Психология

Региональные объекты культурного наследия. Понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры). Правовая база рассматриваемых объектов

В соответствии с Законодательством к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

  • Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения - церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений.
  • Мемориальные квартиры.
  • Мавзолеи, отдельные захоронения.
  • Произведения монументального искусства.
  • Объекты науки и техники, включая военные.
  • Следы существования человека , включая все движимые предметы, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия).
  • Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного, религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям.
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи .
  • Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты , связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей.
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок.
  • Места совершения религиозных обрядов.
    В списках охраняемых объектов культурного наследия они классифицированы следующим образом:
  • Памятники архитектуры и градостроительства
  • Памятники истории
  • Памятники археологии
  • Памятники искусства

Исторические города и поселения.

Список исторических поселений был утвержден в 1990 г. постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры (ВООПиК).

К историческим городам и поселениям относятся:

    Всего:
  • 539 - поселений
    В том числе:
  • 427 - исторических городов
  • 51 - поселок городского типа
Остальные - сельские поселения, разделены на 4 категории.

Категории исторических городов и поселений: Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению. Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды. Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия. Категория IV - прочие исторические города.

Музеи-заповедники и национальные парки

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты. Российские музеи-заповедники - это уникальный тип учреждения культуры. Современный музей-заповедник определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде. Отличие музеев-заповедников от других учреждений культуры заключается в том, что в их ведении находятся не только музейные предметы и коллекции, но и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая их территория. Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, они призваны сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические городские и сельские поселения, уклад жизни проживающего на исторических территориях населения.

Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Находящиеся в их составе объекты культурного наследия представляют Россию в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Из 13 объектов всемирного культурного наследия России 12 входят в состав музеев-заповедников . При этом следует особо подчеркнуть тот факт, что Россия благодаря музеям-заповедникам, представлена в мировом культурном пространстве не только столицами, но и провинцией.

Музеи-заповедники являются центрами международного и отечественного туризма. Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами. Общая посещаемость музеев-заповедников превышает 18 млн. человек в год. Составляя всего 6% от общего числа музейных учреждений в стране, музеи-заповедники содержат 11% музейных фондов и обеспечивают 25% посещаемости музейных учреждений России.

В России существуют 104 музея-заповедника и 37 музеев-усадеб. Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России. В России создано 35 национальных парков, во многих из которых сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Национальные парки:

  • Кенозерский" (Архангельская область)
  • "Русский Север" (Вологодская область)
  • "Плещеево озеро" (Ярославская область)
  • "Валдайский" (Новгородская область)
  • "Мещерский" (Рязанская область)
  • "Угра" (Калужская область)
  • "Сочинский" (Краснодарский край)
  • "Самарская Лука" (Самарская область)
  • "Прибайкальский" (Иркутская область)

В национальных парках сохраняется вся историко-культурная и природная среда. Так, например, национальный парк "Кенозерский" - это не только заповедные леса и красивейшие озера, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, священные рощи, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.

Благодаря институту музеев-заповедников и национальных парков удается сохранить объекты культурного и природного наследия, как целостные историко-культурные и природные комплексы, историческую застройку старинных городов, исторический ландшафт достопримечательного места, духовные святыни и этнографическую специфику этнокультурных территорий.

Музейный фонд Российской Федерации

В Российской Федерации 1940 музеев всех ведомств (по данным на 2008 г.), имеющих 555 филиалов.
95,5% из всех музеев составляют музеи ведения органов культуры.
Из них:
104 - музея-заповедника
37 - музея-усадьбы
81 относятся к этнографическим музеям.

Общий состав музейного фонда составляет 81,53 млн. музейных предметов.

В 1854 музеях России хранится около 70 миллионов музейных предметов и музейных коллекций (25% из них в музеях ведения Минкультуры России), входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации. Более 90% из указанного числа музейных предметов и музейных коллекций относятся к государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью. Музеи в форме самостоятельных юридических лиц имеют не менее 20 различных министерств и ведомств частности:

  • Российская Академия наук
  • Российская Академия художеств
  • Российская академия образования
  • Российская академия сельскохозяйственных наук
  • Московский государственный университет
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Казанский государственный университет
  • Томский политехнический университета
  • Министерства транспорта Российской Федерации
  • МВД России
  • ФСБ России
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ряда других.

Архивный фонд Российской Федерации

Архивный фонд Российской Федерации - это 233 млн. дел, в том числе в федеральных архивах - 42 млн. дел . Их них примерно 4,3% - это материалы, имеющие ограничительный или запретительный режим доступа (в целом по России такие ограничения имеют 2% дел).

Структурная схема организации Архивного фонда определяется сетью федеральных, государственных и муниципальных архивов, других учреждений, в законодательно определенном порядке хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, а также сетью архивов министерств, ведомств, организаций, в том числе негосударственных, документы которых в установленном порядке отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Наиболее ценная часть Архивного фонда - 42,0 млн. единиц хранения - сконцентрирована в 14 федеральных архивах.

  • Свыше 129 млн. единиц хранения хранится в 201 государственном архиве субъектов Российской Федерации
  • Более 43,0 млн. единиц хранения - в 2,5 тыс. муниципальных архивах.
  • Около 2,3 млн. единиц хранения - в Архиве Российской Академии Наук
  • Свыше 7 млн. единиц хранения - в музеях и библиотеках.
Ежегодно объем документов Архивного фонда РФ увеличивается в среднем на 1,6 млн. единиц хранения.

Национальный библиотечный фонд, состоящий из фонда обязательных экземпляров документов и Фонда книжных памятников.

Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, 130 000 библиотек , относящихся к ведению министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.Самые многочисленная библиотечные сети:

  • Министерства образования и науки Российской Федерации - 66 000 школьных и более 3000 библиотек средних специальных и высших учебных заведений.
  • Российской Академией наук - 379.
  • В сфере промышленности, транспорта и связи - 3500.
  • В области сельского хозяйства - 720.
  • В медицине и здравоохранении - 1500.

Разветвленной сетью библиотек располагают также Минобороны России и другие силовые ведомства.

Количество публичных (общедоступных) библиотек - около 49,5 тысячи , в том числе:

  • региональных - 264 (85 универсальных, 35 юношеских, 74 детских).
  • 70 - специальных библиотеки для слепых
  • 46,8 тысячи муниципальных (из них 36,1 тыс. сельских).

Кроме того, к ведению Минкультуры России относится сеть музейных, театральных библиотек, библиотек ведомственных учебных заведений, а также сеть книжных палат во главе с Российской книжной палатой, осуществляющей архивное хранение печатных изданий России и администрирующей поступление национального бесплатного обязательного экземпляра в государственные библиотеки.

Общие данные обо всей библиотечной сети страны носят приблизительный характер, так как последняя всероссийская перепись библиотек была проведена более 20 лет назад , а именно в эти годы количество библиотек существенно сократилось, в то же время появлялись новые, имело место слияние некоторых библиотек.

Количественный состав библиотечных фондов страны на 1 января 2009 года составил 942,1 млн. экземпляров, в том числе фонд книжных памятников - 7,866 млн. экземпляров (по данным Общероссийского свода книжных памятников, ведется Российской государственной библиотекой на основе данных, предоставляемых фондодержателями, выделение фонда книжных памятниках в библиотеках России осуществляется на основании ГОСТ 7.87-2003).

На территории нашей страны сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. В Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 80000 объектов наследия. Почти половина из них - объекты федерального значения (в том числе, около более 18 тысяч объектов археологического наследия, отнесенных к этой категории историко-культурного значения статьей 4 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации)", а остальные - регионального значения.

Точное количество объектов культурного наследия может быть определено только после регистрации их в установленном порядке в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так как до настоящего времени объектный и имущественный состав культурного наследия неуточнен.

По данным Минкультуры России среди учтенных памятников 34% представляют ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства, 14% - с точки зрения истории, 42% - с точки зрения археологии, 1% - с точки зрения искусства и 9% - с точки зрения нескольких наук одновременно. В разрезе объектов недвижимости памятники истории и культуры подразделяются на здания и строения - 18%, сооружения - 2%, произведения монументального искусства - 1%, объекты археологии - 55%, захоронения - 13%, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства - 10%, прочие - 1%.

Здания и сооружения, относящиеся к объектам культурного наследия, используются: в административных целях - 20%, в жилых целях - 8%; в социально-культурных целях - 23%; в общественно-политических целях - 2%; в культовых целях - 27%; в производственных целях - 1%; в иных целях - 5%, а 5% таких объектов не используется вовсе.

На территории России находятся 21 объектов, состоящих в списке Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО. В настоящее время в список Всемирного наследия включено всего 754 объекта, из которых 582 относится к объектам культурного наследия, 149 - природного наследия и 23 смешанного наследия.

Из российских объектов 13 включено в данный список именно как объекты культурного наследия. Среди них: Московский Кремль и Красная площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Погост Кижи (Республика Карелия), Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область), Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Владимирская область), Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область), Церковь Вознесения в Коломенском (Москва), Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (Республика Татарстан), Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область), Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан), Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва), а также Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область).

Наряду с недвижимыми памятниками важную роль в формировании культурного потенциала России играют культурные ценности, хранящиеся в фондах музеев. В России сегодня насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится около 80 млн. экспонатов. Около 40% музеев включают в свою экспозицию недвижимые памятники истории и культуры, неотделимые от них.

В последние годы мировое сообщество придает особое внимание охране нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры. Это, прежде всего, разнообразные проявления народной традиционной культуры - народные художественные промыслы, фольклор, бытовые традиции, ритуалы и т.д.

Из российских объектов в список особо ценных видов нематериального наследия включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный объект подобного рода от нашей страны.

Однако, Российская Федерация имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические поселения. Список исторических поселений постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры (ВООПиК). В Российской Федерации к историческим относятся 539 поселений, разделенных на 4 категории, сообразно ценности архитектурно-градостроительного наследия, в том числе, 427 исторических городов и 51 поселок городского типа, остальные - сельские поселения. В исторических поселениях охраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.

Своеобразие облика исторических городов определяется наличием в каждом из них таких характерных черт, как выразительность общего силуэта и панорамы города, необычная топография, особая живописность городских улиц и ландшафта, самобытность памятников древнего зодчества, местные художественные и строительные традиции. Утрата значительной части исторических градоформирующих доминант и вторжение резко диссонирующих объектов в историческую городскую среду является сложной проблемой многих исторических городов.

Одной из важнейших проблем сохранения комплекса культурного и природного наследия исторических поселений является неопределенность самого статуса «исторический город» в нашей стране. В настоящий момент согласно действующему законодательству Российской Федерации данный статус не дает никаких особых прав и не налагает специфических обязанностей по сравнению с другими административно-территориальными образованиями.

Очень важно подчеркнуть, что в России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты. В настоящее время в России существуют более 120 музеев-заповедников и музеев-усадеб. Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России.

В России создано 35 национальных парков, во многих из которых сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Это, прежде всего, такие национальные парки как «Кенозерский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область), «Валдайский» (Новгородская область), «Мещерский» (Рязанская область), «Угра» (Калужская область), «Сочинский» (Краснодарский край), «Самарская Лука» (Самарская область), «Прибайкальский» (Иркутская область), которые в последнее время ежегодно посещает почти миллион человек. В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, а вся историко-культурная и природная среда. Так, например, национальный парк «Кенозерский» - это не только заповедные леса и красивейшие озера, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, священные рощи, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.

Благодаря институту музеев-заповедников и национальных парков удается сохранить объекты культурного и природного наследия, как целостные историко-культурные и природные комплексы, историческую застройку старинных городов, исторический ландшафт достопримечательного места, духовные святыни и этнографическую специфику национальных территорий.

Вместе с тем, к настоящему времени в 43 субъектах Российской Федерации вообще отсутствуют музеи-заповедники и музеи-усадьбы, в 67 субъектах нет национальных парков.

Таким образом, Россия обладает большим количеством памятников истории и культуры, некоторые из которых считаются объектами Всемирного культурного и природного наследия.

Понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры)

Понятие «объекты культурного наследия» включено в правовой оборот относительно недавно. Одним из первых законодательных актов, где встречается этот термин, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 41), принятые Верховным Советом РФ в 1992 году. В то же время в Законе РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», а также в отраслевых нормативных правовых актах, изданных до распада СССР, применялся термин «памятники истории и культуры». В настоящее время понятия «объекты культурного наследия» и «памятники истории и культуры» используются в законодательстве России как тождественные для обозначения недвижимого имущества, обладающего историко-культурной ценностью. Наряду с указанными понятиями в федеральном законодательстве употребляются близкие по смыслу, но имеющие самостоятельное значение термины: «культурные ценности», «культурное наследие», «культурное достояние», «выявленные объекты культурного наследия», «объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия», «объекты, представляющие собой историко-культурную ценность», «объекты археологического наследия».

В Конституции РФ, закрепившей культурные права и свободы человека, для обозначения созданных людьми ценностей употребляются термины «культурные ценности», «памятники истории и культуры», «историческое и культурное наследие» (ст. 44, 72).

Сущность термина «культурное наследие», как следует из диссертационных исследований и опубликованных научных работ, в меньшей степени интересует ученых, чем сущность культурных ценностей. Как самостоятельное понятие, оно относительно редко встречается в национальном законодательстве и используется в основном по отношению к движимым и недвижимым культурным ценностям, созданным в прошлом и принадлежащим народам Российской Федерации. В редких случаях российское законодательство предусматривает отнесение к культурному наследию нематериальных ценностей. Так, согласно преамбуле и статье 11 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» наименования географических объектов являются составной частью исторического и культурного наследия народов Российской Федерации. Как правило, термин «культурное наследие народов Российской Федерации» используется в нормативных правовых актах в сочетании со словом «объекты».

В юридической литературе неоднократно высказывалась точка зрения о тождественности применяемых в действующих международно-правовых документах понятий «культурные ценности» и «культурное наследие».Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005. С. 17; Потапова Н.А. Международно-правовые проблемы охраны культурных ценностей и законодательство Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2001 Однако этот вывод нельзя экстраполировать на национальное законодательство. По нашему мнению, культурное наследие занимает промежуточное положение между культурными ценностями и объектами культурного наследия. Отличие культурного наследия от культурных ценностей заключается в том, что культурное наследие всегда обладает свойством старины. Соотношение данных понятий можно представить следующим образом: не всякая культурная ценность может относиться к культурному наследию, однако все, что относится к культурному наследию, - есть культурная ценность.

Следует отметить, что многие исследователи, изучающие проблемы правовой охраны культурного наследия, дают собственные научные определения данного понятия и предлагают использовать их в качестве легальных дефиниций. Так, Е.Н. Пронина под культурным наследием предлагает понимать «совокупность материальных и духовных культурных ценностей, созданных в прошлом, унаследованных и воспринятых от прежних поколений и имеющих значение для сохранения и развития самобытности народа независимо от их происхождения и владельца». Пронина, Е.Н Технико-юридическое исследование законодательной дефиниции "объекты культурного наследия" /Е.Н. Пронина.//Право и государство. -2009. - № 6. - С. 138 -140

Ряд ученых рассмотрели культурное наследие с культурологической и философской точек зрения. К.Е. Рыбак считает, что под культурным наследием следует понимать «совокупность объектов материальной культуры и совместных творений человека и природы вне зависимости от места их нахождения, а также объектов духовной культуры, значимых для сохранения и развития локальных культур, имеющих универсальную ценность для культуры (искусства, науки) и содействующих уважению культурного разнообразия и творчеству человека».Рыбак К.Е. Конвенция об охране подводного культурного наследия и защита культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. - 2006. По мнению А.А. Копсергеновой, культурное наследие - это совокупность всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраненный в арсенале социальной памяти. «Сущность культурного наследия, - отмечает она, - составляют те ценности, которые созданы предыдущими поколениями, представляют исключительную важность для сохранения культурного генофонда и способствуют дальнейшему культурному прогрессу».Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа: Дис. ... канд. философ.наук: 09.00.13. Ставрополь, 2008. 184 с. С точки зрения А.П. Сергеева, культурное наследие образует «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох материальных и духовных культурных ценностей, подлежащих сохранению, критической оценке, пересмотру, развитию и использованию в соответствии с конкретно-историческими задачами современности».Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1990. С. 16 - 17. А.А. Мазенкова рассматривает культурное наследие как информационную подсистему культуры, обладающую значимостью (положительной или отрицательной) и основанную на опыте предшествующих поколений. «В рамках системного подхода, - отмечает она, - культурное наследие - это социокультурная система ценностей, сохраняющая социокультурный опыт на основе особенностей коллективной памяти».Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. ... канд. философ.наук: 24.00.01. Тюмень, 2009. С. 12. С.М. Шестова под культурным наследием понимает совокупность памятников истории и культуры.Шестова С.М. Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России: Автореф. дис. ... канд. культурологич. наук: 24.00.03. Санкт-Петербург, 2009. С. 16

В целом, можно согласиться с предложенным Е.Н. Прониной определением культурного наследия. Данное понятие может быть использовано по отношению к любым культурным ценностям (материальным и нематериальным, движимым и недвижимым), созданным в прошлом, независимо от того, включены ли эти ценности в специальные списки (реестры). Такие культурные ценности могут иметь определенное культурное значение, как для отдельных народов, муниципальных образований, государств, а также иных государственных образований в составе государств, так и для всего мирового сообщества.

В современном российском законодательстве в отношении недвижимых культурных ценностей, созданных в прошлом, применяется термин «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Этот термин является относительно молодым. Для 90-х годов прошлого века была характерна неустойчивость понятий, используемых в нормативных правовых актах для обозначения недвижимых памятников истории и культуры. В ряде актов, наряду с данным понятием, использовались другие термины: «объекты историко-культурного наследия», «объекты исторического и культурного наследия». К особой категории относились «особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации».

С 2001 года термин «объекты культурного наследия» уже прочно укоренился в российском законодательстве. Это связано с тем, что в 2001 году были приняты несколько важнейших федеральных законов, в которых уже учитывался новый понятийный аппарат рассматривавшегося в Государственной Думе ФС РФ проекта отраслевого Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». С принятием в июне 2002 года Федерального закона № 73-ФЗ можно говорить об окончательном обновлении понятийного аппарата, сформировавшегося в советскую эпоху. В правовой оборот были включены новые понятия и их определения. Следует подчеркнуть, что современное понимание термина «памятник истории и культуры» не соответствует его пониманию в значении, определенном Законом СССР 1976 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (позднее - одноименным Законом РСФСР 1978 г.).

В отличие от прежней дефиниции, современное определение данного понятия, закрепленное в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ, исключает движимые и нематериальные культурные ценности. Некоторые исследователи видят в этом недостаток и предлагают включить в легальное определение понятия "объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" движимые вещи.Александрова М.А. Гражданско-правовой режим культурных ценностей в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Санкт-Петербург, 2007. С. 11.Другие - считают необходимым выделять движимое и недвижимое имущество в отдельные правовые категории. Так, К.А. Диканов предложил понимать под «культурными ценностями» только движимое имущество, а под «памятниками истории и культуры» - недвижимость. Объединяющим (родовым) понятием, по его мнению, должен явиться термин «объекты культурно-исторического наследия».Диканов К.А. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008. С. 13. С нашей точки зрения, выделение недвижимых культурных ценностей в особую правовую категорию является оправданным. Прежде всего, это связано с тем, что в отношении недвижимых и движимых вещей в силу их естественных свойств устанавливается различный правовой режим. Также общественные отношения, складывающиеся по поводу недвижимого имущества, имеют свои особенности и регулируются не только гражданским, административным и уголовным законодательством, но и земельным законодательством, законодательством о градостроительной и об архитектурной деятельности. Соответственно, правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу движимых и недвижимых культурных ценностей, должно осуществляться раздельно. Однако нельзя согласиться с тем, что под культурными ценностями следует понимать только движимые вещи. Такой подход не соответствует современному доктринальному толкованию культурных ценностей.

Основным недостатком сформулированных в литературе научных определений понятия «памятники истории и культуры» является то, что памятники рассматриваются исключительно как особый вид имущества, обладающего набором специфических признаков, свойств и подлежащего в силу этого сбережению в интересах конкретного социума независимо от воли человека.

Легальное определение понятия «объекты культурного наследия», закрепленное в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ, подверглось заслуженной критике со стороны ученых и практиков. Некоторые из них пришли к выводу, что данная дефиниция не отражает необходимых сущностных черт исследуемых объектов и, в целом, носит аморфный и искусственный характер.Александрова М.А. Указ.соч. С. 10 - 11. С этим трудно не согласиться. Однако рассмотрение данного вопроса будет не полным без анализа других близких по смыслу терминов, составляющих понятийный аппарат Федерального закона N 73-ФЗ.

В статье 3 данного Закона закреплена дефиниция «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» и новая классификация данных объектов по видам: памятники, ансамбли и достопримечательные места. Под объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации здесь понимаются объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Детальное рассмотрение части 1 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ дает основание считать, что термин «объекты культурного наследия» может применяться по отношению к любым объектам недвижимого имущества, представляющим собой историко-культурную ценность, в том числе и по отношению к выявленным объектам культурного наследия. Между тем их правовой статус разный.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в тексте Федерального закона N 73-ФЗ различных, близких по содержанию понятий свидетельствует о внутренней несогласованности документа, положения которого сложны для уяснения и толкования. Нередко такая несогласованность понятийного аппарата приводит на практике к судебным спорам, принятию органами государственной власти и органами местного самоуправления неверных решений.

Очевидно, что дефиниция «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», закрепленная в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ, нуждается в пересмотре.

Обобщая определения авторитетных ученых, указанные выше, и учитывая все неточности определений, беря за основу авторитетное мнение А.Н. Панфилова, можно сделать вывод, что под объектами культурного наследия следует понимать совокупность созданных человеком или подвергнутых его целенаправленному воздействию в прошлом недвижимых культурных ценностей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации на основании нормативного правового акта уполномоченного органа публичной власти. Только в отношении зарегистрированного в реестре объекта недвижимого имущества государством должен устанавливаться особый режим охраны, обеспечивающий его аутентичность в интересах социума.А.Н. Панфилов «Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий» /"Право и политика", 2011, N 2

Система российского законодательства об охране историко-культурного наследия представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

    Основополагающие нормы закреплены в ст. 44 Конституции Российской Федерации :
  • "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям".
  • "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры".

Отдельные общие нормы содержаться в Основах законодательства о культуре Российской Федерации , утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (последняя редакция от 23.07.2008).
Так в соответствии с указанным нормативно-правовым актом культурное наследие народов Российской Федерации - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Основами законодательства о культуре также определяется правовой режим особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (последняя редакция от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009) .
Федеральный закон № 73-ФЗ направлен на реализацию вышеуказанных конституционных прав и обязанности, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с указанным законом объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Федеральным законом № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений её многонационального народа.
При этом, в соответствии с указанным законом, - государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    В статье 1 указанного закона приводится предмет его регулирования. Его составляют четыре отдельных блока правоотношений:
  1. отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
  3. порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  4. общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В Федеральном законе № 73-ФЗ объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации дается официальное определение. В соответствии со ст. 3 к таковым относятся: "объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры".
Необходимо отметить, что к отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением объектами культурного наследия как объектами недвижимого имущества применяется соответствующее законодательство Российской Федерации (в частности, Гражданский кодекс РФ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.
    В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
  • объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ детализируются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Так, гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 указанного Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом №73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В статье 8 закрепляются полномочия общественных и религиозных объединений, которым предоставляется право оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Федеральным законом № 73-ФЗ также урегулированы следующие вопросы:
  1. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Следует отметить, что с 2007 года большинство федеральных полномочий было делегировано в субъекты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ.
  2. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия.
  3. Вопросы формирования и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  4. Государственная историко-культурная экспертиза
  5. Государственная охрана объектов культурного наследия, ее цели и задачи, меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении строительных и иных работ.
  6. Сохранение объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
  7. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия.
  8. Существенные условия договора аренды и договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия. В частности, устанавливается обязательность наличия у арендатора/пользователя охранного обязательства.
  9. Особенности правового режима историко-культурных заповедников и исторических поселений.
  10. Ответственность за нарушение Федерального закона № 73-ФЗ, а также заключительные и переходные положения.

Следует особо подчеркнуть, что для полноценной реализации положений Федерального закона № 73-ФЗ в нем были предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации отдельных подзаконных актов, раскрывающих те или иные базовые положения закона.

    В настоящее время приняты следующие подзаконные акты:
  1. Положение о государственной историко-культурной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569).
  2. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 №315).
  3. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
  4. Форма паспорта объекта культурного наследия (Утверждена Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
  5. Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 03.02.2009 № 15).
    Однако многие подзаконные акты так и остались непринятыми:
  1. Порядок осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
  2. Методика определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
  3. Порядок установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности
  4. Порядок выплаты физическому или юридическому лицу, являющегося собственником объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
  5. народов Российской Федерации, либо пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования и производящего за счет собственных средств работы по его сохранению, компенсации произведенных им затрат.
  6. Порядок направления предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
  7. Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ был также начат процесс разграничения собственности на объекты культурного наследия, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. между Российской Федерацией и её субъектами.

    В настоящее время указанный процесс не завершен. Правительством РФ были приняты только следующие акты:
  • Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Санкт-Петербург. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 651-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2057-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 680-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Свердловская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 437-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Калининградская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1048-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Калужская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 1412-Р).

В этой связи необходимо также отметить особенности приватизации памятников истории и культуры, которая на сегодняшний день возможна в отношении тех объектов, по которым завершен процесс разграничения собственности.
Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрен ряд особых положений, применяемых при приватизации памятников истории и культуры. Так, объекты культурного наследия могут приватизироваться только при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранными обязательствами).
При этом охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.

    Условия охранных обязательств определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации:
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере историко-культурного наследия;
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся данные объекты;
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения - органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся данные объекты.
Указанный закон также содержит оговорку, что случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия.
Законом также предусматривается, что в случае продажи объекта культурного наследия на конкурсе, условия конкурса могут предусматривать проведение реставрационных работ.

Необходимо также отметить, что законодательство об охране историко-культурного наследия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Специальные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие Федеральный закон № 73-ФЗ, приняты практически во всех регионах России. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации принятые по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральному законодательству.

Ответственность за нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    Установлена также административная ответственность за следующие деяния:
  • Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
  • Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом);
  • Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
  • Уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
    Рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях выявления указанных нарушений, вправе:
  1. руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, его заместители;
  2. руководители уполномоченных структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  3. руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  4. руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, их заместители.

За более серьезные нарушения предусмотрена ответственность в статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Российская Федерация также ратифицировала ряд европейских конвенций, которые стали составной частью российского законодательства об охране историко-культурного наследия, а именно¹:

Конвенция 1954 г. "О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта" и Исполнительный регламент 7 августа 1956 г. Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г.
Первый протокол 1954 г. к Конвенции "О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта" 7 августа 1956 г. Протокол ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ "О военном положении" Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"
Второй протокол 1999 г. к Конвенции "О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта" 9 марта 2004 г. Протокол Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАН Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ "О военном положении"
Конвенция 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" 24 апреля 1972 Конвенция ратифицирована Указом Президиумом Верховного Совета СССР от 02.02.1988 г. №8423-XI. Ратификационная грамота СССР передана Генеральному директору ЮНЕСКО 28 апреля 1988 г. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
Конвенция 1972 г. "Об охране всемирного культурного и природного наследия" 17 декабря 1975 Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. №8595-XI. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному директору ЮНЕСКО 12 октября 1988 г. Конвенция вступила в силу для СССР 12 января 1989 г.

1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (с изменениями от 18 января

Конвенция 2001 г. "Об охране подводного культурного наследия" В силу не вступила. Необходимо 20 ратификаций, в настоящее время - 14 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" с изменениями

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"

Конвенция 2003 г. "Об охране нематериального культурного наследия" 20 апреля 2006 г. Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА
Конвенция 2005 г. "Об охране и поощрении форм культурного самовыражения" 18 марта 2007 г. Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)
Конвенция УНИДРУА 1995 г. "О похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностях" 01 июля 1998 Конвенция подписана Россией согласно распоряжению Президента РФ от 29 июня 1996 г. N 350-рп, но НЕ РАТИФИЦИРОВАНА Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Гражданский кодекс РФ.
Европейская Конвенция (пересмотренная) 1992 г. "Об охране Археологического наследия" 25 мая 1995 г. Конвенция подписана Россией 16.01.1992 г. на основании Распоряжения Правительства РФ от 14.01.1992 г. №69-р "О подписании Европейской конвенции по защите археологического наследия (переработанной)". Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА
Европейская Конвенция 1985 г. "Об охране архитектурного наследия Европы" 1 января 1987 г. Конвенция ратифицирована СССР. Конвенция вступила в силу для СССР 1 марта 1991 г. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" с изменениями

________________