Медицина

История африки с древнейших времен. Африка в древности и в средние века Природные зоны и богатства Африки


Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.
В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее знаменитым памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер.

Древняя Африка

В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
На территории современной пустыни Сахары (бывшей тогда благоприятной для обитания саванной) к 4-му тысячелетию до н. э. складывается скотоводческо-земледельческое хозяйство. С середины 3-го тысячелетия до н. э., когда начинается высыхание Сахары, население Сахары отступает к югу, оттесняя местное население Тропической Африки. К середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сахаре распространяется лошадь. На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складывается городская цивилизация (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.
В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Здесь не сложилось культуры бронзового века, и произошёл непосредственный переход от неолита к железному веку. Культуры железного века распространяются как на западе (Нок), так и на востоке (северо-восточная Замбия и юго-западная Танзания) Тропической Африки. Распространение железа способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

Появление первых государств в Африке

По данным современной исторической науки первое государство (южнее Сахары) появилось на территории Мали в 3 веке – это было государство Гана. Древняя Гана торговала золотом и металлами даже с Римской империей и Византией. Возможно это государство возникло значительно раньше, но за время существования там колониальных властей Англии и Франции все сведения о Гане пропали (колонизаторам не хотелось признавать что Гана значительно древнее Англии и Франции). Под влиянием Ганы в Западной Африки появились позднее другие государства – Мали, Сонгаи, Канем, Текрур, Хауса, Ифе, Кано и другие государства Западной Африки.
Другим очагом появления государств в Африке являются окрестности озера Виктория (территория современных Уганды, Руанды, Бурунди). Первое государство там появилось примерно в 11 веке – это было государство Китара. По моему мнению государство Китара было создано переселенцами с территории современного Судана – нилотскими племенами, которых с их территории вытесняли арабские поселенцы. Позднее там появились другие государства – Буганда, Руанда, Анколе.
Примерно в это же время (согласно научной истории) – в 11-м веке, на юге Африки появилось государство Мопомотале, которое исчезнет в конце 17 века (будет уничтожено дикими племенами). Я считаю, что Мопомотале начало существование значительно раньше, и жители этого государства являются потомками самых древних металлургов мира, которые имели связи еще с асурами и атлантами.
Примерно в середине 12 века появилось первое государство в центре Африки – Ндонго (это территория на севере современной Анголы). Позднее в центре Африки появились другие государства – Конго, Матамба, Мвата и Балуба. В процесс развития государственности в Африке начиная с 15 века начали вмешиваться колониальные государства Европы – Португалия, Нидерданды, Бельгия, Англия, Франция и Германия. Если сначала их интересовало золото, серебро и драгоценные камни, то позднее главным товаром стали рабы (и эти занимались страны, которые официально отвергали существование рабства).
Рабов тысячами вывозили на плантации Америки. Только значительно позднее в конце 19 века, колонизаторов стали привлекать природные ископаемые на территории Африки. И именно по этой причине в Африке появились обширные колониальные территории. Колонии в Африке прервали развитие народов Африки, исказили всю ее историю. До сих пор значительных археологических исследований в Африке не проводится (сами африканские страны бедны, а Англии и Франции правдивая история Африки не нужна, также как и в России, в России тоже хороших исследований по древней истории Руси не проводится, деньги уходят на покупку замков и яхт в Европе, тотальная коррупция лишает науку реальных исследований).

Африка в средние века

Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении с севера на юг (в восточной части континента) и отчасти с востока на запад (особенно в западной части) - по мере удаления от высоких цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями. С конца III века н. э. в Западной Африке в бассейнах Сенегала и Нигера развивается западносуданская (Гана), с VIII-IX века - центральносуданская (Канем) цивилизации, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья.
После арабских завоеваний Северной Африки (VII век) арабы надолго стали единственными посредниками между Тропической Африкой и остальным миром, в том числе через Индийский океан, где господствовал арабский флот. Под арабским влиянием появляются новые городские цивилизации в Нубии, Эфиопии и Восточной Африке. Культуры Западного и Центрального Судана слились в единую западноафриканскую, или суданскую, зону цивилизаций, простиравшуюся от Сенегала до современной Республики Судан. Во 2-м тысячелетии эта зона была объединена политически и экономически в мусульманских империях: Мали (XIII-XV век), которой подчинялись мелкие политические образования народов фульбе, волоф, серер, сусу и сонгай (Текрур, Джолоф, Син, Салум, Кайор, Coco и др.), Сонгай (середина XV - конец XVI века) и Борну (конец XV - начало XVIII века) - преемника Канема. Между Сонгай и Борну с начала XVI века усиливались хаусанские города-государства (Даура, Замфара, Кано, Рано, Гобир, Кацина, Зария, Бирам, Кебби и др.), к которым в XVII веке от Сонгай и Борну перешла роль главных центров транссахарской торговли.
К югу от суданских цивилизаций в 1-м тысячелетии н. э. складывается протоцивилизация Ифе, ставшая колыбелью цивилизации йоруба и бини (Бенин, Ойо). Её влияние испытали дагомейцы, игбо, нупе и др. К западу от неё во 2-м тысячелетии сформировалась акано-ашантийская протоцивилизация, расцвет которой пришёлся на XVII - начало XIX века. К югу от большой излучины Нигера возник политический центр, основанный моси и др. народами, говорящими на языках гур (т. н. комплекс Моси-Дагомба-Мампруси) и превратившийся к середине XV века в вольтийскую протоцивилизацию (раннеполитические образования Уагадугу, Ятенга, гурма, дагомба, мампруси). В Центральном Камеруне возникла протоцивилизация бамум и бамилеке, в бассейне реки Конго - протоцивилизация вунгу (раннеполитические образования Конго, Нгола, Лоанго, Нгойо, Каконго), к югу от него (в XVI веке) - протоцивилизация южных саванн (раннеполитические образования Куба, Лунда, Луба), в районе Великих озер - межозёрная протоцивилизация: раннеполитические образования Буганда (XIII век), Китара (XIII-XV век), Буньоро (с XVI века), позднее - Нкоре (XVI век), Руанда (XVI век), Бурунди (XVI век), Карагве (XVII век), Кизиба (XVII век), Бусога (XVII век), Укереве (конец XIX века), Торо (конец XIX века) и др.
В Восточной Африке с X века процветала суахилийская мусульманская цивилизация (города-государства Килва, Пате, Момбаса, Ламу, Малинди, Софала и др., султанат Занзибар), в Юго-Восточной Африке - зимбабвийская (Зимбабве, Мономотапа) протоцивилизация (X-XIX век), на Мадагаскаре процесс государствообразования завершился в начале XIX века объединением всех раннеполитических образований острова вокруг Имерина, возникшего около XV века.
Большинство африканских цивилизаций и протоцивилизаций переживало подъём в конце XV-XVI веков. С конца XVI века, с проникновением европейцев и развитием трансатлантической работорговли, продолжавшейся до середины XIX века, происходит их упадок. Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации.

Колонизация Африки

В античную эпоху объектом колонизации со стороны Европы и Малой Азии была Северная Африка.
Первые попытки европейцев подчинить себе африканские территории датируются ещё временами древнегреческой колонизации 7-5 вв до н.э, когда многочисленные греческие колонии появились на побережье Ливии и Египта. Завоевания Александра Македонского положили начало довольно длительному периоду эллинизации Египта. Хотя основная масса его жителей, коптов, так и не была эллинизирована, правители этой страны (в том числе и последняя царица Клеопатра) восприняли греческий язык и культуру, которая полностью доминировала в Александрии.
Город Карфаген был основан на территории современного Туниса финикийцами и был одной из важнейших держав Средиземноморья до IV века до н. э. После Третьей Пунической войны он был завоёван римлянами и стал центром провинции Африка. В раннем средневековье на этой территории было основано королевство вандалов, а позднее она входила в состав Византии.
Нашествия римских войск позволили консолидировать под контролем римлян всё северное побережье Африки. Несмотря на обширную хозяйственную и архитектурную деятельность римлян, территории подверглись слабой романизации видимо в силу чрезмерной засушливости и непрекращающейся активности берберских племён, оттеснённых, но непокорённых римлянами.
Древнеегипетская цивилизация также подпадала под власть сначала греков, а потом римлян. В условиях упадка империи, активизированные вандалами берберы окончательно разрушают очаги европейской, а также и христианской цивилизации в Северной Африке в преддверии вторжения арабов, принесших с собой ислам и оттеснивших Византийскую империю, всё ещё контролировавшую Египет. К началу VII века н. э. деятельность раннеевропейских государств в Африке полностью прекращается, наоборот, экспансия арабов из Африки имеет место во многих регионах Южной Европы.
Атаки испанских и португальских войск в XV-XVI вв. привели к захвату целого ряда опорных пунктов в Африке (Канарских островов, а также крепостей Сеута, Мелилья, Оран, Тунис, и многих других). Итальянские мореплаватели из Венеции и Генуи также ведут активную торговлю с регионом начиная с XIII века.
В конце XV века португальцы фактически контролировали западное побережье Африки и развернули активную работорговлю. Следом за ними в Африку устремляются другие западноевропейские державы: голландцы, французы, англичане.
С XVII века арабская торговля с Африкой к югу от Сахары привела к постепенной колонизации Восточной Африки, в районе Занзибара. И хотя в некоторых городах Западной Африки появились арабские кварталы, они не стали колониями, и попытка Марокко подчинить себе земли Сахеля завершились неудачно.
Ранние европейские экспедиции были сконцентрированы на колонизации необитаемых островов, таких, как Кабо-Верде и Сан-Томе, а также на основании фортов на побережье как торговых баз.
Во второй половине XIX века, особенно после Берлинской конференции 1885, процесс колонизации Африки приобрёл такой масштаб, что получил название «гонки за Африку»; практически весь континент (кроме оставашихся независимыми Эфиопии и Либерии) к 1900 был разделён между рядом европейских держав: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия. В ходе Первой мировой войны Германия утратила (в основном уже в 1914) свои африканские колонии, которые после войны перешли под администрацию других колониальных держав по мандатам Лиги Наций.
Российская империя никогда не претендовала на колонизацию Африки, несмотря на традиционно сильные позиции в Эфиопии, кроме инцидента в Сагалло, произошедшего в 1889 году.

Вся история Африки состоит из загадок. И хотя этот материк по праву считается колыбелью человеческой цивилизации, ученым очень мало что известно о действительной истории Африки и ее населения.

Много тысяч лет назад Африка выглядела совсем не так как сейчас. Территория пустыни Сахары, например, была саванной, вполне благоприятной местностью для поселения и земледелия и была заселена людьми.

По всей Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, найдено множество предметов быта. Это говорит о том, что люди здесь занимались и земледелием и охотой и рыболовством, а также имели свою культуру.

Именно в то время и зарождалось первое Африки.

Впоследствии когда саванна стала превращаться в пустыню племена и народы отсюда двинулись на юг.

На территориях Африки южнее Сахары также находят остатки древних цивилизаций. Их несколько и они все примечательны своей развитой металлообработкой.

История народов Африки

Судя по находкам археологов добывать и обрабатывать металлы научились тут задолго до того как это ремесло было освоено другими культурами. И известно, что соседи охотно торговали с жителями этих мест, поскольку были заинтересованы в приобретении качественных изделий из металла.

Весь Древний Восток, Египет, Индия и Палестина везли из Африки железо и золото. Даже Римская империя постоянно торговала со страной Офир, как они называли эти богатейшие земли. Конечно, заезжая за товарами древние купцы везли сюда и свои предметы быта, обычаи и легенды, что обеспечивало смешение и других континентов.

История Африки обладает некоторыми современными историческими сведениями, что одним из первых мест в Тропической Африке, где развивалась и формировалась цивилизация была Гана, около 3 века до н. э. Южнее и вокруг нее также складывались свои очаги культур.

Надо сказать что цивилизации, развивающиеся в были не похожи на цивилизации Средиземноморья или Востока. Этим впоследствии воспользовались колонизаторы, объявив их слаборазвитыми и примитивными.

История древнего освоения Африки

Пожалуй, наиболее хорошо изучена и описана из всей Африки это Египетская цивилизация, но и в ее истории остается еще очень много загадок фараонов.

Известно, что здесь пролегали основные торговые пути, и постоянно происходило общение с другими соседними и более отдаленными народами. Каир до сих пор остается самым большим городом в Африке, центром взаимодействия и торговли народов Африки, Азии и Европы.

Гораздо менее изучена древняя горная цивилизация Абиссинии, центром которой в древности был город Аксум. Это территория Большого Африканского Рога. Здесь пролегает древнейший тектонический разлом, рифовая зона, и горы здесь достигают высоты свыше 4000 метров.

Географическое положение страны обеспечивало суверенное развитие с небольшим влиянием других культур. Именно здесь, как показывают исторические исследования и находки археологов, и зародилась человеческая раса, на территории современной страны Эфиопии.

Современное изучение открывает нам все больше подробностей развития человечества.

Культура здесь интересна тем, что данная территория никогда не была никем колонизирована и до сегодняшнего дня сохранила много удивительных особенностей.

В средние века на север Африки пришли арабы. Они оказали сильное влияние на становление культур всей северной, западной и восточной Африки.

Под их влиянием на местности стала быстрее развиваться торговля, появляются новые города в Нубии, Судане и Восточной Африке.

Образуется единая область Суданской цивилизации, простирающаяся от Сенегала до современной республики Судан.

Стали образовываться новые мусульманские империи. К югу от суданских областей формируются свои города из народов местного населения.

Большинство африканских цивилизаций, известных историкам, переживало подъем до конца 16 века.

С этого времени с проникновения европейцев на материк и с развитием трансатлантической работорговли происходит упадок африканских культур. Вся северная Африка (кроме Марокко) к началу 18 века вошла в состав Османской Империи. К концу 19 века, с окончательным разделом Африки между европейскими государствами, наступает колониальный период.

Африка насильно приобщается завоевателями к индустриальной европейской цивилизации.

Происходит искусственное насаждение не свойственных ранее для данной местности образов жизни, взаимоотношений и культур; грабеж природных ресурсов, порабощение основных народов и уничтожение аутентичных культур и исторического наследия.

История Азии и Африки в средние века

К 1900 году практически весь материк был поделен между основными европейскими державами.

Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Испания и Португалия — все имели свои колонии, границы которых постоянно корректировались и пересматривались.

После Второй Мировой войны быстро начался обратный процесс деколонизации.

Но ранее все границы колониальных территорий проводились искусственно, без учета различия народов и расселения племен. После предоставления им независимости почти во всех странах сразу начались гражданские войны.

Власть диктаторов, междоусобные войны, постоянные военные перевороты и как следствие экономические кризисы и растущая бедность — все это было и остается выгодной деятельностью правящих кругов всевозможных цивилизованных стран.

В целом при ближайшем рассмотрении мы можем увидеть, что история Африки и России очень схожи друг с другом.

И та и другая земля была и остается богатейшей кладовой не только природных ресурсов, но и интереснейших и нужных источников знаний аутентичных культур местных народов.

К сожалению, в настоящее время на обеих землях все сложнее отыскать среди остатков сведений о местном населении историческую правду и ценные знания древних великих племен.

В XX веке история стран Африки, также как и России испытали на себе губительное действие социалистических идей и управленческие эксперименты разного рода диктаторов. Это привело к тотальной бедности народов, к оскудению интеллектуального и духовного наследия стран.

Тем не менее, и здесь и там сохранился достаточный потенциал для возрождения и дальнейшего развития местных народов.

Называя Африку южнее Сахары «континентом, не имеющим истории», - а такое выражение можно услышать и в наши дни, - люди, по существу, хотят сказать, что мы, европейцы, все еще позорно мало знаем об истории этой части Африки. Причины такой неосведомленности сложны. Во-первых, в основе нашего понятия «история» лежит, вольно или невольно, нелепый этноцентризм; история для большинства из нас - это история национальная или, в лучшем случае, «европейская», «западная». Если же в наши учебные программы просачиваются какие-либо элементы африканской истории, то их обычно преподносят под старомодной рубрикой «европейской экспансии». Во-вторых, что касается истории Западной Африки, то письменные памятники, относящиеся к средневековому периоду ее истории, скажем до 1500 года нашей эры, основываются почти полностью на арабских источниках.

Но в своей работе арабисты нечасто проявляли интерес к Африке, расположенной южнее Сахары. В то же время лишь немногие африканисты - большинство их составляли французы, либо африканцы, воспитанные во французских традициях, - обладали специальной подготовкой, необходимой для работы над арабскими историческими памятниками и документами. Наконец, следует признать, что все мы в той или иной степени продолжаем оставаться жертвами влияния колонизаторской идеологии. Нам бывает трудно осознать, что народы Африки обладали своей собственной самобытной цивилизацией еще за много веков до того, как в конце XV столетия португальцы, а затем и другие европейцы начали навязывать народам Африки свою культуру.

На самом же деле цивилизация - и исключительно интересная - существовала в Африке по крайней мере с VIII века. Она развивалась в районе, известном среди арабов под названием «билад аль-судан» (буквально - «страна черных людей»); название это условно применялось по отношению к широкой полосе саванн, протянувшейся южнее Сахары от Атлантического океана до Красного моря. Крупнейшие государства Западного Судана - Гана, позднее Мали (в верхнем течении Нигера), Гао, расположенное у излучины Нигера, Канем и Борну (в районе озера Чад) - имели ряд общих характерных черт. Своим благосостоянием эти государства обязаны, прежде всего, тому, что они контролировали торговые пути, ведущие через Сахару. Пользуясь этими путями, государства Западного Судана вывозили в Северную Африку и далее в Европу добывавшееся в больших количествах золото, а также рабов, слоновую кость, орехи-кола. В обмен они получали медь, каури - раковины, заменяющие деньги, ткани, лошадей, крупный рогатый скот, бусы.

В этих государствах развились сравнительно централизованные формы управления при господстве династий обожествляемых царей. Династии эти в большинстве случаев сохранялись удивительно долго (династия Сефава в государстве Канем, известном позднее под названием Борну, удерживалась в течение тысячелетия - приблизительно с середины IX до середины XIX века). В государствах Западного Судана существовала сложная иерархия чиновников, тесно связанных с царским двором, жизнь которого проходила согласно тщательно разработанному придворному церемониалу. Были созданы и значительные вооруженные силы. Административная система этих государств обеспечивала в обычных условиях охрану общественного порядка и взимание налогов в отдаленных провинциях.

Начиная с XI века царские семьи и правящие слои этих государств переходят в мусульманство. Ислам либо насаждался в принудительном порядке под нажимом альморавидов, либо распространялся путем мирного проникновения мусульманских миссионеров из Северной Африки. В результате распространения ислама, а также развития связей между государствами Западного Судана и обширным мусульманским миром - эти связи проходили через такие крупные культурные центры, как Фес, Тлемсен, Тунис, Каир и Мекка, - в Западной Африке возникли и свои центры науки. Первое место среди этих центров принадлежит городам Тимбукту и Дженне.

До того как в конце XVIII - начале XIX веков в глубь Западной Африки проникли шотландец Мунго Парк, а вслед за ним Горнеман, Денхэм и Клаппертон, Лайинг и Кайе, Европа почти не сталкивалась с цивилизациями Западного Судана. Отсюда - наша зависимость при изучении истории суданских государств от арабских источников. К ним относятся не только труды арабских географов и историков (начиная с IX века), но и записи местных западноафриканских историков и летописцев, получивших образование в таких центрах, как Тимбукту. К числу источников относятся и немногочисленные арабские надписи, дошедшие до нас.

Откуда, например, нам известно, что правящие династии государств Гана, Мали (или Кангаба, как оно называлось в те времена), Гао и Канем приняли мусульманство в XI веке? Частично из литературных источников. Ибн-Хальдун, крупный тунисский историк, социолог и философ XIV века, дает краткое описание захвата Ганы альморавидами в 1076 году. Что же касается государства Гао, то свидетельства историков подкрепляются несколькими замечательными надгробными памятниками, открытыми в 1939 году в нескольких километрах от Гао.

На этих памятниках, установленных на могилах членов царской династии Гао, вырезаны арабские надписи. Наиболее раннее надгробие датировано 494 годом хиджры по мусульманскому летосчислению (1100 год нашей эры), наиболее позднее - 663 годом хиджры, то есть приблизительно 1264-1265 годами. Надписи на самых древних надгробиях тщательно выгравированы знаками куфического алфавита. Стиль этих надписей навел профессора Соваже на мысль, что они исполнены мастерами- художниками из Альмерии, города в Южной Испании. Соваже высказал предположение, что мастера-каменотесы или даже просто готовые надгробные плиты доставлялись на верблюдах через всю Сахару. Другие надгробия выполнены, несомненно, местными ремесленниками. Приводим перевод одной из таких надгробных надписей:

«Все на земле обречено на уничтожение. Здесь находится могила могущественнейшего благородного царя, поборника истинной религии; он верил в Бога, он выполнял веления Бога, он сражался за дело Божие. Мама, сын Кма, сына Аи, известный под именем Омар ибн-аль-Хаттаб. Да будет милосерден к нему Бог. Бог призвал его к себе в воскресенье, 17 мухаррема, 514 года хиджры (18 апреля 1120 года)».

Строка из Корана, которой начинается эта надгробная надпись, применение туземных сонгайских имен (сонгаи - народ государства Гао) рядом с мусульманскими именами, очевидность торговых и культурных связей между Западным Суданом и Южной Испанией в течение периода владычества альморавидов - все это подкрепляет выводы историков о том, что распространение ислама в этом районе относится именно к XI веку.

С IX века в трудах арабских географов и историков появляются ценные сведения о государствах Западного Судана. Так, например, Якуби, писавший приблизительно в 872 году, приводит сообщения о государствах Гана и Канем. Из его описаний мы знаем, что в Северную Африку из Ганы вывозили золото, а из государства Канем - рабов, используя для этого торговые пути, ведшие в Феццан. Багдадец Ибн-Хаукаль, путешествуя в первой половине X века, побывал в сахарском городе Аудогаст, расположенном на окраине государства Гана. Аль-Бекри, повествование которого «Масалик ва мамалик» («Пути и государства») относится приблизительно к 1067 году, вскоре после завоевания Англии норманнами, был хорошо осведомлен о жизни государств Западного Судана, несмотря на то что большую часть жизни он провел в мусульманском государстве Кордова (Южная Испания).

Аль-Бекри дает классическое описание государства Гана в период расцвета, до завоевания его альморавидами. По словам аль-Бекри, столица государства Гана состояла из двух поселений, расположенных на расстоянии шести миль одно от другого, - языческого города, в котором жил царь, и мусульманского города. В мусульманском городе было двенадцать мечетей. Царь появлялся перед народом на дворцовой площади. Он восседал на троне, вокруг которого были расставлены царские скакуны, покрытые шитыми золотом попонами. У ног царя лежали его собаки. Царя окружала пышная свита: телохранители со щитами и копьями с золотыми наконечниками, сыновья подвластных царю князей, царские визири, в большинстве мусульмане, а также правитель города. В царской армии насчитывалось 200 тысяч воинов, 40 тысяч из них составляли лучники. Царю принадлежала монополия на золотые самородки; он же распоряжался использованием золотого песка в качестве денег.

Эти свидетельства арабских историков подтверждаются изысканиями современных археологов. Например, историк XVI века Махмуд Кати, живший в Тимбукту, сообщает, что столица государства Гана называлась Кумби. Раскопки, проведенные недавно археологами Мони и Томассеем в Кумби-Сале близ современного города Ниоро во Французской Западной Африке, приблизительно в 300 километрах к северу от Бамако, обнаружили остатки того мусульманского города, о котором сообщал аль-Бекри: добротные каменные дома, мечеть, а за чертой города - надгробные памятники.

В некотором отношении наиболее ценными из всех арабских источников являются дошедшие до нас из первых рук сообщения двух - насколько мне известно, только двух - арабских путешественников-писателей, которые много путешествовали по Западному Судану. Это Ибн-Баттута и Лев Африканский. Оба они были замечательными людьми своего времени. Мухаммед ибн-Абдуллах Ибн-Баттута родился в Танжере в 1304 году. Большую часть своей жизни Ибн-Баттута посвятил путешествиям по странам современного ему мусульманского мира. Он побывал в Малой Азии, Хорасане, Индии, Китае и Индонезии, а также и в Западной Африке, которой он достиг в 1352 году. В то время Западный Судан входил в состав государства Мали. Ибн-Баттута дает весьма интересной, живое описание некоторых сторон организации этого государства.

«Негры имеют замечательные качества. Они редко бывают несправедливы и испытывают большее отвращение к несправедливости, чем любой другой народ. Их султан не щадит никого, кто провинился. В их стране господствует полнейшая безопасность. И путешественник, и местный житель могут не бояться воров и грабителей… Народ тщательно соблюдает часы молитвы… По пятницам, если мужчина не пришел в мечеть рано, он не найдет себе уголка для молитвы, столь велико число верующих… Другая их добрая черта - привычка надевать по пятницам чистые белые одежды. Если даже человек так беден, что имеет лишь одну-единственную старую рубашку, он старательно чистит и стирает ее, отправляясь на молитву в пятницу. Они усерднейшим образом заучивают наизусть стихи из Корана…»

Лев Африканский, известный первоначально под своим полным именем аль-Хасан ибн-Мухаммед аль-Ваззан аз-Зайяти, родился в Гранаде, в Испании, около 1490 года. В семнадцатилетнем возрасте он сопровождал своего дядю, отправившегося по поручению султана Марокко с дипломатической миссией ко двору Мухаммеда Аскиа, властителя империи Гао, которая к тому времени заняла место государства Мали и стала самой сильной державой Западного Судана. Позднее Лев Африканский предпринял новое путешествие по Африке южнее Сахары. Приблизительно в 1518 году он был захвачен сицилийскими корсарами и передан римскому папе Льву X. Папа в 1520 году крестил пленника и дал ему свое имя, назвав его Иоганном Львом де Медичи.

В Риме Лев Африканский написал свое знаменитое «Описание Африки», впервые изданное на итальянском языке в 1550 году. В течение двух последующих столетий Европа черпала в труде Льва Африканского основательную, хотя и значительно устаревшую, информацию о государствах и народах Западного Судана. Сообщения Льва Африканского о расцвете торговли и духовной жизни города Тимбукту и других центров государства Гана во времена их могущества до сих пор не утратили своей ценности: «В Тимбукту, - пишет Лев Африканский, - много судей, врачей и священнослужителей. Все они назначены царем. Он высоко ценит ученых. В Тимбукту продают много рукописных книг, привезенных из страны берберов. Торговля книгами приносит больше прибыли, чем все другие отрасли торговли».

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)
21.19. Африка

Более трехсот лет после 1500 года прямой контроль Европы над Африкой ограничивался несколькими фортами и факториями вкупе с небольшой группой поселений в районе мыса Доброй Надежды. Крупной проблемой, с которой столкнулся континент, особенно юг Сахары, являлась очень низкая численность населения — в 1900 году в Африке проживало лишь около 100 млн человек. Это, в сочетании с плохими коммуникациями и массой заболеваний означало, что социальной и экономической базы для построения развитых политических структур здесь не существовало. Когда в конце XIX века европейцы стали оказывать более действенное влияние на Африку, оно быстро разрушило все существующие здесь структуры. Впервые в мировой истории Африка, за исключением северных районов вдоль побережья Средиземного моря, оказалась под управлением внешних держав.

В Западной Африке влияние работорговли в течение XIX века уменьшалось, и постепенно стали продаваться не столько люди, сколько иные товары — в особенности пальмовое масло. Британцы контролировали район вокруг реки Гамбия, а также колонию Сьерра-Леоне (там селили освобожденных рабов), а также поселения на Золотом Берегу и дальше на восток в Лагосе. В руках португальцев находилось несколько островов и колония Луанда на материке, у французов были Сен-Луи в Сенегале и Либревиль (основанный в 1849 году). В 1822 году Соединенные Штаты основали колонию Либерия для того, чтобы оправлять туда свободных чернокожих, поскольку американцы не хотели, чтобы они жили в Америке, в 1847 году Либерия стала полностью независимой.

В начале семидесятых годов XIX века британцы двинулись с Золотого Берега вглубь страны и напали на царство Ашанти, уничтожив его столицу Кумаси, а затем отступили обратно к побережью, чтобы не связывать себя никакими обязательствами. Главной силой в этом регионе в данный период являлся халифат Сокото, основанный в 1817 году и представляющий собой свободный альянс примерно тридцати «государств», которые управлялись исламскими законами и признавали главенство центрального правителя в Сокото. Это было последнее крупное рабовладельческое государство в мире. Далее на востоке войска Египта продвинулись на юг в Судан, но очень скоро он был захвачен британцами (номинально став англо-египетской территорией).

В Южной Африке в начале XIX века почти постоянно велись боевые действия среди народностей языковой группы нгуни, что привело к возвышению в племени мтетва ранее незначительного вождя Чака, основавшего царство Зулу. Хотя в 1828 году он был убит, царство, в котором доминировали военные вожди, сохранилось в качестве крупной региональной державы. Столь же важным стало создание царства Свази к северу и западу от Зулу и царства Ндебеле на юго-западе современного Зимбабве, где вожди, сбежавшие на север от зулусов, с сороковых годов XIX века правили местным народом Шона.

Главное давление на эти царства шло с юга — после того, как британцы в 1806 году захватили голландскую колонию на мысе Доброй Надежды. В 1838 году, перед отменой рабства в Британской империи, численность рабов, живущих в этой колонии, достигла пика, превысив 40 000 человек. Даже после отмены рабства черные неквалифицированные рабочие оставались лишь наполовину свободными, а с 1828 года британцы ввели в регионах восточнее мыса Доброй Надежды строгую национальную сегрегацию. Это оказалось невыносимыми для многих белых бедняков, особенно для фермеров голландского происхождения (африканеров). Они начали переселяться на север, в район Оранжевой реки, а к сороковым годам XIX века — в Трансвааль, чтобы избежать того, что они считали «расовым равенством».

Африканеры успешно добились независимости, но их государства оставались очень маленькими: даже к 1870 году в Оранжевом Свободном государстве и Трансваале по-прежнему проживало лишь 45 000 белых. Далее на востоке медленно росла британская колония Наталь (зулусы десятилетиями продолжали представлять для нее серьезную угрозу), но в целом на юге Африке не происходило серьезных изменений до открытия в 1867 году огромных алмазных месторождений в Кимберли. Дохода с них было достаточно для финансирования самоуправления небольшой белой общины на мысе Доброй Надежды.

В конце семидесятых годов XIX века британцы попытались подчинить своему контролю две лежавшие севернее бурские республики, но потерпели неудачу. В девяностые годы XIX века растущая добыча минеральных богатств в Трансваале побудила британцев предпринять более решительные действия. Они смогли спровоцировать войну — хотя на то, чтобы подавить сопротивление буров, им потребовалось три года. В конечном счете бурские республики были включены в состав контролируемого белыми Южно-Африканского союза, созданного в 1910 году.

В Восточной Африке значительные изменения произошли в начале XIX века, после изгнания португальцев и установления здесь правления исламской династии Омани. В 1785 году мусульманские правители взяли под контроль Кильву, а в 1800 году — остров Занзибар. Теперь все порты на материковом побережье находились под властью султана Занзибара. Во внутренние районы были открыты торговые пути, основными предметами торговли являлись слоновая кость и рабы. Примерно 50 000 рабов в год отправлялись в район Персидского залива и в Месопотамию, на самом острове Занзибар насчитывалось около 100 000 рабов — примерно половина населения. Они в основном занимались выращиванием гвоздики для сбыта в Европе.

Во внутренних районах Африки существовавшие здесь государства упорно отказывались от внешних контактов — к 1878 году Руанда позволила лишь одному арабскому купцу поселиться в стране. В других местах, особенно в районе Великих озер, внешнее влияние было гораздо сильнее. Давно существовавшее царство Буганда рухнуло, не выдержав внешнего давления, местная экономика быстро трансформировалась под влиянием активной торговли: примерно на 600 миль к побережью перегонялся скот на продажу; в том же направлении шли караваны, везущие слоновую кость и рабов, навстречу им с побережья привозили новые продукты.

Как и в прошлом, царство Эфиопия по большей части оставалось свободно от этих влияний. Примерно с 1750 по 1850 год его трудно было назвать организованной политической единицей — в нем правили местные военачальники. Оно воссоединилось лишь в начале семидесятых годов XIX века при правлении Йоханнеса IV. Он и его преемник Менелик (который правил до 1913 года) превратили Эфиопию в серьезную региональную державу. Новой столицей стал город Аддис-Абеба, что отражало продолжение передвижения центра государства на юг, шедшего уже в течение 1500 лет.

В 1896 году у Эфиопии хватило сил отразить нападение итальянцев, и она одержала безоговорочную победу в битве при Адуа. Она тоже стала империей — и Италия признала ее полную независимость. С 1880 по 1900 год размер Эфиопии утроился, она получила контроль над Тигре, несколькими районами Сомали, Огаденом и Эритреей, где под ее управлением находились совершенно различные группы населения, ранее формировавшие ядро старого царства.

Разделение Африки между европейскими державами отражало внутреннее давление со стороны Европы, а не действие каких-либо факторов, существовавших в пределах самой Африки. До семидесятых годов XIX века прибрежные форты и фактории европейских держав всего лишь контролировали торговые пути к внутренним районам континента. Лишь несколько регионов были официально разделены между колониальными странами, и за исключением района мыса Доброй Надежды (который климатически подходил для заселения европейцами) все они лежали вдоль южного берега Средиземного моря — области, крайне важной для европейских государств. Франция в 1830 году захватила Алжир, а в 1881 году — Тунис, британцы господствовали в Египте (хотя французы года никак не могли с этим смириться вплоть до 1904 года).

Раздел территории Африки к югу от Сахары явился результатом обычного для европейских держав страха, что если кто-то из них не добьется признания своих собственных зон контроля, эти зоны будут захвачены соперниками. Договоренности о значительной части этих разделов удалось добиться на конференции в Берлине в 1885—1886 годах (американцы тоже участвовали в ней и добились права свободной торговли в ключевых районах). Французы получили значительную часть Западной Африки, но при этом британцы расширили свои колонии на Золотом Берегу и в Нигерии. Южная Африка стала в основном британской, как и немалая часть Восточной Африки. Германия получила свои первые крупные колонии — Камерун, Юго-Западную Африку и Восточную Африку (позднее Танганьика). Португальцы значительно расширили свою империю, получив Анголу и Мозамбик. Бельгийскому монарху было отдано Конго в качестве его частного владения, и оно стало принадлежать собственно Бельгии лишь в 1908 году, после двух десятилетий на редкость скверного управления, разграбления ресурсов и варварского обращения с населением. За время правления бельгийского монарха в Конго погибло около 8 млн африканцев.

Дипломаты, начертив линии на карте, создали колонии — но при этом совершенно не приняли во внимание реальную ситуацию в Африке. Люди из близких национальных групп оказались разделенными, а племена, сильно отличающиеся друг от друга, собраны вместе. Но в Африке карты вообще значили мало, а колониальное правление еще только утверждалось — этот процесс включал десятилетия войн. В период с 1871 года до возникновения Первой мировой войны французы, британцы, немцы и португальцы вели боевые действия только в ходе колониальных войн. Несмотря на это, полностью контролировать свои колонии они все же не могли. В 1900 году в Западной Африке был подавлен последний крупный бунт народности ашанти, но лишь тремя годами ранее британцам пришлось оставить значительную часть внутренних районов Сомали и ограничить свое влияние прибрежной полосой (это положение не менялось до 1920 года). В Марокко к 1911 году французы контролировали лишь восточные районы и побережье Атлантического океана, им потребовалось еще три года, чтобы завоевать Фес и горы Атлас. В 1909 году испанцы потерпели поражение, когда попытались распространить контроль за пределы своих прибрежных анклавов. Хотя итальянцы в 1912 году отобрали Ливию у турок, они контролировали здесь немногим более чем прибрежную полосу.

Даже когда завоевание и умиротворение («пацификация» — любимое слово европейцев) были завершены, европейские державы столкнулись с серьезной проблемой: они одновременно оказались и сильны, и слабы. Они были сильны потому, что, в конечном итоге, могли мобилизовать огромную военную мощь — но слабы из-за того, что в любой своей колонии обычно имели лишь ограниченные вооруженные силы и раскиданную по разным местам администрацию.

Карта 73. Африка в начале XX века

В Нигерии у британцев было 4000 солдат и столько же полиции, но в этих формированиях все, за исключением 75 офицеров, были африканцами. В Северной Родезии (Замбия) — территории величиной с Британию, Германию, Данию, Швейцарию и страны Бенелюкса вместе взятые — британцы имели лишь плохо снаряженный батальон из 750 африканцев под командованием 19 британских офицеров и 8 сержантов. В начале XX века французские силы в Западной Африке (население которой составляло 16 млн человек, проживающих на территории в четырнадцать раз превышающей размер Франции) состояли из 2700 французских сержантов и офицеров, 230 переводчиков, 6000 вооруженных африканских gardes civiles, 14 000 солдат африканских войск и одного батальона, укомплектованного исключительно французами.

Gardes civiles — гражданская гвардия. (Прим. перев.)

Европейская администрация в колониях являлась столь же малочисленной: в 1909 году у британцев в регионе Ашанти и Золотого Берега имелось по пять чиновников на полмиллиона местного населения. За исключением нескольких стран, таких как Алжир, Южная Африка, Кения и Южная Родезия, европейского заселения здесь почти не существовало. В 1914 году в Руанде проживало лишь девяносто шесть европейцев (включая миссионеров). Таким образом, чтобы управлять этими колониями, европейцам приходилось полагаться на группы коллаборационистов, которые правили от их имени на местном уровне. Иногда, как в случае с Бугандой, местным правителям была предоставлена почти полная свобода действий. В Северной Нигерии структуры хауса (государств народа фулани) с преимущественно городским населением, развитой бюрократией, судами, фискальной системой и образованной элитой были просто включены в имперские структуры.

В начале XIX века в результате восстания фулани (фульбе) под руководством Османа дан Фодио власть в большинстве государств Хауса перешла к родовой знати фулани. (Прим. перев.)

В других местах процесс оказывался более трудным, и часто знатные местные жители назначались оплачиваемыми «вождями» для управления искусственно созданными «племенами».


Именно в Африке были найдены останки древнейших видов человеческой расы, что предполагает, что африканский континент является родиной первых людей и цивилизаций. По этой причине Африку иногда называют колыбелью человечества.

Самая ранняя история континента связана с долиной Нила, где развивалась знаменитая цивилизация древних египтян. У египтян были хорошо спланированные города и развитая культура, кроме того, они также изобрели систему письма – иероглифы, благодаря которым они записывали свой ежедневный быт. Все это происходило примерно в 3000 г. до н.э.

Большую часть времени народы Африки были представлены королевствами, объединенными по племенному типу. Каждое племя говорило на своем языке. Даже сегодня сохраняется подобный социальный уклад.

Средние века

После смерти пророка Мухаммеда, исламские воины неоднократно совершали налеты на разные области континента, захватив большую часть Северной Африки к 711 г.н.э. Затем последовала череда внутренних междоусобиц, из-за вопроса о преемнике пророка. Данные разногласия привели к постоянным воинам за власть, и в разные времена разными регионами Африки руководили разные лидеры. К 11 веку ислам распространился и на южную часть континента, по итогам чего одна треть всего населения Африки стали мусульманами.

Контакт с Европой

На протяжении 19 века разные африканские королевства стали устанавливать контакт с Европой. Именно в этот период произошел значительный рост темпов колонизации Африки, и рабы из разных регионов были отправлены на работу в колонии и на плантации, в частности, в Америку. По большей части, европейцы контролировали лишь прибрежные регионы Африки, во внутренних же регионах континента контроль оставался за местными правителями и исламистами.

Народы Африки принимали участие в обеих мировых войнах. После Второй мировой войны власть европейцев ослабела, и африканские колонии стали требовать свободу. Сильным катализатором в данном вопросе послужила успешная борьба Индии за свою независимость. Но даже после того, как многие государства добились свободы, впереди их ждали более суровые испытания, в виде массового голода, гражданских войн, эпидемий, и политической нестабильности. Даже сегодня многие африканские страны испытывают эти же трудности.