Менеджмент

Мцыри как романтическое произведение урок номер 2. Конспект урока на тему "Мцыри как романтический герой" (8 класс). В чём смысл жизни

Тема урока : «М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция».

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения;

    Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

    Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

– О творчестве какого поэта.

Что вы помните о жизни поэта?

Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.

– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека).

3. Актуализация ранее изученного материала.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? («Бородино», «Песня про купца Калашникова».)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы «Мцыри», которую мы начинаем изучать.

5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа), формулировка цели.

Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств

6. Формирование знаний и умений.

А) История создания поэмы. Индивидуальное задание (сообщение ученика ).

Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.

Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру «Мцыри» – поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
– К какому направлению вы отнесли бы поэму «Мцыри» и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

Г ) Индивидуальное задание. (Сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна».
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Д) Создание проблемной ситуации.

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) Слайд 9-11.

– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма (11 глав). И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом, композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

Аналитическая беседа.

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

    Раскрыть значение слова свобода по словарю.

    Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Приложение

ФИО ученика:

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

Б. Построение художественного произведения

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)

Цели:

Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока : формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Тема урока «В чём смысл жизни для Мцыри?»

Тема и идея художественного произведения

Цели:

Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока : формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 2

Рассказ ученика:

Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

В чем разница между героем поэмы и героем легенды?(5м)

3. Сообщение темы урока

Слово учителя.

В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот проблемный вопрос записан на доске).

И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.

4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.

1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?


Подписи к слайдам:

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» «В чем смысл жизни Мцыри?» Тема и идея художественного произведения

Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Тот занемог, не перенёс Трудов далёкого пути…

МЦЫРИ, - [груз. mciri - отшельник, аскет]. - послушник монастыря

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. … Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

… и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней… Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы…

Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу …

Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы … Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье …

Прощай, отец … дай руку мне … Тут я забылся. Божий свет В глазах угас. Безумный бред Бессилью тела уступил… Так я найден и поднят был …

Тема художественного произведения -то, что кладется в основу, основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Идея художественного произведения – это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.


Урок литературы 8 класс

«Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании»

Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ № 11 п. Новотерский

Минераловодского района

Ставропольского края

Козина Елена Ивановна.

2013 – 2014 гг.

Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах.

Оборудование: репродукции картин И. Айвазовского, О. Кипренского; фрагменты произведений композиторов-романтиков; иллюстрации к поэме.

Эпиграф:

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

(В. Г. Белинский)

Ход урока

п / п

I .Реализация домашнего задания

1.Индивидуальные задания – показ электронных презентаций на предложенные темы:

« Эпоха, в которую жил Лермонтов»

« Важнейшие факты из жизни поэта»

2.Анализ презентаций

Сколько лет прожил Лермонтов?

В какую эпоху он жил?

Чем характеризовалась она в политическом отношении?

На каких «трёх китах» основывалось управление страной в эту эпоху?

Каково было положение в это время передовых людей России?

Какие важнейшие факты жизни поэта вам известны?

3.Микровывод

Поэт жил и творил в один из мрачных периодов русской истории – в 30 – 40 годах 19 века. Во главе государства стоял царь Николай 1.Этого царя Лев Толстой называл « Николаем Палкиным». Главной своей задачей царь поставил борьбу с революционными идеями века как внутри страны, так и во всём мире. Напуганный восстанием декабристов, он считал организацию полицейского надзора в стране важным государственным делом. Беспощадно расправившись с дворянскими революционерами – декабристами, которые хотели уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие, он сделал главными своими помощниками: шефа жандармов графа Бенкендорфа, который всю жизнь преследовал Пушкина, генерала Дубельта – начальника секретной царской полиции, графа Уварова – министра просвещения, ненавидевшего русскую литературу и однажды в порыве злобы воскликнувшего: « Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я, по крайней мере, буду спать спокойно»; князя Голицына, бывшего при Александре 1 обер – прокурором Святейшего Синода.

Управление страной держалось на трёх основаниях, сформулированных графом Уваровым:

Православие – духовное порабощение народа при помощи религии;

Самодержавие – политическое порабощение народа царской властью с помощью солдатских штыков и жандармов;

Народность – преданность крестьян царю и помещикам, беспрекословное смирение и покорность, составлявшие якобы « исконные» качества русского народа.

Положение передовых, свободомыслящих людей и особенно литераторов было крайне тяжёлое. Нельзя было ни свободно мыслить, ни свободно говорить, ни свободно писать. По выражению Герцена, жизнь была похожа « на мучение с платком во рту».А над литературой свирепствовал такой цензурный устав, который сами современники провали « чугунным».

Несмотря на это, в 30 – 40 годы выступают такие замечательные борцы за народное дело, как Белинский, Герцен, Огарёв и продолжатель Пушкина, великий поэт М. Ю. Лермонтов.

3.Работа над композицией поэмы

В каком году написана поэма?

- Какова тема поэмы?

Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь, при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Какова композиция поэмы?

Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.

Какова причина бегства героя из монастыря?

Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.

Сколько дней на воле провёл Мцыри?

Как прошёл первый день героя на воле?

В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.

Второй день?

Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».

Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.

Третий день?

В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».

О чём говорится в завещании Мцыри?

Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:

Оттуда виден и Кавказ:

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт.

Был ли счастлив Мцыри на воле?

« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».

4.Рассказ учащихся о характере и мечтах юноши-послушника «Душой дитя, судьбой монах».

5. Чтение составленного дома цитатного плана.

Примерный цитатный план:

1) «Немного лет тому назад… /Был монастырь…»

2) «Однажды русский генерал /Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез…»

3) «Но после к плену он привык…»

4) «Как вдруг однажды он исчез…»

5) «Его в степи без чувств нашли…»

6) «И близок стал его конец…»

7) «Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если б мог…»

8) «И я, как жил, в земле чужой /Умру рабом и сиротой»

9) «И стало в памяти моей / Прошедшее ясней, ясней…»

10) «И вспомнил я отцовский дом…»

11) «Я сам, как зверь, был чужд людей /И полз и прятался, как змей».

12) «Кругом меня цвел Божий сад…»

13) «Грузинка узкою тропой /Сходила к берегу».

14) «Пустыни вечный гость - / Могучий барс».

15) «Бой закипел, смертельный бой!»

16) «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…»

17) «Меня томил / Предсмертный бред».

18) «Так я найден и поднят был…»

19) «Прощай, отец … дай руку мне…»

20) «Оттуда виден и Кавказ!»

II . Закрепление изученного материала

    Слово учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов в его поведении, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал…»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы не детские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о могучем духе, унаследованном от отцов.

    Работа над образом Мцыри

Внимание читателей привлекает необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужемец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение).

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальный факт. Путешествуя по Кавказу, поэт встретился со старым одиноким монахом. Разговорившись, он узнал от него историю его трагической жизни. Монах был родом горец. Ребёнком он был взят в плен генералом Ермоловым во время его военной экспедиции на Кавказ. Генерал вёз его с собой, но мальчик заболел в пути и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но привыкнуть к монастырской жизни не мог. Не раз он делал попытки бежать в горы. Одна из таких попыток вызвала в нём тяжёлую и продолжительную болезнь, после которой он смирился и навсегда остался в монастыре. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

    Почему Лермонтов изменил концовку истории?

    Почему читателю остается неизвестным имя героя?

    Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?

    Как можно объяснить его слова:

    «И смутно понял я тогда,
    Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?

    Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

    Подберите цитаты для ответа на вопросы.

Цитаты:

а) ...Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, но родной.

б) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, //Я променял бы, если б мог.

г) ...Я цель одну - //Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой возвращения на родину. Быть свободным - значит, для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша, переставал видеть «живые сны»:

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал...

(В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)

    Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Характер Мцыри раскрывается и через картины, привлекающие его, и через чувство, с каким он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие при­роды, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. В пристальном внимании к окружающему миру ощущается любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

    Почему погиб Мцыри?

Лермонтов показал борьбу героя со средой и его гибель в неравной борьбе. Мцыри погиб физически сломленным, но духовно непобеждённым, с неудовлетворённой тоской по идеалу.

Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри об увиденном . Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцы­ ри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живёт: человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

III . Изучение нового материала

1. Сообщения учащихся по теме « Романтизм»

Романтизм - художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.

В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.

В 20-30-е годы XIX века само слово «романтизм» будоражило умы людей, делало одних непримиримыми врагами, других - друзьями и соратниками на всю жизнь. Критик Белинский так описал литературную ситуацию того времени: «Классицизм и романтизм - вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и в гостиных, и на площадях, и на улицах!»

Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное - это человеческая личность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.

Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы - символы величия, свободы, непокорности.

Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба Отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце XVIII века было найдено «Слово о полку Игореве»), история родины. Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Верстовский, Л. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).

Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.

2. Способы создания образа Мцыри

Особенности «Мцыри» как романтической поэмы

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обо­значается конфликт.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

Природа родственна герою, и зов свободы ока­зывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь, при алтаре,//Вы ниц лежали на земле».

Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений - герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь - таково кредо поэта.

Роль пейзажа

Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад...» до слов «Я в нем глазами и душой. // Тонул...»

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знаю­щими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремле­ние к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».

Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажи­те, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)

Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, этична, принадлежит не только реальности («пышные поля...холмы... груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, божественному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ...», «тайный голос».

Анализ художественных приемов

Язык поэмы находится в полном соответствии с её содержанием и характером героя. Белинский писал: « Этот четырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положение героя поэмы».

1. Обсуждение вопроса

Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермон­тов в описании пейзажа?

Развёрнутые метафоры при описании картин природы:

Кругом меня цвёл божий сад.

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз.

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов;

И гроздья полные на них.

Серёг подобье дорогих

Висели пышно. И порой

К ним птиц летел пугливый рой.

Метафоричные эпитеты: серебристый голосок, сладостная луна, золотой песок, сонные цветы, пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег, сладкая тоска, священные слова, могучий дух, блаженные дни, ужасный час.

Метафоры:

Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской;

Я грыз сырую грудь земли;

Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном;

И солнце сквозь хрусталь луны сияло сладостней луны;

Но что ж? – Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок;

венцом дерев, груды скал;

олицетворения - думы скал, седой наказ;

сравнения - деревья, как братья в пляске круговой,

в снегах, горящих, как алмаз;

горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси;

облака, как будто белый караван залетных птиц.

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Аллитерация на шипящие передаёт шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею). Раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари). Мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).

2. Работа в группах

Задание: найти примеры использования художественных средств и

объяснить их роль в создании образа героя.

Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного из художественных

средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.

Примеры:

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»

Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей». И т. д.

Богатство изобразительных и выразительных средств тесно связано с богатством внутреннего мира героя. « Можно сказать без преувеличения, - писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы. Когда он писал эту поэму».

3.Анализ эпизодов

Задание группам - проанализировать эпизоды:

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.

IV . Итог урока

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он ви­дел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было! весело вздохнуть... ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил».

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать и главное - испыты­вать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.

Прожив три дня на свобо де, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине – делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от воз можного счастья любви, превозмогает страдания, голод, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели - «пройти в родимую страну».

Мцыри вынослив. Ис­терзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отча­янном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?

Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?

Почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял?

Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, ис­полненное отчаянием и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, на­ ложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое пораже­ ние в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. По­ этому гибель его при всей трагичности вызывает у чита­ теля гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Какое значение имела поэма в эпоху М. Ю. Лермонтова?

Вся поэма представляет страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы. От родного народа. От родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. Чувства и переживания Мцыри – это чувства и переживания самого Лермонтова и его передовых современников.

V . Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

Мцыри как романтический герой

(Урок литературы в 8 классе)

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»,

Ввсеволожский район, Ленинградская область

Дудникова Любовь Семеновна

Мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение .

Идея двоемирия

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте

Развивающие:

Развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к творчеству поэта

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, презентации «Поэма «Мцыри», «Общая характеристика романтизма как литературного направления»

План урока

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой». Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся с понятием романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2.Проверка домашнего здания.

Вопросы:

Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

2.1Сообщение «История создания поэмы «Мцыри».

2.2 Работа с презентацией «Поэма «Мцыри» .

Вопросы:

Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. Сообщение «Истолкование эпиграфа к поэме»

Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

Как эпиграф связан с темой произведения?

Определите идею.

Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Презентация 2 Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (Повторение литературоведческих понятий, применение понятий при анализе поэмы «Мцыри»)

Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят обычно поэмы к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема – изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (То, о чем пишет автор)

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Идея – главная обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Позиция автора, то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает)

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения.

Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни. Такая композиция называется «рамочной».

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

3. Образ Мцыри как романтического героя.

- Расскажите кратко о содержании произведения

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) встреча с грузинкой

в) бой с барсом

Презентация 3 Общая характеристика романтизма

1.Романтизм – художественное направление в литературе, характерное для литературы стран Европы, России и США и выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности. В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года

2.Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией.

3.Романтический пейзаж: море, горы – символы величия, свободы, непокорности.

4.Писатели – романтики необычны во всем:

Темы романтических произведений: судьба отечества, памятники литературы, фольклор

Герои – яркие, незаурядные личности

Сюжет запутанный, овеянный дымкой таинственности

Необычен язык и стиль романтических произведений.

5.Главная ценность романтического героя – его свобода и идеалы. Романтический герой неотделим от авторского «я» и является носителем истинно человеческого авторского начала, которого лишена действительность.

6. Романтическое двоемирие: стремление романтического героя к идеальному миру, находящемуся за гранью земного. От тусклого, унылого, скучного «здесь», к очаровательному «там».

Сообщение «Мцыри» - романтический герой».

8. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

9. Организация домашнего задания:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”. (1 группа)


    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.(2 группа)

    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. (3 группа)

    Выучить понравившийся отрывок наизусть (1 главу)

(обобщающий урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

Поурочная разработка

урока литературы в 8 классе

учитель русского языка и литературы

МОУ «Байглычевская СОШ

Яльчикского района

Чувашской Республики

Цели урока:


  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;

  • закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой «Душа»:

Душа – не вздох,

Не звук пустой,

Не приземленная работа.

Она окрылена мечтой
И жить не может без полета.

Ей надо, не жалея сил,

Парить, сроднившись с высотою,

Так, чтоб навстречу ветер был

Упруго сжатою волною,

И быть выносливой в пути,

И не бранить дождей постылых,

И горы снежные нести

На широко простертых крыльях.
Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)

Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия.

Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер ?

(т.е.человек любит свободу)
– Каково значение слова “свобода”?
– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

II. Беседа по тексту.

Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?

Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?


– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

«Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.


– Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)


– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?(Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор? (Сравнение)Выступление ученика.

Помощи людской я не желал,


Я был чужой для них навек,
Как зверь степной .

Я видел горные хребты


Причудливые, как мечты .
В снегах, горящих, как алмаз .
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.

Выступление ученика. Эпитеты.

Выступление ученика. Метафоры.

Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.

Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано.(стр.79)

Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.

– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви).

И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.

– Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова «свобода» и «душа».

Составьте синквейн с данными словами.(синквейн – пятистишие, где

первая строка – основное слово(имя существительное),

вторая строка – 2 определения к нему,

третья строка – 3 глагола к нему,

четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому

слову,

пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть

, обычно – одно слово)

Свобода Характер

Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный

Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет, поднимает

Свет во мне рождает В человека меня превращает

Жизнь Солнце


Душа Человек

Добрая, парящая Думающий, действующий

Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает

Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает

Свет Ваятель

III. Подготовка к написанию сочинения.

Примерный план раздается всем учащимся.


  1. Что значит слово «свобода»?

  2. Истоки и проявление свободолюбия.

    • Исповедь Мцыри.

    • Черты характера, заложенные природой.

    • Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.

    • Чуткость души через понимание природы.

    • Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.

    • Мцыри – человек, жаждущий любви.

  3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”.