Экономика 

Что такое древний восток. Запретная история Почему древний восток

Страны Востока - это государства, входящие в азиатско-тихоокеанский регион, который включает в себя Юго-Восточную, Северо-Восточную и Восточную Азию. Принадлежность стран определяется географическим положением, а также этническими признаками. В категорию "Страны Востока" входят все государства, расположенные в азиатском регионе, а также на его периферии. Список может содержать страны Ближнего и Среднего Востока.

Северная Корея

Северная Корея образована в 1948 году как государство с народно-демократическим устройством. У власти находится Трудовая партия Кореи, с первым секретарем Центрального Комитета во главе, в настоящее время это Страна живет по незыблемым принципам идеологии "чучхе", которая проповедует тоталитаризм.

Южная Корея

Является прогрессивной, динамично развивающейся страной, государственное устройство - президентское правление в сочетании с демократическим парламентом. На первом месте по экспортной значимости находится судостроение, затем следует автомобильная промышленность.

Камбоджа

Страна крайне нестабильная в политическом и экономическом отношении. Отличается несогласованностью правящих структур, на протяжении последних десятилетий было несколько войн и государственных переворотов. Обстановку в стране нагнетают одиозные личности, вроде предводителя Пол Пота.

Индонезия

Страна с непростой историей, долгое время находилась под колониальным влиянием Голландии, затем в 1811 году перешла под юрисдикцию Великобритании. В настоящее время является президентской республикой на унитарной основе. Президент также возглавляет правительство. Законодательный орган - это Народный консультативный Конгресс. Экономика номинально считается рыночной, однако заметно влияние государственных структур, значительное количество крупных промышленных предприятий принадлежит государству.

Монголия

История Монгольской Народной Республики получила свое начало в 1924 году, когда не без участия Советского Союза у власти встали Чойбалсан, Омар и Генден. И. В. Сталин пытался насаждать коммунистическую идеологию, настраивал новое монгольское руководство на полное уничтожение буддизма в стране, но успеха в своих устремлениях "отец народов" не имел. В настоящее время Монголия развивается и живет по рыночным законам. Руководит страной Великий народный хурал. Законодательным органом является Великий государственный хурал, иначе говоря, парламент.

Малайзия

Государство состоит из двух частей. Западная расположена на полуострове Малакка, восточная - на острове Калимантан. Страна устроена по принципу федеративной конституционной монархии и состоит из 13 штатов. Монархи не наследуют трон, а выбираются раз в пять лет. Парламент состоит из верхней и нижней палаты, исполнительная власть - это правительство во главе с премьер-министром. Экономика страны находится на подъеме за счет значительных объемов экспорта сельхозпродукции, а также добычи и экспорта нефти.

Сингапур

Сингапур - город-государство - существует с древних времен, первое упоминание датируется III веком н.э. Как страна Сингапур впечатляет своей необычностью, он рассредоточен на 63 островах, большинство которых расположены на экваторе. Климат, таким образом, в стране экваториальный. Сингапур считается государством с самым низким уровнем преступности в мире. Является островным агломератом с высокоразвитой экономикой.

Древний Восток — общее название многих стран, располо-женных в Африке и Азии, в которых возникли и развивались первые цивилизации. Весь остальной мир ещё тысячи лет оставался первобытным. Первыми появились цивилизации Египта, Месопотамии (Междуречья), Индии и Китая. Именно там протекают большие полноводные реки. В Египте это Нил, в Междуречье — Евфрат и Тигр, в Индии — Инд, в Китае — Хуанхэ .

В истории государств Древнего Востока было много сходно-го: ранние цивилизации в Египте, Междуречье, Индии и Ки-тае появились в период бронзового века на основе широкого развития земледелия в долинах рек. Повсюду первоначально образовывалось множество небольших государств, которые затем объединялись в одно большое царство. Самым ранним и наиболее сильным государством был Египет.

Но в историческом развитии древних египтян, шумеров, индийцев и китайцев были и различия. Они изобрели раз-ные системы письма, поклонялись разным богам, создали собственные мифы и сказания, по-разному строили храмы, дома, дворцы. Поэтому можно говорить о древнеегипет-ской, шумеро-вавилонской, индийской, китайской и других культурах .

Древний Восток в железный век

Около XII (12) века до н.э. в странах Древнего Востока были освоены производство и обработка железа. В мировой исто-рии начался новый период — железный век .

Месторождения меди встречаются на земле нечасто, а же-лезо есть во многих местах. Со временем появилось множест-во железных орудий.

Железо прочнее меди и бронзы, поэтому железными инстру-ментами удобнее работать. Перед железным топором отступали дремучие леса, плуг с железным лемехом распахивал самые твёрдые почвы. С войском, вооружённым железным оружием, правители подчиняли себе более многочисленное население.

Освоение железа различными народами шло несколько ве-ков. Раньше всего обработка железа распространялась в Запад-ной Азии — так называют земли к востоку от Средиземного моря. Об истории государств Западной Азии пойдёт речь в этой главе.

Железный век наступил также в Индии и Китае. Плуг с же-лезным лемехом позволял распахивать земли, далёкие от реч-ных долин с их мягкими почвами, а железный топор — расчи-щать дремучие леса. На крупных реках стали строить плотины и орошать земли, чтобы получить хороший урожай. Материал с сайта

Великие державы Древнего Востока

Наступление железного века привело к значительному рас-ширению территории древних цивилизаций. Появились но-вые государства — Мидия, Лидия, Израиль. Финикийские ко-лонии распространились далеко на запад.

Вместе с тем государства стали богаче, государственная власть — прочнее. Ассирийские цари создали первую в истории военную державу.

В Индии и Китае также образова-лись новые государства, превосходившие своим могуществом другие страны и подчинившие своей власти многие народы, — держава Маурьев в Индии, империи Цинь и Хань в Китае, Пер-сидская держава.

Тема 2. Политогенез. Государства Древнего Востока

      Пути политогенеза, и этапы становления государственности.

Приблизительно в III-II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв - перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV-III тысячелетий до н. э. И, тем не менее, грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.

Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

В течение многих тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. С развитием общества происходит осознание важности хорошего управления, а лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно должность вождя и старейшины становится пожизненной. Любое сообщество людей не может существовать без определенного порядка, без регулирования межличностных отношений. Опыт людей постепенно формирует систему социальных норм, регулирующих производство и распределение, семейные и общественные отношения.

Важнейшей ступенью в становлении государственности стала неолитическая революция. Повышение производительности труда привело к возникновению избыточного продукта и возможности накопления общественных богатств. С развитием производительных сил происходят изменения и в социальной сфере. Произведенный продукт по-прежнему обобществлялся и затем перераспределялся вождями и старейшинами, поэтому именно в руках скапливались излишки продукта, и, как следствие зависимость остальных членной общины становится еще и экономической. Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную группу, которая осуществляет власть - управлять становится выгодно. Власть сильного и авторитетного вождя постепенно распространяется на соседние общины Выборность вождей и старейшин становится все более формальной, и, в конце концов, должности начинают передаваться по наследству. Таким образом, происходит отделение органов власти от родоплеменной организации и формируются протогосударственные образования.

Появление протогосударственных объединений сопровождались многочисленными войнами между ними. Война становится не только одним из важнейших промыслов, но и способствует укреплению положения военного вождя, вокруг которого формируется войско. В ходе войн расширяются территории, а так же усложняется структура управления, т.е. формируется государственность. Государство отличает наличие как минимум четырех признаков – это наличие определенной территории, развитых органов управления, налоговой системы и системы правосудия.

2.2. Государства Древнего Востока.

Уже в IV-III тысячелетиях до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии - между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее - в III-II тысячелетиях до н. э. - в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии - китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская - в Передней Азии, древнееврейская - в Палестине. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана - могущественная цивилизация персов, в Италии - римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Цивилизация и природа. Все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди очень сильно зависели от окружающей их среды. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, изменять природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли огромную роль в их жизни, поэтому эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в дельтах рек способствовала развитию земледелия. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию «аграрной революцией».

Экономика государств Древнего Востока. Особенность экономического развития государств Древнего Востока заключалась в преобладании государственного сектора экономики и общинной формой ведения хозяйства. Землей и другими ресурсами распоряжалось государство или храм, вместе с тем общинники имели наследственное право на обработку земли. Повинности общинников имели различную форму: выделение части урожая, трудовая повинность.

Власть в государствах Древнего Востока. Уже говорилось о том, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства - восточной деспотии.

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Цари занимали исключительное положение в деспотическом государстве. Царь считался, по крайней мере, формально, единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен «солнечным именем» - он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать впустую. В Китае императора называли Сыном Неба, верховного божества. В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов «и поэтому он блеском превосходит все созданные существа... Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него.

Все эти пышные титулы были не просто цветистыми метафорами, с помощью которых царь возвеличивался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погребальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое «жилище» как можно лучше: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Структура общества. В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля, росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, необходимый для управления государством, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Воины , находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники , большей частью они жили в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные крестьяне-общинники . Исключением является только Египет, где, по мнению ученых, община почти целиком была поглощена властью и скорее всего, входила в состав царских, храмовых и вельможных хозяйств. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины, т. е., как правило, их нельзя было продать. Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник должен был платить налог государству, т. е. царю, который, как уже говорилось, формально владел всей землей. Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производила все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном, когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и культы. Человек в общине чувствовал себя, прежде всего, частью коллектива, а не отдельной личностью, которая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание.

Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного предшествующими поколениями, грозило большими потерями для хозяйства и даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйственная, и духовная, была очень консервативной.

Однако не все крестьянство принадлежало к общинам; многие лишались своих наделов, так как в общине шел, хотя и очень медленно, процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники - например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. Численность рабов могла быть весьма значительной: скажем, в Китае в III в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи. И все же труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни.

Законодательство. Во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода. Когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право). Но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулировать жизнь в государствах, где развивалось социальное неравенство, где общество расслоилось на множество групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, - это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, везде в те времена сохранился получивший силу закона древний первобытный обычай, согласно которому человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же. Однако, если виновный занимал привилегированное положение в обществе, он просто выплачивал пострадавшему денежное вознаграждение. Государство стояло на страже интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, совершал преступления против жрецов и храмов, наносил вред или похищал имущество царя и его приближенных, укрывал беглых рабов и т. д.

Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. В Египте они могли искать убежища в храмах и жаловаться на жестокость своего господина. Домашним рабам, как правило, позволялось иметь семью и имущество, а иногда и свой дом. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи. Срок долгового рабства ограничивался тремя годами, дети рабынь, усыновленные своим отцом - свободным, тоже становились свободными и могли наследовать имущество. Сурово наказывались клеветники и лжесвидетели.

Это означает, что функции государства заключались не только в подавлении и угнетении - они были гораздо шире и сложнее. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями. Без этого, собственно, невозможна была бы жизнь общества. Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои поступки, внушали, что у них есть права, пусть даже минимальные, реализации которых можно требовать.

Религия. В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов. Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее, продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. С другой стороны, и природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники - все это считалось одушевленным и сходным с человеком. В природе древний человек, еще довольно беспомощный, видел некие незримые и таинственные могучие силы. Но их не пытались, да и не могли исследовать, анализировать с помощью разума. Природу обожествляли и стремились воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов. Боги также были тесно связаны с природой и воплощали ее силы, добрые или злые. Наиболее древние верования лежали в основе культа животных-богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих богов-покровителей, которые вели свое происхождение от первобытных тотемов.

Зарождение основ науки. Конечно, на протяжении всей истории древнего мира человек воспринимал окружающую действительность не только через мифы. Постепенно стали появляться зачатки нового, рационального отношения к миру. Большую роль здесь сыграло изобретение письменности, так как само по себе владение письмом развивало логическое мышление. Кроме того, письменность помогала удержать и передать следующим поколениям большой объем информации, и это создавало базу для прогресса знаний. Не случайно в Египте библиотеки, находившиеся при храмах, называли «домами жизни». По мере развития трудовой деятельности, накопления опыта стали появляться первые естественнонаучные знания.

В эпоху древности уже были заложены основы астрономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, так как именно в них концентрировались образованные, владеющие грамотой люди, которые создавали письменную культуру. Жрецы в то время были и учеными, державшими в своих руках самые сокровенные знания. Распространение письменной культуры происходило и потому, что государству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. Обычно они набирались из числа тех, кто учился в школах и храмах. Разумеется, в эти школы часто поступали, руководствуясь практическими интересами, стремясь, например, занять выгодное положение чиновника. Но независимо от этого в древних цивилизациях медленно расширялся круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать.

Схема 1 Особенности цивилизаций Древнего Востока

Цикличность развития

Политическая власть в государствах структурировалась по вертикали

Вся полнота власти в руках правителя (царя, императора, фараона)

Египет (3200 г до н.э.-525 г. до н.э.

Вавилон (3000г.до н.э. – 538 г. до н.э.)

Ассирия (3000г.до н.э. – 605 г. до н.э)

Финикия (конец 3000 до н.э. – 322 г. до н.э.)

Стабильность Традиционализм

Отличительная черта общественного сознания - сосредоточенность надуховности

Общественная жизнь построена на принципах коллективизма

1.Понятие Древний Восток.Особенности истории и культуры Древнего Востока

Культура Древнего Востока

Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывающиеся с IV-V тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Древний Восток – это совокупность очень далеких друг от друга по географическим и хозяйственным условиям, по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость социальной структуры. В религиях Древнего Востока на второй план отходят первобытные верования и культы, а на первый выходит религиозный культ могущественных богов.

Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетишизм).

Главная черта религии – политеизм (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно отражалась в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, их мудрости и сверхъестественном могуществе.

Различные формы культуры начинают существовать самостоятельно, т.е. культура становится специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы, из писцов происходят первые литераторы. Возникает наука: математика, астрономия, медицина.

Особенности древневосточного искусства.

1. Неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

2. Информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала.

3. Иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии.

4. Каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись племена ариев, которые создали величайшие памятники культуры духовной: произведения по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира.

О религиозных верованиях Индии дают представление Веды – великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную так и духовную. В середине I тыс. до н.э. здесь формируются три идеологических направления – даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Основателем конфуцианства был проповедник Кун-цзы (учитель Кун). Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Основное содержание конфуцианства – обожествление императора и освящение его власти. Основателем даосизма был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Дао – это путь, корень всего, мать всех вещей. Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти. На основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означает конец: прекрасная жизнь на Земле может длиться вечно, умершего может ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца.

2.Формирование раннеклассового общества и государства в Древнейшем Египте.Периодизация истории Древнего Египта

2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ

2.1 ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности.

История Древнего Египта делится на ряд периодов:

1. 3100-2800 гг. до н.э. - период Раннего царства или период царствования первых трех династий египетских фараонов;

2. Около 2800-2250 гг. до н.э. - период Древнего, или Старого, царства, в который включается время царствования III- IV династии;

3. Около 2250-1700 гг. до н.э. - период Среднего царства, время царствования XI-XII династий;

4. Около 1575-1087 гг. до н.э. - период Нового царства, время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.

Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства - первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Hyбия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Египетское государство сложилось к концу IV тысячелетия до н.э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе со жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования - номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тыс. до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему были присущи чёткие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий всё ещё представляются загадочными.

Египетское государство в период Раннего царства еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Население состояло главным образом из свободных крестьян-общинников.

Наряду с царским обширным хозяйством существовали и другие крупные хозяйства. Царь, хотя и был на самом верху общественной лестницы, еще не выделялся среди могущественных вельмож. В результате многочисленных войн, которые велись в период Раннего царства, поставлялись пленники-рабы, использовавшиеся в крупных хозяйствах.

Также в это время произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. Однако это единство было непрочным, и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом

3.Объединение Египта и создание централизованного общеегипетского государства

Эпоха строительства великих пирамид

Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств привело к возникновению единого общеегипетского государства. Его правитель стал первым царем всего Египта и родоначальником первой общеегипетской династии. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объединенного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. В столице был возведен храм богу Птаху. Фараоны первой династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с подземной камерой, стены которой обкладывали сырцовым кирпичом. При первой династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображения, и в частности, в районе Вади – Магхара.

При второй династии опять становится неспокойным Нижний Египет, одной из главных задач остается окончательное воссоединение страны. Главные события развернулись при фараоне Хасехемуи. На двух дошедших до нас его статуях Нижний Египет символически изображен поверженным, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48 205, а в другом – 47 209. Последние цари второй династии называют себя не только именем Гора – покровителем Верхнего Египта, а Гором и Сетом, т. е. уже находятся под покровительством и бога Сета, почитавшегося в Нижнем Египте. Миф об умерщвлении доброго бога Гора злым богом Сетом исключительно верхнеегипетского происхождения. Он отражал реальные события.

Видимо, при фараонах второй династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство. Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках централизованного государства. Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле.

Вообще, объединение египетских областей (или номов) в руках одного древнеегипетского государства привело к сверхконцентрации человеческих ресурсов и материальных ценностей в рамках одного центрального правительства. В экономической области главными задачами центрального правительства было поддержание единой ирригационной системы их отдельных локальных компонентов.

Наблюдение за периодическими разливами Нила и прогнозирование наводнений, дела весьма важного для жизни всех подданных, требовало создание гибкой системы центрального бюрократического аппарата и использование армии для подавления мятежей, случавшихся из-за отказа повиноваться властям в кризисных ситуациях.

В результате победоносных завоеваний фараоны Верхнего Царства смогли осуществить вековую мечту своих далеких предшественников. Наконец могла быть построена мощная ирригационная система, пирамиды, как символ вечности, незыблемости и сакральности царской власти.

При объединении двух царств в одно могущество фараона достигло небывалых вершин.

Это был тот редкий случай в истории Древнего Египта, когда царская власть отобрала вожжи управления у клана жрецов. Громкие военные завоевания заставили духовных лидеров оказаться от завоеванных ранее позиций и уйти в тень. Это не означало, что последние отказались от борьбы за реальную власть, это означало, что они изменили методы борьбы. Между светской и духовной властью продолжалась тайная подковерная борьба, в которой победитель получал не только власть, но и жизнь.

Эта историческая эпоха подарила потомкам множество исторических памятников, которые наглядно демонстрировали достаточно высокий уровень развития техники. Как грандиозные памятники, так и золотые украшения поражают своей совершенной техникой исполнения. На табличках, обнаруженных при раскопках, найдены изображения фараона Нармера, который держал за волосы своего врага, фараона Нижнего царства. Причем Нармер изображен с атрибутами Гора, а его соперник с атрибутами Сета, ставшего злым богом.

Эпоха строительства пирамид

Эпоха Древнего царства – начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены) – потребовала высокого искусства обработки камня. Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов четвертой династии, роскошная облицовка из плит – зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков. Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обожествления царя. Обожествление царя не просто добавляло ему авторитета, но и было своеобразной чертой времени. Принадлежность к власти было своеобразной чертой времени. В далекой древности принадлежность к царскому роду требовала доказательства божественной природы власти. Власть, признаваемая людьми, могла иметь только божественный характер. Власть, не нуждающаяся в божественном обосновании своего величия, была обречена на поражение. Жрецы часто пользовались этим сакральным обстоятельством, и власть фараона, который им рискнул не понравиться, запросто могли объявить неугодной богу Ра или Осирису. Эти золотое правило дворцовых заговоров покалечило правление не одного фараона. Чтобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могущество фараона, его прямую причастность к миру богов, его погребение получает принципиальное иное решение. Джосер (фараон) возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы: в виде поражавшей воображение тогдашних людей ступенчатой пирамиды высотой в 60 м, имеющей в основании 160 х 120 м (около 2 га). Любой фараон, отошедший в мир иной, становился богом на земле и собеседником Осириса в ином мире. Сам характер построения подобных сооружений носил сакральный характер. На фоне данного сооружения человек неизменно чувствовал себя маленькой песчинкой, которую вот-вот поглотит жизненный океан. Древний египтянин простирался ниц перед царственным сооружением, поражающим его воображение. На фоне пирамид происходили царские парады и торжественные выезды сына бога на земле, возращение с победой и некоторые культовые отправления.

4.Общеегипетское государство в период среднего царства21 -18века до н.э.

Распад централизованного государства на полусамостоятельные, враждующие между собой номы привел к упадку общеегипетской ирригационной сети, кризису экономики и прежде всего сельского хозяйства. Как ни старались отдельные предприимчивые номархи преодолеть экономическую разруху, голод, упадок строительства, ограниченных средств небольших номов явно не хватало для выхода из тупика.

Хозяйственная разруха и голод вызывали недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения.

Внутренним упадком Египта воспользовались соседние племена ливийцев на западе и кочевников на востоке, которые опустошали Дельту.

Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта.

Однако необходимость ликвидации тяжелой разрухи ставила проблему восстановления сильного египетского государства. Борьба за новое объединение Египта началась и на севере, и на юге. На севере объединительным центром стал Гераклеополь, на юге - Фивы. Вокруг Гераклеополя сплотились номы Южной Дельты и Среднего Египта. Гераклеопольским правителям удалось отразить нападение ливийцев с запада и кочевников-азиатов из Синая, построить в Дельте ряд крепостей. Они даже объявили себя царями Верхнего и Нижнего Египта, прeтендуя на общеегипетскую корону (IX - X общеегипетские династии). Однако их власть не распространялась на всю страну. Вокруг города Фив, удобно расположенного в большой излучине Нила, сплотились южные номы, которые не признавали власти Гераклеополя. Итогом ожесточенной борьбы между Гераклеополем и Фивами была победа фиванского правителя Ментухотепа.

Ментухотеп стал основателем XI общеегипетской династии (XXI в. до н.э.), которая объединила разрозненные номы в сильное централизованное государство. Начался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продолжался около трех столетий и получил название Среднего царства (2050 - 1750 гг. до н.э., XI - XIII династии).

Состояние экономики. Общественные отношения.

Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках центрального правительства людские и материальные ресурсы страны, восстановили общеегипетскую систему, существовавшую в эпоху Древнего царства.

Поэтому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в обширной и болотистой, бывшей до сих малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Был прорыт магистральный канал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которого через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным районом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюмский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали Лабиринтом. Это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (около 1850 - 1800 гг. до н.э.). Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи ("соединяющий обе земли"), фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерсть.

В это время египтяне освоили бронзу - металл, который по своим качествам намного превосходит более мягкую медь. Из других важнных достижений следует отметить появление принципиально новой отрасли - производство пастового стекла (изделия из него не выдуваются, а изготовляются путем разлива расплавленной массы-пасты в специальные формы.

Развивавшаяся экономика давала значительные издержки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве. Все это активизировало торговые операции, охватывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские горда доходят до Малой Азии и Вавилонии. Одним из центров северо-восточной торговли Египта был город Библ в Финикии. Именно через Библ в Египет шли олово и серебро из Малой Азии, ценный ливанский кедр и строевой лес. Египтяне устанавливают связи с государством на Крите. Критские вещи обнаружены в Египте, а египетские - в развалинах кносского дворца.

Другим направлением торговли было южное - в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт. Обычно торговая экспедиция формировалась в Фивах и по снабженной колодцами дороге в ущелье Вади Хаммамат прибывала в порт Гасуу на берегу Красного моря. Здесь загружались корабли, которые брали курс или на Синайский полуостров, к району медных рудников, или на юг, в Пунт, откуда привозили эбеновое дерево, слоновую кость, благовония, экзотических животных.

Торговые связи с Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить плавание, при Сенусерте III был проведен обводной канал, позволявший обогнуть один из труднопроходимых нильских порогов

5. Египет Нового царства.

В середине II тысячелетия до н. э. Вавилония в результате внутренних процессов и внешних вторжений теряет свою ведущую роль в рабовладельческом мире. Ассирия постепенно становится наиболее сильной из переднеазиатских держав, но её политическая мощь начинает ощущаться в полной мере лишь в последней четверти II тысячелетия. Преобладающее положение среди рабовладельческих держав в середине II тысячелетия переходит к Египту.

Период Нового царства, начавшийся с поражения и изгнания гиксосов, завоевавших большую часть Египта в конце Среднего царства, продолжался около 500 лет, в пределах с XVI по XII в. до н.э. На него приходятся три манефоновские династии: XVIII, XIX и XX, время правления которых падает соответственно приблизительно на XVI-XIV, XIV-XIII и XIII-XII вв. до н. э.

Время Нового царства является периодом дальнейшего роста рабовладельческих отношений и значительного развития рабовладельческих хозяйств частных лиц. Царская власть в это время пытается опираться на более широкие слои рабовладельцев, стремясь к ограничению могущества знати. Именно опора на более широкие слои свободного населения позволила царям Фив, возглавлявшим южное царство, которое было более или менее независимым от гиксосов, захвативших Северный Египет, встать во главе борьбы против иноземных завоевателей.

В период Нового царства Египетское рабовладельческое государство уже не было ограничено, как прежде, лишь долиной Нила ниже первых порогов. Война с иноземными завоевателями сменилась захватническими походами за пределы Египта. Фараоновское царство стало громадной по тем временам державой. Однако львиную долю добычи от этих походов получила знать, тогда как народные массы терпели нужду и лишения. От времени Нового царства до нас дошли сведения о выступлениях ремесленников, о восстаниях народных масс в конце правления XIX династии.

6.Египет в поздний период

Египет в поздний период

С падением ок. 1075 г. до н. э. единого централизованного государства Нового царства Египет вступает в Поздний период (1075-332 гг. до н. э.) своей истории. Главное его отличие от предшествующих эпох состоит в нарастающей и к концу IX в. до н. э. достигшей максимума децентрализации египетского общества. В III-II тысячелетиях до н. э. царская власть в Египте опиралась на обширное, в эпоху наибольшей централизации охватывавшее всю страну государственное хозяйство. Сразу после падения Нового царства эта единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся гиппод контролем правителей отдельных египетских номов и тесно связанных с ними номовых храмов. На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственные административный аппарат и войско. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание, с исчезновением общеегипетской центральной власти постепенно превращаются в их полную собственность. Неудивительно, что значительную часть Позднего периода Египет находится в состоянии политической раздробленности. Объединения Египта в это время возникают за счет либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты XXIV, XXVI и XXVIII саисские, XXIX мендесская и XXX севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (XXII-XXIII ливийские, XXV нубийская и XXVII персидская династии); при этом представители общеегипетских династий вынуждены мириться с небывало высокой самостоятельностью номов, основанной на сохранении под контролем их правителей местных хозяйств. Реальное политическое влияние в стране на протяжении всего Позднего периода находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим в огромной мере связан и упадок внешнего могущества Египта, так как находившихся в руках общеегипетских династий I тысячелетия до н. э. экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. За исключением нескольких непродолжительных эпизодов, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, а напротив, становится объектом завоевания со стороны своих африканских соседей и, позднее, великих держав Передней Азии

7.Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Древний Египет - первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте1. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на Земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что, если бы египтяне с таким упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 146,6 м (сейчас 137 м), площадь - около 55 000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Государства Древнего Востока

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государства Древнего Востока
Рубрика (тематическая категория) Политика

Первые государства возникли в IV тысячелœетии до н.э. на землях Междуречья (Двуречья) и Египта. Их возникновение было во многом обусловлено уникальными природными условиями, поскольку плодородные долины рек (Нила, Тигра и Евфрата) были способны давать очень высокие урожаи зерновых культур даже при крайне примитивной технике обработки земли.

Необходимым условием эффективного ведения хозяйства в плодородных речных долинах было строительство и поддержание в порядке сложных ирригационных систем. Эта задача не могла быть решена в рамках первобытно-общинной организации общества. Решить её было способно только государство - такая форма организации общества, где власть обладает относительной самостоятельностью от общества и опирается на аппарат принуждения при обеспечении исполнения своих решений.

Первые очаги государственности возникали вокруг городов - храмовых центров. При этом закономерностью развития древнейших государств был процесс государственного объединœения всœей территории плодородных речных долин, поскольку только ирригационные сооружения, ориентированные на регулирование водного режима на всём протяжении течения рек были наиболее эффективными. В 3118 году до н.э. впервые в рамках единого государства был объединён Египет. В Древнем Двуречье решение этой задачи встретило на своём пути больше препятствия и оказалось под силу только правившему в 2316 - 2226 гᴦ. до н.э. царю города Аккада Саргону. На рубеже XIX - XVIII вв. до н.э. возникло Вавилонское царство, достигшее вершины своего могущества в годы правления царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), издавшего знаменитые законы.

В Египте и Двуречье сформировался тип государства, именуемый восточной деспотией, при котором вся полнота власти была сосредоточена в руках правителя. Это обстоятельство было предопределœено особенностями хозяйственного строя, требовавшего быстрых, своевременных, организованных действий большого числа людей, необходимых для строительства ирригационных сооружений и поддержания их в надлежащем порядке.

Первые деспотии Древнего Востока отличал застойный характер, поскольку их жизнь находилась в неразрывной связи с извечными циклами природы и прочно привязана к плодородным долинам рек.

Огромное значение для развития государств Древнего Востока имело начало применения желœеза при изготовлении орудий труда и оружия. В связи с этим значительно возросли площади, способные давать прибавочный продукт в земледелии, и государственные границы получили возможность освободиться от жёсткой привязки к очертаниям плодородных речных долин.

Военные деспотии Древнего Востока представляли собой внутренне неоднородные, конгломератные государственные образования. По этой причине всœе они имели недолгую историческую судьбу. Период стремительного возвышения сменялся временем упадка и гибели, и на смену одной военной деспотии приходила другая, с тем, чтобы неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время спустя кануть в Лету. Первой ʼʼвзошла звездаʼʼ державы хеттов - воинственных племён Малой Азии, первыми на планете овладевших секретом изготовления оружия из желœеза. Вслед за ней, сменяя друг друга, возвышались и гибли другие военные деспотии.

В Х - VII вв. до н.э. наступил ʼʼзвёздный часʼʼ Ассирии, когда возникшее на севере Двуречья государство распространило свою власть на всю Малую Азию, покорило Вавилон, Финикию, Иудейское и Израильское царство в Палестинœе, Египет, земли персидских и мидийских племён.

В VII в. до н.э. союз мидийских племён отказался подчиняться Ассирии и основал собственную державу.

В VI в. началось возвышение Персидской державы. Освободившись при царе Кире II (558 - 530 до н.э.) от власти Мидии, персы начали завоевательные походы. Им удалось покорить Двуречье, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию, Египет. При царе Дарии I (522 - 486 до н.э.), завоевавшем Запад Индии, сложилась новая административная система управления, призванная предотвратить племенной сепаратизм. Империя была разделœена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила налоги исходя из площади и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчётов и торговли началась чеканка серебряной монеты.

При этом и Персидской державе суждена была недолгая судьба. Она погибла в столкновении с Древней Грецией.

Лекция № 3

Государства Древнего Востока - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государства Древнего Востока" 2017, 2018.