Бухгалтерский учет

Сценарии презентации литературно музыкальных композиций риммы казаковой. «Я душу научусь оберегать…»: вечер-эссе о творчестве поэтессы Риммы Казаковой. II. Вступительное слово учителя

Cлайд 1

«Женская» поэзия 20 века Презентация подготовлена Вениаминовой О.П. МОУСОШ №9, г.Волжск РМЭ

Cлайд 2

Белла Ахмадулина (1937) В 1960 г. окончила Литературный институт им. М. Горького. Первая книга стихов "Струна" вышла в 1962 г., за ней последовали "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Метель" (1977), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Побережье" (1991), "Гряда камней" (1995). Ахмадулина начинала в группе так называмых "громких", трибунных поэтов 60-х гг.

Cлайд 3

Поэзия, переводы, многочисленные эссе - за полвека своей творческой жизни она выпустила несколько десятков книг. "А напоследок я скажу...", "О, мой застенчивый герой", "По улице моей который год... " - в годы хрущевской "оттепели" эти строки звучали со сцены Политехнического, наряду со стихами других поэтов-"шестидесятников" - Вознесенского, Рождественского, Евтушенко.

Cлайд 4

Награды Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)

Cлайд 5

Римма КАЗАКОВА (27.01.1932 - 19.05.2008.) Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Закончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов "ВСТРЕТИМСЯ НА ВОСТОКЕ".

Cлайд 6

В 1976 - 1981 годах - секретарь правления Союза писателей. Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Римма Казакова - автор многих популярных песен: - "Мадонна", "Ненаглядный мой", "Ты меня любишь" и других. Музыку для ее стихов писали А. Пахмутова, И. Крутой, А. Савченко, Л. Квинт...

Cлайд 7

Награды Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1984) Дружбы народов (1980) Кирилла и Мефодия 1-й степени (НРБ, 1981) Засл. работник культуры Узбекистана и Каракалпакии (1981) Премии им. С.Бородина СП Узбекистана (1981)

Cлайд 8

Юлия Друнина (1924 – 1991) Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. В 11 лет начала писать стихи. Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена.

Cлайд 9

Печатается как поэт с 1940 года. В начале 1945 в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов Друниной. В 1952 закончила Литературный институт Член СП СССР (1947). Избиралась секретарем правления СП РСФСР (с 1985), членом и секретарем (с 1986) правления СП СССР. Награждена орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени (дважды), "Знак Почета", Отеч. войны 1-й степени, медалями "За отвагу", "За оборону Москвы", "За победу над Германией". Гос. премия РСФСР (1967), серебряная медаль им. А.Фадеева (1973).

День рождения: г Месторождения: Севастополь, Россия Дата смерти: года Гражданство: Россия Казакова Римма Фёдоровна Рэмо Казакова


Комсомольские стройки …Я хотела научиться всему, понять всех; работала на стройках, лес валила, была каменщицей, кровельщицей, плотничала. И даже мастер-плотник меня хвалил: «Девка, была б ты парнем цены б тебе не было!» Потому что я могла работать с двух рук и с левой, и с правой.




«Все началось в 1969 году. Пахмутова прочитала стихотворение "Ненаглядный мой" в журнале "Юность", и появилась песня…»







У Казаковой вышло более 20 сборников стихов: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985) и др.





Литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало» Учреждена в июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет. Положение о премии не предполагает ее ежегодное присвоение. Она будет вручаться в зависимости от «наличия достойных кандидатов и денежных средств». При этом церемония вручения будет проходить 19 мая – в день смерти Риммы Казаковой. Первая премия имени Риммы Казаковой «Начало» была вручена 19 мая 2009 года поэтессе Наталье Поляковой с формулировкой «за яркое начало творческого пути». Лауреат премии 2010 года – поэт и переводчик Александр Герасимов за книгу стихов «Стиходрамы» и многочисленные литературоведческие

Разделы: Литература

Цели урока:

  • дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Риммы Казаковой, познакомить с этапами творческого пути, осветить роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века;
  • совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Риммы Казаковой;
  • отработать навыки художественного чтения поэтического произведения, развивать навыки работы с литературой.

Оборудование: фотографии Риммы Казаковой, мультимедиа (слайды к уроку), выставка книг.

Поэзия – не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились

Вероника Тушнова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– 27 января 2007 года Римме Казаковой, нашей современнице, русской поэтессе, исполнилось 75 лет. Юбилей этот Римма Федоровна встретила бодро, искренне, радостно: «Мои года – мое богатство…». А еще можно сказать: «Мои года – мое богатство, мое богатство – мои стихи…».
– Несколько слов о биографии поэтессы.
Сообщение учащегося. Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году принята в Союз писателей. С 1961 года живет в Москве. В 1964 – окончила высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. В 1976–1981 годах – секретарь правления Союза писателей.
Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь», «Игра», «Ариадна». Ныне Р.Ф. Казакова – первый секретарь правления Союза писателей Москвы. Награждена орденами Трудового Красного знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени. Живет и работает в Москве.

Учитель:

Отечество, работа и любовь –
Вот для чего и надобно родиться,
Вот три сосны, в которых – заблудиться
И, отыскавшись, – заблудиться вновь.

В этих 4 строках Р. Казакова сама сказала об основных темах своей поэзии: Отечество – Россия.

Учитель: Какая она, Россия Риммы Казаковой? Чтение учащимися стихов Р. Казаковой о России:

1) «Любить Россию нелегко…»
2) «Я похожа на землю, Что была в запустенье веками…»
3) «Дальний Восток – моя поэтическая Родина», – говорила Римма Казакова. Стихи о Дальнем Востоке – «Сопки», «У охотского моря» и другие.
4) «Мы живем в масштабный век» – стихотворение о современной жизни в России.

Учитель: Есть у Риммы Казаковой стихи о Москве, столице России: «День города», «Родина».

Чтение стихов.

– Среди стихов Р. Казаковой есть и такие, в которых она говорит о героическом прошлом России, в них – светлая, святая память о воевавших в годы Великой Отечественной войны.
Константин Симонов сказал о таких стихах: «И есть в ее стихах что-то, связанное не только с музой дальних странствий, но и с музой фронтового товарищества… мне все-таки порою кажется, что женщина, которая пишет эти стихи, когда-то ходила по фронтовым дорогам, не замеченная нами, людьми того, другого поколения. И если не она сама, то ее стихи – ходили!».

Учащиеся читают стихи: «И было небо голубое», «В той стороне на войне», «В честь Победы».

– Поэтесса отзывается в своих стихах на трагические события в нашей стране: «Памяти моряков «Курска»…

Учитель: Россия, Отечество для Р. Казаковой – это и русский язык, на котором она вот уже полвека создает свои стихи. 2007 год объявлен Президентом России Годом Русского языка в России и за рубежом. Актуальны строки поэтессы: «Не засоряйте речь…» (стихотворение читает учащийся).

III. Отечество, работа и любовь…

Учитель: Работа для Риммы Казаковой – поэзия. Первая книга стихов вышла в 1958 году – «Встретимся на Востоке».
А в самом начале ее творческого пути писатель Николай Задорнов, отец ныне популярного Михаила Задорного, сказал молодой поэтессе: «Поэзия – мужичье дело… Нормальнее было бы для женщины стать даже летчиком или моряком, чем поэтом…». Но, наперекор словам мэтра, Р. Казакова не побоялась заняться этим «мужицким делом», очень скоро осознав, что на самом деле поэзия – именно дело женщины. Ибо стихи требуют страсти, жертвенности, всецелости, любви, самоотдачи, отсутствии эгоизма и самолюбования. Всего, на что в полной мере способна женщина.

Учащийся читает стихотворение Р. Казаковой «Поэзия – мужичье дело»…

Учитель: Поэт Кирилл Ковальджи посвятил Римме Казаковой стихотворение:

…Эта женщина с Амура
Нас сумела покорить.
Сердце – не литература,
А призвание любить.

– Кирилл Ковальджи в статье о книге стихов «НАУГАД» писал: «Имя Р. Казаковой неотделимо от легкой ауры легендарности. Ворвалась в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор … Стихи Риммы Казаковой звенели отличимо личные, узнаваемые и одновременно поколенческие, наши, шестидесятнические. А это – никто теперь отрицать не может – долговременный заряд…».

Учитель: В творчестве Риммы Казаковой есть стихи, посвященные русским поэтам: Пушкину («Савкина горка»), Лермонтову («Тарханы», 1981), Владимиру Высоцкому («Запоздалое заклинание»), М. Луконину («Пока вы живы, старшие мои»), Е. Евтушенко.

Учащиеся читают стихи: «Есть национальные святыни», «Два имени».

Учитель: Особая самобытность поэзии Р. Казаковой в том, что она умеет мыслить парадоксально и пластично. Вот, к примеру, гордясь своими корнями в литературе и всегда помня о них («Шестидесятники, шестидесятники! Новой надежды первые всадники…»), она как бы вступает в полемику с известными строчками Евгения Евтушенко («Поэт в России – больше, чем поэт»), настаивая на своем:

Поэт в России – меньше, чем поэт.
Таков итог последних странных лет…

Учитель: Недавно в одном из интервью Р. Казаковой был задан вопрос:

– Как вы считаете, возможен ли сейчас разговор с людьми на языке поэзии? И какова роль писателя в сегодняшней жизни?
– Конечно, возможен, – ответила поэтесса. – Поэт может сказать даже больше, чем какая-то умная статья, потому что его слова идут сразу от сердца к сердцу…

Учащийся читает стих «Дилемма».

Отечество, работа и любовь
…Ты мне уверовать помог,
Ты, плоть моя и кровь,
Что если есть на свете Бог,
То это Бог – любовь…

Учитель: Наиболее широкую известность Казаковой принесли стихи, основные мотивы которых любовь, материнство, дружба – вечные темы поэзии. Эти стихи о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности.

Учащиеся читают стихи Р. Казаковой о любви: «Родился сын, пылиночка…», «Моя последняя любовь…», «Хочу сказать, как я тебя люблю…», «Свяжу судьбу свою с тобой…», « «Современная сказка».

Учитель: Римма Казакова однажды сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно».
Лирическая героиня Казаковой очень близка ее современнице. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.

IV. Музыкальность стихов Р. Казаковой

Учитель: Есть в стихах Р. Казаковой такая исповедальность, такая глубокая лиричность, что многие из них вдохновляют композиторов, исполнителей, и появляются маленькие песенные шедевры. Достаточно назвать «Мадонна», «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой…».
Римма Казакова считает: «Стихи, песня должны войти не в уши, а в душу человека». Звучат песни на стихи Риммы Казаковой.

V. Обобщение материала

Учитель: А что можно увидеть, читая стихи Риммы Казаковой?

Учащиеся рассказывают о своих рисунках к стихам Риммы Казаковой.

– Каково же ваше отношение к поэзии Риммы Казаковой? Что вы для себя открыли читая ее стихи?

Учитель: Можно быть современным поэтом, но не быть поэтом современности. Римма Казакова – поэт современности. Она существует вместе со своим временем. С присущей ей искренностью и оптимистичностью Р. Казакова живет активно и деятельно, все так же верит в правду, добро и любовь. Поэзия Казаковой не зависит от времени и моды, у нее есть постоянный читатель.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Сценарный план внеклассного мероприятия по литературе в 10 – 11 классах

Тема мероприятия: «Поэзия женской души». Творчество Риммы Казаковой.

Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория

Цели:

    Дать обучающимся представление об основных особенностях художественного мира Риммы Казаковой.

    Познакомить с этапами творческого пути поэтессы.

    Осветить роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины 20 века – начала 21 века.

    Совершенствовать умение обучающихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Риммы Казаковой.

    Воспитывать любовь к литературе.

    Развивать познавательный интерес к художественному слову, к творчеству Риммы Казаковой, навыки работы с литературой.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные результаты: развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; расширение знаний обучающихся о поэзии.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: умение настраиваться на работу; желание получать новые знания, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД : умение определять и формулировать тему и цели мероприятия; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; проговаривать последовательность своих действий на этапе самостоятельной работы; вносить необходимые коррективы в действия свои и группы; оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: анализировать полученную информацию; формулировать нравственные проблемы прочитанного произведения;

умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на предыдущих уроках).

Коммуникативные УУД: умение выстраивать логическую цепочку рассуждений; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и слышать речь своих одноклассников и учителя; учиться работать в паре, в группе; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты:

развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитание любви к поэзии

Ресурсы: фотографии Риммы Казаковой, выставка книг, записи песен на стихи Риммы Казаковой.

Ход мероприятия

    Организационный этап.

    Вступительное слово учителя

27 января 2012 года Римме Казаковой, нашей современнице исполнилось бы 80 лет.

Несколько слов о биографии поэтессы.

Сообщение обучающегося.

Римма (Рэмо) Казакова родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Ее отец, Федор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарем-машинисткой. Имя, данное родителями, означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет взяла имя Римма… Раннее детство провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году принята в Союз писателей. С 1961 года жила в Москве. В 1964 – окончила высшие литературные курсы при Литературном институте имени Горького. В 1976 – 1981 годах – секретарь правления Союза писателей.

Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь», «Игра», «Ариадна». Р.Ф. Казакова награждена орденами Трудового Красного знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия 1 степени.

Учитель:

Отечество, работа и любовь –

Вот для чего и надобно родиться,

Вот три сосны, в которых – заблудиться

И, отыскавшись, - заблудиться вновь.

В этих 4 строках Р. Казакова сама сказала об основных темах своей поэзии: Отечество – Россия.

Какая она, Россия Риммы Казаковой?

Чтение обучающимися стихов Р.Казаковой о России.

1) «Любить Россию нелегко…»

2) «Я похожа на землю, Что была в запустенье веками…»

Учитель:

Есть у Риммы Казаковой стихи о Москве, столице России.

Чтение стихов. «День города», «Родина»

Среди стихов Казаковой есть и такие, в которых она говорит о героическом прошлом России, в них – светлая память о воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Константин Симонов сказал о таких стихах: «И есть в ее стихах что-то, связанное не только с музой дальних странствий, но и с музой фронтового товарищества… мне все-таки порою кажется, что женщина, которая пишет эти стихи, когда-то ходила по фронтовым дорогам, не замеченная нами, людьми того, другого поколения. И если не она, то ее стихи ходили!»

Обучающиеся читают стихи: «И было небо голубое», «В той стороне на войне», «В честь Победы», «На фотографии в газете…»

Поэтесса отзывается в своих стихах на трагические события в нашей стране: «Памяти моряков «Курска»…

Учитель:

Россия, Отечество для Р. Казаковой – это и русский язык, на котором она вот уже полвека создает свои стихи. «Не засоряйте речь…» (Стихотворение читает обучающийся)

    Отечество, работа и любовь…

Учитель:

Работа для Риммы Казаковой – поэзия. Первая книга стихов вышла в 1958 году – «Встретимся на Востоке».

А в самом начале ее творческого пути писатель Николай Задорнов, отец ныне популярного Михаила Задорного, сказал молодой поэтессе: «Поэзия – мужичье дело… Нормальнее было бы для женщины стать даже летчиком или моряком, чем поэтом…». Но, наперекор словам мэтра, Р. Казакова не побоялась заняться этим «мужицким делом», очень скоро осознав, что на самом деле поэзия – именно дело женщины. Ибо стихи требуют страсти, жертвенности, всецелости, любви, самоотдачи, отсутствие эгоизма и самолюбования. Всего, на что в полной мере способна женщина.

Обучающийся читает стихотворение Р.Казаковой «Поэзия – мужичье дело»…

Учитель:

Поэт Кирилл Ковальджи посвятил Римме Казаковой стихотворение:

Эта женщина с Амура

Нас сумела покорить.

Сердце не литература,

А призвание любить.

Кирилл Ковальджи в статье о книге стихов «НАУГАД» писал: «Имя Риммы Казаковой неотделимо от легкой ауры легендарности. Ворвалось в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор. …Стихи Риммы Казаковой звенели отличимо личные, узнаваемые и одновременно поколенческие, наши, шестидесятнические. А это – никто теперь отрицать не может – долговременный заряд…».

Учитель:

В творчестве Риммы Казаковой есть стихи, посвященные русским поэтам: Пушкину («Савкина горка»), Лермонтову («Тарханы»), Высоцкому («Запоздалое заклинание»), М.Луконину («Пока вы живы, старшие мои»).

Обучающиеся читают стихи: «Есть национальные святыни», «Два имени».

Учитель:

Особая самобытность поэзии Р. Казаковой в том, что она умеет мыслить парадоксально и пластично. Вот, к примеру, гордясь своими корнями в литературе и всегда помня о них («Шестидесятники, шестидесятники! Новой надежды первые всадники…»), она как бы вступает в полемику с известными строчками Евгения Евтушенко («Поэт в России – больше, чем поэт»), настаивая на своем:

Поэт в России – меньше, чем поэт.

Таков итог последних странных лет…

Учитель:

Как-то в одном из интервью Римме Казаковой был задан вопрос: «Как вы считаете, возможен ли сейчас разговор с людьми на языке поэзии? И какова роль писателя в сегодняшней жизни?

Поэтесса ответила: «Конечно, возможен. Поэт может сказать даже больше, чем какая-то умная статья, потому что его слова идут сразу от сердца к сердцу…»

Обучающийся читает стихотворение «Дилемма».

Отечество, работа и любовь…

Ты мне уверовать помог,

Ты, плоть моя и кровь,

Что если есть на свете Бог,

То это Бог – любовь…

Учитель:

Наиболее широкую известность Казаковой принесли стихи, основные мотивы которых любовь, материнство, дружба – вечные темы поэзии. Эти стихи о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности.

Обучающиеся читают стихи Р. Казаковой о любви:»Родился сын, пылиночка…», «Моя последняя любовь…», «Хочу сказать, как я тебя люблю…» и другие

Учитель:

Римма Казакова однажды сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно».

Лирическая героиня Казаковой очень близка ее современнице. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.

    Музыкальность стихов Р. Казаковой

Учитель:

Есть в стихах Р.Казаковой такая исповедальность, такая глубокая лиричность, что многие из них вдохновляют композиторов, исполнителей, и появляются маленькие песенные шедевры. Достаточно назвать «Мадонна», «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой…» и многие другие.

Звучат песни на стихи Риммы Казаковой.

Учитель :

Римма Казакова считает: «Стихи, песня должны войти не в уши, а в душу человека». Я думаю, что и в ваши души сегодня вошла частичка творчества этой замечательной женщины, поэтессы.

Казакова Римма Федоровна родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Изначально девушку звали Рэмо, что означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». Но в двадцатилетнем возрасте она решила взять более благозвучное имя Римма. Отец будущей поэтессы, Федор Лазаревич, был военнослужащим, а мать, Софья Александровна Шульман, трудилась на должности секретаря-машинистки.

Свои детские годы Римма Казакова провела, преимущественно, на территории Беларуси, в том числе непростое военное время, а затем ее семейство переехало в Ленинград. Там девушка поступила в Ленинградский государственный университет (на исторический факультет), и по завершении учебы получила распределение на Дальний Восток.

Именно тогда Казакова, которую мама с детства называла «Римусей», решила поменять имя. Как впоследствии признавалась поэтесса, ее родители были немного «сдвинутыми» коммунистами, и потому посчитали аббревиатуру Рэмо вполне подходящим именем для дочери. Но ехать с таким именем в российскую глубинку, чтобы преподавать там историю, девушка однозначно не хотела. Тогда она и отправилась в ЗАГС.


Там выпускнице пединститута заявили, что у нее хорошее революционное имя, и менять его негоже. Но Казакова не сдавалась. В заявлении она написала, что Рэмо – это аббревиатура сродни ВЦСПС, ЦПКО и тому подобному, а не человеческое имя. В результате сотрудники ЗАГСа все же сдались под напором молодой преподавательницы и позволили ей стать Риммой.

Начало творческого пути

Отправившись работать по распределению, Римма Федоровна трудилась в Хабаровском окружном Доме офицеров на должности лектора-консультанта, а затем получила пост редактора в Дальневосточной студии кинохроники. Период, когда поэтесса жила на Дальнем Востоке, особенно примечателен тем, что именно здесь в 1958 году был опубликован первый сборник ее стихов, получивший название «Встретимся на Востоке».


Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. Из-за своей работы девушка должна была часто отправляться в различные поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого детства. Эти люди также помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились ее бессмертные стихотворения.

Хотя Римма Федоровна хорошо относилась ко своей профессии и любила историю, все же постепенно она понимала, что главным делом своей жизни хочет сделать именно поэзию. В 1959 году, через год после издания ее первого стихотворного сборника, Казакова стала членом Союза писателей СССР.

Успех и всесоюзное признание

Желая усовершенствовать свой стиль, поэтесса поступила на высшие литературные курсы, работавшие при Союзе писателей СССР, и в 1964 году успешно их окончила. С тех пор поэтесса опубликовала большое количество стихов, издала многочисленные сборники, перевела немало произведений с языков стран дальнего и ближнего зарубежья, а также написала ряд стихотворений к известным на всю страну песням.


В 1976 году талантливую и популярную поэтессу назначили секретарем правления советского Союза писателей, и вскоре после этого, в 1977 году, Римма Казакова вступила в ряды КПСС. На должности секретаря правления Союза писателей поэтесса проработала до 1981 года. А в 1999 году ее избрали первым секретарем аналогичной российской организации – Союза писателей Москвы.

Развитие лирики Риммы Казаковой

После того, как Римма Федоровна начала вести активную деятельность в Союзе писателей СССР и публиковать свои многочисленные произведения, она обосновалась в Москве. Но, как признавалась сама поэтесса, застать ее в столице всегда было труднее всего. Дороги, их дух, красоты разных уголков родной страны и всего мира, возможность пообщаться с новыми людьми всегда много значили для Казаковой и стали основой, движущей силой ее творчества.


По мотивам своих путешествий поэтесса написала такие шедевры, как «Из кубинского дневника», «Мне опять на Восток», «Токио», «А в Лондоне туман», «Под чужими небесами», «Прибалтика», «Среднеазиатские страницы», «Митинг в тропиках», «Карловы Вары» и многие другие. В таких стихотворениях Римма Федоровна, с одной стороны, рассказывает о разных местах и людях, которые там живут. С другой стороны, она делится своими размышлениями по поводу увиденного, передает атмосферу и настроение каждого города и региона.

Но, пожалуй, наиболее известным является ее творчество о любви, дружбе, верности, материнстве и других «вечных темах». Будучи мудрым и открытым человеком, Казакова умела очень чувственно и пронзительно написать о силе добра, о любви мужчины и женщины, о любви матери к ребенку и даже о любви к родине, хотя идейной коммунисткой Римма Федоровна никогда не была. «Мы молоды», «Люби меня застенчиво», «Ненаглядный мой», «Помпея», «Я – остров…» - вот названия лишь немногих из таких стихотворений.


Стихотворный талант Риммы Федоровны пленяет своей образностью, поражающим богатством лексики, необычными метафорами и эпитетами. Казакова писала напевные, красивые по звучанию произведения, будь то стих о нежной любви или наполненное грустью стихотворение о войне, пришедшейся на детство поэтессы. При этом писательница старалась избегать пропаганды и пафоса, ответственно относиться к выбору каждого слова.


В 90-х годах Римма Казакова стала все больше лирики посвящать социальным вопросам. Так появился сборник «Наугад», в котором собраны стихотворные рассуждения поэтессы о современной жизни, об актуальном состоянии общества в целом и каждого человека в частности, о настроениях и идеях, бытующих в народе. Непростое время после распада СССР Римма Федоровна описывала порой даже резковато, с использованием очень контрастных метафор, но именно так поэтессе удавалось передать свое отношение к происходящему.

Общественно-политическая деятельность

Публицистическая жилка Риммы Казаковой проявлялась не только в том, что ее стихи все чаще становились своеобразными откликами на происходящие в обществе события.


Будучи секретарем правления Союза писателей, она увлеченно организовывала Дни литературы различных национальностей, общегосударственные Пушкинские праздники поэзии, традиционные поэтические вечера, проводившиеся в Политехническом музее. Также Римма Федоровна проводила совещания для начинающих молодых писателей.

Песни на стихи Риммы Казаковой

Поэтесса стала автором текстов для многих популярных на советском и постсоветском пространстве песен: «Ты меня любишь», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Нет пути назад», «Игра», «Ариадна», «Поздняя женщина» и многих других.

Ее стихи были положены на музыку таких композиторов, как , Владимир Матецкий, Андрей Савченко.

Личная жизнь

Первым мужем Риммы Казаковой был писатель-публицист Георгий Радов, с которым поэтесса прожила вместе восемь лет. Как впоследствии признавалась Римма Федоровна, семья у них с Радовым получилась далекая от идеальной: муж пил, периодически поднимал руку на свою супругу и устраивал пьяные дебоши. Единственным настоящим утешением были дети, точнее, сын Егор – единственный ребенок Риммы Казаковой.


Римма Казакова с мужем Георгием Радовым

Через некоторое время после развода с Радовым поэтесса вышла замуж во второй раз: за стоматолога, который был моложе ее. Впрочем, на фото видно, что Римма Федоровна всегда была моложавой и никогда не выглядела на свой возраст. Поначалу поэтесса была счастлива во втором браке, но вскоре муж начал ей изменять, и семья вновь распалась. Такими были ее мужчины: встретить того единственного, с которым любовь был бы до гроба, писательнице не удалось.


Римма Казакова с Егором

У общительной и трудолюбивой Казаковой было немало друзей в поэтических кругах родной страны. В числе ее близких подруг была и поэтесса . Возможно, отчасти именно друзья помогали поэтессе справляться с невзгодами судьбы. Так, ее сын Егор в армии начал баловаться наркотиками, а по возвращении к гражданской жизни женился на девушке с шизофренией. Молодые супруги стали «кайфовать» вместе и родили дочку Машу. Когда Маше было 8 лет, жена Егора покончила с собой.


Римма Казакова в последние годы

К счастью, Римме Федоровне удалось помочь единственному ребенку справиться с тяжелой зависимостью, и в своих последних интервью она нередко упоминала, что сейчас у него все благополучно.

Конец жизненного пути

Римма Федоровна Казакова ушла в мир иной 19 мая 2008 года, на тот момент поэтессе было 77 лет. Она скончалась в санатории села Юдино из-за острой сердечной недостаточности. Писательницу похоронили на столичном Ваганьковском кладбище.

За годы своей жизни Римма Казакова была удостоена многих наград и званий: ордена Кирилла и Мефодия первой степени, ордена Дружбы народов, Трудового Красного знамени и др.