Ирина Агаркова
Урок по ФГОС. Химия. Массовая доля химического элемента в соединении
Разработка урока в соответствии с ФГОС по теме
ТЕМА УРОКА Массовая доля химического элемента в соединении .
Тип урока : урок изучения нового материала
Цели урока :
Научить вычислять массовую долю элементов в соединении по формуле соединения и устанавливать химическую .
Основные понятия. Массовая доля химического элемента .
Планируемые результаты обучения
Предметные. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов .
Метапредметные. Формировать умения устанавливать аналогии, использовать алгоритмы для решения учебных и познавательных задач.
Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать . Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов .
Образовательные : усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков
Развивающие : развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
Воспитательные : формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Методы проведения : самостоятельная работа учащихся.
Информационно-познавательная : умение работать с литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
Коммуникативная : ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.
Предметные :. Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле . Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов
Оборудование : учебники, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Орг. момент
(Цель : создать мотивацию к учебной деятельности)
Создание проблемной ситуации
(Цель : формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку , проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Ребята, допустим у нас есть вещество - серная кислота H2SO4,
можем мы ли узнать какие атомы входят в состав соединения .
А их количество?
А в каком массовом соотношении они соединяются ?
Эти вещества являются сложными по составу.
2. Этап целеполагания на уроке (Цель : формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок ) -Назовите тему сегодняшнего урока ? Массовая доля химического элемента в соединении
3. (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности : выявление причинно-следственных связей) Ребята, а как вы думаете, можем ли мы рассчитать долю каждого элемента в соединении ?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием .
W - массовая доля элемента в соединении .
n - число атомов элемента .
Mr - относительная молекулярная масса .
Учащиеся заполняют тетрадь с новыми понятиями.
4. Этап «Открытие нового знания»
Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении .
Задача №1
Работа с учебником. Изучите алгоритм
Вывод химических формул , если известны массовые доли химических элементов ,входящих в состав данного вещества
5. Первичная проверка усвоения нового материала Решение задачи
Проверка задачи Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
6 Вторичная проверка усвоения нового материала. Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке ?
Ответы учащихся
7. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель : формирование у учащихся способности подводить итоги урока , обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) – Что нового вы узнали сегодня
Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо … Учащиеся отвечают на вопросы.
Дидактические карточки –индивидуально.
Зная химическую формулу, можно вычислить массовую долю химических элементов в веществе. элемента в вещества обозначается греч. буквой «омега» - ω Э/В и рассчитывается по формуле:
где k - число атомов этого элемента в молекуле.
Какова массовая доля водорода и кислорода в воде (Н 2 О)?
Решение:
M r (Н 2 О) = 2*А r (Н) + 1*А r (О) = 2*1 + 1* 16 = 18
2) Вычисляем массовую долю водорода в воде:
3) Вычисляем массовую долю кислорода в воде. Так как в состав воды входят атомы только двух химических элементов, массовая доля кислорода будет равна:
Рис. 1. Оформление решения задачи 1
Рассчитайте массовую долю элементов в веществе H 3 PO 4 .
1) Вычисляем относительную молекулярную массу вещества:
M r (Н 3 РО 4) = 3*А r (Н) + 1*А r (Р) + 4*А r (О)= 3*1 + 1* 31 +4*16 = 98
2) Вычисляем массовую долю водорода в веществе:
3) Вычисляем массовую долю фосфора в веществе:
4) Вычисляем массовую долю кислорода в веществе:
1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.34-36)
3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§15)
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().
2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().
4. Видеоурок по теме «Массовая доля химического элемента в веществе» ().
Домашнее задание
1. с.78 № 2 из учебника «Химия: 8-й класс» (П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005).
2. с. 34-36 №№ 3,5 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.
Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении
ω, ω%
Цель: Адаптация понятия доля к предмету химия при решении задач с экологическим содержанием на нахождение массовой доли элемента в химическом соединении.
Задачи:
- Сформировать понятие массовой доли элемента;
- Развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении;
- Воспитывать личность с экологическим образом мышления.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
- Карточки;
- Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
- Тетради;
- Маркеры;
- Таблица Д.И.Менделеева;
- Листочки с номерами;
- Глобус.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться и день и ночь,
И день и ночь! (М.Заболоцкий).
1.Организационный момент. На демонстрационном столе стоит глобус.
Слова учителя: Составляющие нашей планеты органический и неорганический мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на глобус.
71 % нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода) Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью химической формулы. (Включается мультимедийный проектор, на экране высвечивается формула Н 2 O). Что вы можете определить по этой формуле?
Ответы учащихся (качественный и количественный состав, простое или сложное вещество, определить, что это за вещество, найти М r ).
Слова учителя: Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды? (водород и кислород). А сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? (ответы учащихся) А если изменить количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)? И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в определённых массовых отношениях, т.е. составляют определённую часть от общей молекулы. А как можно высчитать какую часть от молекулы составляет химический элемент (предложения учащихся)?
С вашей помощью мы определили тему нашего урока: “Вычисление массовой доли элемента в соединении”.
Как вы считаете, какова цель нашего урока (ученики определяют цель урока)?
У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия изученные ранее вам помогут в достижении цели (химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса, доля)?
Проверим, готовы ли вы к изучению нового материала. Проведём эстафету между рядами.
Учащиеся записывают названия химических элементов на листочке. Каждый ученик записывает только один химический знак и передает карточку своему товарищу. Группа первая выполнившая задание поднимает руку. Учитель показывает символы знаков химических элементов, а учащиеся последние в группе проверяют правильность выполнения задания (2 балла получает каждый учащийся ряда, если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд, который справился с заданием первым (если нет ошибок) и 0 баллов ученик не знающий химических знаков).
Второе задание (3 балла) выполняем индивидуально. Четыре варианта.
Найдите относительную молекулярную массу:
I CO 2
II Na 2 O
III NO 2
IV Na 2 O 2
(учащиеся работают в тетрадях) При правильном решении задачи ученик получает три балла, при допущении математической ошибки – 1 балл, неправильном решении - 0 баллов. Подсчитывается общее количество баллов за два задания.
Мы повторили необходимые определения, химические элементы, молекулярную массу, а что же обозначает понятие доля? Повторим понятие, решая задачи на нахождении доли.
(На экране появляется слайд с изображением колбы с круглыми и квадратными молекулами)
Задача № 1
Какова доля квадратных молекул в колбе? (учащиеся решают и сравнивают своё решение с решением предложенным учителем и изображённым на слайде)
Решение: всего 7 молекул, квадратных 3. Их доля равна 3/7 или 0,4286 или 42,86 %
Задача № 2
Какова доля площади зелёного прямоугольника? (сопровождается следующим слайдом, с изображением двух прямоугольников. Площадь одного равна 10 см 2 , зелёного 2см 2 )
Решение: 2/10 или 0,2 или 20 %.
Задача № 3
Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10 кг (слайд с изображением красных и зелёных шариков в ящике и решением задачи). Какова доля зелёных шариков в ящике?
Решение: каждый зелёный шарик весит 1кг, а всего их два, значит в сумме 2 кг зелёных шариков. Общая масса шариков 12 кг, значит 2/12 или 0,1667 или 16,67.
Все учащиеся активно участвующие в решении задач добавляют себе 1 балл.
Слова учителя: (демонстрация следующего слайда с изображением схемы молекулы воды) Рассмотрим молекулу воды. Массу этих шариков вы можете найти в таблице химических элементов Д.И.Менделеева. И так массовая доля кислорода? Попытайтесь решить задачу самостоятельно, познакомьтесь с алгоритмом решения задач. Кто не справился? Учащиеся могут получить помощь учителя или одноклассника. Решение проверяется на заранее подготовленном слайде.
Ученики, самостоятельно справившиеся с заданием получают 2 балла, остальные один.
Слова учителя: На уроке географии вы изучили основные источники загрязнения воды. Назовите их. Какой вывод мы должны сделать?
Учитель заостряет внимание на знании формулы нахождения массовой доли элемента. Эта формула появляется на слайде и прочитывается учащимися.
Слова учителя : Зачем человеку необходимо знание массовой доли?
Представим, что каждый из нас имеет свой металлургический завод. Для получения железа вам требуется закупить руду. Какую руду вам выгоднее приобрести Fe 3 O 4 или FeO?. Эту задачу лучше решать парами. Один учащийся находит массовую долю железа в руде Fe 3 O 4, другой FeO и сравнивают массовые доли.
Слова учителя : А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду? Беседа с учащимися.
Слова учителя: вы справились с сложной проблемой. Но в жизни вы можете столкнуться с более важными задачами. Массовая доля является одним из способов выражения концентрации, а этот фактор очень важен для человеческой деятельности. Ваши товарищи подготовили сообщения, давайте их послушаем.
Сообщение № 1
Сообщение № 2
Слова учителя:
Учащиеся решают задачу. Далее учитель сообщает о том, что при нагревании минерала киноварь выделяется ртуть в виде паров. На складе в 1000м 3 , где находилось 100кг киновари,случился пожар. Оцените опасность ситуации, воспользовавшись данными предыдущей задачи (эта задача решается самостоятельно или с помощью учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса). За решение этой задачи учащиеся получают 3 балла.
Слова учителя: Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя М.Заболоцкого? Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только систематический труд подымает их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработаете дома самостоятельно и завтра у вас всё получится. Поставьте себе оценку “5” если вы набрали 9 баллов и более, “4” - 7-8 баллов, “3” - 5-6 баллов, если вы набрали меньше 5 баллов оценку получим на следующем уроке.
Сообщение № 1
Углекислый газ-газ бесцветный с кисловатым запахом и вкусом, используется в пищевой промышленности для производства сахара, лимонада. Участвует в процессе фотосинтеза. Но если в воздухе его доля больше 2,5 %, то он вызывает отравление организма и может привести к смерти. Повышения содержания углекислого газа в атмосфере более 0,03% может привести к повышению температуры на нашей планете, т.е. к глобальным изменениям.
Сообщение № 2
Ртуть- высокотоксичный металл, поражающий кроветворную, центральную нервную систему, почки. В организме ртутные соединения проникают в различные органы и ткани, но больше всего их обнаруживают в крови, печени, почках, головном мозгу. Пары ртути имеют свойство равномерно распространяться по всему объёму, накапливаясь тканями. Если в небольшой комнате (2м 3 ) её паров будет 0,02 мг, то урон здоровью человека будет велик.
Задача № 1
Какова доля квадратных молекул в колбе?
Задача № 2
Какова доля площади зелёного прямоугольника? Площадь одного равна 10 см 2 , зелёного 2см 2
Задача № 3
Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10 кг Какова доля зелёных шариков в ящике?
Задача № 4
В природе существует минерал киноварь. Определите массовую долю ртути в киновари (HgS).
Гаврилова Елена Ивановна
Учитель химии высшей кв. категории.
МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина
Предмет . Химия.
Тема урока: « Массовая доля элемента» .
8 КЛАСС.
УМК Г.Е. Рудзитис.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель : Сформировать навык решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.
Задачи
Образовательные:
- .Сформировать понятие массовой доли элемента;
- Научить установлению простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Развивающие:
- Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке.
Воспитательные:
- Воспитывать личность с экологическим образом мышления.
- Воспитывать в учащихся чувство товарищества и ответственности.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
- формирование систематизированных знаний о доле элемента в веществе;
- развитие умения вычислять массовую долю в различных вещества;
метапредметные:
- формирование компетентности в области использования полученных знаний на других учебных дисциплинах;
личностные:
- формирование убежденности в необходимости химических знаний для жизни человека;
Средства обучения:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
- Карточки;
- Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
- Тетради;
- Таблица Д.И.Менделеева;
- Авторская презентация по теме «Массовая доля элемента в соединении».
Эпиграф к уроку:
Природа окружает нас загадкам и, и
попытка их решения принадлежит
К величайшим радостям жизни.
У.Рамзай
Этапы урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Проверяет готовность детей к уроку. Приветствие, положительный настрой на урок. | Проверяют готовность к уроку. |
2.Целеполагание и мотивация. | Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов : Перед вами перечислены различные минералы, из которых можно получить железо.(FeO, Fe 2 O 3 , Fe 3 O 4 ) (на мультимедийном проекторе). Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой минерал наиболее выгодно использовать для получения железа. | Выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. |
Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока. Как вы считаете, какова цель нашего урока. | Определяют цель урока |
|
У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее, вам помогут в достижении цели? | Химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса. |
|
3.Актуализация и контроль знаний. | Что мы можем сказать об этих минералах? | Состоят из атомов железа и кислорода |
Можно ли по качественному и количественному составу ответить на поставленный вопрос | Коллективная работа |
|
Молекулярную массу веществ |
||
Проверка домашнего задания | На выданных карточках учащиеся рассчитывают молярную массу оксидов железа.После выполнения задания меняются карточками с соседом по парте и проверяют совместно с учителем. |
|
3.Изучение нового учебного материала. | Организует беседу, используя информацию презентации, текст учебника и рабочую тетрадь. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их.
Проводит аналогию расчета доли вещества с математикой.
Рассчитайте массовую долю железа в каждом веществе и сделайте и дайте ответ на поставленный вопрос (возврат к первому слайду) Обсуждение выполненных заданий. А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду? Физкультминутка. Давайте вспомним химические элементы. Я вам называю название, если оно совпадает с произношением - поднимаем правую руку, если нет - левую. Обобщение и систематизация Знакомит с новыми веществами в который встречается один и тот же химический элемент. Рассчитайте в каждом его массовую долю. SО 2 и SО 3 ω (S) = СО 2 и СО ω (С) = ω (N) = НNО 3 , НNО 2 Выполните задания в рабочей тетради по закреплению материала. | Отвечают на предложенные вопросы. Рисуют состав веществ разными цветами. Часть от целого. Учащиеся вспоминают как рассчитывается доля в математике. Атомная масса элемента Выводят совместно с учителем формулу вещества ω=(Аr·n/Мr)·100% Рассчитывают. 3 ученика работают у доски Отвечают на вопрос Выдвигают свои предположения Физкультминутка. Один из учеников по направлению учителя – называет правильное произношение. Производят расчеты Выполняют работу. |
4.Рефлексия и подведение итогов урока. | Организует рефлексию и подведение итогов урока. Если бы мама попросила вас написать ей смс о самом главном на уроке, что бы вы написали? Достигли ли мы поставленных целей? Ребята, заканчивая урок, прошу наклеить выданный кружок на один из плакатов у выхода. (Все усвоили, усвоили недостаточно, требуется серьезная доработка). | Произносят свои ответы. Оценивают свою работу в плакатах у выхода. |
5.Информация о домашнем задании. | Предлагает задание в соответствии с возможностями: 1.Рассчитайте в каком из предложенных соединений (пероксид водорода, вода, серная кислота, оксид кальция, пероксид натрия-формулы записаны учителем) массовая доля кислорода наибольшая? 2.Найдите массовую долю каждого элемента в соединении (Fe 3 (PO 4 ) 2 *8H 2 O) | Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме. |
Использована литература:
1. Химия, 8 класс, Неорганическая химия, 8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., 2017.
2. Рабочая тетрадь. 8 класс.
3. Дидактические материалы. 8-9 классы.