Государство и право

Дипломная работа: Профилактика детского травматизма в школе. Причины детского травматизма в школе Безопасность предметов потребления

.
  • Травмы, обусловленные поведением пострадавшего.
  • Травмы вследствие неправомерных действий сверстников.
  • Травмы вследствие недосмотра взрослых.
  • Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.

    В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке. Однако на практике получается иначе.

    Виды и особенности детского травматизма

    Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный.

    Причины создания травмоопасных ситуаций

    Риск возникновения травм у детей обусловлен:

    • их недисциплинированностью;
    • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
    • необученностью необходимым навыкам поведения;
    • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
    • физической слабостью;
    • определенными особенностями развития.

    Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .

    Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

    По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

    Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом – спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.

    Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

    В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

    Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

    Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

    В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

    Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно- расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

    Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение ), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.

    Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку "3". В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

    Причины детского травматизма

    Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

    1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
    2. Действия окружающих сверстников.
    3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

    Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

    Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

    Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.

    Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.

    Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.

    Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

    Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

    Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

    С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

    Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

    Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

    Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

    Травмы вследствие недосмотра взрослых

    Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

    В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

    Профилактика травматизма

    Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия.

    Своевременное и согласованное выполнение администрацией, педагогическим коллективом своих обязанностей по вопросам охраны труда, соблюдение администрацией, педагогическим коллективом, учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности способствует предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях.

    Обучение охране труда учащихся

    Со всеми, школьниками, учителями, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

    Инструкции по охране труда в образовательном, учреждении являются важным элементом обучения и обеспечения безопасности учебного процесса. Инструкция по охране труда -- это нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда.

    Разработку инструкций в образовательном учреждении организует директор. Непосредственными разработчиками являются назначенные им должностные лица. Учет наличия инструкций и контроль их своевременного пересмотра осуществляет служба охраны труда учреждения.

    Варианты основных инструкций по технике безопасности в образовательном учреждении приведены в методическом пособии «Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе», автор-составитель Огарков А.А. .

    Согласно ГОСТ 12.0.004--90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа:

    вводный;

    первичный;

    повторный;

    внеплановый;

    целевой.

    Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу службой охраны труда, в данном случае образовательным учреждением. Цель этого инструктажа -- ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

    Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа -- ознакомление учащихся с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся, сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

    Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода, а для работ повышенной опасности -- раза в квартал. Цель этого инструктажа -- напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда. Проводится он может как индивидуально, так и с группой учащихся, а заканчиваться инструктаж должен опросом инструктируемых. В образовательных учреждениях целесообразно проводить инструктаж с учащимися каждый раз перед работой, экскурсиями и т.д. Журнал инструктажа обучающихся по охране труда заполняется при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. При учебном процессе заполняется классный журнал, в котором подписи учащихся не требуются.

    Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

    • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений и дополнений к ним;
    • при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность;
    • при перерывах в работе для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных -- 60 дней;
    • по требованию органов надзора.

    Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (спортивные мероприятия, походы и др.).

    Регистрация инструктажей . Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ. О проведении указанных инструктажей делает запись в журнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

    Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в двух основных направлениях:

    1) гигиеническое обучение и воспитание детей, цель которого выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

    2) работа по созданию безопасной среды обитания детей.

    Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется заведующим учебной частью и директором школы, а также в план санитарно-просветительной работы ответственные за его выполнение медицинские работники школ.

    В нашей школе планируются мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, а также мероприятия, связанные с профилактикой детского травматизма в школе. Вместе с тем, в планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма. Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Вопросы по профилактике травматизма находят отражение в планах воспитательной работы учителей и классных руководителей. Учителя физической культуры, технологии включают элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает также строгий учет травм, возникших у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в нашем педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Каждый случай получения травмы разбирается в классе, а некоторые случаи в присутствии учащихся всей школы. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин проводится и в педагогическом коллективе.

    Работа по профилактике травматизма невозможна без точного учета и анализа всех несчастных случаев у учащихся, происходящих в школе и вне ее. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых и т. д.) и целенаправленно вести профилактическую работу. Медицинские работники обязаны информировать всех работников школы о случаях травм. Но объективно существующие школьные факторы риска, важнейший из которых - неизбежная скученность детей, неустранимы в принципе. Поэтому черепно-мозговые травмы и переломы среди мальчиков в школе во время перемены или на школьном дворе - далеко не редкость. Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, нужно рассматривать сугубо индивидуально.

    В планах работы школы есть пункты, предусматривающие подготовку педагогического и технического персонала школ, родителей. В планах отмечаются задачи, мероприятия, сроки их исполнения, обеспечение методическими, наглядными материалами.


    Задача школы – заботиться об учениках, сохранять и укреплять их здоровье. Поэтому кроме обучения детей, важно, чтобы педагог повышал квалификацию в области оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в . На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов по самой разной тематике. Всем учителям рекомендуем пройти обучение по программе “Правила оказания первой помощи пострадавшим” . Посмотреть, чему учат на курсе, записаться на обучение и приступить к занятиям можно .

    Основания

    Профилактика детского травматизма в школе – проблема и наболевшая, и пресекающая все условности. От перечисления трагических случаев, произошедших со школьниками, только у равнодушного человека не проснется желание действовать, защищать, совершенствовать законодательство во имя безопасности детей.

    В ФЗ «Об образовании», основном документе, касающемся отечественного образования, четко прописано, что школа берет на себя ответственность за жизнь и здоровье учащихся. В каждом УО должна быть сформирована служба охраны труда, в функционал которой включено обеспечение безопасного процесса образования, и профилактика травматизма в школе в том числе.

    Для того чтобы деятельность была эффективной и нацеленной на устойчивый положительный результат, специалисты должны провести анализ отчетов по травматизму.

    В аналитический разбор входит и определение самых распространенных групп травм:

    Механические – это ушибы, переломы, а также открытые раны;

    Тепловые – под ними подразумеваются солнечные и тепловые удары, ожоги и обморожения;

    Электрические – они спровоцированы разными видами излучения;

    Химические – выражаются удушьем, отравлением, химического характера ожогами;

    Комбинированные.

    Определяют и возрастную статистику. Из-за повышенной подвижности и гиперэмоциональности, и, вместе с этим, недостаточно сформированной способности к самоконтролю, в большей степени подвержены несчастным случаям ребята в возрасте 6-14 лет. Довольно опасны в отношении детских травм первые годы обучения в школе. Ребята в начальных классах еще не приспособились окончательно к новым условиям и режимным моментам. Но так же, критическим считается возраст 11-12 лет, в котором школьники становятся более возбудимыми, раздражительными, эмоциональными, порывистыми.

    Статистика

    По статистическим данным можно проследить, в какие временные отрезки дети наиболее подвержены получению травм в школе.

    Согласно данным:

    45-50% всех несчастных случаев в УО приходится на время до/после уроков и перемены;

    16-20% травм связаны с уроками физкультуры;

    10-14% травм – это повреждения, полученные во время экскурсий и прогулок, походов;

    8-9% травм получены во время уроков;

    5-8% - на соревнованиях и тренировках.

    Около 90% всех случаев связаны и с особенностями поведения ребенка. Дети нередко переоценивают свои возможности, не учитывают риски, отсутствует здравая самокритика. Если ребенок эмоционально неустойчив, в каких-то ситуациях он намеренно рискует, бессознательно идет навстречу опасности.

    Какие дети должны быть в эпицентре внимания

    Безусловно, некоторые школьники находятся в так называемой категории риска. Работа школы по профилактике травматизма включает в себя и выделение этой категории.

    Чрезвычайные ситуации чаще случаются с ребятами, которые:

    Отличаются слабой концентрацией;

    Не могут в полном объеме контролировать свою сенсорную систему, координацию;

    Не совсем выносливы;

    Не вполне осмотрительны;

    Не успешны на уроках физкультуры.

    Психологи конкретизируют эти особенности, разбирают подробно. В мероприятия по профилактике детского травматизма в школе входит и работа психолога с педколлективом: если проводить обучающие занятия, педагоги могут не только вычленять тех ребят, которые больше рискуют получить травму, но и предугадывать опасные ситуации, а значит, не допускать их.

    Причины травм

    Причины рассматривают с психологической точки зрения, что объясняет всю цепочку событий. Причины травм зачастую смежны, однотипны и для детей, и для взрослых.

    Психологическое обоснование травм:

    Стойкое нарушение мотивации. Заключаются в отсутствии желания сделать что-то для собственной безопасности. Образуется нарушение, если человек не может оценить уровень опасности и предрасположенность к угрозе.

    Временная потеря мотивации. Такое случается, если человек находится под влиянием опасных веществ: алкоголя, наркотиков. Увы, мероприятия по профилактике травматизма в школе не могут не затрагивать и тему вредных привычек среди детей. Подростки, которые физически уже почти взрослые, но не отдают себе отчет в психологической незрелости, нередко экспериментируют со спиртным и курительными смесями, наркотическими веществами. И зачастую одного раза достаточно, чтобы критическая оценка ситуации исчезла. Но связывают временную потерю мотивации и с состоянием депрессии, которому подвержены и школьники.

    Нарушенные ориентировочные действия. Они заключаются в незнании правил и требований к безопасности, правил поведения на дороге и т.д. Ребенок может быть уверен, что в случае тревожной ситуации он сориентируется, он как-то сообразит найти выход, на практике же у нет знаний, который он может применить.

    Нарушенные исполнительные действия. Это связано с недостаточными психофизическими особенностями человека, что не могут не сказаться на его способностях следовать правилам безопасности.

    Лишних знаний в этом вопросе нет. Педагог сегодня – это человек, несущий не одну миссию, это специалист с широкими познаниями, навыками, развитой эмпатией. Если с его учеником что-то случается в школе, учителю грозит уголовная ответственность. Потому в план профилактики травматизма в школе входит и обучение педагогов, и актуализация знаний, и лектории, и мастер-классы, и выступления психологов и т.д.

    Обязанности сотрудников УО в отношении профилактики травматизма

    В каждом учреждении образования издается приказ о профилактике травматизма в школе . Работа требует системного, взвешенного подхода. План работы по профилактике травматизма в школе предполагает и четкое закрепление сфер ответственности среди персонала УО.

    Как это происходит? Разберем на примерах конкретных должностных лиц и не только.

    Заслушивают отчетную документацию по профилактике травматизма, по реализации плана и вопросам усовершенствования работы в этом направлении. Также они обсуждают вопросы обеспечения безопасности учащихся и сотрудников УО. Осуществляют перспективные меры в интересах улучшения условий жизнедеятельности в УО.

    Руководитель

    Его функционал огромен. Директор школы – это главное должностное лицо, следящее за организацией образовательного процесса в рамках ТЗ, Устава и иных актов, регламентирующего характера.

    Также руководитель:

    Издает приказ, согласно которому назначаются ответственные за выполнение правил охраны труда;

    Контролирует безопасность эксплуатации оборудования и коммуникаций;

    Курирует вопросы обеспечения детей и взрослых средствами индивидуальной защиты, если они необходимы в той или иной ситуации;

    Дает вводный инструктаж по безопасности и охране труда для коллектива, планирует обучение в этом направлении для членов трудового коллектива;

    Проводит профилактику снижения заболеваемости в коллективе (и детском, и взрослом;

    В альянсе с медработниками оптимизирует качество медицинской службы УО;

    Издает распоряжение о прекращении учебы, если видит угрожающие учебному процессу события;

    Вместе с профкомом и родкомом работает над усовершенствованием охвата классов горячим питанием;

    Отвечает за организацию безопасных, комфортных, здоровых условий учебного процесса и т.д.

    В обязанностях директора и отчетность по реализации плана по профилактике травматизма в школе.

    Заместитель директора по УВР

    Замдиректора также контролирует безопасность учебного процесса, следит за тем, чтобы приборы и оборудование, необходимое для уроков, было качественным и исправным.

    В обязанностях завуча:

    Формировать списки работников, которые регулярно должны проходить медосмотры;

    Проверять, актуальны ли инструкции по охране труда не реже, чем раз в 5 лет;

    Выбирать и согласовывать с руководителем методику обучения поведения на улице, в воде, на природе и т.д.;

    Контролировать безопасное хранение реактивов и прочих химических веществ;

    Проверять, своевременно ли проводится обучающий инструктаж, весь ли персонал ознакомлен с ним;

    Расследовать обстоятельства, при которых школьник получил травму.

    Заместитель директора по АХР

    «Завхоз» контролирует, в достаточной ли мере соблюдаются правила безопасности и охраны труда на пришкольной территории, как организуются текущие ремонтные работы. Он оценивает санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, мастерских, спортзала. Ежегодно специалист обследует состояние электросетей, уровня освещенности, водогрейных и паровых котлов.

    Также замдиректора по АХР проводит с персоналом школы периодический и вводный инструктаж. Он же занимается закупками средств индивидуальной защиты, отслеживает хранение и учет противопожарного инвентаря.

    Но и другие педагоги загружены работой в отношении профилактики травматизма: и медсестра, и педагог по ОБЖ, и завсекциями, и классные руководители.

    Типовой план по профилактике травматизма на дорогах

    Отдельного упоминания заслуживает профилактика дорожно-транспортного травматизма в школе. Опирается план на изучение и соблюдение учениками ПДД, дорожной азбуки. Работа в этом направлении преследует такие цели как воспитание в учащихся сознательных, грамотных пешеходов, развитие у ребят уважительного отношения ко всем участникам дорожного движения.

    Какие мероприятия могут составлять план профилактики дорожного травматизма в школе:

    1. Мастер-класс «Дорожный эксперт» с участием учителя ОБЖ и представителя дорожно-транспортной инспекции населенного пункта.

    2. Конкурс «Лайфхаки безопасности», в рамках которого классы (параллели) соревнуются между собой, представляя мини-выступления обучающего характера. Это должны быть небольшие номера или сценки, которые триггерно определяют определенные аспекты безопасности.

    3. Старт-ап «Кодовое слово «молодо-здорово». Ребята на общешкольном конкурсе должны представить свою идею, открытие, проект, помогающий людям предостеречь себя от опасных ситуаций на дороге.

    4. Медиа-фестиваль «Безопасность любит гласность». Также может проводиться в виде общешкольного соревнования, в рамках которого классы выпускают медиа-продукты (газеты, листовки, журналы, ролики) на тему дорожно-транспортной безопасности.

    5. Спортивный пикник «ЗОЖ даешь!». Проводят его руководители физической культуры. Это не просто поход, а выход школьников на природу с показом специальных номеров, мастер-классов, инструктажей о безопасном поведении в природе. Такую идею можно реализовать и в отношении профилактики дорожного травматизма в школе – только это будет не пикник, а выезд на учебный участок в автошколу.

    Профилактика детского дорожного травматизма в школе – это не просто слушание правил безопасности и зазубривание их детьми на уроках. Это должны быть реальные действия, мероприятия, проекты. Они ярко, наглядно, доступно, показывают детям, как важно быть принципиальным в плане личной безопасности. Это же относится и к работе над предупреждением опасных ситуаций.

    Школьный травматизм

    (выступление на МО классных руководителей)

    ЦЕЛЬ: рассмотреть понятие детского травматизма его видов, школьный травматизм как разновидность детского травматизма, медицинский, юридический, административный аспекты школьного травматизма, административная ответственность за случаи травматизма в школе. Правила поведения педагога и администрации при случаях школьного травматизма.

    Каждая третья травма получена детьми младшего школьного возраста, почти половину всех зарегистрированных повреждений получают дети в возрасте от 11 до 14 лет. Они и составляют основную группу риска по всем видам травматизма.

    Основная причина школьных травм – падение со скользких лестниц и спортивных сооружений.

    Результаты анализа случаев детского травматизма, проведённого специалистами Роспотребнадзора, свидетельствуют о том, что каждая третья травма получена детьми младшего школьного возраста. Почти 50% всех зарегистрированных травм приходится на детей в возрасте от 11 до 14 лет.

    Дети 11-14 лет составляют группу риска по всем видам травматизма.

    Во всех возрастных группах уровень травматизма среди мальчиков выше по сравнению с девочками.

    Травмы верхних конечностей заняли первое место в структуре локализации травм. Второе – травмы головы. На третьем месте – травмы ног. По тяжести травм более половины всех травм составили переломы.

    Травмы, полученные в образовательных учреждениях, составляют 21,3% от общего количества травм. Характерно, что с возрастом удельный вес такого вида травм увеличивается: с 14% - у дошкольников до 25% - в среднем школьном возрасте.

    Основная причина травм, полученных в школах, - различные падания: от подскальзывания и столкновений друг с другом, с лестницы, со спортивного оборудования.

    В результате занятий со спортивным оборудованием на уроках физкультуры получено 14% школьных травм, и это свидетельствует о

    недостаточном контроле за организацией физкультурно - оздоровительной работы среди учащихся.

    Благоустройство территорий образовательных учреждений существенно влияет на организацию физкультурно – оздоровительной работы с детьми, профилактику травматизма среди детей и подростков.

    Травмы среди детей, к сожалению, встречаются довольно часто. Детский травматизм имеет ряд характерных особенностей.

      грудной (с момента рождения до 1 года);

      переддошкольный (от 1 года до 3 лет);

      дошкольный (от 3-х лет до 7 лет);

      школьный (от 7 лет до 16 лет).

    Детский травматизм разделяется на:

      бытовой;

      транспортный;

      школьный;

      спортивный;

      уличный;

      огнестрельный;

      сельскохозяйственный;

      производственный;

      домашний.

    Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов, возникшие в период нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из – за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплёскивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причём 4/5 из них – на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

    У младших учеников повреждения могут быть вызваны другими причинами. Дети в этом возрасте подвижные и несдержанные. Они иногда травмируются в квартире, в школе. Взрослый, является каким – то барьером при травматизме, поэтому дети пытаются лишиться присмотра, чтобы беспрепятственно совершать то, что взрослые запрещают: драться со своими ровесниками, кататься на велосипедах, самокатах, санках, лазить по деревьям, в открытые люки, по пожарным лестницам. Поэтому необорудованные детские площадки, загромождённые дворы, открытые люки, канавы, неисправленные лифты, перила лестницы тоже очень опасны.

    Особенно опасными для детей являются неограждённые участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с балконов, лестниц, деревьев. Всё вышеперечисленное приводит к тяжёлым травмам . Одна из разновидностей травматизма – школьный травматизм.

    Основную часть школьных травм дети получают на уроках физкультуры, во время школьных перемен, в классах, коридорах. Основной причиной школьного травматизма является недостаточная воспитательная работа: в таких школах дети проводят, перемены как им заблагорассудится. Отдельные преподаватели не знают основ предотвращения травм или пренебрегают ими: допускают перегрузку спортзалов и учебных мастерских во время проведения занятий, позволяют ученикам находиться на уроках в повседневной одежде.

    При любых видах детского травматизма и при планировании профилактических мероприятий необходимо руководствоваться следующими принципами:

      Чёткое построение трудового процесса.

      Грамотно организованная воспитательная работа.

      Юридическая грамотность педагогов и администрации.

    Дети должны твёрдо осознавать, что во время уроков труда, физкультуры, химии, физики необходимо быть очень внимательными, собранными, тщательно следовать объяснениям учителя, строго придерживаться техники безопасности.

    Организовать и комфортные, и безопасные для детей условия обучения – одна из важнейших задач школы. Однако если по тем или иным причинам ребёнку причинён вред, возникающий конфликт должен решаться с учётом законодательных норм. Знание их небесполезно для любого учителя, поскольку с такой ситуацией может столкнуться каждый.

    Не всегда обучение ребёнка в школе происходит без конфликтов с родителями, без ущерба для психики ребёнка. Случаются также и инциденты, которые наносят вред здоровью обучающегося. Вот один из случаев:

    « В самом начале учебного года в школе мальчик Павлик на перемене разговаривал с девочкой у дверей кабинета. В это время бежал одноклассник и с такой силой толкнул Павлика, что он упал и ударился затылком о металлическую перекладину скамьи, которая стояла в коридоре.

    После уроков Павлик пришёл домой, и уже дома он пожаловался на сильную головную боль, рассказав о том, что произошло (со слов ребёнка: потерял сознание на некоторое время, а после того как очнулся, - кружилась голова и подташнивало).

    Как выяснилось, никто из взрослых не видел произошедшего, а к началу урока ученик перестал плакать и ничего не сказал учителю, чтобы в глазах ребят не выглядеть «слабаком»…Уснуть в этот вечер ребёнок смог только полусидя. С утра обратились к педиатру, который, осмотрев, направил к травматологу, чтобы были сделаны снимки. Был поставлен диагноз: не исключается наличие черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга. Было дано направление в стационар, но лечение проводилось дома.

    Учитель - классный руководитель был поставлен мамой пострадавшего ребёнка в известность о том, что произошло в школе, что её сын будет находиться дома и принимать лекарства по предписанию врача. По просьбе мамы, из-за опасений, что ребёнок отстанет по программе, врач выписал мальчика на занятия.

    С октября по декабрь ребёнок посещал школу три раза в неделю по два астрономических часа в день. Учитель не была заинтересована в привлечении ребёнка к общественной жизни класса, не сообщала о днях проведения школьных мероприятий, праздников, экскурсий. За это время у мальчика утратился контакт с детьми, что тяжело им переживалось психологически, так как общения ребёнку очень не хватало

    Состояние ребёнка к концу полугодия улучшилось, головные боли стали появляться реже, он занимался дополнительно по русскому языку. В школе за полугодие получил четвёрки по тем предметам, которые изучал (русский язык, математика, чтение).

    Проконсультировавшись с неврологом повторно, был сделан вывод. Что после новогодних каникул ребёнок может вернуться в класс на условиях свободного посещения. О чём учителю и заместителю директора было сообщено. Но учитель потребовала принести справку от врача, что ребёнок может посещать школу на общих основаниях, т.к. школа не хочет брать на себя ответственность за ребёнка, либо в справке прописать слова «свободное посещение».

    Мама обратилась к юристам с просьбой о разъяснении ей, какие виды школьного обучения возможны, какими справками они предусматриваются, в каких официальных документах это прописывается. А также правомерны ли действия администрации школы при составлении программы для ребёнка: восемь академических часов в неделю, изучение основных предметов (русский язык, математика, чтение), исключая со слов заместителя директора, не основные (окружающий мир, иностранный язык, физкультура, музыка, труд, информатику). В каких официальных источниках прописано, сколько часов и какие предметы должны преподавать детям на домашнем обучении?»

    По этой ситуации был дан ряд рекомендаций.

      При выходе ребёнка в школу после первого полугодия следовало бы написать заявление об отзыве заявления на домашнее обучение и изложить в нём требование принять ребёнка в класс на условиях свободного посещения. При этом сделать копию и при подаче заявления получить на своей копии подпись принявшего заявление работника школы, удостоверяющую, что такого-то числа заявление получено.

    Заключение невролога лучше было бы получить в письменной форме, например, в виде справки, рекомендации, и приложить его копию к заявлению.

    Ограничивать права ребёнка на основании его состояния здоровья допустимо лишь тогда, когда это прямо предусмотрено федеральными законами.

    Согласно ст.50 Закона обучающие всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам. Обязанности перейти на индивидуальное обучение у обучающихся нет.

    Именно родители как законные представители несовершеннолетних выбирают, реализовать данное право или нет, в какой форме или в каком сочетании разных форм ребёнку получать образование (ст10 и 52 закона)

      В данной ситуации имеет место нарушение администрацией своих обязанностей по обеспечению безопасности ребёнка. Дети должны находиться под присмотром взрослых, будь то перемена или урок. В коридорах должны находиться дежурные педагоги, за детьми должны следить. Под надзором педагога дети не должны бегать, толкаться, совершать иные опасные для жизни и здоровья действия. Учитывая, что ребёнок, по его словам, успел потерять сознание и прийти в себя, причём никто из взрослых этого не заметил, нарушение организации надзора за детьми было грубым.

    Учитывая, что ребёнку был причинён вред, родителям необходимо изложить все эти обстоятельства (с указанием на то, что это свидетельствует об отсутствии надзора) в соответствующих исках, жалобах, обращениях.

    Изначально в школе должен существовать тот или иной способ надзора за детьми в течение перемены. Необходимо составить график дежурства педагогов в коридорах. Ответственный педагог должен уведомлять администрацию о всяких нештатных ситуациях немедленно. Эту обязанность следует предварительно закрепить в трудовых договорах, должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка, иных документах. А график дежурств – доводить под расписку всех педагогов.

    В случае если всё это было бы сделано, и педагог присутствовал в коридоре, он либо предотвратил бы несчастный случай, либо постарался бы это сделать (но не мог – например, не успел добежать). Во втором случае он бы мог немедленно уведомить администрацию. Комиссия по расследованию несчастного случая зафиксировала бы, что педагог был на своём месте и невиновен в случившемся. А значит, и школа не понесла бы ответственности за причинённый вред.

    В тот момент, когда мама сообщила о произошедшем случае, учитель должен был немедленно уведомить о случившемся администрацию. Которая, в свою очередь, обязана была создать комиссию по расследованию несчастного случая. В трёхдневный срок необходимо составить акт о расследовании. Выполни это учитель и администрация – одним нарушением у школы было бы меньше.

    В момент обращения мамы заместитель директора должен был немедленно уведомить о случившемся директора школы. Учителю за недоведение такой информации могло бы быть замечание или выговор, с соблюдением процедуры вынесения дисциплинарных взысканий.

    Для администрации школы на этой стадии конфликта необходимо удовлетворить требования родителей и надеяться на то, что они не заинтересованы в конфликте и не захотят обращаться в контрольные и правоохранительные органы, в т.ч. и за компенсацией вреда, сумма которого может оказаться очень большой.

    Администрации школы необходимо познакомить всех учителей с правилами поведения при обнаружении случаев школьного травматизма.

    Классным руководителям необходимо познакомить учащихся с правилами поведения на переменах, в столовой, во время игры на спортивной площадке.

      Поведение учащихся на переменах:

      Во время перемен запрещается бегать по коридорам, толкать других учащихся, бросать друг в друга различные предметы и применять физическую силу.

    Этот запрет связан с заботой о здоровье каждого ученика. Обучающийся должен помнить, что большинство школьных травм случается во время перемен.

      Запрещается кричать, очень громко разговаривать, шуметь. Ученик обязан понимать, что за короткое время перемены он должен успеть отдохнуть, чтобы нормально работать на следующем уроке.

      Запрещается во время открывать окна и сидеть на подоконниках, находиться в классе, если нет учителя.

      Ответственными за поддержание порядка в коридоре являются ученики и учитель дежурного класса. Все остальные обучающие должны беспрекословно выполнять их требования и распоряжения.

      Поведение учащихся в столовой:

      Учащиеся каждого класса пользуются услугами столовой в соответствии с графиком посещения столовой классами, утверждённым директором школы. Такой порядок установлен для того, чтобы каждый ученик имел возможность пользоваться столовой в максимально комфортных условиях.

      Дежурные классов приходят в столовую раньше, накрывают с толы и получают блюда для своего класса в порядке очереди.

      Во время приёма пищи можно негромко разговаривать, но следует соблюдать хорошие манеры, не мешать соседям по столу.

      Учащийся имеет право принести в столовую завтрак, принесённый из дома, купить в буфете то, что ему нравится.

      После приёма пищи учащиеся приводят в порядок стол, за которым ели. Грязную посуду уносят в мойку.

      Учащиеся бережно относятся к имуществу столовой, уважительно относятся к работникам столовой.

      Запрещается появление в столовой людей в верхней одежде.

      Поведение учителя при обнаружении случаев школьного травматизма:

      Учитель обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка, график дежурства на переменах.

      Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в школе, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создаёт угрозу жизни и здоровью людей.

      При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы, родителей учащегося, поставить в известность администратора.

      При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправное оборудование и приспособления запрещается.

    Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:

    1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;

    2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

    3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.

    Работу по профилактике травматизма необходимо проводить дифференцировано, в зависимости от возраста учащихся .

    Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется директором школы. В планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма.

    Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникший у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий.

    Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чего делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально.

    Когда ребенок впервые отправляется в школу, следует показать ему наиболее короткий и безопасный путь, обучить правилам перехода через улицу. Однако нередко можно видеть, как взрослые сами подают детям пример неправильного поведения на проезжей части улицы. В этом случае никакие дальнейшие наставления родителей о необходимости быть осторожным не будут иметь успеха.

    Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

    Ушибы и удары могут быть следствием не только недисциплинированности, но и неловкости. Ребенку необходимо быть физически развитым, такие дети реже падают, более ловки, уверенней выполняют работу по дому. Ловкость, умение ориентироваться в окружающей обстановке прививают ребенку систематические занятия физическими упражнениями, спортом. Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.

    Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку.

    Детский травматизм в школе

    Школьный травматизм

    Давайте будем предельно точны и под термином «школьный травматизм» станем рассматривать только те случаи, которые происходят с ребенком, перешагнувшим порог школы. На школьную травму приходится около 5% детского травматизма. Мы не включаем сюда повреждения, происшедшие на уроках физкультуры, относя их к спортивной травме. Происшествия чаще всего случаются на переменах. Из уроков наиболее «опасны» (после физкультуры) занятия трудом, физикой и химией. Любопытно, что ребята, помогающие родителям дома по хозяйству, как правило, более аккуратны и внимательны, поэтому у них реже бывают травмы. Имеются в виду ушибы молотком, ссадины и порезы стамеской, напильником. Более серьезные варианты — взрыв колб с химикалиями, электротравмы во время опытов. Иногда виной несчастного случая бывает неисправная аппаратура, электропроводка, инструментарий. Но, повторяю, это случается очень редко.

    П еремена: травматическая эпидемия

    Настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо. Ребята на протяжении целого учебного часа вынуждены сидеть на одном месте, лишены физической активности, пружина действия сжата до предела. К тому же волнение перед возможным опросом учителя. Перемена — разрядка, необходимая ребенку.

    Как ведут себя дети на переменах? Наиболее спокойны девочки. Солидно держат себя старшеклассники: они уже тренированы долгими годами школьной жизни. А малышей разве остановишь?

    Им необходимо движение. Если дежурные не дают побегать по коридору, ребята без всякой нужды стремятся десятки раз подняться и спуститься по лестнице.

    Какие же происшествия случаются на перемене!

    Миша, 10 лет, быстро шел по коридору. Ему подставили подножку. Он упал, ударился головой о батарею. Доставлен в больницу с диагнозом: «Сотрясение мозга. Ушибленная рана головы». Пролежал 14 дней.

    Зина, 12 лет, шла по лестнице. Мальчик толкнул ее в спину. Диагноз: «Перелом обеих костей левой голени», пролежала 6 дней. В школу смогла пойти спустя 2 месяца.

    Марк, 8 лет, почувствовал острую боль в области правого глаза. В офтальмологической больнице поставлен диагноз: «Повреждение правого глаза». Из глазного яблока удален кусочек скрепки, которым в него выстрелили из рогатки. Зрение этим глазом в значительной степени утрачено.

    Перечисленные случаи — это в основном результат шалостей, недисциплинированности или хулиганства ребят. В связи с этим хочется еще раз напомнить о воспитании в семье.

    Правильно воспитанному ребенку гораздо легче привыкнуть к школьной обстановке и подчиниться всем школьным правилам и дисциплине.

    Меры по предупреждению травматизма в школе: Несчастные случаи с учащимися в стенах школы во время учебного процесса составляют до 15% от всего количества детских травм. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самом учебном заведении, причём 4/5 из них на перемене. Необходимые меры: 1. Инструктаж сотрудников школы и учащихся по технике безопасности, о мерах предупреждения детского травматизма. 2. Контроль за поведением детей на переменах. 3. Четкая организация отдыха детей во время перемен. 4. Дежурство учителей в местах отдыха своего класса. Наиболее опасными после перемен являются уроки физической культуры – около 20-25% всех школьных травм. Около 25% - падение со спортивного оборудования, 20% - травмы брошенным предметом. Необходимые меры: 1. Инструктаж учащихся по правильному поведению на уроках физической культуры. 2. Мониторинг состояния спортзала и спортинвентаря. 3. Внесение в тематическое планирование уроков физической культуры вопросов обучения учащихся основным приемам, исключающим или уменьшающим случаи повреждения частей тела при столкновении или падении. Организационные общешкольные линейки. Один из вопросов – предупреждение травматизма в школе. Классные часы по данной тематике Общешкольное родительское собрание по анализу детского травматизма в школе за год Обучающее занятие с учащимися « Первая помощь пострадавшему » Использование на уроках ОБЖ конкретных фактов полученных травм в качестве наглядных примеров невыполнения требований курса ОБЖ с целью предупреждения травматизма Отчет классных руководителей на совещаниях при директоре, планерках администрации о проделанной работе по данному вопросу


    Школьные перемены и шалости подростков Внимание подростков часто притягивают различные технические устройства, приборы, источники энергии и водоснабжения. Даже простейшая по своей конструкции радиаторная батарея центрального отопления представляет серьезную опасность. Если удариться о нее головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьезное повреждение, иногда требующее оказания квалифицированной медицинской помощи. По травмоопасности с чугунными батареями успешно соперничают двери, в проем которых вставлено стекло. Если неосторожно ударить по нему какой-нибудь частью тела, оно разбивается и распадается на осколки, которые могут нанести глубокую и опасную рану, в частности травму руки с повреждением суставов, сухожилий и нервов, после которой предстоит очень сложная пластическая операция и успех не гарантирован. Причиной травмы может стать и лестничная ступенька. При падениях с лестницы в результате неосторожности, торопливости и хулиганских действий получают опасные переломы, вывихи или другие травмы.


    Школьные перемены и шалости подростков Бывают повреждения, в которых виновны не обстоятельства, а друзья-товарищи. Профилактика таких травм весьма сложна - она связана с умением выбирать друзей, поддерживать с ними правильные отношения и представлять последствия своих поступков. Например, одноклассник после уроков подходит к вам сзади и «дружески» ударяет портфелем по голове. Портфель в среднем весит от 3 до 5 кг. В результате появляются головокружение, шум в ушах, иногда рвота, т. е. все симптомы сотрясения головного мозга. В школе популярна и другая шутка. Вы садитесь, но в последний момент из-под вас убирают стул. Вы приземляетесь на ягодицы - взрыв хохота извещает о том, что цель шутников достигнута. Однако от резкого удара об пол в сочетании с естественным наклоном корпуса вперед возможны сминание позвонков и даже их перелом. Разрушение позвоночника может произойти как в поясничном, так и в грудном отделе. Еще одна забава: втыкание гвоздя в скамью парты. Если сесть на него с размаху, а гвоздь попадет в промежность, то происходит (особенно у мальчиков) проникающее ранение мочеиспускательного канала и требуется операция. Подкладывая товарищу гвоздь, юный садист хотел посмотреть, что будет. Ответ - инвалидность.


    Занятия физкультурой и спортом важны для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, но нередко могут привести к травмам. Травмы можно получить вследствие недостаточной разминки перед занятиями, при пользовании непроверенным снаряжением или неподходящей одеждой и обувью. Некоторые виды спорта по своей природе отличаются высокой степенью травматического риска. К ним относятся все виды единоборств, большинство спортивных игр, скоростной спуск, технические виды спорта. Меры безопасности при выполнении физических упражнений Сгибание туловища в положении лежа: Чтобы упражнение было безопасным, необходимо избегать: чрезмерного сгибания суставов, слишком сильного сгибания спины или шеи, резких поворотов и сгибаний, резких движений во время растяжки, слишком интенсивных прыжков, быстрых взмахов руки ног, небрежного отношения к равновесию тела. Предотвращение травматизма на уроках физической культуры