шубу надевает,
А зимой ее снимает. (Лес.)
- Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в... (лес)!
- Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой, -
Это предметы природы... (живой)
- Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой-... (природой)
Воспитатель: Загадки отгадывать вы мастера, а сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду называть вам свои действия, а вы скажите, правильные ли они. Если поступки будут хорошими, говорите "да", а если плохими - "нет"! (загадки загадываются по очереди детям и родителям)
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет.)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет.)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да.)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да.)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет.)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Нет.)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (Да.)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да.)
Воспитатель: Молодцы, почти все правильно ответили. Сейчас выступят ребята, которые еще раз напомнят вам эти правила. Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Ребёнок: На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!


Ребёнок: Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Ребёнок: Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.
Ребёнок: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Ребёнок: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
Ребёнок: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя мусор.
Воспитатель: Приглашаю поиграть родителей.
Дидактическая игра «Чьи плоды (семена)?»
Желуди растут на …- дубе;
яблоки растут на… - яблоне;
круглая шишка на… - сосне;
длинная шишка у… - ели;
грозди рябины растут на… - рябине;
сережки растут… - на березе, ольхе, иве.
Воспитатель: Спасибо вам, родители. А теперь, давайте, поиграем в игру с детьми. Для этого нужно разделиться на две команды. Цепляемся паровозиком друг за друга, держимся крепче, стараемся не отцепляться.
На полу разбросаны разные предметы, нужно все убрать, чья команда больше предметов соберет, та и выиграла.
Подвижная игра «Уберем мусор».
Воспитатель: Молодцы, теперь мы видим, что вы мусор всегда убираете. Теперь мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. К сожалению, вольно или невольно мы нередко нарушаем эти правила. Поэтому давайте сейчас, попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать ошибок в общении с природой.
Ребёнок: Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
Ребенок: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса,
Мы хотим, чтоб солнце горело,
И березка зеленела.
И под елкой жил смешной колючий ёж!
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Воспитатель: А теперь, давайте, сделаем свою планету Земля, на которой нет мусора. А всегда светит солнце, идет веселый дождик и сверкает радуга.
(дети с родителями делятся на пары и рисуют на шаблонах то, как они видят нашу планету)


Ребёнок: Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Ребёнок: Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Ребёнок: Давайте будем беречь планету!
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
Воспитатель: Приглашаю всех в кружок и немного поиграть. Я бросаю ребенку мяч и задаю вопрос, а он должен поймать и ответить.
Проводится игра с мячом.
- Что мы дарим маме на праздник, их можно нюхать…?(цветы)
- Где живут червячки…?(в земле)
- Кто летает над землей…?(птицы, бабочки)
- Чем мы дышим…? (воздухом)
- Какие животные живут на земле…?(медведи, кошки, лось, собака, конь и т.д.)
- Где растут цветы…?(на Земле)
- Под землей живут…? (Червяки, кроты, жуки.)
- Для чего нужна вода…? (Пить, купаться, поливать растения.)
Воспитатель: Наши мамы и папы тоже не сидели дома без дела, им было дано домашнее задание, подготовить небольшое сообщение или презентацию, как дети отдыхают на природе, берегут ли ее, как относятся к своим братьям меньшим. Так что слово предоставляем родителям, а мы с вами будем строгое жюри.

Цель: познакомить учащихся с Всемирным днём Земли.

Задачи: воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к природе; расширение знаний детей о родном крае; развитие речи учащихся.

Оборудование: плакаты, кроссворд “Лесные животные”, экологические листовки и газеты, рисунки учащихся; аудиокассета “Голоса птиц”, веера (по количеству команд), песочные часы, видеофильм “Родной край”.

Место проведения: учебный класс

Ход мероприятия

Полюбуйтесь - весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

Когда ты идешь по тропинке лесной.
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа-
Давайте же всегда ее беречь.

Учитель: Всегда ли мы ее бережём, и что происходит, когда человек вмешивается в природу? А знаете ли вы, ребята, какой праздник отмечается 22 апреля? Почему мы отмечаем его?

Я вам расскажу. 22 апреля вся планета празднует ДЕНЬ ЗЕМЛИ (на доске плакат). Этот праздник впервые отметили в США, и назывался он ДЕНЬ ДЕРЕВА. Постепенно он превратился в праздник по охране окружающей среды.

В США, в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа - миллионы тонн нефти вылились из скважин. Они погубили множество птиц и животных, погибла растительность, была отравлена вода.

Впервые в России этот праздник стали отмечать в 1990 году. Этот день напоминает всем о том, как важно сохранить жизнь на земле!

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей в природе,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

На фоне видеофильма “Родной край” ученик читает.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Звери, птицы и жуки.
Муравьи и мотыльки
Все, что рядышком со мною -
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Учитель: На занятиях кружка мы с вами много говорили о природе родного края, о животных, растениях, которых надо охранять. Сегодня проведем викторину “МОЙ КРАЙ”. О чем мы будем говорить? Что значит “край”, “область”?

Условия: Соревноваться будут 4 команды. Выберите капитана команды. Каждой команде я буду задавать по одному вопросу. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если у команды готов ответ, капитан поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает ЖЕТОН. Побеждает та команда, которая наберет большее количество ЖЕТОНОВ.

Конкурс № 1 “Кто в лесу живёт?”

Под соснами, под елками.
Лежит мешок с иголками... ёж

Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой.
А в рыжей шубе летом... белка

Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога, раскинув широко... лось

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы... заяц

Конкурс № 2 “Лекарственные растения”

1. Этот декоративный кустарник у нас называют “амурская роза”. Стебель усажен шипами. Цветки крупные, душистые. Из него получают настой, масло и используют плоды. (шиповник)

2. Она растет везде: на пустыре, у заборов и вдоль дорог. Собирают её листья, делают настойки. У неё много жгучих волосков. (крапива)

3. Этот цветок называют так: поповник, солнышек, римская трава. А нам он известен под другим названием. У него золотая серединка и лучи идут кругом. От простуды пьют его отвар или поласкают горло. (ромашка)

4. Если вы натерли в пути ногу - приложите лист этого растения, рана заживет. Его название говорит о месте его произрастания. Индейцы называют его “следы белого человека”. (подорожник)

Дополнительный вопрос: В Амурской области ее очень много. Листочки собирают для изготовления лекарственных препаратов. Это вечнозеленый кустарник. Растет в тундре, хвойных и смешанных лесах. Ягоды - ценный пищевой продукт. (брусника).

Динамическая пауза.

(под музыку)

Идем по лесу (дети на месте шагают)
Наслаждаемся пением птиц.
Дышим глубоко, полной грудью.
Посмотрим направо, посмотрим налево.
Вот грибок, к нему мы нагнемся.
Вышли на поляну.
Полетаем, как бабочки.
Покружимся, как листочки в листопад.

Конкурс № 3 “Пятёрочка”

Напишите за 1 минуту пять названий:

  • 1 команда – грибов;
  • 2 команда – деревьев;
  • 3 команда – зверей:
  • 4 команда – птиц.

Команды зачитывают ответы.

Конкурс № 4 “Гонка за лидером”

Я задаю вопрос, какая команда первой поднимает сигнальную карточку – отвечает.

1. Что птицам страшнее голод или холод? Голод

В лесу, у пня суетня, беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет,
Себе город строит. МУРАВЬИ

З. Зацветает ранней весной, ярко-голубой. ПОДСНЕЖНИК

4. Растет ли дерево зимой? НЕТ

5 .Какая птица не вьет гнезда? КУКУШКА

6. Назовите рыбу-хищницу наших водоемов. ЩУКА

7. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? ЖИРНЫМ

8. Какой лесной зверь сушит на деревьях грибы? БЕЛКА

9. В какое время года бывает листопад? ОСЕНЬЮ

10. Какой страшный зверь любит малину? МЕД ВЕДЬ

11. Есть ли у дерева лишние ветки? НЕТ

12. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. ДЯТЕЛ

Конкурс № 5 “Разгадай кроссворд”

В клетки впишите названия лесных животных. Когда впишите все отгадки, то сможете прочитать название маленького пушистого зверька, который живет в наших лесах и его мех очень ценен. Правильные ответы вам подскажут отгадки на народные загадки:

1 .На свинью похож, а в лесу живет.

2. Всю зиму спит, весной на пасеку спешит.

З. В птичник повадится - жди беды: рыжим хвостом заметает следы.

4. 3убовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

5. Посреди поля белый клубок катается.

к а Б а н
м е д в Е д ь
Л и с а
в о л К
3 А я ц

Учитель: Наша викторина подошла к концу. Подведем итог. Посчитайте количество ЖЕТОНОВ и покажите ответ с помощью ВЕЕРА.

Награждение команд.

Все участники поют на мотив песни “Я шагаю по Москве”, музыка А.Петрова.

А мы идем, шагаем по Земле,
И долго нам идти по ней.
А на Земле растут цветы,
Деревья и кусты.
Беречь природу очень нужно нам,
Чтоб лучше наша жизнь была,
И всех друзей с собой мы позовем,
Зверей и птиц всех вместе соберем,
Природу сохраним!

Дети читают стихотворение и передают друг другу глобус.


И вдруг вздохнул, он как живой.
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!

Ученик 10:

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки
- Ты береги нас, береги!

Ученик 11:

Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
- Ты береги нас, береги!

Ученик 12:

Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
- Я сберегу вас, сберегу!

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня наше мероприятие посвящено Международному дню Земли и дню птиц.

За генеральную уборку

Пора приняться на земле

Что в говорильне нашей толку?

Природа плачет о себе

Сумеют выжить только крысы

Чертополох и таракан

Ворона даже будет лысой!

Приятно ль жить с такими нам?

Эти праздники носят экологический характер, они призваны объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. По традиции в день Земли в течении минуты раздается звон колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней. Начинать нужно с себя и возможно, когда- нибудь человек пересмотрит свое потребительское отношение к природе. Конечно все это впереди, но не нужно забывать, что основа основ – это наши знания. Знания о природе, о земле.

Если мы больше будем знать о природе, то сможем сохранить все живое на земле, весь растительный и животный мир, все парки, сады, заповедники и заказники, важно, чтобы наша земля процветала. Ведь она – наш дом!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей замечательной прекрасной земле и первая станция «Природные явления»

    Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки. (листопад)

    над лесами, над рекой

семицветный мост дугой

если б мог я встать на мост

я б достал рукой до звёзд. (радуга)

3. раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (молния)

    Мышка юркая одна

Пробиралась ночью в норку.

Вдруг, увидев в небе корку

Громко пискнула она:

Кто-то в небо уволок

Сыра вкусного кусок! (месяц)

    на дворе переполох-

с неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина

У неё теперь ангина. (град)

6. Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста.

Только белая кругом пустота.(туман)

Ведущая: нашу Землю называют Зеленой Планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На Крайнем Севере, в тундре, в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

2 станция расскажет нам о обитателях наших лесов и парков. А точнее мы попытаемся узнать их в загадках. Станция «Угадай-ка»

1. Русская красавица

Всем нам очень нравиться

Бела она, стройна

Одежда зелена.(береза)

    Прямо в небо рвутся, ввысь.

Ты внимательно всмотрись.

Не березы, не осинки

Нет листочков, есть хвоинки. (ели)

    Вот бочонок с шапочкой

с дерева упал.

Год прошёл и деревцем

Маленьким он стал. (жёлудь)

    Ветви над рекой склонила

в реку смотрится уныло. (ива)

5. Летом знойным зацветёт-

Сразу пчел к себе зовет

Круглые листочки

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар…

Кто-то дерево узнал? (липа)

    Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы.

Ну, а ягоды вкусней. (рябина)

    Что за дерево растёт?

Снег в июне нам несёт.

Снег же тот не тает.

В воздухе летает. (тополь)

8. Осень тихая настанет.

Дивным деревом то станет

Листья – звезды яркие

Золотые, яркие. (клен)

Цветы. Вы спросите. Какая польза от растений, которые можно лишь созерцать? Так ли уж необходимы они в жизни человека? Но оказывается, что те цветы, которые мы видим на клумбах в парках и скверах, радуют не только наши глаза, они способны излечивать наши недуги. Они помогают справляться с головной болью, останавливают кровотечение, заживляют раны и избавляют от бессонницы. Много чего могут, эти,казалось бы, хрупкие и беззащитные создания. В благодарность люди сложили о них множество красивых легенд и преданий. (легенды о цветах. 1 команда – легенда «Ландыш». 2 команда – легенда «Нарцисс»)

Станция «Волшебный букет»

    Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (ромашка)

    Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок-

И остался стебелёк. (одуванчик)

3. Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький. (подснежник)

4.Кто не прикасается

за того цепляется

привязчивый и колкий

кругом торчат иголки. (репейник)

    В степь пришла весна-

степь желта, красна.

И цветник у меня

Запылал без огня. (тюльпан)

    Лик пахучий

а хвост колючий. (роза)

По дорожке по тропинке

В лес за ними мы пойдем

Если место попадется

То лукошко наберем. (грибы)

Следующая станция «Лукошко грибника»

Узнаем какие знаете грибы.

    Этот гриб нам всем знаком

с кружевным воротником

он стоит на белой ножке

среди травки у дорожки

ярко- красная панама

в белый модненький горох..

я сорвал его для мамы

но она сказала «ох!»

хоть красив твой гриб на вид.

Но для нас он ядовит! (мухомор)

    Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя

Но не ешь сырыми! (сыроежки)

3.очень дружные ребята

У пенька живут …. (опята)

4. Где хвоинок многовато

Поджидают нас.. (маслята)

5. Белая панамка

Бледная …. (поганка)

    Под осиной гриб тот, дети

В ярком красненьком берете. (подосиновик)

Каждый по своему чем-то хорош.

Поганка и ёжик, лягушка и ёж.

Нет ни цветка, ни зверька, ни куста.

Где бы не встретилась нам красота!

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету! Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумывались над этим. Только за последние 2 тысячи лет были полностью истреблены почти 350 видов животных. Страшно подумать, что через каких то 100 лет на планете не будет ни белых медведей, ни амурских тигров.

Станция «Животный мир»

    Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам.

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом. (белка)

2. есть на речках лесорубы

В серебристо- бурых шубах

Из деревьев, веток, глины.

Строят прочные плотины. (бобры)

    Он в пустыне нам поможет

Много дней не пить он может

Если нет вкуснее блюд-

Ест колючки. Он…. (верблюд)

    Ходит- бродит злой разбойник

без дубинки и ножа.

Все в лесу его бояться

Кроме дядюшки – ежа. (волк)

    Я стою, разинув рот

Носом пищу зверь берет

Подхожу к нему с вопросом:

«Вы и воду пьете носом?»

Он отвесил мне поклон

Я сказал: « Чудак вы….(слон)

6. Летом бродит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге

От мороза пряча нос. (медведь)

7.Уж очень вид у них чудной:

У папы- локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обиженна?

Недаром часто злится

На все мамаша…… (львица)

    трав копытами касаясь

ходит по лесу красавец

ходит смело и легко

рога раскинув широко. (Лось)

    Попадать в его объятия

Неприятное занятия.

Лёжа, силы копит он

В кольца сложенный… (питон)

10. Мы слезам его не верим

Называем хищным зверем.

Рыбку мигом проглотил

И заплакал ….(крокодил)

Конкурс «Найди пару» (для капитанов)

1 команда

Из какого произведения эти герои?

1. Жучка «Маугли»

2. Акела «Золотой ключик»

3. Тотоша «Вини-Пух и все-все-все»

4. Артемон «Мойдодыр»

5. Пятачок «Репка»

2 команда

«Кто с кем дружит?»

1. Щука Иван

2. Багира Буратино

3. Горбунок Емеля

4. Мурёнка Маугли

5. Артемон Дарёнка

Игра со зрителями: « Поиграем»

Затеем-ка!

Промолвил….(кенгуру)

Быстрей сходитесь в круг

Пробормотал….(индюк)

Нам вовсе не до игр!

За всех ответил …(тигр)

Уж лучше я уйду-

Воскликнул… (каакаду)

А я уж поскакал!-

Протявкал трус….(шакал)

Жаль поиграть нам не пришлось

Вдруг промычал печально ….(лось)

Ах, ах, оставим эту тему!

Сказал капризно страус… (эму)

Сыграем в следующий раз – всех успокоил…(дикобраз)

Нет, ты меня теперь не трожь!

И я колюч! – профыркал….(ёж)

Конкурс «Растеряшки»

Каждой команде конверт со списком животных и растений. В их названиях «исчезли» слоги. Нужно добавить их и определить предложенных животных и растений.

1 команда 2команда

Пан…(панда) вор…..(ворона)

Газ ….(газель) …….(барсук)

…..вол (буйвол) лис…(лисица)

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Без них нельзя представить жизнь на земле. Кто не слышал пение птиц? Кто никогда не наблюдал за полетом ласточек? Кто не любовался косяками журавлей, улетающих на юг? Навряд ли мы встретим человека, который на эти вопросы ответит: «Я». Птицы приносят много пользы, и о них нужно заботиться.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Приучайте птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Символом мудрости со времен античной Греции является сова, символ храбрости и силы- орел. Не зря двуглавый орёл присутствует в гербе России, а символ США является белоголовый орлан.

Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Учёные назвали эту птицу археоптериксом, что означает в переводе на русский язык «древнее крыло». Она жила в лесах, и скорее всего плохо летала. О птицах написано много книг. Насколько хорошо вы знаете их жизнь, повадки, мы узнаем из ваших ответов.

1 команда

1. Встали братья на ходули

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходули

Им с ходулей не сойти. (журавль)

    Он серенький на вид.

Но пением своим он знаменит. (соловей)

    Днем слепа, ночью зряча.

Мышей ловит, а не кот. (сова)

2 команда

1. Маленький мальчишка

Летом за пахарем ходит

А под зиму с криком уходит. (грач)

2. В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает.

В полях ночует.

Коноплю ворует. (воробей)

    Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко красный галстук мой. (снегирь)

Конкурс «Пословицы о птицах»

    Видно птицу по….. (полету)

    Лучше синица в руке, чем…. (журавль в небе)

    Воля птичке дороже золотой…. (клетки)

    Глупа та птица, которой гнездо своё…. (не мило)

    На чужой сторонушке рад своей ….(воронушке)

    Увидел грача-….(весну встречай)

    Подведение итога.

Победила дружба!

Ребята, наша игра подошла к концу. Сегодня мы еще раз вспомнили неповторимую красоту цветов, грациозных животных, все многообразие форм и красок, которые существуют в природе. Удивительный загадочный мир- природа….

Природа, которая дарит нам золотую, осеннюю листву, пушистый зимний снег, душистые весенние цветы, яркое летнее солнышко. Помните, от того, как вы будете относиться к природе, зависит здоровье, жизнь и благосостояние вас самих, ваших близких и всего человечества. Любите и берегите эту землю, которую ещё называют Матушкой Землей.

За генеральную уборку

Пора приняться на земле.

Что в говорильне нашей толку?

Природа плачет о себе!

Сумеют выжить только крысы.

Чертополох и таракан.

Ворона даже будет лысой!

Приятно ль жить с такими нам?!