Экономика 

О проекте. Цифровая образовательная среда – это… Что такое цифровая образовательная среда

Алла Носкова, основатель и генеральный директор Postupi.online, edumarket.ru, eduhh.ru, приняла участие в проектно-аналитической сессии приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС)». Она попыталась разобраться, что несет этот проект для бизнес-сообщества в большей степени: угрозы или возможности.

Что делает государство в edutech-сфере

Информация, которая появлялась в различных источниках, была противоречива и могла создать впечатление, что государство планирует жестко регламентировать отрасль онлайн-образования. Такая регламентация в итоге может привести к бессмысленности коммерческих инвестиций в эту отрасль. Только в ближайший год государство направит на реализацию этого проекта 1,2 млрд. руб.

В публичных документах этого проекта (современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации) упоминается о создании нормативно-правового обеспечения развития онлайн-обучения, создании системы оценки качества онлайн-курсов, создание государственных сервисов и интеграционных решений – ресурса «Одного окна».

Какие рамки у этого проекта

Прежде всего, проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) касается формального образования.

Исполнителем данного проекта является Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, а потому в ближайший год главный фокус проекта – высшее образование.

Нет никакой ясности со школьным, профессионально-техническим и дополнительным профессиональным образованием. Однако механизмы, опробованные на высшем образовании, далее могут быть использованы и на других уровнях формального образования.

Проект пока не затрагивает неформальное и информальное образование.

Для чего создается нормативно-правовое обеспечение развития онлайн-обучения

Главная цель – создание условий, когда онлайн-курс может быть зачтен в рамках программ высшего образования. При этом реализованы юридические и финансовые отношения между организациями, которые являются собственниками онлайн-курса, и образовательными организациями, использующими онлайн-курс в рамках своих образовательных программ.

Сейчас в этой области возникает множество барьеров, что мешает широкому внедрению практики встраивания онлайн-курсов в программы высшего образования.

Отработка нормативно-правового обеспечения позволит вузам и студентам легко формировать индивидуальные образовательные траектории, использовать онлайн-курсы с привлечением лучших преподавателей и передовых практик, что существенно повысит качество высшего образования, особенно в вузах «второго и третьего эшелона».

Благодаря такой нормативной базе, системе высшего образования смогут предложить свои онлайн-курсы и коммерческие сервисы, такие как Uniweb, Нетология, Stepik, GeekBrains и другие.

Безусловно, основанием для такой возможности будут соблюдение определенных стандартов качества. В этом смысле студенты получат возможность приобретать знания не только от лучших преподавателей, но и освоить навыки лучших практиков отраслей экономики.

В чем смысл создания системы оценки качества онлайн-курсов

Чтобы онлайн-курс можно было встроить в систему формального образования, необходимо, чтобы он соответствовал определенным критериям качества. Данные критерии пока не определены окончательно. Это, собственно, и есть часть проекта СЦОС. Очевидно, что они должны различаться для разных уровней образования.

Также до конца не определены механизмы оценки. Предполагается, что будет несколько уровней оценки. Оценивать онлайн-курс будут эксперты, сами слушатели, и, возможно, работодатели. Однако в ситуации высшего образования, когда онлайн-курс является лишь составляющим звеном образовательной программы, оценка работодателями затруднена.

Задача СЦОС построить такую систему оценки качества онлайн-курсов, которая не будет требовать значительных ресурсов на оценивание, при этом гарантировать качество курсов и возможности их развития.

Зачем нужен ресурс «Одного окна», какие у него функции

Вначале у разработчиков проекта СЦОС звучали такие аналогии, как booking.com, они называли ресурс «Одного окна» агрегатором и маркетплейсом, им также виделись страницы курсов на ресурсе «Одного окна», как маркетинговые описания и лендинги.

Складывалось впечатление, что государство хочет установить жесткий (а, возможно, и дорогой) вход на пути продаж онлайн-курсов, создать онлайн-магазин курсов, на полки которого смогут попасть только «избранные».

Однако, при работе в группе выяснилось, что речь идет вовсе не о присвоении государством себе права торговать качественными онлайн-курсами. Тут есть понятийные проблемы, когда бизнес-сообщество и разработчики проекта СЦОС по-разному понимают термины.

Какие же функции будет иметь ресурс «Одного окна»?

  • Чтобы создать базу для академической мобильности, построения индивидуальной образовательной траектории, повышения качества образования в целом, необходимо обеспечить возможности сравнения и выбора онлайн-курсов по разным критериям и показателям. Для этого должен быть создан реестр онлайн-курсов.
  • Каждый курс должен иметь стандартизированный набор атрибутов, позволяющий выбрать его по качеству, рейтингу, компетенциям, которые он формирует, статистике и так далее. Онлайн-курс должен иметь также минимальное описание, которое позволяет понять его суть.
  • Следующая функция ресурса «Одного окна» - накопление и хранение данных об онлайн-курсах и тех, кто их прошел, получил соответствующий сертификат. Как элемент государственных услуг ресурс «Одного окна» должен обеспечить надежность хранения такой информации, возможность ее использования вузами, работодателями и другими заинтересованными сторонами.
  • Данные о тех, кто прошел онлайн-курс, электронные документы о прохождении курса могут стыковаться и с другими государственными информационными системами, например, ГИС «Контингент». Ресурс «Одного окна» должен обеспечить возможности такой интеграции.
  • Важная роль ресурса «Одного окна» - идентификация пользователя, создание подсистем, кастомизированных интерфейсов для всех участников СЦОС под их цели и задачи. Пользователями такой системы будут вузы, LMS-системы, разработчики онлайн-курсов, студенты и слушатели, заказчики и так далее.
  • Предполагается, что образовательные сервисы, платформы, вузы смогут иметь единое учетное пространство. Пользователь-студент, имея универсальный идентификатор, сможет с ним авторизоваться как на ресурсе «Одного окна», так и в LMS-системе, где будет проходить онлайн-курс. Возможно, функция прокторинга также будет встроена в ресурс «Одного окна».

Будет ли нести ресурс «Одного окна» маркетинговую функцию?

Это не является целью этого ресурса, а скорее один из ее косвенных «выходов». Конечно, организации и коммерческие разработчики онлайн-курсов, которые получат статус партнеров, чьи онлайн-курсы будут встроены в систему формального образования, получат дополнительный толчок для развития своего бренда, стимулирования продаж.

Также они получат дополнительный источник денежных средств за счет сбыта своих образовательных продуктов в рамках СЦОС.

СЦОС и ресурс «Одного окна» будут иметь систему PR и продвижения. И в этом смысле, партнеры СЦОС получат усиление бренда и стимулирование продаж своих продуктов. Однако страницы онлайн-курсов ресурса «Одного окна» не будут являться классическими лендингами. Они будут содержать стандартизированную краткую информацию и направлять на подробное описание курса на ресурсе-источнике.

Планируется ли государственное финансирование создания онлайн-курсов

Такое финансирование пока не планируется. Предполагается, что проект СЦОС создает условия для повышения заинтересованности вузов и бизнес-сообщества в создании онлайн-курсов, стимулирует в целом рынок онлайн-образования.

Что в итоге получит рынок онлайн-образования в России

Современная цифровая образовательная среда в РФ создает потрясающие возможности для всех участников рынка онлайн-образования, в том числе и для коммерческих платформ, которые создают онлайн-курсы. Они смогут создавать онлайн-курсы, которые в случае соответствия критериям качества СЦОС смогут быть встроены в программы высшего образования и другие программы формального образования.

Это должно стимулировать разработчиков на создание востребованных системой образования онлайн-курсов. Авторы проекта СЦОС планируют, что в 2025 году 11 млн. человек в России пройдут онлайн-курсы, размещенные на ресурсе «Одного окна».

Какие основные задачи должен решить проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ » и в чем заключается суть цифровой образовательной среды? Насколько значимы предстоящие изменения и почему проект выделен как приоритетное направление? Именно эти вопросы мы постараемся затронуть в рамках данной статьи.

Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности, указы Президента РФ, которые он подписал в мае 2018 года, коснулись преобразования системы в области цифровых технологий. Несмотря на то, что российское образование на протяжении многих лет сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке, руководство страны решило усложнить задачу внедрением проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Внедрение и систематизация данного приоритетного проекта должны заработать на полную мощь уже в 2024 году. Поэтому Министерству Просвещения и Министерство науки и высшего образования необходимо работать максимально оперативно и слаженно.

Актуальность внедрения цифровой образовательной среды Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась - цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения. Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне. "Воспитать" таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни. Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение). Еще одна проблема образовательной системы - отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.

Всем нужны МООКи Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно - не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации. Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК - «Массового открытого онлайн-курса». Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:

Массовость обучения; Доступность; Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.

Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.

Кстати, до недавнего времени онлайн-платформы массово использовались для обучения только в США. Однако в 2012 году проекты, аналогичные системам Udemy, Coursera и Udacity, массово распространились по всему миру. В большей степени такая форма образования использовалась коммерческими учебными заведениями.

Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования - абсолютная гарантия его поддержки и успеха.

Современная цифровая образовательная система в России Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования - НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:

На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений. «Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток - отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.

Паспорт для приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» был разработан в октябре 2016 года Президиумом Совета при Президенте РФ. Сейчас для развития созданного ресурса привлекаются заинтересованные инвесторы. Важным вопросом остается повсеместное внедрение цифрового образования и полный переход к современной модели обучения.

Кому

  • ДЕТЯМ - для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статуса
  • РОДИТЕЛЯМ - значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.
  • УЧИТЕЛЯМ - получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации.
  • СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ ЗА РУБЕЖОМ - доступ к качественному российскому образованию, приобщение детей
  • к российской культурно-образовательной среде
  • ГОСУДАРСТВУ - обеспечение конституционного права каждого на качественное и доступное образование, снижение издержек при организации образовательного процесса, экономия бюджетных средств. Продвижение российского образования за рубежом, включая стратегически важные территории.

Законодательные источники

  • «Майские» Указы Президента России
  • Стратегия национальной безопасности России
  • Доктрина информационной безопасности России
  • Поручения Президента России по итогам заседания Госсовета по образованию, включая поручение по созданию Российской электронной школы
  • Концепция продвижения российского образования за рубежом
  • Программа развития русского языка до 2020 года
  • Программа развития образования до 2020 года
  • Государственные образовательные стандарты
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Концепция региональной информатизации
  • Концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных

2019

Государство потратит 44 миллиарда на «Цифровую образовательную среду» с онлайн-курсами

Правительство выделит более 44 млрд руб. на финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020-2022 гг. Такая информация содержится в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 гг. С проектом можно ознакомиться на портале опубликования проектов правовых актов .

Из указанной суммы в 2020 г. на проект будет выделено 16,3 млрд руб., в 2021 г. - 16 млрд руб., а в 2022 г. - 12 млрд руб.

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, через которую будет осуществляться доступ к образованию различного уровня. Проект ведет Минпросвещения России .

В конце 2018 г. пользователи могли пройти на портале 1028 онлайн-курсов от 31 образовательной онлайн-платформы. Количество зарегистрированных учащихся составило 770 тыс. В течение года на портале появились реестр онлайн-курсов, подсистема оценки их качества, интеграционные решения для единой аутентификации пользователей, цифровое портфолио, подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов, подсистема психометрического анализа данных об их освоении, а также личные кабинеты обучающегося, работодателя, образовательной организации и эксперта.

Помимо платформы цифровой образовательной среды в России создается другой похожий ресурс - интеграционная платформа непрерывного образования. Различие между платформами заключается в том, что первая предназначается для получения дополнительного образования от разных организаций, не обязательно вузов, а на второй будут запускаться академические онлайн-курсы только от вузов, причем студенты одного учебного заведения будут иметь доступ к курсам других заведений.

2017

Конкурс грантов

18 июня 2017 года стартовал объявленный Минобрнауки конкурс на получение вузами грантов из федерального бюджета. 28 августа были объявлены его результаты. В числе победителей Уральский федеральный университет им.Ельцина, НИИ-Высшая школа экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Московский физико-технический институт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и др. Гранты будут направлены на создание технологической инфраструктуры для развития онлайн-образования, системы оценки качества полученных знаний и повышение квалификации преподавателей. В 2017 году общая сумма таких грантов должна составить 400 млн руб., а в 2018–2019 годах – по 300 млн руб .

Законопроект СЦОС Минобрнауки

Основные требования

Если обучение осуществляется полностью дистанционно, потребуется идентификация личности учащегося. Учебное заведение само выбирает, каким способом ее проводить, и само же обеспечивает ее проведение. Также оно обеспечивает своего студента достаточно насыщенной информационной средой, чтобы он мог освоить программу независимо от своего местонахождения.

Где бы ни находился учащийся, считается, что образовательный процесс проходит по адресу образовательной организации. Ее педагоги должны быть подготовлены к такой форме обучения, их подготовку обеспечивает сама организация. Также учебное заведение при необходимости консультирует студента в индивидуальном порядке по интернету. Для смешанного обучения соотношение часов аудиторных и удаленных занятий заведение определяет самостоятельно.

Цифровая образовательная среда

Законопроект был разработан в рамках приоритетного правительственного проекта «Современная цифровая образовательная среда ‎в Российской Федерации». Паспорт проекта был утвержден в ноябре 2016 г. Согласно проекту, к концу 2025 г. в России должно быть уже 11 млн учащихся, освоивших онлайн-курсы. Для этого придется начать с достижения показателя в 140 тыс. в 2017 г.

В рамках проекта планируется создать интернет-портал по онлайн-курсам, интегрированный с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», а также проработать систему оценки качества полученных знаний. Количество онлайн-курсов, созданных в рамках проекта, должно достичь 3,5 тыс. Предполагается также создание специализированного открытого ПО для улучшения качества дистанционного обучения и оценки итоговых знаний и умений учащегося.

Также будет разработана правовая база, которая узаконит освоение онлайн-курсов на портале и причислит их к образовательным программам. В рамках проекта предполагается обучить новым формам работы 10 тыс. преподавателей.

Основные показатели проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"

Российские вузы получат из бюджета миллиард на онлайн-образование

В течение трех лет российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды будет выделено в виде грантов 1 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном в июне 2017 года постановлении Правительства РФ , утвердившем правила предоставления субсидий. Средства на указанные цели предусмотрены в федеральном бюджете: 400 млн руб. в 2017 г. и по 300 млн руб. в плановый период в 2018 и 2019 гг .

Деньги выделяются в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» (утверждена 25 октября 2016 г.) и госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена 15 апреля 2014 г.).

Гранты будут предоставляться по итогам конкурса Минобрнауки , информацию о котором министерство зазместит на своем сайте. К участию в конкурсе будут допускаться вузы независимо от ведомственной подчиненности. Отбор образовательных организаций станет проводиться на основании оценки качества проекта и наличия в вузе необходимого кадрового потенциала.

Для грантополучателей, не достигших по итогам проекта требуемых показателей результативности использования средств, предусмотрены штрафные санкции.

Гранты, в частности, будут предназначены для создания системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработки предложений по нормативно-правовому обеспечению развития такого обучения.

Также деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создание информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна».

Кроме того, допускается расходование грантовых средств на повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения, а также продвижения технологий онлайн-обучения и информационного сопровождения вышеупомянутого приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда».

Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары

Уже с 2018 года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца 2017 года планирует провести эксперимент , в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах .

В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая - частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.

Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.

Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории.

Мультисервисная образовательная платформа

Как единый механизм формирования качественной образовательной среды, в том числе с использованием технологий

9 ноября в НИТУ «МИСиС» прошла пресс-конференция на тему: «Современная цифровая образовательная среда в РФ», которая представляет собой новую платформу в области онлайн-образования. Проект был представлен в сентябре на международной образовательной конференции #EdCrunch-2017. Спикерами пресс-конференции стали члены рабочей группы по разработке свободного плана проекта СЦОС - Нурлан Киясов и Тарас Пустовой. На мероприятии подробно рассказали о текущем статусе реализации проекта.

Цели и преимущества проекта

Цель проекта «СЦОС» - повысить качество и расширить возможности непрерывного образования с помощью цифрового пространства. Планируется, что 2025 году свыше 11 млн человек будут осваивать образовательные онлайн-курсы. Качественное образование могут получить граждане разного социального положения и возраста, потому что данный вид электронного обучения является бесплатным.

Главное преимущество нового многофункционального интернет-портала - принцип «одного окна», где в одном месте будут собраны видеоуроки от лучших преподавателей российских ВУЗов. Качественное современное образование станет доступным для всех, независимо от того, в какой точке России будет находиться студент.

«Мы пытались не заложить в проект ничего лишнего. В России с самого начала мы делаем ставку на то, что обучение на нашей онлайн-платформе будет учитываться во время сдач экзаменов. В то же время, на портале будет обязательное подтверждение личности, чтобы мы могли точно знать, что именно этот человек проходил курс и сдавал итоговое тестирование. Поэтому экзамен будет проводиться в реальном времени и будет съемка процесса сдачи теста с помощью веб-камеры. Будет фиксироваться то, что человек делает, чтобы никто не списывал. Данная информация будет храниться несколько лет, чтобы в любой момент можно было подтвердить то, что студент сдавал курс самостоятельно. Мы пошли по другому пути, что может изменить всю систему образования. К тому же, к 2020 году совсем не останется заочного образования и будет только электронное. В том числе, мы запустили две онлайн-магистратуры, которые уже активно работают», - рассказал журналистам Тарас Пустовой .

«Данная платформа помогает повысить качество образования в филиалах НИТУ «МИСиС». Наши студенты уже успели пройти некоторые онлайн-курсы и они были зачтены во время экзаменов. Например, более тысячи человек из нашего университета прошли курс по анализу данных и машиностроения. Студенты первых курсов очень хорошо относятся к онлайн-образованию, потому что это полная свобода, можно самостоятельно составлять свой учебный график. В среднем, весь курс рассчитан на 10-12 недель. У обучающихся есть возможность послушать не только преподавателей из своего университета, но и из других. В том числе, мы запускаем такие курсы, которых пока нет в учебной программе в ВУЗах - это блокчейн, SMM и др. Курсы с изучением профессий будущего очень популярны», - добавил Нуран Киясов.

По предварительной оценке, уже к 2020 году новым образовательным порталом будут пользоваться около шести миллионов студентов со всех уголков России.

Это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться.

Система , в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Чем быстрее меняются внешние условия, предусмотренные в проекте изначально, тем короче жизнь самой системы.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об «экосистемах».

Платформа - такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема - такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Координацию участия экспертного и бизнес-сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика» , созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями. К 2024 году планируется достичь следующих показателей:

  • Более 10 конкурентоспособных компаний-лидеров на глобальных рынках.
  • Более 10 успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики.
  • Более 500 успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Организационные принципы построения ЦОС:

Единство - согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
Открытость - свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
Доступность - неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством интернета, независимо от способа подключения.
Конкурентность - свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
Ответственность - право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
Достаточность - соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
Полезность - формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

Ключевым принципом информатизации образования является снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса .

IT - очень молодая сфера деятельности в России, которая в силу сложной политической трансформации первых лет независимости долгое время не могла идти вровень с технологическим развитием западных стран. Но успешность образовательного процесса зависит не только от применяемых IT, но и от программ, квалификации преподавателей, их готовности работать по новым специфическим компетенциям. Образование неизбежно ждет цифровая трансформация - новые технологии несут в себе огромный потенциал, для того чтобы ответить на вызовы современности и готовить в рамках программ обучения, начиная с начальной школы, не к прошлому, а к будущему.